Общественный рейтинг (Киргизия), 3 июня 2004 Право последнего выбораСыргак Абдылдаев, политолог
Самое трудное для человека власти - это не признать, а осознать глубину последствий допущенных ошибок. Потому, что народ однажды может простить, а история -
никогда.
Отто фон Бисмарк
Последние события в политическом мире Кыргызстана внесли
довольно существенные коррективы в определение перспективных интересов основных
игроков в борьбе за будущее президентство. Помимо визита двух южных оппонентов -
О. Текебаева и К. Бакиева - в Государственный департамент США, серьезную
поправку в планы играющих команд внесли недавние визиты в Кыргызстан известного
международного финансиста Дж. Сороса и помощника государственного секретаря США
Линн Паско. Визиты политиков такого ранга вызвали весьма острый интерес среди
политической элиты республики и породили немало вопросов об истинной цели их
приезда. А если к цели визита филантропа, к примеру, привязать причастность
представителей его регионального фонда к грузинским событиям и личную жесткую
позицию Дж. Сороса в вопросе борьбы с коррумпированными правительствами, то
количество вопросов без ответов только возрастает. Но если для аналитиков в
целом общая картина на внешнеполитическом фронте понятна, то последние
внутриполитические события, связанные с громкой отставкой Секретаря Совета
безопасности республики М. Аширкулова и созданием Гражданского союза "За честные
выборы", поставили перед аналитиками множество противоречивых вопросов в
отношении истинных целей появления нового политического альянса. В сущности при
первом же пристальном изучении персонального состава Гражданского союза
становится очевидно, что основное организационное ядро этого альянса состоит из
представителей различных политических партий и выходцев из различных регионов
страны (М. Аширкулов – Панфиловский район Чуйской области; А. Мадумаров –
Узгенский район Ошской области; М. Султанов – Алайский район Ошской области,
член партии "Адилет"; А. Атамбаев – Аламединский район Чуйской области, лидер
Социал-демократической партии Кыргызстана; О. Текебаев – Базар-Коргонский район
Джалал-Абадской области, лидер партии "Ата-Мекен"; Э. Алиев – Тонский район
Иссык-Кульской области, лидер партии "Ар-Намыс"; М. Эшимканов – Ат-Башинский
район Нарынской области, лидер Народной партии Кыргызстана). При этом необходимо
отметить, что этот политический союз возглавил бывший близкий соратник и в
недавнем прошлом один из самых влиятельных людей из ближайшего окружения
Президента республики М. Аширкулов. Именно этот факт в среде экспертов привлек
самый пристальный интерес, и стал одним из основных стимулов для перспективного
анализа возможных вариантов развития дальнейшей политической ситуации в стране.
Сам факт выхода из правящей команды одного из самых ближайших и на протяжении
долгого времени сохранявших политическую верность и личную преданность
действующему Президенту людей, безусловно, вызвал в политическом мире
Кыргызстана бурную и неоднозначную реакцию, став сенсацией года. Однако глубокий
анализ показывает, что появление на фронте борьбы за власть нового предвыборного
блока в лице Гражданского союза фактически означает создание первого официально
оформленного политического союза между региональными группами Севера и Юга. А
такая тенденция сближения в межрегиональных позициях в свою очередь может
кардинально повлиять на расстановку политических сил накануне парламентских
выборов и изменить конъюнктуру интересов основных группировок в борьбе за
президентское кресло. С точки зрения сравнительного анализа сегодня в
сложившейся схеме расклада интересов основных играющих групп можно провести на
отдельных моментах некоторые параллели с событиями в Грузии. Например, аксыйские
события в Кыргызстане, так же, как и события, предшествовавшие "бархатной"
революции в Грузии, убедительно продемонстрировали необходимость консолидации
региональных лидеров оппозиции и выбора единого руководителя. Именно
раздробленность и отсутствие консолидирующего лидера всегда были уязвимым местом
в борьбе оппозиции против власти. Этот момент истины хорошо уловили в Тбилиси,
поняв, что только при объединении сил и политических ресурсов возможен реальный
шанс на победу. Первым и успешным шагом грузинской оппозиции стало участие в
выборах в Городской совет народных депутатов г. Тбилиси по партийным спискам (в
Грузии действует пропорциональная система парламентских выборов). В результате
активной избирательной кампании в Городской совет народных депутатов г. Тбилиси
прошло большинство сторонников ныне действующего президента Грузии М.
Саакашвили. В реальности власть в Тбилиси полностью перешла в руки оппозиции,
которая затем вывела из-под контроля экс-президента Э. Шеварднадзе
социально-политическую ситуацию в грузинской столице. Это была первая и крупная
совместная победа оппозиционных сил, которая позволила им развернуть собственную
широкомасштабную и эффективную кампанию против правящей команды Э. Шеварднадзе.
Дальше события в Грузии разворачивались по известному уже сценарию. Однако
главным уроком для политических партий стран СНГ в грузинских событиях стало
понимание истины, что без раскола в рядах правящей элиты невозможна досрочная
смена власти. Именно этот момент сегодня прослеживается и в политической жизни
Кыргызстана. Если вспомнить события недавнего прошлого, в частности, создание
Народного Конгресса Кыргызстана, то необходимо отметить, что именно активная и
согласованная деятельность лидеров этого народного форума вынудила Президента А.
Акаева на III Курултае народов Кыргызстана сделать первое публичное заявление о
своем отказе от участия в следующих президентских выборах 2005 года. Фактически
это заявление означало признание значительного ослабления позиций Президента в
политической жизни страны. И именно это же заявление Президента проложило первые
трещины в политическом мышлении некогда достаточно крепкой монолитной правящей
команды, заставив многих из числа ближнего президентского окружения задуматься
прежде всего о своих личных перспективах или, проще говоря, приступить к
активной разработке различных вариантов безопасного ухода в тень и подготовке
собственных "запасных аэродромов" на политическом поле республики.
Между тем, как известно, лидеры отдельных политических
партий в свое время провели неофициальные переговоры с главой республики с целью
добиться усиления роли политических партий в жизни страны путем восстановления
пропорциональной системы парламентских выборов хотя бы на уровне городских и
областных кенешей. Политический компромисс в этом вопросе, как известно якобы в
ходе переговоров все же был достигнут, и это с одной стороны (если, конечно,
Президент подпишет проект Закона КР "О внесении изменений в Избирательный кодекс
Кыргызской Республики"), может быть, один самых лучших примеров конструктивного
взаимосотрудничества между политическими партиями и властью. Однако с другой
стороны это не что иное, как прямой вызов со стороны оппозиции как правящей
команде, так и лично Президенту. Ведь в любом случае оппозиция ничего не
проигрывает, а только набирает дополнительные "очки" в преддверии наступающих
парламентских выборов. Более того, делая в жесткой игре ставку на проведение
выборов по партийным спискам, лидерам оппозиционных сил есть что предъявить в
качестве убедительного аргумента. Например, парламентарии сегодня под любым
удобным для них предлогом просто могут отозвать Закон КР "О гарантиях
деятельности экс-президента и первого президента Кыргызской Республики". С этой
точки зрения, конечно, пока действующему главе страны целесообразно пойти на
уступки и утвердить данный законопроект. В пользу этого решения свидетельствует
наличие трех опорных партий, таких, как "Алга Кыргызстан", "Адилет" и "Моя
страна", в рядах которых существует значительное число сторонников А. Акаева и
К°. Кроме того, учитывая весьма значительные административно-финансовые и
организационные ресурсы этих политических партий, можно с большой долей
вероятности предположить, что в случае внесения новых изменений в Избирательный
кодекс республики политический расклад на уровне областных и городских кенешей
вряд ли поменяется кардинальным образом. Вероятней всего, большинство
депутатских мандатов получат кандидаты от пропрезидентских партий и
"самовыдвиженцы" из числа представителей местного населения. В этом плане
возможные негативные последствия могут А. Акаева не тревожить.
Между тем социально-экономическая ситуация в республике,
несмотря ни на какие упрямо-убедительные постановления правительства и
милостивое признание МФВ достижения страной отдельных успехов, по-прежнему
дрейфует в зоне повальной бедности большинства населения. Однако во всей этой
12-летней суверенной трагедии иронию вызывают попытки заняться экономикой в
конце президентского пути, которые больше напоминают попытки реанимировать
мертвого. Но, конечно, это дело хозяйское. Каждому свое. Но вот проблема
коррупции неожиданно (хотя, с другой стороны, вполне закономерно, что
законодательной властью до сих пор не принят закон о государственном контроле
над крупными капиталами) встала поперек дороги в светлое будущее. Претензии со
стороны стран-доноров и международных финансовых организаций в отношении
высокого роста коррупции в Кыргызстане не только напрямую связаны с кредитом
дальнейшего инвестиционного доверия, но и с возможными вариантами развития
событий на президентских выборах. А это весьма весомый аргумент в руках
оппонентов нынешней власти в будущей битве за президентство. Но это мелочи по
сравнению с первым дебютом Гражданского союза во главе с экс-Секретарем Совета
безопасности М. Аширкуловым.
Пожалуй, самым тяжелым ударом как по престижу, так и в
личном плане для главы государства на сегодняшний день явился переход в лагерь
оппозиции М. Аширкулова, который на протяжении нескольких десятилетий был не
только сподвижником Президента, но и близким другом семьи. Без сомнения, что для
экс-Секретаря Совета безопасности республики в человеческом плане принятие
такого решения наверняка далось очень тяжело, и, конечно, требовало
определенного мужества в том смысле, что в политической перспективе связано с
определенным риском. Тем не менее, выбор был сделан в пользу выхода из правящей
команды. Справедливости ради следует сказать, что М. Аширкулов, в отличие от
других деятелей с 7 этажа БД, всегда отличался более или менее гибкой позицией в
отношении лидеров оппозиционных сил. За исключением, правда, некоторых случаев,
когда исход от него уже не зависел. Именно гибкая, по возможности, прагматика
стратегических решений и в определенной степени политическая дальновидность
позволили М. Аширкулову безболезненно (на зависть остальной части президентского
окружения) вовремя пересесть с дрейфующего (или тонущего?) судна на корабль,
плывущий курсом в будущее. Между прочим стоит указать, что "панфиловская"
команда, сегодня по влиянию является одной из самых сильных с точки зрения
внешних и внутренних позиций. Кроме этого, своим шагом на ровном месте заработал
дополнительные политические ресурсы. Тем не менее, несмотря на всю политическую
дальновидность М. Аширкулова, его шаг явился не только тяжелым и невосполнимым
ударом по личному имиджу Президента, но и вбил еще один клин в покрытый
трещинами монолит правящей команды. Это фактически второй этап раскола в
окружении А. Акаева. Уже сегодня ряд правительственных чиновников и известных
общественных деятелей изъявили желание вступить в Гражданский союз в ближайшем
времени. Поэтому к текущему моменту уже невооруженным глазом видно, что
действующий президент попал в тяжелое и сложное положение, требующее от него
оперативных и рациональных решений. Однако анализ сложившегося положения на
политическом фронте указывает, что глава страны может попасть (или уже попал) в
ситуацию цейтнота. С этой позиции сегодня даже не может идти и речи о подготовке
и продвижении к президентскому креслу преемника в ближайшем будущем. Сегодня
краеугольным камнем является вопрос о безопасном отходе от государственной
власти самого Президента. В этом смысле при сложившемся положении и
развивающихся критических процессах в социально-политической и экономической
жизни страны безопасный отход для А. Акаева возможен, как полагают эксперты,
только при условии достижения политического компромисса со всеми
заинтересованными силами Кыргызстана. Добровольный уход с президентского кресла
взамен на гарантии безопасности главы государства и его семьи – вот, пожалуй,
самое оптимальное условие для всех участников компромисса, так как сегодня ни у
одной из сторон аргументов, способных решить проблему в ином русле, нет. Ведь в
Грузии именно этот путь впервые позволил создать прецедент преемственности
политической власти и заложить новые политические традиции.
|