БЕЛОРУССИЯ
Хроника
15 августа. Министерство
экономики Белоруссии информировало о том, что товарооборот республики с Россией
в первом полугодии с.г. составил 7551,4 млн. долларов США (на 33,8% больше по
сравнению с аналогичным периодом 2003 г.). Сальдо во внешней торговле с Россией
сложилось отрицательное - 1760,8 млн. долларов. Белорусский экспорт в Россию в
первом полугодии увеличился на 35,7% по сравнению с 2003 г. и составил 2895,3
млн. долларов, объем импорта из России за тот же период возрос на 32,7% и
составил 4656,1 млн. долларов.
16 августа. В России
белорусской стороной были сформированы 3 избирательных участка по выборам
депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Белоруссия,
которые пройдут 17 октября. Они помещаются в посольстве РБ в Москве, а также в
его отделениях в Санкт-Петербурге и Калининграде. В выборах, по информации
дипмиссии республики, смогут принять участие все граждане Белоруссии, выехавшие
в Россию на постоянное место жительство, а также белорусские граждане, которые в
день голосования окажутся на российской территории по служебным или личным
делам.
16 августа. Постановлением
Совета министров РБ утвержден новый размер бюджета прожиточного минимума (БПМ) в
среднем на душу населения, который составил 128.390 белорусских руб. (59
долларов США).
17 августа. Находящиеся в
Афинах руководители Национального олимпийского комитета Белоруссии направили в
Международный олимпийский комитет письмо с просьбой дать ответ на заявление НОК
РБ по поводу руководителя белорусской делегации Юрия Сивакова, который не смог
приехать на Олимпиаду из-за препятствий, чинимых ему Евросоюзом и Грецией. НОК
Белоруссии заявил решительный протест против кампании, развернутой политическими
кругами Европы вокруг члена его исполкома, министра спорта и туризма,
руководителя белорусской олимпийской делегации ген. Юрия Сивакова, которому
отказано в праве принять участие в XXVIII летних Олимпийских играх в Греции.
17 августа. Делегация
Белоруссии во главе с заместителем руководителя министерства иностранных дел
Александром Сычевым приняла участие в XIV конференции министров иностранных дел
государств-членов Движения неприсоединения в г.Дурбан (ЮАР). В рамках
конференции состоялись заседания политического и экономического комитетов, на
которых был рассмотрен проект итогового документа форума.
17 августа. Обнародован указ
президента Республики Белоруссия, согласно которому выборы в Совет республики
Национального собрания третьего созыва пройдут с 18 августа по 18 ноября 2004 г.
Выдвигать кандидатов в состав верхней палаты парламента, согласно белорусскому
законодательству, уполномочены депутаты местных советов «базового уровня». Право
выбирать из данных кандидатов принадлежит этим же депутатам местных советов
путем тайного голосования. Совет республики НС является палатой территориального
представительства и состоит из 64-х парламентариев, 8 из них напрямую
назначаются главой государства Александром Лукашенко. По 8 депутатов выдвигает в
Совет республики каждый из семи регионов Белоруссии.
17 августа. В польских СМИ
было опубликовано открытое обращение группы депутатов польского парламента и
общественных деятелей под названием «Помочь Беларуси». В обращении, указывается
на опасность того, что режим диктатора Александра Лукашенко, который находится в
перманентном кризисе, будет рано или поздно вынужден смириться с
империалистическими целями России. Авторы открытого обращения предлагают
полякам, «всем сознательным гражданам, убежденным сторонникам демократии»
присоединиться к инициативе «Движение — Польша за демократические перемены в
Беларуси». В Польше президента соседней Белоруссии почти половина населения
(49%), согласно последнему социологическому опросу, считает самым нелюбимым из
иностранных государственных лидеров.
17 августа. В Белоруссии
издан указ (№ 395), согласно которому внесены изменения в действующий порядок
обязательной продажи иностранной валюты. С этой даты обязательной продаже
не подлежит иностранная валюта, поступившая на счета юридических лиц в
результате операций не только с ценными бумагами Национального банка, но и
государственными долговыми обязательствами.
18 августа. В Турове
белорусскими археологами обнаружено древнее языческое святилище. Ученые
Института истории Национальной академии наук Белоруссии и специалисты Туровского
историко-краеведческого музея утверждают, что древнее языческое святилище
относится к 980 году и является третьим по значению на территории Западной и
Средней Европы. Это – первый подобный археологический объект обнаруженный на
территории республики.
18 августа. Национальное
телевидение Белоруссии сообщило, что более 60-ти предприятий России и Белоруссии
будут задействованы в новом совместном проекте "Космос Союзного государства".
Его объем на 2004 год - 95 миллионов российских рублей.
18 августа. На российском
полигоне Ашулук началось учение частей ВВС-ПВО Белоруссии в форме второго этапа
оперативно-тактического учения войск Западного ОТК ВВС-ПВО, в ходе
которого была осуществлена передислокация группировки войск ЗОТК. Часть сил и
средств группировки железнодорожным транспортом перебазировалась на российский
полигон Ашулук. Для переброски штаба и части сил по воздуху также использовались
транспортные самолеты Ил-76МД 50 авиабазы, на полигон была передислоцирована
эскадрилья 61 истребительно-авиационной базы. В ходе учений белорусские расчеты
планировали осуществить несколько боевых пусков ракет ЗРК С-300 и «Буг», а также
провести боевые стрельбы истребителями ВВС-ПВО РБ.
18 августа. Штангистки из
Белоруссии Анна Батюшко и Татьяна Стукалова завоевали первые, серебряную и
бронзовую медали на Олимпийских играх-2004 в Афинах. До этого дня
белорусская олимпийская команда выступала неудачно, хотя до Олимпиады ее
руководство планировало выиграть 25 наград.
18 августа. В ходе
телефонного разговора президент России Владимир Путин пригласил главу
белорусского государства Александра Лукашенко в Сочи для проведения переговоров.
Лидер российского государства проинформировал президента Беларуси о том, что им
подписан федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской
Федерации». Изменения в данный закон направлены на перевод системы уплаты налога
на добавленную стоимость на «принцип страны назначения» без каких-либо изъятий и
ограничений.
18 августа. Глава совета
директоров концерна «Нефтяной» Борис Немцов заявил, что настоящий экономический
союз России с Белоруссией при нынешней экономической политике Минска невозможен.
«Совковая» белорусская экономика с рыночной, по его мнению, не может
стыковаться. Кремль отрицательно относится к идее третьего срока президентства
Александра Лукашенко, и белорусский руководитель об этом наверняка знает, -
сказал Немцов.
18 августа. Прошла рабочая
встреча и.о. председателя правления «Газпрома» Александра Ананенкова и нового
генерального директора «Белтрансгаза» Дмитрия Казакова. Стороны подтвердили
целесообразность создания на паритетной основе совместного предприятия на базе
«Белтрансгаза», что повысит эффективность реализации совместных проектов в
газовой сфере.
19 августа. За большой
личный вклад в развитие всестороннего сотрудничества между Белоруссией и
Россией, укрепление белорусско-российской дружбы орденом Франциска Скорины
награжден посол России в Индии Вячеслав Трубников.
19 августа. Министр связи и
информатизации РБ Владимир Гончаренко в интервью газете «Советская Белоруссия»
информировал о том, что общее количество абонентов мобильной связи в республике
превысило 1 миллион 700 тысяч. Согласно разработанным министерством программам,
в ближайшие год-два сеть мобильной связи должна охватить территорию, на которой
проживает около 80% населения Белоруссии.
19 августа. Министерство
экономики РБ утвердило порядок округления цен в связи с изъятием из обращения
пятирублевых банкнот. Округление вводится с 1 сентября, значения в сумме до 5
рублей включительно отбрасываются, розничные цены и тарифы округляются до 10
рублей.
20 августа. В Минске
состоялись очередные заседания группы высокого уровня (ГВУ) по формированию
Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана, России и Украины и
7-ми рабочих групп по формированию ЕЭП. Российскую делегацию возглавлял Виктор
Христенко, специальный представитель президента России по вопросам развития
интеграционного сотрудничества с государствами-участницами СНГ. После одного из
заседаний вице-премьер правительства РБ Андрей Кобяков заявил, что белорусское
правительство озабочено тем, чтобы решение российского руководства о переходе на
принцип «страны назначения» в торговле со странами, вошедшими в ЕЭП, не привело
к росту цен в Белоруссии.
23 августа. В Сочи
состоялась рабочая встреча президентов России и Белоруссии. Лидер России
Владимир Путин в рамках встречи заявил о том, что российская сторона
приняла решение о выделении Белоруссии кредита в размере 175 млн. долларов США.
Россия – по словам Путина - готова поставлять Белоруссии газ по внутрироссийским
ценам после создания совместного предприятия газовыми концернами «Газпром» и
«Белтрансгаз», не исключена и возможность деятельности на территории
России белорусских компаний по добыче газа. В ходе переговоров был
определен очередной примерный ориентир для введения российского рубля в качестве
единой валюты на территории Союзного государства - 1 января 2006 г.
23 августа. Исполнительный
комитет СНГ начал формирование миссии наблюдателей от Содружества на
парламентских выборах в Республике Белоруссия, которые запланированы на октябрь.
23 августа. Белорусское ОАО
«Полоцк-Стекловолокно» заключила договор с немецкой P-D Glasseiden GmbH Oschatz
о создании СП. Несколькими днями ранее польская фабрика красок и лаков «Снежка»
получила контрольный пакет акций в польско-белорусском акционерном обществе с
аналогичным названием.
23 августа. Минский
автомобильный завод собрал для экспонирования на международной автомобильной
выставке «МоторШоу-2004» в Москве первый белорусский туристический автобус
МАЗ-251.
23 августа. Международный
олимпийский комитет дал ответ на обращение НОК Белоруссии по поводу запрета на
въезд в Грецию руководителю белорусской делегации на Олимпиаде в Афинах Юрию
Сивакову. Главными аргументами при принятии этого решения греческими властями,
как было отмечено в ответе МОК, послужило мнение Европейского союза и
некие соображения безопасности. В будущем МОК обязался самым принципиальным
образом отслеживать все моменты, связанные с подобными ситуациями, и не
допускать перенесения политических вопросов в сферу спорта.
23 августа. Министерство
иностранных дел Белоруссии обнародовало заявление относительно высказываний,
сделанных 21 августа в Риге министром иностранных дел Латвии Артисом Пабриксом и
руководителем группы американских конгрессменов Джоном Маккейном. Представитель
внешнеполитического ведомства РБ подчеркнул, в частности, что высказанное главой
МИД Латвии предложение - поделиться опытом демократических преобразований с
Белоруссией - можно было бы рассматривать как конструктивный шаг. Однако
необходимо задуматься, насколько данный опыт соответствует общепринятым
международным стандартам. Латвию, где около четверти населения лишено
гражданства, а представители национальных меньшинств имеют серьезные проблемы в
обучении на родном языке, весьма сложно рассматривать как авторитетного эксперта
в области демократических преобразований, отметил официальный представитель
белорусского МИД.
24 августа. Открылась 10-я
Московская промышленная выставка-ярмарка, организаторами которой выступили
Правительство Москвы, министерство экономического развития и торговли России,
комитеты Государственной Думы ФС. Среди участников выставки были широко
представлены предприятия-экспортеры из Белоруссии.
24 августа. В Минск прибыла
российская военная делегация во главе с начальником организационно-планового
отдела Военно-научного комитета Генерального штаба ВС России полк. Михаилом
Казанцевым. В ходе рабочей встречи были обсуждены вопросы военно-научного
сотрудничества между военными ведомствами двух стран, проанализирован ход
выполнения в 2004 г. программы военно-научного сотрудничества министерств
обороны Республики Белоруссия и России.
24 августа. Премьер-министр
Белоруссии Сергей Сидорский на заседании правительства выразил озабоченность
тем, что в июле резко замедлились темпы роста инвестиций в основной капитал, а
также сократился розничный товарооборот (на 1,1%), несмотря на некоторое
повышение средней зарплаты по республике. рамках заседания Министр иностранных
дел Республики Беларусь Сергей Мартынов проинформировал правительство о
состоянии внешней торговли страны и обозначил имеющиеся в этой области проблемы.
Мартынов отметил, что темпы роста импорта впервые в 2004 г. превысили темпы
роста экспорта. Среди причин такого роста были названы увеличение ввоза
промежуточных товаров, повышение средних цен на нефть и рост импорта
инвестиционных товаров. При этом большая часть прироста импорта (85%)
экономически обоснована ростом промышленного производства. В то же время, если
бы правительство РБ не предприняло соответствующие меры по ограничению импорта,
то темпы его роста, подчеркнул Мартынов, оказались бы еще более высокими.
25 августа. Председатель
правления Национального банка Белоруссии Петр Прокопович информировал главу
государства об успешном выполнении в текущем году основных направлений
денежно-кредитной политики. Курс национальной валюты в 2004 г., по утверждению
Прокоповича, стабилен и прогнозируем. Белорусский рубль укрепился по отношению к
евро, практически нет девальвации к доллару, а девальвация к российскому рублю
составляет 1,3%.
25 августа. Ряд
информационных агентств сообщил о том, что американская администрация объявила
«Инфобанк» Белоруссии финансовой организацией, участвовавшей в отмывании
денежных средств для прежнего иракского режима Саддама Хусейна. Белорусский
«Инфобанк» отверг все обвинения американской администрации в отмывании денег.
МИД Республики Белоруссия информировал о том, что американская сторона выказала
озабоченность в связи с возможной причастностью «Инфобанка» к отмыванию иракских
денег, однако компетентными органами Белоруссии была проведена комплексная
проверка деятельности данного банка, которая не выявила нарушений. Результаты
проверки были переданы заинтересованным органам в США. Поэтому МИД Белоруссии
считает необоснованным решение США о замораживании активов «Инфобанка».
25 августа. Национальное
телевидение Белоруссии сообщило о том, что в столице республики единовременную
денежную помощь с 2005 года будут выплачивать всем минчанкам, которые родят
второго ребенка. При рождении третьего ребенка сумма пособия будет удваиваться.
Эти меры минских властей направлены на борьбу с резким сокращением рождаемости и
численности населения Белоруссии (сейчас она упала до 9,8 млн. чел.).
25 августа. Российская
компания «Газпром» предложила Белоруссии обойтись без альтернативных поставщиков
газа в 2005 году. «Газпром» объявил о готовности поставить в Белоруссию в
следующем году 19,1 миллиарда кубометров собственного газа по цене $46,68 за
тысячу кубометров и тем самым полностью покрыть потребности республики в
природном газе.
26 августа. Президент
Белоруссии выразил «настороженность» по поводу претензий руководства МГК
«ИТЕРА», которое обвинило ряд должностных лиц республики в попытках тормозить
инвестиционные проекты, предложенные этой компанией белорусскому правительству
(строительство электростанции, приобретение контрольного пакета акций одной из
компаний сотовой связи стандарта GSM и др.). При этом Александр Лукашенко
подчеркнул, что не хотел бы отходить от устоявшихся правил работы с иностранными
инвесторами, так как они «чисты и прозрачны».
26 августа. В связи с двумя
авиакатастрофами в России службы безопасности аэропортов Белоруссии усилили меры
по досмотру ручной клади и багажа пассажиров.
26 августа. Праздник Минской
иконы Божьей Матери, которая признается Чудотворной, отметили православные в
Белоруссии.
26 августа. По информации
посольства Республики Белоруссия в России в белорусскую экономику в первом
полугодии текущего года поступило $655,4 миллионов иностранных инвестиций.
Основные инвесторы - субъекты хозяйствования Швейцарии (39,8%), России (18,1%),
Великобритании (7,2%), США (5,1%) и Германии (4,8%).
27 августа. Завершился
последний этап учений группировки сил и средств Западного и Северо-Западного
оперативно-тактических командований ВВС-ПВО Белоруссии на российском полигоне
Ашулук. На завершающей фазе учений боевые расчеты зенитных ракетных
подразделений и авиации группировки войск Западного оперативно-тактического
командования, а также боевые расчеты подразделений зенитных ракетных войск
Северо-западного оперативно-тактического командования провели боевые стрельбы по
самолетам-мишеням "Стриж-3М" и "Ла-17" и парашютной мишени "ПМ-6", которые
имитировали средства воздушного нападения вероятного противника. Впервые была
опробована автоматизированная система управления ПВО, которую планируется
принять на вооружение ВВС-ПВО Белоруссии в 2005 г.
1 сентября. В Белоруссии
новый учебный год начался с изменений в системе учреждений среднего,
специального и высшего образования - прекращена деятельность 4 из 14
негосударственных вузов, семи филиалов этих вузов и трех частных техникумов.
Кроме того, 11 педагогических колледжей и училищ были включены в структуру
высшего образования, закрыты и перепрофилированы 97 школ.
Активизация деятельности западных спецслужб в БелоруссииВладислав Лосев (Минск), Александр Фадеев (Москва)
Предсказания ряда экспертов о передислокации
американских военных баз, прежде всего из Германии, на юго-восток и восток
Европы, в том числе на территории, примыкающие к границам
белорусско-российского Союзного государства, начинают сбываться. В середине
августа с.г. президент США Дж.Буш обнародовал план перемещения военнослужащих
этой страны из пунктов их прежнего размещения в Европе на новые базы в Польше,
Болгарии, Венгрии и Румынии. Нельзя совершенно исключать и появление
американских воинских контингентов и военной инфраструктуры в странах Балтии. И
хотя эта масштабная операция проводится под прикрытием лозунга борьбы с
международным терроризмом, на деле она подкрепляет движение НАТО на Восток и
порождает угрозу для безопасности Белоруссии и России.
Подобное изменение расквартирования американских войск в
Европе, передислокация их в восточную и юго-восточную часть Старого континента
ведет не только к созданию передовых плацдармов для ведения потенциальных
военных действий на европейском ТВД, но и к активизации деятельности
разведывательного сообщества США. В зону ответственности и непосредственной
деятельности стратегической и военной разведок США непосредственно попадут
надводно-подводные и береговые боевые силы, базы и пункты базирования
российского Балтийского флота, западные районы России и вся территория
Белоруссии. Разведывательные операции, скорее всего, приобретут широкий и
интенсивный характер, их станет легче и эффективнее организовывать и
осуществлять с территории новых военных баз США в Европе, прежде всего в Польше,
а также с территории балтийских государств-членов НАТО.
Предстоящее размещение в Польше крупных американских
воинских соединений вызвало в Белоруссии довольно неоднозначную реакцию. Если
белорусские политики в целом отрицательно относятся к подобной перспективе, то
официальный Минск не высказал ничего определенного. Так, председатель
комиссии по национальной безопасности Совета Республики Национального
собрания РБ Николай Чергинец однозначно определил новые планы США как
подозрительные, которые еще раз подтверждают пустоту прежних обещаний стран НАТО
не разворачивать своих баз в государствах бывшего Варшавского Договора и,
тем более, рядом с границами стран СНГ. По мнению Чергинца такие подходы «делают
непредсказуемым дальнейшее положение с безопасностью в Восточной Европе и
требуют соответствующего реагирования».
Оппозиционный депутат Палаты представителей
Национального собрания РБ генерал Валерий Фролов также отрицательно оценивает
передвижение американских войск в Польшу: «Хотелось бы верить провозглашенной
США политике, что они не собираются делать каких-либо нападений. Однако зачем
тогда все эти перемещения войск, они же требуют большого количества
средств? Несомненно, это делается в соответствии с каким-то планом».
Валерий Фролов единственный оппозиционный деятель
поставивший под сомнение «благие» намерения американских войск, которые уже в
ближайшем будущем будут развернуты на границах Cоюзного государства Белоруссии и
|России. Усилится, вероятно, деятельность со стороны Польши и прибалтийских
государств, направленная не столько на устранение от власти белорусского
«тирана» Александра Лукашенко, сколько на отрыв Белоруссии от России и
разрушение основ Союзного государства. Американское военное присутствие на
границах Белоруссии значительно повысит если не собственно военную опасность для
республики (оставляя ее пока гипотетической), то угрозу политической
агрессии и создаст поле для проведения специальных операций.
Стоит при этом отметить, что сама разведывательная
деятельность не только является составляющей частью функционирования
государственного аппарата США, но и оказывает значительное влияние на политику
федеральных властей этого государства. Помимо прочего, разведывательное
сообщество США тесно сотрудничает с ведущими национальными и «дружественными»
мировыми информационными агентствами, оказывая средствам массовой
информации целенаправленную помощь. Велико воздействие информации, добытой
с помощью разведки и намеренно сделанной достоянием широких кругов, на
общественное мнение США, а также стран-союзниц этой державы. Разведывательные
структуры США в законодательном порядке обязаны
содействовать и «созданию необходимого Соединенным Штатам климата общественного
мнения в других странах». В подобных условиях возрастает опасность принятия на
высшем государственном уровне стран Западного альянса роковых решений,
основанных на недостоверных разведывательных данных, ошибочном анализе
полученных разведкой от ее белорусских источников информации, которые способны
ввести в заблуждение правительство и общественность.
Действия представителей разведывательного сообщества
часто выходят за рамки собственно добывания необходимой информации и закрытых
тактико-технических данных. Они, нередко, используются для создания
интеллектуальными средствами определенных условий, благоприятной (с точки зрения
американцев) политической атмосферы в тех государствах, которые попадают в зону
особых интересов США. Нередко это приводит к радикальному изменению
государственно-политического строя, приходу в таких странах к власти политиков,
лояльных руководству США. По отношению к Белоруссии, как представляется, в этом
ключе сейчас все большее внимание уделяется журналистам-двойникам, «свободным»
журналистам (одновременно работающим в Белоруссии сразу на несколько СМИ),
ряду функционеров белорусской радикальной оппозиции, а также бывшим
высокопоставленным чиновникам и представителям генералитета.
Нельзя упускать из виду и того, что разведывательное
сообщество США не только связано специальным соглашением по разведке с Польшей,
имеющей протяженную границу с Белоруссией, но, как свидетельствуют некоторые
источники, имеет своего постоянного представителя в польской разведке. Само по
себе это далеко не случайно. По большому счету именно всесторонняя американская
поддержка сегодня позволяет Польше преодолеть историческую национальную
неполноценность по отношению к Западной Европе, реанимировать идеологию
сарматизма в среде ее элиты, которая, наконец, почувствовала себя активным
участником мировой политики. Веками польское национальное самосознание
формировалось в жестком противостоянии России, этой «ядовитой гарпии» по
Веспасиану Коховскому, стране, где живут исключительно «вандалы», если верить
Вацлаву Потоцкому. В массовом польском сознании сегодня причудливо переплелись
лазурный миф о Великой Америке и неизбывный страх перед могучим восточным
соседом – Россией (по версии модной польской писательницы современности Крыстыны
Курчаб-Редлих, варварским государством с террористическим режимом). Политики
Польши словно задались целью опровергнуть известную характеристику, которую дал
полякам французский поэт Филипп Депорт: завершить «свое единоборство со
стаканом» и стать реальным форпостом Запада против «потомков Чингисхана»,
Марсом в конфедератке на границе с азиатской Россией и ее союзницей
Белоруссией.
Явная поддержка Польши со стороны США повышает
политическую значимость и международный вес Варшавы, но, одновременно,
объективно требует внесения польского вклада в партнерство. Сегодня, учитывая
переход Запада на новые принципы борьбы с радикализмом и терроризмом, этот вклад
может выражаться преимущественно не в форме чисто военного или
военно-технического, а в виде активизации сотрудничества специальных служб.
Вооруженные силы США и силы быстрого реагирования НАТО в условиях существующего
5-дневного норматива развертывания и выдвижения для осуществления военных
операций и операций по «стабилизации» крайне заинтересованы в такой помощи
польских спецслужб. Для Польши организация полномасштабной разведки на
белорусском направлении является вполне посильной задачей, что выгодно отличает
ее от неудачных и затратных попыток трансформации вооруженных сил бывшего
государства-члена ОВД в соответствии с жесткими стандартами НАТО. С точки зрения
международного авторитета РП, и это немаловажно, никто не сможет упрекнуть
Варшаву в стремлении отделаться вспомогательной функцией в рамках альянса с США
и НАТО, поскольку возрастающая роль разведывательных операций признается
абсолютно всеми.
Не исключено, что подобный польский опыт будет
востребован и другими европейскими союзниками США как определенный эталон
в разделении ролей в рамках партнерства с Вашингтоном при «профилактике рисков»
и борьбе со странами-изгоями. К тому же внешне это будет выглядеть не только как
проактивное, но и равноправное сотрудничество, новый метод «разделения труда» в
Альянсе, выгодно контрастирующий с экспериментами по модернизации ВС
стран-сателлитов или, скажем, с сомнительной практикой польского командования
смешанной дивизией в Ираке.
17 августа польские газеты опубликовали открытое
обращение так называемой инициативной группы «Польша за демократические перемены
в Белоруссии», в которую вошли депутаты польского сейма и представители
творческой интеллигенции (в том числе и известный кинорежиссер Анджей Вайда).
Данное обращение носит резко антироссийский характер («режим диктатора
Лукашенко находится в перманентном кризисе, и рано или поздно он вынужден будет
смириться с империалистическими целями России») и призывает польские власти
помочь Белоруссии бороться с «российским империализмом». Причем, в качестве
помощи предлагается и лоббирование интересов белорусского руководства в
Европейском союзе, в случае если оно откажется от союза с Россией. При
этом польские политики выразили желание строить свои отношения с будущим
руководством Белоруссии на основах созвучных с принципами Люблинской унии, когда
Литвой и Польшей была создана Речь Посполитая, а Западная Русь попала под
жестокий национальный и религиозный гнет.
Деятельность части белорусской оппозиции курируется
польскими спецслужбами, Варшавским центром восточных исследований, который
выступает в качестве связующего звена между лидерами радикальной оппозиции
Белоруссии и польским сеймом и правительством Польши. Контакты белорусской
оппозиции с государственными органами Литвы организуются литовскими институтом
международных отношений и институтом Белоруссии. С 2002 года
осуществляется так называемый «Вильнюсский процесс», в рамках которого литовской
стороной на постоянной основе проводятся политические встречи, консультации,
семинары, «круглые столы», конференции направленные на обучение и
консолидацию белорусских оппозиционных сил.
Помимо Польши и прибалтийских государств поддержкой
антироссийских сил в Белоруссии занимаются и непосредственно структуры
Европейского союза. Так, 25-26 мая 2004 г. в Брюсселе в штаб-квартире Евросоюза
состоялись встречи представителей Белорусской социал-демократической партии
(«Народная грамада»), Белорусской женской партии «Надзея», незарегистрированного
антипрезидентского объединения «Хартия-97» (образуют «Европейскую коалицию
«Свободная Беларусь»), Белорусского народного фронта (БНФ), Белорусской
социал-демократической грамады (БСДГ), Объединенной гражданской партии (ОГП),
Партии коммунистов Белорусской (ПКБ) и Белорусской партия труда (образуют
«Народную коалицию «5+»), депутатской группы «Республика» (рук. ген. В.Фролов) и
незарегистрированного молодежного движения «Зубр» с Верховным Представителем
Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьером Соланой,
комиссаром по вопросам расширения Евросоюза Гюнтером Ферхойгеном,
государственным министром по вопросам международного сотрудничества и правам
человека Ирландии Томом Киттом, генеральным директором Еврокомиссии по проблемам
расширения Европейского Союза Энеко Ландабуру и другими еврочиновниками. Как
заявил в ходе этой встречи Хавьер Солана, «существующая обстановка в Белоруссии
остается весьма сложной для тех, кто борется против режима. Визит, совершенный
лидерами оппозиции по приглашению Евросоюза, должен считаться знаком
поддержки».
Вносит свою лепту в формирование в Белоруссии
антипрезидентского и антироссийского политического ландшафта Европейский
центр по изучению вопросов безопасности имени Дж. Маршала в г.
Гармиш-Партенкирхене (Германия). В данном центре в свое время прошли обучение не
только представители оппозиционных партий и движений (ОГП, БСДП(«Народная
громада»), БНФ, белорусское объединение «Яблоко и др.), но и ряд депутатов
белорусского парламента, министерства обороны и министерства иностранных дел
Белоруссии. По данным посольства США в Белоруссии от общего числа граждан
Республики Беларусь, прошедших обучение в Центре имени Дж. Маршала, 70%
составляют государственные служащие.
По мере приближения парламентских выборов в республике
поддержка оппозиции со стороны западных организаций и государств, помощь ей по
линии спецслужб начинает нарастать, что свидетельствует о серьезных намерениях
внешних сил произвести не только смену государственной власти в республике, но и
изменить внешнеполитический курс Белоруссии. Особенно откровенно об этом заявил
21 августа с.г. в Риге американский сенатор Джон Маккейн, находившийся во главе
сенатской делегации (помимо него – Сьюзен Коллинз, Линдсей Греем и Джон Сунуну)
в Латвии, на встрече с руководством этого прибалтийского государства. Маккейн, в
частности, дал понять, что США намерены уже в ближайшие год-два свергнуть
Лукашенко, используя инструменты международного давления. К самому заявлению
американского сенатора можно отнестись весьма скептически, но оно в полной мере
высветило антибелорусскую позицию Латвии, глава внешнеполитического ведомства
которой Артис Пабрикс, поддержав Маккейна, заявил, что «Латвия вместе с США
будут бороться за демократию в Белоруссии».
Поскольку, начиная с Бермудского соглашения, было
возобновлено тесное сотрудничество американской и британской разведок, то нельзя
исключать, что на территории Белоруссии помимо польских разведывательных
структур, большую активность начнут проявлять секретные службы Соединенного
Королевства. Они, как известно, имеют в Восточной Европе надежную сеть
источников и агентов, наработанный столетний опыт проведения тайных операций и
действуют более утонченно, чем американцы, прекрасно зная европейскую
специфику.
При этом разведывательное сообщество США всегда исходит
из известного принципа, что большие дела плохо начинать с малыми средствами.
Так, например, блестящая деятельность британской разведки в конце 50-60-х гг. на
территории тогда Польской народной республики обошлась американским
налогоплательщикам в огромную по тем временам сумму – 20 миллионов долларов
(правда, еще большие средства американские разведчики передали своим британским
коллегам на финансирование «Особой секции» по разведке в Китае). Современный
бюджет разведывательного сообщества США является государственной тайной, но по
оценке экспертов он составляет несколько миллиардов долларов. Поэтому, какой бы
размах не приняли потенциальные операции западных спецслужб, направленные против
политического режима Белоруссии, сколько бы белорусских и иностранных граждан
прямо или косвенно не было бы к ним привлечено, недостатка средств ощущаться,
скорее всего, не будет.
Известную роль в деятельности американской разведки
традиционно играют изучение и работа с белорусскими гражданами, находящимися по
делам, в служебной командировке, с целью обучения и отдыха вне пределов
республики. При этом исходят из другого принципа американского разведывательного
сообщества – проводить нелегальные операции не только в полной тайне, но и с
самыми малыми потерями при большом результате, получая информацию везде, где ее
возможно получить. Учитываются и умонастроения белорусов: так, сегодня акцент в
работе с ними делается не столько на показе преимуществ западного образа жизни,
достижений демократии, сколько на признании отдельных социально-экономических
успехов независимой Белоруссии, положительных черт белорусского характера и т.п.
Помимо терпеливости и настойчивости, в общем-то всегда свойственным
американским разведчикам, на первое место выходят вежливость и такт. Нередко
американский собеседник выдает себя за гражданина другого государства,
представителя редкой (уважаемой или героической) профессии, за лицо с высоким
общественным статусом, что в сознании белорусов вызывает изначальный
положительный отклик и помогает разведчику собирать военную, политическую и
экономическую информацию о республике.
Излишне говорить и о том, что персонал дипломатической
миссии США в Минске занимается (как, впрочем, и все диппредставительства)
разведывательной деятельностью. Однако работа по непрестанному синтезу и анализу
данных, свидетельствующих о сильных и слабых сторонах белорусского государства,
его политических лидеров, пока, по крайней мере, строится на иных основаниях,
чем, скажем, подобная деятельность американских дипломатических агентов в
Закавказье. Аккуратность в использовании технических средств разведки
сочетается с практикой отказа от установления длительных и прочных контактов с
представителями какого-либо политического спектра республики, партийными
функционерами. Приоритет отдается кратковременным диалогам, чаще имеющих вид
деловых, формальных встреч с белорусскими гражданами, знакомствам, не получающим
со стороны американских дипломатов продолжения. Посольство США, практически,
всегда уходит от критики правящего в Белоруссии режима, с положительной стороны
оценивая стремление республиканского руководства к суверенитету и независимости.
Более того, относительно недавно государственный департамент США по просьбе
Александра Лукашенко досрочно отозвал прежнего своего посла в Минске, который
вызывал у главы белорусского государства недовольство. Это был хорошо
продуманный шаг к новой тактике политической игры…
Перевод дипмиссии США в Белоруссии, находящейся под
пристальным вниманием белорусского КГБ, в режим «спящей» еще не означает шагов
навстречу президенту РБ, признания легитимности его власти, не является
свидетельством некоего политического аванса, предложения к сотрудничеству.
Президентская администрация, госдепартамент, сенат и конгресс США по-прежнему
относят Белоруссию к «закрытым обществам», а ее государственно-политическое
руководство к авторитарным режимам, представляющим угрозу демократии. Ну а
такое применение классификации бывшего госсекретаря Гертера по отношению к
Белоруссии объективно позволяет вести разведывательную и подрывную деятельность
против республики, ее государственного аппарата без каких-либо сентиментальных
эмоций, моральных принципов, используя все возможные средства и методы.
Причем подобного рода работа не обязательно будет
проводиться силами исключительно аналитиков и технических специалистов из
«Туманного дна», в правительстве США имеется более десятка других департаментов
и управлений, которые могут осуществлять под соответствующим прикрытием
непосредственную разведывательную деятельность, как на территории Белоруссии,
так и по периметру ее границ. Возможно, в ближайшей перспективе, как уже
упоминалось выше, будет признано целесообразным основные разведывательные
операции в отношении республики возложить на британские, канадские и польские
секретные службы, с которыми разведывательное сообщество США имеет наиболее
тесное партнерство.
Напомним, что Соединенные Штаты – первое государство в
мире, которое еще в 1947 году законодательно поставило разведывательную и
разведывательно-диверсионную деятельность непосредственно в русло
государственной политики. Неотъемлемой частью, приоритетом военной стратегии и
тактики США является воздушная разведывательно-ударная операция. Поэтому,
учитывая последние военно-политические акции и факты прямой военной агрессии США
на Балканах, в Ираке и других точках мира, было бы наивно полагать, что для
разведывательного сообщества США существуют какие-либо международно-правовые
ограничения и иные рамки, которые будут его сдерживать в Белоруссии.
Советская Белоруссия, 24 августа 2004 Сочи: cильные шаги
У Беларуси и России нет разногласий ни в
экономике, ни в политике. В обеих странах есть достаточная стабильность. Это та
платформа, на которой можно строить прочные долговременные отношения и с которой
можно продвигаться вперед. Об этом заявил Александр Лукашенко во время встречи с
Владимиром Путиным в Сочи.
"На том уровне, на котором Российская
Федерация имеет отношения с другими государствами, у нас действительно нет
никаких проблем, вопросов. Мы впервые создали такой фундамент. Сегодня Беларусь
и Россия могут надстраивать на нем то, о чем мы когда-то мечтали. Это будет
прочный дом", - добавил Президент.
В свою очередь, Владимир Путин, сообщила
пресс-служба Президента, с удовлетворением констатировал, что динамика
белорусско-российских торгово-экономических связей вышла на самый высокий
уровень. Благодаря этому за истекшие 6 месяцев товарооборот вырос почти на 38
процентов. "Это результат деятельности и предпринимательских кругов, и
государственных структур. Это хороший результат", - подчеркнул он.
Российский Президент отметил, что сторонам
удалось преодолеть имевшиеся трудности в сфере энергетики. "Мы достигли не
только взаимопонимания, но и решения, приемлемого как для Беларуси, так и для
России", - отметил Владимир Путин.
По его словам, в настоящее время
"Белтрансгаз" и "Газпром" активно работают над совместными планами на 2005
год.
"По сути, у нас не осталось никаких
проблем. Нужно думать о том, чтобы вывести ситуацию на еще более высокий
уровень", - заявил Президент России.
Владимир Путин поблагодарил Александра
Лукашенко за его визит в Сочи и отметил, что встречи президентов двух государств
проводятся на регулярной основе. Но, учитывая высокую динамику
белорусско-российских отношений, данные переговоры - не лишние, говорится в
сообщении пресс-службы Президента.
На совместной пресс-конференции президенты
Беларуси и России подчеркнули, что удовлетворены итогами состоявшихся
переговоров в Сочи, во время которых были обсуждены интеграционные процессы двух
стран, а также в рамках Единого экономического пространства, Организации
Договора о коллективной безопасности, вопросы международного характера.
Кстати, вчера Александр Лукашенко
подтвердил, что вопрос о введении российского рубля в качестве единого
платежного средства на территории Беларуси и России с повестки дня ни в коем
случае не снимается. "Уверен, что рано или поздно мы выйдем на его решение", -
заявил Президент.
"Мы прекрасно понимаем, что единая валюта
снимет очень многие вопросы в развитии экономик, во взаимоотношениях Беларуси и
России, предприятий и людей", - добавил Александр Лукашенко. По его словам,
президенты двух стран поручили правительствам продолжить работу по данному
направлению и обозначили новый рубеж - 1 января 2006 года. Таким образом,
эксперты должны внести предложения по российскому рублю по взаимосвязи с
проектом Конституционного акта.
По поводу этого документа Александр
Лукашенко заявил, что проект Конституционного акта Союзного государства "ни в
коем случае не похоронен". "Мы не имеем права это сделать. Конституционный акт -
это перспектива развития наших отношений, строительства Союзного государства".
Ситуацию, связанную с проектом Конституционного акта, планируется рассмотреть на
ближайшем заседании Высшего государственного Совета.
Как сообщает БЕЛТА Александр Лукашенко
отметил, что "стороны оказались политически не готовы 1 января 2005 года ввести
российский рубль на территории Беларуси в качестве платежного средства".
Президент также напомнил, что в последнее
время отмечается существенное укрепление белорусской валюты: "Впервые за всю
историю суверенной Беларуси наша национальная валюта укрепляется такими же
темпами, как когда-то российский рубль. Это тоже очень важный факт".
Владимир Путин, в свою очередь, высказал
уверенность, что введение российского рубля должно быть на пользу как
российской, так и белорусской экономике: "Для Беларуси и России, вне всяких
сомнений, это движение вперед к повышению благосостояния и безопасности стран".
Вместе с тем, по его мнению, было бы большой ошибкой со стороны Российской
Федерации настаивать и "поддавливать" Беларусь по данному вопросу.
С принятием российской стороной закона о переходе на
уплату косвенных налогов по стране назначения без изъятий Беларусь и Россия в
экономической сфере выходят на новый этап взаимодействия. По словам Александра
Лукашенко, подобное решение с российской стороны - новое во взаимоотношениях с
СНГ, "своеобразный ответ на просьбы государств Содружества". Это очень сильный
шаг со стороны России, добавил он.
Президент подчеркнул, что в ближайшее время предстоит
выработать механизм учета товаров, перемещающихся из двух стран. "Мне доложили,
что правительства Беларуси и России нашли общие подходы по этому вопросу и
вырабатывают такой механизм, который позволит не возвращаться к созданию
таможенных барьеров. Соответствующее соглашение будет подписано в ближайшее
время", - сообщил журналистам Александр Лукашенко.
В свою очередь, Владимир Путин высказал убежденность,
что принятие нового закона, касающегося в том числе и Беларуси, позволит еще
более повысить торгово-экономическое сотрудничество. Владимир Путин также
выразил надежду, что оставшиеся технические вопросы в ближайшее время будут
разрешены.
Президенты Беларуси и России подтвердили курс на
дальнейшее строительство Союзного государства. Нет никаких проблем, которые
заставили бы тревожиться по поводу перспектив развития союзных отношений.
Как подчеркнули президенты, особое внимание было уделено
вопросам обороны и безопасности наших стран. По оценке глав государств,
специалисты в этой сфере работают системно, работа идет надлежащим образом.
Александр Лукашенко также позитивно оценил развитие
сотрудничества ОДКБ. Он отметил, что в ближайшее время российская сторона
намерена принять ряд решений, которые будут способствовать повышению
безопасности Беларуси и России и укреплению обороноспособности армий двух
стран.
Белорусские новости, 24 августа 2004 Третий срок вынесли за скобкиВалерий Карбалевич
«Знал бы прикуп, жил бы в Сочи», — говорят
профессиональные игроки в преферанс после крупного проигрыша. Лукашенко ехал в
Сочи, не зная прикупа. Долгая игра в политический преферанс под названием
«белорусско-российская интеграция» приучила обоих игроков к тому, что правила
здесь весьма условные. Давно уже стало привычным, что переговоры двух
президентов превратились в постоянный и бесконечный торг. Россия ведет теперь
свою игру, имея на руках как никогда хорошие карты. Все годы после распада СССР
одной из главных стратегических целей внешней политики Москвы было возвращение
контроля над постсоветским пространством. Главной причиной неудач в этом
направлении была экономическая слабость России. Поэтому все интеграционные
проекты в СНГ были безуспешными.
Нынешний нефтяной бум, профицит бюджета, запас
нефтедолларов позволяет России разговаривать с партнерами другим языком. У нее
есть что им предложить. Изменения в налоговом кодексе, предусматривающие переход
в торговле с государствами СНГ на общемировые правила взимания косвенных налогов
по стране назначения безо всяких исключений (до сих пор они делались в отношении
энергоресурсов) — это не только подарок Украине к президентским выборам. Это
материальное подкрепление прежней стратегии. На вопрос о том, распространяются
ли новые правила на Беларусь, даются весьма противоречивые ответы. Особые
отношения между Россией и Беларусью породили целый комплекс проблем. Дело не
только в том, что в условиях отсутствия таможенных границ нужно найти механизм
контроля за движением товаров. Проблема еще и в том, что белорусская сторона
требует компенсации за ущерб, понесенный нашей страной от прежнего порядка
уплаты налога на добавленную стоимость ($1 млрд. за четыре года). Москва же
проявляет готовность уплатить только за два года и ко всему при условии, что
Беларусь перейдет на российский рубль.
Если судить по официальной информации белорусской
стороны, именно этот вопрос стал главным в телефонном разговоре двух президентов
и поводом для приглашения Лукашенко в Сочи. Ибо новые российские правила
вступают в силу с 1 января 2005 года. Все остальные проблемы отношений двух
стран не являются такими срочными. В последние годы уже стало традиционным, что
многочасовые переговоры двух президентов оказываются малорезультативными. И в
этот раз из итоговой пресс-конференции так и осталось непонятным, о чем же
договорились главы государств. Вроде бы единственным конкретным результатом
стало заявление о новом сроке перехода Беларуси на российский рубль — с 1 января
2006 года. Этот, казалось бы, уже похороненный проект вновь извлечен из архива,
несомненно, по настоянию России. Важно обратить внимание, как методично и упорно
Путин ставит этот вопрос на всех переговорах с руководителем Беларуси.
Лукашенко был вынужден в очередной раз пообещать, но
как-то невнятно и неуверенно. Из высказываний президентов следует, что
президенты не приняли решения, а только "определили в качестве ориентира"
определенную дату. Белорусский президент употребил слово "рекомендация" и
добавил, что, дескать, получится — хорошо, не получится — будем работать. Это
заявление ни к чему не обязывает. Тем более что совсем недавно Лукашенко
утверждал: белорусский рубль сейчас крепок как никогда, его курс даже повысился
по отношению к доллару, поэтому нет смысла отказываться от своих денег. Для
лучшего понимания существующих сложностей в этом вопросе Путин в очередной раз
прибегнул к политической метафоре. Он сказал, что с этой идеей нужно
"переспать". Так интеграционный словарный "новояз" пополнился новым, очень
знаменательным выражением. Известно, что об эпохе можно судить по ее словесным
символам. Времена пламенной славянской любви безвозвратно ушли. Отношения
партнеров свелись к банальному слову "переспать". Это даже не брак по
расчету.
Обещание Лукашенко в очередной раз обсудить переход
Беларуси на российский рубль — это плата за путинскую лояльность, которая была
продемонстрирована в Сочи. Президент России вслед за своим белорусским визави
отверг призывы американского сенатора Дж.Маккейна изменить политический режим в
Беларуси. Тем самым он еще раз развеял иллюзии о возможности сотрудничества
Запада и России для разрешения "белорусского вопроса".
Еще большая демонстрация поддержки прозвучала в
следующей реплике Путина. Он сказал, что, как и положено в демократических
странах, предстоящие парламентские выборы покажут, как белорусский народ
оценивает действия руководства. Будто президент России не знает, как у нас
проводятся выборы. Будто Лукашенко за несколько месяцев до их проведения не
объявил публично, каким должен быть состав Палаты представителей. На фоне
многочисленных заявлений и резолюций различных международных институтов по
поводу ситуации с демократией в Беларуси заявление Путина, его причисление
Беларуси к демократическим странам — это дипломатический демарш. И одновременно
это индульгенция Лукашенко на любые его действия в ходе выборов. Кроме того,
следует напомнить, что на прошлой неделе правительство России приняло решение
выделить Беларуси очередной кредит в размере $175 млн. на очень льготных
условиях. Как раз под выборы. (Вопрос о том, зачем садиться на кредитную иглу
при таком замечательном экономическом росте, представляется откровенно
злопыхательским.)
Остается неясным и ответ на самый главный вопрос
нынешнего политического сезона: состоится ли референдум? Логично предположить,
что откровенная политическая поддержка Лукашенко российским президентом оплачена
не только согласием белорусской стороны вновь вернуться к "вынесенному за
скобки" вопросу о переходе нашей страны на российский рубль. Было ли какое-то
еще обещание относительно неизменности белорусской Конституции? И как-то уж
очень настойчиво, рефреном, оба президента повторяли, что у нас "не осталось
никаких проблем". Означает ли это, что референдума не будет? На наш взгляд,
вовсе нет. Известно ведь, например, что белорусский лидер относится к своим
обещаниям, скажем так, ситуативно. Кроме того, в пользу Лукашенко будет
действовать новый геополитический фактор. США приняли решение о перемещении в
Центральную Европу своих войск. Хотя бы ради успокоения общественности Москва
будет вынуждена предпринимать если не контрдействия, то их имитацию. В этом
смысле роль Беларуси незаменима. И ставки Лукашенко в этой игре будут расти.
Наше мнение, 17 августа 2004 Молва не всегда ошибаетсяАндрей Суздальцев
Политический рынок Белоруссии замер в ожидании.
Формально осталось всего несколько дней на то, чтобы объявить начало
подготовки конституционного референдума о политической судьбе первого
белорусского президента, совместив его с парламентскими выборами 17 октября.
Вряд ли зимней порой призовут народ к урнам для голосования... Экспертное
сообщество незримо разделилось на сторонников и противников версии о вероятности
начала процедуры всенародного опроса в конце августа – первых числах сентября.
Признаков предреферендумной суеты действительно много. Начиная с
пресс-конференции 20 июля, белорусский президент неустанно рождает все новые и
новые поводы для слухов о скором начале своего похода за политическим
бессмертием. Здесь в одном ряду уже упомянутые выше «иные политические
мероприятия», информация о создании подпольных областных избирательные комиссий,
предложение действующим депутатам, идущим на выборы, включиться в агитацию за
пресловутый «третий срок» и т.д. «Последней каплей» оказалась пожилая
женщина-ветеран, которая 12 августа слезно умоляла президента баллотироваться
еще раз…
Периодически производится откровенный «слив» информации
– называются даже даты. Причем любопытно, что в июне – начале июля, когда А.
Лукашенко действительно без всяких сомнений шел к объявлению референдума, таких
«сливов» почти не было. Так что, референдум на пороге? Действительно ли есть
шанс, что вместе со сбором последнего хлебного колоса белорусский президент,
стоя около гомельского комбайна, объявит начало процесса подготовки всенародного
опроса? Не стоит забывать и о том, что 2 сентября состоится заседание Палаты
представителей НС РБ. Можно и там объявить.
Что мешает белорусскому президенту начать свое
политическое бальзамирование в эти последние летние недели? Чего он боится?
Некоторые аналитики утверждают, что затяжка с референдумом связана не со
«страхами и слабостями» главы белорусского государства, а что «батьке торопиться
некуда», «все у него на мази» и, для того чтобы окунуться в темный омут
всенародного опроса, он ждет полной консолидации власти вокруг себя, «а то
неровен час, чиновники затревожатся, решат, что батька и впрямь в отставку
собрался…». С таким объяснением трудно согласиться. Если бы у Александра
Григорьевича было бы все «на мази», то референдум был бы объявлен еще шесть
недель назад – в момент завершения самой мощной в истории президентской Беларуси
PR -кампании.
Некоторые эксперты уже затянули привычную песню о
«сговоре Москвы и Минска», о том, что «Москва уже готова закрыть глаза…». Под
такого рода «выводы» подводятся псевдооснования: Москве нечем заменить Лукашенко
на стратегически важном западном направлении, «рычаги российского влияния на
белорусское массовое сознание в принципе не так уж могучи и т.д.». Странно все
это читать, так как прекрасно известно, что Москве есть кем заменить Александра
Лукашенко. Трудно согласиться с мнением, что «сюжет политического будущего
Беларуси пишется в самой Беларуси. И власть может реализовывать любые сценарии
без особой оглядки как на восток, так и на запад. Все это звучит вполне
патриотично, с чувством гордости за независимость собственной страны и ее
несгибаемого руководства, но тогда где политическая воля этого руководства?
Сколько дней, месяцев и лет оно еще нас будет стращать? Где референдум? И почему
вдруг такое независимое от Востока и Запада белорусское руководство так
озаботилось российским фактором?
Действительно, если так все удачно у президента
складывается и дело за малым – «удачным моментом» для начала предреферендумной
гонки, то зачем на ОНТ направлен в поддержку доценту Шинкарю Евгений Ростиков из
«Республики». Ростиков совмещает работу в органе правительства РБ с публикациями
в прохановско-березовской газете «Завтра» – боевом антипутинском листке. Так
зачем вдруг понадобился в «Особом мнении» ярый политический критик российского
президента и современной России? Зачем было 13 августа песочить редакторов
государственных газет республики за публикацию вполне нейтральных материалов о
современной российской действительности? Зачем готовить на ОНТ новую
еженедельную открыто антипутинскую и антироссийскую программу «Большая политика»
с ведущим Михаилом Шиманским, бывшим главным редактором «Народной газеты»? Зачем
ввозить в Беларусь делегацию из Брянского отделения Комитета солдатских матерей,
которая должна отработать хлеб-соль принимающей стороны рассказами об
«ужастиках» чеченской войны и путинско-ивановской реформы в армии? Говоря о
последнем факте, трудно не остановить свой взор на Лондоне, откуда и
финансируются некоторые подобные комитеты. Во всяком случае, приезд столь
представительной делегации (30 человек) наверняка согласован с известным
российским эмигрантом, проживающим на берегах Темзы. И это только часть
антироссийской работы, что сосредоточена в руках зам. главы Администрации
президента О.В.Пролесковского.
Можно сделать вывод, что Лукашенко готовится к атаке со
стороны Москвы. Он «окапывается». Казалось бы, все вышеперечисленное как раз и
говорит в пользу версии о начале референдума в ближайшие две недели. Но это не
так. Нельзя совместить начало двух кампаний – антипутинской и предреферендумной.
Они во многом пересекутся и будут «душить» друг друга. Референдум можно объявить
на пике антипутинской кампании. Чтобы выбить у Кремля из рук ключ к белорусским
«шкафам со скелетами», необходима длительная и мощная информационная «огневая»
подготовка. Это займет время. У А. Лукашенко его нет. С середины сентября
начинается осенне-зимняя суета в рамках Союзного государства. Кроме того, на
одной критике соседа далеко не уедешь. Нужна новая PR-кампания. Уборка урожая –
это уже не кампания, а подбрасывание головешек в угасающий костер.
В итоге управляемость политическим процессом потеряна.
Исчезла столь ласкающая взгляд политтехнолога твердая поступь политических
заявлений, масштабных поездок, коллективных порок номенклатуры, что мы могли
наблюдать с 1 января по 3 июля. Дальше план явно дал сбой. В итоге президент,
который всегда намекал на то, что он повинуется воле народа, явно заскучал без
этой виртуальной воли и сам заговорил о референдуме. Так возможен ли референдум?
Если опираться на знание психологии белорусского президента, его уверенность,
что в варианте «ввяжемся в драку…» ему сопутствует удача, то он может рискнуть.
Однако за десять лет нахождения у власти Лукашенко получил хорошую политическую
школу, он, скорее всего, не пойдет на такой риск. Но тогда раскачанный маятник
предреферендумной подготовки может дестабилизировать всю обстановку в стране. В
принципе уже сейчас политическая жизнь парализована. Тогда ничего не остается,
как и дальше вести подготовку к всенародному опросу, поощряя утечки информации.
Все это уже называется блефом.
20 июля Лукашенко продемонстрировал, что заранее уверен
в своей абсолютной победе на референдуме: «Говоря откровенно, если я поставлю
этот вопрос, ну какие основания у людей запретить мне, человеку, который всю
свою жизнь работал ради людей, участвовать в этих президентских выборах? Думаю,
народ мне не запретит». Это ключевая фраза пресс-конференции. Номенклатуре
указано, что президент в полной силе и от своих намерений не отказался. Но пока
он их и не претворил в жизнь.
Лукашенковская номенклатура устала от своего президента.
Если совсем недавно она связывала свое будущее с перспективой референдума, то
сейчас он ей стал не нужен, как не нужен и Александр Лукашенко. Пришло понимание
– президент связан по рукам и ногам, можно за многое взять реванш. Отсюда вывод:
политику нельзя блефовать до бесконечности. Еще немного блефа – и мы начнем
говорить о кризисе власти…
(статья дана с
сокращениями)
Белорусские новости, 18 августа 2004 Система начала работать на самосохранениеСергей Посохов
К 1994 г. — времени выборов первого белорусского
президента — старая советская система власти была разрушена. Она состояла из
вертикали" (коммунистические комитеты различных уровней) и управленческой
"горизонтали" (съезды, пленумы, партхозактив и т. д. — институты, проводившие в
жизнь сформулированные "вертикалью" решения). Все вместе это представляло сеть
советской власти. Когда Александр Лукашенко пришел к власти, люди хотели
"вертикали": они не знали, к кому обращаться, они не знали, кто командует.
Произошла определенная реставрация старой системы. Но не была выстроена
"горизонталь" — даже та плохая, что была в СССР. И "вертикаль" начала буксовать.
Потому что у велосипеда должно быть два колеса.
Когда писали белорусскую Конституцию, задумывали, что
президент будет находиться "над схваткой". Однако возник кризис: Верховный Совет
схлестнулся с исполнительной властью. Постсоветская элита столкнулась с "новыми
волчатами", которые хотели только "горизонтали": парламентская республика, чисто
рыночная экономика и т. д. по западному образцу. Я думаю, они заблуждались.
Люди, которые какое-то время прожили на Западе, замечают, что их "горизонталь"
носит несколько декоративный характер: основные договоренности в обществе
достигаются "за сценой". Хотя это не значит, что "горизонталь" не нужна.
"Горизонталь" — это согласование интересов. А "вертикаль" уже проводит в жизнь
компромиссные решения, учитывающие интересы различных групп.
В советской Конституции была четко прописана система
взаимодействия органов власти. В белорусском Основном законе такой схемы нет,
хотя следовало бы ее обозначить. Стержень "вертикали" — Администрация
президента. Она сегодня сильно мифологизирована. Пришла к власти не
Администрация, а президент через выборы. Администрация тогда была "толкователем
президентских снов", как в Америке и других странах. Только там все члены
команды президента занимают влиятельные посты. Этого у нас не произошло:
президент не стал раздавать посты своим помощникам, а стал назначать на
ответственные должности технических специалистов, которые публично заявляют, что
политикой они не занимаются. У нас были даже министры иностранных дел, которые
так говорили, что само по себе смешно: а как же внешняя политика Беларуси?
Администрация должна быть штабом, дающим информацию для
принятия решений, и канцелярией, выполняющей поручения. Настоящим программным
органом, политическим, должно быть правительство. Потому что любое решение
правительства — это политическое решение. Во время первого срока президента в
его Администрации было три политика: Михаил Мясникович, который выстраивал
философию государственного аппарата, Владимир Заметалин, который занимался
определением общих подходов, и я — на связи с гражданским обществом. Но на
второй срок президентства такой подход главу государства не устроил. Сейчас в
Администрации нет политических фигур, она сжалась до планирующего и
организующего органа.
Процедура назначения председателя облисполкома
подразумевает выдвижение его президентом и утверждение местным выборным органом
— областным Советом. У нас, кстати, председателей облисполкомов почему-то
называют "губернаторами". Это неправильно — это даже политическая ошибка.
Губернатор — это назначенный монархом человек, который сам все решает.
Белорусский "губернатор" руководит исполнительным комитетом, то есть
коллегиальным органом. С другой стороны, он не единоличный хозяин, как выборный
губернатор в Америке или России, которому народ оказал доверие персонально через
голосование.
В белорусской системе взаимоотношений в органах местной
власти заложена бомба. Получается, как и при советской системе, где, вспомните,
председатель колхоза был таким же единоличным хозяином. Но формально он был
председателем правления коллективного хозяйства. Однако перед правлением он за
свою работу практически не отчитывался. То же самое и глава региона сейчас:
перед выдвинувшим его президентом он отчитывается, а перед местным Советом —
нет. Правительство оказалось на обочине. Кандидатуру премьер-министра предлагает
президент и согласовывает парламент. Но правительство состоит из министерств.
Весь силовой блок министров подчиняется напрямую президенту. Есть президиум
Совета министров, в который входят люди, не входящие в правительство: и глава
Администрации, и руководитель госконтроля, и председатель Нацбанка, и главы всех
регионов. Президиум — совещательный орган, его решения проводятся
постановлениями Совета министров. Вопрос: глава региона кому подчиняется? Совету
министров? Хотя все постановления адресуются исполкомам и министерствам, но
перед правительством председатель облисполкома не отчитывается, и Совмин,
соответственно, в его утверждении участия не принимает.
Проблема власти в Беларуси в том, что она не
взаимодействует с гражданским обществом. В Конституции написано, что
политические партии предназначены для выявления политической воли граждан. Но
общество очень слабо политизировано, поэтому схема не работает.
Власть не может провести
замер "температуры общества", нет обратной связи. Через депутатов? Те
парламентарии, которые не избирались по партийным спискам, — это в политическом
смысле полный ноль. Человеком, который за стенами парламента не имеет
экспертного сообщества, который нечетко запрограммирован, очень легко
манипулировать. Такие депутаты зачастую голосуют, не вдаваясь в суть
законопроекта. Представьте, что вы — депутат, агроном из Горецкого района —
получили проект Банковского кодекса. Что вы будете с ним делать, какие замечания
внесете? Сам по себе партийный депутат тоже мало что значит. Но за стенами
парламента у него есть мощные структуры — экспертные советы, консультанты. И
депутат знает, как ему голосовать. Если мы хотим, чтобы наше общество двигалось
вперед, мы должны выбирать в парламент по партийным спискам.
В последнее время президент сам предпринимает усилия,
чтобы возникла эта обратная связь, — призывает активнее работать профсоюзы,
молодежные организации. Он это чувствует: здесь вакуум. Но у них не получается.
Потому что не сформировалось гражданское общество. Для него нужно несколько
условий: самоорганизующиеся граждане, свободная пресса и рыночная экономика. И
самое главное — политический процесс. Он подразумевает публичное обсуждение
насущных, стоящих перед обществом проблем — реформу ЖКХ, здравоохранения,
пенсионного обеспечения и т. д. Этого нет, и вся громада властной "вертикали
оказывается подвешенной в вакууме.
Председатели горисполкомов если и консультируются, то,
максимум, — с директорским корпусом или с "прикормленными" общественными
объединениями. Между тем без экспертного обеспечения нет политического процесса.
У нас есть многострадальный Институт социально-политических исследований при
Администрации президента. Там работают квалифицированные специалисты, но, я
думаю, они уже несколько раз серьезно ошибались, докладывая президенту, что
вот-вот в России к власти придут левые силы, что на Западе будет раскол между
США и Европой, что в Украине ситуация будет развиваться по другому сценарию. Они
работают под заказ: говорят то, что хотят от них слышать так называемые
независимые исследовательские институты, к сожалению, тоже ангажированы.
Есть ли структуры, которые говорят президенту правду?
Президент думает, что правду скажут спецслужбы. Это глубочайшее заблуждение.
Путин, Буш-старший, Шеварднадзе, Алиев, попав в большую политику, стали
понимать, что спецслужбы — это очень маленькая часть экспертного сообщества. Что
надо формулировать политические приоритеты. А спецслужбы в силу разных причин
этого делать не могут. Внутри экспертного сообщества тоже должна быть
конкуренция — тогда выдвигаемые ими решения будут взвешенными.
Косвенное свидетельство этих проблем — публичные
совещания у президента, на которых часто отклоняются предлагаемые проекты
решений. Откуда берется этот брак в работе аппарата? А это именно брак: можете
себе представить, что Брежнев собрал пленум и не принял постановление? Это
нонсенс, на его подготовку целый аппарат работал! Или поехали в Ялту и ничего не
подписали. Представьте, советский генсек поехал в США и не подписал договор.
Зачем тогда ехать? Аппарат должен согласовать все интересы, делать так
называемый коробочный продукт - управленческое решение, которое устраивало бы
большинство членов общества и участников политического процесса. И только тогда
вносить вопрос на рассмотрение президенту. Глава государства чувствует это, сам
пытается включиться, но тоже не может принять решение, потому что оно не
проработано.
Уже много лет в белорусской политике генеральная линия —
не раскачивать лодку. Но мы отстаем, перестаем быть конкурентными в глобальном
масштабе. За годы независимости в стране была действительно создана стабильная
система государственной власти, которую достаточно сложно поколебать
вмешательством извне. Но сейчас эта система начала работать уже не на
стабильность государства, а на самосохранение. Через нее не могут даже пробиться
идеи самого президента. Она блокирует все начинания.
Помните, полгода назад много говорили об идеологической
"вертикали"? Сейчас все замолкло. Это не просто советская кампанейщина. В этой
политической системе все реформы обречены на "галочный алгоритм": вождь сказал —
все встрепенулись, погалдели и еще крепче сели на прежние места. Президент может
выдвигать тысячи новых идей: создание белорусских парков высоких технологий,
приватизация сельскохозяйственных предприятий... Но система не даст эти идеи
воплотить, все спустит на тормозах.
Белорусский рынок №32, 16 - 23 августа 2004 Мобильные телодвиженияИрина Крылович
Условия тендера на получение лицензии третьего сотового
оператора стандарта GSM
могут измениться к 1 сентября. А не начать ли
производство собственных аппаратов для сотовой связи? И почему бы третьего
оператора стандарта GSM не сделать стопроцентно государственным предприятием?
Такими вопросами через полтора месяца после объявления международного тендера на
получение третьей лицензии оператора стандарта GSM озадачил белорусов, да и не
только их, президент А. Лукашенко на совещании 11 августа, посвященном развитию
сотовой связи в Беларуси. После совещания этими вопросами озадачились
соответствующие министерства и ведомства.
В настоящее время в стране работают два оператора
мобильной связи стандарта GSM — СП ООО “Мобильная цифровая связь”(Velcom) и СООО
“Мобильные ТелеСистемы”. Вместе они охватывают 95% городского населения и около
половины территории страны. Число абонентов составляет более 1,6 млн.
Оказалось, что к работе этих операторов у А. Лукашенко
много претензий. Во-первых, тарифы. “За подключение к мобильной связи, аппараты,
минуту разговора мы платим значительно больше, чем в европейский странах”, —
считает президент. Еще одной проблемой, по мнению главы государства, являются
качество связи и недостаточный охват территории. “Порой легче из Африки в
Беларусь дозвониться, чем из Слуцка в Минск. Выбирают лакомые куски на трассах и
в крупных городах. А кто будет развивать Полесье? Кто в деревни пойдет, на север
республики?” — вопрошал А. Лукашенко.
Данные упреки могли бы быть полностью поддержаны любым
абонентом, пользующимся сотовой связью стандарта GSM, если бы не одно “но”.
Сегодня государству принадлежат контрольные пакеты в обеих компаниях —
операторах стандарта GSM, так что вопросы о тарифной политике и качестве услуг —
это вопросы, которые государство задает само себе, а абоненты, соответственно,
должны адресовать их именно государству. По мнению властей, решить эти вопросы
поможет приход на рынок еще одного сотового оператора. “Чем выше будет
конкуренция, тем ниже будут тарифы”, — такое нетривиальное заявление сделал в
интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС в мае текущего года министр связи и информатизации
Владимир Гончаренко. По его словам, в условиях, когда в стране только два
оператора GSM, на рынке остается опасность монопольных цен, так как “они могут
просто договориться и не снижать дальше тарифы, это существует в других странах
и у нас исключать тоже нельзя”. “Третий оператор придет и разрушит эти планы”, —
заявил министр накануне объявления тендера на получение третьей лицензии.
Опустим моральную сторону предположений о возможности
ценового сговора между двумя практически государственными компаниями (вероятно,
министр связи был осведомлен о коварных планах операторов), однако отметим, что
у государства на этот случай должны быть хотя бы законодательные рычаги,
противодействующие установлению монопольных цен. Иначе возникают подозрения
насчет его способности выполнять свою регулирующую функцию на рынке. Впрочем,
именно рынок сотовой связи является наилучшей иллюстрацией того, как в Беларуси
ведется борьба с монополизмом. Еще свежи воспоминания о том, как начиналось
создание сети. Компания “МЦС” получила именно от государства эксклюзивную
лицензию, монопольные права на осуществление сотовой связи стандарта GSM, в
итоге второго оператора абонентам пришлось ждать три года.
Теперь оказывается, что все эти годы президент усиленно
боролся за приход второго оператора, встречая на своем пути серьезное
сопротивление. “А сколько я придавливал и правительство, и министров, чтобы мы
ввели вторую компанию мобильной связи?” — сказал А. Лукашенко 11 августа. Кто же
эти несгибаемые люди, которые умеют так настойчиво и, главное, так успешно
сопротивляться воле президента в нашем государстве? Хочется узнать этих героев
поименно — накануне обещанных нам недавно сразу нескольких политических кампаний
страна особенно заинтересована в появлении сильных личностей. Тем более что, как
оказалось, эти силы живы, действуют. Вот и тендер на третью лицензию, судя по
всему, был объявлен совсем не в таком формате, как это видится президенту,
поэтому с его стороны снова требуется “жесткий контроль”.
Вообще сложилось впечатление, что об условиях тендера
президент не был проинформирован в полном объеме. По словам А. Лукашенко, нужно
просчитать, “как будет обеспечена управляемость новым субъектом рынка мобильной
связи, какая управленческая структура сможет выступить от имени
государства”.
Заметим, что абсолютно однозначный ответ на этот вопрос
содержится в условиях тендера, которые были распространены в открытой печати.
Согласно им, компания-оператор будет создана в виде совместного предприятия, в
уставном фонде которого контрольный пакет (51%) будет принадлежать
государственному предприятию “Минская городская телефонная сеть”. Открытый
международный тендер на продажу лицензии третьего оператора сотовой связи
стандарта GSM 900/1800 мГц был объявлен Минсвязи 30 июня. Документы на участие в
тендере должны быть поданы до 12.00 21 сентября 2004 г. Стоимость тендерных
документов — 5 тыс. EUR, размер тендерной гарантии — 500 тыс. EUR.
Пока неизвестно, подали ли какие-либо компании тендерные
предложения, хотя сразу после объявления тендера заинтересованность к участию в
нем проявили некоторые российские сотовые операторы. Остается надеяться, что
никто из потенциальных участников не потратился на оформление тендерной
документации, так как, судя по высказываниям президента 11 августа, условия
тендера могут значительно измениться, если его вовсе не отменят.
“Учитывая ряд проблем, не лучшим ли был бы вариант, при
котором третьим оператором сотовой связи будет стопроцентное государственное
предприятие? Или же долю акций будут иметь частники, но не иностранные, а наши
предприниматели”, — сказал А. Лукашенко через полтора месяца после того, как от
имени государства, в том числе и иностранным инвесторам, было сделано
предложение поучаствовать в тендере. Теперь оказывается, что иностранные “пчелы”
— это неправильные пчелы, они не могут делать правильные белорусские “соты”, а
полученный мед норовят вывезти в другие страны.
“Привлечение иностранных участников в качестве
соучредителей предприятия — оператора-GSM влечет за собой долгосрочные
экономические издержки. Прежде всего, вывоз из страны капитала. Стопроцентная
собственность государства позволит избежать вывоза валюты, избавит от
недобросовестной конкуренции, ряда других негативных явлений”, — убежден
президент. Среди других негативных явлений президент указал на то, что
используются на белорусском рынке импортные телефонные аппараты. “А почему здесь
мы закупаем ”Сименсы", прочее? Никто этим не занимался или не хочет заниматься
по разным причинам. Так легче: придут иностранцы, деньги привезут. Свое
оборудование поставят, запчасти будем покупать, они прибыль получат — увезут. А
почему по максимуму не работать?" После чего предложил правительству проработать
вопрос о создании в Беларуси собственного производства всего необходимого для
сотовой связи оборудования.
Что же касается вывоза капитала, то он, даже по
приведенным президентом данным, значительно меньше вложенных в страну инвестиций
именно со стороны иностранных инвесторов — негосударственных участников компаний
“МЦС” и “МТС”. За время работы двух операторов сотовой связи стандарта GSM в
Беларусь привлечено 420-430 млн. USD инвестиций. Государство ежегодно получает в
бюджет 80 млн. USD, в то же время около 20 млн. USD ежегодно вывозится из
страны. “Но если бы это были полностью наши предприятия, то эти 20 миллионов
долларов оставались бы здесь, шли на инвестиции. Вот в чем недостаток
иностранного оператора”, — добавил А. Лукашенко. Конечно, можно считать это
недостатком иностранного оператора (каковых, заметим, у нас нет — все формально
белорусские), а можно все-таки поискать недостатки в собственной инвестиционной
политике, которая стимулирует иностранных участников не вкладывать прибыль здесь
же, в Беларуси, а вывозить ее в другие страны.
Совершенно непонятно также, как именно стопроцентная
государственная собственность избавит рынок от недобросовестной конкуренции.
Разве что после прихода полностью государственной компании у других операторов
вдруг могут появиться проблемы с выполнением лицензионных соглашений. Снова им
припомнят Полесье и неизвестно откуда взявшуюся в нашей стране проблему
“севера”, вывоз капитала — и вопросы конкуренции станут решаться самым
“добросовестным” образом. И при этом всегда можно будет сослаться на
безопасность. Ведь по словам А. Лукашенко, сотовая связь — не только
высокодоходный проект, но и вопрос “безопасности государства”.
Кстати, напомним, в октябре прошлого года именно
Комитетом госбезопасности были задержаны некоторые руководители компании “МЦС”.
Им инкриминировалось злоупотребление служебными полномочиями с ущербом
(возможно, именно вывоз капитала) в сумме “с шестью нулями” ( см. “БР” № 42/2003
г.). Тогда президент публично заступился за этих “пчел”, указав, что данная
ситуация связана с недобросовестной конкуренцией. Но схема всегда может
сработать в другую сторону. Тем более что именно на КГБ теперь возлагается
контроль за проведением тендера: “Комитет государственной безопасности, другие
спецслужбы будут сопровождать этот проект”, — сказал А. Лукашенко.
Окончательно определить все аспекты внедрения третьего
оператора-GSM на белорусский рынок сотовой связи президент поручил правительству
до 1 сентября. Уже на следующий день после совещания Министерство связи и
информатизации сообщило БЕЛТА, что прорабатывает в настоящее время оптимальные
условия привлечения третьего оператора. В министерстве также отметили, что не
видят особых проблем с изменением в случае необходимости условий тендера —
Минсвязи имеет такое право. После чего сообщили, что в настоящее время вопрос об
изменении условий получения лицензии не рассматривается.
В то же время, помимо изначально заявленного в тендере
госпакета в 51% акций, эксперты изучают дополнительно не только вариант
стопроцентного государственного пакета, но, как сообщило БЕЛТА, также и
совершенно неожиданный в контексте совещания обратный вариант — стопроцентного
владения компанией иностранным инвестором. Впрочем, секрет данного поворота
легко раскрывается. Параллельно с данными вопросами обсуждается также сумма
дополнительного платежа в бюджет в случае прихода зарубежного инвестора в
качестве учредителя либо соучредителя нового оператора — говорится в сообщении
БЕЛТА.
Очевидно, что проект со стопроцентным иностранным
участником не мог появиться на пустом месте, а уж тем более после прозвучавшего
на совещании угрожающего предупреждения со стороны А. Лукашенко: “Любые
телодвижения в сторону от государства закончатся самыми тяжелыми последствиями.
Не должно быть никакого лоббирования чьих-либо интересов в ущерб государству,
никакой коррупции”. И если сложить вместе все факты, например, тот, что судя по
комментариям официальных СМИ, премьер-министр Сергей Сидорский на совещании
скорее предлагал не производить в стране собственное оборудование для сотовой
связи, а создать совместное сборочное производство, то можно попытаться
смоделировать один из возможных сценариев событий, которые послужили толчком к
проведению совещания и громким заявлениям А. Лукашенко.
В процессе проведения тендера, возможно, появился
инвестор, который пообещал не только дополнительные инвестиции в развитие сети,
но и предложил собирать в Беларуси дешевые аппараты, затем внедряя их по
известной в сопредельных странах схеме — продаем телефоны за 1 USD с
подключением. Такая схема обеспечивает ему на рынке (уже достаточно тесном, если
не включать Полесье и север) быстрый рост абонентской базы. Но главным
требованием такого инвестора могло стать обязательное стопроцентное его участие
(на всякий случай, чтобы никаких “золотых акций” в нем быть не могло никогда), а
государству могли быть обещаны дополнительные деньги в бюджет сверх того, что
требуется по тендерному соглашению.
Для реализации такого проекта потребовалось бы изменить
условия тендера. Возможно, члены правительства и предприняли такую попытку,
доведя информацию до главы государства. В ответ получили совещание, где
президент публично смог высказать собственные оригинальные идеи “а почему бы не
стопроцентная государственная компания и почему бы не отечественный телефон?”,
подкрепив их очередными угрозами в адрес чиновников и заявлениями, про коррупцию
и безопасность государства, эффектно звучащими для электората, не только
проживающего в Полесье. Но судя по тому, что представители министерства
продолжают “телодвижения” в сторону от государственного инвестора, у
безопасности нашей страны, как и у любого чиновника, не берущего взятки,
согласно известному анекдоту, просто есть своя цена. Вопрос только в том, какая.
Напомним: цена энергетической безопасности нашей страны видится президенту в
сумме порядка 5 млрд. USD (наша цена за “Белтрансгаз”). Посмотрим, во что
ценится у нас “мобильная” безопасность.
Справка
Белорусско-кипрское СП ООО
“Мобильная цифровая связь” (МЦС, торговая марка Velcom) образовано в июле 1998
г. Коммерческую эксплуатацию сети сотовой связи стандарта GSM начало 16 апреля
1999 года. Сейчас доли в управлении компанией распределены следующим образом: РО
“Белтелеком” (31%), ЗАО “Белтехэкспорт” (20%) и кипрская компания SB Telecom Ltd
(49%). Количество абонентов сети на 1 августа составило 860 тыс. С начала года
прирост абонентской базы составил 36,5%. СООО “Мобильные ТелеСистемы”
зарегистрировано 4 апреля 2002 г. Коммерческая эксплуатация сети началась 27
июня 2002 г. Учредителями являются белорусское РУП “Междугородная связь” (51%) и
российское ОАО “Мобильные ТелеСистемы” (49%). Количество абонентов на 1 августа
составило 817 тыс. С начала года прирост абонентской базы составил
76%.
|