Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №105(01.09.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белорусский рынок №32, 16 - 23 августа 2004

Мобильные телодвижения

Ирина Крылович

Условия тендера на получение лицензии третьего сотового оператора стандарта GSM

могут измениться к 1 сентября. А не начать ли производство собственных аппаратов для сотовой связи? И почему бы третьего оператора стандарта GSM не сделать стопроцентно государственным предприятием? Такими вопросами через полтора месяца после объявления международного тендера на получение третьей лицензии оператора стандарта GSM озадачил белорусов, да и не только их, президент А. Лукашенко на совещании 11 августа, посвященном развитию сотовой связи в Беларуси. После совещания этими вопросами озадачились соответствующие министерства и ведомства.

В настоящее время в стране работают два оператора мобильной связи стандарта GSM — СП ООО “Мобильная цифровая связь”(Velcom) и СООО “Мобильные ТелеСистемы”. Вместе они охватывают 95% городского населения и около половины территории страны. Число абонентов составляет более 1,6 млн.

Оказалось, что к работе этих операторов у А. Лукашенко много претензий. Во-первых, тарифы. “За подключение к мобильной связи, аппараты, минуту разговора мы платим значительно больше, чем в европейский странах”, — считает президент. Еще одной проблемой, по мнению главы государства, являются качество связи и недостаточный охват территории. “Порой легче из Африки в Беларусь дозвониться, чем из Слуцка в Минск. Выбирают лакомые куски на трассах и в крупных городах. А кто будет развивать Полесье? Кто в деревни пойдет, на север республики?” — вопрошал А. Лукашенко.

Данные упреки могли бы быть полностью поддержаны любым абонентом, пользующимся сотовой связью стандарта GSM, если бы не одно “но”. Сегодня государству принадлежат контрольные пакеты в обеих компаниях — операторах стандарта GSM, так что вопросы о тарифной политике и качестве услуг — это вопросы, которые государство задает само себе, а абоненты, соответственно, должны адресовать их именно государству. По мнению властей, решить эти вопросы поможет приход на рынок еще одного сотового оператора. “Чем выше будет конкуренция, тем ниже будут тарифы”, — такое нетривиальное заявление сделал в интервью агентству ПРАЙМ-ТАСС в мае текущего года министр связи и информатизации Владимир Гончаренко. По его словам, в условиях, когда в стране только два оператора GSM, на рынке остается опасность монопольных цен, так как “они могут просто договориться и не снижать дальше тарифы, это существует в других странах и у нас исключать тоже нельзя”. “Третий оператор придет и разрушит эти планы”, — заявил министр накануне объявления тендера на получение третьей лицензии.

Опустим моральную сторону предположений о возможности ценового сговора между двумя практически государственными компаниями (вероятно, министр связи был осведомлен о коварных планах операторов), однако отметим, что у государства на этот случай должны быть хотя бы законодательные рычаги, противодействующие установлению монопольных цен. Иначе возникают подозрения насчет его способности выполнять свою регулирующую функцию на рынке. Впрочем, именно рынок сотовой связи является наилучшей иллюстрацией того, как в Беларуси ведется борьба с монополизмом. Еще свежи воспоминания о том, как начиналось создание сети. Компания “МЦС” получила именно от государства эксклюзивную лицензию, монопольные права на осуществление сотовой связи стандарта GSM, в итоге второго оператора абонентам пришлось ждать три года.

Теперь оказывается, что все эти годы президент усиленно боролся за приход второго оператора, встречая на своем пути серьезное сопротивление. “А сколько я придавливал и правительство, и министров, чтобы мы ввели вторую компанию мобильной связи?” — сказал А. Лукашенко 11 августа. Кто же эти несгибаемые люди, которые умеют так настойчиво и, главное, так успешно сопротивляться воле президента в нашем государстве? Хочется узнать этих героев поименно — накануне обещанных нам недавно сразу нескольких политических кампаний страна особенно заинтересована в появлении сильных личностей. Тем более что, как оказалось, эти силы живы, действуют. Вот и тендер на третью лицензию, судя по всему, был объявлен совсем не в таком формате, как это видится президенту, поэтому с его стороны снова требуется “жесткий контроль”.

Вообще сложилось впечатление, что об условиях тендера президент не был проинформирован в полном объеме. По словам А. Лукашенко, нужно просчитать, “как будет обеспечена управляемость новым субъектом рынка мобильной связи, какая управленческая структура сможет выступить от имени государства”.

Заметим, что абсолютно однозначный ответ на этот вопрос содержится в условиях тендера, которые были распространены в открытой печати. Согласно им, компания-оператор будет создана в виде совместного предприятия, в уставном фонде которого контрольный пакет (51%) будет принадлежать государственному предприятию “Минская городская телефонная сеть”. Открытый международный тендер на продажу лицензии третьего оператора сотовой связи стандарта GSM 900/1800 мГц был объявлен Минсвязи 30 июня. Документы на участие в тендере должны быть поданы до 12.00 21 сентября 2004 г. Стоимость тендерных документов — 5 тыс. EUR, размер тендерной гарантии — 500 тыс. EUR.

Пока неизвестно, подали ли какие-либо компании тендерные предложения, хотя сразу после объявления тендера заинтересованность к участию в нем проявили некоторые российские сотовые операторы. Остается надеяться, что никто из потенциальных участников не потратился на оформление тендерной документации, так как, судя по высказываниям президента 11 августа, условия тендера могут значительно измениться, если его вовсе не отменят.

“Учитывая ряд проблем, не лучшим ли был бы вариант, при котором третьим оператором сотовой связи будет стопроцентное государственное предприятие? Или же долю акций будут иметь частники, но не иностранные, а наши предприниматели”, — сказал А. Лукашенко через полтора месяца после того, как от имени государства, в том числе и иностранным инвесторам, было сделано предложение поучаствовать в тендере. Теперь оказывается, что иностранные “пчелы” — это неправильные пчелы, они не могут делать правильные белорусские “соты”, а полученный мед норовят вывезти в другие страны.

“Привлечение иностранных участников в качестве соучредителей предприятия — оператора-GSM влечет за собой долгосрочные экономические издержки. Прежде всего, вывоз из страны капитала. Стопроцентная собственность государства позволит избежать вывоза валюты, избавит от недобросовестной конкуренции, ряда других негативных явлений”, — убежден президент. Среди других негативных явлений президент указал на то, что используются на белорусском рынке импортные телефонные аппараты. “А почему здесь мы закупаем ”Сименсы", прочее? Никто этим не занимался или не хочет заниматься по разным причинам. Так легче: придут иностранцы, деньги привезут. Свое оборудование поставят, запчасти будем покупать, они прибыль получат — увезут. А почему по максимуму не работать?" После чего предложил правительству проработать вопрос о создании в Беларуси собственного производства всего необходимого для сотовой связи оборудования.

Что же касается вывоза капитала, то он, даже по приведенным президентом данным, значительно меньше вложенных в страну инвестиций именно со стороны иностранных инвесторов — негосударственных участников компаний “МЦС” и “МТС”. За время работы двух операторов сотовой связи стандарта GSM в Беларусь привлечено 420-430 млн. USD инвестиций. Государство ежегодно получает в бюджет 80 млн. USD, в то же время около 20 млн. USD ежегодно вывозится из страны. “Но если бы это были полностью наши предприятия, то эти 20 миллионов долларов оставались бы здесь, шли на инвестиции. Вот в чем недостаток иностранного оператора”, — добавил А. Лукашенко. Конечно, можно считать это недостатком иностранного оператора (каковых, заметим, у нас нет — все формально белорусские), а можно все-таки поискать недостатки в собственной инвестиционной политике, которая стимулирует иностранных участников не вкладывать прибыль здесь же, в Беларуси, а вывозить ее в другие страны.

Совершенно непонятно также, как именно стопроцентная государственная собственность избавит рынок от недобросовестной конкуренции. Разве что после прихода полностью государственной компании у других операторов вдруг могут появиться проблемы с выполнением лицензионных соглашений. Снова им припомнят Полесье и неизвестно откуда взявшуюся в нашей стране проблему “севера”, вывоз капитала — и вопросы конкуренции станут решаться самым “добросовестным” образом. И при этом всегда можно будет сослаться на безопасность. Ведь по словам А. Лукашенко, сотовая связь — не только высокодоходный проект, но и вопрос “безопасности государства”.

Кстати, напомним, в октябре прошлого года именно Комитетом госбезопасности были задержаны некоторые руководители компании “МЦС”. Им инкриминировалось злоупотребление служебными полномочиями с ущербом (возможно, именно вывоз капитала) в сумме “с шестью нулями” ( см. “БР” № 42/2003 г.). Тогда президент публично заступился за этих “пчел”, указав, что данная ситуация связана с недобросовестной конкуренцией. Но схема всегда может сработать в другую сторону. Тем более что именно на КГБ теперь возлагается контроль за проведением тендера: “Комитет государственной безопасности, другие спецслужбы будут сопровождать этот проект”, — сказал А. Лукашенко.

Окончательно определить все аспекты внедрения третьего оператора-GSM на белорусский рынок сотовой связи президент поручил правительству до 1 сентября. Уже на следующий день после совещания Министерство связи и информатизации сообщило БЕЛТА, что прорабатывает в настоящее время оптимальные условия привлечения третьего оператора. В министерстве также отметили, что не видят особых проблем с изменением в случае необходимости условий тендера — Минсвязи имеет такое право. После чего сообщили, что в настоящее время вопрос об изменении условий получения лицензии не рассматривается.

В то же время, помимо изначально заявленного в тендере госпакета в 51% акций, эксперты изучают дополнительно не только вариант стопроцентного государственного пакета, но, как сообщило БЕЛТА, также и совершенно неожиданный в контексте совещания обратный вариант — стопроцентного владения компанией иностранным инвестором. Впрочем, секрет данного поворота легко раскрывается. Параллельно с данными вопросами обсуждается также сумма дополнительного платежа в бюджет в случае прихода зарубежного инвестора в качестве учредителя либо соучредителя нового оператора — говорится в сообщении БЕЛТА.

Очевидно, что проект со стопроцентным иностранным участником не мог появиться на пустом месте, а уж тем более после прозвучавшего на совещании угрожающего предупреждения со стороны А. Лукашенко: “Любые телодвижения в сторону от государства закончатся самыми тяжелыми последствиями. Не должно быть никакого лоббирования чьих-либо интересов в ущерб государству, никакой коррупции”. И если сложить вместе все факты, например, тот, что судя по комментариям официальных СМИ, премьер-министр Сергей Сидорский на совещании скорее предлагал не производить в стране собственное оборудование для сотовой связи, а создать совместное сборочное производство, то можно попытаться смоделировать один из возможных сценариев событий, которые послужили толчком к проведению совещания и громким заявлениям А. Лукашенко.

В процессе проведения тендера, возможно, появился инвестор, который пообещал не только дополнительные инвестиции в развитие сети, но и предложил собирать в Беларуси дешевые аппараты, затем внедряя их по известной в сопредельных странах схеме — продаем телефоны за 1 USD с подключением. Такая схема обеспечивает ему на рынке (уже достаточно тесном, если не включать Полесье и север) быстрый рост абонентской базы. Но главным требованием такого инвестора могло стать обязательное стопроцентное его участие (на всякий случай, чтобы никаких “золотых акций” в нем быть не могло никогда), а государству могли быть обещаны дополнительные деньги в бюджет сверх того, что требуется по тендерному соглашению.

Для реализации такого проекта потребовалось бы изменить условия тендера. Возможно, члены правительства и предприняли такую попытку, доведя информацию до главы государства. В ответ получили совещание, где президент публично смог высказать собственные оригинальные идеи “а почему бы не стопроцентная государственная компания и почему бы не отечественный телефон?”, подкрепив их очередными угрозами в адрес чиновников и заявлениями, про коррупцию и безопасность государства, эффектно звучащими для электората, не только проживающего в Полесье. Но судя по тому, что представители министерства продолжают “телодвижения” в сторону от государственного инвестора, у безопасности нашей страны, как и у любого чиновника, не берущего взятки, согласно известному анекдоту, просто есть своя цена. Вопрос только в том, какая. Напомним: цена энергетической безопасности нашей страны видится президенту в сумме порядка 5 млрд. USD (наша цена за “Белтрансгаз”). Посмотрим, во что ценится у нас “мобильная” безопасность.

Справка

Белорусско-кипрское СП ООО “Мобильная цифровая связь” (МЦС, торговая марка Velcom) образовано в июле 1998 г. Коммерческую эксплуатацию сети сотовой связи стандарта GSM начало 16 апреля 1999 года. Сейчас доли в управлении компанией распределены следующим образом: РО “Белтелеком” (31%), ЗАО “Белтехэкспорт” (20%) и кипрская компания SB Telecom Ltd (49%). Количество абонентов сети на 1 августа составило 860 тыс. С начала года прирост абонентской базы составил 36,5%. СООО “Мобильные ТелеСистемы” зарегистрировано 4 апреля 2002 г. Коммерческая эксплуатация сети началась 27 июня 2002 г. Учредителями являются белорусское РУП “Междугородная связь” (51%) и российское ОАО “Мобильные ТелеСистемы” (49%). Количество абонентов на 1 августа составило 817 тыс. С начала года прирост абонентской базы составил 76%.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ