Российско-приднестровский информационно-аналитический центр, 10 августа 2004 Причина противостояния в Приднестровье - культурная экспансия МолдовыВиталий Журавлев, специалист по международным отношениям
События вокруг Приднестровского региона постоянно
развиваются в режиме вялотекущего конфликта, который время от времени
обостряется, будь то таможенная блокада, нарушение телефонной связи или ситуация
вокруг молдавских полицейских участков в городе Бендеры. Одним из таких
обострений стал вопрос о функционировании школ с молдавской программой обучения
на латинице на территории Приднестровья.
Сейчас все – и Молдова, и Украина, и ОБСЕ, и Россия –
дружно обвиняют приднестровскую сторону в том, что она нарушила взятые на себя
обязательства предоставить возможность работать этим пяти молдавским школам по
молдавским учебным программам, и что это является нарушением гуманитарного
права. Если подходить с формальной точки зрения, то, возможно, препятствие в
работе этих школ можно расценить как нарушение определенных обязательств и
норм.
Но, чтобы понять ситуацию в конкретном случае,
необходимо вспомнить о том, что именно провозглашение румынского языка
государственным в Молдове и возврат румынского алфавита в законе МССР от 31
августа 1989 года, в законе "О государственном флаге" от 27 апреля 1990 года, "О
государственном гербе" от 3 ноября 1990 года и "Об изменении официального
названия государства" от 23 мая 1991 года послужило непосредственной причиной
приднестровского конфликта, эскалация которого привела к вооруженному
противостоянию весной 1992 года.
И если сейчас для чиновников внешнеполитических ведомств
эти события воспринимаются как далекое прошлое, то для тех, кто был
непосредственно вовлечен в политическое и силовое противостояние, ясна подоплека
дела. Приднестровцы рассматривают деятельность молдавских школ на румынском
языке на территории Приднестровья как инструмент экспансии Молдовы в отношении
приднестровской государственности, и одновременно как школу подготовки пятой
колонны Молдовы в Приднестровье.
С этой точки зрения попытки приднестровской
администрации взять данные школы под контроль вполне объяснимы. То, что Молдова
ввела экономическую блокаду, и последовало дальнейшее раскручивание конфликта в
виде железнодорожной блокады, дипломатических демаршей и так далее, лишний раз
свидетельствует о том, что объективно конфликт между Кишиневом и Тирасполем
продолжает существовать, поскольку не устранены причины конфликта.
Причиной же приднестровского конфликта является
несоответствие между правовым статусом, признающим Республику Молдова в качестве
суверенного государства, обладающего единством власти, территории и населения, и
социальной реальностью, заключающейся в фактическом существовании на территории
Приднестровья самостоятельного государства. Данную проблему можно рассматривать
в философском плане как противоречие формы (в данном случае
международно-правового статуса Республики Молдова) и содержания (существования
ПМР). В правовом плане приднестровский конфликт можно рассматривать как проблему
взаимного несоответствия принципов международного права, таких, как принцип
территориальной целостности государства и принцип права народа на
самоопределение.
С точки зрения междисциплинарного подхода
приднестровскую проблему можно рассматривать как противоречие между
консервативностью международного права и динамично меняющейся
социально-политической реальностью. Если, анализируя нынешнюю приднестровскую
проблему, кратко взять генезис конфликта, то надо вспомнить, что Республика
Молдова получила статус суверенного государства как государство-правопреемник
наряду с другими союзными республиками бывшего СССР.
Но МССР возникла в результате объединения левобережья
Днестра, входящего в состав МАССР Украины, и Бесарабии, занятой советскими
войсками в 1940 году, в соответствии с законом СССР, принятом 2 августа 1940
года Верховным Советом СССР «Об образовании Союзной Молдавской ССР. Никогда
ранее Приднестровье и Бесарабия одно государство не составляли. Самое
интересное, что сам молдавский парламент в ряде документов, осуждая известное
Соглашение между правительствами Советского Союза и Германии о ненападении и
дополнительного секретного протокола к нему от 23 августа 1939 года, признавал
тем самым образование МССР незаконным. Более того, сама МАССР была создана
абсолютно искусственно волюнтаристским путем, постановлением, внесенным
Совнаркомом Украины на 3-й сессии Всеукраинского центрального исполнительного
комитета 8-го созыва (8-12 октября 1924 года) в Харькове, который был тогда
столицей Украины.
В состав Молдавской АССР вошли тогда часть районов
Балтского и Одесского округов, Одесской губернии и несколько населенных пунктов
Тульчинского округа Подольской губернии. Западная граница МАССР была определена
по государственной границе СССР с основной целью – вернуть в состав СССР
Бесарабию, которая отошла в состав Румынии в 1920 году. То есть, даже МАССР была
не государственностью молдаван, а чисто искусственным образованием, имевшим
геополитические задачи возвращение Бесарабии и экспансию в Румынию, почему и
получившим название Молдавской автономии.
Таким образом, текущие события в Приднестровье, неудача
пятистороннего формата переговоров под руководством ОБСЕ, провал миссии
спецпредставителя российского Президента с его проектом федерализации Молдовы, а
самое главное объективный анализ приднестровского конфликта и социальных реалий
свидетельствуют о необходимости и своевременности принципиально иного подхода к
решению приднестровской проблемы.
Таким решением, на мой взгляд, могло бы стать право на
самоопределение государственно-правового статуса Приднестровья, а возможно, и
Бессарабии, которое могла бы выработать специальная международная конференция с
участием Молдавии, Приднестровья, России, ЕС, США, Украины и Румынии.
|