Зеркало, 20 августа 2004 Пример восточного лукавстваР.Миркадыров
Вопрос о вступлении Азербайджана в НАТО надо адресовать
странам-членам НАТО. Такое мнение высказал 19 августа на пресс-конференции в
Москве министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров.
"Мне всегда задают вопрос, хочет ли Азербайджан вступить
в НАТО. Этот вопрос надо адресовать странам-членам НАТО", - сказал он. Отвечая
на вопрос о возможности создания военных баз НАТО в Азербайджане, Мамедъяров
также упомянул о наивности. "Если кто-то думает, что базы рождаются в течение
ночи, то это наивно", - сказал он. При этом министр напомнил о сложности
согласования вопросов размещения военных баз, и в частности решении парламентов.
При этом Баку вновь призывает страны-члены Минской группы ОБСЕ активизировать
усилия по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха. "Россия, наряду с
США и Францией, как сопредседатель Минской группы должна активизировать свои
усилия по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта на основе
международного права", - сказал Мамедъяров.
Касаясь проблемы определения правового статуса Каспия,
министр сказал, что Азербайджан рассчитывает на скорое решение вопроса. "Решение
этого вопроса не за горами", - подчеркнул Мамедъяров. По его словам, проблему
разделения Каспийского моря не стоит "характеризовать как серьезную проблему".
"Недавний визит в Азербайджан президента Ирана и мой визит в Тегеран дают
основания для достижения прогресса", - сказал глава МИД Азербайджана.
Как напомнил Мамедъяров, Азербайджан и Россия
осуществляют военно-техническое сотрудничество, в частности, Азербайджан сдал
России в аренду Габалинскую РЛС. Кроме этого, существуют обмены между оборонными
ведомствами двух стран, добавил министр. Кроме того, Э.Мамедьяров заявил, что
Азербайджан выступает за расширение экономических связей с Россией. Он отметил,
что Россия и Азербайджан принимают активное участие в создании международного
транспортного коридора "Север-Юг".
Глава МИД Азербайджана сказал о том, что азербайджанские
строители обустраивают железнодорожную линию до Астары с выходом на Иран. "Как
только иранские строители со своей стороны дойдут до Астары, будет возведен
железнодорожный мост, который позволит выйти на иранские железные дороги", -
добавил министр. По его словам, "российская сторона поддерживает выход
Азербайджана к Персидскому заливу. Это даст возможность из Северной Европы через
Россию и нашу страну организовать кратчайшим путем доставку различных грузов".
Связь России с Ираном через Азербайджан активно
использовалась до 90-х годов, когда объем железнодорожных грузоперевозок между
двумя странами достигал около 3 млн. тонн. Расчеты специалистов подтверждают,
что межрегиональные перевозки на этом направлении могут принести значительные
прибыли всем их участникам. Кроме того, коридор "Север-Юг" более экономичен и
надежен с точки зрения обеспечения безопасности по сравнению с морскими и
другими сухопутными вариантами перевозок. По словам Э.Мамедъярова, "на прошедших
встречах с главой российского внешнеполитического ведомства обсуждалось не
только железнодорожное, но и автомобильное сообщение между Россией и
Азербайджаном". Азербайджанская сторона оформляет иностранный кредит в 40 млн.
долларов на строительство автотрассы между Астарой и Алятом, расположенным близ
азербайджанской столицы. "Эта трасса может быть продолжена от Баку до
азербайджано-российской границы", - сообщил Э.Мамедъяров.
Глава азербайджанского МИД также отметил, что
активизация культурных и студенческих обменов между Россией и Азербайджаном
будет способствовать развитию двусторонних связей. По его словам, "обмен
студентами имеет колоссальное значение для нашей страны". "У Азербайджана есть
квоты во многих вузах Москвы, - напомнил министр. - По линии МИД мы активно
пользуемся квотами в МГИМО и Дипломатической академии РФ". "Мы поддерживаем
русский язык в Азербайджане и рассматриваем возможность открытия кафедр
азербайджанского языка в некоторых российских институтах", - добавил он. Касаясь
проведения в 2005 г. Года Азербайджана в России, Э.Мамедъяров сообщил, что
создана "специальная комиссия, возглавляемая премьер-министром страны". Только
после проведения первого заседания можно будет говорить о программе мероприятий,
отметил министр.
Подытоживая заявления, сделанные министром иностранных
дел Азербайджана во время пресс-конференции в Москве, можно сделать следующие
выводы. Первое. Азербайджан готов активно сотрудничать с Россией в экономических
и гуманитарных вопросах, да и то в определенных сферах. Дело в том, что сегодня,
в отличие от советских времен, экономика Азербайджана больше не ориентирована на
российский рынок. В этом в большей степени виновата сама Россия, которая в
середине 90-х годов попыталась использовать экономическую зависимость
Азербайджана в качестве давления для достижения определенных политических целей.
Достаточно вспомнить полную транспортную блокаду Россией Азербайджана и Грузии
используя в качестве предлога ситуацию в Чечне. Таким образом экономические
нити, крепко связывающие наши страны, были разорваны. Азербайджану пришлось
искать иные рынки для удовлетворения своих потребностей. А промышленные
предприятия, которые удовлетворяли потребности самой России, в большинстве
случаев просто перестали функционировать. Не случайно, что сегодня речь идет в
основном о реализации совместных проектов в сфере создания или восстановления
транспортных коммуникаций, что отвечает интересам обеих стран.
А вот что касается внешнеполитических вопросов, то пути
сторон резко расходятся. Э.Мамедъяров явно слукавил, когда заявлял о том, что
вопрос о членстве Азербайджана в Североатлантическом блоке "надо адресовать
странам-членам НАТО". Все дело в том, что спросить у стран-членов НАТО что-то
можно лишь после того, как Азербайджан официально обратится в
Североатлантический блок. По сути, своими туманными ответами министр иностранных
дел Азербайджана старался "не дразнить гусей" раньше времени. Это прекрасно
понимают и в России. Поэтому предпринимаются попытки создания пока что
теоретических схем, учитывающих интересы как США, так и России.
В последнем номере газеты "Аргументы и факты"
опубликована любопытная статья профессора университета штата Дэлавер Сергея
Лопатникова. В своей статье он отмечает, что на Ближнем Востоке сосредоточено
67% мировых запасов нефти. На долю России, Каспия и Средней Азии приходится лишь
около 6% мировой нефти. При этом каспийская нефть расположена весьма далеко от
центров ее потребления и даже портов. Значит, регион Каспия не заменит Ближний
Восток, и существуют какие-то другие причины для интереса США к Каспийскому
региону. Таких причин две, считает он, и пишет, что объемы каспийской нефти
позволяют сдержать резкий рост цены на нефть из-за капризов ОПЕК. Это первая
причина, а вторая - "накормить" каспийской нефтью растущий Китай и отвлечь его
от главной нефтяной кладовой - Ближнего Востока.
Китай уже создает там для Запада серьезные проблемы.
Так, Пекин установил теплые отношения с Саудовской Аравией и подкупает ее
оружием. Поэтому сдерживание роста влияния Китая в регионе очень важно для
Вашингтона. Однако усилие США в Каспийском регионе вызывает понятную тревогу у
России. Создается впечатление, что США хотят выдавить Россию оттуда. Это
вынуждает Москву искать союзников и прежде всего дружить с Ираном. Однако
присутствие США в этом регионе скорее выгодно для России, чем нежелательно.
Во-первых, оно блокирует проникновение в регион экстремистского ислама, который
сегодня угрожает не только Чечне и Дагестану, но и внутренним регионам России.
Во-вторых, США могут стать мощным противовесом Китаю, который для России
стратегически куда как более опасен из-за российской слабости в Сибири и на
Дальнем Востоке. Как это ни парадоксально, может создать определенные выгоды и
установление американского контроля над нефтяными ресурсами региона. В этом
случае возрастает роль России в качестве независимого поставщика топлива в
Европу, что усиливает ее позиции на этом направлении.
1 июля президент Кыргызстана А.Акаев сделал сенсационное
предложение создать в Среднеазиатском регионе совместную российско-американскую
военную базу и обозначил готовность предоставить для такой базы территорию. У
России и США, по большому счету, нет неразрешимых противоречий в регионе.
Напротив, есть немало общих интересов. Однако две державы должны думать о
создании системы региональной безопасности на основе Евразийско-Американского
договора, аналогичного Североатлантическому. Такой договор мог бы включать на
первом этапе Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан,
Туркменистан. Разумеется, Россию и США.
В чем состояла бы выгода такого договора для его
участников и остального мира? Он поможет снять обеспокоенность бесконтрольным
внедрением в регион США. Предоставит возможность отказаться от чрезмерного
партнерства с такими странами, как Иран. Снизил бы политическую напряженность,
вызванную расширением НАТО. Изменил бы сам смысл этого расширения, обеспечив в
перспективе создание общей с НАТО системы координации действий более высокого
уровня. Россия и бывшие республики СССР нашли бы гораздо более безболезненный
способ интеграции в мировое политическое пространство,- считает Сергей
Лопатников.
Логические построения русского американца почти
безупречны. Он, безусловно, прав, что остановить Китай отвечает интересам как
США, так и России. Умные головы за океаном прекрасно понимают, что в случае,
если Китай "переварит" богатые ресурсами российские Сибирь и Дальний Восток, то
США будет очень трудно противостоять этому монстру, стремящемуся к мировому
господству.
Однако автор не упоминает еще об одном геополитическом
игроке, заинтересованном в данном регионе - Евросоюзе, который заигрывает с
азиатскими странами и старается использовать их как людские, так и все остальные
ресурсы для противостояния против растущих амбиций США на единоличное мировое
господство. При этом Европа и дальше будет активно использовать противоречия,
существующие между азиатскими, прежде всего, мусульманскими странами и США.
|