Сильная Россия на Кавказе никому не нужнаЕкатерина Некрасова
По какому сценарию будет строиться новая государственная
политика? Представляю нашего гостя - заведующий отделом Закавказья Института
стран СНГ Михаил Александров.
- Михаил Владимирович, очевидно, что все, что сегодня
будет сказано в Белом доме, можно разделить на тактические задачи и
стратегические задачи. Тактика в целом ясна - усилить меры безопасности по всей
стране. В чем конкретно, на ваш взгляд, это может проявиться на том же Северном
Кавказе?
АЛЕКСАНДРОВ: Понимаете, я бы
разделил все-таки такие технические вещи, как усиление безопасности, и
политические вещи. Потому что без соответствующих политических шагов
урегулирование и вообще нормализация ситуации на Северном Кавказе невозможно.
Одними административными и техническими средствами этого достигнуть не удастся,
и такие средства должны осуществляться совместно с определенной политической
линией, которая требует изменения политического курса во всей стране. Если мы
находимся в состоянии войны, то и вся государственная политика и в центре, и на
местах, и на Северном Кавказе должна быть ориентирована то, чтобы отбить это
нападение и победить в этой войне.
- Но что значит политические цели, политические изменения?
Дзасохов отправил в отставку правительство - это политическая мера?
АЛЕКСАНДРОВ: Это политическая
мера, но это, так сказать, тактический момент. Главное сейчас - это определить,
кто наш враг. Если идет война, то мы должны понимать, что она идет с каким-то
врагом. А до сих пор я из уст российского руководства не услышал конкретно с кем
же мы воюем, кто наш враг... Речь идет о каком-то абстрактном международном
терроризме. Помните, был международный империализм. А что такое международный
империализм? То есть под международным империализмом понимались конкретные
страны - страны НАТО, Запад, в первую очередь США. А сейчас кто подразумевается
под международным терроризмом? Я думаю, все-таки надо более конкретно
определить, кто есть наш противник.
- Я, честно говоря, знаю ваше мнение на этот счет. Вы
придерживаетесь той точки зрения, что враг наш - это не исламисты и не
вахаббиты, а насколько я читала ваши высказывания, западные спецслужбы.
Правильно я цитирую?
АЛЕКСАНДРОВ: Не только западные
спецслужбы. Западные спецслужбы обслуживают определенные интересы. На Западе
тоже общество неоднородное. И я вполне уверен, что нормальные, обычные западные
граждане не являются кровопийцами, убийцами и террористами и не поддерживают их.
И это было видно, когда прошли демонстрации в поддержку России на Западе. Но
есть определенные интересы, экономические, прежде всего, некоторые
геополитические интересы, и западные спецслужбы обслуживают эти интересы. Какие
интересы? Я говорил о том, что западные спецслужбы и вообще Запад стараются нас
выдавить из Закавказья. Почему это происходит? Потому что Запад стремится выйти
к каспийской нефти, выйти в Центральную Азию, где тоже достаточно серьезные
энергоресурсы находятся. Эту кампанию ведут, естественно, не рядовые граждане
западных стран, а за этим стоят определенные западные компании. Британская
компания "Бритиш Петролеум" имеет основной пакет акций в нефтепроводе
Баку-Тбилиси-Джейхад. Значит, можно предполагать, что это одна из тех сил,
которые содействуют вытеснению России из Закавказья. А как вытеснить? Для этого
используется масса средств, в том числе приход к власти Саакашвили в Грузии, его
политическое давление на Россию. А их методы, я называю
диверсионно-террористическими.
- Михаил Владимирович, поскольку вы все-таки специалист по
Закавказью, давайте сосредоточимся сейчас именно на этой теме в выступлении
президента. Во-первых, Владимир Путин сказал о необходимости обновления политики
на Северном Кавказе, помимо усилений мер безопасности. Как вы думаете, во что
это может вылиться?
АЛЕКСАНДРОВ: Необходимо повышать
жизненный уровень, улучшить условия жизни, потому безработица, низкий уровень
жизни, безусловно, является питательной средой для того, чтобы взращивать
террористов, которые за деньги осуществляют террористические акции.
- А может это как-то повлиять на смену политиков на
Северном Кавказе? Ведь Дзасохов не ушел в отставку.
АЛЕКСАНДРОВ: Дзасохов политик
советского толка, он уже проходил эту историю, когда руководители республик
назначались по представлению центра. То есть фактически возвращается ситуация к
этой отработанной схеме, которая существовала в Советском Союзе. И это
правильно, потому что для обеспечения единства страны необходима более жесткая и
четкая координация всех структур и регионов. Но концентрация на
социально-экономических вопросах, недостаточна. Это можно рассматривать как один
из элементов. Но если подпитка терроризма осуществляется из-за рубежа, то, в
конце концов, даже если все на Северном Кавказе будут жить хорошо, то все равно
там будут действовать террористы, завербованные за рубежом.
- Это речь идет уже об усилении работы спецслужб. Как вы
могли бы прокомментировать новые назначения. Во-первых, Дмитрий Козак назначен
главой Федеральной комиссии по Северному Кавказу, новой комиссии, которая тоже
будет образована по указу президента.
АЛЕКСАНДРОВ: Я считаю, что это
правильное назначение. Козак показал себя как эффективный организатор, и в
частности, по вопросам взаимоотношений в СНГ, он разработал хороший план
урегулирования в Приднестровье, который, к сожалению, был сорван Западом. Это,
кстати, еще одно доказательство того, что все действия на Северном Кавказе не
без участия определенных западных кругов происходят. И поэтому чисто
оборонительная политика, которая избрана в выступлении президента, она
недостаточна. Необходимы и наступательные действия. Потому что если бы мы в
период Великой Отечественной войны, допустим, только оборонялись, мы бы никогда
не победили. Надо атаковать позиции и в Грузии, и в других странах СНГ, и на
самом Западе.
- И второе назначение - это Владимир Яковлев, полпред по
Южному федеральному округу, теперь возглавит Министерство новое по Северному
Кавказу.
АЛЕКСАНДРОВ: Да, создание
министерства очень важный шаг, и это правильный шаг. Потому что региональная
политика должна быть сконцентрирована не только в администрации президента, но и
на государственном уровне, то есть на уровне правительства.
- Вот это министерство, как оно может работать? Это
формирование целенаправленной политики, о чем вы, кстати, и говорили в самом
начале нашей передачи.
АЛЕКСАНДРОВ: Да, оно будет
работать с конкретными людьми в регионах, оно будет анализировать ситуацию в
этих регионах, выдвигать предложения о том, как надо строить политику, какие
меры надо применять в этих регионах, не только экономические, но и политические,
и социальные, и культурные.
- А какая самостоятельность тогда остается у глав этих
регионов?
АЛЕКСАНДРОВ: А все ведется к
тому, чтобы самостоятельность была минимальной, поскольку речь идет о единстве
России.
- Речь идет об изменении всего политического устройства,
что явствует из первой части выступления президента, где он сказал, что, по
сути, меняется вообще выборная система, то есть выборов губернаторов у нас
больше не будут, у нас будут назначения губернаторов.
АЛЕКСАНДРОВ: Назначение по
представлению центра. Выбирать будут Федеральное собрание. Как раньше:
предлагался первый секретарь обкома, обком мог его утвердить или не утвердить.
Обычно утверждал, но если он уж очень им досадил, уж очень какие-то провальные
дела совершил, то обком мог его снять, то есть проголосовать "против".
- Это изменение - это закручивание гаек или это абсолютно
адекватные меры сейчас?
АЛЕКСАНДРОВ: Абсолютно
адекватные. У нас все разболталось, гайки просто надо закручивать, иначе все
развалится, уже это видно. Президент правильно сказал, что речь идет о
дезинтеграции и развале России. И именно с этой целью ведется война. Ответом
могут быть и оборонительные, и наступательные действия. В области обороны,
конечно, надо закручивать гайки, укреплять механизм управления, централизацию
власти. В области внешней политики надо тоже более активно действовать и
требовать, в частности, от Запада, чтобы прекратилась поддержка международного
терроризма и, в частности, необходимо добиваться выдачи вот этих эмиссаров. Не
только создание вокруг них политического и финансового вакуума, а просто их
выдачи. Это будет лакмусовой бумажкой отношения западных государств к России.
- Из всех разговоров о совместной борьбе с международным
терроризмом?
АЛЕКСАНДРОВ: Да, совместных.
Потому что очень много сейчас разговоров, очень много доброжелательных
заявлений, даже президент США приехал в посольство. Но этого недостаточно, нужны
конкретные шаги. Выдадут американцы Ахмедова, тогда мы можем сказать, что у них
есть изменения в политике, а не выдадут - значит, это все в области, так
сказать, PR-акций, а политика против России продолжается.
- То есть вы считаете, что сейчас настало время жестко
ставить вопрос: или да, или нет. Или все-таки дипломатия должна сохраняться при
этом?
АЛЕКСАНДРОВ: Вопросы надо
ставить дипломатично, конечно, не бряцая оружие.
- Владимир Путин, обращаясь к силовикам, сказал, что
необходимо создавать добровольные структуры по обеспечению порядка. И в этой
связи, возвращаясь к ситуации в Беслане, там же было очень много ополченцев, у
народа вообще много оружия. Что делать? Использовать это оружие?
АЛЕКСАНДРОВ: Я считаю, что
всеобщее вооружение народа должно быть. Потому что, представьте, если бы в этой
школе были все вооруженные мужчины, у террористов бы этот акт просто сорвался. И
в Америке не случайно люди имеют право иметь оружие, потому что это гарантия их
безопасности.
|