Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №106(15.09.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Взаимоотношения Казахстана с Королевством Саудовская Аравия

Андрей Грозин

С первых шагов существования Республики Казахстан (РК) как самостоятельного суверенного государства, руководство страны взяло ориентацию на выстраивание во внешнеполитической деятельности т.н. «многовекторной политики». До настоящего времени эта политика лавирования между мировыми центрами силы, использования их взаимных противоречий для получения различных преференций использовалась казахстанской властью с большей или меньшей долей успешности.

Королевство Саудовская Аравия (КСА) занимает определенное место в «многовекторной» модели внешнеполитического позиционирования Казахстана.

Казахстано-саудовские отношения за годы независимого существования РК, носили преимущественно «гуманитарную» направленность, экономическое взаимодействие отличалось низкой интенсивностью. Не смотря на то, что Королевство Саудовская Аравия (КСА) было в числе первых арабских и мусульманских стран, признавших независимость Казахстана (30.12.1991), выдало за годы независимости различных грантов и льготных кредитов на сумму близкую, по некоторым оценкам, к полумиллиарду долларов (в одно строительство Астаны саудиты с 1996 г. вложили десятки миллионов долларов – одно здание сената в казахстанской «северной столице» обошлось Эр-Рияду в 30 млн. долл.), отношения двух стран явно уступали ирано-казахстанскому сотрудничеству. В январе и марте 1992 г. принц Сауд Аль-Фейсал дважды намеревался посетить РК, однако эти визиты не состоялись. Осенью 1994 г. Н.Назарбаев совершил официальный визит в Саудовскую Аравию и встретился с главой государства королем Фахдом бен Абдель Азизом и другими деятелями КСА. Во время переговоров король Фахд заявил, что Саудовская Аравия готова оказать Казахстану всемерное содействие в становлении его государственности. Весьма интересным фактом во время поездки в Королевство стало то, что казахстанскому лидеру впервые была предоставлена редкая в саудовской практике возможность посетить «Кааб» (Дом Аллаха) в Мекке и захоронение Пророка Мухаммеда в Медине. Важным итогом его визита в КСА стало подписание генерального соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, инвестиционной, технической и культурной областях, а также о сотрудничестве в области спорта и по делам молодежи, что, собственно, явилось одним из первых таких документов, заключенных КСА с иностранными государствами.

В то же время все многочисленные знаки внимания руководителям РК и многочисленные документы работали слабо. Например, внешнеторговый оборот между Казахстаном и Саудовской Аравией за 1996 г. в результате заключения одноразовых сделок между коммерческими структурами обеих стран составил всего $14.2 млн.[1] Из РК в КСА экспортируется зерно и мясо. Королевство поставляет в Казахстан оборудование, инструменты и изделия из недрагоценных металлов.

Весьма негативным моментом в казахстано-саудовских отношениях стало убийство в Алма-Ате в 1997 г. второго секретаря посольства КСА в РК Ахмеда Уда аль-Сави. Смерть дипломата и вялое, длившееся более четырех лет следствие, вызвали серьезное недовольство саудитов.

Лишь в последние год-полтора интерес Астаны к сотрудничеству с Эр-Рияддом стал более отчетливым и публично выраженным.

Во многом, слабость взаимодействия Казахстана и Саудовской Аравии объясняется конкуренцией на рынке углеводородного сырья. Хотя «большая казахстанская нефть» на порядки уступает углеводородам Ближнего Востока, ясно, что Эр-Рияд совершенно не заинтересован в форсированной разработке шельфа Каспийского моря (по большинству экспертных оценок, именно Астана располагает на шельфе и дне моря наиболее перспективными в плане углеводородов геологическими структурами).

Самым значимым «активом» саудитов во взаимоотношениях с РК является нахождение на территории королевства главных исламских святынь.

Получив государственную независимость, казахстанское руководство изначально твердо и последовательно ориентировалось на «светскую» модель ислама в обществе. В то же время, руководители Казахстана, с первых самостоятельных шагов на международной арене, стремились подчеркнуть свою конфессиональную общность с единоверцами: Н.Назарбаев совершил «малый хадж» (последний раз – в феврале 2004 г.), при встречах с лидерами мусульманских государств участвовал в публичных богослужениях, присутствовал на многочисленных церемониях открытия мечетей в различных городах страны, республика стала членом ОЭС и ОИК, активно сотрудничает с Исламским банком развития. Говорить о государственной политике направленной на исламизацию страны, конечно, не приходится - это были, в значительной мере, имиджевые акции. И Н.Назарбаев, и подавляющее большинство властной элиты Казахстана были и остаются людьми сугубо светской культуры.

Руководство РК понимало и понимает ислам именно как «прикладное» идеологическое средство. Идейная и мобилизующая сила ислама на порядок мощней идеологии «Стратегии-2030», «казахстанского евразийства», «самоидентификации казахстанцев в патриотов» и подобной современной казахстанской эрзац-идеологии.

В Казахстане отдельные опыты по внедрению ислама через СМИ и книгоиздание не дали заметных результатов. Сочинения аятоллы Хомейни («Исламское правление»), изданные в Алма-Ате в 1993 г. лежали на алма-атинских книжных прилавках до конца 90-х годов прошлого века, несмотря на невысокую цену. Попытки издания исламоориентированных, или традиционалистских периодических изданий («Иман», «Наше время», «Аль-Хабар») стали провальными. Немногочисленные попытки создания исламских передач на радио и телевидении также пока оказываются малоэффективными. Свою роль при этом играет общая настороженность казахстанского общества и, особенно, политического руководства к так называемому «исламскому ренессансу» (Афганистан, Таджикистан, узбекская оппозиция, Северный Кавказ). События на юге Киргизии (вторжения банд Исламского движения Узбекистана в 1999-2000 гг.), теракты в США 11 сентября 2001 г. и развернутая Вашингтоном «война с терроризмом» резко усилили эти настроения.

Говорить о серьезном влиянии ислама можно только применительно к отдельным районам южных областей Республики: Южно-Казахстанской и Джамбульской, и Кзыл-Ординской. Особенно ощутимо его влияние в двух первых. Во многом это объясняется наличием там крупной (порядка 320-350 тыс. человек) узбекской диаспоры.[2]

Из пяти партий, прошедших в Мажилис (Парламент) РК ни у одной в программах нет даже упоминания о какой-либо религии. Среди самовыдвиженцев и депутатов, выдвинутых общественными объединениями, также нет лиц, заявивших о приверженности исламу. Предстоящие осенью 2004 г. парламентские выборы демонстрируют то же отсутствие у политических партий и движений РК интереса к использованию религиозной проблематики. В то же время, в последние 2-3 года в республике активизируется деятельность официально запрещенной «Хизб-ут-Тахрир». Ее активность заметна, в основном, в областях РК, граничащих с Узбекистаном.

В современном казахстанском обществе мусульманские общины сложно классифицировать по территориальному признаку. Причиной этому служит распространение на территории Казахстана большого количества различных течении и толков ислама. При наличии в Казахстане различных толков внутри ислама появляется множество общин идейно отличающихся друг от друга. Деления мусульман на «жамагаты» (общины) осуществляется в направленности каждого из них на свои теологические и иные ориентиры. В настоящее время Духовного Управления Мусульман Казахстана (ДУМК) имеет влияние лишь на имамов официально зарегистрированных мечетей, но не на множество крупных и малых жамагатов существующих независимо друг от друга. Как следствие, для ДУМК становится проблемным воздействовать на мусульманские общины в республике и к 1999 г. в РК, как и в других государствах Центральной Азии резко обозначилась угроза проявления религиозного радикализма, в частности исламского.

Многое указывает на то, что значительная часть «независимых» жамагатов существовала, опираясь на поддержку различных «негосударственных» и «полугосударственных» структур Саудовской Аравии. Стоит напомнить, что ваххабитское КСА с 70-х годов прошлого столетия тайно поддерживало религиозных радикалов во многих странах и континентах, хотя официально их и осуждало. Широко известно, что саудиты финансировали ливанские и палестинские террористические группировки, активно поддерживали талибов. Западные СМИ после «11 сентября» переполнены сведениями о тесных связях правящей династии КСА с «Аль Каэдой».

В конце 70-х и в начале 80-х годов двадцатого века палестинские тергруппировки систематически шантажировали Королевский двор ибн Саудов угрозами совершения терактов в КСА. Дабы откупиться от них, ибн Сауды выделяли финансовые средства, в качестве «охранной грамоты». Ту же самую стратегию по отношению к королевскому дому избрали и исламистские террористы «новой генерации» - начала ХХI века.

Однако идеологическая экспансия Эр-Рияда в новых независимых государствах (ННГ) Азии носила не вынужденный а целенаправленный, государственно санкционированный характер и рассматривается руководством КСА в качестве действенного инструмента проведения в регионе политики, отвечающей интересам Саудовской Аравии и формирования в бывших советских азиатских республиках просаудовской элиты. Данный процесс медленно и внешне не слишком заметно шел в Казахстане в течение всех 90-х. Особо действенным инструментом при этом стал хадж в Саудовскую Аравию – в последние годы среди желающих совершить паломничество стало много высокопоставленных чиновников, парламентариев, известных в Казахстане людей - в казахстанском бомонде получить звание кажи после священного обряда стало особо престижным.

С 1998 г. саудиты заключили с ДУМК договоренности о массовых (в пределах 2-3 тыс.) поломничествах казахстанских мусульман в Мекку и Медину. Стоит добавить, что тогдашний главный муфтий Духовного управления мусульман Казахстана Ратбек хаджи Насынбайулы очень тесно сотрудничал с руководством КСА и, по широко распространенному в Казахстане мнению, был связан с «высокими лицами» Саудовской Аравии прямыми материальными интересами.

В этих условиях власти РК необходимо было предпринимать срочные меры по снижению риска распространения радикалистских идей среди верующих, а также изменения своей политики в отношении ислама вообще и ДУМК в частности. В июне 2000 г. спешно собранный при деятельном участии главной «идеологической» структуры казахстанской власти - Министерства информации и общественного согласия - Курултай мусульман Казахстана на должность духовного главы мусульман РК - муфтия, поставил человек, не являющихся известным теологом или религиозным деятелем. Им стал доктор филологии и советник посольства РК в Саудовской Аравии Абсаттар Дербисалиев, «светскость» которого не вызывает никакого сомнения. Дипломат, ставший муфтием никогда не был имамом (настоятелем) любой, пусть самой захудалой, мечети.[3]

С избранием на должность муфтия Дербисалиев объявил о стремлении установления в Казахстане норм «классического» ислама – т.е. трактовки ислама, которая принята в арабских странах и отличается от саудовского ваххабизма. Ясно, что, таким образом, государство, через новую политику ДУМК стремиться унифицировать ислам по всей территории Казахстана. Это должно привести к облегчению контроля государства за процессами, происходящими среди верующих. Под эгидой внедрения «классического» ислама предполагается повышение уровня образования имамов и мулл. Разумеется, что прошедшие «кадровый отбор» претенденты будут полностью лояльными к политике казахстанской власти в отношении религии.

Новый муфтий неоднократно заявлял, что ислам и политика несовместимы. Как следствие, эта же идея проповедуется верующим в мечетях, контролируемых ДУМК.

Подобная политика не только будет способствовать построению идеологии государства на уровне мечетей, но и являться превентивной мерой для предотвращения проникновения извне идей экстремистского и радикалистского толка.

Сейчас ясно, что казахстанские власти будут и в дальнейшем целенаправленно проводить политику, направленную на «превентивное усмирение» религии. Не исключено, что при этом могут возникнуть локальные конфликты между представителями государственного ислама и их противниками, сторонниками традиционного казахстанского ислама и различных салафитских версий. Но процесс тотального огосударствления ислама, несмотря на все помехи, продолжится и будет длительным. С учетом того, что исламскую миссионерскую деятельность в РК наиболее активно проводило КСА, процесс ужесточения государственного контроля за данной сферой ударил именно по интересам саудитов.

Сгладить ситуацию должен был первый визит в Казахстан принца Султана бин Абдель Азиза Аль-Сауда (ноябрь 2000 г.), совпавший с очередным «подарком» КСА – предоставлением Казахстану займа в $12 млн. на реконструкцию автодороги Астана–Караганда. В Астане принц Султан обсудил с Назарбаевым также вопросы экономического сотрудничества и перспективы развития военно-технического сотрудничества.

Пока не совсем понятно, какие направления ВТС могли бы развиваться между полностью ориентированной на западные вооружения Саудовской Аравией и Казахстаном. Правда, известно, что с 1994 по 1997 гг. КСА приобрела у США оружия и новейших систем вооружения на общую сумму в 36,4 млрд. долл. и вышла по этим показателям в число мировых лидеров. Страна ежегодно расходует на оружие более 18 млрд. долл. и какую-то небольшую часть от этой суммы может получить и Казахстан. Например, в рамках программ подготовки военных кадров или различных мониторингов (экологических, информационных и пр.).

Тогда же в Эр-Рияде заместитель министра иностранных дел КСА назвал Казахстан главным политическим и экономическим партнером Саудовской Аравии не только в Центральной Азии, но и на всем пространстве СНГ. Однако дальше деклараций дело тогда не пошло – Н.Назарбаев ясно подчеркнул, что Казахстан ожидает от Саудовской Аравии больше, чем та дала его республике ранее. В частности, на пересс-конференции по итогам визита наследного принца в РК, Назарбаев отметил, что Саудовская Аравия является мощным государством, чьи инвестиционные возможности исчисляются суммой порядка 200 млрд. долл. И прямо заявил, что «для Казахстана имеет большое значение финансовая помощь проводимым в республике экономическим реформам со стороны Саудовской Аравии, равно как и поддержка на международной арене».[4] Казахстанский президент указал, что ожидает более серьезного вклада от ста крупнейших бизнесменов КСА, составивших в 2000 г. фонд поддержки Центральной Азии и Казахстана – «CAI-Kazakhstan» и объявивших о готовности профинансировать в Казахстане проектов на 72,5 млн. долл.

После определенной паузы в отношениях, вызванных недовольством руководства КСА столь высокими требованиями Астаны, Эр-Рияд предложил начать отношения «с чистого листа» - в 2002 г. Казахстан вновь посетил принц Султан бин Абдель Азиз. Стороны, по данным информированных источников сумели снять ряд противоречий (в частности, Астана обязалась не вести жесткого давления на саудовских проповедников, а принц выступил гарантом увеличения грантовой помощи – в первую очередь, в строительные проекты новой столицы Казахстана). Однако, после терактов в США, в казахстано-саудовских отношениях вновь возникло много неопределенных моментов. Главным опасением Астаны является в настоящее время даже не экспансия вахаббитской идеологии, а возможное изменение политики Вашингтона по отношению к Эр-Рияду. Причем сомнения казахстанского руководства были так серьезны, что Н.Назарбаев отменил («в связи с ситуацией вокруг Ирака») визит в Саудовскую Аравию, который должен был состояться весной 2003 года.

Снять многочисленные опасения руководства Казахстана должен был визит в мае 2003 г. в Астану генерального секретаря Всемирной исламской лиги (ВИЛ) Абдаллы Бен Абдельмухсина Аль-Турки. Аль-Турки, известный самыми тесными связями с саудовскими спецслужбами и династией Саудов имел длительную конфиденциальную беседу с Н.Назарбаевым.[5] Официальным поводом визита была заявлена поддержка инициативу Нурсултана Назарбаева по проведению в Казахстане форума мировых религий, своего рода саммита духовных лидеров, призванного поправить имидж казахстанской власти, существенно подорванный обвинениями в коррупции (т.н. «Казахгейт»).

По некоторым данным, Аль-Турки представлял на встрече не столько ВИЛ, сколько руководство Саудовской Аравии и гарантировал казахстанскому лидеру не только всемерную поддержку при возможных политических изменениях в РК, но и значительные инвестиции в казахстанскую экономику и неприменение различных возможных мероприятий по блокированию разработки и будущей транспортировки казахстанских шельфовых углеводородов. Зримым итогом визита Аль-Турки стало обещание Н.Назарбаева посетить Эр-Рияд для окончательного решения некоторых практических вопросов в начале 2004 г.

Одновременно с визитом Турки губернатор провинции Рияд принц Салман бин-Абдул Азиз, курирующий связи с РК и руководящий деятельностью трех крупнейших саудовских благотворительных организаций, принял посла Казахстана в королевстве Аскара Мусинова и обещал казахстанской стороне новый формат донорства – гуманитарную помощь некоторым, особо нуждающимся отраслям экономики и крупным предприятиям. Стоит напомнить, что до последнего времени Королевство финансировало в республике только программы религиозного мусульманского толка и несколько небольших научных проектов (экология).

В сентябре 2003 г. Эр-Рияд отправил в Астану министра нефти и минеральных ресурсов КСА Али Бин Ибрахим Аль-Нуэйми, предложившего Н.Назарбаеву «тесное сотрудничество в нефтегазовой сфере». Комментарии о итогах конфиденциальных переговоров стороны были очень скупы, но по окончании визита в казахстанских СМИ прошла дискуссия о возможности тесной координации или даже вступления республики в структуры ОПЕК (сейчас у Казахстана статус наблюдателя). По словам саудовского министра, собеседники «нашли точки соприкосновения и подтвердили, что имеются широкие возможности для развития взаимодействия в нефтегазовой сфере, как на международном, так и на двустороннем уровне». Достоверно известно, что стороны согласовали свои позиции накануне визита казахстанского лидера в Саудовскую Аравию.

Данный визит состоялся в марте 2004 г. Президент Назарбаева встречали с поистине королевскими почестями: у трапа самолета главу РК встречали лично наследный принц Абдалла и второй заместитель премьер-министра, министр обороны принц Султан, в Эр-Рияде, в Мекке и Медине казахстанскую делегацию встречали на самом высоком уровне. Принц Абдалла вручил Назарбаеву национальный орден «Великий герой». Этой награды, вручаемой только лидерам мусульманских государств и названной принцем высшей наградой во всем мусульманском мире, в виде подвески из чистого золота казахстанский лидер (очень чутко относящийся к подобным знакам внимания) удостоился первым из глав стран СНГ. В свою очередь президент Казахстана назвал Саудовскую Аравию «государством, которое играет, пожалуй, определяющую роль в развитии всего арабского и мусульманского мира, обладает высоким экономическим потенциалом, влияет на международные политические процессы». Глава РК в ходе визита побывал в Мекке, где совершил обряд малого паломничества, а на следующий день посетит мечеть пророка Мухаммеда в Медине и принял участие в пятничном молебне. Стоит отметить, что ранее подобных активных проявлений религиозности у Н.Назарбаева не наблюдалось.

Лидер РК провел продолжительную личную встречу с Абдаллой бен Абделом Азизом аль-Саудом (принц исполняет обязанности по управлению страной в связи с болезнью короля 81-летнего Фахда бен Абдела Азиза). Президент РК и принц КСА, по официальным данным, «обсудили вопросы развития двустороннего сотрудничества между двумя странами, выведения его на новый качественный уровень». Основной упор стороны сделали на проблему связей в сферах торговли и экономики, состояние которых было признано неудовлетворительным. Глава РК выразил благодарность за ту поддержку, которую КСА оказывает Казахстану, предоставление различных грантов и кредитов. Он также пригласил саудовских предпринимателей вложить инвестиции в различные отрасли казахстанской экономики, в том числе в нефтегазовый сектор.

Н.Назарбаев специально подчеркнул, что Казахстан и Саудовская Аравия придерживаются сходных позиций по ряду внешнеполитических проблем: Н.Назарбаев заявил о полной поддержке инициативы принца Абдаллы по ближневосточному урегулированию (БВУ), высказанной в феврале 2002 года. Общих позиций стороны придерживаются и по вопросам послевоенного урегулирования в Ираке (сохранение территориальной целостности страны, скорейшее экономическое восстановление, в котором обе страны могли бы принять участие). Оба государства в последнее время постоянно декларируют неприятие любых форм и проявлений терроризма. Саудовская сторона вновь проявила свою заинтересованность во вступлении РК в ОПЕК.

В последнее время Казахстан все настойчивее пытается втянуть саудитов в сотрудничество в сфере добычи, транспортировки и переработки нефти. Еще в 2001 г. обсуждался вопрос о создании совместной группы экспертов в нефтегазовой отрасли, задачей которого стало бы определение конкретных путей и форм сотрудничества, обмен информацией и технологией. Во время последнего визита Назарбаева в Эр-Рияд вопрос ускорения создания этой группы вновь был поднят казахстанским лидером. Астана рассчитывает на привлечение в казахстанский ТЭК компании «АRАМКО», а в химическую переработку углеводородов крупнейшей компании «SABIK». Саудовская Аравия до последнего времени придерживалась линии уклонения от подобного «взаимовыгодного сотрудничества».

В целом казахстано-саудовские отношения в последнее время переживают подъем, но на пути их развития лежат существенные ограничители. К ним следует отнести довольно настороженное отношение значительной части казахстанской элиты к теократическим ограничителям повседневной жизни, ориентация «новых казахов» на западный образ жизни и систему ценностей. Довольно точно об этом сказала старшая дочь президента Назарбаева Дарига в интервъю «Вашингтон пост»: «Саудовская Аравия для нас не образец, образец для нас это, скорее, Южная Корея». При этом, Астана серьезно рассчитывает на увеличение финансовой помощи (как грантовой, так и в национальные экономические проекты) КСА и расширение торгово-экономического взаимодействия. Однако, участие саудовского и, в целом, арабского капитала в приоритетных проектах Казахстана пока еще незначительно. Саудовский фонд развития уже более года говорит о готовности кредитовать строительство автомобильных и железных дорог в Казахстане, работы по расширению морского порта Актау на Каспии, но требует для себя эксклюзивных условий и государственных гарантий. То же относится и к создаваемому деловому совету предпринимателей двух стран.




Республика (Казахстан),
3 сентября 2004

От Ташкента до Астаны - рукой подать

Редакционная статья

“Мягкий” уход Назарбаева - лучший способ решения внутриполитического конфликта

Недавно в Ташкенте завершился судебный процесс по делу террористов, которые минувшим летом осуществили серию взрывов в центре столицы Узбекистана. И хотя по уверениям правоохранительных органов соседней страны организаторы этих преступлений погибли, верится в это с трудом. Причиной тому - ряд обстоятельств.

Во-первых, для подрыва использовались не бомбы-закладки, а смертники. Значит, люди, которые пошли на заведомое самоубийство, прошли мощную психологическую и идеологическую обработку, которая смогла подавить естественный инстинкт самосохранения и жажду жизни. А это по силам только профессионалам.

Во-вторых, был произведен не один, а три взрыва, причем места подрыва однозначно имеют символическое значение. Видимо, организаторы преступлений хотели не столько убить или ранить сотрудников правоохранительных структур или дипломатов, сколько оказать морально-политическое воздействие на власть и общество. Значит, целились не в людей, а в систему.

И, наконец, в-третьих, летние взрывы были не первыми в новейшей истории суверенного Узбекистана. Все это заставляет сделать вывод - настоящие организаторы террористических актов живы, здоровы и готовят новые преступления. А на улицах Ташкента погибли командиры боевых групп, которых выжившие террористы, сознательно или нет, назвали организаторами.

Впрочем, не исключено, что взрывы действительно были делом рук погибших во время теракта. Но тогда дела у президента Узбекистана Ислама КАРИМОВА из рук вон плохи. Одно дело, когда преступления задумывают, готовят и совершают международные террористы, люди с иной психологией, выросшие в другом обществе и государстве. И совсем другое, когда подрываются рядовые сограждане, которые от ненависти к режиму и безысходности своего существования не видят для себя другого выхода.

При любом варианте Казахстан оказывается слишком близко к эпицентру событий. И происходящее в Узбекистане обязательно скажется на нашей стране. На заседании Совета безопасности и совместном заседании палат Парламента РК Нурсултан Назарбаев уже потребовал от правоохранительных органов страны усилить контроль над подозрительными общественными и политическими организациями, зарубежными религиозными миссиями и миссионерами, действующими на территории нашей республики.

Опасность, угрожающая Казахстану, носит двоякий характер. С одной стороны, мы являемся естественным тыловым районом для террористов. Республика граничит с Узбекистаном на протяжении тысячи километров, которые практически открыты для передвижения людей, переброски оружия, наркотиков и денег. Как бы ни старались достаточно мощные армия и спецслужбы соседней страны прикрыть границу, это невозможно в принципе.

Что касается Казахстана, то у нас намного слабее полицейский контроль, спецслужбы больше борются с демократической оппозицией, чем с террористами, нет жесткого и налаженного административного надзора над гражданами в местах проживания и при перемещении по территории страны, легче “отмыть” или достать деньги, укрыться, лечиться и отдыхать.

В результате наша страна оказалась между двух очагов терроризма. У нас уже был случай, когда уйгурские сепаратисты убили двоих казахстанских полицейских, когда те случайно наткнулись на их конспиративную квартиру в центре Алматы. Но если граница с Китаем была обустроена еще в советские времена, то граница с Узбекистаном прикрыта только на словах.

Поэтому не исключено, что признанные виновными на судебном процессе в Ташкенте террористы говорили правду, когда рассказывали о существовании баз обучения на территории Казахстана. Признаемся честно, что за деньги у нас можно купить все, включая молчание полицейских. А, учитывая размеры нашей территории и относительно низкую плотность населения даже на юге, там можно собрать, обучить и потренировать не то, что взвод, а бригаду террористов.

С другой стороны, не исключено, что Казахстан, сам того не подозревая, уже вступает на путь, который привел Узбекистан к вспышке вооруженного противостояния между оппозицией и правящим политическим режимом. Президент Ислам Каримов долгие годы душил оппозицию, в результате чего протестные настроения большой группы населения не смогли найти легальный, в рамках закона, выход. В результате часть оппозиционно настроенных граждан нашла себе отдушину в радикальных исламских толках, организовалась в нелегальные группировки и решила отстаивать свои интересы с помощью насилия.

Нам скажут, что в Казахстане нет тех условий, которые способствовали бы распространению исламского экстремизма в Узбекистане: у нас незначительное по численности население разбросано на большой территории; около половины граждан страны русскоязычны, а казахи не так религиозны, как узбеки; налицо экономической подъем и серьезное улучшение условий жизни населения. Все так, но... Нам представляется, что власть не учитывает ряд серьезных обстоятельств.

Начнем с того, что плоды экономических реформ потребляет меньшая часть казахстанцев. Это представители крупного, среднего и частично малого бизнеса, чиновники с возможностью дополнительных “заработков”, менеджеры и технические специалисты, квалифицированные рабочие, часть интеллигенции, чьи ум и способности оказались востребованы в рыночных условиях.

В то же время повышение среднего уровня жизни не означает соответствующего уменьшения протестного настроения. Ведь диктат и произвол чиновников не уменьшились, а повышение реальных доходов дает людям лишь возможность “передохнуть”, но никак не уверенность в будущем.

Сегодня в Казахстане сформировалась большая группа людей, которая “застряла” между социализмом и рынком. Это не только пенсионеры и лица, традиционно требующие социальной поддержки - многодетные и неполные семьи, инвалиды. Сюда надо причислить граждан, которые не имеют постоянной работы и доходов, а поэтому в совокупности представляют собой “горючую смесь”.

Проводимая по инициативе Нурсултана Назарбаева аграрная реформа, сердцевиной которой является введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, неизбежно приведет к вытеснению из села части занятых там. Сотни тысяч граждан будут вынуждены перебираться в города, где окажутся в самом низу социальной лестницы. Этот процесс начался с первых лет независимости, но теперь он будет все время ускоряться.

Жесткое подавление демократической оппозиции неизбежно приведет не только к уходу колеблющихся и слабых членов партий, но и неизбежной радикализации оставшихся.

Эффективность пропаганды со стороны адептов исламского радикализма, как правило, выше, чем идеологической работы пропрезидентских сил или демократической оппозиции. Объясняется это не только тем, что ислам имеет более глубокие корни и лучше разработан теоретически, чем концепции “авторитарной” или “настоящей” демократии, но и тем, что его пропагандисты ближе к массам.

К сожалению, сегодня возможности маневра правящего политического режима крайне ограничены. “Казахгейт” и угроза потери власти настолько запугали Нурсултана Назарбаева и его окружение, что они сосредоточили все свои силы на борьбе с демократической оппозицией. И не исключено, что в результате они просмотрят куда большую опасность.

Лучшим выходом из ситуации для страны и народа был бы “мягкий” уход действующего главы государства и постепенное урегулирование внутриполитического конфликта. Правящей верхушке в самом скором времени придется выбирать: соглашаться ли на этот вариант и неизбежную потерю членами Семьи части экономического богатства и политического влияния или из последних сил держаться за власть. В этом случае после парламентских выборов неизбежна новая волна репрессий против демократической оппозиции и независимых СМИ, чтобы успеть расчистить политическое пространство до президентских выборов 2006 года.

Не ясно только, к чему все это приведет? Неужели к взрывам в центре Астаны?




Немецкая волна,
1 сентября 2004

Ссылка по-казахстански

Людвиг Гибельгаус

Корреспондент «Немецкой Волны" встретился с заключённым казахстанским оппозиционером Галымжаном Жакияновым

От Алма-Аты до поселка Шидерты, что находится в Павлодарской области Казахстана, путь не близкий, и для того, чтобы преодолеть почти 1700 километров требуется около 25 часов. Целью поездки, организованной казахстанскими оппозиционными партиями для группы журналистов была одна – выяснить, чем отличаются условия содержания Галымжана Жакиянова в колонии-поселении Шидерты, куда его перевели две недели назад, от колонии в Кушмуруне. В поездке принял участие наш корреспондент Анатолий Вайскопф, которому удалось встретиться и поговорить с осуждённым политиком:

Местечко Шидерты находится в равном удалении от Астаны, Павлодара и Караганды, и в переводе с казахского означает «Связанные ноги». Как говорят местные жители, «попасть к нам легко, а вот вырваться крайне трудно». Действительно для здешних мест характерен поздний приход весны и ранее наступление зимы. Очень часто уже в середине октября снег полностью покрывает землю и лежит так, не тая, до начала последнего месяца весны. Виной тому являются холодные арктические массы, которые с легкостью проникают с севера, не встречая перед собою никаких преград. Да и откуда им взяться, если до самого горизонта наблюдается лишь одна степь? Говорят, что она простирается далеко на север и плавно переходит в тундру. И вот в этой самой местности предстоит провести на вольном поселении лидеру казахстанской оппозиции Галымжану Жакиянову оставшиеся полтора года наказания за «превышение служебных полномочий». Кстати, согласно законодательству Казахстана, человек, которого отправили в колонию-поселение, должен найти себе в этих местах и работу. Так вот этой самой работы в Шидерты нет уже очень давно, говорят ещё со времен распада Советского Союза, а потому местные жители и поселенцы колонии 162/10 вынуждены в поисках заработков ехать в один из близлежащих городов, примерно за 200 километров. Как стало известно «Немецкой Волне», сразу после того, как в управлении исправительных учреждений Казахстана узнали, что группа журналистов выехала к Галымжану Жакиянову, сразу же был издан приказ о немедленном возвращении всех колонистов обратно в Шидерты, а лидеру оппозиции неожиданно разрешили длительное свидание, сообщила его жена Карлыгаш Жакиянова:

То, что нас выпустили на длительное свидание в этот дом, что стоит рядышком, это было связанно только с вашим пресс-туром. Я только так понимаю. Если бы вы не приехали, наверное, Галымжану и мне пришлось бы находиться здесь в здании учреждения.

Вообще, по словам Карлыгаш Жакияновой, руководство колонии-поседения 162/10 уже предупредила её и её мужа, чтобы они готовились к длительному пребыванию в местечке Шидерты, а самой Карлыгаш настойчиво посоветовали не выезжать за пределы поселения. В случае если она вдруг пожелает выехать, то должна взамен зарегистрировать у начальника учреждения другого близкого родственника. В противном случае Галымжан Жакиянов будет возвращен за забор без права общения с внешним миром:

Сегодня нам говорят, наш дом - Шидерты. Вчера буквально я звонила сыну, первого сентября начинаются занятия в школе, и мы не знаем, как нам быть.

Надо отметить, что контроль в колонии-поселении 162/10 за людьми, отбывающими наказание достаточно жесткий. Каждые пять часов они обязаны приходить в колонию и отмечаться. При этом не имеет значения день сейчас или ночь. Как рассказала Карлыгаш Жакиянова в первый же день свидания в дом, который сняли Жакияновы в три часа ночи пришли охранники и потребовали от Галымжана Жакиянова «немедленно пройти на построение». Немало упреков от руководства колонии и районных властей досталось и хозяйке дома – Умит Сыздыковой, которая «осмелилась» сдать в аренду часть своего дома Карлыгаш и Галымжану Жакияновым. Вот что рассказала она корреспонденту «Немецкой Волны»:

Акима сама приехала, спрашивала, мол, чего это у вас квартиранты, вот этот самый? Я говорю, это частный дом, а я пенсионерка! Как же так, жить, друг другу не помогать? Хоть кто бы он там ни был, у нас тоже есть дети, у нас тоже есть сердце!

А покоя Галымжану Жакиянову не будет, заметила Умит Сыздыкова, потому что он правду говорит, а таких наши власти никогда не любили, даже вам журналистам не дадут толком с ним поговорить – обязательно что-нибудь придумают. Надо сказать, что слова старушки оправдались буквально через 15 минут. Всех представителей прессы, пожелавших поговорить с лидером казахстанской оппозиции, заставили пройти так называемый «фэйс-контроль» с обязательным предъявлением документов. При этом заместитель начальника колонии в категорической форме запретил снимать даже ворота колонии 162/10:

Это КПП, нельзя снимать! И меня нельзя снимать, я разрешения не давал!

Понятно, что задержать всех работников прессы, как накануне нижегородского журналиста Сергея Пименова, у заместителя начальника колонии духу не хватило. Все-таки из Алма-Аты прибыло тридцать журналистов из различных изданий, а из Павлодара наблюдатели из ОБСЕ. Поэтому руководство колонии-поселения в экстренном порядке приняло решение разрешить Галымжану Жакиянову в рамках длительного свидания проведение пресс-конференции. С её первых же минут стало ясно: несмотря на то, что Галымжан Жакиянов уже более 2,5 лет находится в заключении, своих позиций он не поменял и считает, что власть в Казахстане должна в корне измениться:

Страна уже сегодня не та. Люди уже не те. Изменения произошли большие, прежде всего в настроении наших людей, прежде всего в ментальности нашего общества и это очень радует. Конечно, это ещё не свобода, но, тем не менее, видны проблески, виден луч в конце туннеля, и есть надежда, что обратно мы туда в наше тоталитарное прошлое, за забор, за колючую проволоку не вернемся.

Надо отметить, что в последний раз лидеру казахстанской оппозиции довелось разговаривать с журналистами 28 марта 2002 года, сразу же после ареста другого опального политика – Мухтара Аблязова. По этой причине, учитывая специфичность сложившейся в колонии Шидерты ситуации, Галымжан Жакиянов поспешил поделиться своими наблюдениями по поводу всего того, что произошло в Казахстане и в мире за годы его фактического отсутствия на политической арене. Так, по мнению Галымжана Жакиянова, предстоящие выборы в парламент Казахстана будут сфальсифицированы. Не последнюю роль в этом сыграет пресловутый административный ресурс, применяемый пропрезидентскими партиями «Отан» и «Асар», а также активно внедряемая властями республики система электронного голосования «Сайлау». Уверен Галымжан Жакиянов, что во властных структурах страны сейчас наблюдаются разногласия по поводу проведения как внутренней, так и внешней политики, и что президент Назарбаев уже не в состоянии контролировать ситуацию. В данной ситуации, считает Галымжан Жакиянов необходимо немедленно менять не только судебную систему, но и всю систему власти, включая конституцию страны:

Те, кто говорят, что не нужны изменения конституции, лукавят. Вместе с тем, мы не можем не видеть, что даже то, что заложено в нынешней Конституции – не выполняется.

На вопрос корреспондента «Немецкой Волны», намерен ли лидер оппозиции баллотироваться на пост президента на предстоящих в 2006 году выборах, Галымжан Жакиянов ответил:

Сейчас у меня статус осужденного. Я поражен в своих гражданских правах. Я не могу говорить не то, что о должности президента, но и о депутатском мандате или о другой должности. Поэтому ближайшей моей задачей является добиться отмены судимости и восстановления своих полных гражданских прав.

По словам Галымжана Жакиянова, он будет делать все от него зависящее, чтобы «власти Казахстана отменили свой позорный приговор и признали, что в республике может существовать иное мнение, отличающееся от того, что говорится в официальной Астане». В связи с чем, лидер казахстанской оппозиции надеется, что средства массовой информации, международные организации и правительства США и Западной Европы помогут ему в этом.

Надо сказать, что общение журналистов и наблюдателей из ОБСЕ с Галымжаном Жакияновым продолжалось в течение 4 часов. После чего лидер казахстанской оппозиции под проливным дождем пошел на очередную проверку в колонию 162/10, а его гости отправились обратно в Алма-Ату и Павлодар. И как стало известно в последний момент перед выходом репортажа на «Немецкой Волне», руководство колонии-поселения Шидерты без каких-либо объяснений запретило Галымжану Жакиянову выходить за пределы КПП исправительного учреждения.




Независимая газета,
3 сентября 2004

Степашин приехал в Казахстан за деньгами

Сакен Салимов

Пропавшие миллионы будут искать на Байконуре органы финансового контроля Казахстана и России

В первые дни сентября председатель Счетной палаты России Сергей Степашин гостил в казахстанской столице. Он участвовал в пятой сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля стран СНГ, проходившей 1–2 сентября в Астане. За время сессии ее участники договорились о взаимопомощи и решили практиковать совместные проверки. Первыми взялись реализовывать договоренности Россия и Казахстан: Счетная палата РФ и Счетный комитет РК в ближайшее время проведут совместную масштабную проверку. Цель этой работы – поиск "пропавших" на космодроме нескольких десятков миллионов долларов.

Как ни странно, но об исчезновении большой суммы денег заговорили не органы финконтроля, а депутаты. Ряд российских и казахстанских парламентариев всерьез засомневались в прозрачности и законности финансово-хозяйственных операций на Байконуре, в частности, связанных с погашением долгов России Казахстану за аренду Байконура в 1999 году. Сумма, исчезновение которой в процессе взаимозачетов обнаружили депутаты, – 65 млн. долл.

Депутаты Госдумы Петр Рубежанский и Алексей Гузанов направили письмо в адрес председателя мажилиса (нижней палаты) казахстанского парламента Жармахана Туякбая (по Конституции РК он является третьим лицом в государстве). В письме они расписали схему исчезновения денег. Так, соглашением между правительствами двух государств определялся порядок и форма расчетов. В частности, часть арендной платы российской стороны за аренду Байконура в 1999 году должна была осуществляться российскими товарами с использованием аккредитивной формы расчетов на сумму 65 миллионов долларов. Для этого было заключено соглашение между Внешэкономбанком России и Национальным банком Казахстана. Уполномоченной структурой для закупки российских товаров была определена казахстанская железнодорожная компания "Казахстан Темир Жолы".

Сделки по закупке российских товаров депутаты назвали сомнительными. Они выяснили, что цены на закупленную казахстанской стороной российскую технику были завышены в два-три раза против расценок предприятий-производителей. Чтобы скрыть это, "Казахстан Темир Жолы" организовала тендеры на закупку таким образом, чтобы победителями их стали три неизвестные омские компании, возможно, подставные.

В результате этих странных операций ущерб нанесен и Казахстану, и России. Так, российский бюджет, по подсчетам депутатов, недополучил порядка 13 миллионов долларов. Причем эта сумма – только по возвратам НДС по заключенным контрактам. А есть еще и налоги, которые также прошли мимо бюджета России. Казахстан же "недосчитался" 46 миллионов долларов. Эта сумма осела на счетах тех самых омских компаний. При этом реальная стоимость закупленного товара, по данным депутатов, составляет лишь 19 миллионов долларов.

С письмом аналогичного содержания к президенту России Владимиру Путину обратились и казахстанские парламентарии – депутаты мажилиса Толен Тохтасынов и Серикболсын Абдильдин и сенатор Зауреш Батталова. Кроме того, обращения парламентариев обоих государств опубликовала казахстанская оппозиционная газета "Республика".

Официальные лица Казахстана от комментариев по депутатским обращениям воздерживались. Свет на складывающуюся ситуацию пролил Сергей Степашин, который после встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым сообщил журналистам, что Назарбаев "дал добро" на совместную проверку органами финконтроля законности использования средств на Байконуре. Конкретной даты проверки Степашин не назвал, но уточнил, что проведена она будет в ближайшее время. Результаты должны быть известны до конца этого года. Об итогах совместной работы будет доложено президентам и парламентам России и Казахстана.




Российские вести,
8 сентября 2004

Власть о двух головах

Алик Назаров

Накануне парламентских выборов в Казахстане, назначенных на 19 сентября, правящие круги решили использовать ноу-хау для обеспечения своей победы. Двухпартийная система «по-казахстански» может стать прообразом для других государств СНГ.

Предыдущие парламентские выборы в Казахстане проходили в два тура осенью 1999 года. Местный парламент состоит из двух палат. Ведущей парламентской партией, фактически партией власти режима президента Нурсултана Назарбаева является «Партия отечества» («Отан»). Второй по численности выступает компартия. Усиливающая в последнее время свою роль в обществе демократическая оппозиция, группирующаяся вокруг «Демократического выбора Казахстана», все больше превращается в серьезную силу. Это обстоятельство в достаточной степени осознается властью и лично президентом Назарбаевым.

Буквально за короткий срок (меньше года) на политической карте Казахстана обозначила свое присутствие новая политическая партия «Асар». Ее руководителем стала дочь президента Дарига Назарбаева. Как местные, так и иностранные наблюдатели все больше склоняются к мысли о том, что этот проект направлен на выполнение двух задач. Во-первых, он должен помешать демократической оппозиции стать основным полюсом притяжения значительной части электората, недовольного общественно-политической и экономической ситуацией в стране, и создать иллюзию оппозиции существующей власти. Во-вторых, имея в виду общую тенденцию к проведению в странах СНГ операции «Наследник», способствовать постепенному вхождению Д.Назарбаевой, занимающейся вместе со своим мужем крупным бизнесом в Казахстане, в общественную политику. Поэтому новой приметой предвыборного времени в Казахстане стало непонятное для постороннего взгляда явление. Журналисты независимого казахстанского интернет-издания «Навигатор-II» так описывают его: «Народ, курсирующий меж двух казахстанских столиц, отмечает, что пока северная вотчина президента голубеет от рекламных баннеров президентской партии «Отан», южная столица все более становится похожей на Советский Союз накануне 1 Мая, настолько все пространство мегаполиса заклеено, завешано и заставлено рекламной продукцией партии «Асар», возглавляемой старшей дочерью президента, ставшей вдруг его политическим конкурентом».

В то же время так называемые официальные политологи, связанные с администрацией президента Назарбаева, пытаются представить происходящее как некий раскол элит, а проще говоря, правящих кругов. В этой связи они демонстративно указывают на якобы основных фаворитов будущих парламентских выборов: партий «Отан», «Асар», «Ак Жол» и блок АИСТ, но избегают даже упоминать другие партии и политические объединения. Как делает вывод уже упоминавшийся «Навигатор-II»: «Что постоянно удивляет, так это исключительная способность казахстанской власти интерпретировать устойчивые, общепринятые в развитом мире, декларативно приемлемые понятия, касающиеся управления обществом, экономикой, устройством политической системы в свою пользу, и эта польза выражается только лишь в усилении позиций власти... Очевидно, что все предложения о реформировании политической системы страны так или иначе замыкаются вокруг оплота правящих - государственного аппарата».

На этом фоне примечательным фактом стало объединение оппозиционных сил Казахстана в предвыборный блок в составе Демократического выбора Казахстана и Коммунистической партии Казахстана. Первоначально он назывался «Народный объединенный блок Абдильдина и Жакиянова». Но Верховный суд потребовал по формальным причинам изменить название этого объединения, которое ныне называется «Блок оппозиционных партий «Демвыбор Казахстана» и Коммунистической партии». Как отмечает печать, имена Абдильдина и Жакиянова широко известны в стране и поэтому, вероятно, «такое название кому-то было невыгодно».

В свою очередь, известный казахстанский журналист Рахым Ырыскельды отмечал в статье «Как обуздать неограниченную власть?», опубликованной в газете «Азат» («Свобода»), что существующий в стране режим «способствовал расслоению общества, воспрепятствовал созданию национального государства. Народ, привыкший к побоям тоталитаризма, стерпит все. Неограниченная власть также отняла у людей право на труд: в один миг все остались без работы. В один миг было разрушено все то, чего мы достигали столетиями. Снова мы остались ни с чем. Мы, простой народ, все стерпим, а вот интеллигенция наша? Где она? Почему молчит?..»

Удастся ли задуманная властями комбинация «двухпартийности», статистами которой должны стать малочисленные послушные партии, - такой вопрос задают сейчас в политических кругах Казахстана и его граждане. Во всяком случае для СНГ это уже что-то новое: «партия отца» против «партии дочери». Хотя в действительности это не совсем, а точнее - совсем не так.




Республика,
9 сентября 2004

Между демократией и авторитаризмом

Мухаметжан Адилов

Куда поведет страну после выборов ее первый президент?

Предвыборная кампания в Казахстане проходит при явном преимуществе пропрезидентского лагеря. И хотя в массово-разъяснительной и рекламно-агитационной работе трех оппозиционных партий есть явные просчеты и даже ошибки, не они виной тому, что “Ак жол”, например, проигрывает по очкам “Отану” и “Асару”. В политике, как и в драке, “против лома нет приема”.

В этом году в качестве “ломов” как обычно выступают деньги, медиа-ресурсы и административная власть. По сравнению с прошлыми выборами в маслихаты изменилось только соотношение этих инструментов: на первый план вышли деньги (это видно по объему телевизионной, уличной и газетной рекламы), затем идут медиа-ресурсы, а административные рычаги используются в последнюю очередь.

Рычаги с разбором

Но это отнюдь не означает, что последние пускаются в ход нечасто. Наоборот, административные рычаги в интересах пропрезидентских партий применяются весьма активно и широко, но скрытнее, чем обычно. Отсюда у иностранных наблюдателей может создаться ощущение, что власть перестала ими пользоваться.

Конечно, это не так. Во-первых, до конца выборов, с учетом второго тура голосования и неизбежных послевыборных разборок, как минимум месяц, и за это время может произойти все что угодно, особенно если кандидаты от оппозиции начнут побеждать в одномандатных округах.

Во-вторых, административные рычаги применяются с разбором, там, где слабы оппозиция и независимые СМИ, где угроза утечки информации минимальна. Или когда край как нужно остановить “проходного кандидата” от демократов, например Толена ТОХТАСЫНОВА. Ну и конечно, если акимам не хватает ума обеспечить победу нужного кандидата с помощью денег и рекламы, или последних просто недостаточно.

В остальных случаях административные рычаги используются неявно, например, путем “правильного” подбора составов участковых избирательных комиссий, “продуманной” нарезки округов, воздействия на волеизъявление избирателей через их работодателей. И пассивно - это когда государственные органы смотрят сквозь пальцы на нарушения со стороны кандидатов и активистов пропрезидентских партий, зато готовы увидеть “иголку в стоге сена” оппозиции или с удовлетворением наблюдают, как телеканалы саботируют ее рекламные материалы.

Особенно показательны в этом отношении сроки открытия предвыборных кампаний политических партий. Если блок “ДВК-КПК” и отчасти ДПК “Ак жол” вынужденно ждали 19 августа, дня, с которого была официально разрешена агитация, то поезда под патронажем РПП “Отан” к этому времени исколесили всю страну и уже возвращались домой, а полускрытая реклама “Асара” и ее лидера уже достала телезрителей до печенки.

Голосований будет пять

И все же следует признать, что правящий в Казахстане политический режим повернулся лицом к демократии. Другое дело, что только чуть-чуть. Да и сделал он это не добровольно, как нам твердят провластные политологи и журналисты, а вынужденно. В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько долговременно политическое потепление последних месяцев и не закончится ли оно сразу после парламентских выборов?

Чтобы ответить на него, нужно понимать, что на самом деле в рамках парламентских выборов этого года проходит как минимум пять неформальных голосований. Во-первых, это неофициальный вотум доверия Нурсултану Назарбаеву. Ведь пропрезидентские политики и политологи даже не скрывают, что главным политическим ресурсом “Отана” и в меньшей степени “Асара” и блока “Аист” является авторитет и поддержка главы государства.

С этой точки зрения имеет значение не столько удельный вес голосов, отданных демократической оппозиции, сколько количество казахстанцев, не пришедших на избирательные участки 19 сентября, и общее число избирателей, поддержавших три основные пропрезидентские партии. Опираясь на результаты парламентских выборов, Администрация президента и наемные политтехнологи начнут конструировать президентскую кампанию Нурсултана Назарбаева в преддверии выборов 2006 года и, соответственно, внутреннюю политику главы государства, в том числе по отношению к инакомыслящим согражданам.

Во-вторых, выбирая 19 сентября между “Отаном”, “Асаром” и “Аистом”, избиратели невольно примут участие в неформальных выборах, в которых конкурируют между собой эти пропрезидентские партии. Их итоги важны как для самого Нурсултана Назарбаева, так и для его ближайшего окружения, так как продемонстрируют электоральную поддержку каждой из групп влияния. С одной стороны, это позволит главе государства грамотнее балансировать между ними, с другой - покажет, насколько их политические притязания имеют основание.

В-третьих, ДПК “Ак жол” и блок “ДВК-КПК” будут бороться за голоса избирателей не только со святой “троицей” проназарбаевских партий, но и между собой. Результаты этой конкурентной борьбы также будут приняты во внимание Администрацией президента. Думаю, это хорошо понимают и руководители демократической оппозиции. Отсюда те немногочисленные, но все же допущенные сторонами тройственного соглашения нарушения предвыборных договоренностей, когда, например, сопредседатель “Ак жола” Ораз ЖАНДОСОВ решил баллотироваться в Алматы по округу, где шла кандидат от НП ДВК.

В-четвертых, 19 сентября 2004 года состоятся неформальные выборы, в ходе которых за депутатские мандаты будут бороться друг с другом кандидаты региональных кланов. Не секрет, что поддержка акимов и указания администрации президента играют не последнюю роль в процессе подведения итогов голосования, но иногда их оказывается недостаточно для победы, особенно если не согласный с ними клан многочислен, сплочен и имеет сильных лидеров.

В-пятых, в ходе парламентских выборов избиратели будут голосовать за или против лидера “Асара”. Не секрет, что благодаря своей политической активности, контролю над двумя ведущими медиа-холдингами страны, быстрому росту рядов партии дочь президента смогла в короткий срок восстановить былое влияние семейной пары Дарига НАЗАРБАЕВА - Рахат АЛИЕВ. Если результаты выборов подтвердят политическую мощь Дочки, то Папе придется смириться с этим, а недоброжелателям ее мужа - потесниться на властном Олимпе.

К демократии или авторитаризму?

Очевидно, что внутренняя политика Нурсултана Назарбаева в ближайшие два года будет подчинена задаче сохранения себя у власти, поэтому результаты парламентских выборов сыграют большую роль в решении вопроса, в каком направлении - к демократии или авторитаризму - поведет Республику Казахстан ее первый президент.

Если расклад сил, зафиксированный в ходе голосования, покажет слабость демократической оппозиции, то власть может соблазниться, раздавить ее. Ведь сегодня глава государства оказался между внутренней оппозицией и международной общественностью, как между молотом и наковальней. А “Казахгейт” играет роль своеобразного меха, с помощью которого раздувается пламя и повышается внутриполитическая температура в стране.

Политическая, но никак не правовая опасность этого расследования для Нурсултана Назарбаева заключается в том, что оно как нарыв в организме постоянно отравляет международную обстановку вокруг Казахстана и угрожает дать в руки оппонентам первого президента, и не только из лагеря демократический оппозиции, сильнейшие аргументы в борьбе за власть.

И хотя начало судебного процесса против Джеймса Гиффена постоянно переносится, его затягивание только во вред Нурсултану Назарбаеву - ведь вынесение приговора может произойти незадолго до предвыборной кампании 2006 года, что крайне неприятно и болезненно для него.

Хуже того, адвокаты главного обвиняемого на процессе в США готовы изменить стратегию защиты. Если им удастся доказать, что Джеймс Гиффен был штатным или внештатным агентом американских спецслужб, то неизбежно возникнут подозрения в том, что президент Казахстана не только знал об этом, но и сам сотрудничал с разведкой США. А это уже государственная измена, в случае которой его не спасет даже закон о первом президенте РК (письмо читателя на эту тему читайте на стр. 8 - примеч. редакции).

Если же выборы продемонстрируют растущее влияние демократической оппозиции, то перед Нурсултаном Назарбаевым встанет дилемма - договариваться или душить. Очевидно, что как политик глава государства будет рассматривать все варианты. Алгоритм его действий в первом случае вполне предсказуем - он попытается оторвать ДПК “Ак жол” от “Демократического выбора Казахстана” и Компартии Казахстана и включить ее в существующую структуру власти.

Причем включить не на персональном уровне - члены “Ак жола” и сочувствующие ему уже входят в состав правительства, возглавляют регионы и ведомства, а системно. Все условия для этого уже созданы: в недалеком будущем правительство будет формироваться партией, победившей на парламентских выборах. Так что сопредседатели “Ак жола” могут оказаться перед нетрудным выбором: сотрудничать с ДВК и КПК или войти в многопартийное правительство с участием “Отана” и “Асара”.

Однако и при этом варианте развития событий участь “радикальной” демократической оппозиции не слишком светла - если “Ак жол” войдет в правительственную коалицию, то Нурсултан Назарбаев может использовать это обстоятельство, чтобы окончательно и бесповоротно уничтожить ДВК. То есть события 2002 года, когда фактический выход “конструктивного” крыла” из общественного движения “Демократический выбор Казахстана” развязал руки властям и привел к осуждению Мухтара АБЛЯЗОВА и Галымжана ЖАКИЯНОВА к длительным срокам лишения свободы, могут повториться.

Все будет шито-крыто

Принципиальное значение для будущего страны парламентских выборов этого года заключается в том, что они являются пилотными, пробными перед президентской гонкой 2006 года. Это касается как стратегии и тактики действий участников внутриполитической борьбы, так и внедрения электронного голосования. Тот факт, что Нурсултан Назарбаев лично занялся пропагандой и внедрением этого технологически передового, но политически безнравственного (раз против него выступают сотни тысяч казахстанцев) способа определения волеизъявления избирателей, говорит о многом.

Дело в том, что Нурсултан Абишевич всегда был не только самым сильным, но и самым осторожным и предусмотрительным политиком в стране.

В Казахстане мало кто еще знал о расследовании органов юстиции США, которое завершилось вселенским скандалом под названием “Казахгейт”, а Гражданская партия Казахстана уже инициировала проект Закона о первом президенте РК, который после его принятия Парламентом свел юридические возможности привлечения главы государства к ответственности за коррупцию к нулю.

И таких “соломок” Нурсултан Абишевич за свою долгую политическую жизнь подстелил немало. Если “главный режиссер” казахстанского политического театра решил срочно внести в “сюжет пьесы” электронное голосование с охватом 10% участков, значит оно ему очень надо. Причем настолько надо, что глава государства и лидер РПП “Отан” проигнорировал протесты нескольких политических партий, множества общественных организаций, международной общественности, ОБСЕ и так далее и тому подобное.

Думаю, что если ход и результаты электронного голосования устроят президентскую вертикаль, она постарается, чтобы на президентских выборах 2006 года все 100% избирателей были охвачены им. И дело не только в возможности сфальсифицировать результаты путем вмешательства в программное обеспечение, хотя эта опасность всегда существует, несмотря на многочисленные заявления председателя казахстанского ЦИК и белорусских разработчиков о невозможности оного.

Главной гарантией достоверности итогов выборов являются не столько качество и недоступность для чужих программного обеспечения, обеспеченность избирательных участков компьютерной техникой и безопасность линий связи, сколько прозрачность процедур и честность тех, кто организует волеизъявление избирателей. А как раз с этим в Казахстане большая проблема. Лично я Загипе Балиевой и ее команде, акимам и их подчиненным не верю ни на грош. И мое мнение разделяют как минимум полмиллиона казахстанцев. Именно столько человек состоит в партиях, выступивших против электронного голосования.

Могу предположить, что уже сегодня Администрация президента знает, как она может использовать его в своих целях. Одним из возможных способов фальсификации результатов может стать вброс “голосов”, но только уже “электронных”, а не “бумажных”, как во время недавних выборов в маслихаты. Тогда оппозиция зафиксировала на видеокамеры, как группа “политически активных” граждан из числа подневольных педагогов ездила по избирательным участкам Алматы и с попустительства членов участковых избирательных комиссий голосовала на каждом из них.

Основой электронного голосования является идентификация избирателей, приписанных к данному участку, по штрих-коду. Кто мешает работникам акиматов с санкции руководства получить у полиции копии штрих-кодов граждан? А потом от имени тех, кто не пришел на выборы, поддержать нужных кандидатов? И все будет шито-крыто.

Поймать за руку фальсификаторов невозможно даже теоретически. Граждане, у которых украдут голоса, проверить ничего не смогут - они ведь не знают контрольного пин-кода. Более того, им придется доказывать через суд, что они даже не приближались к избирательным участкам. Наблюдатели не смогут проверить, сколько раз проголосовал в закрытой для наблюдения кабине данный гражданин - один или сто раз.

...В общем, путь Казахстана к демократии долог, труден и запутан. На нем столько соблазнов для власти, что верится с трудом в то, что когда-нибудь президент Казахстана не сможет использовать государство как инструмент сохранения авторитарной власти. А его детям придется зарабатывать себе на кусок хлеба с маслом, конкурируя с выходцем из отдаленного аула за место в институте и на производстве.




Независимая газета,
13 сентября 2004

Конкурс на лучший скандал

Айнур Хасенова

Меньше недели остается до выборов в мажилис (нижнюю палату) парламента Казахстана. 19 сентября избиратели проголосуют за новых депутатов.

По данным социологических опросов, принять участие в парламентских выборах планировали 57,9% казахстанцев, 21,9% граждан еще размышляли и лишь 20,2% твердо заявили, что голосовать не пойдут.

Выяснилось, что избиратели неплохо ориентируются в политических партиях. Несмотря на их многочисленность – в Казахстане 12 партий, – людям известны не только их названия и партийные лидеры, но и основные программные положения.

Хотя в августе наблюдалось некоторое затишье, но уже в сентябре работа по завоеванию голосов избирателей стала активизироваться. Само собой разумеется, пик избирательной кампании приходится на последнюю неделю перед выборами. Накануне голосования, 18 сентября, все 713 кандидатов должны будут завершить свою агитацию.

Причем по количеству судебных исков и разбирательств между партиями и партийными кандидатами в депутаты нынешняя избирательная кампания превзошла все предыдущие.

Так, в судебные органы обращались казахстанские коммунисты и оппозиция. Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК), недавно отколовшаяся от Коммунистической партии Казахстана (КПК), потребовала отмены регистрации оппозиционного предвыборного блока под названием «Союз коммунистов и ДВК». КНПК сочла оскорбительным для себя и своих избирателей то, что коммунисты входят в оппозицию и выступают в союзе с «Демократическим выбором Казахстана» (ДВК), лидер которого экс-губернатор Павлодарской области Галымжан Жакиянов в настоящее время находится в заключении. Но суд коммунистам в иске отказал.

В свою очередь «Союз коммунистов и ДВК» подал сразу несколько исков – к правительству и к Центральной избирательной комиссии. В центр внимания попал последний иск блока к Центризбиркому, в котором оппозиция требует отменить электронное голосование. Во всех исках ей было отказано.

Судятся между собой и кандидаты по одномандатным округам. Пока, правда, судьи не обнаружили злостных нарушений ни у кого из претендентов.

Помимо судебных разбирательств, за которыми внимательно следит казахстанская пресса, кандидаты используют и другие возможности. Так, высокопоставленные чиновники, баллотирующиеся в парламент по партийным спискам, дружно сложили свои чиновничьи полномочия на предвыборный период. Среди них – министр охраны окружающей среды Айткуль Самакова и председатель Агентства по туризму и спорту Даулет Турлыханов (баллотируются по списку партии «Отан») и министр информации Алтынбек Сарсенбаев (баллотируется по списку партии «Ак жол»).

При этом в «кандидатской тусовке» стало модным заявлять о своей вражде с властью. Причем если подобные заявления делает оппозиция (блок коммунистов и ДВК, партия «Ак жол»), это удивления не вызывает. Теперь к этой тройке присоединилась и партия «Асар». Два кандидата от этой партии – известные ведущие «Коммерческого телевизионного канала» – не раз заявляли, что власти Алма-Аты чинят им препятствия в предвыборной кампании. Хотя еще недавно лидер «Асар» Дарига Назарбаева заявляла, что партия поддерживает президентский курс.

Стоит также отметить, что нынешняя предвыборная кампания отличается и по методам привлечения избирателей. Даже рекламные ролики стали завлекательными: один кандидат на крутом мотоцикле гоняет, словно байкер, с лозунгом «Я вернулся»; хрупкая женщина на фоне танка заявляет о проблемах военных. В довершение – серия симпатичных ярких мультфильмов, где с появлением одной лишь «птички», как по мановению волшебной палочки, исчезают все проблемы.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ