Сегодня, 6 сентября 2004 Сегодняшний Туркменистан: геополитический маневр СШАИскандер Алиев
Похоже, мы являемся свидетелями начала нового
американского геополитического маневра по ослаблению стратегических позиций
России. Несмотря даже на такой раздражительный элемент для США – фактор наличия
Ирана и его собственной альтернативной к американцам политики.
Геополитическое положение Туркменистана трудно сегодня
рассматривать и оценивать без учета фактора присутствия в регионе США. При
полном непротивлении Кремля, США присвоили себе статус единственной
"суперсверхдержавы" и ведущего игрока в Центральной Азии. Наращивая свое
присутствие в этом регионе, США фактически возрождают пагубную политику
советско-американского противостояния. Похоже, в Вашингтоне не заинтересованы в
укреплении стабильности в государствах, расположенных по периметру Российской
Федерации. И главным образом, потому, что это оправдывает американское
стремление контролировать ситуацию, а заодно и стратегически важные и богатые
источники энергетических и человеческих ресурсов Центральной Азии.
Как не вспомнить здесь слова заместителя госсекретаря в
администрации президента Клинтона С.Тэлбота о том, что "крайне важно, чтобы
Россия не играла никакой роли и не имела никакой особой прерогативы против
установления независимости, суверенности и территориальной целостности какого бы
то ни было государства (имеется в виду государства СНГ - прим. авт.)". А
З.Бжезинский сказал об этом прямо: "цель Америки - быть главным игроком в
регионе".
В то же время, тесная политическая, культурная и
экономическая интеграция Российской Федерации со всеми без исключения странами
центральноазиатского региона, входящими в СНГ, чрезвычайно важна в плане
будущего расклада сил в регионе Центральной Азии, Дальнего Востока и Индокитая.
Прогноз этого расклада для судеб России и центральноазиатских государств
вызывает определенную тревогу именно в связи со все возрастающим экономическим
могуществом Китая, увеличением населения этой страны, а также усилением
шовинистических тенденций как в среде политической элиты, так и во всем
китайском (ханьском) обществе.
Правящая верхушка Туркменистана как последнюю меру по
самосохранению, в качестве альтернативы российскому или американскому влиянию,
могут выбрать и политическую ориентацию на Китай. Находящейся в историческом
беспамятстве и невежестве, в состоянии полной нравственной и моральной
деградации туркменской бюрократической "элите" глубоко безразличны сложившиеся в
течение столетий коренные национально-государственные интересы. Она не скрывает
свои политические симпатии к Китаю. Похоже, что и Пекин, не афишируя своего
присутствия в Туркменистане и других странах ЦА, тем не менее имеет долгосрочную
перспективу своего закрепления в этих странах и оказания возрастающего
политического, экономического, а позднее и культурно-этнического доминирования и
проникновения в глубинные просторы Центральной Азии.
Тем более, что схема "замещения" коренного населения
Синньцзяня - уйгуров - ханьцами в "Поднебесной" достаточно отработана и может
быть применена и за ее пределами. Только сильное политическое прикрытие, которое
способна предпринять Россия, как это уже бывало в нашей истории, может помочь
государствам ЦА выстоять в будущей нелегкой борьбе за сохранение культурной и
этнической самобытности коренных жителей региона.
Помимо этого, новая российская политика способна, как
минимум, уравновесить общую геополитическую ситуацию в ЦА, обезопасить южные
границы СНГ от влияния стран с уже сформировавшейся (Иран, Пакистан и арабские
страны) и формирующейся (Афганистан) государственной идеологией "жесткого"
ислама и обеспечить проведение скоординированной в рамках СНГ внешней политики
по отношению к этому новому вызову современности.
Теперь вернемся к собственно нынешнему состоянию
Туркменистана, где продолжает свои бесчеловечные эксперименты над гражданами
собственной страны новоявленный "фюрер". Явную угрозу будущему Туркменистана
представляет его политическая аморфность и неустроенность государственных
институтов. Нет четкого механизма передачи власти в стране, поскольку с момента
обретения страной независимости ею управлял один человек - Ниязов.
Исполнительная власть находится в непосредственном подчинении у сотрудников
администрации президента. Все важные и все рядовые решения принимаются только с
личного одобрения Ниязова. Основным принципом при подборе руководящих кадров
является их лояльность правящему режиму.
Политическая система представляет собой смесь диктатуры и
дезорганизации, проистекающей из частых перестановок в правительстве и,
соответственно, во всей административно-хозяйственной вертикали и абсолютизации
президентской власти, исключающей даже самое малое проявление инициативы и
активности "снизу".
В результате распада СССР независимому Туркменистану
достался значительный потенциал конвенциональных вооружений. Но слабость
государственного управления и перераспределение финансирования в пользу
спецслужб и карательных органов, буквально терроризирующих население в целях
сохранения тоталитарного режима Ниязова, не позволяют считать туркменскую армию
инструментом обеспечения безопасности и стабильности. Армия слабо организована,
плохо оснащена, в ней не хватает квалифицированного офицерского состава. Расходы
на "поддержание общественного порядка" намного превышают расходы на оборону.
Каждый этап военной реформы, в конечном счете, опять сводится к усилению силовых
структур, выполняющих карательные функции. Ежегодный призыв в вооруженные силы
Туркменистана 100 тыс. человек - цифра, не соразмерная даже с официальной
численностью населения страны, составляющей 6,250 млн. человек, тогда как
реальная численность населения Туркменистана - 4,6 млн. Ясно, что цель одна –
заставить армию служить тоталитарной системе, охранять ее от внешних и
внутренних "врагов", попутно выполняя роль бесплатной рабочей силы.
В качестве "внешних врагов" Ниязов продолжает видеть
Азербайджан, Россию и Узбекистан. По имеющимся сведениям, именно на этих
направлениях: на каспийском северо-западе и западе, а также на северо-востоке и
востоке Туркменистана - происходит сегодня укрепление частей и подразделений
армии и погранвойск.
|