О проекте Договора о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества и порядке их разработки
В рамках Евразийского экономического сообщества ведется
разработка различного рода правовых документов, направленных на сближение
правового регулирования стран-участников Сообщества. Одним из таких документов
являются Основы законодательства Евразийского экономического сообщества.
Подготовлен, в частности, проект Договора о статусе Основ законодательства
Евразийского экономического сообщества и порядке их разработки. Правительство
Российской Федерации 11 июня 2004 г. постановило (Постановление №273) одобрить
представленный Министерством юстиции Российской Федерации и согласованный с
Министерством иностранных дел Российской Федерации проект Договора и представить
Президенту Российской Федерации предложение о подписании данного Договора.
Указанным Договором определяется статус Основ
законодательства Евразийского экономического сообщества, устанавливается
унифицированный порядок их разработки, рассмотрения, принятия, изменения,
приостановления и прекращения действия.
Под Основами законодательства понимаются правовые акты
Евразийского экономического сообщества, которые устанавливают единые для сторон
нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений. Важно отметить,
что согласно ст.1 Договора они принимаются путем заключения Сторонами
соответствующих соглашений, т.е. по форме они являются международно-правовыми
договорами государств-участников Евразийского экономического сообщества, а не
актами Сообщества как некоей общности.
При разработке Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества должны соблюдаться принцип соответствия Основ
общепризнанным нормам и принципам международного права и принцип всесторонней
проработки правовых, социально-экономических и иных последствий действия Основ
законодательства Евразийского экономического сообщества.
Разработка, рассмотрение, принятие, изменение,
приостановление и прекращение действия Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества осуществляется в соответствии с Порядком разработки,
рассмотрения, принятия, изменения, приостановления и прекращения действия Основ
законодательства Евразийского экономического сообщества, являющимся неотъемлемой
частью Договора. Согласно последнему документу разработка, рассмотрение и
принятие Основ законодательства Евразийского экономического сообщества
осуществляется в определенном порядке и включает:
- проведение подготовительных организационно-правовых
мероприятий по разработке проектов Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества;
- разработку рабочими группами проектов Основ
законодательства Евразийского экономического сообщества;
- рассмотрение проектов Основ законодательства
Евразийского экономического сообщества правительствами Сторон;
- рассмотрение проектов Основ законодательства
Евразийского экономического сообщества Межпарламентской Ассамблеей Евразийского
экономического сообщества;
- рассмотрение проектов Основ законодательства
Евразийского экономического сообщества Интеграционным комитетом Евразийского
экономического сообщества;
- рассмотрение проектов Основ законодательства
Евразийского экономического сообщества и их принятие Межгосударственным Советом
Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств.
Проведение подготовительных организационно-правовых
мероприятий по разработке проектов Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества включает: анализ и обобщение результатов развития
интеграционных процессов в Евразийском экономическом сообществе; выявление
необходимости правовой регламентации, подготовка предложений по оптимизации и
унификации механизма правового регулирования в соответствующих сферах
правоотношений; рассмотрение законодательных предложений советов и комиссий при
Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества, а также
постоянных комиссий Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического
сообщества по разработке проектов Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества; сравнительно-правовой анализ национальных и иных
правовых актов Сторон, анализ правоприменительной практики; изучение планов
правотворческой деятельности Сторон; анализ выполнения обязательств по
международно-правовым договорам, заключенным в рамках Евразийского
экономического сообщества и решений органов
Евразийского экономического сообщества; другие
мероприятия, проводимые в соответствии с решениями Межгосударственного Совета
Евразийского экономического сообщества, Межпарламентской Ассамблеи Евразийского
экономического сообщества и Интеграционного Комитета Евразийского экономического
сообщества.
Разработка проектов Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества рабочими группами осуществляется в соответствии с
программой законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского
экономического сообщества. Состав рабочих групп формируется Интеграционным
комитетом Евразийского экономического сообщества с учетом предложений Сторон и
Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества. Руководители
рабочих групп и их заместители избираются из числа членов рабочих групп.
Финансирование разработки проектов осуществляется в пределах средств,
предусмотренных в бюджете Евразийского экономического сообщества на обеспечение
деятельности Секретариата Интеграционного комитета Евразийского экономического
сообщества и Секретариата Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского
экономического сообщества.
Разработанные рабочими группами проекты Основ
законодательства Евразийского экономического сообщества направляются на
рассмотрение правительствам Сторон, последние направляют свои заключения в
Секретариат Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического
сообщества через Секретариат Интеграционного Комитета Евразийского
экономического сообщества.
Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического
сообщества проекты Основ законодательства Евразийского экономического сообщества
рассматриваются в порядке, установленном Регламентом Межпарламентской Ассамблеи
Евразийского экономического сообщества. Она принимает в отношении Основ
законодательства либо решение одобрить проект Основ законодательства
Евразийского экономического сообщества и направить его на рассмотрение
Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества, либо направить
проект рабочей группе на доработку.
Рассмотрение проектов Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества Интеграционным комитетом Евразийского экономического
сообщества осуществляется в порядке, установленном Правилами процедуры этого
органа. По результатам рассмотрения Интеграционный комитет либо одобряет проект
Основ законодательства Евразийского экономического сообщества и принимает
решение внести его на рассмотрение Межгосударственного совета Евразийского
экономического сообщества на уровне глав государств, либо возвращает в
предыдущую инстанцию на доработку.
После рассмотрения проекта Основ законодательства
Евразийского экономического сообщества Межгосударственный совет Евразийского
экономического сообщества принимает одно из следующих решений:
а) предложить Сторонам подписать соглашение о принятии
Основ законодательства Евразийского экономического сообщества;
б) направить проект Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества в Интеграционный комитет Евразийского экономического
сообщества на доработку.
Соглашения о принятии Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества вступают в силу со дня сдачи депозитарию последнего
письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур,
необходимых для их вступления в силу.
Контроль за правоприменением Основ законодательства
Евразийского экономического сообщества согласно положениям ст.5 Договора
осуществляют государственные органы Сторон - в пределах своей компетенции
– путем проведения правовой экспертизы проектов законодательных и иных
нормативных актов в целях проверки их соответствия Основам законодательства
Евразийского экономического сообщества и представления соответствующей
информации парламентам и правительствам Сторон.
Кроме того, информирование органов Евразийского
экономического сообщества о правоприменении Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества возложено на Секретариат Интеграционного комитета
Евразийского экономического сообщества.
Договором предусмотрено также, что Стороны используют
национальные информационные ресурсы для обмена информацией о правоприменении
Основ законодательства Евразийского экономического сообщества через Секретариат
Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества и Секретариат
Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества.
Договор о статусе Основ законодательства Евразийского
экономического сообщества и порядке их разработки подлежит ратификации и
вступает в силу со дня сдачи депозитарию последней ратификационной грамоты.
Изменения в Договор вносятся по взаимному согласию Сторон и оформляются
протоколами, которые будут являться неотъемлемыми частями данного Договора.
В целом содержание приведенного выше документа, не смотря
на внешнюю его проработанность и обстоятельность, свидетельствует о начальной
стадии интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества: на это
указывают, в частности, предусмотренная актом возможность в ряде случаев
(включая информирование) обращения к странам-участницам, минуя органы
Сообщества, а также договорной характер принятия каждых Основ.
|