Навигатор, 8 мая 2002 У парадного подъезда... Размышления при чтении Конституции Узбекистана.Алишер Тактасынов (Ташкент)
Конституция – это правовое лицо страны. По
ее статьям судят, какой режим власти существует: демократический, авторитарный,
диктаторский, тоталитарный, коммунистический или нацистский. Если просмотреть
Основной Закон Узбекистана, то приходишь к радостной мысли, что нет
демократичнее статей в мире, чем те, которые изложены в этом документе. Но как и
Сталинская конституция 1937 года, которая считалась самой прогрессивной, так и
наша отечественная порой носит только декларативный характер.
Не буду подвергать анализу всю Конституцию
– это невозможно одному эксперту и в рамках одного материала. Возьмем лишь то,
что волнует любого представителя масс-медиа, а именно рамки его свободы, которые
очерчены законом. Статья 12 гласит: "В Республике Узбекистан общественная жизнь
развивается на основе многообразия политических институтов, идеологии и мнений.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной". Между
тем, журналист знает, что его статьи должны идти в русле идеологии национальной
независимости, о сути и содержании которой мало кто знает, но которой цензура и
власти "призывают" СМИ придерживаться. Любая иная точка зрения, несмотря на
продекларированный плюрализм, вызывает болезненную реакцию со стороны
правительственных органов. Как говорится, в Узбекистане есть плюрализм: с одной
стороны – это мнение власти, а с другой – неправильное мнение. И под это
"неправильное" начинаются подозрения, что, мол, журналист играет на руку
ваххабитам, религиозным экстремистам и террористам, работает на вражескую
Россию, Турцию, Казахстан, проводит чуждую узбекскому народу политику, стремится
внести раскол в обществе и вызвать гражданскую войну. То, что таким чиновникам
нужно проверится на паранойю, ни у кого во власти мысли не возникает, а вот
журналиста, по их мнению, необходимо пожурить, а еще лучше – уволить под видом
сокращения штатов, прекращения контракта, а еще лучше – засадить. Приемы
известны – наркотики, патроны, листовки, взятки.
Статья 13: "Демократия в Республике
Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей
ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие
неотъемлемые права". Милиционер, который тормозит у метро бородатого старика, по
своему понимает демократические свободы и совсем по-иному думает об
общечеловеческих ценностях. Борода, по его примитивному мышлению, – это символ
ваххабизма, и человек, который автоматически попадает под подозрение из-за
"лишней" растительности на голове, получает урок демократии в отделении милиции,
а иногда и в более приятных местах, где ему втолковывают о его правах с помощью
резиновых демократизаторов и "добрых" слов о его будущем, если не признается в
соучастии во всех экстремистских движениях, которые существуют в мире. Человек
чувствует себя "свободным, достойным", его "честь, жизнь и другие неотъемлемые
права" всегда остаются при нем, но карательно-репрессивные органы их почему-то
не видят, может, потому, что эти права очень маленькие по сравнению с
обязанностью милиции. Состоявшийся суд над четырьмя сотрудниками репрессивных
органов Узбекистана, убивших подозреваемого, свидетельствует, что такая практика
стала обычным явлением в борьбе с инакомыслием, а пытки – это орудия, при помощи
которых обеспечивается "высшая ценность человека, его жизнь, свобода, честь,
достоинство и другие неотъемлемые права". Тут редко кто из людей в погонах
вспоминает о статье 24 (Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека.
Посягательство на нее является тягчайшим преступлением) и статье 25 (Каждый
имеет право на свободу и личную неприкосновенность), наверное, в милицейских
школах об этих статьях им просто не говорят.
Статья 27: "Никто не вправе… нарушать
тайну переписки и телефонных разговоров…", но когда вскрываешь почтовый конверт,
присланный из-за границы, то обнаруживаешь, что он уже был ранее вскрыт,
содержимое изучено и прочитано, цензоры порой забывают стереть свои надписи на
страницах или вложить обратно прочитанные документы. Даже по телефону слышаться
щелчки, когда третье ухо подключается к интересному, с точки зрения его
владельца, разговору и при этом все записывается на пленку. Аж приятно
становится, что собеседников больше и больше, скоро, наверное, разговор будут
транслировать по радиовещанию (если цензура пропустит!).
Статья 29: "Каждый имеет право на свободу
мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять
любую информацию, за исключением направленной против существующего
конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом. Свобода
мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной и
иной тайны". Прекрасные слова! Но почему-то поиск информации называется
"шпионажем", получение и распространение ее – диверсией, статьи, в которых
пишутся об экономических или социальных проблемах (теневая экономика, коррупция,
нищета, конфликты и другие), некоторыми чиновниками воспринимаются в части
"исключений, направленных против существующего конституционного строя". Реакция
следует незамедлительная, а какая она – читайте в Интернете, хотя бы на сайте
Центра экстремальной журналистики России. Слова, которые напоминают власти о
прошлом, например, КПСС, СССР, Узбекская ССР, пионер являются государственной
тайной, поскольку инспекция по охране таких тайн старательно их изымает из
текста. Даже советские ордена, полученные ветеранами в боях за свободу и
независимость, становятся секретом, и они тщательно ретушируются на газетных
полосах.
Еще одна животрепещущая статья для
журналистов – это 67: "Средства массовой информации свободны и действуют в
соответствии с законом. Они несут в установленном порядке ответственность за
достоверность информации. Цензура не допускается". Слова о цензуре повторяются в
законе "О средствах массовой информации" и законе "О защите журналисткой
деятельности" (статьи 4), но это никак не ограждает масс-медиа от цензуры.
Парадокс – цензуры по закону нет, она запрещена (вот тебе и "парадный вход"
журналистики), и в то же время она есть и расцветает (а это вход в мир
информации с "черного входа"). Порой мне кажется, что эта статья написана для
другого, виртуального мира. А может, общество живет в параллельном мире, а
Конституция в этом, реальном, а?
Существует мнение, что цензура необходима,
мол, если дать свободу журналистам, то они начнут такое писать, такое
вытворять!.. Среди тем, которые привлекут такие СМИ, – призывы к свержению
существующего строя, расовые и религиозные распри, порнография, экстремизм и
прочее. Такое ощущение, что журналисты вышли из пещерного строя и у них нет
других дел, как заниматься тем, что написано в Уголовном кодексе, а сидеть за
решеткой – это предел их мечтаний. Неужели журналисты, имеющие высшее
образование, знающие жизнь, будут писать статьи против своего государства? Разве
человек, который поднимает наболевшие проблемы, враг своему обществу? Ведь
признание проблем - это первый шаг к их решению. Конечно, критика нужна,
утверждают бюрократы, но дозированная, ведущаяся по плану, который утвержден
свыше. Вы, наверное, слышали о том, что в недрах Аппарата Президента родилась
идея возродить плановую журналистику, то есть критика – строго по плану. Такое
мог придумать недалекий человек, пусть он даже носит ученую степень и звание, а
некоторых журналистов называет "душманами".
Сторонники цензуры придерживаются мнения
что народ не готов к свободе слова и мысли. Странно, по Основному закону народу
такое право дано, более того, государство согласно статьи 43 "обеспечивает права
и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами", а чиновники уверяют,
что этого допускать нельзя. С одной стороны, мы хвалимся, что наш народ воспитал
великих деятелей мира (далее идет перечисление их имен), а с другой - народ еще
не достиг уровня демократии, ему нельзя доверять… Политика двуликого Януса или,
иначе говоря, двойных стандартов.
В пример нам всегда приводят Таджикистан,
мол, в начале 90-х годов демократия и свобода прессы привели к гражданской
войне. Ни один нормальный политолог никогда не скажет, что демократия ведет к
войнам, а одна часть населения громит другую часть только потому, что прочитала
какую-то статью в журнале. Первопричина настоящей трагедии в Таджикистане
кроется в борьбе кланов, социальных групп за ограниченные материальные и
финансовые ресурсы страны, нищете и коррупции, потере политических и социальных
ориентиров общества. Может быть, масс-медиа сыграла роль детонатора этого
конфликта, хотя, по моему убеждению, это маловероятно. И демократию с
вакханалией никак нельзя отождествлять.
И мнения людей всегда контролируются… нет,
не обществом через законы, а административными органами. Пускай не все такие
контролеры имеют соответствующее образование или опыт работы. Например,
куратором частной телестанции в Хорезме, которой руководил известный журналист и
художник Шухрат Бабаджанов, был учитель труда. Интересно, а гинекологов,
наверно, курирует сантехник в погонах? Тогда понятны рассуждения таких
"кураторов" о свободе слова…
Много тысячелетий назад человек изобрел
три гениальные вещи, которые позволили ему построить цивилизацию: добывать
огонь, письменность и колесо. Наверное, для многих цензоров появление алфавита
было дьявольской выдумкой, хотя с другой стороны, она позволила появиться и
цензуре: кого контролировать, если этого нет? Истина, или инакомыслие, зачастую
загонялись в понятие "ересь", "вражеская пропаганда", а тех, кто писал о том,
что думал, называли "наймитами", "богохульниками", ныне – "лжедемократами",
"предателями", "отщепенцами" и пр. Но не может быть только одной точки зрения,
ведь наш мир строится на многообразии мировоззрений, однако вот этого не может и
не хочет понять наша власть. Неужели мы хотим опять возродить тоталитарное
общество с единым мышлением и всех людей усреднить, как это делалось в СССР,
фашистской Германии, самурайской Японии? Именно это означает наличие цензуры и
нарушения прав и свобод человека в Узбекистане. Хотя мы объявили бойкот Кубе, но
по зажиму демократии и прав человека мы ни шагу не отошли от Острова свободы. Мы
стоим на одном уровне с Северной Кореей, Ираком, Суданом, Ираном и другими
странами, где о демократии говорят только на ушко.
В настоящее время на сайте "Фергана.РУ"
идет полемика о свободе слова и роли журналистики в демократизации общества.
Мнения читателей разделились. Одни, рьяные сторонники цензуры, делят мир как
большевики – только на "красных" и "белых" и всячески громят тех, кто имеет иные
мысли и иное мнение, чем громогласно трубит правительство относительно развития
узбекского общества. Не хотелось бы думать, что это только носители погон и
твердого лба под фуражкой, то есть те, кто по долгу службы делит мир на "наших"
и "ненаших", но, скорее всего, среди них есть и те, кому демократия просто не
нужна. Ведь нужно потом объяснять людям, откуда у них такой большой дом и
иномарка у входа, когда зарплата 20 баксов, почему он имеет свободный доступ к
валюте, может решить проблемы, которые для большинства населения являются
неразрешимыми. Успех их в жизни – это только за счет ущемления прав и свобод
других. Конечно, это мнение эти люди будут горячо оспаривать, называя меня
всяческими словами, типа предатель, человек, который плюет в собственный колодец
и имеет хозяев в России, поливает грязью свою родину, будут опять угрозы,
оскорбления и прочее, как это было и раньше. Этому не стоит удивляться. Ведь они
боятся правды. А свободная пресса может высветить их истинные лица, показать,
какие они радетели нашего благополучия. Поэтому такие типчики всячески стремятся
прикрыть "черный вход" жизни, мол, такого не существует, а самим светиться у
"парадного".
Самое страшное, что в это дело вмешиваются
органы, которые должны защищать Конституцию, а не тех, кто ее нарушает. Уже
девять месяцев как я не могу получить аккредитацию как иностранный журналист в
Министерстве иностранных дел Узбекистана. Журнал социально-политических
исследований, который я представляю в республике, распространяется в 35 странах
мира, его читателями и авторами являются уважаемые люди и специалисты во многих
направлениях общественной науки. Но правительство видит в нем угрозу
стабильности нашего "болота", и МИД всячески игнорирует запросы (политика трех
восточных обезьян), Минкультуры выдает экспертизу о вредности, таможня
конфискует, а суд утверждает такое решение. И все в рамках "демократии" и
"права". Остается только развести руками и ждать очередных угроз по телефону,
прихода милиционеров с целью проверки паспортного и иного режима…
Другие читатели "Ферганы.РУ" - сторонники
свобод, которые утверждают, что не может быть человек счастливым, если его права
и свободы урезаются под разными, пускай благочестивыми предлогами. Как
говорится, дорога в ад устлана благами намерениями… Здесь с ними трудно не
согласиться. И, слава богу, что Интернет пока не подвластен узбекской цензуре,
которая, наверняка, скрежещет зубами от злобы. И пускай такой статус-кво
сохранится и дальше. Единственное, что пока удается сторонникам цензуры – так
это только оскорблять инакомыслящих, навешивать на них всякие ярлыки, начиная от
"диссидента" до "лжеправозащитника", и придумывать всякие истории о журналистах,
"изобличать" их в тех или иных преступлениях и еще угрожать. Это все, на что они
способны…\
3 мая весь мир отмечал День свободы слова
(наверное, у цензоров из Узлит при этих фразах затряслись коленки от злобы:
какая там еще свобода слова?!). В Ташкенте тоже прошла тусовка, посвященная
этому дню. К сожалению, я не присутствовал на ней. Уверен, что там говорилось
много важных и нужных слов о защите прав и свобод человека, в частности тех,
которые оговорены в узбекской Конституции. И может быть, принимались какие-то
резолюции или обращения к власти в отношении обеспечения этих свобод. Мне
хотелось бы верить, что это является "островком" наших свободных мыслей и идей,
который со временем перерастет до границ республики.
И больше того, я уверен, что цензура не
пропустила в печать сообщение о состоявшейся тусовке, ибо в ней увидела реальную
угрозу своему существованию. Согласитесь, какая цензура признается, что она, по
словам известного журналиста Карима Бахриева, "вредна, бесполезна и
унизительна"? Какая власть захочет признать, что она нарушает Конституцию,
подкармливая эту цензуру? Ведь всегда хочется выглядеть чистеньким у парадного
подъезда. А черный... Он ведь незаметен... И он только для "черных людей"…
|