Об оптимизации союзного строительства
Самохвалов Игорь
Львович, член Центрального Совета Союзной общественной
Палаты
При рассмотрении различных вариантов
союзного строительства важно исходить из того, что “союзное евразийское
пространство”, в частности. Российский историко-культурный регион (РИКР) (в
состав РИКР, прежде всего, входят Белоруссия, Россия и Украина – прим авт.)
может стать самостоятельным геополитическим центром силы и успешно выдержать
глобальную конкуренцию, если он будет организовываться на принципах объединения
вокруг России разнородных социально-этнических территориальных образовании под
управлением из единого центра.
В данном контексте наиболее оптимальной
формой долгосрочной интеграции, обеспечивающей максимальную устойчивость союзной
государственности на длительную перспективу, в частности, позволяющей избежать
печальной участи СССР, следует рассматривать поэтапное ассоциирование
государств-участников Союзного государства (не только Беларуси, но и других
потенциальных государств-участников СГ) с Российской Федерацией.
Таким образом, нынешние союзные органы
власти должны будут функционировать только в переходный период, возможно
достаточно длительный (до очередных выборов президента в РБ) для решения задач
формирования единого пространства в экономической, военной, информационной и
других сферах, унификации законодательств, адаптации практики государственного
строительства стран-участников единения с Россией применительно к
конституционным основам и федеративному устройству РФ.
Также целесообразно, чтобы органы
конфедеративного управления обладали надгосударственным статусом, главным
образом, по линии функционирования союзной представительно-законодательной
власти (Парламент Союзного государства). В данном контексте наиболее приемлемой
в Союзном государстве следует рассматривать парламентскую форму правления.
Чтобы избежать необоснованного увеличения
численности состава и аппарата представительно-законодательной власти СГ,
упростить процедуру принятия решений, Парламент Союзного государства
целесообразно иметь однопалатным, а не двухпалатным, как это предусмотрено
действующим Договором.
В настоящее время до формирования
Парламента на выборной основе в его составе могли бы работать члены Совета
Федерации Федерального Собрания РФ и Совета Республики Национального Собрания
РБ.
Таким образом, в достаточно короткие сроки
могли бы быть созданы условия, как для эффективной деятельности полномочного
союзного Парламента, так и трансформации Федерального Собрания РФ и
Национального Собрания РБ в однопалатные парламентские структуры своих
стран.
Парламент смог бы принимать
законодательные решения в сфере совместной компетенции стран-участников Союзного
государства, которые бы вступали в силу после соответствующего прохождения в
однопалатных структурах законодательных властей двух стран.
В дальнейшем союзный Парламент на выборной
основе мог бы стать “верхней палатой” СГ, Государственная Дума РФ
трансформировалась бы в “нижнюю палату” СГ, а Национальное Собрание РБ смогло бы
играть роль законодательной власти национально-ориентированного субъекта
федерации (СГ.)
При этом реформирование властных органов в
государствах-участниках интеграции с РФ целесообразно осуществлять уже в
переходный период по пути перераспределения властных полномочий от президентов к
законодательным структурам. Все это не только позволит усилить политический вес
страны в процессе объединения, но и создаст
условия в будущем для повышения роли
представительно-законодательной власти в субъектах федерации (СГ).
В современных условиях ныне существующий
Высший Государственный Совет (ВГС) Союзного государства целесообразно возглавить
Президенту РФ. Совет Министров СГ может возглавить освобожденный Председатель от
одного из государств-участников СГ (РБ или РФ). Что касается Постоянного
Комитета, то его целесообразно упразднить уже на этом этапе, а его функции
передать аппарату Совета Министров.
На следующем этапе, в дальнейшем, по мере
продвижения к “парламентской форме правления”, исполнительные структуры Союзного
государства могли бы трансформироваться в структуры по делам интеграции и
федеративного устройства единого федеративного государства.
В целях реализации данных направлений
оптимизации союзного строительства целесообразно не вносить поправки в
действующий Договор, а подготовить соответствующие положения в проект.
Конституционного акта Союзного государства, который в настоящее время
разрабатывается в РБ и РФ. Крайне важно, чтобы текст Конституционного акта был
бы вынесен на референдумы в двух странах
|