Будущему союзному парламенту -эффективный механизм законотворчества
Л.В.Польников, Заместитель начальника Главного нормативно-правового
управления Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и
России
Работа над проектом Конституционного Акта
Союзного государства, активизировавшаяся а последние месяцы, придала новый
импульс белорусско-российским интеграционным процессам.
Предстоящее принятие этого важнейшего
документа, будучи само по себе событием исключительной важности, означает еще и
приближение выборов в Парламент Союзного государства. А значит - и качественно
новый этап в формировании единой правовой системы демократического
государства.
В этой связи возникает необходимость
по-новому взглянуть на отдельные положения Договора о создании Союзного
государства от 8 декабря 1999 года (далее - Договор) и попытаться их развить и
усовершенствовать. В частности, хотелось бы коснуться структуры субъектов права
законодательной инициативы, изложенной в статье 43 Договора.
Согласно Договору правом внесения
законопроектов наделены Высший Государственный Совет, Совет Министров Союзного
государства, Палата Союза Парламента Союзного государства, а также группа
депутатов Палаты Представителей Парламента Союзного государства численностью не
менее 20 депутатов.
Действующий Регламент Парламентского
Собрания Союза Беларуси и России, выполняющего в настоящее время функции
Парламента Союзного государства (пункт 4 статьи 70 Договора), формулирует право
законодательной инициативы несколько иначе. Статья 47 гласит: "Право внесения
законопроектов в Парламентское Собрание принадлежит Высшему Государственному
Совету и "Совету Министров, а также группе депутатов Парламентского Собрания
численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Парламентского
Собрания". Учитывая, что общее число депутатов Парламентского Собрания равняется
72, речь идет о группе не менее чем из 15 человек. А поскольку численный состав
ныне действующих комиссий Парламентского Собрания колеблется от 6 до 13 человек,
то ни одна из них не имеет возможности самостоятельно реализовать это право.
Следовательно, практика повседневной
деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, структура и
численный состав его комиссий позволяют предположить, что закрепленные в
Договоре положения о субъектах права законодательной инициативы в случае их
повторения в Конституционном Акте Союзного государства могут ограничить
возможности депутатов будущей Палаты Представителей Парламента Союзного
государства осуществлять свое право на законотворческую деятельность.
Не исключено, что в случае следования
нормам Договора для внесения проекта закона депутатами Палаты Представителей
необходимо будет объединять усилия членов как минимум двух, а то и трех ее
комиссий. Но не будем забывать при этом, что предметы ведения комиссий
различаются, а значит, даже теоретически сложно найти точки соприкосновения их
законотворческих интересов. В итоге возникает вероятность того, что в случае
отсутствия законодательной активности со стороны, например, Совета Министров
Союзного государства процесс законотворчества может оказаться
заблокированным.
Обратимся для сравнения к законодательной
практике Республики Беларусь и Российской Федерации.
Статья 99 Конституции Республики Беларусь
наделяет правом законодательной инициативы Президента, депутатов Палаты
представителей,. Совет Республики, Правительство, а также граждан,
обладающих избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
Согласно части 1 статьи 104 Конституции
Российской Федерации, право законодательной инициативы принадлежит Президенту
Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной
Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным
(представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также
Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам.
Таким образом, как в Беларуси, так и в
России правом законодательной инициативы обладает каждый депутат "нижней" палаты
национального парламента.
Однако, как представляется, было бы
неверно напрямую заимствовать данную норму применительно к депутатам Палаты
Представителей Парламента Союзного государства. Ведь тем самым был бы нарушен
один из основных принципов его деятельности, а именно - равное представительство
интересов обеих (белорусской и российской) сторон союзного Договора.
Целесообразнее было бы, как мне
представляется, наделить правом законодательной инициативы не какое-то
конкретное число депутатов Палаты Представителей, а парламентские комиссии. В
таком случае не только был бы сохранен принцип учета интересов обеих сторон, но
и сам процесс законотворчества развивался в рамках компетенции каждой из
комиссий палаты.
Подтверждением правильности такой логики
является то обстоятельство, что подобная норма прописана в разделе Регламента
Парламентского Собрания, посвященном процедуре принятия бюджета Союзного
государства. Часть 1 статьи 35 Регламента наделяет комиссии Парламентского Собрания правом внесения
замечаний и предложений по изменению и дополнению статей бюджета Союзного
государства, касающихся их
профиля.
Суммируя сказанное выше, представляется
целесообразным при разработке проекта Конституционного Акта уточнить норму
Договора, определяющую субъекты права законодательной инициативы. В разделе
Конституционного Акта, посвященном государственным органам Союзного государства,
предлагается наделить правом внесения законопроектов комиссии Палаты
Представителей Парламента Союзного государства.
|