Заложники геополитики. России могут понадобиться все возможные союзники, независимо от демократичности их режимов
15.10.2004 г., Белорусская
деловая газета
Дмитрий Заяц
На этой неделе в белорусских СМИ был опубликован проект
аналитического доклада московского Института стран СНГ "Выборы-2004 в
политическом пространстве Белоруссии". Российские аналитики довольно точно
воспроизводят политическую "картинку" в нашей стране и даже приводят информацию,
имеющую у нас статус конфиденциальной. На вопросы корреспондента "БДГ" отвечает
депутат Госдумы России, директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН.
- Как Институт стран СНГ в целом оценивает политическую
ситуацию в Беларуси?
- Ситуация в вашей стране носит характер
предопределенности. Результаты выборов в парламент и референдума в сегодняшних
условиях заранее очевидны. Это тот случай, когда действующей власти нет
необходимости подделывать бюллетени и рисовать их дополнительно, что иной раз
случается на просторах СНГ. Система, которая все последнее время создавалась,
дает всходы.
- Ранее вы не раз признавали имеющиеся у Александра
Лукашенко положительные качества, в частности, то, что президент Беларуси
достаточно серьезно воспринимает ответственность перед своей страной. Когда
сегодня Лукашенко просит предоставить ему право выдвигаться на третий срок, ваше
отношение к нему начинает меняться?
- Я анализирую ситуацию в Беларуси и оцениваю президента
вашей страны, не исходя из каких-то личных симпатий или антипатий. Я оцениваю
обстоятельства, которые для меня как для гражданина России и депутата Госдумы
представляются весьма существенными.
Для меня имеет огромное значение, какую политику
проводит Беларусь по отношению к России. Я вижу, в этой политике были разные
периоды. В свое время ваша страна выступила - по своим внутренним причинам -
инициатором сближения с Россией. Сближение, как тогда говорилось, возможно
настолько далеко, насколько готова к этому Россия.
Я вижу, что долгое время Россия занимала конъюнктурную
позицию в этом вопросе.
По крайней мере во времена Ельцина было очевидно, что
реальные продвижения по пути интеграции заменялись бумажными. Вспомните все эти
переименования сообщества в союз, союза в союзное государство. Жизнь жестоко
отомстила всему этому проекту, когда стало ясно, что вряд ли возможны
политические планы Лукашенко по руководству объединенным государством, и на
смену Ельцину пришел не Черненко, а Путин.
Все это сослужило недобрую службу общему процессу
интеграции. Он практически остановился.
Будучи реалистом, я понимаю, что результаты референдума
ясны, что Лукашенко выставит свою кандидатуру на третий срок и будет избран.
Насколько будет возможно, в результате внешнего давления он не пойдет на
реальное объединение России и Беларуси. Он уже пошел на тот максимум в
интеграции, на который готов был пойти. Это пышные названия, титулы, но никакой
реальной уступки части суверенитета в пользу союзных органов. Я вижу, что это
понимает и Путин.
Россия должна отдавать себе отчет в том, что сегодняшнее
ее геополитическое положение требует мобилизации всех возможных союзников.
Неизвестно еще, чем закончатся выборы в Украине. Если выборы там завершатся не
так, как хотелось бы Кремлю, то очень даже может быть, что нам будет важен - в
геополитическом плане - любой союзник в Беларуси, независимо от того, насколько
у вас правильно соблюдается Конституция и демократичный режим.
- В проекте доклада говорится, что вся реальная власть в
Беларуси сосредоточена в руках Администрации президента, а оппозиция, как вы уже
дали понять, слаба. На ваш взгляд, возможно ли в ближайшее время изменение
политического расклада в нашей стране?
- В ближайшей перспективе, я считаю, этого не
произойдет. Должен заметить, что и у нас в стране сегодня примерно сходная
ситуация, хотя степени, конечно, могут быть разными. Но реальная доля всей
власти у нас также сосредоточена в руках президента и его администрации. Хотя
лично я не очень рад тому, что имеет место такое выравнивание наших режимов.
Однако, как показывает опыт сотрудничества между сильными личностями, которые
стоят во главе государств с достаточно автократической формой управления, они не
всегда, и именно по причине автократичности, находят между собой общий язык.
- Отдел Беларуси Института стран СНГ констатирует, что в
Беларуси отсутствуют пророссийские политические организации. Есть ли смысл в их
существовании в нашей стране?
- На разных этапах строительства союзного государства
делались попытки на белорусской почве привить те политические ростки, которые
существовали в России.
Были планы создать, например, белорусское "Отечество". Я
знаю, что в связи с созданием российского "Единства" были попытки такую же
организацию воспроизвести и у вас в стране. Все это время, однако, существовал и
продолжает здравствовать пусть виртуальный, но коммунистический интернационал.
Есть ведь КПРФ и есть две компартии в Беларуси, каждая из которых претендует на
то, что является привилегированным партнером коммунистов в России. Все это
существует, но поскольку в целом партийная среда деградировала, то наличие
подобного рода организаций или их отсутствие существенно не влияет на общий курс
государства в Беларуси. Ни компартия в России, ни компартии еще в большей
степени в вашей стране не влияют на процесс принятия серьезных политических
решений.
Плюс к этому в нашей стране, хотя и существует сегодня
как бы крупная партия "Единая Россия", но она является парламентским выражением
президентской администрации. И не более того. Возможности формулировать отличную
от Кремля точку зрения она точно не имеет. И поскольку все эти структуры сегодня
являются скорее декоративными в России, то как мы можем считать существенным
наличие или отсутствие такого рода организаций в Беларуси?!
- В Беларуси численность чиновников относится к
информации "для служебного пользования". В проекте же доклада ваш институт
приводит цифры: 300 тысяч белорусских чиновников. Когда работники органов
госуправления составляют 3 процента населения страны, это много?
- Это схоластический вопрос. В принципе я уверен, что в
Беларуси чиновников больше, чем их должно быть, но это связано с особенностями
вашего политического режима. Учитывая, что у вас в экономике действует в
значительной степени административная модель, то количество чиновников при ней
гораздо выше, чем при рыночной.
Вообще же, чиновников должно быть не много и не мало, а
столько, сколько нужно.
Я всегда скептически относился к кампаниям по сокращению
численности чиновников, которые всегда у нас проводились в советские годы и
всегда приводили к увеличению числа чиновников.
- На минувшей неделе конгресс США принял "Акт о
демократии в Беларуси". Как вы оцениваете решение американских
законодателей?
- Я считаю, что это решение имеет значение прежде всего
для экономики вашей страны. С другой стороны, я не вижу политических рычагов, с
помощью которых Соединенные Штаты всерьез могут повлиять на происходящее в
Беларуси. Если, разумеется, в данном случае исключить спецоперации вроде
афганских или иракских.
Правда, я думаю, когда речь идет о Беларуси, никто в США
таких планов не имеет. По крайней мере сегодня точно не имеет. Ваша страна
непосредственно граничит с Россией, и любая попытка извне навязать Беларуси
что-либо будет, это понимают все, негативно встречена Кремлем.
Был эпизод, когда на наших глазах удалось объединить всю
Западную Европу против политического режима в Югославии. Но ведь, вспомните, там
на протяжении десятка лет происходил открытый гражданский и межэтнический
конфликт. Ничего подобного в Беларуси нет. На одной идее о том, что мы будем
проводить интервенцию в Беларуси, потому что США не нравится режим Лукашенко ,
объединить европейские страны или призвать к этому Россию не удастся.
- На днях глава Администрации президента Беларуси Урал
Латыпов нарисовал весьма радужную картину положения белорусов на фоне других
стран СНГ. Насколько, на ваш взгляд, это соответствует действительности?
- Беларусь еще в советское время выглядела
предпочтительнее на фоне многих других союзных республик. "Сборочный цех"
предполагал более высокий уровень образования, сравнивая, скажем, со Средней
Азией, большее количество научно-технической интеллигенции. Сегодня Беларусь не
вовлечена ни в какой конфликт - ни в чеченский, ни в иракский. И то спокойствие,
которое в этом смысле есть в стране, для многих является весьма важным и
желанным. Вместе с тем Беларусь отстает в целом ряде отраслей и не имеет
перспективы, обозначим ее так, бурного роста. Это напоминает эффект, который был
свойственен временам позднего СССР. Беларусь в каком-то смысле повторяет опыт
Советского Союза, накапливая негативные, застойные моменты в развитии экономики
и не только.
- Возникнут ли, по-вашему, проблемы в Беларуси из-за
санкций, которые может принять в отношении нашей страны Евросоюз после
референдума?
- Определенные проблемы, не исключаю, могут возникнуть,
но в этом случае многое будет зависеть от отношений между Беларусью и Россией.
Если наша страна готова будет поддержать Беларусь, а здесь есть как "за", так и
"против", то результат таких санкций будет минимальным.
Некоторое время тому назад все выглядело так, что
Лукашенко со своими мнениями в ряде случаев остается один на один с Западом, а
Россия как бы не очень стремится его во всех случаях поддерживать. Но в связи с
сегодняшними реформами в России Путин также подвергается серьезной критике со
стороны Запада. Иными словами, критики сегодня сближают российского и
белорусского президентов. Вот вам и дополнительный шанс для благоприятных
отношений Беларуси с Россией.
|