Приднестровский конфликт и счастье коммунистов
29 сентября 2004 г., «Молдова
Ази»
Оазу Нантой
"Замороженное" состояние приднестровского конфликта
следует, в целом, относить насчет того, что он обслуживает набор интересов
(геополитических, экономических, криминальных и т.д.) в условиях хронической
некомпетентности и коррумпированности (соучастия) кишиневской политической элиты
и отсутствия значимого интереса к нему со стороны ЕС, НАТО и США. Последние годы
привели к существенным изменениям на политической карте Европы. Балтийские
страны, наши бывшие коллеги по сплоченной семье республик-сестер СССР,
окончательно оторвались от коммунистического прошлого, став полноправными
членами как НАТО, так и ЕС. Наша соседка Румыния также стала 2 апреля 2004
членом НАТО и надеется, что в 2007 будет принята в ЕС. В связи с этим ЕС также
стал осознавать, что Республика Молдова, которая еще несколько лет назад была
так далеко, становится соседом ЕС вместе со всеми своими проблемами -
неразрешенным конфликтом, незаконным присутствием иностранных войск, огромными
запасами оружия и боеприпасов, и, как следствие - незаконным оборотом оружия,
вовлечением "пмр" в международную сеть организованной преступности для крупных
экономический преступлений и т.д. Это означает, что мы, какие есть, бессильные и
наивные, стали реально угрожать безопасности ЕС. Расширение ЕС повлекло за собой
смену его отношения к приднестровскому конфликту - от уклонения от любого
вмешательства до принятия конкретных мер - так, 27 февраля 2002 г. ЕС и США
лишили права на получение въездных виз семнадцать представителей сепаратистского
режима.
У Республики Молдова есть еще один сосед - Украина.
Уместно вспомнить, что так называемая "пмр" являет собой узкую полосу земли
между Украиной и остальной частью Молдовы, а в том случае, если Республика
Молдова приостанавливает поток товаров из и в "пмр", ее экономическая
жизнеспособность всецело зависит от проницаемости границ с Украиной,
Вспомним, как развивались события с того момента, как
Владимир Воронин решил ввести новые таможенные печати 1 сентября 2001 г. Для
начала Молдова убедилась в том, что есть вопиющее разногласие между устными
обещаниями президента Украины разрешить установление совместных молдо-украинских
постов вдоль участка границы, контролируемого тираспольским режимом, и реальной
позицией киевских властей. Пришлось прибегнуть к прямому вмешательству ЕС,
которому удалось "убедить" Киев подписать Протокол о сотрудничестве между
Таможенным департаментом РМ и Государственной Таможенной Службой Украины,
вступивший в силу 25 мая 2004 г. По крайней мере официально, на бумаге, Украина
согласилась с тем, что передвижение товаров между таможенными территориями
Республики Молдова и Украины будет производиться на основании сопроводительных,
торговых и таможенных документов, принятых в международной практике. На деле это
означало, что могут легально действовать только те экономические агенты "пмр",
которые зарегистрированы в качестве экономических агентов Республики Молдова.
Иными словами, Кишинев задумал ряд ограничительных
действий по отношению к тираспольскому режиму (новая таможенная печать,
обязательная регистрация экономических агентов "пмр" в Государственной
регистрационной палате, оформление документов Таможенным департаментом
Республики Молдова и др.), и, подняв скандал в связи с "нелояльным" поведением
Украины, добился желаемой цели и политических дивидендов… усилиями ЕС.
Приблизительно тот же сценарий, сознательно или
невольно, намечается теперь Владимиром Ворониным и в связи с последним витком
напряженности. Когда Кишинев поставил условие обязательной регистрации
экономических агентов "пмр" в Кишиневе, то было совершенно ясно, что за сим
последует введение для тех же экономических агентов обязательных налоговых
отчислений в бюджет Республики Молдова. Оставался неясным лишь вопрос: когда
именно?
Отказ Владимира Воронина (под нажимом Запада) от
подписания 26 ноября 2003 г. "Меморандума Козака" дал старт политике "наказания"
Республики Молдова всеми возможными путями со стороны тираспольских марионеток и
их кремлевских хозяев. Начались новые издевательства над крестьянами
левобережных сел, находящихся в подчинении Кишинева, которых лишили возможности
убирать и продавать уже выращенный ими урожай; развязана новая жесткая атака на
школы, подведомственные Кишиневу. Без всякого смущения Тирасполь прибег к силе,
взяв под контроль железную дорогу. Информационная же война достигла истерических
высот с обеих сторон. И снова молдавское государство продемонстрировало свою
неспособность защитить собственных граждан, беспомощно апеллируя к всевозможным
международным структурам, к странам-гарантам, к "московскому царю" и т.д. Вновь
Кишинев идет по проторенной дорожке, объявляя ряд мер, выполнение которых на сто
процентов зависит от позиции Украины.
И снова, как и в случае введения таможенных печатей
нового образца, выясняется, что Украина прямо поддерживает тираспольский режим,
а никак не Республику Молдова. И опять Кишинев допускает появления в официальной
прессе негативных оценок поведения Украины, а параллельно максимально заостряет
внимание ЕС. По-видимому, Кишинев начинает понимать, что настал момент, когда
для удушения "пмр" он может использовать все более явный конфликт между
заинтересованностью ЕС в обеспечении собственной безопасности и набором
"старых", геополитических и экономико-криминальных интересов, реализуемых через
"пмр". Ведь Киев может себе позволить вызывающее поведение по отношению к
Республике Молдова, но никак не по отношению к ЕС.
Очевидно, что режим Игоря Смирнова сумел создать себе
хорошо оплачиваемое "лобби" в рядах политической элиты Украины. Однако 31
октября в этой стране состоится первый тур президентских выборов, результат
которых крайне важен для Республики Молдова: в случае, если Украина станет четко
ориентироваться на ЕС и НАТО, тираспольский режим обречен. Строгий международный
контроль приднестровского участка в сочетании с направлением налогов
экономических агентов "пмр" в бюджет Республики Молдова приведет к краху этого
режима.
Несомненно, данный сценарий сопряжен со многими рисками,
ведь криминальный режим и спецслужбы в состоянии прибегнуть к "адекватным" мерам
в свою защиту. Печально то, что молдавские правители не осознают важность
диалога с населением левобережья Днестра для минимизации этих рисков, а
рассчитывает только на вмешательство ЕС. Но не будет требовать от коммунистов
слишком многого. На наше счастье, существует ЕС.
|