Мы делили апельсин...
01.10.2004. Новое
поколение (Казахстан)
Амина Джалилова
В международных СМИ появилась информация о том, что
компания British Gas не хочет продавать свою долю в Кашаганском проекте. Если
эта информация подтвердится, грандиозные планы правительства Казахстана по
поводу большой нефти с шельфа потерпят фиаско
Переговоры между правительством Казахстана и британской
компанией BG по поводу продажи доли в проекте разработки месторождения Кашаган
приближаются к кульминации. Об этом можно судить по появлению диаметрально
противоположных новостей о перспективах сделки. С одной стороны, американское
агентство Bloomberg сообщает о том, что BG может отказаться от продажи своих
акций. Но растущие цены на нефть на мировом рынке могут увеличить стоимость
предлагаемого пакета, что способно стимулировать намерение BG продать свою долю
в консорциуме "Аджип ККО". С другой стороны, Малькольм Бриндид, глава
подразделения британо-нидерландской Shell exploration and production (Shell
входит в состав консорциума "Аджип ККО"), заявил: "У нас нет каких-либо
возражений против участия правительства Казахстана в Кашагане, однако это должно
быть сделано на приемлемой коммерческой основе".
Между тем переговоры продолжаются. По словам министра
энергетики и минеральных ресурсов РК Владимира Школьника, очередная встреча по
вопросу приобретения доли в Кашагане состоится в октябре этого года в Лондоне.
Министр опроверг информацию о нежелании BG продавать акции.
Пока Минэнерго борется с конкурентами в стремлении
попасть в один из самых перспективных нефтяных проектов, Министерство экономики
и бюджетного планирования ждет завершения сделки и получения своих дивидендов.
Вице-министр экономики Бахыт Султанов сообщил, что в 2005 году BG выплатит в
бюджет республики 100 миллионов долларов и эта сумма уже запланирована в
доходной части проекта республиканского бюджета на 2005 год. Дело в том, что
согласно заключенным контрактам, в случае, если происходит переуступка прав
требования одного из участников консорциума, продавец обязан внести определенную
сумму в бюджет. Бахыт Султанов отметил, что компенсация будет произведена
независимо от того, кому будет продана доля BG в Кашаганском проекте.
Британская BG - один из пяти участников консорциума
"Аджип ККО" - заявила о намерении продать свои 17% в прошлом году. Тут же о
своем желании приобрести акции заявили две китайские компании. Однако остальные
члены консорциума были категорически против присоединения восточной державы, они
хотели поделить долю BG между собой. В этом году о притязаниях на британские
акции заявило правительство Казахстана. Министр энергетики и минеральных
ресурсов Владимир Школьник в июне сообщил о том, что до конца года Казахстан
намеревается приобрести долю в проекте. На что итальянская нефтегазовая группа
ENI, возглавляющая проект, уклончиво ответила, что готова работать в этом
направлении. С тех пор стороны ведут активные переговоры. В августе Владимир
Школьник более четко обозначил позицию Казахстана в этом вопросе. Республика
готова заплатить реальную рыночную стоимость - около 1,23 миллиарда долларов.
Кроме того, министр сообщил, что правительство не станет перепродавать акции
Китаю, который до сих пор претендует на долю в Кашаганском проекте.
Стремление Казахстана войти в консорциум,
разрабатывающий одно из крупнейших месторождений мира, свидетельствует об
увеличении экономической мощи государства. В свое время республика не только
входила в состав консорциума, но и являлась его оператором через государственную
компанию "Казахстанкаспийшельф". Такое положение вещей сохранялось с 1993 по
1998 год. Однако, не справившись со столь важной ролью, казахстанская сторона в
1998 году продала свою долю в проекте японской Impex и американской Phillips
Petroleum. А "Казахстанкаспийшельф", потеряв свой статус, перепрофилировался в
сервисную компанию и стал дочерним предприятием национальной компании "Казахойл"
(нынешний "КазМунайГаз"). Сегодня же Казахстан созрел для того, чтобы вернуть
себе долю в многомиллионном проекте. Да и западные партнеры, по всей видимости,
склоняются в сторону Казахстана.
Однако, по мнению аналитиков, внутри самого консорциума
существуют серьезные разногласия по поводу маршрутов транспортировки кашаганской
нефти. Американские партнеры лоббируют проект Баку - Тбилиси - Джейхан,
европейцы же предпочитают более дешевый иранский маршрут. Попав в консорциум,
Китай, несомненно, стал бы продвигать использование трубопровода Атасу -
Алашанькоу, что внесло бы еще большие разногласия. С другой стороны, Казахстан
тоже заинтересован в китайском направлении, так как республике необходимо
развивать все имеющиеся маршруты.
|