Мы сможем судиться со школами
20.10.2004 г., ЧАС
Элина Чуянова
Вчера два доктора педагогики
Яков Плинер (депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ) и Валерий Бухвалов созвали
пресс-конференцию, чтобы сообщить пренеприятное известие. Детально изучив
результаты выпускных экзаменов за основную и среднюю школу нацменьшинств
последних трех лет, которые были опубликованы в официальных статистических
сборниках министерства образования, они сделали печальный вывод: качество
ученических знаний неумолимо падает.
- 72,2 процента учащихся основной школы и 51,4 - средней
сдают выпускные экзамены на 1- 6 баллов, что равноценно трем с плюсом по
пятибалльной оценочной системе, - озвучил шокирующие цифры Яков Плинер. - В
последние годы нет ни одного предмета, по которому хотя бы половина выпускников
имела 7 баллов и выше. Мы очень надеялись увидеть успехи в освоении латышского
языка, однако и здесь декларируемые чиновниками усилия ни к чему не привели:
56,8 процента учеников основной школы и 44,5 процента средней школы
демонстрируют знания госязыка на 1- 6 баллов. Это значит, что как минимум 44,5
процента детей не смогут усвоить науки, преподаваемые им на латышском языке.
Катастрофически низки результаты по родному, русскому
языку. В среднем 75,1 процента выпускников основной школы получили на экзаменах
1- 6 баллов. На уровень А родной язык сдали лишь один процент учеников - в то
время, как этот показатель по Европе составляет 7- 10 процентов. Ухудшается и
качество освоения естественных наук: так, в среднем 71,3 процента
девятиклассников сдают химию, физику и биологию на 1- 6 баллов. Стабильно низкие
результаты показывают выпускники как основной, так и средней школы по истории:
более половины знают предмет лишь на 1- 6 баллов. Между тем никто в стране не
исследует феномен столь низких школьных знаний.
По мнению Валерия Бухвалова, в Латвии нет системного
подхода к образованию. Стандарты и программы разрабатываются не в стенах НИИ,
как прежде, а в кабинетах политически ангажированных чиновников. Учебники пишут
не вузовские преподаватели и тем более не группа ученых, а обычные школьные
учителя. Подход к написанию пособий далек от научного. Отсюда и результат:
учебники методически не выверены, хаотичны, изобилуют массой неточностей. В
школах доминирует зубрежка, которая заменяет собой мышление. Образованием уже на
протяжении многих лет руководят или недоучки, или непрофессионалы. Одним словом,
отрасль находится в глубоком кризисе. А тут еще реформа...
- В некоторых школах учителя и администрация заявляют
родителям: «Почему вы не помогаете своим детям учить предметы на латышском? Они
сами не справляются», - сообщил Валерий Бухвалов. - Простите, говорят папы-мамы,
а разве мы заказывали вам эту реформу? Это ведь вы рапортовали, что школа к
реформе готова. Во-вторых, родители жалуются, что их детям на перевод одного
задания по физике требуется полчаса. На выполнение задания требуется еще столько
же времени. Уже сегодня ясно, что в большинстве школ введен негласный мораторий
на реформу: преподавание на латышском заменяется билингвальным преподаванием.
Там же, где директор бежит впереди паровоза, дети не усваивают предметы. Уроки
сводятся к примитивному переписыванию текстов из учебников и их повторению
вслух. Это нельзя назвать образованием. Сейчас мы собираем информацию по школам.
Как только она будет систематизирована, мы предадим ее гласности. И тогда не
исключено юридическое решение вопроса. Ведь если врач плохо лечит, больной
вправе подать на него в суд.
И если школа не способна научить - значит, с ней тоже
можно и нужно судиться.
|