Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №110(01.11.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

14 октября. Скончался народный писатель Белоруссии, академик, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР и Белоруссии, Литературной премии имени Якуба Коласа Иван Шамякин.

15 октября. Группа представителей белорусской интеллигенции призвала руководителей стран Евросоюза, СНГ и США определить свою позицию по отношению к референдуму. В заявлении, в частности, была отмечена опасность установления в стране пожизненного единовластия Александра Лукашенко.

16 октября. Министерство финансов Белоруссии вынуждено было отказаться от размещения своих государственных облигаций на российском рынке, поскольку «затянулась процедура подготовки к подписанию межправительственного соглашения о взаимном допуске ценных бумаг».

17 октября. В Белоруссии завершилось голосование по выборам депутатов Палаты представителей Национального собрания и по референдуму о наделении Александра Лукашенко правом баллотироваться в президенты в 2006 г. в третий раз с соответствующим изменением конституции РБ.

17 октября. Правоохранительными органами РБ был задержан руководитель специальных проектов российского Первого канала Павел Шеремет. 

18 октября. Наблюдатели от Парламентского Собрания СБР признали состоявшиеся 17 октября выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Белоруссии третьего созыва и республиканский референдум открытыми, свободными, демократическими и легитимными. Лидеры коалиции белорусской оппозиции заявили, что не верят официальным итогам референдума и парламентских выборов. ОБСЕ заявило о нарушении демократических принципов в ходе парламентских выборов в Белоруссии. В заявлении Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, в частности, подчеркивалось, что выборы в парламент проходили при сильном использовании административного ресурса, а государственные СМИ 90% своих площадей посвятили освещению официальной точки зрения. Департамент информации и печати министерства иностранных дел России распространил информацию о том, что итоги избирательной кампании в Белоруссии отразили срез общественного мнения в республике, а сами выборы прошли спокойно и транспарентно.

18 октября. Председатель Государственной Думы России Борис Грызлов заявил, что поддержка на референдуме президента Белоруссии Александра Лукашенко - это мнение народа, которое необходимо уважать.

18 октября. США выступили с критикой итогов выборов и референдума в Белоруссии. Официальный представитель Госдепартамента США Ричард Баучер заявил, что выборы и референдум имели серьезные изъяны и не отвечали демократическим стандартам.

18 октября. В Минске прошла акция протеста оппозиции. Участники демонстрации протестовали против официальных результатов прошедших выборов в парламент и референдума о возможности белорусского президента Александра Лукашенко баллотироваться на третий срок.

19 октября. Депутат Госдумы России, директор Института стран СНГ Константин Затулин, прокомментировал итоги прошедшего в Белоруссии референдума БЕЛТА. Критика, раздающаяся с Запада в адрес Белоруссии, свидетельствует, по мнению Затулина, о том, что белорусское руководство проводит самостоятельную политику.
Мы видим желание некоторых стран, прежде всего США, поставить Белоруссию в положение страны-изгоя, - сказал он. - Россия с этим не может согласиться. Москва, по словам политика, не поддержала лично Лукашенко в его действиях, «она просто не вмешивалась».

19 октября. Минский ОМОН разогнал акцию протеста оппозиции в центре столицы Белоруссии. Нескольких участников акции, в том числе лидеров оппозиционных Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, Белорусской социал-демократической партии «НГ» Николая Статкевича и незарегистрированной праворадикальной партии «Молодой фронт» Павла Северинца, правоохранительные органы задержали. При разгоне демонстрации пострадала съемочная группа российского канала НТВ, у телеоператора этого телеканала легкие ранения лица, была разбита камера. Пострадал также телеоператор российского канала Ren-TV.

19 октября. Белорусскому рублю как единственному законному платежному средству на территории РБ исполнилось 10 лет. 19 октября 1994 г. Верховный Совет РБ объявил белорусский рубль единственным законным платежным средством на территории белорусского государства.

20 октября. В МИД Латвии констатировали, что выборы в Белоруссии прошли с отклонением от демократических стандартов. Министр иностранных дел Польши Влодзимеж Чимошевич заявил, что прошедшие в Белоруссии выборы и референдум осложнят отношения между двумя странами, они не соответствовали всем демократическим стандартам.

20 октября. Проблемы и перспективы сотрудничества приграничных районов Белоруссии и России в сфере образования, науки и культуры рассмотрели участники научно-практической конференции в Могилеве.

20 октября. В своей квартире зверски убита известная белорусская журналистка Вероника Черкасова. В последние годы Черкасова работала в независимой газете «Солидарность».

21 октября. Палата представителей Национального собрания Белоруссии ратифицировала межправительственный белорусско-российский протокол о праве собственности России на имущественный комплекс частного производственного унитарного предприятия «Запад-Транснефтепродукт».

21 октября. Госдепартамент США рассмотрел возможность введения против правительства Белоруссии дополнительных санкций.

21 октября. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в рамках встречи с членами Конференции католических епископов поручил правительству изучить проблемные вопросы всех конфессий и внести ему на рассмотрение предложения по их разрешению.

22 октября. Президент Беларуси подписал указ «Об организации закупок сельскохозяйственной техники и оборудования, зерна, средств защиты растений, семян, удобрений, лекарственных дезинфицирующих и антисептических средств, биопрепаратов, диагностикумов и других средств, применяемых для лечения и профилактики заболеваний сельскохозяйственных животных». В соответствии с указом, отныне закупки для нужд сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности будут осуществляться единой республиканской тендерной комиссией.

22 октября. Сергей Скребец, депутат Палаты представителей Национального собрания Белоруссии, член депутатской группы «Республика», обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой предоставить ему политическое убежище.  Свой шаг депутат объяснил постоянным политическим давлением со стороны белорусской власти, а также угрозой уголовного преследования после завершения депутатских полномочий.

23 октября. Посольство РБ в Москве распространило заявление для российских СМИ, в котором критиковалась позиция ряд СМИ России, прежде всего редакция газеты «Московский комсомолец». Позиция ряда российских СМИ и отдельных корреспондентов, по мнению работников дипмиссии, состоит в том, чтобы отражать события в Белоруссии только в черных красках, что вызывает недоумение у белорусской стороны.

25 октября. В Белоруссии приостановлено судебное производство по делу российского журналиста Павла Шеремета. Материалы дела отправлены на дополнительную проверку, которая проводится в связи с жалобой Шеремета на действия сотрудников минской милиции.

25 октября. Делегация Белоруссии во главе с руководителем белорусского внешнеполитического ведомства Сергеем Мартыновым отправилась с визитом в Аргентину, Бразилию и на Кубу. Приоритетное внимание в ходе переговоров на правительственном уровне было уделено вопросам торговли, наращивания объемов и диверсификации белорусского экспорта, реализации совместных проектов создания в этих странах сборочных производств белорусской машинотехнической и радиоэлектронной продукции, а также развития научно-технического и инвестиционного сотрудничества.

25 октября. Повтор воскресной аналитической программы «Вести недели» телеканала РТР подвергся цензуре со стороны белорусских властей. Сюжет, посвященный событиям в Белоруссии: выборы и референдум, «Акт о демократии в Беларуси», акции протеста оппозиции, был перекрыт рекламой белорусских предприятий.

25 октября. Правительство Польши объявило о том, что РП временно прекращает сотрудничество с Белоруссией в области обучения сотрудников правоохранительных органов. Министр внутренних дел Польши в этой связи заявил, что принял это решение, потому что не хочет, чтобы польские полицейские тренировались вместе с теми, кто преследует и избивает демонстрантов, борющихся за демократические свободы.

26 октября. Председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович информировал общественность о том, что золотовалютные резервы республики достигли 1 миллиарда 24 миллиона 400 тысяч долларов США.

26 октября. В Москве министр обороны России Сергей Иванов заявил, что считает объединение военных потенциалов России и Белоруссии важным фактором укрепления безопасности в Европе. Он отметил, что работа оборонных ведомств России и Белоруссии основана на программе создания Союзного государства. Руководители военных ведомств РФ и РБ на совместном заседании коллегий министерств обороны  подписали план военного и военно-научного сотрудничества между министерствами обороны двух стран на 2005 г. Он, в частности, предусматривает проведение совместных исследований по проблемам безопасности, обороны, военной теории и практики.

26 октября. Консульское управление министерства иностранных дел Белоруссии выразило мнение, что ужесточение российского иммиграционного законодательства не коснется граждан республики. И после 1 января 2005 г. белорусские граждане по-прежнему смогут ездить в Россию по национальным паспортам.

26 октября. Правительство Белоруссии увеличило квоту на экспорт калийных удобрений. С начала 2004 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, Белоруссия увеличила экспорт калийных удобрений на 15%.

26 октября. Между ОАО «Российские железные дороги» и Белорусской железной дорогой было подписано соглашение о сотрудничестве в области железнодорожных перевозок сроком на 5 лет.

27 октября. В Москве первый заместитель директора ФСБ – руководитель Пограничной службы России ген.-полк. В.Проничев и председатель Государственного комитета пограничных войск Белоруссии ген.-л. А.Павловский  подписали совместную директиву по охране внешней границы Союзного государства на 2005 г. 

28 октября. В Белоруссию с рабочим визитом прибыла делегация Народно-освободительной армии Китая во главе с ген. Ван Жичжуном. Цель визита -  развитие двустороннего военного сотрудничества, обмен опытом организации идеологической и воспитательной работы в Вооруженных Силах Белоруссии и Китая.

28 октября. Началась формальная процедура выдвижения (выборов) советами базового уровня членов Совета Республики Национального собрания РБ. Выборы будут проходить в этом году на безальтернативной основе: Центральная комиссия по выборам и организации республиканских референдумов Белоруссии зарегистрировала 56 кандидатов на 56 мест в верхней палате белорусского парламента. 8 членов Совета Республики назначит президент Александр Лукашенко.

28 октября. МИД Франции распространил заявление, в котором указывается, что, по предварительным результатам работы миссии наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ и согласно декларации по выборам в Белоруссии, которую 20 октября принял Совет Евросоюза, прошедшие в этой стране парламентские выборы признаны недемократичными. В заявлении также подчеркивается, что вместе со странами-партнерами по ЕС и в сотрудничестве с мировым сообществом Франция готова рассмотреть меры, которые содействовали бы укреплению гражданского общества в Белоруссии и движение ее в направлении демократического и правового государства.

28 октября. С заявлением о прошедших в Белоруссии выборах и референдума выступило министерство иностранных дел Чешской республики. Прага «однозначно и без колебаний» согласна с выводами международных наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ и считает, что выборы не соответствовали стандартам свободных, справедливых и демократических.

28 октября. Представитель МИД РБ сделал заявление, в котором подчеркнул, что отказ в аккредитации белорусских наблюдателей на президентских выборах в США является прямым нарушением международных соглашений.

28 октября. Совет Федерации ФС России одобрил ратификацию соглашения между правительствами России и Белоруссии о совместном тыловом обеспечении региональной группировки войск. Документ регулирует вопросы тылового обеспечения войск, расположенных на территории областей России, прилегающих к границе Белоруссии, и непосредственно на территории республики при выполнении задач как в мирное, так и военное время.

1 ноября. Совместная миссия Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (ВБ) по обзору финансового сектора экономики начала работу в Белоруссии. Миссии предстоит изучить состояние белорусского банковского сектора и проанализировать его прозрачность. Кроме того, эксперты МВФ и ВБ намерены исследовать ситуацию в сфере страхования и пенсионного обеспечения, а также сделать прогноз дальнейшего развития рынка капитала.




Референдум прошел, проблемы остались

Федор Прокопович (Минск), Александр Фадеев (Москва)

В Белоруссии 12 – 17 октября прошли очередные выборы в Палату представителей Национального собрания и референдум по вопросу «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Результаты голосования, в целом, были вполне предсказуемы заранее, какой-либо политической интриги  процесс выявления мнения белорусского электората не содержал. В стране, где не сложились основные демократические институты, где на деле нет разделения ветвей власти, прав собственности на средства производства, которые полностью сосредоточены в руках правящей верхушки, победа президентской команды Александра Лукашенко была предопределена.

Вместе с тем, усиливающиеся год от года авторитаризм и политическая самоизоляция правящего в Белоруссии режима, тотальная и агрессивная пропаганда государственных СМИ, прежде всего национального телевидения, активное раскручивание республиканским руководством проблемы внешней опасности (экономической экспансии, энергоресурсного шантажа, военной угрозы, заговоров с целью убийства Лукашенко) привели к формированию в белорусском обществе устойчивого мнения о необходимости поддержки «своего» президента и его кандидатов в депутаты парламента. Ведь, если верить официозной газете «Советская Белоруссия» (она же «Беларусь-Сегодня»), смена Лукашенко с поста президента немедленно приведет к тому, что «наши города станут объектом атак международных террористов, криминалитет выйдет из подполья… Убийства и насилие захлестнут города. Пьянство и наркомания разложат молодежь». Все эти факторы не могли не отразиться на результатах парламентских выборов и референдума.

Эти результаты могут быть оценены как уникальные, не имеющие аналогов в истории молодого государства-нации. Так, например, явка избирателей на участки для голосования оказалась по официальным данным небывало высокой – 90,28% от числа всех избирателей (6 млн. 986 тыс. 163 гражданина РБ).  Для сравнения: в референдуме 1995 года явка избирателей составила всего 64,8%. Причем, поскольку списки избирателей в этом году на участках были общие (избиратель расписывался один раз, что уже является нарушением), определить количество избирателей, которые приняли участие в референдуме, и количество тех, кто участвовал в парламентских выборах, не представляется возможным. Еще более впечатляющими выглядят данные Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов о числе тех граждан, которые поддержали президента Александра Лукашенко, разрешив ему баллотироваться на пост главы государства неограниченное количество раз, - 79,42% от внесенных в списки для голосования(!). Такой мощной поддержки от граждан республики Лукашенко не получал никогда. По сведениям Балтийского отделения службы Гэллапа (экзит-пулы) процент белорусских избирателей, сказавших «ДА» Лукашенко, составил всего 48%. В любом случае высокие цифры, приведенные Центризбиркомом республики вызывают вполне оправданное сомнение, хотя победа белорусского лидера, пусть и не с таким фантастическим результатом, на наш взгляд, неоспорима.

Помимо национальной технологии подсчета голосов, к которой есть ряд вопросов, удивительной выглядит и процедура досрочного голосования, которое продолжалось пять дней, и в котором тоже приняло участие рекордное число избирателей – 17,39% (по данным оппозиции – свыше 25%). Объективно трудно объяснить, зачем в достаточно небольшой по территории, стране, не имеющей выхода к морю, где нет непроходимой тайги, тундры, нет оленеводов, пастухов в горах, рыбаков и моряков, ушедших в бескрайние морские просторы, пограничников на арктических заставах и солдат-миротворцев за рубежом, в которой отличные дороги и надежные линии связи, проводить предварительный тур голосования для почти пятой части всего электората, включая армию и силовые ведомства. Именно на стадии досрочного голосования, как известно, общественный, независимый контроль за выборами (достоверностью списков избирателей, сохранностью урн с бюллетенями и т.п.) больше всего затруднен. Уже само это обстоятельство порождает соблазн у местных исполнительных органов власти вмешаться в ход голосования в «нужном ключе». Отсюда, что не исключается, и такие высокие, необъяснимые с точки зрения логики трансформации политических предпочтений электоральных групп республики итоговые цифры референдума.

Впервые за рекордные сроки, в один тур, был избран и практически весь состав нижней палаты Национального собрания Белоруссии. 108 членов депутатского корпуса Палаты представителей третьего созыва (из 110) уже 16 ноября приступят к исполнению своих профессиональных обязанностей. Как и прогнозировали авторы этой статьи, почти половина депутатов Палаты представителей второго созыва была переизбрана, а в парламенте, и тоже впервые, появилась большая группа депутатов-женщин, избранных туда по прямому наказу президента республики, – 31.  Ни один из кандидатов оппозиционного политического лагеря не прошел в депутаты Национального собрания. 

Конечно, и для всех это очевидно, что главный вопрос – вопрос о власти в Белоруссии – решался в ходе референдума. Парламентские выборы изначально оказались в тени всенародного волеизъявления по вопросу о сроках президентства, хотя и объявленного Александром Лукашенко за 35 дней до начала голосования, но которого все ждали и к которому готовились не только на уровне руководителей республики. Поэтому, например, довольно странной выглядит в этом свете позиция обеих миссий международных наблюдателей от Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Их руководители официально отказались от  наблюдения за проведением национального референдума, мотивируя это тем, что якобы поздно получили от белорусских властей приглашение наблюдать за референдумом. Хорошо зная чрезвычайно избыточный характер бюрократизации в работе ПА ОБСЕ, поверить, тем не менее, в то, что такое решение носило чисто технический характер просто нельзя. Отказ миссий наблюдателей от ПА ОБСЕ был, как нам представляется, продиктован исключительно политическими соображениями, что не добавляет авторитета ОБСЕ.

Предвыборная кампания проходила в условиях явного внешнего политического давления на белорусские власти и в целом на республику. 20 октября президент США Джордж Буш подписал Акт о демократии в Белоруссии («Belarus Democracy Act of 2004»), направленный против белорусского лидера Александра Лукашенко и его правительства. Сам документ предполагает не просто откровенное вмешательство США во внутриполитические дела Белоруссии, а подводит  некую правовую базу под подрывную работу против президентской администрации РБ и фактически нацелен на совершение государственного переворота. При этом цинично подчеркивается, что «США заинтересованы в независимости и суверенности Республики Беларусь». «Акт» не содержит даже намеков на какое-либо прикрытие (хотя бы ради приличия) прямого вмешательства в дела «суверенного» белорусского государства. В частности, в нем прямо говорится о намерении выделять огромные суммы (в «размере, который покажется необходимым») оппозиционным политическим партиям, общественным объединениям и «независимым» средствам массовой информации, а также другим белорусским группам, «связанным с поддержкой демократических процессов». Помимо предоставления средств на антипрезидентскую деятельность, «Акт» предусматривает проведение за пределами Белоруссии «продвинутых тренингов» для членов оппозиционных организаций, а также организацию радио- и телевещания на территории Белоруссии и для Белоруссии за ее пределами.

По всей видимости, часть из предполагаемых «Актом» средств будет направлена для «работы» с чиновниками и вновь избранными депутатами белорусского парламента. В этом смысле показателен факт отсутствия в принятой редакции документа запрета на выдачу виз в США белорусским госслужащим. Хотя в прежней версии «Акта» такой запрет присутствовал. Помимо финансирования оппозиционных общественно-политических структур  и СМИ  «Акт о демократии» предполагает организацию морально-психологического давления не только на белорусских чиновников и депутатов, но и на «любого другого человека, который лично и существенно вовлечен в формирование или исполнение политики режима Лукашенко». Таким образом, оппозиции предписано заняться ничем иным как составлением «проскрипционных» списков. И подобный призыв уже нашел отклик. 20 октября Объединенная гражданская партия (ОГП) выступила с инициативой создать международный общественный трибунал для заочного суда над людьми, совершающими преступления против белорусских граждан.

Для облегчения финансирования действий оппозиции со стороны Запада в качестве получателей средств сегодня преимущественно выступают не официально зарегистрированные оппозиционные общественные объединения, как это было ранее, до того, как их финансовая деятельность стала жестко контролироваться, а неформальные, оппозиционные формирования, так называемые «гражданские инициативы». Буквально накануне предвыборной кампании в Киеве состоялась встреча высокопоставленных представителей NDI и функционеров от белорусской оппозиции, на которой было достигнуто соглашение о стопроцентном финансировании деятельности наблюдателей от оппозиции на выборах и референдуме. При этом американской стороной выдвигалось одно существенное условие. Деньги наблюдателям начнут выделяться только при обязательном документировании каждым из них как минимум одного нарушения. При этом число нарушений по избирательным округам было директивно определено – не менее 17 задокументированных «фактов» на один избирательный округ.

Таким образом, всего по республике оппозиционным наблюдателям было предписано «выявить и документально зафиксировать» не менее двух тысяч «грубых нарушений». Помимо этого для оказания психологического давления на членов участковых избирательных комиссий из наиболее радикально настроенных  оппозиционеров были сформированы специальные «группы давления» по 15-20 человек, которые должны были устраивать скандалы на избирательных участках. Все это, с учетом высокой активности избирателей, вынудило власти принять повышенные меры безопасности в день голосования.

В связи с внешним политическим давлением на руководство Белоруссии, которое обосновывается фактами нарушения принципов демократии автократическим режимом Александра Лукашенко, следует еще раз подчеркнуть приверженность Запада двойным стандартам в политике. Стоит, например, вспомнить, что в свое время США и Германия оказали решительную поддержку, включая военную и военно-техническую, одному из самых жестких авторитарных правителей Европы – хорватскому президенту Ф.Туджману. Их при этом нисколько не смущало, что балканский «Ататюрк», «де Голль» Хорватии Туджман установил в своей стране националистический режим, близкий к диктаторскому. В «Акте» (раздел 7(4) американские конгрессмены настаивают на обнародовании личных доходов и счетов Лукашенко. Однако ни американский конгресс, ни правительства США и Германии не требовали этого от купавшегося в золоте, окруженного непомерной роскошью «великого рулевого хорватской нации» - погрязшего в коррупции и финансовых махинациях Туджмана.

Представляет интерес и реакция на референдум правящего класса России. С момента объявления Лукашенко о референдуме и до дня голосования никакого официального отклика на это событие с российской стороны не последовало. Ни президент России Владимир Путин, который нашел возможность выразить свое отношение к кандидатам на пост президента США, и который накануне президентских выборов в Украине отправился с визитом в Киев, фактически поддержав кандидата от власти Януковича, ни мажоритарная партия «Единая Россия», ни российский министр иностранных дел, никто по отношению к белорусскому референдуму не заявил своей позиции. Единственным исключением стал ответ главы департамента информации и печати МИДа России А.Яковенко на вопрос корреспондента об отношении к референдуму. Ответ свелся к тому, что это внутреннее дело Белоруссии.

Правда, уже после принятия в США в канун референдума программы антибелорусских санкций, внешнеполитическое ведомство России выступило против такой формы решения проблем, как неадресные санкции, без одобрения Совета Безопасности ООН. Впрочем, такая реакция была в  пассивно-привычном духе, поскольку российский МИД ограничился только крайне осторожным заявлением. Нет абсолютно никаких гарантий, что по прошествии какого-то времени высокие чиновники российского МИДа столь же «последовательно и твердо» не выскажутся в пользу введения финансово-экономических санкций против правительства Белоруссии, поскольку это, по Лаврову, отражает «консолидированное мнение международного сообщества». Кроме того, главный российский специалист по референдумам и выборам, руководитель Центризбиркома России Александр Вешняков поставил под сомнение эффективность модели, которая применялась на референдуме в Белоруссии. Она, по его мнению, не давала возможности четкого общественного контроля, не может служить примером для подражания.  

Уже после референдума Государственная Дума России с тревогой констатировала, что выборы и референдум в Белоруссии прошли в обстановке беспрецедентной кампании внешнего давления. Важно было и то, что депутаты ГосДумы в своем заявлении признали выборы и референдум в РБ открытыми, свободными, демократическими и легитимными. Эта оценка итогов голосования в Белоруссии резко разошлась с мнением ряда международных наблюдателей, Венецианской комиссии ПА ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, Евросоюза, отдельных правительственных чиновников европейских государств, госдепа США, которые считают референдум незаконным, а итоги голосования сфальсифицированными. Премьер-министр Польши Марек Белька вообще призвал Евросоюз изолировать белорусский режим, а министр иностранных дел Германии Йошка Фишер заявил, что санкций в адрес правительства Белоруссии вряд ли можно избежать.

Чтобы не говорили по поводу выборов и референдума представители оппозиции и ряда международных организаций, отдельные руководители европейских правительств и парламентарии Западного альянса, но факт налицо: Александр Лукашенко одержал важнейшую для себя политическую победу, а прозападная оппозиция потерпела очередное сокрушительное поражение. Собственно говоря, ожидать какого-либо иного результата было бы, по крайней мере, недальновидно, так как политическое противостояние в ходе предвыборной кампании  развернулось в самой выгодной для нынешнего белорусского президента плоскости. Александр Лукашенко вновь постарался предстать перед избирателями как твердый защитник русского языка («пока я у власти русский язык в Беларуси будет!»), принципиальный сторонник союза с Россией («мы очень дорожим Союзом с Россией. Мы не видим своего будущего без России»), поборник социальной справедливости и чистоты рядов государственных служащих от взяточников и прочих мздоимцев.

Лукашенко, с одной стороны, грубо нарушил тысячелетний демократический принцип, который выражается известной формулой «nemo jus sibi dicere potest». Поэтому, с точки зрения мирового демократического сообщества оправдания такому шагу не может быть. Его политическое решение о продлении собственных полномочий особо неуклюже выглядит в контексте твердого намерения лидера союзной России Владимира Путина уйти со своего президентского поста в положенный конституцией срок, чтобы не подрывать стабильность, прочность конституционных устоев российского государства.

С другой – белорусский президент оказался ближе к народу, чем все вместе взятые оппозиционные партии республики. По крайней мере, идеи Александра Лукашенко (стабильность, равноправие, государственная собственность и государственных контроль) вызывали симпатию у подавляющего числа белорусских граждан,  его предвыборные обещания положительно были встречены электоратом, поскольку носили конкретный характер: повышение, например, с 1 ноября с.г. заработной платы бюджетникам (а большинство в республике работает именно в бюджетной сфере), пенсий, пособий и стипендий. Поведение, поступки, речь и жесты нынешнего президента, ежедневно доносимые благодаря национальным СМИ до граждан Белоруссии, словом все подсказывало белорусам, что Лукашенко хоть и глава государства, занимает десять лет самый высокий пост в республике, но не перестал быть одним из них.

Многим в маленькой и бедной республике особенно нравится, что белорусский лидер (который явно не разбирается в вопросах экономики, в тонкостях и хитросплетениях международной политики) обещает быстрый рост благосостояния, совершает неожиданные политические кульбиты во внешней политике, берет на себя смелость делать громкие и часто скандальные заявления в адрес успешных государств и руководства мощных держав, межправительственных организаций. Да, действительно, Александру Лукашенко не хватает образования, знаний, он не любит утруждать себя погружением в историю вопроса,  добиваться детального анализа возникшей сложной ситуации, не является сторонником длительной и тщательной подготовки государственных решений. Но, в отличие от радикальной оппозиции с ее абстрактными демократическими лозунгами и опасными с позиции обывателя экономическими программами,  президент понятен белорусским избирателям. Заявленная им цель – построение народного государства-дома, близка гражданам республики, полностью разделяется ими. Именно это во многом и обеспечило президентской команде победу на референдуме.

Результаты референдума объективно приведут к тому, что правящая в республике верхушка постарается отстоять существующую модель экономики с всеохватным государственным контролем и государственной собственностью. Следует ожидать и ухудшение инвестиционного климата, и наступление неблагоприятного периода торгово-экономической конъюнктуры. Нежелание республиканского руководства проводить радикальные хозяйственные реформы определит замедление темпов экономического роста, что неизбежно приведет к падению реальных доходов населения. «Сделать самим» и «купить, что нельзя сделать самим за рубежом» будет гораздо сложнее. Все это скажется негативно на пенсионном обеспечении, здравоохранении и системе образования.

В политической сфере сохранится тенденция разделения белорусского социума на «мы» и «они» по факту отношения к политике президента Александра Лукашенко. Начала демократической практики, скорее всего, не получат в республике дальнейшего развития. Усилится самоизоляция государственно-политического аппарата, президентской администрации. Консолидация нации, как и сегодня, будет идти под флагом защиты от внешних угроз. Авторитарный режим начнет сползать к более жесткому слиянию всех ветвей власти, контролируемых лично президентом. С уверенностью можно прогнозировать и начало широкомасштабной кампании внутри правящего класса по «чистке» своих рядов, когда отставкам и репрессиям подвергнутся отдельные чиновники «ближнего круга» и некоторые руководители спецслужб, силовых ведомств.

Для белорусской оппозиции настанет период выдвижения из своей среды «героев» и «страстотерпцев», потребность в которых так остро ощущалась в дни референдума. В этом, собственно, и будет состоять их прагматическая политическая стратегия. Пока же оппозиция не осознала, что наступила новая эра, когда просто нелепо рассчитывать лишь на укрепление сотрудничества функционеров разномастных маргинальных партий.  Никакое американское финансирование само по себе не поможет существующим в Белоруссии оппозиционным группам и группкам сохранить себя, если они не предложат обществу ясную цель, разделяемый электоратом ориентир во внешней среде. Партийное прошлое и партийная принадлежность, партийные программы и блоки, при этом, для белорусов не будут играть абсолютно никакой роли.




Заявление МИД РБ по итогам референдума и парламентских выборов

19 октября 2004 года, Минск

Состоявшиеся в Республике Беларусь выборы в Палату представителей Национального собрания и республиканский референдум продемонстрировали убедительную поддержку белорусским народом курса на укрепление суверенитета и независимости Беларуси, дальнейшего становления ее демократических институтов.

Приглашение значительного количества международных наблюдателей стало ясным свидетельством прозрачности избирательного процесса в Республике Беларусь. Мониторинг хода выборов и референдума в Беларуси осуществляли миссия Содружества Независимых Государств, представители других международных организаций, независимые наблюдатели. Миссия БДИПЧ ОБСЕ, несмотря на соответствующее приглашение белорусской стороны, осуществляла только мониторинг выборов по причине ограниченности ресурсов.

Для наблюдения за проведением выборов и референдума в Республике Беларусь были созданы все необходимые правовые и организационные условия. Взаимодействие с международными наблюдателями осуществлялось в духе полной открытости и сотрудничества, что было отмечено в отчетах как миссии СНГ, так и БДИПЧ/ОБСЕ.

Министерство иностранных дел с удовлетворением отмечает объективность и взвешенность заключений, а также позитивные оценки итогов выборов и референдума, содержащиеся в заявлениях миссии наблюдателей от СНГ, а также независимых наблюдателей.

На этом фоне МИД вынужден с сожалением констатировать, что несмотря на наличие ряда конструктивных выводов и рекомендаций, в заключениях миссии БДИПЧ/ПА ОБСЕ не нашли должного отражения предпринятые Беларусью последовательные шаги по улучшению избирательного процесса, имеет место явная необъективность.

Это и неудивительно: в обстановке неприкрытого давления на международное наблюдение со стороны США и ЕС руководству миссии БДИПЧ/ПА ОБСЕ не удалось преодолеть заранее заданную настроенность на негативную оценку результатов выборов и референдума.

Итоги международного наблюдения полностью подтверждают правильность и своевременность выводов, сделанных в Заявлении о положении дел в ОБСЕ, принятом на саммите государств-участников СНГ в Москве 3 июля 2004 года, в котором лидеры стран Содружества призвали к коренному пересмотру методов и форм работы БДИПЧ ОБСЕ, включая сферу выборов.

Республика Беларусь, последовательно выступавшая все последние годы за реформу ОБСЕ, продолжит вместе со странами СНГ и другими государствами активную работу в этом направлении.




Белоруссия: итоги и перспективы

Сергей Караганов

Выборы в парламент Белоруссии и референдум по поводу разрешения президенту баллотироваться на неограниченное количество сроков состоялись с вполне предсказуемым результатом.

 О характере референдума и по меньшей мере спорности его результатов написано достаточно. Добавлю лишь один штрих к уже состоявшемуся обсуждению. Мало кто отметил, что в парламент не прошел ни один оппозиционер. В богатейшей Америке в конгрессе есть оппозиция, есть она и в еще более сытой и благополучной Швейцарии. Есть она и в теократическом Иране. А в Белоруссии - нет. Остается счесть, что в соседней стране построен рай на земле, где людям настолько хорошо, что они со всем согласны. Тогда концепция Союзного государства приобретает новый неожиданный ракурс. И надо думать не о таких отвлеченных понятиях, как введение единой валюты или присоединение Белоруссии к России и в какой форме, а о том, как можно быстрее присоединиться к Белоруссии, перенести столицу в Минск и зажить наконец, как и мечталось нашим предкам, в стране, где молочные реки текут в кисельных берегах.

 Не буду спорить с теми в России, в аппарате СНГ, кто счел необходимым поддержать результаты выборов. Они находятся в столь ничтожном меньшинстве в международном сообществе, что критиковать их бессовестно и действительно антипатриотично. Своих и тем более лежачих не бьют. Да и спорить по поводу того, что белое - это черное, а черное - это белое, непродуктивно. Опыт советских времен еще свеж. Врали самозабвенно и даже частично себе верили. Но не помогло. К тому же у официальных людей и организаций были инструкции или их отсутствие, почему они и вынуждены были говорить так, а не иначе.

Не исключаю, что ситуация, когда высшие официальные руководители России не высказываются, оставляя поле для маневра на более поздних этапах, - это продуманная позиция. Референдум - еще не выборы. Реально все будет решаться в 2006 или в 2009 годах (что возможно, согласно некоторым трактовкам заключительного раздела белорусской конституции). Но наше нежелание вмешиваться в Минске будет оценено как слабость. Белорусский президент сможет еще более укрепиться во мнении, что он всегда сможет обвести Москву вокруг пальца. К тому же по мере консолидации нынешнего курса А.Г. Лукашенко, будут и дальше сокращаться информационные возможности России влиять на ситуацию в Белоруссии. И главное - как шагреневая кожа сокращается тот гигантский политический капитал, которым обладала Россия. Все - и самые забубенные либеральные оппозиционеры, и чиновники в один голос утверждали: если Москва четко и жестко заявит о нежелательности того или иного развития событий в Белоруссии, объявит кого-либо или какие-либо действия неприемлемыми, не только общество, но и самое главное - номенклатура переориентируются. Боюсь, что мы медленно превращаемся в "бумажного тигра", а в Белоруссии укрепляется уверенность, что "батька" в отношениях с Москвой может все.

Тем более что Минску вслед за нами везет: там налицо экономический рост, вызванный ростом цен на нефть. Увеличился платежеспособный спрос из России. Белоруссия выигрывает из-за того, что у нее на территории много предприятий нефтепереработки. Если мы просто отложили Белоруссию в сторону, поскольку просто недосуг, а это может оказаться серьезной ошибкой. Белоруссия относится к сфере ключевых, если не жизненно важных интересов России, и мы не можем допустить ее дестабилизации или даже частичного перехода в чужую сферу влияния. А при продолжении нынешней политики такая дестабилизация рано или поздно произойдет. Социалистическая система хозяйствования доказала свою неконкурентоспособность. К тому же Минск идет не китайским путем, а в лучшем случае кубинским, а то и северокорейским. Нам либо придется ждать ее развала, либо постоянно подкармливать. Но в этом случае при всей моей любви и уважении к белорусам и Белоруссии я бы все-таки подкармливал российские области или тех соседей, чей вектор развития дает надежды на развитие.

К тому же, увидев, что Россия всерьез не занимается Белоруссией, ею займутся другие. До сих пор нам "отдавали" Белоруссию. Это была, пожалуй, единственная страна, которую западные друзья-соперники признавали безусловно относящейся к зоне влияния и ответственности России. Но ситуация начинает меняться. На это указывает не только беспрецедентно жесткая реакция всех западных стран на итоги выборов и референдума. На днях обе палаты американского конгресса приняли Акт о демократии в Белоруссии, предусматривающий прямую поддержку оппозиции и активное противодействие режиму. Обычно подобные законы вступают в силу и без их подписания президентом. Но Дж. Буш Акт подписал, подчеркнув его значение. Конечно, сейчас Америке не до Белоруссии. Но через год или три придет и ее время. И обидно даже думать о том, что мы будем заламывать руки по поводу того, что кто-то организовал вместо нас очередную "революцию роз".

Неосторожно и оставлять незащищенный фланг в ситуации, когда в силу вектора нашего внутреннего развития определенное нарастание напряженности в отношениях с Западом почти неизбежно. А Белоруссия в ее нынешнем состоянии просто напрашивается на роль мягкого подбрюшья.

Допускаю, что люди, говорящие, что без А.Г. Лукашенко развалится проект Союзного государства, искренни. Но это заблуждение (которое я сам когда-то разделял). Проект и так мертв. По крайней мере в его нынешнем виде. Это произошло по нескольким причинам из-за политики Москвы (7-9-летней давности).

В последние же годы главным противником объединения стал сам А.Г. Лукашенко, испугавшийся, что такое объединение заставит Белоруссию перейти к рыночным реформам. А он не видит возможности удержать власть в этих условиях. Он, к сожалению, оказался не готов к роли белорусского Дэн Сяопина, хотя у него и был уникальный шанс: провести рыночные реформы под политическим и экономическим прикрытием России. Сейчас нынешний белорусский президент - главный противник создания Союзного государства, последовательно проводящий линию на ограничение влияния России в Белоруссии и даже позволяющий себе прямо критиковать Кремль, на что решаются немногие в СНГ.

Некоторые люди в России считают, что нынешнему президенту Белоруссии нет альтернативы. Но это миф. (Старательно культивируемый из Минска.) А.Г. Лукашенко очень талантливый политик. Но Белоруссия выделяется из бывших советских республик уровнем образования населения, качеством человеческого капитала. Там есть десятки, сотни людей, которые могут грамотно руководить этой страной. Их просто надо знать и культивировать.

Наконец допускаю, что некоторые люди в Москве считают, что международно-нелегитимный, осажденный со всех сторон и изолированный Лукашенко легко управляется. Но это очень рискованная стратегия. К тому же белорусский президент пока скорее вертит нами, чем мы им.

И, наконец, последнее. Нельзя так пренебрегать действительно братским народом, допускать в Белоруссии консолидацию режима, ведущего страну в никуда, сажающего в тюрьмы политических оппонентов, закрывающего университеты. К тому же моральная политика в данном случае и выгодна. Если мы поможем А.Г. Лукашенко понять, что ему не стоит использовать результаты референдума и идти на третий срок, а лучше законно и стабильно избрать следующего президента, мы заслужим благодарность большей части просвещенного класса и народа Белоруссии и избежим крупных неприятностей в будущем. Может быть, появится и возможность создания реального Союза. При нынешнем президенте его не будет. А.Г. Лукашенко это доказал.




Белоруссия переходит на дрова

Газета.Ru, 26 октября 2004

Екатерина Ружечка

В понедельник в правительстве Белоруссии обсуждался вопрос, как избавиться от энергетической зависимости от России. Постановили переходить на местные виды топлива – дрова и торфяные брикеты. Белорусские ученые говорят, что это обойдется дороже, чем импорт энергоносителей, а экология будет страдать. Нефть и нефтепродукты, природный газ и газовый конденсат составляют почти 40% общего объема импорта Белоруссии. Сумма, которую белорусы платят за тепло, – около $2 млрд – почти половина государственного бюджета.

Вот президент Белоруссии Александр Лукашенко и поручил в июле чиновникам и ученым найти избавление. На свет появилась Концепция энергетической безопасности Белоруссии на период до 2020 года, в которой предложено снизить зависимость от импортируемых энергоресурсов за счет местного и альтернативного топлива. Начать топить дровами решено прямо с этой зимы.

Как будут греться, на заседании совета министров сообщил премьер-министр Сергей Сидорский. По его словам, для обеспечения тепла нынешней зимой будут использоваться преимущественно местные виды топлива — брикеты и дрова. Что касается мазута, то он будет находиться в резерве и использоваться в экстренных случаях с разрешения правительства – слишком дорог. «Использование мазута ограничивалось и минувшей зимой, – указал Сергей Сидорский, – а в предстоящий отопительный сезон расходовать его будут еще более экономно, потому что растет мировая цена на нефть. Она уже превысила $50 за баррель».

Белоруссия, по уверению премьер-министра, где-то покупает нефть по цене более $200 за тонну. Стоимость мазута, который производят из нефти, составляет $150 за тонну. «В таких условиях мы не можем жечь топочный мазут, когда имеем свое, более дешевое топливо», – подчеркнул Сергей Сидорский и добавил, что с углем дело совсем никуда. Его запасы на белорусских складах составляют 125 тыс. тонн, или 73% запасов аналогичного периода прошлого года. Зато с брикетом и дровами все не так фатально. Ими-то и решено заместить импортируемые, в основном из России, энергоносители.

По официальным данным, запасы топливных брикетов превышают объемы прошлого отопительного сезона на 38%. Дров заготовлено 2,3 млн куб. м. Населению уже продано и поставлено 990 тыс. куб. м, бюджетным организациям – 295 тыс. Однако собственными сырьевыми ресурсами Белоруссия способна обеспечить себя лишь на 15–16%. Требуется увеличить их использование до 25%, чтобы вытеснить в первую очередь потребление природного газа, который занимает львиную долю в топливном балансе страны. Его доля при производстве электрической и тепловой энергии в республике уже достигла 93%.

Пополняются и запасы природного газа: в Осиповичское подземное хранилище уже закачано 326,5 млн куб. м (нужно — 360 млн), в Прибугское — 300 млн. куб. м (100%).      Как сообщили корреспонденту «Газеты.Ru» в совмине Белоруссии, природный газ будет и дальше доминировать в структуре топливно-энергетического баланса. Хотя проектом энергетической политики намечено сократить потребление газа к 2020 году до 16,9 млрд куб. м с 18,4 млрд в 2003 году, тенденции говорят об обратном.

На переговорах с «Газпромом» о поставках природного газа в 2005 году белорусская сторона ведет речь, как известно, о получении 21,5 млрд кубов. На местное топливо собираются переориентировать в первую очередь жилищно-коммунальное хозяйство. Чтобы довести использование местного топлива до 25%, нужно не только перевести часть оборудования топливодобывающих предприятий на сжигание местных видов топлива, но и оснастить их современными системами очистки дымовых газов, чтобы не усугубить экологические проблемы. На эту комплексную программу требуется около $690 млн. Причем, предупреждают специалисты, инвестиции имеют смысл, лишь если стоимость местного топлива составит не более 80% стоимости природного газа.

Это вызывает скепсис у специалистов. «Если не создать для наших предприятий стимулирующих мер, вряд ли удастся решить эту задачу, – сообщил «Газете.Ru» академик Национальной академии наук Александр Михалевич. – Такие меры сейчас обсуждаются. В частности, предлагается ввести налог на импортируемые виды топлива, хотя у этого предложения больше противников, чем сторонников. Обсуждается также возможность предоставления налоговых и таможенных льгот при реализации проектов по переводу на местные виды топлива».

Справка. Запасы древесины на корню составляют 1,5 млрд куб. м. Сейчас в Белоруссии сжигается около 5 млн куб. м дров, в 2012 году предлагается сжигать около 10 млн куб. м. Это обойдется экономике в $318 млн...




Высокоинтеллектуальное оружие: белорусский опыт

Во славу Родины, 14 октября 2004

Валерий Свиридо, полковник ВС Белоруссии

Сегодня Республика Беларусь обладает значительным военным потенциалом. В мировом списке оценки военных достижений наша страна в числе первых 50 государств. Так, оценка и сравнительный анализ военных потенциалов иностранных государств, выполненная Королевским объединенным институтом оборонных исследований (Великобритания), показывает, что если по рейтингу военных потенциалов в 2001 году Беларусь занимала 45-е место в мире, то в 2002 году - 41-е.

Оружие ХХI века - высокоинтеллектуальное оружие. Поэтому вполне закономерно, что важнейшим направлением реформирования Вооруженных Сил стало развитие вооружения и техники. Для этого активно используются возможности белоруской оборонной промышленности, осуществляющей производство новых и модернизацию имеющихся образцов на уровне мировых стандартов по ряду направлений. Прежде всего, это касается создания автоматизированных систем управления оружием и войсками.

О возможностях белорусского оборонно-промышленного комплекса говорят факты. В короткие сроки осуществляется создание принципиально нового поколения комплексов средств автоматизированного управления. В ходе прошлогоднего учения “Чистое небо-2003” впервые продемонстрированы возможности перспективных комплексов, которыми оснащались пункты управления всех звеньев системы управления ВВС и войск ПВО. Все они разработаны на предприятиях Республики Беларусь и по своим основным характеристикам не уступают аналогам зарубежного производства.

Пункт управления командования ВВС и войск ПВО оснащен комплексом автоматизированного управления “Бор-1М1”, который может в режиме времени, близком к реальному, получать от различных источников, обрабатывать и выдавать на средства отображения и потребителям информацию о наземных и воздушных объектах. Комплекс позволяет в автоматическом режиме управлять боевыми действиями подчиненных войск (сил), а также управлять дежурными силами по противовоздушной обороне, обеспечивать контроль  за соблюдением воздушными судами порядка использования воздушного пространства Республики Беларусь, тем самым повысить безопасность их полетов, а также выполнять ряд иных задач.

Подвижной командный пункт оперативно-тактического командования ВВС и войск ПВО был оснащен комплексом автоматизированного управления “БОР 2П”. Он предназначен для обеспечения согласованного надежного устойчивого оперативного управления войсками оперативно-тактических командований. “БОР 2П” способен в течение минимального времени менять свое местоположение, обеспечивая высокую живучесть системы управления.

Испытан и комплекс средств автоматизации подвижного командного пункта зенитной ракетной бригады “Поляна РБ”, предназначенный для автоматизированного решения задач управления средствами разведки и огнем ЗРК “Бук”, “Оса”, зенитными ракетными системами С-300 -- всеми находящимися на вооружении ВВС и войск ПВО комплексами под управлением вышестоящего КП или автономно.

Надежно обеспечивает наведение истребителей-перехватчиков на воздушные цели пункт управления и наведения “Спрут”. Он предназначен для автоматизированного наведения летательных аппаратов, оборудованных бортовыми средствами автоматизированного обмена, на воздушные и наземные цели, а также цели по заранее известным координатам.

Создан и испытан новый командный пункт истребительной авиационной базы “Неман”, предназначенный для автоматизированного управления действиями подразделений и экипажей истребительной авиации при планировании, боевом дежурстве и ведении боевых действий. Создание автоматизированных систем увеличивает эффективность управления не менее чем на 30 процентов.

В августе новые автоматизированные системы управления уже применялись в ходе оперативно-тактического учения на полигоне Ашулук. Впервые на полигон одновременно вышло командование ВВС и войск ПВО, управление Западного и Северо-Западного оперативно-тактических командований с подчиненными частями. В учении были задействованы три зенитные ракетные бригады, истребительная авиабаза и радиотехническая бригада. В боевых условиях были продемонстрированы все возможности этой уникальной техники, прежде всего по уничтожению крылатых ракет.

Здесь следует подчеркнуть, что крылатые ракеты - достаточно эффективное и перспективное оружие. Общее их количество в мире (без учета имеющихся в США) составляет более 80.000 единиц и подразделяется на 75 типов. В стадии разработки находится еще около 40 типов крылатых ракет. Причем среди причин, стимулирующих их распространение, -- не только относительная дешевизна производства, а прежде всего сложность обнаружения и сопровождения.

В ходе учения мишени - крылатые ракеты -- успешно уничтожались как зенитным ракетным комплексом С-300, так и впервые ЗРК “Бук”. Именно создание АСУ нового поколения позволило эффективно применять ЗРК “Бук” для борьбы с крылатыми ракетами, несмотря на то, что раньше такая задача перед ним не стояла.

По существу, мы стали первыми в мире, где решена и проблема наведения истребителей на крылатые ракеты. Эту сложную задачу решали белорусские летчики 61-й авиабазы и справились с ней успешно. В ходе одного вылета в зону боевого дежурства две пары самолетов производили боевые пуски сразу по двум типам мишеней -- М-6 и “Стриж-3”, имитирующих крылатые ракеты. И первая, и вторая пары МиГ-29 выполнили поставленную боевую задачу с оценкой “отлично”, поразив все мишени.

Кстати, по своим характеристикам эти мишени во многом превышают современные крылатые ракеты, например, по скорости “Стриж-3” (1.800 км/ч) - в полтора раза. Создание АСУ позволило значительно повысить оперативность принимаемых решений, увеличить возможности системы радиолокационного обеспечения, повысить объективность оценки боевых действий боевых расчетов. Работы над АСУ будут продолжены, вплоть до оснащения ими радиолокационных рот.

Таким образом, созданные в ходе реформирования как единый вид ВВС и войска ПВО, оснащенные отечественными средствами АСУ и вооружением, способны вести эффективную борьбу, поражать любые, самые современные и перспективные средства воздушного нападения.




Акт о демократии в Беларуси – 2004

20 октября 2004 г.

108-й конгресс США, 2-я сессия

Для обеспечения развития демократии, прав человека и правового государства в Республике Беларусь, для укрепления и усиления независимости и суверенитета Беларуси.

РАЗДЕЛ 1. Краткое название

Этот Акт может именоваться «Акт о демократии в Беларуси – 2004»

РАЗДЕЛ 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конгресс пришел к следующему заключению:

(1) США поддерживают развитие демократии, соблюдение прав человека и принцип верховенства права в Республике Беларусь в соответствии с обязательствами как государства-участника ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

(2) США жизненно заинтересованы в независимости и суверенитете Республики Беларусь и ее интеграции в Европейское сообщество демократий.

(3) В ноябре 1996 Лукашенко организовал незаконный и неконституционный референдум, который дал ему возможность навязать новую конституцию, упразднить законно избранный парламент, Верховный Совет 13-го созыва, назначить почти не обладающее властью Национальное Собрание, и продлить срок своего правления до 2001 года.

(4) Демократические силы Беларуси проводили мирные демонстрации против режима Лукашенко во многих городах Беларуси, которые заканчивались избиениями, массовыми арестами и длительными сроками заключения.

(5) Виктор Гончар, Анатолий Красовский и Юрий Захаренко, которые были лидерами и сторонниками демократических сил Беларуси, и Дмитрий Завадский, журналист, известный в Беларуси своими критическими репортажами, исчезли и считаются мертвыми.

(6) Бывшие чиновники из белорусского правительства представили заслуживающие доверия заявления и свидетельства того, что высшие чиновники режима Лукашенко причастны к этим исчезновениям.

(7) Белорусские власти организовали массированное методичное подавление гражданского общества путем закрытия, притеснения и репрессий против общественных организаций и независимых профсоюзов.

(8) Белорусские власти активно подавляют свободу слова и выражения, в том числе проводя систематические репрессии в отношении независимых средств массовой информации.

(9) Режим Лукашенко повернул вспять процесс возрождения белорусского языка и культуры, в том числе закрыв Национальный Гуманитарный Лицей, последнее учебное заведение, где занятия проводились на белорусском языке.

(10) Режим Лукашенко притесняет автокефальную Белорусскую Православную Церковь, Римско-католическую Церковь, еврейскую общину, духовное сообщество шайва-шактов «Свет Кайласы», евангелические протестантские церкви (такие как баптисты и пятидесятники), и другие религиозные меньшинства.

(11) Закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый Национальным собранием и подписанный Лукашенко 31 октября 2002 года, устанавливает один из наиболее репрессивных правовых режимов в регионе ОБСЕ, который крайне ограничивает религиозную свободу и устанавливает чрезмерный государственный контроль за религиозной практикой.

(12) Парламентские выборы 15 октября 2000 года и президентские выборы 9 сентября 2001 года были признаны по существу несправедливыми и недемократичными.

(13) Правительство Беларуси не сделало существенных шагов для того, чтобы принять критерии, выдвинутые ОБСЕ в 2000 году: прекратить репрессии и положить конец атмосфере страха, не препятствовать деятельности независимых СМИ, обеспечить прозрачность избирательного процесса, увеличить полномочия парламента.

РАЗДЕЛ 3.

ПОМОЩЬ В РАЗВИТИИ ДЕМОКРАТИИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В БЕЛАРУСИ

(а) Цели помощи – помощь в соответствии с этим разделом предоставляется для следующих целей:

(1) Для помощи народу Республики Беларусь в обретении свободы, и для ее присоединения к Европейскому сообществу демократий

(2) Для того чтобы способствовать проведению честных и справедливых президентских, парламентских и местных выборов в Беларуси в соответствии с международными стандартами и под наблюдением признанных международных наблюдателей.

(3) Для помощи в восстановлении и укреплении институтов демократического правления в Беларуси.

(b) Полномочия на оказание помощи

В соответствии с целями подраздела (а) Президент наделяется полномочиями предоставлять помощь и другую поддержку для деятельности, описанной в подразделе (с), которая должна предоставляться главным образом местным белорусским группам, активно участвующим в поддержке демократических процессов.

(с) Поддерживаемые виды деятельности – Виды деятельности, которым может оказываться содействие в соответствии с подразделом (b), включают –

(1) наблюдение за выборами и содействие проведению свободных и справедливых выборов;

(2) развитие демократических политических партий;

(3) радио и телевещание на Беларусь и в Беларуси;

(4) развитие неправительственных организаций, которые способствуют развитию демократии и защите прав человека;

(5) развитие независимых СМИ, которые работают в Беларуси, а также тех, которые выпускаются за границей и печатаются в негосударственных типографиях.

(6) Международные обмены и углубленные программы профессионального обучения для лидеров и членов демократических сил, для развития тех навыков, которые являются важнейшими для развития гражданского общества;

(7) Другие виды деятельности, которые соответствуют целям этого Акта.

(d)Выделяемые ассигнования-

(1) В целом – разрешается выделение Президенту таких сумм по этому разделу, которые могут быть необходимыми на каждый 2005 и 2006 финансовый год.

(2) Наличие средств – суммы выделяемые соответственно выделяемым ассигнованиям (параграф 1) должны предоставляться в распоряжение до тех пор, пока они не будут израсходованы.

РАЗДЕЛ 4.

РАДИОВЕЩАНИЕ НА БЕЛАРУСЬ

(a) Цель – Целью данного раздела является официально одобрить увеличение поддержки Правительства США и замещающее радиовещание на Республику Беларусь, которое будет облегчать беспрепятственное распространение информации.

(b) Полномочия на ассигнования – В добавление к тем суммам, которые выделены иным способом, разрешается выделение таких сумм, которые могут быть необходимыми в 2005 финансовом году и каждый следующий финансовый год на радиовещание для народа Беларуси на языках, на которых говорят в Беларуси.

РАЗДЕЛ 5.

НАМЕРЕНИЯ КОНГРЕССА ОТНОСИТЕЛЬНО САНКЦИЙ ПРОТИВ БЕЛАРУСИ

(а) Намерения Конгресса – Намерения Конгресса таковы, что санкции, описанные в подразделе (с) должны применяться к Республике Беларусь до тех пор, пока Президент не установит и не подтвердит соответствующим комитетом конгресса, что правительство Беларуси существенно продвинулось в исполнении условий, описанных в подразделе (b).

(b)Условия – Условия, на которые идет ссылка в подразделе (a), следующие:

(1) освобождение лиц в Беларуси, которые были помещены в тюрьму из-за своих политических или религиозных убеждений.

(2) Снятие политически мотивированных обвинений против всех оппозиционных деятелей и независимых журналистов в Беларуси.

(3) Полное расследование исчезновений оппозиционных лидеров и журналистов в Беларуси, включая Виктора Гончара, Анатолия Красовского, Юрия Захаренко и Дмитрия Завадского, и привлечение к ответственности виновных в исчезновениях.

(4) Прекращение всех форм преследования и репрессий против независимых СМИ, независимых профсоюзов, НГО, религиозных организаций (включая их лидеров и членов), и политической оппозиции в Беларуси.

(5) Проведение свободных и честных президентских и парламентских выборов в Беларуси, в соответствии с принципами ОБСЕ.

(с) Запрет на ссуды и инвестиции –

(1) Финансирование Правительством США – Никакие ссуды, кредитные поручительства, страхование, субсидирование либо другие подобные виды финансовой помощи не могут быть предоставлены ни одним из учреждений правительства США (включая Экспортно-Импортный Банк и Корпорацию Частных Зарубежных Инвестиций), за исключением предоставления гуманитарной помощи в виде товаров гуманитарного назначения, сельскохозяйственных продуктов или медикаментов.

(4) Агентство по торговле и развитию – Никакие ресурсы Агентства по торговле и развитию не могут предоставляться для деятельности Агентства в Беларуси или для Беларуси.

(b) Многосторонняя финансовая помощь – Конгресс считает, что помимо применения к Республике Беларусь санкций, описанных в подразделе (с), (до тех пор, пока Президент не установит и не подтвердит соответствующим комитетам Конгресса, что правительство Беларуси существенно продвинулось в исполнении условий, описанных в подразделе (b)), министр финансов США должен отдать распоряжения американским исполнительным директорам любой финансовой организации, в которые в качестве члена входят США, выражать мнение и использовать голос США, чтобы препятствовать любому предоставлению этими организациями любой финансовой помощи (включая любую техническую помощь или гранты) любого рода правительству Республики Беларусь, за исключением займов и помощи для гуманитарных нужд.

РАЗДЕЛ 6.

МНОГОСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Конгресс считает, что Президент должен продолжить добиваться согласованности с другими странами, особенно странами Европы, комплексную, всестороннюю, стратегию для обеспечения выполнения задач данного Акта, включая, в зависимости от ситуации, поощрение других стран к принятию по отношению к Республике Беларусь мер, подобных предусмотренных этим Актом.

РАЗДЕЛ 7.

ОТЧЕТ

(а) Отчет – Не позднее 90 дней после даты введение в силу этого Акта, и не позднее, чем через 1 год после этого, Президент должен будет представить соответствующим комитетам конгресса отчет с описанием, касающимся предшествующего12-месячного периода, со следующей возможной информацией:

(1) Продажа или поставка оружия или военных технологий Республикой Беларусь в любую стану, правительство которой, по определению государственного секретаря США, (для целей, соответствующих разделу 6j (1) Акта Экспортной комиссии 1979 года (50 U.S.C. App. 2405(j)(1)), неоднократно оказывала поддержку актам международного терроризма.

(2) Классификация всех стран, упомянутых в пункте(1) и детальное описание продаваемого оружия и военных технологий.

(3) Описание товаров, услуг, кредитов, или другой оплаты, полученной Беларусью в обмен на оружие или военные технологии.

(4) Информация о личной собственности и счетах Лукашенко и других высших чиновников Правительства Беларуси.

(b) Отчет по форме А, передаваемый в соответствии с подразделом (а) должен предоставляться в несекретной форме, но может содержать секретное приложение.

РАЗДЕЛ 8.

ДЕКЛАРАЦИЯ О ПОЛИТИКЕ

Настоящим Конгресс –

(1) призывает правительство Лукашенко прекратить преследование политических оппонентов и независимых журналистов, и освободить тех людей, которые находятся в заключении за то, что они выступают против его режима, или за осуществление своего права на свободу слова;

(2) выражает глубокую обеспокоенность исчезновениями Виктора Гончара, Анатолия Красовского, Юрия Захаренко и Дмитрия Завадского, и призывает режим Лукашенко сотрудничать в полной мере с белоруской гражданской инициативой «Мы помним» и предоставить этой организации всю информацию, необходимую для установления правды об исчезновениях;

(3) призывает режим Лукашенко полноценно сотрудничать с Парламентской Ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ), и с ее специально назначенными представителями в вопросах, касающихся расследования дел пропавших; и

(4) приветствует демократическую оппозицию Беларуси за ее решение принять участие в парламентских выборах 2004 года единой коалицией, и за ее мужество перед лицом репрессий, осуществляемых режимом Лукашенко в Беларуси.

РАЗДЕЛ 9.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В этом Акте:

(1) Соответствующие комитеты Конгресса – Термин «соответствующие комитеты Конгресса» означает Комитет по Международным отношениям Палаты Представителей, и Комитет по Международным отношениям Сената.

(2) ОБСЕ – термин «ОБСЕ» значит Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

(3) Высшие чиновники Правительства Беларуси – термин «Высшие чиновники Правительства Беларуси» включает –

(А) Президента, премьер-министра, заместителя премьер-министра, министров правительства, Председателей Государственных Комитетов, и членов Президентской Администрации Беларуси;

(B) любой чиновник Правительства Беларуси, который лично и существенно участвует в подавлении свобод в Беларуси, включая судей и прокуроров;

(С) любой другой представитель власти, определяемый Государственным Секретарем (или должностным лицом, назначаемым Государственным Секретарем), как лично и существенно участвующий в выработке или проведении в жизнь политики режима Лукашенко, которые противоречат международно признанным стандартам в области прав человека.  



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ