Зачем в Молдове румын пересчитали
Молдова Азии, 16 октября 2004
г.
Виталие Чобану
Перепись населения, проведенная в Республике Молдова
7-12 октября с.г. по настоянию международных организации и наполовину
профинансированная из внешних источников, является акцией не чисто
статистического порядка, а предприятием с более чем явной политической
подоплекой. Последняя перепись, как известно, была проведена в 1989 г.
Естественно, за истекшие 15 лет цифры претерпели существенные изменения. Их как
можно более точная проверка нуждалась в интенсивной предварительной подготовке.
Но такой подготовки не было. Телевидение и радио были весьма скупы на передачи,
рассказывающие о важности переписи, о конкретных правилах заполнения анкет или
поведения переписчиков. Кроме того, перепись не состоялась на левом берегу
Днестра, и этот факт, пожалуй, красноречивее других свидетельствует о провале
хваленой политики "объединения страны", провозглашенной коммунистами в начале их
правления.
Главная ставка нынешней переписи - национальная
идентичность мажоритарного населения. Можно сказать, что результаты обобщения
рубрик "национальность" и "родной язык" станут решающими для общего курса
государства на последующие годы. Быть "румыном" или "молдаванином" в Бессарабии
- это вопрос не этнической принадлежности, в чем пытаются убедить нас те, кто
механически и без разбора стремится втиснуть в рамки теории многокультурности
пространство, опаленное последствиями коммунистического тоталитаризма. Это
вопрос политического и даже геополитического выбора - в условиях, когда НАТО и
ЕС установили свои границы на Пруте. Информация, которую удалось собрать за эти
дни, внушает оптимизм. Все больше граждан заявляют, что их родным языком
является румынский, и этот факт, наряду с благоприятным влиянием внешних
обстоятельств, предвещает скорое исправление злосчастной 13-й статьи Конституции
в сторону устранения закрепленной в ней сталинской лжи. Та же тенденция
восстановления истины, пожалуй, несколько менее выражена в плане национальной
самоидентификации - определение "румын" в Молдове еще воспринимается
преимущественно в значении "житель или гражданин Румынии". Вывод, который
вытекает из вышеизложенных констатаций, пока в основном теоретических, таков:
число граждан, объявляющих себя румынами и носителями румынского (а не
"молдавского") языка прямо пропорционально уровню образования и уровню
информированности. Иными словами, быть "румыном" в Бессарабии является некоей
культурной квалификацией, "приемной" европейскости, так как свидетельствует о
широких познаниях и о высокой степени гражданского сознания. Соответствующие
показатели выше в городах, чем в селах. Будет интересно, таким образом, узнать в
результате этой переписи, какой же численности достигает так называемое
румынское меньшинство, "открытое" в прошлом году господином Степанюком с
маниакальным ликованием политического "Колумба", ошибшегося веком. Так
называемое румынское меньшинство в Молдове - очень странное меньшинство: у него
невероятный потенциал роста, такой, что способен превратить нынешнее большинство
в миноритарную группу, и даже в какой-то момент "поглотить" его, раз и навсегда
покончив с раздирающей Республику Молдова дилеммой этнической самоидентификации.
Сохранение этих демаркационных линий, искусственно поддерживаемых политиками с
советским менталитетом и пророссийскими интересами, препятствует объединению
граждан вокруг проекта европейской интеграции. А без народной поддержки любые
политические заявления - пустая болтовня.
Пресса сигнализировала о многочисленных нарушениях,
допущенных в ходе состоявшейся переписи населения. Нехватка формуляров на
румынском языке, особенно в Кишиневе, плохое владение государственным языком со
стороны переписчиков, их попытки подсказать некоторые ответы или собрать данные
по телефону, записи карандашом - все эти случаи игнорирования здравого смысла и
действующего законодательства должны быть расследованы, а виновные - наказаны. В
отсутствие возможности последующей проверки, озабоченность граждан связана в
основном с искажением информации, занесенной в анкеты: существуют серьезные
опасения, что власти попытаются "достать из цилиндра" проведенной переписи такие
результаты, которые оправдывали бы их нынешнюю обструкционистскую политику в
отношении румынского языка и румынской идентичности молдаван. Но многим ли
гражданам хватило воли и настырности, чтобы пойти в участок переписи и
убедиться, что нет никаких махинаций? К сожалению, основная масса жителей
Молдовы обреченно и безучастно исполняет роль зрителя на спектакле собственного
унижения, кляня и нынешних, и прежних правителей, доведших его до ручки. Но ведь
одними лишь проклятьями ничего не решить. Нужно действовать, что-то
предпринимать, бороться за свои права.
Кроме политико-идентитарного аспекта, который
преобладает в дискуссиях по поводу переписи населения в Республике Молдова, не
менее важны и другие "площадки" этого общенационального социологического
исследования. Будет интересно узнать, как изменилась за 15 лет структура
населения по признакам возраста, профессиональной принадлежности и уровня
образования, вероисповедания, гражданского состояния, условиям жизни, на каком
уровне рождаемость, каково соотношение сельского и городского населения, сколько
уехавших на заработки за пределы страны и т.д. В отсутствие подробной и
всесторонней информации невозможно строить эффективные правительственные
стратегии борьбы с негативными явлениями, в том числе путем привлечения
иностранной помощи, невозможно внедрение долгосрочных проектов, способных
приблизить Молдову к западной цивилизации. Если тебя не посчитали, значит, ты не
существуешь. И дело здесь не в пресловутом "стадном чувстве", как поверхностно
заключают некоторые горячие умы. Напротив: речь идет об утверждении личности и
об элементарной гражданской сознательности. Это - как и на выборах: не
проголосовал, значит, не имеешь права жаловаться на качество правления. Ведь ты
ничем не способствовал его улучшению. Воистину золотые слова изрек Дж. Ф.
Кеннеди: "Не спрашивай, что страна делает для тебя, спроси себя, что ты сделал
для своей страны".
|