Восточный подход?
Континент (Казахстан) №19 (131) 13 -
26 октября 2004
Мурат Лаумулин
У Соединенных Штатов в последнее время количество
проблем в международной сфере не убавляется, а только растет. Полыхает
сопротивление в Ираке, в подвешенном состоянии находится ситуация в Афганистане,
испорчены отношения с союзниками, растут цены на нефть и с экономикой не все в
порядке. Кроме того, в течение всего года сохраняется неопределенность с исходом
президентских выборов, от которых зависит внешнеполитический курс Вашингтона в
ближайшие годы
Тем не менее, так называемые "неоконсерваторы" (крайне
правые, ястребы), которые задают тон в республиканской администрации (Чейни,
Рамсфельд, Вулфовиц и др.), упорно продолжают гнуть свою линию на установление
глобального доминирования в мире, как будто всех этих проблем не существует. Под
прицелом американских геополитиков – Евразия, которую идеолог геополитического
превосходства США Збигнев Бжезинский окрестил семь лет назад "Великой шахматной
доской". И хотя Бжезинский формально относится к лагерю демократов, своей
одержимостью геополитической миссией Америки он даст сто очков вперед любому
"неокону".
В таких условиях международной и внутриполитической
неопределенности накануне выборов Пентагон (точнее, его подразделение –
Национальный оборонный университет) не нашел ничего лучше, как организовать
масштабную конференцию под лозунгом "Как нам лучше реорганизовать Евразию". Речь
идет ни много ни мало как о коренном переустройстве нашего суперконтинента по
лекалам, сделанным в США.
Для этого в форте Мак-Нэйр (место дислокации
университета) были собраны лучшие силы американских стратегов, аналитиков,
военных и дипломатов – всех, кто по роду своей деятельности имеет отношение к
проблемам безопасности, геополитике и обеспечению военно-стратегических
интересов США. Следует обратить внимание на тот факт, что американские стратеги
проводили свой форум не в вакууме: в Вашингтон были приглашены представители
большинства евразийских государств (стран постсоветского пространства и
Восточной Европы). Но им была уготована роль статистов: в основном на трибуне
выступал американский стратегический истеблишмент.
Два ключевых момента сразу же бросились в глаза при
знакомстве с концепцией конференции. Во-первых, открытым текстом была озвучена
идея, что безопасность Америки самым тесным образом зависит от состояния дел в
Евразии. Во-вторых, свою стратегию на континенте Соединенные Штаты намерены
осуществлять во взаимодействии с "союзниками и партнерами". К ним в Вашингтоне
относят почти все европейские государства (членов НАТО и ЕС), а также, что
крайне важно, большую группу евразийских (читай постсоветских) государств.
Однако активную геополитическую роль Америка оставляет за собой, несмотря на
возросшие амбиции европейцев, сближение США с Россией и другими евразийскими
странами СНГ на почве борьбы с терроризмом.
Проблемы, которые волнуют американский стратегический
истеблишмент в связи с их отношениями с Европой и Евразией, можно разделить на
несколько групп. Сегодня на первом плане вопрос о том, как будут реагировать
"союзники и партнеры" на начавшийся в глобальном масштабе процесс передислокации
вооруженных сил США. При внимательном изучении характера этих передвижений
становится ясно, что они носят геополитический характер. Пентагон идет на
сокращение своего присутствия в (Западной) Европе за счет постепенного, но
внушительного переноса акцента на "передний фронт": Балканы, Ближний и Средний
Восток. В дальнейшем подразумевается, что будет расширяться американское
военно-стратегическое присутствие в глубине Евразии: сначала Кавказ и Каспийский
регион, затем (или параллельно) Центральная Азия и другие ареалы.
Американских стратегов волнуют также проблемы
распространения средств массового уничтожения: подозрительно время от времени
происходит утечка информации о готовящихся планах превентивных ударов по атомным
объектам ИРИ и КНДР.
В качестве важнейшего инструмента для геополитического
"взлома" Евразийского континента по-прежнему рассматривается НАТО. Роль
Северо-Атлантического альянса будет пересматриваться. Соединенные Штаты даже
готовы для этого закрыть глаза на несоответствие ряда потенциальных кандидатов
натовским стандартам, чтобы ускорить процесс их приема в организацию. Не
делается особого секрета из того, что такими кандидатами являются Грузия и
Азербайджан. Но и Украину, и Армению не забывают: им советуют поскорее уладить
дела с Россией и повернуться лицом к атлантическим структурам. С Центральной
Азией дело обстоит сложнее: государства региона пока даже гипотетически не могут
рассматриваться как возможные кандидаты (хотя "утки" такого рода забрасывались в
мировые СМИ в отношении Казахстана). Для Центральной Азии планируется сделать
упор на программу "Партнерство во имя мира" (ПИМ), которая предполагает в
перспективе привязывание стран-партнеров к военному механизму альянса. Если
новые члены НАТО, даже самые крохотные, обладают формальным статусом союзников,
то участников ПИМ ждет в будущем судьба своего рода военно-стратегических
вассалов НАТО, а точнее – Америки.
Американские стратеги внимательно рассматривают
возможности взаимодействия (а также вероятного соперничества) с другими
системами безопасности в Евразии, имеются в виду такие структуры, как ОДКБ и
ШОС. Идеальным вариантом для Вашингтона было бы установление с ними такого
геополитического взаимодействия, при котором сохранялось бы стратегическое
доминирование Америки. Но если в отношении стран Евразии действует формула
"партнеры и союзники", которая устраивает порой даже Россию, то большой фигурой
умолчания на евразийской доске, своеобразным геополитическим вопросительным
знаком для США остается Китай.
В разработке новой евразийской стратегии Америки приняли
участие как теоретики геополитики (З. Бжезинский), так и практики, в частности,
наша старая знакомая – бывший посол США в РК Элизабет Джоунс. С трибуны этого
форума Бжезинский на фоне предвыборной гонки призвал коллег независимо от
партийной принадлежности к единству во имя национальных (геополитических)
интересов страны.
Бжезинский видит роль Америки в переустройстве Евразии
следующим образом: разрешить конфликт на Ближнем Востоке; установить
стабильность на так называемых "глобальных Балканах" (Средний и Ближний Восток,
Кавказ и Центральная Азия); сохранить партнерские отношения с Европой на таких
условиях, чтобы тормозить ее политическое единство, но при этом поощряя развитие
ее экономической мощи; привести своего бывшего соперника Россию в лоно ведомого
Америкой трансатлантического сообщества; на Дальнем Востоке сохранить
зависимость Японии и параллельно найти адекватный ответ растущей китайской
мощи.
За последнее время три аналитических центра в США
сделали попытку сформулировать американскую стратегию в Центральной Азии. Это
Институт Гарримана при Колумбийском университете, Институт анализа внешней
политики в Вашингтоне и Центр национальной безопасности при Национальном
оборонном университете. Предложенные концепции варьируются между собой в
деталях, но их суть сводится к тому, что США должны сохранить свое
геополитическое доминирование в регионе, а через Центральную Азию – во всей
Евразии.
Американские аналитики предлагают изменить американскую
стратегию в Центрально-Азиатском регионе, исходя из растущих антиамериканских
настроений. Согласно данным рекомендациям Вашингтон должен усилить закулисное
давление на партнеров в Центральной Азии для продвижения в странах региона
политических и экономических изменений. При этом США должны продолжить
геополитическое отделение Центрально-Азиатского региона от Кавказа. Центральная
Азия, по их мнению, более близка к Среднему Востоку и Юго-Западной Азии, а
Кавказ ближе к Европе.
Далее. США должны выйти за пределы взгляда о том, что
Каспий – это критическая точка для обеспечения геополитических интересов
Америки. Каспийские ресурсы важны только для энергетического рынка. Дебаты по
энергетике должны рассматриваться в контексте того, как использовать доходы от
углеводородов для стабилизации государств региона. Американские аналитики
указывают, что дальнейшая радикализация и милитаризация исламистских движений в
Центрально-Азиатском регионе только осложнят проблемы Вашингтона: партнерство с
неблагонадежными режимами, необходимое для доступа к базам, наносит ущерб имиджу
США как либеральной и доброжелательной силы. Если США намерены серьезно вести
"войну идей" на всех фронтах, то необходима более согласованная публичная
дипломатическая кампания для убеждения жителей Центрально-Азиатского региона. Но
почему-то для этого ими рекомендуется включить Центральную Азию в публичные
заявления Белого дома о соблюдении демократии в "мусульманском мире".
Другим перспективным направлением американской внешней
политики в регионе считается развитие национально ориентированных гражданских
обществ в Центральной Азии. Это в свою очередь позволит через некоторое время
создать основу для политических движений, способных выступать в качестве
функциональной оппозиции правящим режимам, особенно в таких государствах, как
Узбекистан. В отношении этой страны стратегическими кругами США предполагается
выделить срок до января 2006 года для проведения экономических и политических
реформ. В частном порядке до узбекского руководства предполагается довести, что
если Ташкент хочет оставаться важным партнером Вашингтона в регионе, то он
должен выполнять свои обязательства. Если же узбекская сторона не предпримет
существенные шаги в этом направлении, то США должны быть готовы
передислоцировать своих военных в другие части региона.
Ряд американских специалистов полагают, что США должны
обеспечить свое присутствие в Центральной Азии на неопределенное время, по
крайней мере, в течение ближайших пяти лет. При этом Америка не должна
становиться "заложником" какого-либо государства из-за своих баз. Помощь,
которая оказывается США странам Центральной Азии и Закавказья, не должна иметь
только военный характер. Она прежде всего должна быть направлена на
строительство политических и общественных институтов, а также на развитие более
диверсифицированной экономики в этих государствах. Если настоящий курс не будет
скорректирован, то НАТО под руководством США будет продвигаться все глубже, и
может стать в конце концов своего рода "региональным жандармом".
В целом, американский стратегический истеблишмент
исходит из того, что как минимум два десятилетия США будут влиять на глобальную
безопасность и на развитие ситуации в Евразии. Опасность американской мощи может
исходить только изнутри: в случае деградации американской демократии или потери
американской нацией "чувства общей цели" и возвращения изоляционистских
настроений. Для Америки сохранение геополитического лидерства США, в том числе в
Евразии, есть неотъемлемый компонент укрепления национальной безопасности.
|