Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №110(01.11.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Время выбора

14.10.2004. Время (Казахстан)

Жармахан Туякбай, спикер Мажилиса, заместитель председателя партии “Отан”

Пожалуй, еще задолго до 19 сентября мало кто сомневался, что парламентские выборы-2004 станут незаурядным политическим событием, далеко выходящим за рамки, по сути, достаточно обыденной ротационной процедуры. Предчувствия во многом оправдались. И сегодня, когда подведены итоги второго тура голосования, уже имеются все поводы оценить значение и некоторые возможные последствия прошедших парламентских выборов для казахстанского общества.

Действительно, для того чтобы ожидать дату выборов с большей надеждой, были все основания. Экономика страны на подъеме, ее суммарный прирост за минувшие пять лет превысил 50 процентов. Все чаще стали находить применение энергия и инициатива людей, вырос жизненный уровень населения, сдвинулся с мертвой точки воз социальных проблем. А в последние годы всем этим явлениям сопутствует еще одно, не менее отрадное: с каждым годом зримо растет политическая активность казахстанцев. При этом митинговый нигилизм все увереннее вытесняется подлинными проявлениями гражданского неравнодушия и осознанной конструктивной общественно-политической позиции, что приводит сотни тысяч людей в ряды политических партий и их электорат. В последние месяцы перед выборами заметно оживились и сами политические партии, стараясь откликаться на самые злободневные чаяния граждан.

Все эти идущие в основном «снизу» предпосылки для активизации демократического развития нашей страны не могли не привлечь внимание руководства республики. Как следствие, прозвучало памятное выступление главы государства на 7-м съезде партии «Отан», обозначившее основные направления политической модернизации Казахстана: расширение реальных контрольных полномочий парламента и маслихатов, повышение роли политических партий, становление местного самоуправления. А незадолго до этого парламент внес принципиальные коррективы в Закон «О выборах», призванные воспрепятствовать вмешательству исполнительной власти в выборный процесс, обеспечить его честность и прозрачность.

Несложно увидеть, что в таких условиях выборы в мажилис приобретали совершенно исключительное значение. При этом важным становился не столько выбор между партиями, сколько ответ на другой, поистине гамлетовский по своей судьбоносности вопрос: будут ли выборы-2004 действительно справедливыми и подконтрольными обществу? Ответ «да» будет означать реализацию накопившихся предпосылок демократизации государства, сообщит мощный импульс к качественному развитию общества, обозначит принципиальный рубеж в жизни всей страны…

Однако теперь, когда есть возможность обобщить отчеты наблюдателей, свидетельства очевидцев, данные опросов «экзит полл», информацию Генпрокуратуры и многочисленные собственные впечатления, я убеждаюсь, что ответ получается отрицательным. Имеются все основания утверждать: выборы в мажилис 19 сентября сопровождались массовыми нарушениями прав избирателей. Наблюдателями зафиксированы многочисленные конкретные случаи несоответствия действительности списков избирателей, агитации в день выборов, манипуляции с протоколами подсчета голосов и т. д. Все казахстанцы стали свидетелями крайней пристрастности средств массовой информации в освещении предвыборной кампании (что лишний раз говорит о необходимости законодательно обеспечить прозрачность рынка масс-медиа). Но совершенно ясно, что эти и подобные факты, поддающиеся обнаружению и подтверждению, являются лишь видимой верхушкой айсберга. Гораздо печальнее обобщающий вывод: весь выборный процесс-2004 прошел в атмосфере непрерывного давления на волеизъявление избирателей и работу избирательных комиссий со стороны исполнительной власти на местах - давления разнообразного и многоликого, скрытого и явного. Благо в «арсенале воздействия» местной исполнительной власти всегда имелись сотни соответствующих приемов и возможностей - от намеков различной степени «убедительности» до открытого шантажа и угроз.

При этом приходится признать: масштабы вмешательства были таковы, что оно не могло не оказать существенного влияния на итоги народного волеизъявления.

Возможно, инициаторы и исполнители такого рода указаний до сих пор не задумываются над последствиями своих преступных действий. Между тем не будет преувеличением сказать: так проведенные выборы несут в себе поистине разрушительный заряд, угрожающий самим основам демократического развития нашей страны.

Прежде всего - и для меня как юриста и законодателя это особенно важно - после 19 сентября возникает реальная угроза дальнейшего снижения общественного доверия к власти, роста гражданской апатии и всеобщего правового нигилизма. Бывает ли иначе, если примеры угодливого и циничного нарушения законов государства, попирания освященного Конституцией избирательного права граждан подают сами представители власти? Не нужно быть прорицателем, чтобы увидеть и другое далеко идущее последствие - возникновение новых препятствий для развития казахстанского парламентаризма. Избранный с применением незаконных методов парламент неизбежно оказывается на «коротком поводке» у исполнительной власти. Это низводит высший законодательный орган к роли покладистого «законооформителя» идей правительства, намного снижает возможности представителей народа отражать в своей деятельности заботы и интересы казахстанцев. В таких условиях велика вероятность, что весь пройденный нами, парламентариями, многолетний и непростой путь гражданского возмужания может оказаться попросту перечеркнутым, а дисбаланс в реализации конституционного принципа «сдержек и противовесов» системы власти еще более усилится. Соответственно, пока придется забыть и о возрастании роли политических партий республики.

И все же главной жертвой выборов-2004 в долгосрочном плане является именно партия-победительница. Если многие другие политические партии потеряют стимулы совершенствовать свою работу по причине беззастенчивого противодействия со стороны «административного ресурса», то «Отан», напротив, неизбежно лишится этих стимулов в силу безудержной доброжелательности исполнительных структур всех уровней. А жаль. На мой взгляд, «Отан» провел неплохую, вполне искреннюю предвыборную кампанию - впервые в столь массовом порядке пошел в народ, предложил избирателям конкретную и реальную предвыборную программу. Опираясь на самый большой среди других партий практический опыт, на наличие множества ярких личностей и огромный авторитет президента страны, очень многие «отановцы» обоснованно рассчитывали на полноценный успех на парламентских выборах - пусть не овеянный стахановскими показателями полученных голосов, но и не омраченный шлейфом обвинений и подозрений. Только такие выборы, рождая чувство самоуважения, могли способствовать начавшемуся качественному обновлению партии, ее постепенному уходу от казенно-административных методов пропагандистской работы. В ходе многочисленных предвыборных поездок по стране мы ощутили неподдельные симпатии и интерес к «Отану» со стороны многих тысяч казахстанцев - равно как в деятельности самого «Отана» начали угадываться еще очень хрупкие контуры подлинно самостоятельной парламентской партии, способной к настоящей политической конкуренции... Организаторы «19 сентября» распорядились по-своему.

К сожалению, гнетущую атмосферу сегодняшнего разочарования сгущает и поведение власти после выборов. Мы стали свидетелями умолчаний, лжи, неуклюжей и неуместной подмены понятий.

Между тем с каждым днем становится все очевиднее, что в обмен на очередные внешние показатели своего могущества исполнительная власть страны принесла слишком большие жертвы. Вместо надежды - разочарование, вместо консолидации - раскол и взаимная подозрительность. Вместо гордости за мой Казахстан - чувство стыда и неловкости. И сегодня молчать об этом означает еще больше усугублять сложившуюся ситуацию.

Вот почему, не подвергая сомнению профессиональные и человеческие достоинства избранных депутатов, я считаю своим гражданским долгом присоединить свой голос к голосам тех, кто убежден: выборы-2004 превращены в недостойный нашей страны фарс. Как следствие, я обращаюсь к главе государства с просьбой инициировать и проконтролировать работу по расследованию противоправных действий представителей исполнительной власти в ходе выборов в мажилис и привлечению виновных к ответственности.

Хочется надеяться, что в результате те, кто надругался над совестью народа, уже очень скоро получат свой неизбежный исторический урок. И тогда, в эпоху «после 19 сентября», все мы в чем-то станем уже совсем другими.




Казахский спикер положил партмандат на стол

19.10.2004. Коммерсант

Д.Глумсков, Г.Сысоев

Вчерашняя пресс-конференция Жармахана Туякбая в Алма-Ате прошла при абсолютном аншлаге.

В Казахстане разгорается крупный скандал, связанный с только что состоявшимися там парламентскими выборами. Вчера спикер парламента Жармахан Туякбай объявил, что выборы были сфальсифицированы и превратились в "недостойный фарс". После чего отказался от депутатского мандата и заявил о выходе из рядов правящей пропрезидентской партии "Отан" ("Отчизна"). Демарш господина Туякбая уже расценен как проявление крупного раскола в рядах правящей казахской элиты.

Вчерашняя пресс-конференция Жармахана Туякбая в Алма-Ате прошла при абсолютном аншлаге. Ведь до вчерашнего дня Жармахан Туякбай являлся не только спикером парламента, но и заместителем председателя правящей партии (ее главой является президент Назарбаев), возглавлявшим ее список на недавних выборах – на них партия "Отан" получила абсолютное большинство мест в парламенте. В конце минувшей недели господин Туякбай подверг жесточайшей критике прошедшие 19 сентября парламентские выборы, которые, по его словам, "превращены в недостойный фарс", "сопровождались массовыми нарушениями прав избирателей" и "непрерывным давлением на избирателей и работу избиркомов со стороны исполнительной власти". "Избранный с применением незаконных методов парламент", по мнению спикера, "неизбежно окажется на коротком поводке у исполнительной власти". Спикер потребовал от президента организовать "расследование противоправных действий представителей исполнительной власти и привлечь виновных к ответственности". А вчера Жармахан Туякбай объявил о сложении с себя депутатских полномочий и выходе из рядов "Отана".

Заявление Жармахана Туякбая не первый "бунт" в руководстве Казахстана. В марте глава МЧС республики и один из близких соратников президента Назарбаева Заманбек Нуркадилов призвал казахского лидера уйти в отставку, дабы не повторить судьбу румынского диктатора Николае Чаушеску. Тогда этот призыв вызвал шок в республике. И вот теперь вызов президенту, по сути, бросил политик, официально занимающий третью ступень в государственной иерархии.

"Жесткая критика из уст высокопоставленного чиновника ставит окончательный диагноз прошедшим выборам как нелегитимным",– заявил Ъ глава политсовета народной партии "Демвыбор Казахстана" Асылбек Кожахметов. Ранее о недемократичности голосования говорили только представители ОБСЕ, США и казахская оппозиция. Представители госструктур не стали комментировать демарш господина Туякбая.

Впрочем, сенсационное заявление Жармахана Туякбая – это не просто аргумент в пользу тезиса о нелегитимности состоявшихся в Казахстане выборов, но и свидетельство глубокого раскола в рядах правящего режима, который может иметь для него серьезные последствия. Именно об этом в самый канун голосования власти предупреждал находящийся в заключении лидер казахской оппозиции Галымжан Жакиянов: "Правящий режим захотел провести нелегитимные выборы, которые в итоге должны выглядеть легитимными. Но в жизни так не бывает, поэтому выборы закончатся для власти провалом. Она, конечно, получит голоса и проценты, только проблема легитимности режима еще более обострится. Оппозиция не признает результаты голосования, а общество окончательно поймет: не способный к реформированию режим обречен". Это, похоже, понял и политик номер три в Казахстане.

Кстати, параллельно со скандалом вокруг демарша спикера в Казахстане разворачивается еще один скандал, связанный с лидером оппозиции, которого в августе власти перевели на поселение. По закону Галымжан Жакиянов теперь имеет право заниматься любым видом деятельности, как это, к примеру, позволено известному журналисту Сергею Дуванову, переведенному в начале года на поселение. Однако власти поставили лидера "Демвыбора" перед альтернативой: либо тяжелые работы в глухой степи (что для перенесшего в лагере туберкулез Галымжана Жакиянова равносильно приговору), либо возвращение обратно в лагерь.

Оппозиция уже расценила это как попытки властей сломить опального политика. Однако именно ужесточение в последние год-два курса Нурсултана Назарбаева по отношению к политическим оппонентам оказалось главной причиной раскола в казахской политической элите, проявлением которого и стал нынешний бунт спикера Туякбая.




Двойной протест

21.10.2004. Соз (Казахстан)

Мнения казахстанских политиков о демарше спикера парламента

Периодические выходы политиков из команды президента Назарбаева принимают системный характер. В середине 90-х размежевание во власти носило единичный характер и не было так опасно, как теперь. Сейчас власть все чаще и чаще переживает девятибалльные политтрясения, в результате которых отваливается то одно, то другое крыло. Монолит власти, который пытаются представить народу госорганы и госпартии, на самом деле является карточным домиком. Причем из этого строения выпадают самые значительные фигуры, начиная с премьер-министра, вице-премьеров, министров, Акимов до спикеров парламента.

Выход из партии «Отан» и нового парламента ныне действующего спикера Мажилиса Жармахана Туякбая произвел, как говорят, эффект разорвавшейся бомбы. Кто бы мог представить, что всегда сдержанный и довольно скрытый лиден нижней палаты парламенты фактически повторит поступок экзальтированного и темпераментного Заманбека Нуркадилова. Разница лишь в формулировках совершенного поступка. В политическом отношении демарш Ж. Туякбая носит глубокий смысл, чем прежние уходы из власти соратников президента. В данном случае из власти ушел не просто крупный чиновник, а один из лидеров президентской партии. Это двойной протест – против системы власти и политического курса партии президента.

Серикболсын АБДИЛЬДИН, депутат мажилиса парламента:

- Заявление Жармаханом Туякбаем сделано осмысленно, он сам пишет, что много думал, приводит причины, по которым решился на этот поступок. С итогами выборов он не согласен, поэтому в его искренности я не сомневаюсь. А что касается дальнейшего, то есть разные варианты. Я не исключаю, что его призыв завершится тем, что виновников грязных выборов накажут. Второй вариант - могут быть повторные выборы по округам и перераспределение мандатов по партийному списку. Третий вариант - назначение новых выборов. Это может решить только один человек - президент. Он уже распускал Верховный Совет из-за одного нарушения в одном округе по заявлению одной особы. А здесь в миллион раз больше нарушений, чем было тогда.

Поступок Туякбая я бы, к своему удовлетворению, назвал шагом мужественного политика. 10 лет тому назад уже был такой случай - первый председатель Верховного Совета с этого начал оппозиционную деятельность. Этим председателем был я. Это уже второй пример, когда председатель парламента покидает пост в знак протеста. В 1994 году я объявлял протест, в 2004 году он объявляет. Все эти явления имеют реальную политическую почву. Закаляется общество, идет волна обновления оппозиции и в этот поток включается Туякбай. Он однозначно сказал, если президент не пойдет на поправку существенных нарушений, то он оставляет за собой право выбрать свою позицию. Если президент примет его позицию, то он останется в его команде. Однако вероятность попадания в ряды инакомыслящих выше, чем возвращение в режим.

Зауреш БАТАЛОВА, сенатор парламента:

- Заявление спикера было воспринято с большим вниманием в парламенте, обсуждалось и самими «отановцами». О том, что выборы прошли незаконно, говорят кулуарно многие, но не многие готовы это публично выразить. Туякбай как раз выразил мнение большинства. Это лично у меня вызывает уважение, это показательный пример для всех госчиновников и политиков, которые только кулуарно рассуждают. Многие с облегчением вздохнули - хоть кто-то сказал.

Выход Туякбая из «Отана» говорит о том, что политический кризис в Казахстане налицо. Сегодня идет не политическая конкуренция, а межолигархическая конкуренция. Это было видно по итогам выборов. Тот, кто руководил предвыборной кампанией, а ей руководил Имангали Тасмагамбетов, преследовал, прежде всего, свои интересы, и там, где интересы его группировки не совпадали с интересами других партий, а тем более с оппозиционными, он шел напропалую. Получается, сегодня аппарат президента возглавляет человек, который в предвыборной кампании пошел против политики президента, дискредитировал поставленные на съезде задачи партии «Отан». Я думаю, г-н Тасмагамбетов делает это уже не первый раз. Разные его выпады вызывали новую волну каких-то стрессов: это было и с Земельным кодексом, это было и с рядом других вопросов. Президенту нужно увидеть, кто рядом с ним находится, а Туякбай как политик достаточно весомая фигура, и если он в дальнейшем будет придерживаться такой позиции, он, по сути, становится на сторону демократии. Туякбай обращается к президенту, что он остается в его команде, но, я думаю, эту школу проходили многие. ДВК в 2001 году заявил о приверженности курсу президента, закончилось это тем, что наши лидеры Галымжан Жакиянов и Мухтар Аблязов оказались за решеткой. И прессинг продолжается. Поэтому, на мой взгляд, ошибочно мнение спикера о том, что президент не в курсе. Правильно об этом сказал Алтынбек Сарсенбаев: не верю в несведущего царя. Президент не должен оставить без внимания заявление своего бывшего соратника по партии.

Булат АБИЛОВ, сопредседатель партии "Ак жол":

- Я считаю, что недавние заявления Жармахана Туякбая связаны не столько с итогами выборов, сколько с негативными проявлениями системы, созданной президентом Нурсултаном Назарбаевым. Прошедшие выборы, которые были самыми грязными, нечестными и несвободными в истории Казахстана, стали последней каплей, переполнившей чашу терпения Жармахана Айтбаевича. Президент, который уже давно сделал ставку на свое некомпетентное и никчемное окружение, создал такую систему, которая постоянно дает сбой и попросту выдавливает ярких и самостоятельных людей и умелых профессионалов. Все они рано или поздно уходят из власти. Только за последние несколько месяцев из власти ушли Ораз Жандосов, Жаннат Ертлесова, Алтынбек Сарсенбаев, Григорий Марченко. Теперь еще и Жармахан Туякбай. А что взамен? Кто остается? Никого! Ни одной яркой личности! Возьмите, к примеру, партийный список «Отана». Я не хочу никого обидеть или задеть, но факт: наиболее яркие, в моем понимании, значимые фигуры из этого списка не идут в парламент! А кто остается? Трое пенсионеров с багажом из прошлого, трое настоящих или бывших телевизионщиков и один музыкант-самородок. Сильных личностей уровня Жармахана Туякбая фактически не осталось!

Я без малого два года был депутатом мажилиса и видел, как Жармахану Айтбаевичу было трудно работать даже в нынешнем «профессиональном» парламенте. Он со всей очевидностью понимал, что исполнительная власть делает с высшей законодательной властью. Его как гражданина и политика тяготила та опасная для страны диспропорция, которая сознательно заложена в Конституции в пользу исполнительной власти и лично президента. Поэтому не случайно он в своей статье говорил о чувстве «стыда и разочарования». Стыда и разочарования не только за прошедшие выборы, но и, наверное, за новый, по всей видимости, «суперпрофессиональный» парламент, в котором оказались малоизвестные люди с непонятным политическим багажом и вовсе без такового. Поэтому сегодня надо говорить не столько о «демарше Туякбая», сколько о нормальной реакции гражданина и ответственного политика.

Нурбулат МАСАНОВ, политолог:

- События последних как минимум трех лет, начиная с появления ДВК, показывают, что президент теряет способность контролировать внутриэлитные процессы. Внутриэлитный раскол рано или поздно приводит к конфликту с самим президентом. Это как общая тенденция. И более того, четко проявилась тенденция, что недовольные президентом критики начинают сразу апеллировать к демократии. Я думаю, что самый главный конфликт еще впереди. Что это за конфликт? Вот сейчас он проявился.

Заявление Туякбая, скажем, чуть-чуть приоткрывает нам завесы этой тайны, этого конфликта. И уход Марченко сюда можно отнести. Самая главная проблема в том, что политическая элита, и она же экономическая элита, очень обеспокоена отсутствием гарантий безопасности их экономического и политического положения. Президент говорит, я ваша гарантия, но для них этого уже не достаточно. Они понимают, что президент уже перешел определенную черту и не может быть твердой гарантией, что слишком близкие отношения с президентом, приведут к тому, что потом, можно стать беженцем, невозвращением, потерять собственность, имущество, то есть он опасен. Самое главное, можно потерять лицо, как личность, политик, как гражданин, просто как мужчина.

Политическая и экономическая элита надеялась, что эти выборы легитимизируют ее состояние. Неважно, кто придет к власти, мы, мол, договоримся с ними. Но лишь бы это были законно избранные люди, чтобы пресечь все разговоры о незаконности власти. Потому что все эти разговоры через 3, 5, 10 лет дадут основание для передела собственности, передела власти, для новых и новых конфликтов. И сейчас все видят на примере России, что там творит Путин. Беспредел, который Путин устраивает сейчас в России, никого уже не устраивает. Никто не хочет убегать из страны, потому что нормальные люди хотят жить в родной стране. Они хотят жить с чувством уверенности в завтрашнем дне. А вот чувство уверенности в завтрашнем дне Назарбаев им уже не может дать. Какая ты гарантия, если тебя и твою партию уже не выбирает народ. Если президент не легитимен, какая же это гарантия? Если Назарбаев пойдет на честные президентские выборы, это может списать многие грехи. Но мы-то знаем Назарбаева, он не пойдет на честные выборы, несмотря ни на какие оптимистические заявления Ертысбаева.

Заявления Туякбая надо понимать как дистанцирование от такой власти. Туякбай очень тонко чувствует настроение политической элиты, и, понимая эти настроения, он их озвучивает. Вы посмотрите, что показали последние выборы. Президент стал заложником собственных лозунгов. Он все время говорит, как наша страна хорошо развивается, как у нас все растет. Но доминантная часть нашего общества - казахи, проживающая на периферии, задается вопросом: в стране все растет, а где, извините, эти блага? Все мимо нас проходит, значит, или ты обманываешь, или обворовываешь. И они очень недовольны. Вы посмотрите, Южно-Казахстанская область голосует за «Ак жол», Атырауская область голосует в целом за оппозицию, восточная часть — за ДВК, весь юг голосует не за «Отан». В настроении казахской части населения наметился сдвиг в сторону недовольства. Если до этого казахи всегда монолитом поддерживали Назарбаева, и он всегда к этому апеллировал, - я ваш вождь, ельбасы, то теперь казахи говорят: да какой ты ельбасы? А сейчас кто процветает? Более или менее север Казахстана, областные центры за счет бюджетного финансирования, Алматы, Астана. А где деньги для глубинки? Обратите внимание на такой момент, что именно южно-казахстанские районы, вотчина старшего жуза, сейчас стали недовольными, они начали выражать протест. Если раньше среди лидеров оппозиции не было никого из старшего жуза, то сейчас и Алтынбек Сарсенбаев, и Заманбек Нуркадилов, теперь еще Жармахан Туякбай. Это серьезные сигналы. И вся элита это отлично понимает - юг недоволен. Средний жуз давно недоволен, значит, он тоже ничего не получает.

Заметна эта тенденция еще больше и по выступлениям Назарбаева. Он стал все больше говорить о межнациональном согласии, чувствуется, что теряет почву среди казахского населения, и начинает делать кивки в сторону русскоязычного электората. Русскоязычный электорат, запуганный всякими межнациональными конфликтами, войнами, готов его поддерживать, они забыли политическую дискриминацию, забыли трехмиллионную эмиграцию из Казахстана русскоязычного населения. Они, конечно, будет обмануты и их надежды иллюзорны. Эти выборы показали пусть небольшие, но глубинные сдвиги в сознании людей. Это и есть главный итог выборов: происходит политизация электората, политизация населения, а это для власти, наверное, самый опасный момент.

Заявление Туякбая - это инстинкт самосохранения представителей элиты. Они подают сигналы обществу, и Туякбай как один из наиболее харизматичных лидеров традиционалистской, казахской элиты это тонко понимает. Сейчас, повторюсь, для людей главный фактор - это легитимность, безопасность и гарантии. Назарбаев не может дать этого, тем более он сам когда-то отобрал у Мухтара Аблязова собственность. Интересы элиты не только Туякбай выражает, не только Нуркадилов, не только «Ак жол», но и «Асар». Ведь «Асар» тоже недоволен остался, за ним тоже стоит какая-то часть элиты. Это все говорит о том, что раскол внутри элиты углубляется и рано или поздно элита так же, как и в России, скажет, извини, дорогой, нам нужна стабильность и гарантии. И общество в этом убеждается. Богатые становятся богаче, бедные остаются бедными.

Представители политической элиты сегодня более радикальны, чем те, кто называется политической оппозицией. Я сам один из старых оппозиционеров, но, тем не менее, лично у меня ощущение неудовлетворенности, - нет публичной активности, нет публичных политических действий, заявлений, которые могли бы изменить ситуацию. Это же очень странно, что политические партии не используют политические методы и механизмы, а апеллируют к суду. Это демонстрация бессилия, у политических партий свой инструмент политической борьбы. В суд пусть простые граждане обращаются, а партии должны апеллировать к высшему судье - народу, ведь власть принадлежит народу.

Берик АБДЫГАЛИЕВ, политолог:

- Заявление Туякбая закономерно, потому что является следствием того, что политическая система все больше закрывается со всеми вытекающими отсюда последствиями, и люди, которые не хотят нести за это ответственность, уходят - Кажегельдин, ДВК, Сарсенбаев, Нуркадилов, теперь Туякбай. Чем больше закрывается система, тем ближе неминуемый кризис. Крупные политики чувствуют свою персональную ответственность и причастность. Последние выборы подтвердили тот тезис, что это не просто выборы, а некая черта, которая открывает для Казахстана новый политический уровень развития. К сожалению, у нас нет «совести» нации, молчит Олжас Су-лейменов, Мурат Ауэзов, Мухтар Шаханов и т.д. Народ сейчас не может толком понять, где же истина, где правда может власть права, может оппозиция права, и кто-то должен сказать, что и как. Поэтому выход Туякбая - это мужественный шаг. С точки зрения технологического хода, я думаю, это проявление внутриэлитной борьбы. Когда одна кланово-олигархическая группа начинает доминировать, то это всегда вызывает протест у других групп, возникает конфликт, и он часто приобретает политическую окраску. Ярким примером было событие 2001 года, образование ДВК.

Президент, наверное, сейчас попытается выправить ситуацию, т.к. есть определенные клановые противостояния. Если в 2001 году был старший зять, то сейчас есть другие, и я думаю, что президент для компромисса должен развести проблему кадров. Это коснется руководства администрации президента, ЦИК, ведь Туякбай не просто спикер, он крупный политик, просто так игнорировать его заявления глава государства не должен. Иначе весь фокус внимания перейдет на него.

Феномен демократии заключается в том, что она может быть при однопартийной системе. Например, в Японии, Индии, в Америке есть республиканцы и демократы, но у них одни и те же идеи. Может, «Отан» раскололся на две большие партии, которые всегда будут доминировать, и поэтому Туякбай своим заявлением хотел встать во главе новой умеренной оппозиции, умеренней даже, чем «Ак жол». Ведь в обществе и в самой власти много людей, которые понимают, что многое в стране неправильно. Но при этом поддержать даже «Ак жол» им кажется большим риском. А вот новый «Отан» может их привлечь.

Туякбай понимает, что идет на большой риск и при определенных ситуациях жертвует собой. Это серьезная заявка на президентские выборы. Я думаю, он это понимает, чувствует ожидания общества. Это очень актуально, потому что у нас специфика политического развития объясняется не идеологическими мотивами, а личностными. Возможен вариант, что при президенте появился конструктивный человек, который требует справедливости, и все, кто олицетворял зло во власти, должны быть наказаны. Можно это допустить.

Президент, я думаю, сам понимает свою уязвимость после этих выборов. Могли бы позволить кому-то так высказаться, но не спикеру парламента, это как нож в спину президента. Тогда это непредсказуемый преемник в партии. Туякбай, который выделялся своим независимым мнением, на такой сценарий не пойдет. Сейчас он вышел на статус профессионального политика. Он понимает, что в будущем нет гарантий, что он останется в парламенте, и пошел на опережение. Он может претендовать на лидерство более умеренной оппозиции, спокойной, потому что за ним могут пойти те, кто боится оппозиции, но недоволен. Может родиться новая формация политиков в самой власти. Был «Ак жол», а теперь может появиться новая волна. У нас нет публичной политики во власти, а радикализм удерживает многих от оппозиции. Но и во власти, и в народе есть потребность в такой личности, которая не так радикальна.

Хотя письмо Туякбая не такое острое по содержанию, как письмо Нуркадилова, но резонанс большой, многое зависит от того, кто это говорит. Все говорили, но когда Нуркадилов то же самое сказал, в обществе был большой резонанс. И то, что Туякбай сказал, это весомо, потому что во власти не хватает людей, которые могут выражать недовольство народа. И когда появляются такие люди, которые могут сказать: «Хватит!», это всех радует.

Воспользуется власть этим шансом или нет? Скорее всего, нет, потому что это тонкая технологическая работа. Они побоятся, что раз Туякбай так заявил, он в следующий раз может больше заявить. Например, о «Казахгейте». Думаю, что на Туякбая власть поставит определенный крест.




Ошибка Назарбаева

22.10.2004. Республика (Казахстан)\

Мухаметжан Адилов

Президентские выборы могут быть уже в марте

Любопытно наблюдать, как официальные лица нашего государства из числа тех, кому по должности положено делать хорошую мину при плохой игре, пытаются убедить своих сограждан в том, что парламентские выборы прошли в основном честно и прозрачно, а отдельные недостатки и нарушения никак не повлияли на результаты голосования.

Судя по всему, Администрация президента решила, что если сто раз произнести, что черное - это белое, то какая-то часть населения ей поверит, а уж представить их как подавляющее большинство граждан страны легче простого. Поэтому перед выборами казахстанцев зомбировали, что они поддерживают Нурсултана Назарбаева и его партию, а теперь нам внушают, что выборы прошли, если не на “пять”, то на твердую “четверку”.

Кстати, судя по пропрезидентской прессе, Астана решила обесценить негативную оценку со стороны ОБСЕ и ряда ведущих западных государств. Несколько республиканских газет опубликовали схожие материалы о президентских выборах в Афганистане, в которых доказывали, что США и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе придерживаются двойных стандартов, а посему их мнение необъективно.

Прореха на имидже

Ожидания Нурсултана Назарбаева, что оппозиция смирится с “поражением”, признает победу “Отана” и, посыпав голову пеплом, согласится принять участие в работе Национальной комиссии по вопросам демократизации, оказалась безуспешной. Вместо этого “Ак жол”, НП “Демократический выбор Казахстана” и Компартия Казахстана решили создать Координационный совет, чтобы выступить на президентских выборах 2006 года единым фронтом.

Другим итогом парламентских выборов стал исход из назарбаевского лагеря еще двух видных государственных деятелей. Первым подал заявление об отставке, которое было в тот же день удовлетворено президентом, бывший председатель правления Национального банка РК Григорий МАРЧЕНКО. Надо признать, что Григорий Александрович изо всех сил старался быть политкорректным, но у него это получалось плохо.

И хотя отставник тщательно избегал критиковать Нурсултана Назарбаева, он жестко и недвусмысленно “отпинал” Данияла Ахметова и некоторых членов его кабинета. В чем, признаться, Григорий Александрович был не совсем прав. Ведь премьер-министр и его подчиненные - всего лишь высокопоставленные исполнители воли президента, и если тот решил во имя сиюминутных политических нужд пожертвовать качеством экономических программ, то это его выбор.

Очевидно также, что траектория вылета Марченко из госаппарата свидетельствует о том, что его не устраивает не столько Даниял Кенжетаевич, сколько Нурсултан Абишевич. Скоропостижное пребывание в должностях первого вице-премьера правительства и помощника президента, равно как и его назначение внештатным советником главы государства, всего лишь формула взаимной вежливости, которая сопроводила развод.

Вторая отставка оказалась куда более громкой и потенциально опасной для авторитарного режима. Сначала Жармахан Туякбай выступил в газете “Время” с неожиданным и весьма жестким заявлением, в котором камня на камне не оставил от утверждений властей о честности и прозрачности парламентских выборов. А затем сотворил политическую сенсацию года, отказавшись от депутатского мандата по списку “Отана” в Мажилисе нового созыва и возможности снова стать руководителем нижней палаты парламента и выйдя из главной президентской партии, где был одним из трех заместителей ее лидера.

На сегодняшний день г-н Туякбай является самым высокопоставленным лицом из числа тех, кто покинул властный Олимп из-за политических разногласий с президентом и не побоялся об этом заявить. Как известно, до него это сделали Акежан КАЖЕГЕЛЬДИН как премьер-министр, занимавший четвертую позицию в табели о рангах, и несколько вице-премьеров и министров из числа учредителей ДВК.

Однако Акежан Магжанович ушел в оппозицию уже после своей отставки, а “младотюрков” изгнали в результате “ультиматума”, который Токаев предъявил главе государства. Поэтому добровольная отставка человека №3 в государственной иерархии Республики Казахстан - серьезнейший удар по президентскому лагерю, от которого ему вряд ли удастся оправиться. И если найти человека на пост руководителя Мажилиса не проблема, заделать морально-политическую пробоину в имидже Назарбаева и возглавляемой им администрации невозможно в принципе.

Как разрушаются мифы

Лично мне кажется, что случившееся не стало неожиданностью для президента. Еще до парламентских выборов ходили разговоры о том, что взаимоотношения между Нурсултаном Назарбаевым и Жармаханом Туякбаем разладились. Говорят, что последний дважды отказывался от предложения главы государства возглавить Генеральную прокуратуру, а когда ему пригрозили принудительной отставкой с поста спикера, заявил, что тогда останется рядовым депутатом нижней палаты.

Примечательно и то, что Туякбай сначала собирался баллотироваться в парламент по одномандатному округу и лишь позднее, видимо, под давлением Нурсултана Абишевича и его администрации согласился возглавить партийный список РПП “Отан”. Таким образом, президент тогда “одним выстрелом убил двух зайцев” - добавил в политическое лицо своей партии уважаемого и узнаваемого политика и привязал его к себе депутатским мандатом.

Однако недавнее удачное решение Назарбаева в результате нечестных, непрозрачных и сфальсифицированных выборов превратилось в серьезнейшую политическую проблему. И, судя по всему, пока глава государства и его администрация не знают, что делать. Это видно по невнятно-пассивной реакции руководства “Отана”, почти нейтральным сообщениям пропрезидентских СМИ и молчанию самого главы государства.

Прежде чем перейти к анализу политических взглядов Жармахана Туякбая, я хотел бы сделать еще одно замечание. Косвенным результатом концентрации политической власти в руках Первого президента стал миф о том, что ничто в стране не происходит без ведома и согласия Нурсултана Абишевича. В результате, когда осенью 2001 года образовалось общественное движение “Демократический выбор Казахстана”, многие были уверены, что это какой-то его хитрый ход, но никак не могли понять, зачем он это делает. И до сих пор, когда происходит нечто выпадающее из политической нормы, в этом ищут руку президента.

Миф о всемогущем, всезнающем и всем управляющим президенте появился и продолжает существовать благодаря тому, что долгие годы Назарбаев был модератором политических, экономических и социальных преобразований в нашей стране. Однако в последнее время инициатива из его рук ушла, и все чаще его действия являются лишь реакцией на действия его оппонентов, зачастую не самой правильной и своевременной.

Лично мне кажется, что после президентских выборов 1999 года, на фоне восстановления мировых цен на углеводородное сырье и экономического подъема, Назарбаев позволил себе расслабиться и буквально “проспал” внутриполитическое противостояние, закончившееся созданием ДВК и резкой активизацией общественно-политических процессов в стране. В итоге он все чаще вынужден действовать, исходя из сиюминутных политических нужд, зачастую носящих весьма своекорыстный характер.

В результате глава государства начал терять если не соратников, то союзников в госаппарате. Григорий Марченко ушел в бизнес, громко хлопнув дверью и прищемив ею некоторые болезненные места правительства. Другие чиновники, менее смелые или более прагматичные, от безысходности остаются на службе, но при этом понимают, что теперь от них ничего не зависит, и они будут делать не то, что диктует экономика и интересы страны, а то, чего хотят Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ-Александр МАШКЕВИЧ и близкие к ним финансово-промышленные группы.

Однако не все реагируют на изменения в политической ситуации пассивно. Часть казахстанских деятелей, включая того же Жармахана Туякбая, начинают осознавать свою ответственность перед народом, понимать, что личные интересы гражданина Назарбаева и его Семьи могут коренным образом отличаться от интересов государства, что патриотизм заключается не в безоговорочной поддержке Первого президента, а в служении своему Отечеству.

Поражение победителей

Давайте проанализируем два заявления спикера Мажилиса Парламента, которые отделяют друг от друга всего четыре дня. В прошлый четверг газета “Время” опубликовала статью - манифест Жармахана Туякбая под названием “Время выбора”. Логика автора такова: “экономика страны на подъеме”, “вырос жизненный уровень населения, сдвинулся с мертвой точки воз социальных проблем”. Наряду с этим “зримо растет политическая активность казахстанцев”, сотни тысяч из них вступили в ряды политических партий, а активность последних перед выборами заметно оживилась.

По мнению Туякбая, все эти идущие снизу предпосылки не остались незамеченными руководством республики. И глава государства на седьмом съезде РПП “Отан” объявил о политической модернизации Казахстана, среди направлений которой “расширение реальных контрольных полномочий парламента и маслихатов, повышение роли политических партий, становление местного самоуправления”.

Далее спикер нижней палаты парламента пишет: “В таких условиях выборы в Мажилис приобретали совершенно исключительное значение. При этом важным становился не столько выбор между партиями, сколько ответ на другой, поистине гамлетовский по своей судьбоносности вопрос: будут ли выборы -2004 действительно справедливыми и подконтрольными обществу? Ответ “да” будет означать реализацию накопившихся предпосылок демократизации государства, сообщит мощный импульс к качественному развитию общества, обозначит принципиальный рубеж в жизни всей страны ...”.

Есть смысл остановиться на этом месте статьи Жармахана Туякбая, потому что он зафиксировал главный итог выборов: две основные проназарбаевские партии под руководством Администрации президента получили подавляющее большинство мест в Мажилисе, но проиграли в главном - в доверии населения. И это критично, потому что восстановить его намного труднее, чем победить на выборах.

Дав жесткую и однозначно негативную оценку парламентским выборам, Жармахан Туякбай заявил, что “проведенные выборы несут в себе поистине разрушительный заряд, угрожающий самим основам демократического развития страны”. После чего выразил уверенность, что возникли новые препятствия для развития отечественного парламентаризма, а главной пострадавшей в долгосрочном плане стала именно партия-победительница.

Таким образом, впервые за последнее время Нурсултан Назарбаев оказался под огнем критики не слева, а справа. Ведь хотя пропрезидентские СМИ и политологи часто обзывают ДВК крайне правой партией, они не правы. Очевидно, что ДВК занимает буржуазно-демократические позиции, а его требования приблизительно соответствуют тем, что выдвигались в начале прошлого века российскими буржуазными партиями в адрес династии Романовых: свобода слова и собраний, полномочная Государственная дума, ответственное перед ней правительство, ограничение самодержавия, конституционная реформа, расширение местного самоуправления и так далее.

Думаю, мало кто понял, а тем более оценил выгодность политической позиции, занятой Жармаханом Туякбаем. Большинство журналистов, политиков и политологов заметило только негативную оценку парламентских выборов и критику в адрес тех, кто организовал победу “Отана” и “АИСТа”. Между тем, спикер Мажилиса продемонстрировал всем, что является большим государственником и патриотом, чем президент Казахстана.

Если бы в нашей стране присутствовала демократия, то Туякбай наверняка попытался бы поднять волнующую его тему на следующем съезде РПП “Отан” в надежде, что однопартийцы поддержат его. Было бы очень интересно послушать публичный диспут двух лидеров “Отана”, отстаивающих перед съездом свои точки зрения. Но, судя по тому, что вместо этого спикер решился на публичное выступление, он прекрасно понимал, почему его партия называется президентской.

Почему заговорил Туякбай?

Заявление Жармахана Туякбая для прессы, озвученное им в понедельник 18 октября, выдержано в иных тонах. Сначала спикер Мажилиса подчеркнул, что его выступление в газете “Время” “абсолютно свободно от каких-либо эмоций, намерений свести с кем-то счеты или произвести внешний эффект” и что “Это совершенно осознанная, выстраданная мной позиция относительно того, чего нельзя делать, если мы желаем добра нашей стране”.

Затем Туякбай заявил: “К сожалению, за последние годы все чаще стали возникать ситуации, когда молчать становилось уже невозможно”, “Тем более невозможно молчать сейчас, когда произвол исполнительной власти в ходе выборов не просто создает препятствия на пути демократического развития страны, но и отбрасывает ее назад”.

В завершение действующий спикер и зампред партии “Отан” сообщил журналистам, что в знак протеста против преступного нарушения прав казахстанских избирателей он слагает с себя полномочия депутата нижней палаты парламента нового созыва и покидает главную президентскую партию.

Очевидно, что в период между заявлениями от 14 и 18 октября произошло нечто такое, что серьезно радикализировало Жармахана Туякбая. Возможно, он не получил прямого ответа главы государства на свое заявление или, наоборот, получил ответ, который его категорически не устраивает.

К сожалению, ни оппозиционные, ни провластные СМИ не задались вопросом, почему третий по рангу государственный деятель Республики Казахстан вдруг решил так круто поменять свою политическую судьбу. Первые сделали акцент на том, что еще один человек из окружения диктатора ушел от него, а вторые начали искать причину столь неординарного поведения в том, что Назарбаев чем-то обидел Туякбая, например, не дал ему пост спикера Мажилиса нового созыва.

Впрочем, последнее объяснение - не худший вариант. Ведь того же Марченко, в пух и прах раскритиковавшего правительство Ахметова, один молодой министр, пришедший во власть в период экономического подъема, заподозрил в нестабильности личности. Но лично я думаю, что для Жармахана Туякбая все впереди.

Конечно, вряд ли Назарбаев и его администрация рискнут инициировать против него уголовные дела: все-таки Туякбай долгое время возглавлял Генеральную прокуратуру и Государственный следственный комитет, причем именно тогда, когда “прихватизация” народного имущества была в полном разгаре. Поэтому на портфель компромата он может ответить чемоданами разоблачений. Но попытки скомпрометировать его обязательно будут.

Дело в том, что вольно или невольно Туякбай позиционировал себя как главного оппонента руководителя Администрации президента Имангали Тасмагамбетова. Ведь вроде безадресная критика тех, кто давал указания о преступном вмешательстве в волеизъявление избирателей, задействовал административный ресурс, руководил давлением акимов на избирателей и избиркомы, давал им указания о фальсификации результатов голосования, прямо попала по “продукту Назарбаева”.

Поэтому Имангали Нургалиевичу жизненно необходимо вытолкать спикера Мажилиса второго созыва в оппозицию, чтобы наложить на него клеймо предателя-отщепенца и таким образом лишить поддержки той части госслужащих и работников бюджетных организаций, которые, являясь государственниками и патриотами, в то же время понимают разницу между интересами клана Назарбаева и всего народа.

В противном случае, на следующих выборах главы государства может случиться так, что президентский лагерь окажется расколот на “туякбаевцев” и “тасмагамбетовцев”, а поскольку объединенная демократическая оппозиция наверняка поддержит Жармахана Туякбая, Назарбаев может потерпеть поражение со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Думаю, что спикер это прекрасно понимает, отсюда его высказывания о том, что он остается в команде президента (весьма негативно воспринятые представителями демократических партий), нежелание прямо критиковать Назарбаева, подчеркнутая лояльность к своим бывшим коллегам по партии власти, кстати, взаимная.

Поскольку негласный союз Имангали Тасмагамбетова с Александром Машкевичем, оформленный в ходе подготовки к парламентским выборам и ставший очевидным после их завершения, вызвал негативную реакцию у большей части казахстанской элиты, Туякбай имеет шансы объединить почти все политические силы страны. В результате Назарбаев или выбранный им преемник могут остаться без поддержки, поскольку вряд ли народ пойдет за группой так называемых иностранных инвесторов, которые в сотрудничестве с верхушкой госаппарата всячески грабят нашу страну.

Президентские выборы - досрочно!

Надо отдать должное политическому мастерству Жармахана Туякбая. Если бы он отказался баллотироваться от “Отана” или вышел бы из этой партии до выборов, его обвинили бы в том, что он из карьеристских побуждений перешел в оппозицию, а избиратели посчитали бы его очередным перебежчиком из президентского лагеря.

Теперь же, после нечестных, а потому нелегитимных парламентских выборов Туякбай одним ударом получил поддержку избирателей, внятно объяснив, что он на их стороне. Он использовал свой статус человека №1 в партийном списке “Отана”, чтобы его услышали все, включая членов главной президентской партии. Он продемонстрировал, что является большим государственником и патриотом, чем сам Назарбаев и тем более Имангали Тасмагамбетов, и четко обозначил своих противников, против которых готовы дружить почти все.

Единственное, что требует разгадки, так это время, выбранное спикером для своего политического маневра. Конечно, не исключено, что Туякбай просто решил использовать волну интереса к выборам, которая не спадает, несмотря на попытки властей закрыть эту тему. Но возможно, бывший Генеральный прокурор знает то, что до сих пор неведомо остальным.

В этой связи мое внимание привлекли слухи о том, что Назарбаев решил не дожидаться 2006 года, а провести президентские выборы досрочно - уже в марте. Якобы Администрация главы государства уже озаботилась поиском подходящего повода и развернула подготовительную работу. Поговаривают, что группу политтехнологов от власти должен возглавить Ерлан КАРИН, усиленно раскручиваемый в последнее время на телевидении и в прессе (справедливости ради надо сказать, что сам политолог это отрицает - примеч. редакции).

Эта версия, при всей своей экзотичности, заслуживает внимания. В 1998 году Казахстан был охвачен азиатским экономическим кризисом, в результате которого мировые цены на нашу нефть упали до $9-10 за баррель. В результате социально-экономическое положение большей части населения стремительно ухудшалось, а секвестр расходной части бюджета производился ежеквартально.

В этой ситуации Нурсултан Назарбаев не стал дожидаться, когда срок его полномочий истечет, и назначил досрочные президентские выборы, благо, что повод нашелся подходящий - внесение изменений в Конституцию. Более того, глава государства заставил Национальный банк и правительство страны искусственно поддерживать обменный курс тенге к доллару до тех пор, пока выборы не завершились, в результате чего золотовалютные резервы страны похудели, по некоторым оценкам, на $600 млн.

В нынешней ситуации у Назарбаева есть все резоны снова повторить маневр. Как известно, судебный процесс в Нью-Йорке против Гиффена начнется в первых числах нового года. И не позднее начала 2006 года приговор будет, скорее всего, уже вынесен. Очевидно, что результаты судебного следствия наверняка будут использованы оппозицией, чтобы нанести поражение казахстанскому президенту.

Если Нурсултан Абишевич проведет президентские выборы весной 2005 года, “Казахгейт” почти никак не скажется на предвыборной кампании. Ну покричат представители оппозиции, однако у них на руках не будет ничего нового, а самое главное - они не смогут ссылаться на приговор суда. Кроме того, сегодня пропрезидентский лагерь стремительно рассыпается, а демократическая оппозиция, наоборот, объединяется. Один из главных оппонентов Назарбаева, бывший премьер-министр Акежан Кажегельдин даже договорился до того, что предложил всем вступить в ДПК “Ак жол”.

Таким образом, резоны для досрочных выборов у первого президента Республики Казахстана есть, и вполне серьезные. Но, возможно, Нурсултан Абишевич думает не только о себе, но и о своей Семье в широком смысле этого слова, то есть о тех, кто должен унаследовать от него власть и не допустить его посмертного развенчания.

Ведь если президент по какой-то причине не сможет исполнять свои обязанности, его должен заместить один из высших госслужащих страны, например, председатели Сената и Мажилиса или премьер-министр. И если кто-то из них станет главой государства, так сказать, в порядке преемственности, то он будет исполнять эту должность до конца конституционного срока. Единственное, в чем преемник будет ограничен, так это в части инициирования поправок в Конституцию.

Возможен такой гипотетический вариант развития событий. Назарбаев под благовидным предлогом, например, в ответ на референдум о недоверии главе государства, инициированный демократической оппозицией, назначает досрочные выборы президента страны. Очевидно, что весной следующего года он победит, пусть и с небольшим преимуществом.

После чего Нурсултан Абишевич получает свободу рук: если хочет и здоровье позволяет, он может “царствовать” до 2012 года, а может уступить кресло одному из тех, кому он безоговорочно доверяет. А поскольку сенатором по президентскому списку, а потом председателем Сената и премьер-министром правительства он может сделать любого, руки у него развязаны. В результате надежды оппозиции нанести поражение Семье и авторитарной системе на следующих выборах превратятся в мыльный пузырь. И все, кстати, будет в рамках закона.

Возможно, я не прав, и Назарбаев не станет проводить президентские выборы досрочно. Но уж больно все складывается: и острая политическая необходимость, и ухудшающаяся внутриполитическая ситуация, и законодательная база, и даже опыт соседней России.

Что знает Владимир Ким?

Наконец, в завершение - пару слов о том, что, возможно, подвигло Жармахана Туякбая на принципиальность. В чужую голову, конечно, не влезешь и мыслей там не прочтешь. Но думаю, что спикер уже находится в таком возрасте, когда люди начинают задавать себе вопросы, зачем они живут, что сделали на этой земле и что оставят потомкам.

После развала СССР преобладающей идеологией в Казахстане стал лозунг: “Обогащайся, как можешь”. Ясно, что денег и власти много не бывает, но любой думающий человек, особенно если у него появилось свободное время и возможность задуматься о будущем, понимает - капиталы, фабрики и заводы, недвижимость и автомашины с собой на тот свет не заберешь. Все это останется после смерти на Земле. И тогда возникает закономерный вопрос, а не лучше ли оставить после себя не богатство, которое твои потомки могут прокутить и растратить, а хорошую память и уважение сограждан.

Не знаю, думает ли так Жармахан Туякбай, но надеюсь, что именно это подвигло его выступить против подлогов, нечестности и фальсификации исполнительной власти во главе с Нурсултаном Назарбаевым.

Кстати, в прошлом номере газеты “Панорама” был опубликован любопытный материал об итогах финансово-производственной деятельности корпорации “Казахмыс”. Поскольку среди акционеров этого ОАО в основном офшорные компании, по слухам принадлежащие приближенным Назарбаева и чуть ли не ему самому, читателям будет интересно узнать некоторые итоги за январь-сентябрь текущего года.

Итак, за девять месяцев текущего года предприятия “Казахмыса” произвели 323,6 тысяч тонн рафинированной меди, что на 17,4 тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года. Как известно, эта корпорация в основном использует собственное сырье. Так вот, добыча собственной руды за январь-сентябрь по корпорации составила 26,4 млн. тонн против 30,9 млн. тонн за девять месяцев прошлого года.

К великому сожалению, балансы по меди, свинцу, цинку и драгоценным металлам “Казахмыса” недоступны рядовому журналисту. Поэтому я не знаю, как изменились остатки руды на горнодобывающих предприятиях и обогатительных фабриках, какие сложились коэффициенты извлечения на переделах, сколько меди в концентратах лежит на медеплавильных заводах, уменьшились или увеличились остатки меди в анодах и катодах.

Но простой экономический расчет свидетельствует о том, что за девять месяцев прошлого года из каждого миллиона тонн добытой руды корпорация получила 9 913 тонн рафинированной меди, а за январь-сентябрь этого года уже 12 241 тонну. Конечно, не исключено, что часть прироста производства обеспечена за счет покупки импортного сырья, например, чилийского или монгольского, но проверка по статсборникам этого не подтверждает.

Все это заставляет меня сделать вывод, что нынешнее руководство “Казахмыса” взяло курс на ускоренную отработку блоков с повышенным содержанием меди - в среднем на четверть выше, чем в прошлом году. А ведь обычно горнодобывающие предприятия, рассчитывающие работать долго, стараются не вести хищническую добычу, чтобы в будущем не пришлось разрабатывать запасы с низким содержанием полезных ископаемых, что может сделать их добычу нерентабельной. Может быть, просто Владимир КИМ что-то знает от своих акционеров и коллеги Александра Машкевича?




Казахстанская оппозиция сплотилась после поражения

27.10.2004. IWPR

Алим Бекенов (Астана)

В Казахстане создан новый оппозиционный блок, который намерен бороться за президентское кресло

Крупнейшие оппозиционные партии Казахстана приняли решение сформировать широкую коалицию, чтобы вместе бороться с безраздельной властью пропрезидентских сил. Жаль только, что для этого потребовалось с треском провалиться на парламентских выборах.

О намерении создать «Альянс демократических сил» заявили три казахстанские политические партии – «Демократический выбор Казахстана» (ДВК), ее союзник по уже существующему блоку - Коммунистическая партия Казахстана (КПК) и демократическая партия «Ак жол» («Светлый путь»), которую считают менее радикальной по сравнению с двумя другими.

15 октября в городе Алматы состоялось первое организационное заседание Координационного совета демократических сил Казахстана.

Разговоры об объединении оппозиционных сил шли уже давно, но накануне парламентских выборов 19 сентября объединиться не удалось. Радикальная оппозиция выступила единым блоком «Союз коммунистов и ДВК», а «Ак жол» шла на выборы самостоятельно.

В результате – полный провал. Лишь один оппозиционный кандидат – сопредседатель «Ак жол» Алихан Байменов - прошел по партийному списку.

42 из 77-ти мест в Мажилисе получила пропрезидентская партия «Отан». Четыре места досталось партии дочери президента Дариги Назарбаевой. Еще одна лояльная власти коалиция – АИСТ – обеспечила себе 11 мест.

В результате оппозиция оказалась в еще худшем положении, чем после предыдущих парламентских выборов 1999 г. Тогда три места достались коммунистам, и одно получила Республиканская народная партия, не допущенная до нынешних выборов.

После оглашения итогов выборов оппозиция обвинила власть в фальсификации результатов голосования. Все три партии выступили с резкими заявлениями, обвинив администрацию президента в проведении нечестных выборов. Однако эти заявления по сути прошли незамеченными в политических кругах Казахстана. Официальной реакции на выступления оппозиции так и не последовало.

Теперь оппозиционные силы намерены консолидировать свои усилия и направить их на подготовку к президентским выборам 2006 г. «Главная цель сейчас - выработать общие подходы к реформе политической системы и общую платформу для единого кандидата на следующих президентских выборах», - пояснил Алихан Байменов IWPR.

Лидер КПК Серикболсын Абдильдин считает, что выдвижение единого кандидата на выборах даст новому блоку больше шансов на успех.

Пока не ясно, обсуждаются ли среди партнеров по альянсу возможные кандидатуры на пост президента. В политических кругах называют два имени.

Изначально предполагалось, что баллотироваться будет сопредседатель партии «Ак жол» - бывший министр информации Алтынбек Сарсенбаев. Его активное возвращение в публичную политику после отставки с должности посла Казахстана в России было воспринято именно как первый шаг к тому, чтобы выставить свою кандидатуру на президентских выборах в конце 2006 года.

Однако сейчас все чаще говорят о новой фигуре – на этот раз из «партии власти». Это - спикер Нижней палаты парламента, зампред партии «Отан» Жармахан Туякбай.

Это предположение укрепилось после статьи, опубликованной в популярном казахстанском еженедельнике «Время» за 14 октября, в которой Туякбай охарактеризовал прошедшие парламентские выборы как «политический фарс».

В своем открытом письме Туякбай пишет, что «Весь выборный процесс-2004 прошел в обстановке непрерывного давления на волеизъявление избирателей и работу избирательных комиссий со стороны исполнительной власти на местах - давления разнообразного и многоликого, скрытого и явного».

«Приходится признать: масштабы вмешательства были таковы, что оно не могло не оказать существенного влияния на итоги народного волеизъявления. Считаю своим гражданским долгом присоединить свой голос к голосам тех, кто убежден: выборы-2004 превращены в недостойный нашей страны фарс», - резюмирует Туякбай

Далее спикер обращается к президенту с предложением организовать расследование противоправных действий представителей исполнительной власти в ходе выборов и привлечь виновных к ответственности.

Четыре дня спустя на пресс-конференции Туякбай объявил о своей добровольной отставке с поста спикера, уходе из депутатского корпуса и выходе из партии «Отан».

Высказывания и действия Туякбая вызвали огромный резонанс в политических кругах и казахстанском обществе, ведь спикер Мажилиса по Конституции - третье лицо в государстве. Кроме того, Туякбай прошел в новый, третий созыв Мажилиса. А тот факт, что он является заместителем председателя правящей партии, только добавляет остроты его выступлению. Аналогичные высказывания со стороны оппозиции ранее прошли фактически незамеченными.

В парламенте тоже не остались равнодушными к словам председателя. Большинство депутатов солидарны с Туякбаем, но высказываться по этому поводу вслух рискуют далеко не все.

Оппозиционный беспартийный депутат Серикбай Алибаев полностью разделяет мнение Туякбая, а консолидацию оппозиции считает «запоздалым, но правильным решением».

«Я уверен, что сегодня оппозиция должна объединяться, - сказал он IWPR. - И объединяться нужно вокруг честного, порядочного гражданина, такого, как Жармахан Туякбай».

«Туякбай способен консолидировать общество, он созрел для этого. Публичный политик, спикер Мажилиса, бывший Генпрокурор, он сможет эффективно решать такие проблемы, как борьба с коррупцией, избавление от иностранных лжеинвесторов, соблюдение законности. Туякбай для этого - самая подходящая кандидатура».

Бывший Министр по чрезвычайным ситуациям Заманбек Нуркадилов, 11 марта перешедший в оппозицию к Назарбаеву, в беседе с IWPR сказал: «Здравомыслящие люди сейчас должны определиться, с кем идти дальше». По его мнению, действия Туякбая могли быть продиктованы опасением по поводу возможного переноса президентских выборов на более ранний срок. «Но открыто сказать об этом на пресс-конференции он, естественно, не мог».

Нуркадилов предполагает, что на смену Туякбаю на посту спикера Мажилиса готовят дочь президента Даригу Назарбаеву – руководителя партии «Асар» и члена депутатского корпуса нового созыва.

«Спикером, скорее всего, готовят Даригу Назарбаеву. Недаром она стала депутатом. У нее - большие перспективы…»




KIOGE-2004: триумф Астаны

15.10.2004. Республика (Казахстан)

В.Заоксов

Инвесторы согласились на новые нефтяные правила игры

Развязка на главном нефтегазовом событии Казахстана - выставке KIOGE - наступила быстро. Правительство в лице министра энергетики Владимира ШКОЛЬНИКА и главы госкомпании “КазМунайГаз” Узакбая КАРАБАЛИНА твердо заявило зарубежным инвесторам, что пришло время перераспределить доходы в нефтяных проектах, особенно новых. Эта же идея доминировала в раздаточных материалах для участников конференции. Представители ТНК восприняли это известие практически безропотно. По сравнению с прошлой выставкой, с линией правительства почти никто не дискутировал. Выступление первых лиц нефтяных гигантов свелось к рапортам о достигнутых успехах за отчетный период.

Нефтегазовая выставка и сопутствовавшая ей конференция в прошлом году проходили в достаточно острых прениях между правительством и инвесторами. Хотя традиционно нефтедобывающие компании избегают публичности и стараются разрешать все проблемные вопросы за кулисами, в тот раз недовольство инвесторов было для всех очевидным. Инвесторы утверждали, что инвестиционный климат в Казахстане ухудшается и компании могут пересмотреть свои планы работы в республике.

Выхода нет

В тот год ТНК несколько раз показывали Астане зубы. Например, Tengizchevroil (ТШО), крупнейший производитель нефти в Казахстане, остановил инвестиционные работы на месторождении-супергиганте из-за несогласия с амортизационной политикой правительства в отношении консорциума. В Казахстан регулярно наезжали американские энергетические и политические чиновники, напоминая Астане о святости и нерушимости подписанных контрактов. Важным элементом нефтяного шантажа выступал Ирак. В прошлом октябре американский провал в этой стране был еще не совсем очевиден, а потому западные нефтяники угрожали исходом на иракские нефтяные поля.

Потом правительство приняло компромиссный вариант, введя с 1 января 2004 года новые ставки налогообложения. Экономист Канат БЕРЕНТАЕВ заметил, что хотя в обществе появилось мнение, будто вступившие в силу с 1 января увеличенные ставки налогообложения являются налогом на природную ренту, на самом деле ничего подобного нет. “Природная рента присваивается недропользователями”, - подчеркнул специалист, по подсчетам же Центра анализа общественных проблем, все государственные налоговые сборы улавливают менее 20% природной ренты.

Теперь ситуация кардинально иная. Американская интервенция в Ираке, призванная обеспечить широкий выход 11% мировых запасов нефти на глобальный рынок, в итоге сделала поставки из этой страны меньшими, чем при Саддаме Хусейне. Не прекращается силовое противостояние между Израилем и палестинцами. Прокатилась волна терактов по Турции - очень важной стране в плане транзита углеводородов. Крайне реальной остается угроза дестабилизации в Саудовской Аравии, обладающей крупнейшими запасами нефти в мире (26%).

На пороге межэтнической войны оказалась Нигерия - главный производитель нефти в Африке и седьмой - в мире. Квота этой страны в ОПЕК составляет 2,224 млн. баррелей в день. В России из-за проблем с компанией ЮКОС возможны перебои с отправкой углеводородов в Китай. Сам Китай, а также Индия и Бразилия в свете экономического роста готовы покупать нефть практически по любым ценам. Факторы, которые играют на повышение нефтяных цен, никак не ослабевают, и результат налицо - баррель перевалил отметку в $50.

В мире сравнительно “пустыми” и крупными для нефтяников местами остались только Россия и Казахстан. В Москве с большой неохотой идут на соглашения о разделе продукции (СРП), считая, что это упускает значительные бюджетные доходы. Пока в России только одно СРП, да и то в постоянном фокусе критики. Сам нефтяной бизнес больше любит такой вариант соглашений с правительством, как менее затратный. Астана здесь готова идти на встречу инвесторам, но с другой нормой прибыли для них. Однако даже новые варианты контрактов в Казахстане для ТНК выгоднее, чем в России.

Понимая, что приемлемой альтернативы в современных условиях для нефтяных гигантов нет, они смирились с новыми правилами игры на местном поле.

Продавливание

Все годы независимости Казахстан увеличивает поставки нефти на мировой рынок. Долгое время Астана довольствовалась скромной долей от нефтяных доходов, оставляя в приоритете привлечение как можно большего числа крупных компаний (в первую очередь западных). Теперь, когда геополитическая ситуация и конфигурация изменились, политическое руководство Казахстана стало диктовать нефтяникам новые условия.

Современное положение на нефтяном рынке таково, что даже крупные субъекты международного процесса не могут игнорировать 1,15 млн. баррелей нефти в день, добываемых в республике. К тому же страна имеет реальные шансы в ближайшие годы довести производство до 2 млн. баррелей в день. Астана этим пользуется и требует в новых договорах 50% для “КазМунайГаза”, а также увеличения налоговой нагрузки на инвесторов. К компаниям, работающим по старым контрактам, предъявляются крупные “штрафные” санкции с целью перераспределения прибыли в пользу государства.

Аргументы правительства следующие. Казахстан выполнил все ранее взятые на себя обязательства, что особенно подчеркнул министр энергетики и минеральных ресурсов. Если в начале 90-х годов республика была для нефтяников “терра инкогнито”, то теперь риски работы здесь понизились, а разнообразная инфраструктура улучшилась. Например, в 1993 году, когда был подписан контракт по Тенгизу, в Казахстане был только один экспортный трубопровод Атырау-Самара с небольшими возможностями прокачки. Сейчас его потенциал увеличен до 15 млн. тонн в год (на 50%), а в перспективе будет доведен до 25 млн. тонн.

Вступил в строй КТК с пропускной способностью 27 млн. тонн и ее увеличением до 60 млн. тонн в ближайшем будущем. Скоро вступят в строй Баку-Тбилиси-Джейхан и Атасу-Алашанькоу. После модернизации газопровода Средняя Азия - Центр (потребует $1,4 млрд.) его пропускная способность будет доведена до 100 млрд. куб. м в год. Благодаря этому сильно увеличен потенциал освоения месторождений. Общий вывод таков: рисков меньше, прибыли тоже.

По сравнению с Персидским заливом запасы углеводородов на Каспии очень скромные, но в современных условиях потребителям нефти выбирать не приходится. По большому счету, реальная альтернатива Персидскому заливу - это атомная энергетика, но и ее возможности ограничены, многие качества и свойства углеводородов пока нечем заменить. Вдобавок данный процесс требует времени, а эпоха невысоких нефтяных цен сделала мировую экономику очень зависимой от использования данного вида сырья. Сейчас основные усилия потребителей нефти и газа сосредоточены больше на диверсификации поставок углеводородов, чем на альтернативных источниках энергии.

В связи с происходящими в мире событиями возросла нефтяная роль Каспийского региона, а в нем Казахстана, как обладающего самым богатым в плане углеводородов сектором. Если бы не угроза нестабильности на Ближнем Востоке и реальная перспектива скорой исчерпаемости нефтяных ресурсов, то интерес к Астане был бы значительно ниже. Однако что есть - то есть.

Попытки изменить нефтяные правила политическое руководство Казахстана предпринимает не первый раз. Но удалось это сделать только на 12-ой конференции KIOGE, когда по сравнению с первой выставкой нефтедобыча выросла в 2 раза и на столько же прогнозные запасы углеводородов. Скромный прогноз по Кашагану - 1,6 млрд. тонн извлекаемых залежей нефти. Это больше, чем в Тенгизе, а данное месторождение входит в десятку крупнейших в мире. Разумеется, Астане очень помогло и общее повышение геополитической температуры, добавившее проблемности конкурирующим нефтеносным регионам.

Новый расклад

Вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Ляззат КИИНОВ так сформулировал государственную стратегию в отрасли. Планируется в короткие сроки резко нарастить объемы нефтедобычи (до 3 млн. баррелей в день к 2015 году), получить большие доходы и с их помощью обеспечить устойчивый экономический рост. Это можно считать ответом на предложение оппозиции выработать схему оптимального освоения углеводородов, исходя из долгосрочных интересов страны.

Налоговые преференции получает нефтехимия, которая за годы независимости успела в Казахстане почти исчезнуть. Главными ее центрами должны стать Актау и Атырау. Льготный режим налогов для этих предприятий предусмотрен на все время их организации и еще в течение пяти лет с момента ввода в эксплуатацию. Номенклатура товаров в основном будет представлена полиэтиленом, полипропиленом, пластмассами и метанолом. Мировая потребность в полимерных материалах ежегодно увеличивается на 2-3%.

Сотрудники бывшей Академии наук Казахстана в свое время произвели примерные расчеты эффективности использования 6 млн. тонн нефти и 3 млрд. куб. м газа. В виде сырья их стоимость составила $914 млн., при переработке по средней схеме (бензин и дизельное топливо) - $1,211 млрд., а в случае сложных переделов с помощью нефтехимии и газохимии - $3,8 млрд. Эксперты так часто говорили о колоссальной упущенной выгоде, что правительство, наконец, к ним прислушалось.

Необычайно мощный прессинг Астаны в отношении западных ТНК для последних все-таки оказался несколько неожиданным. Например, в печатной версии выступления заместителя управляющего директора компании Agip KCO Эроса АГОСТИНЕЛЛИ содержатся высказывания об “ухудшении инвестиционного климата” в Казахстане, однако вслух он этого не произнес. Высокопоставленные функционеры нефтяных гигантов в чем-то похожи на дипломатов. Если высказывание может повредить бизнесу, то они лучше промолчат или дадут такой ответ на вопрос, что задающий начинает забывать, о чем спросил.

Одним из факторов, способствовавших “уступчивости” западных ТНК в отношениях с Астаной, стало сверхактивное продвижение в Казахстан китайских нефтяников. Если судить по трубопроводу Атасу-Алашанькоу, то Пекин готов под свои гарантии привлекать кредиты, самостоятельно строить “трубу” и беспокоиться о ее наполнении нефтью. На последней выставке KIOGE у китайской CNPC был самый большой стенд.

Столь серьезные претензии Пекина напоминают американцам и европейцам, что они здесь не одни, а потому следует быть сговорчивее. Вдобавок впервые за двенадцатилетнюю историю выставок на ней присутствовал российский гигант “Газпром”.

Поскольку оппонировать казахстанскому правительству в его нефтяной политике было “неактуально”, нефтяные компании сосредоточились на своих производственных успехах. Tengizchevroil - лидер по нефтедобыче, Karachaganak Petroleum Operating B.V. (KPO) держит пальму первенства по привлечению казахстанских поставщиков товаров и услуг. Agip KCO обещает внедрить ультрасовременные технологии, которые позволят добывать со дна Каспия насыщенную сероводородом нефть без ущерба для экологии уникального водоема.

Государственный “КазМунайГаз” тоже рассказал о положительных результатах и перспективах. Компания форсированными темпами создает инфраструктуру поддержки нефтяных операций и собственный танкерный флот (через “дочку” “КазМорТрансФлот”), хотя собственных специалистов в этих вопросах нет и опыта подобных работ тоже. К 2015 году морской торговый флот Казахстана планируется в 41 корабль (включая танкеры). Уже в 2006 году 6 танкеров должны перевозить 5,5 млн. тонн нефти для нефтепровода Баку-Джейхан. Порто-флот в Актау, Баутино и Курыке к 2015 году будет насчитывать 22 судна.

Нефтяные компании, не играющие основных ролей в казахстанском углеводородном бизнесе, тоже с местного поля уходить не собираются. Например, для англо-голландской Shell выход из проекта Кашаган означал бы сокращение запасов нефти. После пересмотров запасов ТНК в сторону сокращения компания и так потеряла миллиарды долларов на своей капитализации. Поэтому конкретно Shell на данном этапе к Казахстану привязана жестко. В свою очередь, четвертая в мире французская компания Total намерена активизировать свою деятельность в регионе Каспия.

Покинувшая в прошлые годы Казахстан норвежская Statoil возвращается назад. Причем в руководстве этой компании говорят, что тот уход был большой ошибкой. Норвежские нефтяники считают себя специалистами по морским операциям и хотели бы получить в разработку нефтеносные блоки на Каспии.

Вообще Казахстан намерен в своем секторе выдать порядка 200 блоков, и по 36 из них договоренности уже достигнуты. Трудно не соглашаться с условиями Астаны, когда конкуренция среди желающих поработать с местными углеводородами увеличивается.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ