Время выбора
14.10.2004. Время
(Казахстан)
Жармахан Туякбай, спикер Мажилиса,
заместитель председателя партии “Отан”
Пожалуй, еще задолго до 19 сентября мало кто сомневался,
что парламентские выборы-2004 станут незаурядным политическим событием, далеко
выходящим за рамки, по сути, достаточно обыденной ротационной процедуры.
Предчувствия во многом оправдались. И сегодня, когда подведены итоги второго
тура голосования, уже имеются все поводы оценить значение и некоторые возможные
последствия прошедших парламентских выборов для казахстанского общества.
Действительно, для того чтобы ожидать дату выборов с
большей надеждой, были все основания. Экономика страны на подъеме, ее суммарный
прирост за минувшие пять лет превысил 50 процентов. Все чаще стали находить
применение энергия и инициатива людей, вырос жизненный уровень населения,
сдвинулся с мертвой точки воз социальных проблем. А в последние годы всем этим
явлениям сопутствует еще одно, не менее отрадное: с каждым годом зримо растет
политическая активность казахстанцев. При этом митинговый нигилизм все увереннее
вытесняется подлинными проявлениями гражданского неравнодушия и осознанной
конструктивной общественно-политической позиции, что приводит сотни тысяч людей
в ряды политических партий и их электорат. В последние месяцы перед выборами
заметно оживились и сами политические партии, стараясь откликаться на самые
злободневные чаяния граждан.
Все эти идущие в основном «снизу» предпосылки для
активизации демократического развития нашей страны не могли не привлечь внимание
руководства республики. Как следствие, прозвучало памятное выступление главы
государства на 7-м съезде партии «Отан», обозначившее основные направления
политической модернизации Казахстана: расширение реальных контрольных полномочий
парламента и маслихатов, повышение роли политических партий, становление
местного самоуправления. А незадолго до этого парламент внес принципиальные
коррективы в Закон «О выборах», призванные воспрепятствовать вмешательству
исполнительной власти в выборный процесс, обеспечить его честность и
прозрачность.
Несложно увидеть, что в таких условиях выборы в мажилис
приобретали совершенно исключительное значение. При этом важным становился не
столько выбор между партиями, сколько ответ на другой, поистине гамлетовский по
своей судьбоносности вопрос: будут ли выборы-2004 действительно справедливыми и
подконтрольными обществу? Ответ «да» будет означать реализацию накопившихся
предпосылок демократизации государства, сообщит мощный импульс к качественному
развитию общества, обозначит принципиальный рубеж в жизни всей страны…
Однако теперь, когда есть возможность обобщить отчеты
наблюдателей, свидетельства очевидцев, данные опросов «экзит полл», информацию
Генпрокуратуры и многочисленные собственные впечатления, я убеждаюсь, что ответ
получается отрицательным. Имеются все основания утверждать: выборы в мажилис 19
сентября сопровождались массовыми нарушениями прав избирателей. Наблюдателями
зафиксированы многочисленные конкретные случаи несоответствия действительности
списков избирателей, агитации в день выборов, манипуляции с протоколами подсчета
голосов и т. д. Все казахстанцы стали свидетелями крайней пристрастности средств
массовой информации в освещении предвыборной кампании (что лишний раз говорит о
необходимости законодательно обеспечить прозрачность рынка масс-медиа). Но
совершенно ясно, что эти и подобные факты, поддающиеся обнаружению и
подтверждению, являются лишь видимой верхушкой айсберга. Гораздо печальнее
обобщающий вывод: весь выборный процесс-2004 прошел в атмосфере непрерывного
давления на волеизъявление избирателей и работу избирательных комиссий со
стороны исполнительной власти на местах - давления разнообразного и многоликого,
скрытого и явного. Благо в «арсенале воздействия» местной исполнительной власти
всегда имелись сотни соответствующих приемов и возможностей - от намеков
различной степени «убедительности» до открытого шантажа и угроз.
При этом приходится признать: масштабы вмешательства
были таковы, что оно не могло не оказать существенного влияния на итоги
народного волеизъявления.
Возможно, инициаторы и исполнители такого рода указаний
до сих пор не задумываются над последствиями своих преступных действий. Между
тем не будет преувеличением сказать: так проведенные выборы несут в себе
поистине разрушительный заряд, угрожающий самим основам демократического
развития нашей страны.
Прежде всего - и для меня как юриста и законодателя это
особенно важно - после 19 сентября возникает реальная угроза дальнейшего
снижения общественного доверия к власти, роста гражданской апатии и всеобщего
правового нигилизма. Бывает ли иначе, если примеры угодливого и циничного
нарушения законов государства, попирания освященного Конституцией избирательного
права граждан подают сами представители власти? Не нужно быть прорицателем,
чтобы увидеть и другое далеко идущее последствие - возникновение новых
препятствий для развития казахстанского парламентаризма. Избранный с применением
незаконных методов парламент неизбежно оказывается на «коротком поводке» у
исполнительной власти. Это низводит высший законодательный орган к роли
покладистого «законооформителя» идей правительства, намного снижает возможности
представителей народа отражать в своей деятельности заботы и интересы
казахстанцев. В таких условиях велика вероятность, что весь пройденный нами,
парламентариями, многолетний и непростой путь гражданского возмужания может
оказаться попросту перечеркнутым, а дисбаланс в реализации конституционного
принципа «сдержек и противовесов» системы власти еще более усилится.
Соответственно, пока придется забыть и о возрастании роли политических партий
республики.
И все же главной жертвой выборов-2004 в долгосрочном
плане является именно партия-победительница. Если многие другие политические
партии потеряют стимулы совершенствовать свою работу по причине беззастенчивого
противодействия со стороны «административного ресурса», то «Отан», напротив,
неизбежно лишится этих стимулов в силу безудержной доброжелательности
исполнительных структур всех уровней. А жаль. На мой взгляд, «Отан» провел
неплохую, вполне искреннюю предвыборную кампанию - впервые в столь массовом
порядке пошел в народ, предложил избирателям конкретную и реальную предвыборную
программу. Опираясь на самый большой среди других партий практический опыт, на
наличие множества ярких личностей и огромный авторитет президента страны, очень
многие «отановцы» обоснованно рассчитывали на полноценный успех на парламентских
выборах - пусть не овеянный стахановскими показателями полученных голосов, но и
не омраченный шлейфом обвинений и подозрений. Только такие выборы, рождая
чувство самоуважения, могли способствовать начавшемуся качественному обновлению
партии, ее постепенному уходу от казенно-административных методов
пропагандистской работы. В ходе многочисленных предвыборных поездок по стране мы
ощутили неподдельные симпатии и интерес к «Отану» со стороны многих тысяч
казахстанцев - равно как в деятельности самого «Отана» начали угадываться еще
очень хрупкие контуры подлинно самостоятельной парламентской партии, способной к
настоящей политической конкуренции... Организаторы «19 сентября» распорядились
по-своему.
К сожалению, гнетущую атмосферу сегодняшнего
разочарования сгущает и поведение власти после выборов. Мы стали свидетелями
умолчаний, лжи, неуклюжей и неуместной подмены понятий.
Между тем с каждым днем становится все очевиднее, что в
обмен на очередные внешние показатели своего могущества исполнительная власть
страны принесла слишком большие жертвы. Вместо надежды - разочарование, вместо
консолидации - раскол и взаимная подозрительность. Вместо гордости за мой
Казахстан - чувство стыда и неловкости. И сегодня молчать об этом означает еще
больше усугублять сложившуюся ситуацию.
Вот почему, не подвергая сомнению профессиональные и
человеческие достоинства избранных депутатов, я считаю своим гражданским долгом
присоединить свой голос к голосам тех, кто убежден: выборы-2004 превращены в
недостойный нашей страны фарс. Как следствие, я обращаюсь к главе государства с
просьбой инициировать и проконтролировать работу по расследованию противоправных
действий представителей исполнительной власти в ходе выборов в мажилис и
привлечению виновных к ответственности.
Хочется надеяться, что в результате те, кто надругался
над совестью народа, уже очень скоро получат свой неизбежный исторический урок.
И тогда, в эпоху «после 19 сентября», все мы в чем-то станем уже совсем
другими.
|