Диаспора и геополитика
Двойное гражданство не миф.
В.Михайлов
Идею о введении двойного гражданства между Украиной и
Россией высказал премьер-министр Украины Виктор Янукович. И хотя это выглядело,
как предвыборный шаг, но идея была услышана и поддержана Президентом России
В.В.Путиным. Он обратился к спикерам Госдумы РФ и Совета Федерации Б.Грызлову и
С.Миронову с просьбой начать работу с украинской стороной по подготовке
необходимых документов для введения двойного гражданства России и Украины.
И вот поступило сообщение, что в Госдуме создана
рабочая группа для обсуждения соглашения о двойном гражданстве между Россией и
Украиной. Об этом сообщил журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов во вторник, 9
ноября 2004 года. По его словам, возглавляет рабочую группу глава думского
комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Кокошин.
Спикер пояснил, что сегодня на Совете Думы обсуждался
персональный состав рабочей группы. Вместе с тем он отметил, что "работа уже
идет". Грызлов также сообщил, что хотя вопрос заключения соглашения относится к
компетенции исполнительных органов власти, парламентарии активно сотрудничают с
МИД, МВД и своими украинскими коллегами.
Идея двойного гражданства граждан стран СНГ давно
поднималась лидерами русских общественных объединений этих стран. Ещё в
1993-1994годах Республиканское славянское движение «Лад» в Казахстане
инициировало и провело сбор подписей под обращением к главам государств СНГ о
подписании двусторонних соглашений по принятию двойного гражданства. Было
собрано около полумиллиона подписей. За двойное гражданство высказались не
только русские, но и представители многих национальностей республики, в том
числе и казахи. Обращение, с копиями подписей, было направлено Президентам
России, Казахстана, Украины и Белоруссии. Но никакой реакции с их стороны не
последовало.
Может быть, подписание двустороннего соглашения между
Россией и Украиной послужит примером для остальных. Но будет ли оно
ратифицировано Вэрховною Радою Украины, если на президентских
выборах победит В.Ющенко – большой вопрос!
Лукашенко не верит в разговоры о двойном гражданстве
04.11.2004.,РИА
"Новости"
Белорусское руководство пока не рассматривает варианты
двойного гражданства Белоруссии и России. Об этом президент Белоруссии Александр
Лукашенко заявил в четверг журналистам. "Пока это только разговоры, в которые я
не верю", - сказал Лукашенко.
По его словам, чтобы пойти на создание абсолютно равных
прав для граждан обоих государств на территории Белоруссии и России, не готова
прежде всего Россия.
"Я думаю, что в России сегодня не готовы, чтобы белорусы
пользовались всеми теми же правами - политическими, экономическими, что и сами
россияне", - сказал Лукашенко. Он добавил, что гражданство должно быть
равноправное.
"Не должно быть ни в России, ни в Белоруссии
второсортных граждан", - сказал Лукашенко.
Штаб Януковича подал законопроекты по русскому языку и двойному гражданству
04.11.
2004., Українськi Новини
Центральный избирательный штаб кандидата в Президенты,
премьер-министра Виктора Януковича заявляет о намерении в сжатые сроки закрепить
законами инициативы Януковича об официальном статусе русского языка и двойном
гражданстве. Об этом сказал руководитель штаба Януковича Сергей Тигипко,
сообщают "Українськi Новини".
В частности, Тигипко сказал, что депутатами уже
разработан и подан в Верховную Раду законопроект о принципах русского языка,
который, в частности, предусматривает возможность обучения детей в школе на
русском языке, преподавания в вузах на русском языке по желанию студентов, а
также возможность граждан общаться с властью на русском языке.
Тигипко подчеркнул, что этот законопроект абсолютно не
притесняет права украинского языка как государственного.
Он также подчеркнул, что Янукович, разговаривая на
украинском языке, показывает на личном примере необходимость изучения и умения
общаться на украинском языке для восточных регионов.
Тигипко также заявил о намерении штаба способствовать
скорейшему законодательному закреплению двойного гражданства.
Он высказал мнение, что законопроект, разрешающий
двойное гражданство, может быть уже принят Радой до второго тура президентских
выборов.
Тигипко, анализируя результаты первого тура выборов,
заявил, что штаб доволен этими результатами и считает, что они позволяют
рассчитывать на победу Януковича во втором туре.
Тигипко отметил, что результаты голосования первого тура
показывают, что Януковича поддержала часть "левого электората", чему
способствовала социально направленная программа правительства Януковича, а также
налаживание конструктивных отношений с Россией и конструктивный подход к решению
языковой проблемы и вопроса двойного гражданства.
Он также заявил, что штаб Януковича прогнозирует
поддержку Януковича во втором туре большим количеством "левого электората".
Как сообщало агентство, Янукович выступил с предложением
предоставить русскому языку статус официального и ввести институт двойного
гражданства.
Мурат Ауэзов: “Началось великое переселение!”
09. 11.2004.,
Навигатор
Гимран
ЕРГАЛИЕВ
- Мурат Мухтарович, какое,
по вашему мнению, положение занимает Казахстан в изменившемся мире?
- Я об этом говорил
неоднократно, в программах всех существующих партий Казахстана совершенно не
обозначено их понимание внешнеполитической ситуации, нет внятного осмысления
геополитического и геостратегического положения, в которых оказалась республика,
да и вся Центральная Азия.
Нет концептуального
осмысления феномена ЦА, противостояния супергигантов современного мира США и
Китая на этой территории. Кстати, известный американский политолог Збигнев
Бжезинский писал, что Казахстан является зоной перехлеста этих двух
держав.
Что касается позиции
Америки, то мы должны особенно внимательно отнестись к ней в связи с тем, что
президент Буш переизбран. А если бы к власти пришли демократы во главе с Керри,
то они, вероятно, сделали бы какие-то выводы, хотя бы из иракской кампании.
Опять же надо понимать, что
ни одна крупная внутриполитическая проблема Казахстана не может быть сейчас
по-настоящему осмыслена, как сущностная актуальная проблема без учета
внешнеполитического фактора – той самой геополитической ситуации или реализуемых
на деле, очень последовательно, очень умело, интересов этих супергигантов,
которые очень внимательны к нашему региону.
Считаю, что к
геополитическому положению страны невнимательно относятся не только политические
партии, но и внешнеполитическое ведомство республики. Концепция внешней
политики, когда она создавалась, не обсуждалась в научных кругах, не прошла
экспертизы партий. А ведь такая концепция должна быть фундаментальной, не
подверженной девальвации меняющейся ситуации. На мой взгляд, мы не имеем сейчас
такой концепции. Разумеется, я могу предположить, что МИД может иметь не
декларируемую идеологию, что совершенно естественно с точки зрения
функционирования государства, оно может иметь некую сокрытую доктрину внешней
политики, но у меня возникают серьезные опасения, что такой доктрины нет. Если
бы она была, мы бы ощущали ее логику, ее проявление, ее результаты. Полагаю,
такой концепции выстраивания внутренней линии на фундаментально принципиальной
основе по отношению к супердержавам у нас пока нет.
Понятно, что США, как и
Китай, и Россия, имеют свои интересы, логичным продолжением которых является
внешняя политика.
Они обладают достаточным
опытом существования в качестве зрелого государства, чтобы отстаивать свои
интересы разными методами - от насильственных до закамуфлированных.
Если мы серьезное
государство, а я считаю, что мы должны быть таковым, то нам надо отстоять идеалы
свободы, независимости и демократии.
- На что можно опираться
нам, чтобы выстоять, не прогнуться под напором внешних сил?
- В первую очередь, нужно
консолидироваться, за счет понимания нашего положения в мировом развитии. Мы
должны осознать ту геополитическую ситуацию, которая есть. Если бы об этом стали
говорить открыто и компетентно, то мы, как общество, могли бы найти консенсус по
многим вопросам, включая встречные шаги как со стороны демократической
оппозиции, так и со стороны власти.
Это чрезвычайно важный
момент, надо смотреть правде в глаза, имея в виду огромную заинтересованность в
наших недрах и не только в них великих соседей. Мы не должны исключать и такой
вариант, когда США и Китай, в некоторых ситуациях, начнут выяснять свои
отношения, как на ринге, на несобственной территории, допустим, в сфере
торговли, финансов.
Россия тоже может
включиться в эту борьбу. Я отдаю предпочтение политике Путина, потому что он
строит Россию, которая сумеет вернуть себе престижное место в геополитическом
раскладе государств-гигантов. Тенденции такого плана явно намечаются. Но и мы,
Казахстан, должны внимательно следить за этими движениями, в чем-то проявлять
солидарность, а в чем-то настораживаться, помня колонизаторский характер России,
если она будет проявлять грубое имперское отношение к партнерам.
- В нашем обществе есть, и
мы это ощущаем, группы проамериканские, есть пророссийские, а есть ли люди,
настроенные прокитайски. Как вы думаете?
- Невнятное отношение к
Китаю, полагаю, связано с отсутствием информации, знаний об этой стране. Мы
догадываемся, что Китай динамично развивается, ощущаем громаду политического
субъекта. Поэтому можно предположить, что, возможно, есть и такие группы, ведь
часто приходится слышать, особенно, от людей пожилого возраста: какие молодцы
китайцы, как они сумели органично, не прерывая связи с прошлым, модернизировать
свою политическую и экономическую систему. Нет той драматической прерывности,
которую сейчас ощущает постсоветское пространство и которая дает ощущение
неопределенности. В этом смысле прокитайские настроения тоже не
исключаются.
Что касается самого Китая,
то народ там целеустремленный, направленный на наш регион, можно сказать,
Поднебесная преследует фундаментальные цели, ориентируясь на северо-западное
направление.
Мы должны видеть это. При
этом не стоит воспринимать супердержавы Америку, Россию, Китай как некую
данность, с которой мы смирились. Нам нужна внутренняя состоятельность, как в
Дао, чтобы не бояться большой волны, чтобы уметь ее оседлать и использовать ее
энергию. Это элементарное древнее искусство внешней политики - считаться с
неотвратимыми фактами и в то же время не терять контроля над управлением им. Для
этого мы должны быть мобилизованны.
У Китая огромное количество
проблем. И главными являются демографическая, земля и вода. Когда вы летите над
Китаем, то видите, как мало там земель, пригодных для жизни людей. Посмотрим
вокруг - на севере Россия, куда, кстати, идет активное проникновение китайского
элемента. В Биробиджане построен даже завод по производству палочек для
еды.
На востоке океан, на
юго-востоке - густо населенная территория. Юг - горы, а китайцы, как равнинные
жители, не могут подолгу находиться там, к примеру, воинский и чиновничий
контингент на Тибете периодически меняется, люди не выдерживают высокогорья,
поэтому не может быть речи, чтобы заселить горную местность большим количеством
китайцев. Остается северо-запад.
Сейчас идет большая
переброска китайцев из внутренних районов в Синьцзян, эту территорию мы называем
Восточный Туркестан. Китайцы не любят, когда употребляют термин Восточный
Туркестан, а “синьцзян” в переводе означает “новая земля”. Китай начал
присоединять эти земли с 1721 года.
И сейчас идет переселение
туда большого количества ханьцев, собственно китайцев, под разными предлогами,
например, называют контингент производственно-строительной бригадой, а на самом
деле это целые дивизии. Одна из таких бригад занимает город Ши-хо-цзе - это
миллион человек, мужчин и женщин, которые в течение суток могут превратиться в
действующую армию. И таких дивизий 19, и они подчиняются только
Пекину.
Теперь китайцы создают
особый привлекательный образ Синьцзяня как развлекательного центра, развивают
сеть казино, привлекают людей доступностью женщин, ловцы удачи устремляются
туда, посмотрите, как выросли и развились Урумчи и Хоргос. Создается особый
льготный режим, чтобы туда переезжало много молодежи. Тем самым в последнее
время резко возросло количество ханьцев в регионе. Съездите и посмотрите.
При этом стоит отметить,
что китайцы не замечают, не видят в упор, что рядом с ними живут другие народы с
другими традициями. Что касается культурных особенностей национальных меншинств,
а их 53, то идет процесс ассимиляции. Сохраняются лишь маленькие деревни в
качестве этнографических музейных экспонатов. То же самое происходит с уйгурами
и казахами, наиболее многочисленными жителями Восточного Туркестана. С этого
года в Синьцзяне нет ни одной школы с преподаванием на казахском или уйгурском
языке. Все образование ведется на китайском.
При этом китайцы абсолютно
убеждены, во всяком случае, на среднем уровне управленческой элиты, что они
делают благое дело для нацменьшинств. Такая у них концепция - превратить их в
полноценных граждан Китая, как в свое время создавали советский
народ.
При этом ханьцы делают это
искусно, щедро и с терпением, например, выпускают словари китайско-уйгурские,
ставят выходцев на руководящие посты. Однако, одно дело - декларируемая
официальная политика и другое дело - как она претворяется на местах. В общем,
когда такая огромная масса китайцев начинает дело, то она знает только свой
императив, свой интерес.
Так, в пещере тысячи Будд,
где формировался буддизм, есть потрясающие фрески, это шедевры. Во время
культурной революции и сейчас китайцы стирают лица с фресок, потому что там
изображены носатые, волосатые образы, это не китайский антропологический тип. Их
душа комфортно себя ощущает, когда нет рядом ликов древних жителей этой
земли.
Могу привести сотни
примеров, когда китайцы вот так незатейливо, не особенно обременяя себя
психологическими комплексами, стирают с лингвистической карты один язык за
другим, одну культуру за другой.
То, что сейчас происходит в
Синьцзяне, - это подготовка плацдарма для последующего броска на территорию
Центральной Азии и Казахстана. Мы должны это прекрасно понимать и смотреть
правде в глаза.
Процесс этот многомерен,
что-то регулируется государством, что-то объективно стимулируется, например,
какие торговцы, какие компании пойдут на северо-запад. Для их проникновения
создаются целые системы. Можно говорить, что началось великое
переселение.
Однако, даже я как китаист
и прочее, и прочее ждал, что наступление начнется с востока. На самом деле, что
касается Казахстана, наращивание присутствия китайцев началось с запада, с
Актюбинской области, туда пришли первыми китайские нефтяники.
Возьмем проект
строительства нефтепровода в Китай, общество до сих пор не знает ничего о точном
маршруте, была ли проведена экологическая экспертиза, историко-археологическая
экспертиза, как будут защищены наши древности, как будет защищена наша природа,
как будут защищены маршруты миграции сайги?
Недавно в ходе экспедиции в
Атыраускую и Мангыстаускую области я был и на нефтяных месторождениях. Наши
земляки, работающие на американскую компанию FIOC, рассказывали, что эта фирма,
имея доступ к нашим геологическим картам, владея информацией о перспективных
месторождениях, по дешевке скупила их.
А наш “Казмунайгаз”
работает на месторождениях, которые скоро истощатся, сообщили мне специалисты,
нефти там осталось лет на 10-15.
На днях прошла информация,
что китайская компания Sinopec приобрела компанию First International Oil
Company (FIOC), у которой имеются нефтяные активы в Атырауской области.
И получается: все, что
перспективно у FIOCа, закупили китайцы.
Обратите внимание, при
заключении контракта с FIOC преступно невежественные чиновники (а может быть,
подкупленные) не учли интересы государства Казахстан. Как говорится, врагу
такого не пожелаешь, но это произошло.
Что значит освоение
месторождения и прокладка нефтепровода? Это привлечение дополнительных
строительных кадров, помимо нефтяников, им потребуется охрана нефтепровода, еще
китайцы не едят другой пищи кроме своей, значит, понадобятся повара, они лечатся
только своими национальными медицинскими средствами, понадобятся врачи, и т.д. и
т.п.
Это дает Китаю грандиозный
шанс легализовать свое массовое физическое присутствие на территории Казахстана,
начиная с западных краев.
Почему об этом молчат наши
партии, общественные движения, государственные деятели?
Должен подчеркнуть, китайцы
- большие мастера, у них замечательная улыбка, они находят ласковые слова, и на
микроуровне, допустим, на таможне, границе, они легко решают все проблемы. Как
пройти, что провезти. Да и у меня хорошие дружеские отношения со всеми послами
Китая в Казахстане, есть друзья в среде политиков и ученых.
Однако поток товаров из
Китая столь велик, что кажется, у властей нет понимания реальных масштабов
проникновения китайцев на территорию Казахстана.
Это не только проблема
Казахстана, она и центральноазиатская, и российская. Вот откуда должно
произрастать искусство выстраивания внешних отношений.
Мы с Россией должны
сотрудничать по водной проблеме. Возьмем Черный Иртыш, который берет начало в
Китае, она основной поставщик воды для Иртыша, а там построено водохранилище.
Это общая проблема. А на Или построено два водохранилища. Таким образом, Китай
может регулировать подачу воды.
Россия нынче тоже
переживает период потери чувствования своих фундаментальных интересов. Мы должны
друг другу напоминать об этом.
Искусство выстраивания
внешней политики заключается в том, что нам ни в коем случае нельзя быть
проамериканскими, прокитайскими или пророссийскими.
Например, как в Киргизии,
где президент Аскар Акаев ведет прокитайскую политику, или в Узбекистане
присутствует проамериканская ориентация Ислама Каримова.
Надо выстраивать свою
собственную зрелую внешнеполитическую концепцию.
Именно об этом я говорил на
встрече с президентом. Пресса обратила внимание только на китайский фактор, но
упустила вторую часть, где я говорил и о создании системы балансов, что
сбалансировать Китай в евразийском пространстве может только Индия. Она точно
так же динамично развивается, с ней у нас нет общих границ, что
хорошо.
С Индией надо выстраивать
особые отношения и не отодвигать ее на 3-4-е ряды наших внешнеполитических
приоритетов. Нужно умело использовать известные противоречия между Индией и
Китаем. Это один из способов выстраивания грамотных действий во внешней
политике.
Вот вы спрашивали, что
нужно нам, чтобы сохраниться, выстоять?
Повторюсь, внутренняя
консолидация общества - это единственная форма. Ее не нужно бояться ни власти,
ни оппозиции. Стремление к консолидации предполагает консенсусы, консенсусы не
могут быть нарочитыми, их надо базировать на анализе как внутренней, так и
внешней ситуации.
Я уверяю вас, если
спокойно, не экзальтированно посмотреть на внешнюю ситуацию, на
причинно-следственные связи нашей внутренней ситуации от геополитической
ситуации, мы бы нашли хорошее обоснование для консенсуса в
обществе.
Даже эта ситуация с
политическими конфликтами, которая происходит на наших глазах, в значительной
мере результат осуществления сценария игроков внешнеполитических. Я вас в этом
уверяю.
Есть древнекитайские
побасенки с глубоким смыслом. В одной из них идет речь о том, как в очередной
военный поход на соседей собрался герой-царек. Вероятно, это период
троецарствия, когда создавалось китайское государство. Ему мудрец говорит,
представь себе улитку, два ее рожка, а на них два государства, которые между
собой воюют, так вот, то, что ты сейчас делаешь, - это похоже на воюющие
государства на рожках у улитки.
Наши партийные раздрайчики,
страсти напомнили мне эту побасенку.
Консенсус также строится на
взаимопонимании, сначала надо понять друг друга, понять - значит простить. В
какой мере мы можем понять друг друга и что мы можем простить? Я говорю о
политических силах.
Во всяком случае,
поговорить об этом можно и нужно и подталкивает к этому реальное понимание
внешних контекстов, в которых существуем.
Если мы проигнорируем
внешние контексты, то превратимся в пауков в банке. Тогда у нас не будет ни
выхода, ни перспективы.
|