В Беларуси вырастут цены на импорт
Белорусская газета, 2 ноября 2004
г.
Ярослав Романчук
В 2005 году нас ждет рост цен на импорт. Правительство
решило, что из трех дополнительно заработанных рублей белорусы два тратят на
импортные товары, а это много. Анализ состояния потребительского рынка наверняка
подвигнет правительство на применение стандартного набора мер: повышение
таможенных пошлин и усиление нетарифного регулирования. Рост импорта стал
головной болью правительства. Не для того оно активно стимулирует производство,
чтобы потом бюджетные деньги оседали в карманах зарубежных компаний. Недавно
Комитет госконтроля проанализировал состояние импорта потребительских товаров и
сделал вывод: дешевым импортом частные компании и индивидуальные предприниматели
разрушают внутренний рынок. Рекомендации - «упорядочить», «прекратить» и
«запретить».
Правительство озабочено тем, что несмотря на рост
давления на частный сектор, доля розничного товарооборота, формируемого
индивидуальными предпринимателями, увеличилась с 31,4% в 2001 г. до 38,4% в
первой половине 2004 г. В сумме индивидуальные предприниматели поставляют в
Беларусь около 60% всего импорта приблизительно на $1,3 млрд. По официальным же
данным, они не являются основными импортерами: в 2003 г. ввезли из дальнего
зарубежья товаров на $88,8 млн., из России -- на $129,9 млн. Все остальное - это
неучтенный нал на оплату неучтенного товарооборота.
Закон не запрещал индивидуальным предпринимателям
ввозить товары третьих стран из России без таможенного оформления и уплаты
таможенных платежей. Это положение стало источником обогащения многих
предпринимателей. Так, в 2003 г. из общего объема импорта из России товаров
третьих стран ($14,7 млн.) более 60% ($9 млн.) приходилось на долю 30
индивидуальных предпринимателей. КГК подсчитал, что льгота по ввозу данных
товаров превысила $3 млн., а сумма уплаченного ими единого налога -- около $150
тыс. Для легализации товаров из третьих стран в Беларуси используются
фирмы-однодневки, ввоз товара предпринимателями в качестве физических лиц и
занижение фактурной стоимости.
Работу схем по «минимизации» таможенных платежей
иллюстрирует пример фирмы Д. Эта компания сама ничего не импортирует, а около
90% всех товаров покупает у двух посреднических структур, также не являющихся
прямыми импортерами. Они получают товары еще через одно звено - резидентов РБ,
тоже не импортеров. А те в свою очередь приобретают товары либо от
фирм-однодневок, либо по фиктивно оформленным документам с реквизитами реально
работающих фирм, не имеющих никакого отношения к данным поставкам.
Товарами, ввезенными в страну без уплаты таможенных
пошлин, торговали и крупные столичные универмаги. По оценке Государственного
таможенного комитета, потери бюджета только в 2003 г. составили $50-100 млн.
Сопоставление данных об импорте товаров из России с потреблением домашних
хозяйств демонстрирует, что в 2003 г. потребление превысило официальный импорт
на $256,4 млн. Исходя из усредненной таможенной ставки в 10% и НДС в 20%, потери
бюджета можно оценить в $80 млн. Вся эта продукция продается под фальшивыми
сертификатами качества и является формально незаконным оборотом нелегально
ввезенных товаров.
Из 1106 проверок КГК в первом квартале этого года
подобные нарушения были установлены в 923 случаях (83%). По сути, белорусская
торговля вынуждена нарушать закон. В результате торговые организации и
предприниматели экономят потребителям большие суммы. Причем нарушения допускают
не только торгующие организации, но и сами органы сертификации, превращая в
пародию систему защиты здоровья белорусских потребителей.
В такой ситуации госорганизации торговли, отраслевые
министерства выступают не за снижение налогов, приватизацию сектора и отмену
бессмысленных мер нетарифного регулирования, а за увеличение ставок ввозных
таможенных пошлин, особенно на продукты питания. При огромных дотациях сельскому
хозяйству и декларируемой приоритетности этого сектора впечатляет рост импорта в
2003 г.: картофеля - на 440%, капусты - 470%, моркови и свеклы - 275% и 92%. С
2000 г. импорт свинины вырос в 5 раз, готовых консервированных мясопродуктов - в
5,5 раза, кондитерских изделий - 3,8 раза и т.д. Аналогичная ситуация
складывается и с другими важными товарами (например, удельный вес продаж
медикаментов и химико-фармацевтической продукции белорусского производства в
общем объеме реализации составляет всего 20%).
КГК делает вывод, что «отечественные производители не
готовы к работе в условиях отсутствия мер жесткого тарифного регулирования», а
«принимаемые в последние годы на различных уровнях меры по созданию преференций
для отечественных товаров не дали ощутимого результата», и призывает принять
меры «по реализации политики импортозамещения, а не импортовытеснения». Однако
потенциал импортозамещения мизерный. Объем продукции, произведенной в 2003 г. в
рамках целенаправленного импортозамещения, составил лишь 1,8% от объема импорта,
а объем экспорта такой продукции - около 1% объема экспорта.
Справка:
В 2003 г. розничный товарооборот в РБ вырос на 9,9%,
составив 14,6 трлн. рублей. Объем торговли потребительских товаров - 10,3 трлн.
Тенденция стремительного роста этого показателя продолжается уже четвертый год:
за 8 месяцев т.г. рост почти на 12%. На внутреннем рынке 75% товаров (7,75 трлн.
рублей) продано отечественными производителями. Импорт потребительских товаров в
2004 г. вырос до $1,86 млрд. Во внешней торговле сальдо по потребительским
товарам все равно положительное - $535,9 млн. (экспорт - $2,4 млрд.). Прирост
розничного товарооборота в прошлом году на 60% обеспечен продажей импортных
товаров. Правительство не возражает против импорта товаров, которые в Беларуси
не производятся. Таких товаров в 2003 г. ввезено на $500 млн. (27% от общего
импорта потребительских товаров). А вот к товарам, которые в Беларуси, по мнению
властей, производятся в достаточном количестве, «импорт аналогов может быть
оценен положительно лишь при условии, если он создает здоровую конкуренцию
белорусскому производителю. В противном случае импорт негативно влияет на
экономику, порождая диктат уровня цен на внутреннем рынке со стороны зарубежных
производителей, сокращение национального производства, появление безработицы».
Например, КГК считает «экономически небезопасным» существующий объем импорта
мяса домашней птицы (в 2003г. удельный вес импорта к национальному производству
составил 28%), свинины (28%), мыла (62%), моющих средств (217%), ткани (28%),
обуви (19%), бытовых часов (37%), радиоприемников (128%). Между тем в первом
квартале 2004 г. объем производства свинины в Беларуси сократился на 7%, а
импорт вырос на 50,6%. По крепким спиртным напиткам соотношение составило минус
7% наших при росте импорта на 11%, по бытовым часам - 37% и 113%, по
радиоприемникам - 47% и 510%. 64% всей торговли идет через магазины, 36%
реализуется предпринимателями и физическими лицами. При этом магазины в конце
2003г. продавали 88% продовольственных товаров и 75% непродовольственных товаров
отечественного производства. К апрелю 2004 г. эти доли сократились
соответственно до 85% и 67%.
Следует ждать роста тарифов и новых нетарифных мер,
отмены порядка импорта и торговли индивидуальными предпринимателями, ужесточения
контроля за товарами, продаваемыми через газеты объявлений и Интернет, нового
порядка сопровождения импортной продукции и сертификации товаров. Начнется
очередная зачистка предпринимательства. Самые сильные останутся и будут
вынуждены увеличить размер взяток и «откатов». Для потребителей итог очевиден -
рост цен, сокращение ассортимента импорта и навязывание менее качественной
белорусской продукции. Беларусь еще больше отдалится от вступления в ВТО.
Увеличится вероятность торговых конфликтов с Россией и Украиной. Провисает и
проект создания ЕЭП.
|