Миротворческий механизм в Приднестровье выработал ресурс
Время новостей, 5 ноября 2004
г.
Наталья
Приходко
Приднестровский МИД предложил вчера Молдавии создать
«межгосударственную ассоциацию», признав, что такого образования еще не было в
истории. Подробности Тирасполь объявит позже, вероятно после проведения в начале
2005 года референдума по независимости. Пока же обстановка в регионе остается
напряженной. В интервью глава миссии Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Республике Молдавия Уильям ХИЛЛ рассказывает,
как вывести из тупика переговоры по Приднестровью.
- Посредники призвали стороны возобновить переговоры в
традиционном пятистороннем формате - Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина,
ОБСЕ. Но Кишинев отказывается от диалога с Тирасполем. Что делать?
- По предложению председателя ОБСЕ Соломона Паси в
первой половине ноября пройдут консультации представителей сторон и посредников
в болгарском городе Варна. Действующий пятисторонний формат сложился объективно,
хотя и стихийно. Главное, чтобы он обеспечивал продвижение переговоров. Этому
помогло бы подключение к переговорам в той или иной форме всех игроков региона.
- Не должен ли Евросоюз ввести в отношении отказавшегося
от переговоров Кишинева те же санкции, что действуют против руководителей
Приднестровья?
- Евросоюз принимает свои решения сам. Каждая из сторон
оправдывает свои действия контрмерами, предпринятыми на другом берегу Днестра. В
результате возникают все новые проблемы - закрываются школы, делится железная
дорога и т.д. Резко увеличилось число разделяющих страну шлагбаумов и
контрольных постов. Этот порочный круг нужно разорвать. Необходимо возобновить
рабочие контакты для разрешения накопившихся вопросов, важно обсудить дальнейший
ход переговоров по приднестровскому урегулированию, которое по-прежнему в
тупике. Посмотрим, что дадут ноябрьские консультации.
- Евросоюз обещал содействовать укреплению
приднестровского участка молдавско-украинской границы. Тем самым ЕС поддержал
усилия Кишинева по блокированию приднестровских грузопотоков и на украинском
направлении. ОБСЕ не будет протестовать против таких односторонних
дискриминационных действий?
- Я не согласен с тем, что речь идет исключительно о
стремлении заблокировать приднестровские грузопотоки. В вопросе обеспечения
эффективного контроля границ в этом регионе интересы стран - членов ЕС и ОБСЕ
совпадают. Никто из нас не заинтересован, к примеру, в продолжении торговли
«живым товаром» из Молдавии и Украины или наркоторговли, которая идет из Средней
Азии через Россию, или незаконной продажи оружия из-за неподконтрольности
здешних границ. Хорошо, если конфликт в Приднестровье удастся урегулировать, и
местные предприятия подключатся к мировой экономической системе, подчиняясь
общепринятым нормам, в том числе в сфере производства и торговли оружием. И
совсем иное, когда мы почти не имеем информации о ситуации в Приднестровье и не
можем на нее повлиять.
- Тирасполь еще в прошлом году предложил послать
контрольную миссию ОБСЕ в Приднестровье.
- О, это прекрасная инициатива! Но как говорят
англичане, дьявол таится в деталях. Ничто не мешает приднестровцам подготовиться
к приезду инспекции, продемонстрировав ей потемкинские деревни. Известно, что в
советское время некоторые здешние предприятия производили оружие. Они с успехом
могут это делать и сегодня. Как это проконтролировать? В рамках ОБСЕ в Вене
сейчас разрабатывается концепция эффективного контроля границ всех
стран-участниц. Но добиться объединения усилий непросто, ведь в разных
государствах - разные контрольные системы.
- Вы говорили, что нынешняя миротворческая операция с
участием российского, молдавского и приднестровского контингентов вполне
эффективна, но может быть организована еще лучше при активном подключении к ней
международных структур. Однако Запад так и не преодолел проблему Ирака,
Афганистана, Косово. Сможет ли он усовершенствовать здешний миротворческий
механизм?
- Нельзя сравнивать яблоко и клюкву. Названные вами
проблемы несопоставимы по сложности с приднестровской. К тому же у нас есть и
опыт удачного миротворчества, например в Боснии и Герцеговине. Преобразование
здешнего миротворческого механизма нужно не для того, чтобы, например, вытеснить
из него Россию. Российская сторона и дальше будет в нем участвовать.
Использование многонационального контингента позволило бы повысить доверие к
миротворческой операции у разных слоев местного населения. Это продвинуло бы
переговоры и помогло бы выработке решения. С этой точки зрения нынешний
миротворческий механизм в Приднестровье уже выработал свой ресурс.
- Если Верховный совет Приднестровья назначит референдум
по независимости, ОБСЕ пришлет на него своих наблюдателей?
- Надеюсь, Тирасполь все же не примет такого решения.
Большинство стран - членов ОБСЕ хорошо его не воспримут. Я бы поддержал идею
провести общенациональный референдум по новой молдавской конституции,
разработанной в ходе совместных переговоров. К их возобновлению я и призываю
стороны.
|