Язык и нация едины!
Вышел в свет сборник избранных
политических публикаций, бывшего казахстанского журналиста Ивана Павловича
Куренькова, «Противостояние-2». В этой небольшой книге автор делится своими
наблюдениями и мыслями о непростых явлениях общественно-политического характера,
происходивших в Казахстане в последнее десятилетие. Красной нитью проводится
мысль о необходимости построения демократического, гражданского общества, что во
многом зависит от активной жизненной позиции и личного вклада каждого
казахстанца. И.П.Куреньков один из не многих журналистов, кто с первых дней
суверенизации заговорил о проблеме межнациональных отношений в республике и в
частности о судьбе русского языка. Свидетельством тому является публикуемая ниже
статья, взятая из сборника «Противостояние – 2»
26.08.1994., "Газета
Аз-Арт ", №34
Иван Куреньков
Национальные отношения тесно вплетены в
систему общественных отношений. Поэтому, когда мы ведем речь о процессах
происходящих в них, то имеем в виду, что многое зависит от состояния не только
экономической, но и политической стратегии и тактики властей. Теперь уже вполне
очевидно, что причина роста многих сепаратистских и националистических
настроений в республиках бывшего Союза во многом обусловлена кризисными
явлениями, как в экономике, так и трудностями процесса демократизации
в обществе, низким уровнем общей нравственной и политической культуры,
грубыми просчетами в национальной политике.
Межнациональные отношения играют серьезную роль в
осуществлении намеченных реформ в молодых, суверенных государствах СНГ.
Хотим мы того или нет, но жизнь неожиданно подводит нас к суровым реалиям
рыночной экономики. Одновременно с крушением былого уклада жизни и нравственных
идеалов - это серьезно сказалось на моральном самочувствии и материальном
благосостоянии людей.
Массовое сокращение рабочих мест, безработица, все
большее расслоение общества на бедных и богатых, безудержный рост цен,
недоступность для многих обнищавших людей продуктов питания и товаров
первой необходимости - в подобных условиях рост социальной
напряженности среди населения при самой нелепой случайности способен
трансформироваться на межнациональные отношения, примеров чему, особенно в
соседних республиках, предостаточно.
В этой связи будет уместно задаться вопросом: а что же
это такое — нация, национальное самосознание, национализм, в общем, все то,
хрупко-духовное, которое, однако же, в нечистоплотных руках, при
определенных обстоятельствах, может приобрести вид бомбы и быть
использовано против нас злыми силами?
Сегодня в мире наблюдается расцвет нового явления -
этнического ренессанса, или другими словами - роста национального
самосознания. Для термина "этнос" одним из аналогичных понятий в отечественной
науке традиционно выступает слово "народ". "Этнос-народ" - понятие
древнее, сложившееся еще в первобытнообщинном строе. В настоящее же время в
мире насчитывается около пяти тысяч народов (этносов).
В структуре основных признаков этноса этнографы отмечают
определенную субординацию. Так, общность экономической жизни, территории,
государственности относят к условиям формирования, а общность культуры,
языка, психического склада - к собственно этническим признакам.
Нация - понятие более позднее. Так же как
народность она является одной из ступеней, на сегодня самой высокой,
развития этноса. Современное определение понятия "нация" подразумевает
крупную социальную общность людей, имеющих общую территорию, общую
экономическую жизнь, наличие литературного языка, национальной
психологии и культуры.
Что касается понятия "этнос" или "этникос" (эквивалент
термина "национальность"), то оно характеризуется как общность, имеющая
отличительные особенности культуры, языка и психики, а также осознающая
свое единство и отличие от других таких же образований. Основными
чертами этноса являются те, которые входят в этникос, а общность экономической
жизни и территории выступают лишь в роли условия формирования этих
систем.
Таким образом, большинство ученых в этой области склонны
выделять этнос в качестве субъекта национальной культуры, так как все
основные отличительные особенности народов-этносов сосредоточены именно в
сфере культуры.
В свою очередь, национальная культура является
многогранным явлением, включающим в себя все сферы культурной жизни
того или иного народа, и определяется совокупностью духовных и материальных
особенностей, вовлеченных в общественные взаимоотношения. Различия между
этими особенностями весьма условны.
Национальная специфика, своеобразие культурной жизни
народа, нации порождены совокупностью целого ряда объективных и субъективных
факторов: особенностями природно-климатических условий его жизни,
исторического прошлого, образа жизни, культуры и психологии.
Национально-специфическое, в большей степени, сконцентрировано в
национальной форме культуры, хотя и не исчерпывает ее полностью.
Национальные особенности проявляются далеко не одинаково
в различных сферах культуры - меньше в материальной и значительно больше в
духовной сфере. Наиболее устойчивыми компонентами национального
своеобразия являются национальные традиции и национальные обычаи.
Национальные традиции - это наиболее устойчивые явления
тех сфер жизнедеятельности народа, нации, которые регулируются функциями
общественного сознания и проявляются в национальной культуре, быту, языке,
художественном творчестве, психологии поведения и общения.
Понятие "традиции" взаимосвязано с категорией
"культурное наследие". В широком смысле слова, под этим принято
понимать совокупность связей, отношений и результатов развития культуры
прошлых исторических эпох. В узком смысле слова, "культурное наследие" - это
совокупность культурных ценностей, доставшихся человечеству от прошлых
эпох, которые критически осваиваются и используются в контексте
конкретно-исторических задач современности в соответствии с общественным
прогрессом.
Термин "национальные обычаи" тесно связан с
"национальными традициями", что нередко приводит к их отождествлению.
Однако, национальные обычаи по своему содержанию и сфере проявления
значительно уже национальных традиций.
Следует отметить, что национальная культура помимо
особенных национальных элементов включает в себя как межнациональные, так и
интернациональные компоненты. Процесс этот, в историческом плане,
объективный и необратимый. Свои интернациональные черты культура любого этноса
приобретала и приобретает путем многообразных форм связей с иными нациями
во всех областях общественной жизни, осуществляя взаимообмен и
взаимовлияния. Проверку своей функциональности интернациональные черты
культуры проходят в практике межнациональных отношений и здесь же
приобретают дополнительные качественные характеристики, становятся
общезначимыми для многих и даже для всех народов.
Не будет преувеличением сказать, что в
многочисленных дискуссиях о национальном развитии и межнациональных
отношениях в республиках бывшего Союза самыми острыми, наиболее
эмоциональными стали споры о языках, их состоянии, правах, возможностях,
перспективах развития.
Регулирование взаимоотношений языков в
многонациональных государствах - проблема в истории человечества не
новая. Уже в буржуазный период их развития ее острота доходила до того, что
многие политики, правоведы, соглашались с утверждением: национальный вопрос
есть вопрос о языках.
Вопрос о языке — чрезвычайно важный политический вопрос,
поскольку речь идет о самочувствии того или иного народа, его понятном
стремлении сохранить свою национальную самобытность, культивировать,
воспроизводить основные формы своего национального бытия.
Истоки нынешних перекосов в языковой политике
государств СНГ следует искать в недавнем прошлом, прошедшем под общей
крышей СССР. Бутафорское утверждение о том, что в СССР нет проблем по
национальным вопросам, лишь загоняло застарелую болезнь вглубь и неминуемо
готовило почву для того кризиса, который ныне приходится ощущать нам на себе в
полной мере.
Правда заключается в том, что в Союзе десятилетиями
ущемлялись права национальных языков, функционирование их, особенно в
научной и практической сферах. Негативные последствия прошлого оказались
настолько удручающими, сложившаяся ситуация в языковом строительстве
настолько конфликтна, что на первых же шагах суверенизации "новые-старые" власти
республик сочли необходимым объявить государственными языками языки
коренных наций. Однако, массовая миграция русскоязычного населения, а также
негативные последствия, которые уже случились в связи с этим и, надо полагать,
еще предстоят в экономической сфере, заставили отдельных политиков начать
корректировку подобной языковой политики. О своей решимости продвигаться по пути
государственного двуязычия уже всенародно объявили недавно избранные
президенты Украины и Белоруссии. Чуть раньше к такому же осознанию и стремлению
пришел в Киргизии А. Акаев, а в Казахстане Н. Назарбаев. Будем надеяться на то,
что нашему Президенту удастся провести столь важное политическое решение
через парламент.
Целесообразность признания того или иного языка
государственным входит в компетенцию самого государства. Но такое решение
означает лишь расширение общественных и культурных функций определенного
языка на конкретной территории, создание необходимых для этого
материально-технических, кадровых или иных условий, поощрение или помощь в его
изучении представителями других национальностей, но никак не больше, и не
должно вести к дискриминации в той или иной форме других языков.
Статус государственного языка не должен вести на
практике к одностороннему языковому насилию, созданию дискомфортных
ситуаций для тех, кто им еще не владеет. Жесткая требовательность к знанию
данного языка, доходящая до оскорбления человеческой личности,
неизбежно вызывает ответную, далеко не гибкую реакцию и даже весьма
нежелательный отток части иноязычного населения.
Новые основы взаимоотношений равноправных языков,
которые еще только закладываются в многонациональных суверенных государствах
СНГ, нуждаются во всеобщей защите. Они должны предполагать формирование
качественно иного, более высокого уровня языковой культуры, а это -
дело длительного времени, терпения и взаимных уступок.
|