Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №112(01.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Язык и нация едины!

Вышел в свет сборник избранных политических публикаций, бывшего казахстанского журналиста Ивана Павловича Куренькова, «Противостояние-2». В этой небольшой книге автор делится своими наблюдениями и мыслями о непростых явлениях общественно-политического характера, происходивших в Казахстане в последнее десятилетие. Красной нитью проводится мысль о необходимости построения демократического, гражданского общества, что во многом зависит от активной жизненной позиции и личного вклада каждого казахстанца. И.П.Куреньков один из не многих журналистов, кто с первых дней суверенизации заговорил о проблеме межнациональных отношений в республике и в частности о судьбе русского языка. Свидетельством тому является публикуемая ниже статья, взятая из сборника «Противостояние – 2»

 26.08.1994.,  "Газета Аз-Арт ", №34

Иван Куреньков

   Национальные отношения тесно вплетены в систему общественных отношений. Поэтому, когда мы ведем речь о процессах происходящих в них, то имеем в виду, что многое зависит от состояния не только экономической, но и политической стратегии и тактики властей. Теперь уже вполне очевидно, что причина роста многих сепаратистс­ких и националистических настроений в республиках быв­шего Союза во многом обусловлена кризисными явления­ми, как в экономике, так и трудностями процесса демок­ратизации в обществе, низким уровнем общей нравствен­ной и политической культуры, грубыми просчетами в на­циональной политике.

Межнациональные отношения играют серьезную роль в осуществлении намеченных реформ в молодых, суве­ренных государствах СНГ. Хотим мы того или нет, но жизнь неожиданно подводит нас к суровым реалиям рыночной экономики. Одновременно с крушением былого уклада жизни и нравственных идеалов - это серьезно сказалось на моральном самочувствии и материальном благосостоя­нии людей.

Массовое сокращение рабочих мест, безработица, все большее расслоение общества на бедных и богатых, безу­держный рост цен, недоступность для многих обнищав­ших людей продуктов питания и товаров первой необхо­димости - в подобных условиях рост социальной напря­женности среди населения при самой нелепой случайнос­ти способен трансформироваться на межнациональные отношения, примеров чему, особенно в соседних респуб­ликах, предостаточно.

В этой связи будет уместно задаться вопросом: а что же это такое — нация, национальное самосознание, нацио­нализм, в общем, все то, хрупко-духовное, которое, одна­ко же, в нечистоплотных руках, при определенных обсто­ятельствах, может приобрести вид бомбы и быть исполь­зовано против нас злыми силами?

Сегодня в мире наблюдается расцвет нового явления - этнического ренессанса, или другими словами - роста на­ционального самосознания. Для термина "этнос" одним из аналогичных понятий в отечественной науке традицион­но выступает слово "народ". "Этнос-народ" - понятие древ­нее, сложившееся еще в первобытнообщинном строе. В настоящее же время в мире насчитывается около пяти тысяч народов (этносов).

В структуре основных признаков этноса этнографы отмечают определенную субординацию. Так, общность экономической жизни, территории, государственности от­носят к условиям формирования, а общность культуры, языка, психического склада - к собственно этническим признакам.

Нация - понятие более позднее. Так же как народ­ность она является одной из ступеней, на сегодня самой высокой, развития этноса. Современное определение по­нятия "нация" подразумевает крупную социальную общ­ность людей, имеющих общую территорию, общую эконо­мическую жизнь, наличие литературного языка, нацио­нальной психологии и культуры.

Что касается понятия "этнос" или "этникос" (эквивалент термина "национальность"), то оно характеризуется как общность, имеющая отличительные особенности куль­туры, языка и психики, а также осознающая свое един­ство и отличие от других таких же образований. Основ­ными чертами этноса являются те, которые входят в этникос, а общность экономической жизни и территории выступают лишь в роли условия формирования этих сис­тем.

Таким образом, большинство ученых в этой области склонны выделять этнос в качестве субъекта националь­ной культуры, так как все основные отличительные осо­бенности народов-этносов сосредоточены именно в сфере культуры.

В свою очередь, национальная культура является мно­гогранным явлением, включающим в себя все сферы куль­турной жизни того или иного народа, и определяется со­вокупностью духовных и материальных особенностей, вов­леченных в общественные взаимоотношения. Различия между этими особенностями весьма условны.

Национальная специфика, своеобразие культурной жизни народа, нации порождены совокупностью целого ряда объективных и субъективных факторов: особеннос­тями природно-климатических условий его жизни, исто­рического прошлого, образа жизни, культуры и психоло­гии. Национально-специфическое, в большей степени, скон­центрировано в национальной форме культуры, хотя и не исчерпывает ее полностью.

Национальные особенности проявляются далеко не одинаково в различных сферах культуры - меньше в ма­териальной и значительно больше в духовной сфере. Наи­более устойчивыми компонентами национального своеоб­разия являются национальные традиции и национальные обычаи.

Национальные традиции - это наиболее устойчивые явления тех сфер жизнедеятельности народа, нации, ко­торые регулируются функциями общественного сознания и проявляются в национальной культуре, быту, языке, художественном творчестве, психологии поведения и об­щения.

Понятие "традиции" взаимосвязано с категорией "куль­турное наследие". В широком смысле слова, под этим при­нято понимать совокупность связей, отношений и резуль­татов развития культуры прошлых исторических эпох. В узком смысле слова, "культурное наследие" - это совокуп­ность культурных ценностей, доставшихся человечеству от прошлых эпох, которые критически осваиваются и ис­пользуются в контексте конкретно-исторических задач современности в соответствии с общественным прогрес­сом.

Термин "национальные обычаи" тесно связан с "нацио­нальными традициями", что нередко приводит к их отож­дествлению. Однако, национальные обычаи по своему со­держанию и сфере проявления значительно уже нацио­нальных традиций.

Следует отметить, что национальная культура помимо особенных национальных элементов включает в себя как межнациональные, так и интернациональные компонен­ты. Процесс этот, в историческом плане, объективный и необратимый. Свои интернациональные черты культура любого этноса приобретала и приобретает путем многооб­разных форм связей с иными нациями во всех областях общественной жизни, осуществляя взаимообмен и взаи­мовлияния. Проверку своей функциональности интерна­циональные черты культуры проходят в практике межна­циональных отношений и здесь же приобретают дополни­тельные качественные характеристики, становятся обще­значимыми для многих и даже для всех народов.

Не будет преувеличением сказать, что в многочислен­ных дискуссиях о национальном развитии и межнацио­нальных отношениях в республиках бывшего Союза са­мыми острыми, наиболее эмоциональными стали споры о языках, их состоянии, правах, возможностях, перспекти­вах развития.

Регулирование взаимоотношений языков в многонаци­ональных государствах - проблема в истории человече­ства не новая. Уже в буржуазный период их развития ее острота доходила до того, что многие политики, правове­ды, соглашались с утверждением: национальный вопрос есть вопрос о языках.

Вопрос о языке — чрезвычайно важный политический вопрос, поскольку речь идет о самочувствии того или ино­го народа, его понятном стремлении сохранить свою на­циональную самобытность, культивировать, воспроизво­дить основные формы своего национального бытия.

Истоки нынешних перекосов в языковой политике го­сударств СНГ следует искать в недавнем прошлом, про­шедшем под общей крышей СССР. Бутафорское утверж­дение о том, что в СССР нет проблем по национальным вопросам, лишь загоняло застарелую болезнь вглубь и неминуемо готовило почву для того кризиса, который ныне приходится ощущать нам на себе в полной мере.

Правда заключается в том, что в Союзе десятилетиями ущемлялись права национальных языков, функциониро­вание их, особенно в научной и практической сферах. Негативные последствия прошлого оказались настолько удручающими, сложившаяся ситуация в языковом строи­тельстве настолько конфликтна, что на первых же шагах суверенизации "новые-старые" власти республик сочли необходимым объявить государственными языками язы­ки коренных наций. Однако, массовая миграция русско­язычного населения, а также негативные последствия, которые уже случились в связи с этим и, надо полагать, еще предстоят в экономической сфере, заставили отдель­ных политиков начать корректировку подобной языковой политики. О своей решимости продвигаться по пути госу­дарственного двуязычия уже всенародно объявили недав­но избранные президенты Украины и Белоруссии. Чуть раньше к такому же осознанию и стремлению пришел в Киргизии А. Акаев, а в Казахстане Н. Назарбаев. Будем надеяться на то, что нашему Президенту удастся провес­ти столь важное политическое решение через парламент.

Целесообразность признания того или иного языка го­сударственным входит в компетенцию самого государства. Но такое решение означает лишь расширение обществен­ных и культурных функций определенного языка на кон­кретной территории, создание необходимых для этого материально-технических, кадровых или иных условий, поощрение или помощь в его изучении представителями других национальностей, но никак не больше, и не долж­но вести к дискриминации в той или иной форме других языков.

Статус государственного языка не должен вести на прак­тике к одностороннему языковому насилию, созданию дис­комфортных ситуаций для тех, кто им еще не владеет. Жесткая требовательность к знанию данного языка, дохо­дящая до оскорбления человеческой личности, неизбеж­но вызывает ответную, далеко не гибкую реакцию и даже весьма нежелательный отток части иноязычного населе­ния.

Новые основы взаимоотношений равноправных языков, которые еще только закладываются в многонациональных суверенных государствах СНГ, нуждаются во всеобщей защите. Они должны предполагать формирование каче­ственно иного, более высокого уровня языковой культу­ры, а это - дело длительного времени, терпения и взаим­ных уступок.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ