Образование детей мигрантов в г.Москве
Сентябрь, 2004., Вестник
УВКБ ООН «Убежище»
Ю.. Горячев
Активная миграция - реалия нынешнего
времени, изобилующего военными конфликтами и разного рода природными и
техногенными катастрофами. Для России стратегической целью должно стать не
отторжение мигрантов, а постановка и решение проблемы их эффективной интеграции
в общество. При этом особое значение приобретает проблема интеграции детей
из семей мигрантов (в первую очередь - средствами образования), поскольку это те
поколения мигрантов, которые уже должны стать полноценными гражданами
российского общества.
Как один из крупнейших мегаполисов мира и столичный
центр России, Москва крайне привлекательна для мигрантов. В течение
последнего десятилетия, по самым осторожным оценкам, в Москву прибыли на
постоянное жительство не менее 1 миллиона мигрантов из стран ближнего и дальнего
зарубежья. По данным ГУВД города Москвы ежегодно в городе временно
регистрируются около 600 тысяч мигрантов, а их общее число составляет от
1,5 до 2 млн. человек, включая детей школьного возраста. По данным
мониторинга Департамента и окружных управлений образования города
Москвы, в столичных школах обучаются не менее 37 тысяч детей,
прибывших из регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья, при этом
значительную долю среди них составляют дети беженцев, вынужденных
переселенцев и ищущих убежище лиц. По некоторым оценкам, реальное количество
детей мигрантов в московских школах составляет не менее 30% от общего числа
официально зарегистрированных иностранных мигрантов, т.е. в пределах 100
тысяч человек.
Департамент образования города Москвы имеет уже более
чем 15-летний опыт работы с детьми мигрантов - как с теми, которых можно
отнести к категории вынужденных мигрантов (беженцев, вынужденных
переселенцев, внутренне перемещенных лиц), так и с детьми трудовых
мигрантов. За прошедшие годы в Москве создана сеть образовательных учреждений с
этнокультурным компонентом образования, куда входят уже более 70 учебных
учреждений. В последние годы в Москве активно развивается концепция
поликультурного образования, суть которого - не специальное образование для
разных по культуре, а образование для всех, позволяющее познакомить
учащихся с многообразием человечества.
В соответствии с ратифицированными нашим государством
международными документами, определяющими права детей и права
беженцев, Россия должна обеспечить ребенку, желающему получить статус
беженца или считающемуся беженцем, право на бесплатное начальное образование и
на создание благоприятных условий для получения им среднего и профессионального
образования. В своей практической работе Департамент образования города Москвы,
исходит из того, что все дети, вне зависимости от их статуса, должны иметь
доступ к качественному образованию.
Особую трудность в обеспечении образовательного процесса
для детей мигрантов из дальнего зарубежья и стран СНГ представляет значительное
увеличение среди них процента лиц, не владеющих русским языком и отстающих в
обучении из-за позднего поступления в школу. В целях решения этой проблемы
на базе ряда московских школ организованы малые группы по изучению русского
языка, которые дети беженцев и вынужденных переселенцев посещают во
второй половине дня. Еще одним шагом к решению данного вопроса стало
установление партнёрских связей с УВКБ ООН. 22 марта 2002 года Департамент
образования подписал Соглашение о сотрудничестве с УВКБ ООН, в том числе о
реализации проекта «Обучение, социально-психологическая и
культурно-языковая адаптация детей беженцев и ищущих убежище лиц, не владеющих
или слабо владеющих русским языком».
Вопросы образования и интеграции детей мигрантов следует
обязательно включать в концепцию регулирования миграционных процессов
на будущие годы. Очевидна необходимость обучения основам русского языка,
знакомства с российскими традициями и в целом социокультурной адаптации не
только прибывающих в Москву детей, но и взрослых иностранцев. Имеет смысл
изучить целесообразность повышения квалификации работодателей,
привлекающих иностранную рабочую силу, по вопросам международного и
российского законодательства в области миграции. Необходимо также
рассмотреть вопрос создания единого информационного консультационного
центра, где мигранты, прибывшие в столицу, могли бы получать квалифицированную
информацию и помощь юристов, социальных работников, медиков и психологов.
|