Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №112(01.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


В Договор 1999 г. пора вдохнуть новую жизнь

Владислав Лосев (Минск)

Исполнилось пять лет с того дня, как президенты России и Белоруссии Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор о создании Союзного государства, который, как тогда полагала белорусская и российская общественность, станет мощным шагом на пути восстановления государственного единства русских (восточнославянских) народов. Ведь Договор, несмотря на все разговоры по поводу его слабости, в случае его выполнения мог стать серьезной основой строительства общего государства.

Так, в соответствии с этим документом в течение буквально нескольких лет предполагалось создать экономические и политические условия для реального воссоединения Белоруссии и России. Наши государства должны были получить общесоюзное экономическое пространство с едиными правилами игры и налоговой системой, общую денежную единицу с единым эмиссионным центром, общий рынок труда и, по крайней мере, согласованную социальную политику. Ну, а главными движителями союзного государственного строительства призваны были стать работающие на постоянной основе правительство и парламент Союзного государства.

Замыслы были основательными, но в большинстве своем оказались не воплощенными в действительность. Даже в такой области как социальные гарантии и права граждан Союзного государства на территориях стран-участниц не достигнут сколько-либо значимый прогресс. Хотя если судить по отчетам соответствующих белорусских и российских министерств и ведомств, то проводится определенная работа в этом направлении. В том числе и по проведению в жизнь Концепции социального развития Союзного государства. К примеру, создана законодательная база, дающая равные права белорусским и российским гражданам на получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского профессионального образования. В принципе, можно говорить об идущем (хотя и неоднозначном) процессе медленного восстановления единого образовательного пространства. Хотя именно область образования требует особо пристального внимания со стороны, как государственных органов, так и научно-преподавательской общественности.

 Конечно, сейчас граждане Белоруссии и соответственно России имеют возможность поступать на равных условиях в белорусские и российские учебные заведения. Но ведь дело не только в возможности получать образование как таковое. Проблема в том, что содержание образования: учебные программы, тезаурус учебников и учебных пособий, лекционные курсы и т.п. двух союзных государств продолжают отличаться друг от друга. Эта тенденция усиливается и наблюдается не только в гуманитарных, но и в естественнонаучных, математических и технических дисциплинах.

В Белоруссии сегодня особую обеспокоенность вызывает содержание курса истории, который, несмотря на некоторые косметические изменения, продолжает в целом носить антироссийскую направленность и не способствует воспитанию у молодых граждан республики осознания кровного, историко-культурного и духовного единства с русским народом и Россией. Фактически уже выросло поколение с искаженным историческим и национальным сознанием, и ответственность за это лежит, в том числе, и на нынешнем республиканском руководстве, на президенте Александре Лукашенко, который уже более десяти лет является президентом Белоруссии.

Конечно, между образовательными ведомствами России и Белоруссии имеет место рутинное сотрудничество, но оно затрагивает в основном протокольную, техническую составляющую образовательного процесса (взаимное признание дипломов, процедуры поступления в ВУЗы и т.д.). Практически такая форма партнерства не касается содержательной стороны образования. Подобный уровень сотрудничества мог бы быть у Белоруссии, например, с Китаем, Францией или же Бразилией. Но он явно недотягивает до той степени взаимодействия, которая должна отличать страны, имеющие общую историю, находящиеся в союзе и строящие общую государственность.

Помимо образования есть еще один гуманитарный вопрос, в решении которого заинтересовано большинство, по крайней мере, граждан Белоруссии. Это вопрос о союзном гражданстве. Интерес к этой проблеме в республике особенно обострился (хотя никогда и не пропадал) после известных предложений Владимира Путина по введению института двойного гражданства России и Украины. До сих пор, какие бы заявления не делали официальные лица, белорусские и российские граждане остаются друг для друга иностранцами, что никак нельзя признать нормальным явлением. А ведь при желании в правовом контексте решить этот вопрос не так уж и сложно. Для этого нет необходимости ждать принятия Конституционного Акта. Достаточно внести соответствующие поправки в белорусский и российский законы о гражданстве.

Однако сохраняются значительные препятствия политического плана, связанные с наличием ряда вполне объяснимых фобий у обеих сторон, но в первую очередь у белорусского государственно-политического руководства. Между тем, реальное введение союзного (двойного) гражданства устранило бы не только большое количество существующих неудобств и препятствий для белорусских граждан в России и соответственно для российских в Белоруссии, но и в действительности содействовало бы восстановлению понятия согражданства между белорусами и россиянами и чувства общей страны. Со стороны президентов двух государств необходимо проявить политическую волю для решения этой проблемы. Однако таковая воля пока отсутствует.

Последние события на Украине в очередной раз продемонстрировали стремление США и Евросоюза всемерно препятствовать восстановлению влияния России на постсоветском пространстве. При этом единственным союзником России объективно должна выступать Белоруссия. Время деклараций, длительных процедур юридических «прописей» союзнических отношений прошло. Вопрос сейчас стоит о реальном наполнении процесса создания Союзного государства. Складываются вполне благоприятные условия для вывода союзного государственного строительства из образовавшегося ступора. Жесткая позиция Запада по отношению к прошедшим в Белоруссии парламентским выборам и референдуму способствуют усилению интеграционных настроений в кругах правящей элиты.

Новый депутатский корпус в большинстве своем настроен положительно в отношении создания Союзного государства. Поэтому представляется целесообразным уже в ближайшее время поставить вопрос о принятии в Росси и Республике Белоруссия законов о выборах в парламент Союзного государства (в первом чтении эти законы уже были, как известно, рассмотрены), т.е. об избрании полноценного российско-белорусского законодательного органа. Пока же Парламентскому собранию Союза Белоруссии и России (после формирования новой белорусской депутации) необходимо провести слушания по вопросам союзного гражданства и формирования общесоюзного образовательного пространства с соответствующими практическими выводами.

Возможность придать новый импульс процессу белорусско-российского воссоединения имеется. Но для этого нужна активная позиция депутатского корпуса обоих государств, белорусской и российской общественности, понимание правящим классом того, что этот исторический шанс нельзя упустить.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ