В Договор 1999 г. пора вдохнуть новую жизнь
Владислав Лосев
(Минск)
Исполнилось пять лет с того дня, как президенты России и
Белоруссии Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали Договор о создании
Союзного государства, который, как тогда полагала белорусская и российская
общественность, станет мощным шагом на пути восстановления государственного
единства русских (восточнославянских) народов. Ведь Договор, несмотря на все
разговоры по поводу его слабости, в случае его выполнения мог стать серьезной
основой строительства общего государства.
Так, в соответствии с этим документом в течение
буквально нескольких лет предполагалось создать экономические и политические
условия для реального воссоединения Белоруссии и России. Наши государства должны
были получить общесоюзное экономическое пространство с едиными правилами игры и
налоговой системой, общую денежную единицу с единым эмиссионным центром, общий
рынок труда и, по крайней мере, согласованную социальную политику. Ну, а
главными движителями союзного государственного строительства призваны были стать
работающие на постоянной основе правительство и парламент Союзного государства.
Замыслы были основательными, но в большинстве своем
оказались не воплощенными в действительность. Даже в такой области как
социальные гарантии и права граждан Союзного государства на территориях
стран-участниц не достигнут сколько-либо значимый прогресс. Хотя если судить по
отчетам соответствующих белорусских и российских министерств и ведомств, то
проводится определенная работа в этом направлении. В том числе и по проведению в
жизнь Концепции социального развития Союзного государства. К примеру, создана
законодательная база, дающая равные права белорусским и российским гражданам на
получение общего среднего, профессионально-технического, среднего специального,
высшего и послевузовского профессионального образования. В принципе, можно
говорить об идущем (хотя и неоднозначном) процессе медленного восстановления
единого образовательного пространства. Хотя именно область образования требует
особо пристального внимания со стороны, как государственных органов, так и
научно-преподавательской общественности.
Конечно, сейчас граждане Белоруссии и
соответственно России имеют возможность поступать на равных условиях в
белорусские и российские учебные заведения. Но ведь дело не только в возможности
получать образование как таковое. Проблема в том, что содержание образования:
учебные программы, тезаурус учебников и учебных пособий, лекционные курсы и т.п.
двух союзных государств продолжают отличаться друг от друга. Эта тенденция
усиливается и наблюдается не только в гуманитарных, но и в естественнонаучных,
математических и технических дисциплинах.
В Белоруссии сегодня особую обеспокоенность вызывает
содержание курса истории, который, несмотря на некоторые косметические
изменения, продолжает в целом носить антироссийскую направленность и не
способствует воспитанию у молодых граждан республики осознания кровного,
историко-культурного и духовного единства с русским народом и Россией.
Фактически уже выросло поколение с искаженным историческим и национальным
сознанием, и ответственность за это лежит, в том числе, и на нынешнем
республиканском руководстве, на президенте Александре Лукашенко, который уже
более десяти лет является президентом Белоруссии.
Конечно, между образовательными ведомствами России и
Белоруссии имеет место рутинное сотрудничество, но оно затрагивает в основном
протокольную, техническую составляющую образовательного процесса (взаимное
признание дипломов, процедуры поступления в ВУЗы и т.д.). Практически такая
форма партнерства не касается содержательной стороны образования. Подобный
уровень сотрудничества мог бы быть у Белоруссии, например, с Китаем, Францией
или же Бразилией. Но он явно недотягивает до той степени взаимодействия, которая
должна отличать страны, имеющие общую историю, находящиеся в союзе и строящие
общую государственность.
Помимо образования есть еще один гуманитарный вопрос, в
решении которого заинтересовано большинство, по крайней мере, граждан
Белоруссии. Это вопрос о союзном гражданстве. Интерес к этой проблеме в
республике особенно обострился (хотя никогда и не пропадал) после известных
предложений Владимира Путина по введению института двойного гражданства России и
Украины. До сих пор, какие бы заявления не делали официальные лица, белорусские
и российские граждане остаются друг для друга иностранцами, что никак нельзя
признать нормальным явлением. А ведь при желании в правовом контексте решить
этот вопрос не так уж и сложно. Для этого нет необходимости ждать принятия
Конституционного Акта. Достаточно внести соответствующие поправки в белорусский
и российский законы о гражданстве.
Однако сохраняются значительные препятствия
политического плана, связанные с наличием ряда вполне объяснимых фобий у обеих
сторон, но в первую очередь у белорусского государственно-политического
руководства. Между тем, реальное введение союзного (двойного) гражданства
устранило бы не только большое количество существующих неудобств и препятствий
для белорусских граждан в России и соответственно для российских в Белоруссии,
но и в действительности содействовало бы восстановлению понятия согражданства
между белорусами и россиянами и чувства общей страны. Со стороны президентов
двух государств необходимо проявить политическую волю для решения этой проблемы.
Однако таковая воля пока отсутствует.
Последние события на Украине в очередной раз
продемонстрировали стремление США и Евросоюза всемерно препятствовать
восстановлению влияния России на постсоветском пространстве. При этом
единственным союзником России объективно должна выступать Белоруссия. Время
деклараций, длительных процедур юридических «прописей» союзнических отношений
прошло. Вопрос сейчас стоит о реальном наполнении процесса создания Союзного
государства. Складываются вполне благоприятные условия для вывода союзного
государственного строительства из образовавшегося ступора. Жесткая позиция
Запада по отношению к прошедшим в Белоруссии парламентским выборам и референдуму
способствуют усилению интеграционных настроений в кругах правящей элиты.
Новый депутатский корпус в большинстве своем настроен
положительно в отношении создания Союзного государства. Поэтому представляется
целесообразным уже в ближайшее время поставить вопрос о принятии в Росси и
Республике Белоруссия законов о выборах в парламент Союзного государства (в
первом чтении эти законы уже были, как известно, рассмотрены), т.е. об избрании
полноценного российско-белорусского законодательного органа. Пока же
Парламентскому собранию Союза Белоруссии и России (после формирования новой
белорусской депутации) необходимо провести слушания по вопросам союзного
гражданства и формирования общесоюзного образовательного пространства с
соответствующими практическими выводами.
Возможность придать новый импульс процессу
белорусско-российского воссоединения имеется. Но для этого нужна активная
позиция депутатского корпуса обоих государств, белорусской и российской
общественности, понимание правящим классом того, что этот исторический шанс
нельзя упустить.
|