Союзному государству нет альтернативы
Беседа нашего корреспондента с директором Центра
Международных исследований Белорусского государственного университета Владимиром Улаховичем.
- 8 декабря 2004 г. исполняется
5 лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. Белорусская и
российская общественность ожидали многого от этого документа, текст которого
предполагал подведение основательной базы для того, чтобы через несколько лет мы
уже могли говорить о серьезной интеграции. Как вы оцениваете прошедшее время с
точки зрения движения навстречу друг другу?
- Я думаю, что надо исходить из того, что ожидания были
все же несколько завышенными. С одной стороны, политические элиты не учитывали
те реальные препятствия, которые могли возникнуть в процессе реинтеграции (они в
то время возможно и не были очевидны). С другой стороны – и это многие признают
сейчас – проект Союзного государства был опережающим, т. е. перспективным.
Многим хотелось перешагнуть через сложный процесс трансформации связанный с
делегированием национальных полномочий новому Союзному государству. Это был все
же опережающий проект, но при этом был все же шанс для его быстрого воплощения.
Но он, к сожалению, по ряду причин был упущен. Но, тем не менее, проект Союзного
государства актуальность свою сохранил.
- Вы сказали, что когда
политические элиты заключали Договор, то они не учитывали некие существующие
реальные препятствия. Что вы имели в виду?
- Самый сложный вопрос – это вопрос делегирования
полномочий в экономической и финансовой областях. Ведь легче всего политически
провозгласить естественное стремление народов жить вместе. Но гораздо сложнее
увязать, например, финансовые системы, так как все это затрагивает сферу
интересов не только одного и другого государства, но и конкретных хозяйственных
субъектов.
Белоруссия имеет свои экономические особенности.
Например, в социальной сфере она сохранила достаточно высокий уровень гарантий
для населения. Конечно, этот уровень очень скромный с точки зрения мировых
стандартов, но все же он сохранен. Затрагивает ли такая позиция белорусского
руководства вопрос введения единой валюты? Конечно, затрагивает.
Разные подходы в вопросах экономики, финансов и
социальной политики нуждаются в очень тщательной и детальной проработке. Все
требует времени для согласования. Вот таких препятствий можно найти довольно
много. И кроме этого характер политических процессов в Белоруссии и в России
существенно различается. Это тоже сказывается на скорости интеграции. Хотя
стратегически Союзное государство как конечная цель остается неизменной.
- В последнее время много
говорится о том, что для придания ходу строительства Союзного государства
должной динамики необходима политическая воля президентов. Насколько с вашей
точки зрения личностные отношения лидеров наших государств влияют на ход
интеграции?
- Как я уже говорил на скорость становления общей
белорусско-российской государственности оказывает воздействие целый ряд
объективных условий и причин, которые необходимо обсуждать и целенаправленно
согласовывать. Но есть, наверное, и субъективное восприятие процесса. В тот или
иной момент политического развития тот или иной лидер может желать либо
ускорения процесса, либо напротив подойти к нему более сдержанно. Поэтому в
вопросах белорусско-российского объединения присутствует и субъективные факторы
в некоторой степени тормозящие ход союзного строительства. Например, когда два
предпринимателя создают предприятие, они всегда договариваются и делают шаги
навстречу друг другу. Это всегда притирка и взаимные уступки. Этот путь надо
просто пройти.
- Среди части белорусской
политической элиты в последнее время возобладала точка зрения, что Белоруссия и
Россия находятся на пороге значительного продвижения в вопросе взаимной
интеграции. Насколько такие ожидания можно считать оправданными?
- Мнение о том, что в ближайшей перспективе мы будем
видеть ускорение реальной практической интеграции вполне обосновано. Да и
внешние обстоятельства нас к этому побуждают. Это один из эффектов расширения
Европейского союза.
В отношении таких государств как Белоруссия или Украина
Евросоюз (по крайней мере на ближайшие 10-15 лет) не то, что не «прорисовывает»
себе их членство, но даже и не видит особой собственной заинтересованности в
углублении взаимосвязей между этими новыми соседями и ЕС. А, например,
Белоруссия – это то небольшое государство, которое не может себе позволить
какой-то автономный режим существования. Ей все равно необходимо ориентироваться
на какого-то крупного партнера с энергетическими ресурсами, с рынком
соответствующей емкости. И никакого другого партнера, какой-либо другой
альтернативы, кроме России при любых раскладах у Белоруссии просто не
существует.
Это стало ясно не только, скажем, тем провидцам, которые
писали проект Союзного государства пять-восемь лет назад, но это стало ясно и
тем людям, которые представляют другой политический спектр Белоруссии. Стало
очевидно, что иллюзии по поводу каких-то невероятных европейских перспектив для
Белоруссии просто исчезают.
Подготовил Николай Сергеев
|