Нужны единые правила экономической игры
Вопросы перспективы становления единого экономического
пространства Союзного государства наш корреспондент обсудил с заведующим
сектором отдела финансового анализа и прогнозирования Научно-исследовательского
экономического института Министерства экономики РБ Константином Коломийцем.
- Договор 1999 г. о создании
Союзного государства, подписанный президентами и ратифицированный парламентами
России и Белоруссии, предусматривал создание единого общесоюзного экономического
пространства, равные условия хозяйствования и введение единой валюты. Много об
этом говорится, но в действительности эти положения Договора до сих пор не
выполнены. Что с вашей точки зрения препятствует этому со стороны России и со
стороны Белоруссии?
- Я думаю, что причин несколько. Одна из основных –
разный подход в России и в Белоруссии к оценке экономической ситуации,
эффективности работы частного капитала и экономики в целом на макроэкономическом
уровне и на уровне отдельных предприятий.
В Белоруссии одним из основных критериев оценки
экономической эффективности является макроэкономическая стабилизация, социальная
стабильность, низкий уровень безработицы и постоянство выплаты зарплаты. Исходя
именно из этих показателей, правительство Республики Беларусь оценивает работу
частного и государственного капитала.
Российский капитал работает по другим критериям. Он
более рыночно ориентирован. Одним из основных критериев экономической
деятельности является рост капитализации и рыночной стоимости предприятий.
Именно эта разность оценок эффективности и делает наши
экономики во многих случаях малосовместимыми. Есть, конечно, общие проекты
(«Белрусавто», «Союзный телевизор» и др.), но их все же не так много как
хотелось бы.
- А в чем, по вашему мнению, мог
бы быть выход из сложившегося положения?
- Я думаю, что российской стороне необходимо усилить
социальную составляющую экономической деятельности. И это уже делается. А
белорусской стороне необходимо прибавить в повышении финансовой эффективности
деятельности предприятий как государственных, так и частных. Ведь до сих ни одно
предприятие и ни один в банк в Белоруссии не котирует своих акций. Такое
положение в определенной степени противоречит данным официальной статистики,
которые говорят о том, что макроэкономические показатели растут, растет
производительность и рентабельность предприятий при низком уровне безработицы.
Но акции практически ни одного предприятия еще не поднялись, биржа молчит и ни
как не реагирует на такие радужные показатели.
- Чем же вызвано такое
противоречивое положение?
- На мой взгляд, это вызвано в первую очередь
особенностями мышления управляющего звена белорусских компаний, которые не
воспринимают биржу как индикатор эффективности работы как отдельных предприятий,
так и экономики в целом. Пересмотр стратегии развития предприятий и стратегии
привлечения инвестиций позволит найти больше точек соприкосновения с российским
капиталом.
В Республике Белоруссия имеет место высокая степень
присутствия государства в экономике. Это имеет как положительные, так и
отрицательные стороны. О безработице я уже сказал. В Белоруссии один из самых
низких уровней безработицы в СНГ. Но в этом случае теряется доходность
хозяйственной деятельности. Ведь на государственных предприятиях практически
запрещено сокращать избыточную численность работников. Тем самым предприятия
выполняют функцию государственного бюджета и должны содержать потенциальных
безработных. Субъекты хозяйствования необходимо освободить от несвойственной для
них роли социальных фондов. Предприятия должны работать на устойчивое получение
прибыли, что должно выражаться в их капитализации и росте их рыночной стоимости.
С безработицей надо бороться другими методами.
Предприятия, работающие прибыльно будут давать больше отчислений в бюджет. За
счет этого должна происходить переквалификация рабочей силы и создаваться новые
рабочие места. И пока эти социальные функции между предприятиями и государством
не будут перераспределены, белорусская экономика будет работать в достаточно
тяжелом режиме, в каком она функционирует в настоящее время.
- И все же, какие меры могли бы
содействовать ускорению нашего продвижения к единой общесоюзной экономике?
- Чтобы была единой экономика необходимо общее правовое
пространство и единые или, по крайней мере, сходные правила экономической игры.
А для этого, с какой стороны не посмотреть, нужен законодательный орган Союзного
государства, который бы регулировал всю нормативную базу и находил общие решения
и, в конце концов, формировал бы общие подходы к развитию экономики. Собственно
говоря, вопрос о союзном парламенте уже перезрел и его необходимо
незамедлительно решать.
Подготовил Николай Сергеев
|