Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №112(01.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Нужны единые правила экономической игры

Вопросы перспективы становления единого экономического пространства Союзного государства наш корреспондент обсудил с заведующим сектором отдела финансового анализа и прогнозирования Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики РБ Константином Коломийцем.

- Договор 1999 г. о создании Союзного государства, подписанный президентами и ратифицированный парламентами России и Белоруссии, предусматривал создание единого общесоюзного экономического пространства, равные условия хозяйствования и введение единой валюты. Много об этом говорится, но в действительности эти положения Договора до сих пор не выполнены. Что с вашей точки зрения препятствует этому со стороны России и со стороны Белоруссии?

- Я думаю, что причин несколько. Одна из основных – разный подход в России и в Белоруссии к оценке экономической ситуации, эффективности работы частного капитала и экономики в целом на макроэкономическом уровне и на уровне отдельных предприятий.

В Белоруссии одним из основных критериев оценки экономической эффективности является макроэкономическая стабилизация, социальная стабильность, низкий уровень безработицы и постоянство выплаты зарплаты. Исходя именно из этих показателей, правительство Республики Беларусь оценивает работу частного и государственного капитала.

Российский капитал работает по другим критериям. Он более рыночно ориентирован. Одним из основных критериев экономической деятельности является рост капитализации и рыночной стоимости предприятий.

Именно эта разность оценок эффективности и делает наши экономики во многих случаях малосовместимыми. Есть, конечно, общие проекты («Белрусавто», «Союзный телевизор» и др.), но их все же не так много как хотелось бы.

- А в чем, по вашему мнению, мог бы быть выход из сложившегося положения?

- Я думаю, что российской стороне необходимо усилить социальную составляющую экономической деятельности. И это уже делается. А белорусской стороне необходимо прибавить в повышении финансовой эффективности деятельности предприятий как государственных, так и частных. Ведь до сих ни одно предприятие и ни один в банк в Белоруссии не котирует своих акций. Такое положение в определенной степени противоречит данным официальной статистики, которые говорят о том, что макроэкономические показатели растут, растет производительность и рентабельность предприятий при низком уровне безработицы. Но акции практически ни одного предприятия еще не поднялись, биржа молчит и ни как не реагирует на такие радужные показатели.

- Чем же вызвано такое противоречивое положение?

- На мой взгляд, это вызвано в первую очередь особенностями мышления управляющего звена белорусских компаний, которые не воспринимают биржу как индикатор эффективности работы как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Пересмотр стратегии развития предприятий и стратегии привлечения инвестиций позволит найти больше точек соприкосновения с российским капиталом.

В Республике Белоруссия имеет место высокая степень присутствия государства в экономике. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. О безработице я уже сказал. В Белоруссии один из самых низких уровней безработицы в СНГ. Но в этом случае теряется доходность хозяйственной деятельности. Ведь на государственных предприятиях практически запрещено сокращать избыточную численность работников. Тем самым предприятия выполняют функцию государственного бюджета и должны содержать потенциальных безработных. Субъекты хозяйствования необходимо освободить от несвойственной для них роли социальных фондов. Предприятия должны работать на устойчивое получение прибыли, что должно выражаться в их капитализации и росте их рыночной стоимости.

С безработицей надо бороться другими методами. Предприятия, работающие прибыльно будут давать больше отчислений в бюджет. За счет этого должна происходить переквалификация рабочей силы и создаваться новые рабочие места. И пока эти социальные функции между предприятиями и государством не будут перераспределены, белорусская экономика будет работать в достаточно тяжелом режиме, в каком она функционирует в настоящее время.

- И все же, какие меры могли бы содействовать ускорению нашего продвижения к единой общесоюзной экономике?

- Чтобы была единой экономика необходимо общее правовое пространство и единые или, по крайней мере, сходные правила экономической игры. А для этого, с какой стороны не посмотреть, нужен законодательный орган Союзного государства, который бы регулировал всю нормативную базу и находил общие решения и, в конце концов, формировал бы общие подходы к развитию экономики. Собственно говоря, вопрос о союзном парламенте уже перезрел и его необходимо незамедлительно решать.

Подготовил Николай Сергеев


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ