Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №112(01.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Опрос общественного мнения как пари с ближайшим будущим

22 ноября 2004 г., Петру Богату, «Молдова Ази»

Опрос общественного мнения, какими бы невероятными ни казались его результаты, всегда вызывает интерес у публики. Как и всякая оценка возможных событий или тенденций. Как и любые гипотезы или прогнозы. И это естественно. Социологическое исследование - это всегда пари с действительностью. Да еще с будущим. Такой спор предложил нам и Институт Публичной Политики, выступивший недавно с новым "Барометром общественного мнения". Наверное, с моей стороны не будет преувеличением сказать, что теперь этот документ является развлечением дня. Это нормально. Приближаются выборы, и с каждым днем народ все больше задумывается о результатах будущей электоральной гонки.

Не вызывает сомнения тот факт, что ноябрьский "Барометр общественного мнения", как, впрочем, и майский - серьезный документ, составленный благонамеренными профессионалами. И все же я был и остаюсь скептиком относительно правдивости данных, получаемых в результате опросов общественного мнения в Республике Молдова. И не потому, что я настолько наивен, чтобы принижать шансы власти и преувеличивать шансы оппозиции. Просто у нас опрос общественного мнения оставляет слишком много вопросов, чтобы верить в его релевантность. Чем ниже политическая культура избирателей, тем дальше от истины результаты опросов общественного мнения. Молдова не является исключением из этого правила. Наши сограждане привыкли под красным террором "держать фигу в кармане". Вот почему ни один социологический опрос, начиная с 1991 г., не смог предсказать точные результаты предстоящих выборов. И как это ни парадоксально, это подтверждается самой историей "барометров общественного мнения". Как известно, они стали проводиться, начиная с 1998 года Фондом Сорос-Молдова и Институтом Публичной Политики с целью продвижения корректных и прозрачных механизмов отражения и изучения общественной жизни. И хотя все эти опросы осуществлялись серьезными структурами, такими, как CURS и IMAS, они скорее дезориентировали граждан, чем проясняли ситуацию. В 1998 г., к примеру, "Барометр общественного мнения" утверждал, что за партию коммунистов собираются голосовать 21 процент избирателей. На деле за ПКРМ проголосовало более 30 процентов. В 2001 г. опрос предсказывал, что за коммунистами пойдут лишь 31,2 % граждан, имеющих право голоса. На деле же, как известно, партия Воронина набрала почти 51 процент голосов. Разница между прогнозами и реальным результатом составила 20 процентов. Это слишком серьезно, чтобы всерьез воспринимать "Барометр", не так ли?

Любопытен тот факт, что опрос общественного мнения 2001 г. отводил ХДНП лишь 2,7 процентов будущих голосов. На самом же деле христиан-демократы набрали 8,24% бюллетеней - почти в четыре раза больше, чем прогнозировал "Барометр". Чтобы так ошибиться, не стоит тратиться на социологические исследования. Достаточно пойти к гадалке. Уверен, что она с тем же успехом прочитает результаты будущих выборов по линиям руки.

Я не злобен. Просто цифры "Барометра общественного мнения" вызывают у меня легкое недоверием и даже веселят. Вольно или невольно, опрос поставляет нам массу приблизительных выводов. Это не означает, что он не имеет никакой ценности. При внимательном анализе можно увидеть, что с 1998 года "Барометры", ошибаясь в процентах, все же улавливают общие тенденции настроения электората, и, несмотря ни на что, дают пищу для размышлений.

Проведенные до сих пор опросы показывают, что со временем все правящие партии растрачивали свою избирательную базу. Так происходит сегодня и с Партией коммунистов. 39% респондентов, согласно последнему "Барометру", готовы проголосовать за правящую партию в том случае, если следующие выборы состоятся в ближайшее воскресенье. Так, число избирателей ПКРМ сократилась по сравнению с маем 2004 г., когда проводился предыдущий опрос. Если вспомнить ситуацию 2002-2003 гг., то можно заметить, что Партия коммунистов теряет почву. Еще два года назад за команду Воронина были готовы проголосовать около 70 процентов избирателей. Теперь же их число сократилось почти вдвое. И еще. Как и четыре года назад, "Барометр" указывает на то, что популярность ПКРМ выше, чем популярность ее лидера. Воронину доверяют лишь 31% опрошенных - их на 8 % меньше чем тех, кто предпочитает полагаться на Партию коммунистов. Это существенная деталь. Несмотря на приблизительный характер этих данных, они показывают, что так называемая харизма Воронина скорее миф, чем достоверный факт.

Поднявшись по лестнице своей политической популярности, глава государства, как и в 2001 г., в начале своего мандата, смотрит на партию коммунистов снизу вверх, а не сверху вниз. У ПКРМ больше симпатизирующих, чем у ее лидера. Даже если правящая партия отождествляется с именем Воронина, "Барометр" заставляет нас с осторожностью относиться к утверждениям о том, что президент-коммунист в состоянии победить в одиночку, на гребне своей популярности, не опираясь на ПКРМ. Похоже, еще очень большая часть приверженцев Партии коммунистов состоит из неисправимых ностальгиков, больше верящих в марксистко-ленинскую утопию, нежели в магические способности Воронина. Вот почему на следующем съезде лидер коммунистов, похоже, не отважится окончательно и однозначно отказаться от коммунистической доктрины. Имея в виду результаты "Барометра общественного мнения", а также других социологических исследований, Воронин ограничится косметическими изменениями и избежит изменений по существу.

Кроме того, президент-коммунист постарается, судя по его нынешнему поведению, избежать выборов в системе реального состязания. Задействовав административный ресурс, Воронин попытается их максимально исказить. А результаты искаженных выборов, как известно, не может оценить никакой социологический опрос.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ