"Похоронить" Транссиб
15.11.2004.
Газета
Андрей
Ковалеский
Транссибирская магистраль, соединяющая сухопутным путем
Европу с Китаем, может потерять большую часть транзитных грузовых потоков,
которые сейчас приносят России около 200 миллионов долларов в год. Виной тому
Казахстан, который намерен проложить железную дорогу в Европу. В ближайшие годы
казахская дорога может забрать и часть морских грузов из стран Юго-Восточной
Азии, которые Россия пытается переключить на себя. Цена вопроса - несколько
миллиардов долларов.
"НЫРНУТЬ" ПОД БОСФОР
О необходимости строительства так называемой
трансказахстанской железной дороги (ТЖД) в Казахстане заговорили еще в прошлом
году. Она может сделать Казахстан ключевым игроком в транзите между Европой и
Азией, оставив не у дел российскую Транссибирскую магистраль. По плану казахов,
свое начало новая дорога должна взять у границы с Китаем, затем, пройдя через
всю территорию Казахстана, пересечь Туркмению, Иран и Турцию, "нырнуть" в
построенный под Босфором тоннель и через Болгарию выйти в центральную Европу.
Причем новая дорога должна стать узкоколейной, чтобы полностью совпасть с
европейской железнодорожной колеей. В России на амбициозные планы казахов
поначалу внимания никто не обратил. Стоимость проекта составляет 4 - 6 млрд.
долларов, и мало кто верил, что Казахстан сможет найти эти деньги.
Поверить в реальность проекта заставила инициатива
Турции, которая уже начала строить тоннель под Босфором. "Географические
препятствия, которые ранее сдерживали реализацию этого проекта, сейчас оказались
преодолимыми, - говорит руководитель российского Федерального агентства
железнодорожного транспорта Михаил Акулов. - Протяженность тоннеля под Босфором
составит 1,6 тысячи метров, что почти в два раза меньше длины Лефортовского
тоннеля в Москве".
Вопрос в том, в какие сроки и с какими финансовыми
затратами может быть построено 3,7 тыс. км путей по территории Казахстана,
порядка 700 км - в Туркменистане и 90 км в Иране.
ЗАГРАНИЦА ИМ ПОМОЖЕТ
Помочь решить эту проблему могут китайцы, которые
ежегодно выделяют на строительство новых железнодорожных путей внутри страны
около 6 млрд. долларов. Поддерживают казахский проект и в Европе. К примеру,
Европейский банк реконструкции и развития собирается выделить два гранта на
правовую и экологическую экспертизы. Не хочет оставаться в стороне и Япония.
Правительство этой страны выделило грант Казахстанским железным дорогам на
маркетинговые исследования объема грузов, которые пойдут по ТЖД. Поучаствовать в
финансировании проекта готовы Иран и Турция.
Построить ТЖД планируется уже к 2010 году. Объем
перевозок по дороге составит 35 - 40 млн. тонн в год, а после строительства
второй колеи эта цифра может увеличиться до 100 млн. тонн. Оставляя в стороне
Транссибирскую магистраль, грузы из восточных провинций Китая смогут попасть в
Европу примерно за восемнадцать дней. По словам министра транспорта и
коммуникации Казахстана Кажмурата Нагманова, "доходы Казахстана оцениваются в
два миллиарда долларов в год".
РИСКОВАННЫЙ ТРАНССИБ
Сейчас сухопутным путем большинство грузов из Китая и
стран Юго-Восточной Азии идет в Европу через Россию по Транссибирской
железнодорожной магистрали. Объем транзита составляет пока около 100 тыс.
контейнеров в год. Это небольшой объем по сравнению с тем, что перевозится между
Азией и Европой морем (7 - 8 млн. контейнеров. - Газета). Несмотря на то, что
железнодорожные перевозки дешевле (на 1 тыс. долларов за контейнер) и быстрее
(на две недели) морских, азиаты не спешат переключать свои грузы на Транссиб.
Причина - высокие риски, связанные с потерей груза на территории России, и
широкая колея, которая не совпадает с узкой европейской. По мнению российских
железнодорожников, защитить Транссиб и не отдать все транзитные грузы Казахстану
в какой-то степени можно было бы с помощью восстановления прерванного еще в
начале 1990-х годов железнодорожного сообщения между Россией и странами
Закавказья - Грузией, Арменией и Азербайджаном. "Восстановленная транспортная
система Кавказа должна привести к развитию не только Транссиба, но и
международного транспортного коридора "Север - Юг", - говорит Акулов. - Она
обеспечит перевозки грузов между странами Средней Азии и Казахстаном, через
Россию в Азербайджан, Через Армению - в Грузию, Россию и Европу". Восстановить
Кавказскую дорогу при заинтересованности всех участников и должном
финансировании можно уже к концу 2005 года, считает чиновник. Однако эксперты
оптимизма российских железнодорожников не разделяют. "Российская инициатива вряд
ли повлияет на развитие ТЖД", - считает гендиректор консалтинговой компании
TransCare Владимир Ашурков. "Не совсем понятно, как восстановление Кавказской
дороги переключит грузопотоки на Транссиб". Поэтому Казахстан рано или поздно
все равно построит ТЖД.
|