Почему узбеки хотят служить в армии
19.11.2004. Деловая неделя
(Казахстан)
Андрей Саидов
(Ташкент)
На прошедшей недавно в Ташкенте пресс-конференции
Министерства обороны Узбекистана было отмечено, что в осенний призыв 2004 года
количество призывников, желающих пройти службу в Вооруженных силах страны,
значительно превысило реальную потребность реформируемой армии в новых
кадрах.
Армейская реформа, начатая правительством Узбекистана с
середины 90-х годов, ставит задачу поэтапного перехода к созданию современной,
компактной, мобильной армии с профессиональным ядром, численность которой к 2005
году должна составить около 50 тысяч человек.
Между тем в Узбекистане с его 25-миллионным населением и
высоким уровнем безработицы социальная и демографическая ситуация такова, что
молодые люди призывного возраста видят в службе в Вооруженных силах один из
немногих способов как-то устроить свою жизнь.
Согласно принятой олий мажлисом - парламентом
Узбекистана еще в декабре 2002 новой редакции закона "О всеобщей воинской
обязанности и военной службе" срок срочной службы был снижен с полутора лет до 1
года для имеющих среднее образование и 9 месяцев для имеющих высшее образование.
Поэтому призывные комиссии с весны 2003 года начали отбирать призывников на
конкурсной основе, ужесточив требования к состоянию здоровья, моральным
характеристикам и даже интеллектуальному уровню призывников.
Несмотря на то, что сами условия прохождения срочной
службы в армии Узбекистана по сравнению с условиями в Вооруженных силах СССР за
13 лет независимости не намного улучшились - процветают неуставные отношения,
страдает материально-техническое обеспечение, отбоя от желающих служить по
свидетельствам призывных комиссий просто нет. Особенно в сельских регионах
страны, где жизнь безработной молодежи в многодетных и малообеспеченных семьях
представляется многим куда менее привлекательной, чем гарантированное
существование на армейском довольствии, которое составляет около $15 на человека
в месяц (бюджет средней крестьянской семьи в Ферганской долине), не считая
питания и обмундирования. По данным официальной статистики, расходы на
содержание армии в Узбекистане сегодня составляют не менее 20 процентов
бюджетных ассигнований. Не стоит сбрасывать со счетов и такой психологический
фактор, что армия в Узбекистане сегодня практически мононациональна. Даже в ее
командном составе сегодня - более 90 процентов составляют представители одной
нации.
Прохождение срочной армейской службы дает юношам и
дополнительный шанс на последующее трудоустройство в государственных и бюджетных
структурах. На считающиеся престижными и доходными должности в милиции,
прокуратуре, таможенных и налоговых органах можно рассчитывать только после
службы в Вооруженных силах. Вообще же, согласно законодательству Узбекистана
Министерство труда обязано обеспечивать хоть какими-нибудь рабочими местами
граждан, увольняющихся из Вооруженных сил по истечению срока службы, а приемные
комиссии вузов страны - предоставлять им льготы при поступлении порядка 20
процентов от установленного проходного балла.
Так что естественный страх остаться без работы,
карьерных перспектив, за бортом общества, в котором частный сектор в последние
годы представляет все меньше возможностей, заставляет молодых людей стремиться
пройти службу в армии. Однако призывные комиссии в условиях завершающего этапа
армейской реформы действительно предъявляют все более жесткие требования.
По признаниям военных медиков, все больше юношей
призывного возраста в Узбекистане становятся не пригодны к армейской службе по
состоянию их здоровья. Согласно же официальным данным Министерства обороны, к
прохождению срочной службы в 2003-2004 годах оказались пригодными не более 40
процентов потенциальных призывников. И если совсем недавно многих негодных к
строевой службе зачисляли в резерв или направляли на альтернативную службу, то
сейчас большинство из них увольняют в запас сразу после прохождения медицинской
комиссии.
Наиболее часто встречаются у молодежи, особенно в
сельских районах, аномалии роста, веса и физического развития, а так же
хронические желудочно-кишечные заболевания и нарушения обмена веществ, вызванные
недоеданием, недостаточным или неправильным питанием. Тогда как более
интенсивный темп боевой подготовки при сроке службы в 1 год требует повышенной
выносливости. Впрочем, последней у юношей, большую часть детства проведших от
зари до зари на хлопковых полях, как говорится, не занимать.
Не лучше обстоит дело и с интеллектуальным развитием,
уровнем доармейской общеобразовательной подготовки. Призывные комиссии не
сообщают критериев, по которым проходит отбор в этом направлении, однако
достаточно учесть, что, по данным исследований экспертов UNICEF в 2003 году,
реальный охват средним образованием, включая профессионально-техническое, в
сельских регионах Узбекистана не превышал 70 процентов от общего числа молодежи
в возрасте до 18 лет.
Но стремление граждан пройти службу в армии настолько
велико, что Министерство обороны предлагает многим заменить ее специальными
платными одномесячными курсами военной подготовки, дающими право на зачисление в
постоянный резерв и уравнивающими в правах с действительными срочниками.
Стоимость курсов при этом в несколько раз превышает уровень среднемесячной
зарплаты. Общая численность Вооруженных сил на нынешнем этапе армейской реформы
оценивается разными специалистами в пределах 60 тысяч человек, включая
подразделения Национальной гвардии, сухопутные войска, ПВО, ВВС, пограничные
войска, внутренние войска МВД, спецназ, воинские формирования Службы
национальной безопасности, Министерства по черезвычайным ситуациям и Таможенного
комитета. По оценкам некоторых экспертов, численность и военно-техническая мощь
армии Узбекистана превосходит Вооруженные силы всех остальных стран региона
Центральной Азии.
Согласно принятой правительством стратегии реформы, к
концу 2005 года в армии Узбекистана должны служить в основном профессиональные
военные на контрактной основе. Однако срочная служба, как одна из структурных
основ авторитарного общества, в том или ином виде обязательно сохранится.
|