Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №112(01.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТУРКМЕНИЯ



Туркменских бизнесменов накажут за намерения

18.11.2004. Ведомости

Борис Грозовский

Необычный подход к налоговой системе выбрал для своей страны президент Туркмении Сапармурат Ниязов. В подписанном им Налоговом кодексе снижены все ставки налогов, однако от компании, которую налоговики заподозрят в намерении занизить выплаты, могут потребовать досрочно заплатить посчитанную чиновниками сумму налогов.

Налоговый кодекс (НК) Туркмении вступил в силу с 1 ноября и заменит разрозненное налоговое законодательство, действовавшее почти без изменений с 1993 г. Официального текста НК у налоговиков пока нет — парламент принял документ только 25 октября, и планировалось, что он начнет действовать с 1 января 2005 г.

Из 17 налогов НК оставил четыре плюс два специальных налоговых режима — акцизный и для плательщиков налога на недра, рассказывает замначальника Главной государственной налоговой службы Туркменистана Павел Пряничников. Снижены и ставки: налог на прибыль уменьшился с 25% до 8% для частных компаний и до 20% для государственных, НДС — с 20% до 15%, подоходный налог — с 12,5% до 10%. 1%-ный налог на имущество не изменился, а сельхозпроизводители по-прежнему освобождены от всех налоговых выплат.

“По уровню ставок [налогов] Туркменистан приблизился к офшорным юрисдикциям”, — замечает исследователь Международного бюро фискальной документации (IBFD) Рустам Вахитов. Налог на прибыль на Кипре составляет 10%, а Ирландию Еврокомиссия до сих пор журит за ставку в 12,5%, говорит он.

Зато правила администрирования туркменского НК не похожи на порядки в налоговом раю. Так, одна из статей кодекса разрешает налоговикам досрочно исчислять и требовать немедленной уплаты налогов “при наличии фактов, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика уклониться от налогообложения”, либо если “юридическая форма сделки приводит к избежанию от уплаты налогов”. Если человек собирается скрыться, а предприятие — ликвидироваться или как-то иначе уклониться от налогов, “мы просто предъявим требования [по уплате налогов] исходя из имеющейся информации [о намерениях налогоплательщика]”, поясняет Пряничников. Если же компания захочет обжаловать в казыете (суде) истребованные с нее налоги и штрафы (40% неуплаченной суммы), то ей придется предварительно внести в залог имущество, стоимость которого равна спорной сумме.

Это новое слово в мировом налоговом законодательстве, иронизирует завлабораторией фискального федерализма Института экономики переходного периода Илья Трунин. Данная норма “будет понятна, пожалуй, лишь жителям Суринама, где чиновники, предполагающие, что налогоплательщик собирается сбежать из страны или преднамеренно обанкротиться, могут арестовать его имущество без предупреждения”, замечает Вахитов.

Превентивный контроль за налогоплательщиками — не единственная новация туркменского кодекса. Он дает налоговикам право контролировать цену любых сделок, доначисляя налог, если цена отклонилась от “рыночной” более чем на 20%. А компаниям, у которых отсутствует бухгалтерская документация, чиновники могут доначислять налоги исходя из 25%-ной рентабельности всех сделок. “В Туркменистане такой политический режим, что, по сути, Налоговый кодекс им вообще не нужен”, — замечает Трунин (см. врезку). Россия гораздо более цивилизованная страна, надеется зампред комитета по налоговой политике РСПП Сергей Беляков. “Некоторые положения туркменского кодекса очень напоминают наши реалии, но до такого, вероятно, не дойдет”, — полагает он.

НЕМЫСЛИМЫЙ РОСТ

В 2003 г. ВВП Туркмении, по официальным данным, вырос на 23,1%, за месяцы Туркменбаши — Рухнама (январь — сентябрь) 2004 г. — на 21,3%. В среднем за последние три года он увеличивается на 20% в год. Экономисты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), прокредитовавшего Туркмению на 101 млн евро, сомневаются в достоверности госстатистики, полагая, что в реальности рост не превышает 11%. Три года назад в стране прекратилась приватизация, прогресса в области реформ нет, государство установило контроль за всеми сферами экономики, а официальный валютный курс маната отличается от реального в 4-5 раз, констатирует ЕБРР. Вдобавок в стране нет независимой от государства судебной системы, зато действуют “социальные программы советского образца” — газ, воду, электричество и соль население получает бесплатно, на что государство тратит 10% расходов, говорится в обзоре банка. Туркменский бюджет состоит из двух уровней: в первый включаются доходы и расходы государства, а во второй (по размеру вдвое больше) — доходы и расходы госпредприятий.




Туркменбаши разворачивает гонку вооружений

20.11.2004. Эхо (Азербайджан)

Р.Оруджев

Нагнетание ситуации в регионе будет продолжаться

Главнокомандующий Вооруженными силами Туркменистана, президент Сапармурат Ниязов выразил на днях удовлетворение оснащением вооруженных сил страны. "За последнее время на вооружение туркменской армии поступила крупная партия новейшей военной техники", - сообщил С.Ниязов на заседании Госсовета безопасности - высшего военного органа, возглавляемого самим президентом.

Как сообщило 12 ноября агентство АРМС-ТАСС, С.Ниязов особо подчеркнул, что "в сфере оснащения вооруженных сил современной техникой и дальше будет расширяться межгосударственное сотрудничество". Выступивший на заседании Госсовета безопасности министр обороны генерал армии Агагельды Мамметгельдыев сообщил, что на вооружение ПВО поступили три комплекса пассивной радиоэлектронной разведки "Кольчуга", поставленные Украиной за туркменский газ. По словам министра, "военные самолеты и вертолеты Туркменистана проходят капитальный ремонт на военных заводах Грузии". "Тбилавиастроитель" оказывает Туркменистану услуги в счет погашения госдолга Грузии за поставленный в 1994-1995 годы природный газ.

По данным грузинского предприятия, 43 военных самолета и 6 вертолетов из Туркменистана уже прошли ремонт в Тбилиси. Недавно в Туркменистан был поставлен также модернизированный штурмовик Су-25КМ "Скорпион".

Все это очень интересно, особенно учитывая, что речь в статье идет об усилении военной мощи нашего морского соседа, имеющего к тому же ряд разногласий с Азербайджаном.

Насколько серьезным в масштабах Туркменистана является такое усиление ВВС и ПВО этой страны. И против кого, собственно, направлена эта гонка вооружений, которая, по словам самого Туркменбаши, будет только продолжаться.

Депутат Милли меджлиса, генерал-лейтенант ПВО Владимир Тимошенко в своем комментарии "Эхо" отметил, что произошедшее, "конечно, надо квалифицировать как значительный прирост в повышении боевой мощи Вооруженных сил Туркменистана. Тем более, если учесть, что это довольно-таки небольшое государство и по территории, и по всем другим своим показателям".

Вопрос же, для чего такая политика главе Туркменистана, объясняется тем, что "регион такой", говорит специалист. "Каждая страна хочет быть защищенной. И, кроме того, я не хочу подогревать никаких настроений, но поскольку не поставлена точка в вопросе урегулирования юридического статуса Каспия, я думаю, Ашгабат предпринимает эти шаги и с целью того, чтобы чувствовать себя более уверенно на переговорах, отстаивать свою позицию по Каспию. Когда у тебя есть что-то за плечами, оппоненты становятся сговорчивее. Поэтому все это делается Туркменистаном для защиты и решения своих государственных интересов".

О прямой угрозе Азербайджану разговора быть не может, считает В.Тимошенко. "Я не предполагаю, что Туркменистан может приступить к решению каких-то проблем, используя военный путь. Потому что и мы можем ответить адекватно. Но наверняка это делается для того, чтобы заявить на международной арене, дескать, мы не только хлопок выращиваем и газ качаем, а мы еще и в военном плане способны отстаивать свои интересы и границы".




ООН вступилась за русских… В Туркмении

24.11.2004. Время новостей

Аркадий Дубнов

Генассамблея ООН приняла резолюцию о "Положении в области прав человека в Туркмении". Это уже вторая резолюция мирового сообщества, в которой выражается "глубокая обеспокоенность по поводу продолжающихся серьезных нарушений прав человека в Туркмении". Первая была принята на предыдущей сессии в декабре 2003 года. За прошедшее время, как отмечено в нынешней резолюции, были лишь "ограниченно расширены возможности членов ряда религиозных меньшинств и освобождены из заключения несколько членов секты свидетелей Иеговы, которые отказались от военной службы". В остальном туркменские власти ограничились обещаниями "разрешить представителям международного сообщества посетить тюрьмы" в Туркмении либо начать "в скором времени конструктивный диалог по вопросам прав человека".

Все прочие проблемы, которыми обеспокоены авторы "туркменской" резолюции, практически остались неизменными в "стране золотого века Туркменбаши". Даже краткий перечень происходящего там впечатляет. "Подавление любой оппозиционной политической деятельности", "произвольные задержания, заключения под стражу и слежка за лицами, которые пытаются осуществить право на свободу выражения мнений...", "сохраняющиеся ограничения на осуществление права на свободу мысли, совести и религиозных убеждений"...

Однако самое любопытное, что страны - соавторы резолюции, среди которых нет России, "глубоко обеспокоены прекращением трансляции в Туркмении русскоязычных программ радио "Маяк" и продолжающейся дискриминацией правительством Туркмении этнических русских... в области образования и занятости и их принудительного переселения...".

Возможно, именно защита русскоязычного меньшинства в туркменском "царстве" сделала невозможным для российского представителя в ООН голосовать против резолюции. Он воздержался (прошлогоднюю резолюцию Москва поддержала). А список тех стран, что вступились за туркменский режим, сам по себе выглядит выразительно: Иран, Пакистан, Китай, Бирма, Северная Корея, Узбекистан, Куба, Судан, Сирия, Белоруссия... Выступая по мотивам голосования, защитники Туркменбаши говорили о "политизации правозащитных механизмов ООН и о "бессмысленности подобного рода выборочных процессов". Но самым отважным защитником своей страны стал туркменский министр иностранных дел Рашид Мередов. Он просто назвал резолюцию "абсолютно необъективной", а обвинения "бездоказательными и надуманными". По словам министра, в Туркмении, оказывается, "нет ни одного случая ареста или осуждения по политическим, религиозным или другим мотивам, нет произвольных задержаний и незаконных арестов". Г-н Мередов говорил как по писаному...

Тем не менее Генассамблея ООН предъявила Туркменбаши целый перечень требований. Среди них "незамедлительное и безоговорочное освобождение всех узников совести и доступ к лицам, содержащимся под стражей, включая тех, кто был осужден за участие в попытке государственного переворота 25 ноября 2002 года".

Соавторами проекта резолюции ООН стали 36 государств, большинство которых составляют члены Евросоюза. Документ был одобрен 65 государствами - членами ООН, 49 против, а 56 - воздержались.




Американцы посчитали запасы Туркменбаши

24.11.2004. Газета

Оксана Шевелькова

Как стало известно ГАЗЕТЕ, американская компания DeGolyer and MacNaughton завершает аудит запасов газа в Туркмении. Аудит проводится по просьбе российского "Газпрома", который потребовал от правительства Туркмении подтверждения, что в стране есть достаточный объем газа, чтобы обеспечить поставки по экспортным контрактам. Согласно подписанному в 2003 году соглашению, за 25 лет "Газпром" планирует закупить более 1,6 триллиона кубометров туркменского газа. После завершения международного аудита "Газпром" сможет понять, чем "надут" его контракт - газом или воздухом.

Как заявил во время своего последнего визита в Туркмению в середине ноября этого года заместитель председателя правления "Газпрома" Александр Рязанов, "Газпром" в 2004 году закупит в Туркмении 4,25 млрд. кубометров газа. Уже через три года этот объем вырастет до 70-80 млрд. кубометров. Чтобы обеспечить транспортировку этого газа, необходимо решить вопрос о расширении трубопроводных мощностей. На сегодняшний день Туркмения и Казахстан могут транспортировать до 60 млрд. кубометров газа в год, однако мощности трубопроводной системы Узбекистана, через которую прокачивается туркменский газ, позволяют поставлять не более 45 млрд. кубометров.

"Узбекистан - наиболее узкое место. Прокачивать 70-80 млрд. кубометров через Узбекистан по существующей системе невозможно, поэтому до конца 2005 года необходимо принять решение о строительстве нового трубопровода и построить его максимум за 2 года", - говорит Рязанов. По его словам, в 2006 году трубопроводные мощности Узбекистана нужно увеличить до 55 млрд. кубометров газа в год, что потребует порядка 400 млн. долларов.

Остается нерешенным вопрос, кто будет инвестировать средства в развитие узбекской газотранспортной системы. Сейчас обсуждается несколько вариантов: "Газпром" может либо создать совместное предприятие с Узбекистаном, либо участвовать в этом совместно с туркменской стороной, либо самостоятельно инвестировать средства.

Рязанов отмечает, что контракт на закупку газа в Туркмении достаточно жесткий, на условиях take or pay ("бери или плати"), поэтому для "Газпрома" принципиально важно принять решение о строительстве необходимых транспортных мощностей через Узбекистан. Условие "бери или плати" подразумевает, что если "Газпром" не сможет выбрать газ в полном объеме, предусмотренном контрактом, то он все равно должен его оплатить. Таким образом, "Газпром" может потерять и газ, и деньги.

В тоже время "Газпром" готов покупать газа больше, чем это предусмотрено 25-летним контрактом (около 1,6 трлн. кубометров). Но для того чтобы принять решение о расширении газотранспортных мощностей, концерн потребовал от правительства Туркмении провести международный аудит запасов. Российская компания сомневается, что у Туркменбаши хватит газа, чтобы обеспечить все экспортные поставки.

Как стало известно ГАЗЕТЕ, американская компания DeGolyer and MacNaughton завершает аудит туркменских запасов газа. В DeGolyer and MacNaughton отказались от комментариев, сославшись на то, что вся информация об этой работе является конфиденциальной.

Однако можно утверждать, что до конца этого года "Газпром", который ожидал этого еще в сентябре-октябре, сможет получить представление, насколько его контракт соответствует действительности.

СПРАВКА По неофициальным данным, запасы газа в Туркмении составляют 2,8-3 трлн. кубометров. При этом туркменский газ экспортируется не только в Россию, но еще и на Украину (до 35 млрд. кубометров в год), в Иран, который планирует получать более 8 млрд. кубометров, и страны СНГ. Собственное потребление газа в Туркмении составляет 10-12 млрд. кубометров в год. С учетом российских контрактов, в течение 25 лет будет экспортировано как раз около 2,8 трлн. кубометров газа.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ