БЕЛОРУССИЯ
Хроника
28 ноября. В Минске в
результате спецоперации были задержаны главные подозреваемые в убийстве издателя
русской версии журнала “Forbes” Пола Хлебникова. Днем позже задержанные чеченцы
Валид Агаев и Казбек Дукузов были этапированы в Москву и помещены в следственный
изолятор «Лефортово».
29 ноября. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко назначил Виктора Шеймана руководителем своей
Администрации, освободив его от должности Генерального прокурора республики.
Бывший глава президентской администрации Урал Латыпов указом Лукашенко
освобожден от должности «в связи с выходом в отставку». Петр Миклашевич назначен
Генеральным прокурором РБ.
29-30 ноября. В Варшаве
прошло совещание представителей Белоруссии, Польши и Украины по вопросам
создания региональной экономической сети в Полесье, в котором принимали участие
представители органов государственного управления, национальных комиссий по
делам ЮНЕСКО, ученые трех стран, а также представители ЮНЕСКО и других
международных организаций.
30 ноября. Министр экономики
РБ Николай Зайченко сообщил, что правительство прогнозирует инфляцию по итогам
2004 г на уровне 14,5-15%. Рост потребительских цен в Белоруссии в
январе-октябре этого года составил 10,3% или в среднем 1% в месяц.
30 ноября. Белорусская
компания «Белавиа» открыла рейс из Москвы в Париж через Минск. В Париж
национальный авиаперевозчик РБ будет доставлять пассажиров на самолете
Боинг-737.
1 декабря. Правительство РФ
повысило ставку экспортной таможенной пошлины на сырую нефть и нефтепродукты,
вывозимые с территории страны за пределы государств-участников Таможенного
союза, на $13,1 - до $101 за тонну. С 1 октября действовала ставка на уровне
$87,9 за тонну.
1 декабря. Введена плата за
проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница России. Для транспортных
средств, имеющих две оси и высоту более 210-ти сантиметров, сумма сбора составит
по 2 доллара в эквиваленте на каждом из 4-х пропускных пунктов, разделяющих
600-километровую трассу. Бесплатно по ней теперь смогут ездить только легковые
автомобили граждан Белоруссии.
1 декабря. МИД Белоруссии
довел до сведения своих граждан, что польская сторона усилила контроль за
соблюдением распоряжения министра внутренних дел и администрации Польши «По
вопросу размера финансовых средств, которыми должен располагать иностранец,
въезжающий на территорию Польши, и документов, которые могут подтвердить наличие
этих средств, а также цель пересечения границы».
1 декабря. Первый
Национальный телеканал Белоруссии в нарушении статьи 96 Конституции Республики
Беларусь в репортаже о вручении президентом Александром Лукашенко удостоверений
председателям Совета республики и Палаты представителей Национального собрания
назвал Геннадия Новицкого и Владимира Коноплева «недавно назначенными
руководителями парламента.
1 декабря. Почти на треть
увеличилось денежное содержание белорусских военных.
1 декабря. В Беларуси
завершена перерегистрация религиозных объединений. Свое лидерство закрепили
традиционные конфессии - православная и католическая. Религиозных общин
зарегистрировано 2677, религиозных течений – 26.
1 декабря. Между
министерством информации Белоруссии и правительством Москвы была достигнута
договоренность о продаже белорусских газет в киосках российской столицы.
3 декабря. Президент
Белоруссии Александр Лукашенко в связи с событиями в Украине поставил перед
новым руководителем президентской администрации Виктором Шейманом задачу
укреплять стабильность и повышать управляемость системы власти в республике.
6 декабря. В Государственной
Думе Федерального Собрания России состоялось заседание «круглого стола» на тему
«Актуальные вопросы интеграции на постсоветском пространстве на современном
этапе». Организаторами «круглого стола» выступили комитет Государственной Думы
по делам СНГ и связям с соотечественниками, министерство иностранных дел
Российской Федерации, Парламентское собрание СБР. В заседании приняли
участие представители органов исполнительной и законодательной властей,
общественности России, Белоруссии и других стран СНГ, ученые, эксперты и
журналисты.
7 декабря. ЕС запретил въезд
на территорию стран-членов Евросоюза главе Центральной избирательной комиссии
Белоруссии Лидии Ермошиной и начальнику минского ОМОНа Юрию Подбеду. Это решение
принято в рамках ужесточения санкций по отношению к белорусским властям после
проведения 17 октября референдума о продлении срока президентских полномочий
Александру Лукашенко.
8 декабря. В Москве, в
Центре международной торговли на Красной Пресне прошла совместная презентация
Могилевской области РБ и Смоленской области.
8 декабря. Заместитель
министра иностранных дел РБ Александр Михневич сообщил, что Белоруссия
рассчитывает добиться от Евросоюза в ближайшей перспективе снятия ограничений на
экспорт калийных удобрений и текстиля. По его словам, в настоящее время
республика готовит обращение в Еврокомиссию с предложениями отменить действующие
антидемпинговые пошлины в отношении белорусских калийных удобрений.
8 декабря. Заместитель
главнокомандующего ВВС РФ по вопросам объединенной системы ПВО стран СНГ ген.-л.
Айтеч Бижев заявил, что в 2005 г. Россия поставит Белоруссии несколько
комплексов ПВО С-300 на сумму 13 миллионов долларов США, находившихся до этого
на консервации.
8 декабря. Исполнилось пять
лет со дня подписания Договора о создании Союзного государства. В Белоруссии
никаких сколько-либо заметных официальных мероприятий посвященных этой дате не
проводилось. Ни одна государственная газета о годовщине подписания Договора даже
не упомянула. Как выяснилось, главные редактора этих изданий просто забыли об
этой годовщине, а каких-либо распоряжений из администрации президента Белоруссии
по этому поводу не поступало. Все это вызвало не только у журналистов, но и у
общественности республики немало недоуменных вопросов. По этому поводу в
представительстве Постоянного Комитета Союзного государства пояснили, что
никаких мероприятий и не планировалось, так как «дата ничем не примечательная».
В вечерних выпусках новостных программ белорусских телеканалов дежурные сюжеты о
юбилейной дате присутствовали. Российские СМИ, за исключением р/с «Маяк», о
знаменательном событии просто умолчали.
9 декабря. Глава
администрации президента РБ Виктор Шейман заявил, что намерен предпринять шаги
по совершенствованию деятельности политического штаба страны и отходу от
«кабинетного» стиля работы, ужесточению контроля за выполнением поручений главы
государства, сокращению документооборота. Планируется наладить процесс более
оперативного получения информации с мест, взять под жесткий контроль
деятельность «вертикали».
13-14 декабря. Состоялся
рабочий визит в Москву премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского.
14 декабря. Москва
заинтересована в развитии торгово-экономических отношений с Белоруссией. Об этом
заявил на Совете делового сотрудничества Москвы и Белоруссии мэр российской
столицы Юрий Лужков. По его мнению, сотрудничество возможно в области легкой
промышленности, высоких технологий, машиностроения. Так, Лужков предложил
рассмотреть вопрос о поставках белорусских двигателей для грузовиков ЗиЛ. Мэр
добавил, что у Москвы и Белоруссии нет собственных природных ресурсов, поэтому
экономическое благополучие полностью зависит от развития промышленности. Лужков
призвал продолжить поиск областей для взаимовыгодного сотрудничества между
сторонами. Мэр российской столицы отметил, что до конца текущего года
товарооборот Москвы и Белоруссии может превысить 6 миллиардов долларов США.
14 декабря. МИД
Белоруссии расценил очередное введение Европейским союзом визовых ограничений в
отношении отдельных официальных белорусских лиц как «продолжение политики
давления на суверенное государство».
14 декабря. «Беларусбанк»
приостановил прием заявлений физических лиц на выдачу кредитов в иностранной
валюте. Специалисты банка пояснили, что такое решение вызвано необходимостью
предоставления ресурсов реальному сектору экономики, а также возросшим в
преддверии Нового года спросом на потребительское кредитование в иностранной
валюте.
14 декабря. В Белоруссии
арестован генеральный директор крупнейшего нефтеперерабатывающего предприятия
«Нафтан» (Новополоцк) Константин Чесновицкий. Руководитель новополоцкого
предприятия подозревается в совершении ряда экономических преступлений.
Карусель многовекторной политики
Александр
Фадеев
Референдум (17.10.04) в Белоруссии не только прояснил
расстановку политических сил внутри республики, но и инициировал значительную
трансформацию политики США и Евросоюза по отношению к Минску. Шаги ЕС в
направлении ужесточения позиции к правящему в Белоруссии режиму были не способны
оказать быстрое и заметное воздействие на него, но в перспективе могут стать
достаточно чувствительными для республиканской экономики и подорвать позиции
республики на Старом континенте и в межправительственных организациях. В целях
давления на режим Александра Лукашенко Европейский союз, имеющий колоссальный
потенциал, может использовать свое огромное влияние в мировой
финансово-экономической сфере, а также в определенном ключе внести изменения в
устоявшуюся систему международных отношений.
Для Белоруссии сложность ситуации заключается еще и в
том, что Евросоюз сегодня крайне озабочен успешным завершением общеевропейского
интеграционного проекта, в который ни она, ни соседние с ней Россия и Украина
изначально не были включены. Этим государствам были уготованы места на задворках
союзной Европы, по другую сторону разделительного барьера. Такое периферийное
положение России, Белоруссии и Украины оставляло им порознь минимальные
возможности воздействия в своих национальных интересах на общеевропейскую
политику и экономику. Логика развития ЕС, специфический менталитет его новых
стран-членов, грядущее вступление в его ряды Румынии, Болгарии, Хорватии и
Турции, неизбежно приведут Еврокомиссию и другие органы Евросоюза к
желанию в полной мере реализовать свою доминирующую роль в Европе, перейдя к
политическому диктату в отношении Белоруссии, России, Украины и других
периферийных, «внесистемных» государств.
Долгие годы белорусская внешнеполитическая концепция
отводила особое место Германии, как державе, наиболее подходящей Минску в
качестве определенной опоры, проводника своих национальных интересов на
пространстве Западной Европы. До кардинального изменения в 1997 году германской
внешней политики белорусская правящая верхушка рассчитывала на перманентное
получение масштабной финансово-экономической помощи от ФРГ (в том числе, как
представляется, и в обмен на обещания отказаться от построения единого
государства с Россией, подкрепленные практикой). Германия, заинтересованная в
ослаблении претензий на региональное лидерство со стороны «взлетающей» и
поддерживаемой Вашингтоном Польши, нередко действительно шла навстречу
белорусскому руководству. Германская помощь Белоруссии и сейчас остается
достаточно весомой, прежде всего, в предоставлении республике кредитных
линий.
Тем не менее, Минску все труднее и далее надеяться на
поддержку Германии, поскольку Берлин вместе с Парижем разделяет
ответственность за будущее Евросоюза, втягиваясь в хоть и латентное, но все
более ожесточенное соперничество с США. Переходный период от той системы
международных отношений, которая уже более чем наполовину принадлежит к
прошлому, к такой, в которой Германия, страна-лидер ЕС, отбросив кокетство по
поводу великодержавности, заявит претензии на мировое первенство, близится
к завершению. Поэтому Берлин в современный период серьезно озабочен закреплением
своего контроля за рычагами управления ЕС и «перевариванием» Польши, попавший
внутрь организма этого общеевропейского государства. Кроме того, Германия
связана в реализации внешнеполитических инициатив, поскольку в своих действиях
обязана исходить из своей новой роли – роли конструктивного стержня современной
общеевропейской политики. В этой ситуации помощь обложенному санкциями (в том
числе и ЕС) белорусскому режиму в берлинскую повестку не входит.
В целом, следует констатировать, что внешнеполитическая
стратегия республиканского руководства на западном направлении в уходящем году
потерпела серьезное поражение. В силу этого отставка руководителя администрации
президента Урала Латыпова, отвечавшего за формирование линии и проведение
внешней политики, выглядит как вполне закономерная. «Неоднозначный» Латыпов
совместно с министром иностранных дел РБ Сергеем Мартыновым немало потрудился на
поприще торможения союзного строительства и поддержания у Александра Лукашенко
иллюзий относительно возможных «прорывов на западном фронте». Кстати, именно
Уралу Латыпову принадлежит «заслуга» в появлении в Белоруссии пресловутой
консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ, которая по сути являлась «мозгом и
штабом оппозиции». Западное направление закрылось для Белоруссии в силу того
обстоятельства, что правительственные круги республики попытались довольно
прямолинейно использовать сиюминутную внешнеполитическую конъюнктуру для решения
своих собственных задач по дальнейшему укреплению власти внутри страны, для
продления до бесконечности президентских полномочий Александра Лукашенко.
Правящий режим в соответствии с объективной потребностью
любого авторитарного режима к самовоспроизводству все последнее время продвигал
на международной арене идею об исключительности и преимуществах белорусской
государственной модели. По тем же законам жанра Минск явно стремился и к
региональному лидерству на постсоветском пространстве (в СНГ, СБР, ЕЭП), но, не
имея для этого никакого ресурсного обеспечения, стал все заметнее сползать к
фактической самоизоляции. Такое поведение белорусского правящего режима
привлекло внимание Западного альянса, было расценено им как ослабление и
капсуляция Минска. Отсюда появилось стремление выставить всю политику президента
и правительства республики как деструктивную, не вписывающуюся в общеевропейские
стандарты.
Словно не замечая изменившихся реалий международной
среды, министерство иностранных дел Белоруссии не нашло ничего лучшего, чем
настаивать на продолжении политики, которая определяется как внешнеполитическая
деятельность «наступательного характера». Однако проводить такую линию после
ужесточения санкций со стороны США и Евросоюза по отношению к Минску
внешнеполитическому ведомству республики и его загранучреждениям стало не только
затруднительно, но и вообще вряд ли целесообразно. Назрела, очевидно, смена всей
стратегии деятельности министерства иностранных дел РБ, которая еще недавно
трактовалась как не только инициативное, но и максимально твердое продвижение
национальных интересов, в первую очередь на пространствах Европейского
союза.
В сложившихся условиях, когда полноценный диалог
Белоруссии с ЕС сорван, достичь главной цели белорусской внешней политики просто
невозможно. Поскольку на Евросоюз приходится более половины всего товарооборота
республики со странами, не входящими в СНГ, и почти 70% от общего объема прямых
инвестиций в ее экономику, а также учитывая, что доля европейских инвесторов в
белорусских предприятиях с иностранным капиталом составляет 84%, любые
потенциальные санкции объединенной Европы самым отрицательным образом скажутся
на конкурентоспособности продукции предприятий Белоруссии на внешних рынках,
прежде всего западноевропейских.
Помимо ощутимых экономических потерь, Белоруссии
угрожает снижение уровня отношений с НАТО, Советом Европы, ОБСЕ и другими
международными организациями, в которых роль и влияние США и Евросоюза являются
определяющими или доминирующими. Следует учитывать при этом не только
радикальное изменение позиции Вашингтона и Брюсселя по факту октябрьского
референдума в республике, но и крупные внешнеполитические промахи и ошибки,
совершенные белорусским правительством за последние год-два. Так, например, в
апреле 2003 г. Совет ЕС по внешним делам снял визовые ограничения в отношении
ряда высших белорусских чиновников в обмен на обещания Минска сделать шаги по
демократизации и смягчению внутриполитической ситуации в республике. Однако
белорусская сторона вдруг озаботилась выдерживанием принципа сопоставимости
встречных уступок, и не только не пошла на принятие мер по демократизации
общественной жизни и соблюдению прав человека, но, наоборот, демонстративно
ужесточила свою позицию в данной сфере. Помимо прочего такое поведение
Минска во многом способствовало и крушению надежд республиканского руководства
на подключение к программам ЕС по сотрудничеству с его новыми странами-соседями,
что сулило получение значительной финансовой и иной помощи от Брюсселя.
Не оправдались и установки внешнеполитического ведомства
Белоруссии на активизацию сотрудничества с Германией, основанные на убеждении в
том, что именно Берлин проявляет готовность содействовать вовлечению республики
в общеевропейские интеграционные процессы. Иллюзорными оказались и планы Минска
по выстраиванию новых отношений с ЕС в расчете на итальянское председательство,
а также на особую позицию Соединенного Королевства, как в этом Союзе, так и в
других межправительственных организациях в контексте позитивного развития
экономического и иного сотрудничества Лондона с Белоруссией.
Кризис белорусской внешней политики определили не только
закрытие западноевропейского направления, которое трактовалось как приоритетное,
но и нерешенность довольно острых противоречий в белорусско-российских
отношениях. Усилий по разрешению этих противоречий со стороны Минска,
фактически, не было приложено. Это, отчасти, объясняется и тем, что в
президентской администрации, в которой российское направление курировал
отправленный недавно в отставку бывший ее глава Урал Латыпов, и в министерстве
иностранных дел РБ с подачи руководителя этого ведомства Сергея Мартынова
положение и роль России к востоку от Евросоюза оценивались неверно. Минск
приписывал России стремление перейти к осуществлению имперской политики диктата
в отношении республики, опасался навязывания Кремлем своей модели валютного
союза, попыток корпоративного бизнеса России активно включиться в поглощение
субъектов хозяйствования белорусской экономики, включая принуждение к
приватизации госконцерна «Белтрансгаз» и предприятий нефтехимической
промышленности. Довольно болезненно воспринимались белорусской стороной и
настоятельные призывы России погасить белорусский долг перед бюджетом Союзного
государства, Минск даже потребовал юридически оформить само понятие «долг перед
союзным бюджетом». Все это препятствовало не только развитию спокойного и
конструктивного диалога с правительством России, но и провоцировало
агрессивно-оборонческую тактику действий Белоруссии в рамках взаимоотношений со
своей восточной соседкой.
Под прикрытием тезиса о равноправии партнеров,
необходимости первоочередного построения единого экономического пространства и с
помощью выдвижения перед Кремлем ультимативного условия компенсировать
белорусской стороне все затраты, связанные с переходом республики на единую
валюту, был сорван план образования валютного союза между Белоруссией и Россией.
Результаты такого замораживания сотрудничества с Россией, отказ Белоруссии от
действий по выведению его на более высокий качественный уровень, расценивались в
Минске… как принципиальные и позитивные, поскольку удалось отстоять
«Белтрансгаз», сохранить рычаги управления эмиссионной политикой, полный
контроль над государственными предприятиями, национальной валютой, бюджетными
расходами и доходами. Руководство республики представило сложную ситуацию
с созданием белорусско-российского государства как победу линии президента
Белоруссии Александра Лукашенко, который не позволил Кремлю диктовать
республике, как ей жить, а российским «олигархам» дал по рукам, якобы жадно
протянутым к национальным богатствам Белоруссии.
При этом, однако, не учитывался тот очевидный факт, что
Россия, может быть, и не выиграла от отказа белорусской стороны реализовывать
ранее согласованные с ней совместные программы партнерства (создание
российско-белорусского газотранспортного предприятия, образование валютного
союза и др.), но уж точно не пострадала. А вот про экономику и
финансово-кредитную сферу Белоруссии этого сказать нельзя: упущенная республикой
огромная выгода от сближения с Россией уже самым отрицательным образом сказалась
на развитии ее экономики и ослабила положение страны на международной
арене. Кроме того, нельзя, с одной стороны, закрывать для российских
финансово-промышленных групп экономическое пространство республики,
препятствовать переходу на российский рубль, а с другой – серьезно
рассчитывать в перспективе на ответное создание российским правительством
благоприятных условий для белорусской товарно-экспортной экспансии на рынке
России.
В этой связи стоит упомянуть и то обстоятельство, что
белорусское внешнеполитическое ведомство все последние годы настоятельно просило
Россию оказывать республике дипломатическую помощь и поддерживать Белоруссию на
международной арене. В целом, такая поддержка Белоруссии со стороны Москвы
просматривалась, хотя ее трудно квалифицировать, как выполнение программы
заранее согласованных действий двух стран в сфере международных отношений, что,
кстати, предусматривалось Договором 1999 г. и совместными планами, регулярно
принимаемыми внешнеполитическими ведомствами России и Белоруссии. Однако многое
изменилось после объявления белорусским лидером намерения провести в республике
референдум по продлению собственных президентских полномочий. По этому, крайне
важному, с точки зрения республиканской «горки», и определяющему сюжету –
национальному референдуму – Россия по дипломатическим каналам никакой реальной
поддержки Минску не оказала. Уже после объявления США и Евросоюзом референдума
нелегитимным и запуском с их стороны режима санкций по отношению к Белоруссии,
российский МИД ограничился общими рассуждениями о неприемлемости метода санкций
в международной политике.
Стоит подчеркнуть и другое, – если западное направление
«закрыли» для Белоруссии Вашингтон и Брюссель, то отсутствие прогресса в
отношениях с Россией является результатом собственной, сознательной политики
республиканского руководства, попытавшегося выстроить непреодолимый барьер для
возможного вмешательства России во внутренние дела Белоруссии.
Естественно предположить, что внешнеполитическое
ведомство Белоруссии попытается с максимальной эффективностью использовать
фактор «многовекторности» для достижения успеха на иных региональных
направлениях своей деятельности. Однако на сегодняшний день итоги взаимодействия
Белоруссии со странами Азии, Южной Америки и Африки остаются весьма скромными. В
очередной раз не оправдались надежды правительственных чиновников, связанные с
установлением прочных экономических связей с богатыми арабскими странами и
получением от них масштабной финансовой помощи. В этом плане приоритетными
партнерами Белоруссии на Арабском Востоке признавались ранее Багдад и Триполи.
Но ввиду известных событий: падения прежнего иракского режима,
внешнеполитической переориентации Ливии, надежды Минска окончательно рухнули.
Попытки белорусской дипломатии срочно найти им замену в виде других арабских
государств-спонсоров (Кувейта, ОАЭ, Саудовской Аравии) не
увенчались успехом. Тем не менее, президент РБ Александр Лукашенко в недавнем
интервью телеканалу «Аль-Арабия» снова заявил о готовности Белоруссии
сотрудничать с арабскими странами «по всем направлениям». Лукашенко впервые
публично и столь явно подчеркнул свое стремление налаживать «самые тесные и
добрые отношения с арабским и мусульманским миром».
Сейчас основным для Белоруссии торговым партнером среди
арабских государств являются Объединенные Арабские Эмираты. Однако в прошлом
году ОАЭ заняли лишь 28-е место по объему товарооборота с РБ (исключая страны
Содружества), а в 2004 г. падение товарооборота с этой страной продолжилось:
белорусский экспорт в ОАЭ (тракторы, грузовики, синтетические нити) уменьшился
на 15%, а ввоз товаров из ОАЭ ограничился кордными тканями и оборудованием для
кондиционеров. Задуманная Минском программа льготных инвестиций по линии Фонда
развития Абу-Даби не только не заработала, но даже нет веских оснований
предполагать, что такое сотрудничество вообще состоится в будущем. Со стороны
Саудовской Аравии, судя по всему, финансовая помощь Минску, на которую он
рассчитывал, также не оказывается. Практически единственным и крайне ненадежным
источником ограниченных финансовых инъекций в белорусскую экономику пока
остается Эль-Кувейт.
Крупные неудачи белорусской политики в арабском мире
побудили правительство республики перенести акцент своей внешнеполитической
активности на крупные, экономически развитые и имеющие богатые природные ресурсы
страны Южной Америки. Здесь, увы, белорусских управленцев также постигло
разочарование. Налаживание прочных партнерских экономических отношений с
Аргентиной, например, не удалось по причине кризиса в этой стране, а также из-за
жесткой международной конкуренции на ее внутреннем рынке, к которой предприятия,
представлявшие Белоруссию там, оказались полностью не готовы. Но все же главной
причиной аргентинского провала явилась наивная уверенность ряда высших
правительственных чиновников республики в том, что с Аргентиной Минску легко
будет договориться по всем вопросам уже в силу того, что эта страна считается
государством с жестким государственным регулированием экономики.
Осенью 2004 года внешнеполитическое ведомство Белоруссии
предприняло ряд шагов по закреплению республики на рынке еще более крупной
южноамериканской державы – Бразилии. Здесь предполагался размен политических и
экономических интересов. Белоруссия предложила Бразилии, стране, входящей в
первую десятку государств мира по объему ВВП, поддержать ее в качестве
претендента на место постоянного члена Совета безопасности ООН. В ответ Бразилия
должна была способствовать продвижению белорусских бизнес-проектов на своей
территории. Однако попытки уговорить бразильских промышленников организовать
совместную сборку тракторов МТЗ и автомобилей МАЗ не удались. Не помогли в этом
и значительные уступки со стороны белорусов, согласившихся, в частности, на
выпуск тракторов МТЗ с бразильскими двигателями. Вряд ли оправдаются и надежды
Минска на получение реальных инвестиций от ведущей инвестиционной компании
бразильского экономического гиганта - «Бразилинвеста».
В уходящем 2004 году неудачи сопровождали буквально все
заметные начинания министерства иностранных дел республики. Об этом говорит и
тот факт, что отрицательное сальдо во внешней торговле за 2004 г. выросло в 1,5
раза, а объем прямых иностранных инвестиций в экономику Белоруссии сократился на
17,8%. Таким образом, речь идет о невыполнении задач республиканского
государственно-политического руководства по двум важнейшим направлениям работы
МИДа РБ.
И все-таки, как ни крутись «многовекторная» карусель
внешней политики республики, ее стержнем в обозримой перспективе останется
деятельность по обеспечению энергетической безопасности Белоруссии, поддержанию
необходимых для национальной экономики объемов поставок энергоносителей.
Собственные энергетические ресурсы Белоруссии способны удовлетворить потребности
ее экономики и населения только на 15%. Развивать же ядерную (водородную)
энергетику республика своими силами не в состоянии. Усилия правительства по
частичной замене российского природного газа альтернативными видами
топлива (биомассой, углем, опилками и другими отходами производства) заметного
эффекта не дали.
Острота проблемы заключается в том, что с каждым годом
потребности хозяйственного комплекса республики в природном газе, нефти,
электроэнергии будут только расти. За первые девять месяцев 2004 г., например,
энергозатраты Белоруссии по официальным данным выросли на 2,4% (почти на 0,5
млн. т условного топлива). И это несмотря на идущую в республике
правительственную кампанию по сбережению энергоресурсов.
Переговоры об объеме и условиях оплаты природного газа
на 2005 г. с основным поставщиком российского газа - «Газпромом» - не
завершены. Белорусское правительство заявляло о необходимости поставки в 2005 г.
21,5 млрд. куб.м природного газа, но российский газовый монополист пока
согласился на экспорт в Белоруссию только 19,2 млрд. кубов газа. Это меньше
объема всего импортного газа, поставленного в республику за 2004 г., - 19,7
млрд. куб.м.
Как всегда камнем преткновения на переговорах является
цена за экспортируемый Россией газ. Она, хотя и была для Белоруссии всегда
льготной, однако это само по себе не способствовало предотвращению десятков
конфликтных ситуаций между двумя странами вокруг цены на природный газ и двух
газовых войн (2002 и 2004 гг.), сопровождаемых политической истерией со стороны
белорусского руководства.
Тем не менее, перспективы позитивных для Минска
результатов переговоров по этому вопросу и дальнейшей судьбы газового импорта
минимальны. Здесь будут действовать несколько объективных и значимых
факторов, которые приведут к изменению ценовой политики (в сторону повышения
цены на газ) с российской стороны.
Во-первых, это инициированный Кремлем переход с 2005 г.
на новую межгосударственную систему взимания налогов (по стране назначения),
которая затронет и такие товары как природный газ и нефть.
Во-вторых, влияние на ценообразование такого фактора,
как выработка на 60% крупнейших российских газовых месторождений (Уренгойского,
Ямбургского и Медвежье), на которых реальные объемы газа неуклонно снижаются.
Хотя газопровод, участок которого протянут по территории Белоруссии, и
называется «Ямал – Западная Европа», углеводородные запасы полуострова Ямал так
до сих пор и остаются неосвоенными (по оценке это порядка 250 млрд. куб. м).
Однако к развертыванию газодобычи на полуострове Ямал «Газпром» в ближайшее
время не сможет приступить, поскольку, скорее всего, сосредоточится на освоении
месторождений в Обско-Тазовской губе. В любом случае добыча «трудного» газа в
Обско-Тазовской губе, на Ямале и на Приямальском шельфе потребует огромных
финансовых затрат. Добыча и транспортировка газа потребителям значительно
удорожают, что непосредственно отразиться на цене экспортного газа. Если на
внутреннем рынке России через 4 – 5 лет цены на газ возрастут до 64 долларов за
1 тыс. куб.м, то экспортная цена окажется еще выше. Белоруссия, уповающая
сегодня на свое членство в Энергетической Хартии, к «равному и постепенному», но
неизбежному повышению цены на природный газ, как представляется, не готова.
Начавшиеся административные изменения в республике, по
всей видимости, придадут структурам власти более гибкий характер, но все же
этого мало для политической устойчивости на международной арене в условиях
«оранжевой опасности», которая будет нарастать по мере приближения президентских
выборов летом 2006 г. Опыт Югославии, Грузии, Украины и ряда других стран
явственно показал, что даже самый эффективный административный ресурс, самые
вышколенные силовые ведомства не могут обеспечить политическую победу
действующей власти, если она не будет иметь действенной поддержки со стороны
собственных граждан и устойчивого положения в системе международных отношений,
иметь мощных государств-союзников, готовых прийти на помощь.
Что касается экономического положения Белоруссии, то
оно, несмотря усилия властей, неизменно продолжает ухудшаться и республика все
более превращается в край поголовной бедности. И здесь проблема не в
дееспособности власти как таковой, а в губительности возобладавшего после
президентских выборов 2001 г. изоляционистского (в первую очередь от России)
курса белорусской власти. Это - уязвимое место белорусского президента
Александра Лукашенко, его «ахиллесова пята». Понимает ли это главный защитник
«маленькой синеокой Белой Руси» от «наглых домогательств олигархических
империалистических хищников»? Хочется надеяться. Но сегодня высшие чиновники
Белоруссии во всю готовятся к новой войне с Россией, на сей раз
«шоколадной»…
Блиц-визит в Минск заместителя председателя Европарламента
Project «Wider Europe», 13
декабря 2004
Роман Яковлевский
Заместитель председателя Европарламента Януш Онышкевич
неожиданно для многих появился 10 декабря в Минске. Никаких анонсов о планах
такого визита не было. Да и государственные СМИ Беларуси до сих пор о блиц
визите господина Онышкевича молчат. Ничего не было сказано об этом и на
прошедшем накануне традиционном мидовском брифинге. А ведь кроме встреч с
представителями белорусской оппозиции высокий гость также беседовал с
заместителем министра иностранных дел Беларуси Александром Михневичем. Поэтому
такое молчание в условиях внешнеполитической изоляции Беларуси выглядит более
чем странным. Как правило, приезды международных чиновников куда меньшего
калибра преподносятся как достижения миролюбивой внешней политики Беларуси.
Надо полагать, причина встречи одного из руководителей
Европарламента именно с этим белорусским чиновником объяснялась тем, что
замминистра Михневич возглавляет белорусскую сторону на переговорах с Евросоюзом
об антидемпинге, квотах и других аспектах торгово-экономических отношений. Не
секрет, что в Евросоюзе обсуждаются разные варианты воздействия на режим
Лукашенко. Кроме дискриминационного списка белорусских чиновников, которым будет
запрещено посещать страны Евросоюза, не исключаются и возможные экономические
санкции. Как многозначительно заметил господин Онышкевич: «Есть ряд задумок».
Данный визит Януша Онышкевича, одного из основателей
легендарной польской «Солидарности», министра обороны в первые годы
независимости Польши был необычен не только своей неожиданностью. По
неофициальной информации, господин Онышкевич приехал в Минск из Киева.
Заместитель председателя Европарламента решился на присутствие во время акции,
которая прошла в Минске 10 декабря, в Международный день прав человека. «Когда я
узнал, что в Минске сегодня проходит акция в защиту прав человека, я решил, что
обязательно приду. Меня очень взволновало настроение людей, которые борются за
свои права в Беларуси», -- заявил Януш Онышкевич журналистам. «Хочу
констатировать, что права человека в Беларуси повсеместно нарушаются. Ситуация,
на мой взгляд, только ухудшилась. То, что происходит в стране после
парламентских выборов и референдума, не настраивает оптимистически».
Оптимизма нет и в ООН. Чтобы понять, в какой царящей в
Беларуси атмосфере Онышкевич сделал на акции протеста в центре Минска это
заявление, то можно отметить следующее. Недавно белорусские власти просто не
пустили в страну ооновского спецдокладчика по правам человека в Беларуси Адриана
Северина. Для него запрашивалась въездная виза, чтобы на месте исследовать
ситуацию и подготовить свой отчет для рассмотрения в ООН.
Следует напомнить и о заявлении Онышкевича, которое он
сделал накануне парламентских выборов и референдума о продлении правления
Лукашенко. Тогда заместитель председателя Европарламента заявил: «Если выборы и
референдум в Беларуси будут признаны недемократическими, то я выступлю с
предложением признать нелегитимными и белорусский парламент, и президента». Как
известно, о недемократичности прошедших в Беларуси выборов и референдума сделали
соответствующие заявления европейские структуры и парламенты соседних Польши и
Литвы. 9 декабря Еврокомиссия обнародовала перечень «новых соседей» , которым
будет оказываться помощь в интеграции с Евросоюзом. Среди республик бывшего
Советского Союза, в этом перечне только Украина и Молдова. Беларусь отсутствует.
Теперь Янушу Онышкевичу поручено подготовить для Евросоюза доклад о положении в
Беларуси. Отчет о результатах своего блиц визита в Минск, который некоторые
наблюдатели окрестили «черной меткой» для Лукашенко, заместитель председателя
Европарламента в ближайшие дни должен представить членам двухсторонней группы
Евросоюз-Беларусь.
Европейская комиссия (ЕК) не включила Беларусь в
ближайшую программу действий Евросоюза для политического и экономического
сближения. В эту программу, рассчитанную на ближайшие три года, включены семь
стран: Молдова, Украина, Иордания, Израиль, Марокко, Палестина и Тунис.
"Беларусь, страна между ЕС и Россией, слишком недемократична, чтобы быть
включенной в программу", — заявила комиссар Еврокомиссии по внешним связям и
политике нового соседства Бенита Ферреро-Вальднер (Австрия) 9 декабря в
Брюсселе, сообщает «Радыё Свабода». Политика нового соседства, которую
контролирует комиссар, предполагает развитие более тесных отношений со
странами-соседями ЕС.
По словам Бениты Ферреро-Вальднер, государства, вошедшие
в список, "должны приложить усилия к тому, чтобы получить помощь от Евросоюза и
упрочить связи". При этом еврокомиссар подчеркнула: тот факт, что страна попала
в программу действий, "не подразумевает ее дальнейшее вступление в ЕС, но и не
исключает его". "ЕС только выигрывает от стабильных и сильных соседей, — сказала
комиссар ЕК по внешним связям. — Наша помощь поможет странам, которые уже
проводят экономические и политические реформы, …почувствовать преимущества
процветания и демократии".
Несколькими днями ранее в интервью немецкой газете
"Франкфуртер Алльгемайне" Бенита Ферреро-Вальднер сообщила о том, что в декабре
вопросы о политике в отношении таких бывших стран СССР, как Азербайджан,
Армения, Беларусь Грузия, Молдова и Украина будут "детально обсуждаться на
заседаниях ЕК и Совета ЕС". По ее мнению, сегодня Беларусь и Украина "находятся
в центре событий" и требуют "индивидуального подхода" к себе со стороны
Брюсселя.
"Политика нового соседства — это не средство
политического давления, это политика предложений, — сказала комиссар. — Если
наше предложение не принимается из-за принципиальной невозможности другой
стороны принять его, значит, нам надо ждать. К сожалению, надо ждать. Потому что
я не хочу, чтобы Украина… стала второй Беларусью".
В будущем, по словам Б.Ферреро-Вальднер, страны,
соседствующие с Евросоюзом, смогут участвовать в программах ЕС о защите
окружающей среды, образованию и научному исследованию. Планируется также, что
Евросоюз наладит более тесные контакты с этими государствами в области
энергетики, транспорта и информации.
Резерв — 200 миллионов
Вечерний Минск, 13 декабря 2004
г.
Чжан Тэй
В нынешнем году исполняется 13 лет установлению
дружеских отношений и сотрудничества между Беларусью и Китаем. Рассказать о том,
на каком уровне сегодня находятся экономические отношения наших стран, мы
попросили советника по экономическим вопросам посольства КНР в Беларуси
господина Чжао.
— Скажите, сколько китайских
фирм зарегистрировано в Беларуси, насколько они крупные и каким бизнесом
занимаются?
— После 2003 года, когда процесс регистрации китайских
фирм существенно упростился, приток капиталов предпринимателей из КНР в
экономику Беларуси увеличился. Сегодня на белорусском рынке представлены 52
китайские фирмы. Две из них — “Хуа вей электросвязь” и “Чжон хин электросвязь” —
считаются крупными. Все они занимаются торговым бизнесом. Но еще ни одна
китайская фирма не развернула здесь промышленного производства.
— Каков годовой оборот торговли
между двумя странами в денежном выражении?
— Он достиг 260 миллионов долларов, в том числе
китайский импорт, по нашим данным, оценивается в 230 миллионов. Беларусь
поставляет в Китай химудобрения, которые составляют 60—70 процентов экспорта, а
также горно-инженерные машины. Китайские поставки — это в основном приборы и
инструменты для электросвязи.
— Но на рынках и в магазинах
можно увидеть и другие китайские товары — и текстиль, и меха, и бытовые
электроприборы. Вы их тоже учитываете?
— Нет, этот импорт из КНР попадает в Беларусь из третьих
стран — России, Польши. Дело в том, что прямая поставка таких товаров из Китая в
Беларусь не привлекательна — она облагается высокими налогами (в среднем 15% —
таможенная пошлина, еще 18—20% — НДС, и сама система налогообложения сложна и
громоздка). В то же время в России установлены гораздо более низкие пошлины на
товары из Китая, а граница между РФ и Беларусью для товаров открыта. Что
происходит дальше — понятно.
— Очевидно, это не выгодно в
первую очередь самой Беларуси?
— Да. Почти все доходы от такой торговой деятельности
оседают в России, а бюджет Беларуси недосчитывается той доли налогов, которую он
мог бы получать.
— Вы считаете, что Беларусь
могла бы получать большую выгоду от торговли с Китаем?
— Несмотря на большое расстояние, разделяющее наши
страны, торговля между ними может приносить большие дивиденды обеим сторонам.
Думаю, Беларусь могла бы увеличить свои доходы от такого сотрудничества как
минимум на 200 миллионов долларов в год.
— И в том числе создать новые
рабочие места?
— Значительные объемы импорта из нашей страны косвенно
обеспечивают белорусским гражданам занятость. Ее размеры трудно учесть, но это
так.
— Как может развиваться
сотрудничество между нашими странами?
— У взаимной торговли есть еще большой резерв развития.
И сотрудничество в политической сфере — главный залог прогресса в этой сфере.
Единственным сдерживающим фактором в этой области является налоговая система
Беларуси. Если она будет изменяться, то торговля между Китаем и Беларусью выйдет
на новый качественный уровень.
Дожить до весны
Белорусская деловая газета, 8
декабря 2004 г.
Павел Дядин
К президентским выборам 2006 года на политическом поле
Беларуси может остаться только один активный политический субъект — действующий
глава государства Александр Лукашенко. Власти продолжают планомерную зачистку
политического пространства — партий и структур третьего сектора. Весной
парламентариям предстоит принять пакет законопроектов, ужесточающих условия
деятельности всех субъектов политической жизни. Это — новые редакции законов «О
политических партиях», «Об общественных объединениях», «О профессиональных
союзах». Последним в этом ряду стал проект закона «О противодействии
экстремизму».
Политические партии, негосударственные объединения и
независимые СМИ и без того переживают нелегкие времена. Из более чем четырех
десятков партий, которые были зарегистрированы в середине 1990-х, к настоящему
времени осталось 17. Стремительно сокращается и количество общественных
объединений, связанных с политической или правозащитной деятельностью. Только в
2003–2004 годах их стало меньше на 56. Такая же ситуация и с независимыми
профсоюзами, которые все больше подминает под себя железная пята ФПБ, и с
негосударственными СМИ.
2005 год, вероятнее всего, станет годом очередной
перерегистрации всех субъектов общественно-политической жизни, которая последует
после принятия названного пакета законов. Фактически перерегистрация партий и
общественных организаций уже началась. До 1 февраля 2005 года все их офисы
должны быть переведены в нежилой фонд. Переводу, по информации как
оппозиционных, так и пропрезидентских партий, подлежат более 90% структур.
Министерство юстиции заявляет, что данное требование не имеет никакой
политической подоплеки, и ссылается на нормы Жилищного кодекса. Но вспомнил о
них Минюст почему-то только после завершения парламентских выборов и
референдума, когда Центризбирком объявил о сокрушительной победе Александра
Лукашенко.
Перерегистрация структур потребует приложения огромных
сил и средств, которыми партии и общественные организации не обладают.
Отсутствие зарегистрированных офисов, с одной стороны, исключает партии из
легальной политики, с другой — может стать основанием для постановки
Министерством юстиции вопроса об их ликвидации в судебном порядке.
Вторая сложность перерегистрации — получить согласие
специальной государственной комиссии, которую возглавляет заместитель главы
Администрации президента Олег Пролесковский. Через эту комиссию за последние
годы не проскочили ни одна политическая партия, ни одно общественное
объединение, в уставных целях которых значится правозащитная деятельность или
оказание содействия в построении в Беларуси гражданского общества.
Сам Минюст, направляя документы в эту комиссию, дает
свои рекомендации, кого регистрировать, а кого нет. «Волчий билет» сразу
выдается тем организациям, среди учредителей которых значатся известные
оппозиционные деятели.
Новые редакции законов «О политических партиях» и «Об
общественных объединениях» налагают на тех и на других дополнительные требования
по финансовой отчетности, численности, а также обязывают ежегодно предоставлять
сведения о проделанной работе. Введение данных требований в действие превратит
субъекты общественно-политической жизни в некий придаток Минюста, полностью ему
подотчетный.
Лидеры политических партий уже назвали эти требования
невыполнимыми и рассчитывают на здравый смысл властей. Если эти расчеты окажутся
иллюзорными, Беларусь может в историческом развитии откатиться дальше эпохи
страны Советов. При коммунистах была однопартийная система, а в Беларуси может
сложиться и вовсе беспартийная.
Но даже те партии и общественные организации, которые
выживут после перерегистрации, будут связаны по рукам и ногам законом «О
противодействии экстремизму». Определение самого этого понятия занимает в
проекте целую страницу. Под экстремизмом понимается деятельность политических
партий, общественных объединений, религиозных и иных организаций, средств
массовой информации, лиц (граждан Беларуси и иностранцев) «по планированию,
организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное
изменение конституционного строя и территориальной целостности Беларуси, захват
либо удержание государственной власти неконституционным путем, создание
незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической
деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни,
а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение
национальной чести и достоинства, организацию и осуществление массовых
беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой
ненависти, вражды или розни, а равно по мотивам ненависти или вражды в отношении
какой-либо социальной группы…» Цитата, как вы понимаете, не полная.
Если бы аналогичный закон существовал, к примеру, в
Украине, то лидер оппозиции Виктор Ющенко, а тем более его знаменосец Юлия
Тимошенко, неделями выводящие на улицы сотни тысяч людей, уже давно сидели бы в
следственном изоляторе.
О том, что Александра Лукашенко надо либо хвалить, либо
о нем молчать, уже хорошо знают многие демократические кандидаты в депутаты
Палаты представителей, строившие свои избирательные кампании на критике политики
президента. Предвыборные выступления некоторых из них до сих пор изучаются
прокуратурой на предмет наличия в них оснований для возбуждения уголовного дела
по факту клеветы на президента и должностных лиц белорусского государства. С
принятием этого закона все политические выступления будут изучаться и на предмет
наличия экстремистских высказываний. В соответствии с законопроектом одним из
приоритетов деятельности государственных органов по предотвращению
экстремистских проявлений станет их профилактика. Набор профилактических средств
вполне традиционен для Беларуси: вынесение письменного предупреждения,
приостановление деятельности, ликвидация. Приостановление деятельности означает
полную изоляцию организации. Ей запрещается пользоваться СМИ, проводить
собрания, уличные акции и иные массовые мероприятия, использовать банковские
счета, за исключением уплаты платежей в бюджет и государственные бюджетные и
внебюджетные фонды.
Основанием для ликвидации организации также может
послужить признанное экстремистским высказывание кого-либо из ее руководителей,
сделанное без указания, что это его личное мнение. В таком случае организация
должна в течение пяти дней откреститься от такого высказывания. Иначе оно может
рассматриваться «как факт, свидетельствующий о наличии в ее деятельности
признаков экстремизма».
Законопроект предусматривает запрет деятельности
иностранных организаций и их представительств, признанных белорусским
законодательством экстремистскими. При этом не разрешается даже создавать
организации-преемники таких объединений. А если какое-нибудь слишком смелое
издание осмелится распространить информацию о деятельности признанной
экстремистской организации, его согласно законопроекту можно будет
ликвидировать. Получается замкнутый круг. Государство само определяет, кого
считать экстремистами, само карает и делает все это в информационном вакууме.
Противникам действующего президента останется либо замолчать, либо уйти в
подполье. А критиковать власти придется так витиевато, что прослывешь или шутом,
или законченным лицемером.
Оппозиция и выборы-2006
Белорусские новости, 14 декабря
2004 г.
Сергей Пульша
Как известно, белорусская оппозиция собирается проводить
среди политиков кастинг для определения самого проходного единого кандидата в
президенты от демократов. Тем же вопросом озаботились и независимые
аналитические центры. Также этой проблемой занялись социологи.
На вопрос НИСЭПИ "Считаете ли Вы, что А.Лукашенко в
целом достаточно хорошо руководил страной и его следует вновь избрать
президентом на следующих выборах, либо кто-то другой должен занять этот пост и
получить возможность сделать это лучше него?" 45,2% белорусов ответили, что
"кто-то другой должен занять этот пост". 41,3% выступают за то, чтобы вновь
переизбрать нынешнего главу государства. Остальные затруднились ответить.
А вот как респонденты отвечали на вопрос "Если бы Вы
знали человека, который мог бы успешно конкурировать с А.Лукашенко на следующих
президентских выборах, то проголосовали бы за него или за А.Лукашенко?". 41,1%
сказали, что "проголосовали бы за такого кандидата", 32,6% — "за А.Лукашенко", а
26,1% выбрали ответ "пока не знаю, посмотрю по обстоятельствам".
То есть белорусский президент уже неоднозначно
оценивается в обществе и теряет свои позиции. "Неопределившиеся", которые
составляют четверть населения, смогут склонить чашу весов на выборах в любую
сторону. Вопрос лишь в том, кто сможет достойно противостоять Лукашенко на
следующих выборах.
Вся оппозиция говорит о поисках кандидата в президенты.
А почему не о кандидатке. Вот этому вопросу и было посвящено один из ноябрьских
исследований НИСЭПИ: может ли белорусская власть иметь женское лицо?
В предложенный респондентам список были включены
наиболее известные фигуры из демократического лагеря, одна персона из так
называемой "системной оппозиции" (парламента) и одна дама из "лагеря власти".
"Системную оппозицию" представляла бывший депутат парламента Наталья Машерова, а
"лагерь власти" — председатель белорусского ЦИК Лидия Ермошина.
Оппозиция была представлена в соцопросе сразу тремя
женщинами. Это — Ирина Красовская, жена исчезнувшего бизнесмена и руководитель
гражданской инициативы "Мы помним", Людмила Грязнова, заместитель председателя
Объединенной гражданской партии, а также председатель Белорусского Хельсинского
комитета Татьяна Протько.
В гипотетическом спарринге с Александром Лукашенко
наибольшее количество голосов получила бы Наталья Машерова — но только 15,9%,
тогда как действующий президент набрал бы 43,4%. На втором месте — Татьяна
Протько с 11,4%. Ирина Красовская и Людмила Грязнова набрали бы по 9,2%, а Лидия
Ермошина — только 4,8%. Впрочем, наверняка от нее таких подвигов как участие
кандидатом в президентской кампании никто и не ожидает. У нее на выборах
совершенно иная миссия.
"Очевидно, что действующий президент по-прежнему
остается главным игроком на электоральном поле, причем его рейтинг практически
не меняется при любых комбинациях. Во-вторых, он еще главный, но уже не
единственный игрок на этом поле", — констатируют эксперты НИСЭПИ. Впрочем,
сторонникам альтернативы, в том числе и с "женским лицом", социологи обольщаться
не советуют.
Дело в том, что простым сложением рейтинга оппозиционных
дам ничего не добьешься: "Количество избирателей, готовых голосовать за любую из
этих кандидатур, составляет только 2,2%. Однако, если сложить всех избирателей,
готовых голосовать или за одну, или за другую кандидатуру, их количество
возрастает до 25,9%! Это значит, что "объединенный" электорат четырех
женщин-кандидатов значительно превышает электорат каждого из них в отдельности".
Отсюда, по мнению НИСЭПИ, следует третий вывод: для реальной конкуренции
действующему президенту необходима максимальная консолидация альтернативных
кандидатов-женщин и их электоратов.
Однако кто готов выбрать в президенты женщину? НИСЭПИ
говорит, что среди тех самых 25,9% избирателей, готовых сегодня голосовать за
Протько, Грязнову, Красовскую или Машерову, преобладают люди с достаточно
высоким уровнем образования, экономически более активных, занятых в
негосударственном секторе, жителей больших городов. То есть портрет женского
электората практически полностью совпадает с портретом оппозиционного электората
в целом.
"Потенциальный электорат кандидатов-женщин не совсем
совпадает с электоратом кандидатов-мужчин, по некоторым характеристикам он даже
ближе к электорату в целом. Отсюда, на наш взгляд, следует и самый важный вывод.
Конкурировать на равных с мужчинами в борьбе за пост президента белорусские
женщины пока не могут, но реально увеличить электоральный ресурс
демократического кандидата-мужчины они, безусловно, способны", — пишут эксперты
НИСЭПИ.
Впрочем, женщины о своих президентских амбициях пока и
не заявляли. Только в отношении Натальи Машеровой ходят такие слухи, но она их
не подтверждает. Опасается раннего старта?
УКРАИНА
|