Дожить до весны
Белорусская деловая газета, 8
декабря 2004 г.
Павел Дядин
К президентским выборам 2006 года на политическом поле
Беларуси может остаться только один активный политический субъект — действующий
глава государства Александр Лукашенко. Власти продолжают планомерную зачистку
политического пространства — партий и структур третьего сектора. Весной
парламентариям предстоит принять пакет законопроектов, ужесточающих условия
деятельности всех субъектов политической жизни. Это — новые редакции законов «О
политических партиях», «Об общественных объединениях», «О профессиональных
союзах». Последним в этом ряду стал проект закона «О противодействии
экстремизму».
Политические партии, негосударственные объединения и
независимые СМИ и без того переживают нелегкие времена. Из более чем четырех
десятков партий, которые были зарегистрированы в середине 1990-х, к настоящему
времени осталось 17. Стремительно сокращается и количество общественных
объединений, связанных с политической или правозащитной деятельностью. Только в
2003–2004 годах их стало меньше на 56. Такая же ситуация и с независимыми
профсоюзами, которые все больше подминает под себя железная пята ФПБ, и с
негосударственными СМИ.
2005 год, вероятнее всего, станет годом очередной
перерегистрации всех субъектов общественно-политической жизни, которая последует
после принятия названного пакета законов. Фактически перерегистрация партий и
общественных организаций уже началась. До 1 февраля 2005 года все их офисы
должны быть переведены в нежилой фонд. Переводу, по информации как
оппозиционных, так и пропрезидентских партий, подлежат более 90% структур.
Министерство юстиции заявляет, что данное требование не имеет никакой
политической подоплеки, и ссылается на нормы Жилищного кодекса. Но вспомнил о
них Минюст почему-то только после завершения парламентских выборов и
референдума, когда Центризбирком объявил о сокрушительной победе Александра
Лукашенко.
Перерегистрация структур потребует приложения огромных
сил и средств, которыми партии и общественные организации не обладают.
Отсутствие зарегистрированных офисов, с одной стороны, исключает партии из
легальной политики, с другой — может стать основанием для постановки
Министерством юстиции вопроса об их ликвидации в судебном порядке.
Вторая сложность перерегистрации — получить согласие
специальной государственной комиссии, которую возглавляет заместитель главы
Администрации президента Олег Пролесковский. Через эту комиссию за последние
годы не проскочили ни одна политическая партия, ни одно общественное
объединение, в уставных целях которых значится правозащитная деятельность или
оказание содействия в построении в Беларуси гражданского общества.
Сам Минюст, направляя документы в эту комиссию, дает
свои рекомендации, кого регистрировать, а кого нет. «Волчий билет» сразу
выдается тем организациям, среди учредителей которых значатся известные
оппозиционные деятели.
Новые редакции законов «О политических партиях» и «Об
общественных объединениях» налагают на тех и на других дополнительные требования
по финансовой отчетности, численности, а также обязывают ежегодно предоставлять
сведения о проделанной работе. Введение данных требований в действие превратит
субъекты общественно-политической жизни в некий придаток Минюста, полностью ему
подотчетный.
Лидеры политических партий уже назвали эти требования
невыполнимыми и рассчитывают на здравый смысл властей. Если эти расчеты окажутся
иллюзорными, Беларусь может в историческом развитии откатиться дальше эпохи
страны Советов. При коммунистах была однопартийная система, а в Беларуси может
сложиться и вовсе беспартийная.
Но даже те партии и общественные организации, которые
выживут после перерегистрации, будут связаны по рукам и ногам законом «О
противодействии экстремизму». Определение самого этого понятия занимает в
проекте целую страницу. Под экстремизмом понимается деятельность политических
партий, общественных объединений, религиозных и иных организаций, средств
массовой информации, лиц (граждан Беларуси и иностранцев) «по планированию,
организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное
изменение конституционного строя и территориальной целостности Беларуси, захват
либо удержание государственной власти неконституционным путем, создание
незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической
деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни,
а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижение
национальной чести и достоинства, организацию и осуществление массовых
беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой
ненависти, вражды или розни, а равно по мотивам ненависти или вражды в отношении
какой-либо социальной группы…» Цитата, как вы понимаете, не полная.
Если бы аналогичный закон существовал, к примеру, в
Украине, то лидер оппозиции Виктор Ющенко, а тем более его знаменосец Юлия
Тимошенко, неделями выводящие на улицы сотни тысяч людей, уже давно сидели бы в
следственном изоляторе.
О том, что Александра Лукашенко надо либо хвалить, либо
о нем молчать, уже хорошо знают многие демократические кандидаты в депутаты
Палаты представителей, строившие свои избирательные кампании на критике политики
президента. Предвыборные выступления некоторых из них до сих пор изучаются
прокуратурой на предмет наличия в них оснований для возбуждения уголовного дела
по факту клеветы на президента и должностных лиц белорусского государства. С
принятием этого закона все политические выступления будут изучаться и на предмет
наличия экстремистских высказываний. В соответствии с законопроектом одним из
приоритетов деятельности государственных органов по предотвращению
экстремистских проявлений станет их профилактика. Набор профилактических средств
вполне традиционен для Беларуси: вынесение письменного предупреждения,
приостановление деятельности, ликвидация. Приостановление деятельности означает
полную изоляцию организации. Ей запрещается пользоваться СМИ, проводить
собрания, уличные акции и иные массовые мероприятия, использовать банковские
счета, за исключением уплаты платежей в бюджет и государственные бюджетные и
внебюджетные фонды.
Основанием для ликвидации организации также может
послужить признанное экстремистским высказывание кого-либо из ее руководителей,
сделанное без указания, что это его личное мнение. В таком случае организация
должна в течение пяти дней откреститься от такого высказывания. Иначе оно может
рассматриваться «как факт, свидетельствующий о наличии в ее деятельности
признаков экстремизма».
Законопроект предусматривает запрет деятельности
иностранных организаций и их представительств, признанных белорусским
законодательством экстремистскими. При этом не разрешается даже создавать
организации-преемники таких объединений. А если какое-нибудь слишком смелое
издание осмелится распространить информацию о деятельности признанной
экстремистской организации, его согласно законопроекту можно будет
ликвидировать. Получается замкнутый круг. Государство само определяет, кого
считать экстремистами, само карает и делает все это в информационном вакууме.
Противникам действующего президента останется либо замолчать, либо уйти в
подполье. А критиковать власти придется так витиевато, что прослывешь или шутом,
или законченным лицемером.
|