«В федеративной системе мы видим развитие, как демократических идеалов, так и экономическую мощь регионов», - председатель Донецкого областного совета Борис Колесников
Интернет-портал Комитета
избирателей Донбасса
В среду, 1 декабря состоялась пресс-конференция
председателя Донецкого областного совета Бориса Колесникова. Основными темами,
которые более всего интересовали журналистов, стали: федерализация Украины, пути
разрешения политического кризиса и отставка правительства. О важности этих
вопросов можно судить хотя бы потому, что в пресс-конференции приняли участие
более пятидесяти (!) представителей как украинских, так и зарубежных СМИ.
В своем вступительном слове Борис Колесников сразу же
отмел все обвинения в сепаратизме. Главная идея федерализации Украины по его
словам в том, что нет другого законодательного пути закрепления финансовых
ресурсов на местах.
- Хочу отмести все обвинения в сепаратизме. Ни о каком
сепаратизме и речи не может быть. Донецкий областной совет - высший орган
представительской власти в Донецкой области - никогда не заявлял об отделении.
Мы хотим быть равноправным субъектом республики Украины. И все действия будут
только конституционными. Этот процесс займет не менее 6-7 месяцев при доброй
политической воле. Мы (руководители городов и районов) не видим другого
законодательного пути закрепления финансовых ресурсов на местах.
Сегодня директора крупных промышленных компаний получают
7-10 тысяч долларов в месяц. Соответственно, сколько должен получать, так
сказать, технический директор Донецкой области - заместитель председателя
облгосадминистрации? У местной власти нет мотивации для привлечения специалистов
высокого класса. И мы считаем, что федерация упростит это.
Весь мир построен на том, что регионы - прежде всего. Из
трех стран, входящих в лидеры по ВВП на душу населения, США и Германия являются
федерациями. Япония - не федерация, но местное самоуправление представлено там
очень достойно.
Мы рассмотрели массу моделей развития мирового
сообщества. И пришли к выводу, что оптимальной для дальнейшего реформирования
нашей страны будет внесение изменений в Конституцию о федеративном устройстве
Украины.
Никто не хочет ничего делить и разрушать целостность
нашего государства. Этот путь - единственный для того, чтобы интересы всех сел,
поселков, районных центров, городов и областей Украины были учтены.
Сегодня от оппозиции идут заявления о том, что оценкой
деятельности губернаторов является привлечение инвестиций, создание новых
рабочих мест. Внимательно прочитайте украинское законодательство… Как губернатор
может создавать новые места и привлекать инвестиции? Ведь для этого у субъектов
федерации должны быть определенные преференции. Это реальная демократическая
модель развития того или иного региона. И мы готовы к тому, чтобы к ней прийти.
Это инициатива с мест. Я не думаю, что она вызовет особые осложнения в Киеве.
Вопрос:
Как будет распределяться бюджет в федерации?
Б.В.: Федерация будет украинской. А Донецк - это
равнопредставленный субъект. Донбасс не хочет преференций. Ни одной копейкой
больше, ни одной копейкой меньше. При сегодняшних темпах роста экономики в
резервных фондах регионов нужно оставлять до 70-80% заработанных средств. Есть
такие примеры - США, ФРГ, Франции. Это длительный процесс. Но он даст
дополнительную мотивацию всем субъектам федерации. В Донецкой области, к
примеру, мы можем собрать около 8 млрд. гривен (если бы не случилось
политического кризиса). 70%, которые могли бы остаться в области - это 5,6 млрд.
грн. (более миллиарда долларов). Если политический кризис затянется - будет
меньше даже этой суммы.
Вопрос:
Почему оппозиция сейчас так боится федерализации?
Б.В.: Я ни в коем случае не ставлю своей целью
поссорить восточные области с западными. Я хочу обратиться к тем политикам,
которые спекулируют на этой теме. В свое время никто не обвинял западную Украину
в сепаратизме. А сегодня нужно найти какую-то зацепку. Ведь ситуация уже доводит
людей до отчаяния.
Можно всегда говорить о федерализме, о той или иной
модели развития демократического государства. Но есть реальные доходы. Поэтому
сегодня наиболее уместно поднимать этот вопрос. Это стимул для работы местных
администраций.
Вопрос:
Насколько велика возможность, что идею референдума поддержат и в других
областях?
Б.В.:
Есть большие противоречия между унией и федерацией. Однозначно эта идея
получила одобрение коллег. Может быть, она была недостаточно правильно высказана
- из-за чего начались заявления об автономии. Возможно, ввиду неудачного
перевода вкралась досадная ошибка. Речь идет исключительно о равнопредставленной
демократической стране. Это наша инициатива. Считаем, что это будет
способствовать развитию Украины. А тем, кто говорят, что это развалит страну,
скажу следующее - страны раскалывались и без федераций.
Вопрос:
Как вы прокомментируете решение съезда в Северодонецке о создании Юго-Восточной
республики со столицей в Харькове?
Б.В.: Это заявление. Такого решения никогда не
было. Это были эмоции местного самоуправления. Мы полностью соблюдаем
юридическую процедуру.
Вопрос:
Какой вопрос выносится на референдум?
Б.В.: О внесении изменений в Конституцию Украины. О
том, что при создании федеративной республики Украина Донецкая область будет
равнопредставленным субъектом, как и другие. Мы надеемся на понимание Верховного
Совета Украины, максимальную скорость прохождения этой дистанции.
Вопрос:
Как будет называться область?
Б.В.: Это решит Верховная Рада. Есть земли, есть
штаты. Она будет называться также, как и все остальные субъекты. Этот вопрос еще
не решен. Не думаю, что это принципиально. Главное - обеспечить достойную жизнь
на местах и найти максимальную мотивацию для развития бизнеса. 8 декабря
закончим формирование вопросов для референдума.
Сама по себе инициатива создания федеративной системы
родилась уже очень давно. Попытки были в украинском государстве после
октябрьской революции, Донецко-Приднепровские государства и прочие. И мы не
пытаемся воспользоваться политическим моментом. Регионы просто забыты. Можно
уверенно сказать - кто-то что-то потеряет. Думаю, мы заставим своими действиями
просто более внимательно посмотреть на численность штатного расписания
определенных министерств и ведомств. И там придется подвинуться.
В федерализме наиболее защищены права территорий. Так
что это вопрос экономического плана. Для того чтобы развивать экономику мы
должны иметь спокойную и стабильную политику. В 1998 году коммунистический Китай
получал 30 миллиардов долларов, а капиталистическая Москва всего 3 миллиарда. Мы
видим в федеративной системе развитие как политических составляющих - прежде
всего на развитие демократических идеалов, так и экономическую мощь регионов.
Мы не хотим референдума ради референдума, ради славы. Мы
хотим, чтобы он принес изменения в Конституцию. В украинском парламенте 225
депутатов из мажоритарных округов. Все они из регионов. Я думаю, мы найдем
поддержку…
Вообще, референдум о федерализации - это более
углубленная политическая реформа. Мы будем убеждать и президента Украины и
депутатов Верховной Рады, что политическая реформа, которая есть на сегодняшний
день, безусловно, делит полномочия между тремя ветвями власти. Но регионы в этой
новой конструкции не участвуют - их права не уменьшаются, но и не увеличиваются,
то есть развитие ситуации с мест невозможно. Такая модель очень большой
централизации - чисто советская.
Разница между уровнем жизни в Вашингтоне и Сиэтле,
наверное, будет не в пользу Вашингтона. А разница между столицей Украины и
городами очень велика. Ведь именно в Москву, в Киев, в свое время стягивались
лучшие кадры, лучшие фонды. А, например, то, что Шахтер выиграл чемпионат
Украины, это уже есть признак развития территории.
Вопрос:
Прокомментируйте, пожалуйста, отставку правительства…
Б.В.: Считаю, что это чисто политическая причина.
Правительство пошло в отставку за то, что неделю не могло попасть на работу…
Я понимаю, что в реальной корзине, по которой весь мир
оценивает, в жизни простого человека резких изменений не произошло. Но все-таки
это правительство оказалось самым эффективным за 13 лет существования экономики
Украины.
Вопрос:
Каким вы видите восстановление политического и гражданского диалога в Украине?
Б.В.: Это предмет серьезных не политических, а
практических переговоров. То потрясение, которое испытала Украина, будет хорошим
примером для всего мира, для постсоветского пространства.
Вопрос:
И каков выход из данного политического кризиса?
Б.В.: В любом кризисе я всегда вижу переговоры.
Виктор Янукович проявил гражданское мужество, заявив, что готов отказаться от
одержанной победы, но только вместе с Виктором Ющенко. Для того чтобы спасти
страну…
Оппозиция должна пойти на переговоры. Иначе мы развалим
страну, и это будет уже необратимо. Меня как уроженца Донбасса очень сильно
огорчает, что он преподносится, к сожалению, специально или по незнанию, как
более отсталый регион, нежели вся Украина. Я уверен, что Донбасс таких оценок не
заслуживает. Выходят народные депутаты и разжигают по сути дела национализм со
скатыванием с попыткой скатиться к шовинизму.
Десятки тысяч горных мастеров - это люди с высшим
образованием, и начальник участка, и весь инженерно-технический состав. Сами
шахтеры закончили горные училища - и это четыре года образования. Я не хочу
никого обидеть. Ни одного украинца. Но я не думаю, что мы заслужили такую
оценку. И оцениваю это как национализм.
Не думаю, что у какой-то из областей Украины есть такая
возможность - отправлять всех школьников - победителей в олимпиадах по путевке в
Диснейленд.
Наши сегодняшние шаги направлены на то, чтобы показать
людям, что демократия дает больше возможностей. И поэтому задача местного
самоуправления - именно убедить людей, что все эти годы прожиты не зря. Всё-таки
мы выйдем на высокий уровень развития общества, как в демократическом, так и
финансовом плане.
|