Россия на распутье…Заокеанский дядя работает там, где возникает вакуум власти…
Маркетинг и Консалтинг, 28
декабря 2004 г.
Президентские выборы на Украине стали знаковым
событием на всем постсоветском пространстве, которое очевидно изменит
существующий баланс сил и ту роль, которую до сих пор играла на этом
пространстве Россия. Ведь избрание Виктора Ющенко президентом Украины произошло
вопреки ее политической воле, что может означать, что при всей совокупности
традиционных взаимных связей и существующего во многих сферах
взаимопроникновения двух стран в жизнь друг друга, дальнейший вектор развития
Украины будет строиться с меньшей оглядкой на мнение великого соседа, и с
большей опорой на собственные силы и собственное независимое политическое
мнение. Хотя независимость, не подкрепленную экономической самодостаточностью,
можно считать весьма условной.
Ранее такой же независимый от воли России
избирательный процесс провела Грузия, и как бы руководство нашей страны не
упрекало Михаила Саакашвили в том, что его команду финансирует Джордж Сорос,
факт остается фактом – рычаги влияния на ситуацию в этой стране почти утеряны.
С огромным трудом и в самый последний момент
России удалось направить по собственному сценарию развитие событий в Абхазии,
однако и этот путь был таким непрямым и затратным, что отнести происходящее в
этой республике в разряд своих побед как-то неловко.
О ситуации в Белоруссии, лидер которой ведет себя
с Россией как вздумается, или о ситуации в Молдавии, также упущенной, говорить с
оптимизмом вообще не приходится. Почему? Может быть, от приоритета своей внешней
политики – развития и укрепления отношений с государствами-членами СНГ,
российское руководство в минувшем году отвлекали внутренние проблемы? Тогда
почему этих проблем не стало меньше?
Или главным препятствием на пути реализации всех
российских инициатив является внешний враг, в идентификации которого
отечественные субъекты политического процесса расходятся – чаще всего это
международный терроризм, реже - США.
Оценить позититивные и негативные итоги года во
внешней политике России МиК попросил Владимира Жарихина, заместителя директора
Института стран СНГ:
- Я бы не сказал, что можно очень точно разложить
те события, которые произошли на постсоветском пространстве на плюсы и минусы. В
каждом из этих событий можно найти как плюсы, так и минусы. Но, наверное, самое
главное событие, которое произошло – это выборы на Украине. Но проблема в том,
что это событие явно выходит за рамки календарного года. И результаты выборов
будут объявлены в будущем году, и многие события, которые будут являться
следствием того, что произошло во второй половине 2004 года – они будут более
ясны уже за пределами этого года.
С одной стороны, конечно же, можно
интерпретировать то, что произошло на Украине, как поражение России, что многие
сейчас делают. Но, с другой стороны, если разобраться в реальных возможностях
России на пространстве Украины в условиях действительно серьезного политического
кризиса, то можно было бы сказать, что она сделала все возможное.
В конце концов, в другой ситуации победа Ющенко
была бы электорально подавляющей, и даже не потребовалось бы «оранжевой
революции», чтобы он пришел к власти.
Тем не менее, в общем-то, как мне кажется, России
удалось перевести тот выбор, который предлагался, в том числе, и внешними
силами, для Украины – демократ Ющенко или аппаратчик, представитель Кучмы
Янукович, в совершенно другую плоскость – представитель западных и центральных
областей Ющенко, и представитель восточных и южных областей Янукович.
И на этом основании, в сущности, кто бы ни был
избран президентом, а президентом стал Ющенко, он был бы вынужден считаться с
мнением и позицией почти половины граждан Украины. А значит, Украина так
безвозвратно, как бы она могла быть потеряна для России, все же не потеряна.
Другой важнейший аспект уходящего года – и это
событие, наверное, стало во многом переломным моментом на пространстве СНГ – это
избрание Саакашвили в Грузии. И совершенно определенно надо понимать, что это
только начало того процесса, когда власть постсоветских правителей на
пространстве СНГ первой генерации, которые вышли из первых секретарей, членов
политбюро, и время Кучмы - директора крупнейшего не только в Украине, но и на
пространстве Советского Союза, оборонного предприятия - «Южмашзавода», оно
кончается. А вот что будет дальше? Это будет дублирование Саакашвили? Поэтому
перед Россией стоят очень серьезные вопросы.
Собственно говоря, уже сейчас, без ее активного
влияния на процессы в странах СНГ в будущем всех может ожидать действительно
парад новых Саакашвили и очень серьезная дестабилизация в окружающих Россию
странах, что для нее, безусловно, является не слишком приемлемым.
Но, в то же время, адекватные механизмы
политического влияния в странах СНГ Россия за это время не сформировала. Это мы
видим на примере участия России в политической жизни как той же Грузии, как той
же Абхазии, как той же и Украины. И сейчас, например, очень неблагоприятные для
России процессы проходят в Молдавии. А потом такого рода процессы могут начаться
в странах Центральной Азии. Поэтому сейчас Россия на распутье. Те методы,
которыми она пыталась воздействовать, явно не годятся. Новые методы пока не
выработаны. Это большой вызов, на который надо отвечать.
- Но, минувшим летом президент В.Путин на
известной встречей с мидовцами заявил, что приоритетное направление нашей
внешней политики – это страны СНГ. И в этой связи, какие основные пункты этой
стратегии, на Ваш взгляд, выработаны или все существует пока в виде
деклараций?
Отвечая тогда на это заявление президента, в тот
момент министр иностранных дел, а ныне – секретарь Совета безопасности, Игорь
Иванов сказал, что будет тотчас сформирован Совет по делам СНГ при Совете
безопасности.
- Ну и …?
И у меня такой же вопрос – ну и …? Ну и ничего не
произошло. И я вообще должен сказать, что современные методы политического
воздействия отнюдь не исчерпываются, и даже совсем не исчерпываются влиянием
только через официальные государственные структуры. И это мы видели на примере
Украины очень явственно, как, впрочем, и на примере Грузии.
Но Россия такие адекватные методы практически не
вырабатывает, хотя даже Советский Союз при всех своих возможностях и при всех
своих закостенелостях, все-таки имел различные Общества дружбы, Дома дружбы,
Фонд мира и много других организаций негосударственных, которые занимались как
раз вопросами политического влияния в других странах. У нас же ничего этого
совершенно нет.
- А в чем причина этого, на Ваш взгляд? Нет
осознания того, что этот вопрос очень важен? Или нет необходимых предложений и
интеллектуальных разработок? Или вектор развития выстроен неверно?
У нас все это оттого происходит, что и все
остальное. Нет ответственных лиц, которые в случае неудачи отвечают за то, что
произошло. Вот меня потрясло, а я хорошо знаю Александра Торшина, уже много лет,
и знаю, насколько он, в общем-то, толерантный и мягкий человек, - но если он
говорил сейчас по поводу Беслана то, что он говорил – значит, эта ситуация его
полностью достала! То есть, в стране полностью отсутствует какая-либо
ответственность за то, что ты делаешь на государственной службе. И это касается
не только внутренней, но и внешней политики.
- Да, но поскольку у нас президент – главное
действующее лицо и во внутренней, и во внешней политике, значит, он должен за
все отвечать?
Да, мы на самом деле приходим к этому, потому что
действительно у нас все замкнулось на президенте, но не от хорошей жизни, а
потому, что все остальные механизмы расслабились и не работают. И у нас нет
элементарной ответственности за провалы, в том числе, кадровые. Можно сделать
все, что угодно, и все равно остаться на своем месте. Но другого механизма
обратной связи в обществе, кроме как личная ответственность, человечество на
самом деле не придумало!
- Ну, и какова Ваша оценка дальнейших
перспектив?
Со своей стороны мы стараемся что-то сделать в
этой ситуации. Например, наш институт, который отнюдь не является
государственной структурой, сейчас провел два круглых стола с участием
украинских политтехнологов, сначала в Киеве, а в минувший четверг здесь, в
Москве. Мы это сделали для того, чтобы сшить все те разрывы, которые
образовались, и попытаться хотя бы чуть-чуть залечить раны, которые были созданы
вот этой непрофессиональной и бесцеремонной работой некоторых наших товарищей на
Украине. И постарались, по крайней мере, восстановить диалог, который в какой-то
момент полностью прервался, и с той стороны были только крики - вот они
приехали, командуют, мы с вами больше дела иметь не будем. Это, кстати, касается
не только тех, кто приехал на одну сторону, но и тех, кто приезжал на другую –
они то же самое делали.
- А какие институты должны подключиться к решению
этой задачи – разработки полновесной, эффективной политики России в отношении
стран постсоветского пространства? Не один же президент и МИД должны этим
заниматься?
Да нет, конечно. Президент и МИД должны выполнять
свои задачи. А для этого должна быть создана определенная структура
политического влияния России в других странах – это могут быть негосударственные
организации, какие-то фонды со своими отделениями в этих странах - для того,
чтобы просто знать, что там происходит.
Но парадокс заключается в том, что институт стран
СНГ - притом, что политика России в отношении стран СНГ провозглашена
президентом приоритетным направлением внешней политики, является частной
организацией частного лица Затулина! Зато есть институт стран Латинской Америки
в системе Академии наук и там 500 человек штата.
В этой же сфере – ситуации на постсоветском
пространстве - нет даже элементарного сбора информации, то есть, неизвестно, что
там происходит, какой лидер какой позиции придерживается, какие процессы идут в
динамике и т.д. Посольства такого вида информацию могут собирать в очень
ограниченном объеме, так как у любого посольства очень ограничен круг общения. А
для того, чтобы влиять, надо сначала знать. Вот пока даже этот путь не
пройден.
А потом, есть вполне определенные механизмы
влияния, которые…вот кстати, сейчас говорят – посмотрите, как американцы
работают, а Советский союз, между прочим, работал не менее лихо. Просто забыли
все эти традиции.
- Значит, задач в этой сфере больше, чем
возможностей?
Да, именно так. И как сейчас многие любят
произносить умные фразы – мы подошли к точке бифуркации. И дальше – если будет
так продолжаться, то будет у нас одиннадцать Саакашвили вокруг. Хотите получить?
Получите! И нечего на заокеанского дядю грешить и говорить: а чего мы можем
сделать? Заокеанский дядя, в первую очередь, работает там, где возникает вакуум
власти и политического влияния со стороны других стран. Вот когда мы исчерпаем
все наши возможности, тогда можно будет грешить на заокеанского дядю.
|