Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №114(01.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Вопрос Константину Затулину

Завтра, 29 декабря 2004 г.

Завтра: Константин Фёдорович, с середины октября в Абхазии продолжается политический кризис. Соперничество между двумя кандидатами на выборах едва не переросло в вооружённое противостояние. И только в последние недели появились признаки выхода из кризиса. Мы знаем, что вы активно участвовали в разрешении кризиса. Какова сегодня обстановка в этой республике и в чём причина столь острого кризиса?

Константин Затулин: Сегодня сделано самое главное. Достигнуто, наконец, соглашение между Сергеем Багапшем и Раулем Хаджимбой. Сергей Багапш и Рауль Хаджимба договорились о том, что пойдут на новые президентские выборы в одной команде – первый как кандидат в президенты, второй - кандидат в вице-президенты. Они должны состояться в республике 12 января.

Под соответствующим договором поставили свои подписи сами кандидаты, действующий президент Владислав Ардзинба, премьер-министр республики Нодар Хашба.

И хотя угроза раскола и противостояния ещё не снята до конца, но это уже серьёзный прогресс.

Этот результат был достигнут дорогой ценой. На протяжении почти двух месяцев жизнь в республике была практически парализована. В конце концов Россия, раздраженная растущей нестабильностью в Абхазии, на время ужесточила режим пропуска через границу, что, конечно, ни у кого, кроме врагов Абхазии, не вызвало удовлетворения. И прежде всего в самой России.

Сейчас напряжение медленно спадает, но успокаиваться ещё рано.

Что же произошло? В чём причина возникшего кризиса?

На мой взгляд, на внутренние абхазские проблемы, недовольство властью, которые есть в любом обществе, наложились известные обстоятельства, вытекающие из последствий конфликта и непризнанного статуса Абхазии. Непризнанный статус Абхазии обусловил виртуальность понятия «абхазское гражданство», которое не подтверждалось никакими документами. Отсутствие собственных паспортов привело к неопределнности в вопросе о числе граждан, имеющих право голоса на выборах в Абхазии и, соответственно, к злоупотреблениям при голосовании. Положение усугубили устаревшие списки избирателей, не учитывавшие перемену места жительства в годы конфликта и после него, то есть внутреннюю миграцию в Абхазии. Избирком Абхазии, да и власти вообще недооценили эти проблемы или оказались не в состоянии их учесть при подготовке к выборам. Особенно это отомстило властям в самом «узком месте» - при голосовании в нестабильном Гальском районе, который, против всех ожиданий, чуть было не оказался вершителем судеб выборов.

В абхазскую ситуацию вмешалось много разных «советников», «консультантов» и «экспертов» из России, каждый из которых претендовал на выступление от ее имени. Такое вмешательство не могло не запутать обстановку в регионе. Каждый из кандидатов вполне мог утверждать, что именно он заручился поддержкой Москвы.

Эта конкуренция за право быть «лучшим другом» России в глазах абхазских избирателей – лишнее основание отвергнуть миф о борьбе между «пророссийским» и «антироссийским» кандидатом как главном содержании абхазского кризиса.

В ходе выборов все политические силы в Абхазии - и власть и оппозиция - апеллировали к России, к Путину. Это единственная сторона, к мнению которой в Абхазии всегда прислушивались. Тем более, что все кандидата являлись гражданами Российской Федерации.

Безусловно, Россия сама была поставлена перед выбором, ее в этот выбор втягивали противоборствующие политические силы в Абхазии. Выбирая не между плохим и худшим, а между хорошим и еще лучшим, Россия порах поддержала кандидата действующей власти Абхазии, так как была заинтересована в преемственности и стабильности курса, который в России отождествлялся с именем уходящего президента Владислава Ардзинбы. Его рекомендацию, его выбор Россия поддержала – не тем, что за абхазов пыталась проголосовать, а тем, что в ходе исполнения Раулем Хаджимбой обязанностей премьера продолжала в возрастающем объеме оказывать помощь Абхазии. Разве это, в конечном счете, было не в интересах всего абхазского народа?

Можно, конечно, задаться вопросом, почему путь к компромиссу оказался столь долгим и сложным, но мне кажется, что решение Багапша и Хаджимбы идти на выборы одной командой – это самое разумное решение. Нельзя не отметить, что каждый из лидеров, пройдя через кризис, приобрел важный опыт. Буквально на глазах окреп как политик Хаджимба, заметно изменился и Багапш. Каждый из них за эти недели осознал, какая ответственность на нём лежит, и работая в паре они, как мне кажется, смогут укрепить республику, поднять уровень жизни её граждан.

Необходимо особо остановиться на роли в этом конфликте Грузии.

Надо отдать должное Михаилу Саакашвили и его команде. Не имея в своем распоряжении никаких реальных рычагов воздействия на Абхазию, публично не признавая сами выборы, грузинские власти, постарались максимально использовать все свои возможности в Гальском районе и сумели достичь главного - породить смуту в абхазском обществе.

Они извлекли максимальную выгоду из всего произошедшего и едва не вывели ситуацию из под контроля, столкнув абхазское общество к силовому этапу конфликта.

При этом, надо чётко понимать, что главная причина такого «успеха» Грузии не в силе её спецслужб, хотя их вмешательство глупо отрицать, и не в политическом весе Грузии в этом регионе – он близок к нулю, а в первую очередь в достойной сожаления путанице и противоречиях как в самом абхазском обществе, так и в поведении отдельных представителей России.

И если не сделать из всего произошедшего нужных выводов, то можно в очередной раз наступить на те же грабли…



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ