Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №114(01.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Проблемы трансформации политической системы Белоруссии в 2005 г.

Александр Фадеев

В 2005 году политические силы Белоруссии, как следует ожидать, будут всецело поглощены активной подготовкой к президентским выборам, которые рассматриваются и оппозиционными партиями, и властными структурами как важнейшее событие внутриполитической жизни республики. Всеобщие и прямые выборы главы белорусского государства должны состояться летом 2006 г., но президентская администрация и оппозиция уже с конца 2004 г. стали разрабатывать стратегию своей деятельности в рамках предстоящей президентской гонки. Для оппозиционного спектра политических сил Белоруссии остроту ситуации добавляли появившиеся в последнее время упорные слухи о стремлении окружения белорусского лидера Александра Лукашенко перенести сроки выборов президента республики на более ранний срок.

В отличие от предшествующей президентской кампании 2001 года оппозиционные партии решили заранее определиться с альтернативным действующему президенту  единым кандидатом. В 2001 г., напомним, оппозиция выставила такого кандидата в самый последний момент, и он изначально, в том числе и по своим личным качествам, был обречен на неудачу. Поэтому уже 19 декабря 2004 г. в Минске (в условиях жесткого противодействия властей) прошла предварительная сессия «виртуального оппозиционного парламента», на которой 150 бывших кандидатов в депутаты нижней палаты Национального собрания РБ, проигравших последние парламентские выборы, постарались начать выстраивание единой стратегии действий оппозиционных партий и общественных объединений. Эта стратегия, как можно понять, исходит из необходимости в ближайшее время не только показать нелегитимность референдума 17.10.2004, но и определить параметры, характеристику кандидата от лагеря оппозиции, которому предстоит стать соперником «безальтернативному» Лукашенко. Ставится также задача открыто назвать этого единого кандидата на президентский пост с тем, чтобы подготовить, «приучить» белорусский электорат к позитивному восприятию такой фигуры.

Естественно не дремлет и Александр Лукашенко со своей президентской администрацией, которой с целью добиться полного успеха на выборах-2006 дал нового руководителя – бывшего генпрокурора республики Виктора Шеймана. Правящему классу Белоруссии Лукашенко, учтя опыт балканских, «розовых», «каштановых» и иных революций, очертил вызовы режиму, которые исходят от «западных государств», и поставил несколько главных задач. Белорусский лидер, в частности, обратил внимание высших управленцев на изменение тактики Западного альянса, который, по его мнению, по отношению к Белоруссии уже не будет делать основную ставку на окончательно растерявшие авторитет, слабые оппозиционные партии республики, а начнет операцию по вербовке тайных противников президента из представителей властных структур. Озабочен Лукашенко и намерением определенных внешних сил оторвать, изолировать его от всего остального корпуса чиновников. Кроме того, Запад, по мнению Лукашенко, готов предпринять меры по подготовке радикальных оппозиционеров из молодежной среды, а также, начать массированную дискредитацию действующей власти республики.

В условиях, когда западные государства в контексте президентских выборов попытаются расшатать, ослабить и сделать безвольным государственный аппарат республики, главное, по мысли Александра Лукашенко, - нанести мощный упреждающий удар по деструктивным силам, заранее купировать современные западные политические технологии. Все это предполагает сохранение и усиление личной власти президента, дальнейшую централизацию управленческого аппарата и расширение масштабов  идеологической работы. Последняя объективно затруднена, поскольку формирование патриотического сознания, например, предполагает обращение к культурно-историческим корням, взгляд в прошлое народа, а оно - единое с Россией, общее с русским народом, неотделимое от российской истории, российской культуры. Значит надо предварительно перекраивать историю, а это довольно трудно делать при жизни поколений (двух, по крайней мере), становление которых прошло в общерусском культурно-историческом пространстве. 

Другой путь – активация националистических настроений. Внешне он выглядит как более предпочтительный, поскольку предполагает в рамках консолидации социума идеологическую приманку в виде построения в будущем процветающего отдельно от всего остального мира белорусского государства. Однако режим Лукашенко находится у власти уже более десятка лет, а расцвета экономики и достижения высокого материального уровня благосостояния граждан так и не достигнуто. Кроме того, здесь власть подстерегает и другая опасность, - националистическая нива давно и прочно оккупированная оппозиционными политиками, а белорусский язык, который должен выступать как краеугольный камень националистической политики, главный признак национальной идентичности, так и не стал фактором консолидации народа и внутреннего социально-культурного развития республики.

В Белоруссии пока нет явных и больших социальных групп, самосознание и самоопределение которых базировалось бы на национализме. У белорусских граждан есть, конечно, ощущение принадлежности к белорусской общности, но этого еще слишком мало для развития новой национальной государственности, так как значимые символы и операционная система общественного мышления остаются все еще во многом общероссийскими. Об этом, в частности, свидетельствует практическое отсутствие в республике «живого» и агрессивного языкового национализма, а также то, что новая генерация, социологизация которой произошла в уже независимой Белоруссии, говорит, а главное думает, на русском языке. Все же попытки создания на белорусской земле моноязычного государства, как известно, провалились. А вот программа интеграции белорусского государства-социума с российским в силу сохранения языковой и культурно-исторической общности свою актуальность окончательно не потеряла. Оппозиция (с помощью социологических опросов и препарирования их результатов) уверяет в обратном, и если президентская команда ей поверит, то впервые не будет апеллировать к пророссийским настроениям электората в рамках борьбы за продление президентства Александра Лукашенко.

Политика дальнейшего укрепления вертикали власти, усиление авторитаризма требуют какого-то объяснения. Причем, поскольку международных или доморощенных террористов и терроризма в республике нет, то американо-российский опыт ослабления демократических институтов под прикрытием антитеррористической войны в данном случае не подходит. Поэтому властные структуры Белоруссии стараются  акцентировать внимание общества на политических и финансово-экономических угрозах, проистекающих из-за рубежа, генерируемых, в том числе и российскими «олигархами». Делаются и попытки  в идейном плане доказать эффективность и полезность для социума сильной власти президента. Однако, поскольку с позиций объективной логики доказать правильность сползания республики к режиму личного диктата Лукашенко нельзя, то аппаратные идеологи вынуждены идти иррациональным путем, который в значительной степени отражает туманные представления белорусских высших чиновников о своей собственной миссии. В этих представлениях учение Кун-Фу-цзы (в поздней редакции династии Хань) причудливо переплелось с мистической страстью республиканских управленцев к политическому подавлению всех ради возвышения одного.

С другой стороны, желание возвеличить и сакрализовать власть нынешнего президента в идеологическом контексте неизбежно ведет к появлению мифологизированных выводов о ее народной декретности, исключительности, что объективно будет способствовать наращиванию в республике информационно-пропагандистской волны, инициирующей массовую политическую истерию. Не исключено, что на каком-то критическом этапе вершинной концентрации власти в одних руках, общественная истерия перейдет и в индивидуальную плоскость. Первые тревожные симптомы этого явления уже наблюдаются.

В силу того, что любая концентрация власти всегда тождественна и концентрации ответственности, то этот актор будет заметно влиять на общественное умонастроение в сторону его примитивизации, порождаемой отстраненностью от принятия важных, ответственных решений в системе государство-социум и полным доверием к гаранту стабильности в лице президента.

Поскольку единственным известным человечеству способом противостояния любой форме государственно-политической диктатуре является разделение властей и развитие на этой основе правовых институтов в интересах общества, то следует предположить, что нынешний белорусский режим постарается заморозить процесс выделения самостоятельных ветвей власти. Это достаточно легко сделать, поскольку процесс разделения властей, как известно, так и не смог за все годы независимости Белоруссии выйти из начальной стадии.

Кроме того, примат президентской власти, ее политическое доминирование возможны только за счет дальнейшего подавления индивидуальных свобод белорусских граждан. Главным методом такого подавления выступает нивелирование общественных настроений с помощью сосредоточения всех информационных потоков в руках правящего класса с одновременной ликвидацией возможности выражать инакомыслие, альтернативные идеи через партийные структуры. Поэтому перспективное развитие существующей в Белоруссии матрицы политических партий, тем более учреждение новых партий оппозиционного спектра, будет всячески и под любыми предлогами сдерживаться президентской администрацией, опасающейся сегодня не столько конкуренции в борьбе за власть с их стороны, сколько фактора наличия политической свободы в социальной сфере.

Вообще в президентском окружении никогда не ставилась цель утверждения на белорусской земле, ни в будущем, ни, тем более, сегодня, гомогенного общества-государства. Оно, наоборот, всегда стремилось сохранить и усилить перевес собственной власти, закрепить его в конституционном поле. Власть преследовала и продолжит в дальнейшем преследовать все оппозиционные партии и оппозиционных политиков, прикрываясь при этом рассуждениями о необходимости блюсти конституционные устои, сохранять государственный строй, социальный порядок и стабильность. Вместе с тем, белорусские политические реалии таковы, что много раз редактировавшаяся самой верхушкой госаппарата в собственных интересах конституция республики направлена не на то, чтобы граждане Белоруссии жили и трудились под сенью демократических законов, а на то, чтобы они это делали под властью и бдительным контролем президента. В этих условиях национальный суверенитет выступает как суверенитет президента и его ближайшего окружения, не терпящих вмешательства никаких иных сил и групп в процесс принятия ими решений, обязательных для исполнения всем белорусским обществом и каждым отдельным его членом.

Такое построение пирамиды республиканской власти приводит чиновничество к беспринципности, отсутствию внутри этой властной корпорации стремления к демократическому законотворчеству, порождает боязнь развития парламентаризма. Практикой властной элиты Белоруссии стала разработка законов в своем узком кругу и «под себя», что свидетельствует по большому счету не о силе государственной власти, а, скорее, о ее слабости и бесперспективности.

Авторитаризм не в состоянии реализовывать и воспроизводить себя без экономического диктата, основывающегося на государственной собственности. Огромная часть бюджетных доходов Белоруссии продолжает тратиться на поддержание многочисленной национальной бюрократии, само существование которой отягощает слабую республиканскую экономику. Попытки осуществления тотального контроля хозяйственной деятельности и сверхцентрализованного управления экономикой остаются малоэффективными и не в состоянии обеспечивать рост благосостояния населения. Тем не менее, правящий класс страны демонстрирует упорное нежелание расстаться с отжившими методами экономического управления из-за боязни потерять не только доступ к распределению доходов и благ, но и саму государственно-политическую власть.

До подведения итогов референдума сохранялась опасность отмены прямых и всеобщих президентских выборов и параллельного запуска механизма пролонгации полномочий Лукашенко через парламент или трудовые коллективы (профсоюзы), а, возможно, и решением всебелорусского собрания. Сегодня у президентской администрации нет сомнений в победе Александра Лукашенко в результате всеобщих выборов. Но для нее, с точки зрения высшей власти, необходимо подготовить почву: уничтожить в зародыше радикальную внепарламентскую оппозицию (заменив ее управляемой и умеренной), а также провести смену окружения президента, вычистив из него всех потенциальных соперников и ненадежных соратников действующего президента, способных предать белорусского лидера в случае определенного изменения политических обстоятельств. Поэтому «чистке» подлежат и президентская администрация, и специальные службы, и правительственные круги, и ряды региональных руководителей.

Кроме того, для контроля за корпусом республиканского чиновничества и отслеживанием деятельности структур государственной власти на всех управленческих уровнях Лукашенко решил создать специальную оперативно-следственную инспекцию с самыми широкими, чрезвычайными полномочиями. Для укрепления авторитета президента в белорусском обществе планируется широко использовать хорошо зарекомендовавшую себя ранее тактику борьбы с коррупцией, а также широкое освещение в СМИ шагов государственного аппарата по своевременному реагированию на жалобы и обращения «простого» населения.  С целью прикрытия истинных намерений главы государства, помимо борьбы с коррупционерами,  в республике в духе китайского опыта («Огонь по штабам!») инициирована кампания «дебюрократизации» и борьбы с «кабинетным» стилем государственного управления.

Президентская администрация все явственнее стремится распространить свое влияние на совокупную политическую жизнь Белоруссии. Этому благоприятствует то, что в республике наблюдается определенная деформация общественного сознания, вызванная, с одной стороны, отсутствием демократических традиций и общественных групп-носителей таких традиций, а с другой – целенаправленным идеологически воздействием верхушки государственного аппарата, поставившим перед собой задачу укоренения в социальной среде убежденности в необходимости сохранения сильной, личностной власти президента.

Верхушка республиканского руководства объявила своим политическим приоритетом сохранение стабильности государства, а президента – гарантом  национальной стабильности. Однако сохранение в центре современной Европы такого авторитарного режима, тяготеющего к диктатуре, способно нагнетать напряжение по периметру границ белорусского государства, а в перспективе провоцировать социальную нестабильность и даже, при определенных обстоятельствах, внутренний хаос.

Государственно-политической элите Белоруссии предстоит держать исторический экзамен. Нет сомнений, что она его выдержит, если привлечет для решения острых проблем, стоящих перед республикой, соседнюю Россию. Однако надо признать, что в нынешнем своем виде и качестве государственный аппарат Белоруссии не желает принять эту идею и согласиться с необходимостью реальной интеграции с великой державой на Востоке. Между тем, Россия единственная страна в мире, которая объективно заинтересована в сохранении белорусской идентичности, в развитии ее национальной культуры и государственности. Интеграция с Белоруссией для России (так же как и с Украиной) навсегда останется исторически обоснованной. Следует специально подчеркнуть, что и здесь роль, миссия России уникальна: она является единственным государством, которое имеет естественноисторическое право воссоединения с Белоруссией и Украиной, воссоединения русского народа с белорусской и украинской ветвями великорусской нации. Ни одна другая страна (включая Польшу) такого законного основания не имеет…


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ