Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №114(01.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Повод для массового увольнения чиновников и директоров

сайт ОГП, 27 декабря 2004

Ярослав Романчук

Такого в Беларуси еще не было. Такого нет ни в одной стране мира. В недрах администрации президента подготовлен и согласован со всеми соответствующими органами проект закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и в Уголовный кодекс Республики Беларусь и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь». После формального прохождения через Национальное собрание в жизнь вступит новая правовая норма. За необеспечение прогнозных показателей, за ухудшение финансового положения государственных организаций будет грозить не только штраф или увольнение, но также тюрьма. Впервые в истории переходных экономик зэком можно стать за то, что ВВП вырос не на ту величину, не так изменились рентабельность или энергоемкость. В предновогодней суете есть о чем серьезно задуматься чиновникам, руководителям госпредприятий и бизнесменам, работающих на бюджетных деньгах.

Известно, что в Беларуси самые большие деньги делаются на государственных ресурсах. Частного капитала мало, да и тот сконцентрирован за пределами страны. До сих пор ни Минфин, ни Минэкономики, ни даже КГК не проводили анализ эффективности государственных расходов в целом и инвестиций в частности. Многие госпредприятия годами получают дотации и бюджетные ссуды, пользуются льготами и преференциями. При этом обещания их руководителей обеспечить высокие темпы роста, большую прибыль и создать новые рабочие места часто сильно отличались от реальной жизни.

Чиновники местного уровня также с готовностью брали на себя повышенные обязательства гарантировать рост всех хороших показателей и улучшение плохих. Такой оптимизм по заказу и по приказу является частью должностных обязанностей. Сомнения нижестоящих отвергались жестким ответом вышестоящих: «Не можешь исполнить – увольняйся». Готовых к такому самопожертвованию в нашей стране единицы, поэтому белорусская бюрократия шатко-валко руководила подавляющим большинством ресурсов и активов страны, списывая неудачи на протекционистский Запад, шовинистическую Россию или внутреннюю оппозицию.

Издержки такого поведения, похоже, резко возрастают. Помощник А. Лукашенко по экономическим вопросам С. Ткачев стал одним из инициаторов нововведений в уголовный кодекс. Проверяя сотни различных предприятий, он увидел вопиющие факты бесхозяйственности и мошенничества. Поскольку выговоры и взбучки на селекторных совещаниях не помогают, было внесено предложение ужесточить наказание вплоть до тюремного заключения. Редакцию статьи 4282 следует привести полностью:

«Систематические действия и (или) бездействия руководителей республиканских органов государственного управления (их заместителей), руководителей государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (из заместителей), руководителей местных исполнительных и распорядительных органов (их заместителей), руководителей государственных юридических лиц или юридических лиц, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими юридическими лицами (заместителей этих руководителей), ведущие к ухудшению финансового положения названных юридических лиц и повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере или существенных вред государственным или общественным интересам, при отсутствии признаков более тяжелого преступления – наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до одного года, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения».

Такое решение ставит под угрозу уголовного преследования около 15 тысяч человек, высшего эшелона белорусской номенклатуры. В Беларуси, по сути дела, вводится самая настоящая широкая люстрация. Кроме права занимать должности в органах госуправления или на госпредприятиях белорусские власти ходят лишить человека права работать в определенной сфере, в том числе и в частном рынке. После вступления данного закона в силу уголовником в Беларуси может стать любой руководитель местной вертикали, директор госпредприятия, концерна и даже премьер-министр. При этом в целом ряде случаев они с трудом смогут объяснить, за что «мотают срок».

Если причина «ухудшению финансового положения» более - менее понятна, то оценка «существенного вреда государственным или общественным интересам» гораздо сложнее. Под такую формулировку можно при желании записать большую половину действий руководителей, которые на момент их совершения были самым оптимальными из всех существующих вариантов. Продало белорусское госпредприятие товар в Россию, но фирма оказалась недобросовестной или просто вовремя не заплатила - руководитель, готовься на нары. Уменьшило предприятие поставки на внутренний рынок, увеличило складские запасы, не увеличило выручку до запланированного уровня, снизило рентабельность, не сократило энергоемкость – все это может стать основанием для возбуждения уголовного дела. Предоставил Минфин отсрочку по платежам в бюджет (на 1.12.2004 – 255,5 млрд., рост с начала года на 13,1%) и допустил рост долгов перед бюджетом (на 1.12.2004 они составили 276,3 млрд. рублей и увеличились с начала года на 10,5%) – впору посадить Н. Корбута или его заместителей на скамью подсудимых. За 10 месяцев 2881 организация были убыточными. Их руководителей стройными рядами можно препроводить в следственные изоляторы для выяснений размера вредя государственным и общественным интересам. Поскольку в Беларуси безработицы быть не может, то любое увольнение рабочих при реструктуризации предприятий можно рассматривать, как диверсию против общества и государства.

Угроза уголовного преследования появляется перед банкирами. Не возвращенный вовремя кредит, равно как и не допривлеченный объем средств по депозитам, завышенная или наоборот заниженная процентная ставка по кредиту – все это может стать основанием для тюремного срока банкира. Не может чувствовать себя защищенным и председатель Нацбанка П. Прокопович. Отказ банков выдавать кредиты на жилищное строительство или на сельское хозяйство, снижение ставок по депозитам или слишком дорогой/дешевый рубль – и готовься к встрече с прокурором. Не составляет труда привлечь к ответственности и премьер-министра страны. Не выполнение хотя бы одного из 16 прогнозных показателей, предоставление льгот не эффективно работающим предприятиям, потеря внутреннего или внешнего рынка определенного товара, отсутствие прогресса в переговорах с Россией или ЕС – список оснований и поводов для возбуждения уголовного дела против премьер-министра может быть очень длинным.

Если логику власти в отношении наказания чиновников и менеджеров госпредприятий еще как-то можно понять, то решение расширить сферу уголовного преследования на индивидуальных предпринимателей вызывает недоумение. Статья 2551 будет называться «необеспечение индивидуальным предпринимателем достижения показателей, которые прогнозировались при оказании ему государственной поддержки». Если индивидуальных предприниматель получил госпомощь под обязательство добиться определенных показателей, но не справился с этим, то его можно будет наказать не только штрафом, но и посадить за решетку на срок до двух лет. Более того, его можно лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Люстрация в отношении частного бизнеса – это правовое ноу-хау белорусской власти. В цивилизованном мире за экономические ошибки и прочеты предприниматель рассчитывается своим имуществом или репутацией. Сделки могут страховаться, а фирмы, которые не выполнили свои договорные обязательства, могут обанкротиться. Но такие проверенные временем инструменты белорусской власти игнорируются. Здесь же речь идет о неких показателях (наверно, рост валового производства и торговли), которые лишь косвенно связаны с деятельностью компаний на микроуровне. Даже на уровне небольшого индивидуального предпринимателя спрогнозировать развитие на год крайне затруднительно, не в последнюю очередь и из-за правового нигилизма самой власти.

Работать в Беларуси на государственных ресурсах, становится крайне опасным. Власти, грозя тюрьмой бизнесу, отвергают партнерские отношения с ним. А. Лукашенко получает дополнительные, мощные рычаги влияния на высший эшелон белорусской номенклатуры. В 2004 году для нее были подготовлены целый ряд пряников (повышение окладов и премий, расширение полномочий, больше льгот и дотаций и т.д.). 2005 год начинается с жестокого кнута. Палку легко перегнуть, когда и бизнес, и номенклатура захотят лучшей доли для себя и для заработанных ранее за счет государства денег. Тогда следующие выборы пойдут по другому сценарию.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ