Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №114(01.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

УЗБЕКИСТАН



Зима в Узбекистане будет жаркой

15.12.2004. Газета СНГ

Шерзод Кудратходжаев

В политической жизни Узбекистана минувшая осень была достаточно горячей, и накал страстей в первой декаде зимы только увеличивается. Все потому что Узбекистан стоит на пороге существенной парламентской реформы, а электорат – перед серьезным политическим выбором законотворцев нового уровня.

До выборов в олий мажлис Узбекистана осталось совсем немного. Выборы пройдут 26 декабря – в последнее воскресенье уходящего года. И нынешняя избирательная кампания войдет в историю заметными новациями и специфичностью.

Среди нововведений стоит отметить то, что теперь согласно новому законодательству, как минимум 30% кандидатов, выдвинутых от политических партий, должны составлять женщины. Гендерный вопрос актуален для страны, где 51% составляют представители прекрасного пола.

Еще одно важное новшество касается вопроса о явке избирателей. Если раньше для того, чтобы выборы считались действительными, должны были проголосовать больше 50% избирателей, то теперь эта цифра составляет 33%.

Если раньше судимые граждане не регистрировались в качестве кандидатов в депутаты, теперь это распространяется только на граждан, которые имеют непогашенную или неснятую судимость. Граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, находящиеся в местах лишения свободы, не могут быть избраны и участвовать в выборах. Во всех других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

Важно также отметить, что избирательное законодательство Узбекистана предоставляет равное право использовать средства массовой информации всем кандидатам в депутаты, политическим партиям, независимым инициативным группам. Согласно новому закону "О финансировании политических партий" кандидаты получили возможность субсидировать свою предвыборную кампанию из средств, предоставленных ЦИКом.

В целом, избирательная кампания проходит под знаком высокой политической активности. Предвыборная борьба довольно конкурентна. За 120 мест в законодательную палату парламента борется 517 кандидатов, в среднем - по 4-6 кандидатов на место. Это представители пяти политических партий (НДПУ - Народно-демократическая партия, УзЛиДеп – Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия, "Адолат" - Социал-демократическая партия, "Фидокорлар" - Национально-демократическая партия, "Миллий тикланиш" – партия "Национальное возрождение"), а также независимые кандидаты от инициативных групп избирателей.

Одной из особенностей стало создание Центра поддержки независимых кандидатов, который защищает интересы и права независимых кандидатов, содействует им в организации их предвыборной кампании. Этот уникальный институт практикуется впервые в Узбекистане и является важным элементом демократизации политической жизни страны.

Но стоит отметить, что активность проявляют не только кандидаты в депутаты, но и сами избиратели, а также журналисты, которые служат связующим звеном между этими двумя сторонами. Наглядным примером может служить еженедельное обсуждение в прямом эфире актуальных вопросов избирательной кампании, где на вопросы зрителей в студии отвечает председатель Центральной избирательной комиссии Буритош Мустафаев, а также другие ответственные лица. Кроме того, ежедневно организовываются телепередачи, теледебаты с участием представителей политических партий, экспертов и правоведов. Одним словом, для обеспечения эффективного социального диалога, открытости и прозрачности всего процесса в это важное для страны время прилагаются все усилия. Об этом говорит и слоган Центризбиркома: "Тайное в выборном процессе – только голосование". Все остальное открыто, прозрачно, транспарентно.

Участие на выборах международных и местных наблюдателей – еще один важный фактор транспарентности процесса. По информации МИД Узбекистана, интерес в участии на парламентских выборах в качестве международных наблюдателей выразили более 150 иностранных экспертов. Миссия наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ уже прибыла в Ташкент, и 22 представителя этой организации уже начали работу в столице и регионах страны. Исполком СНГ открыл штаб миссии наблюдателей в Ташкенте, где на сегодняшний день работают долгосрочные наблюдатели. Ближе к выборам ожидается прибытие около 60 экспертов из стран Содружества. Вместе с тем мандаты наблюдателей получили представители Госдумы. Ожидается также прибытие наблюдателей от Шанхайской организации сотрудничества, Европарламента и других международных организаций. Кроме того, около 50 тысяч местных наблюдателей от политических партий, инициативных групп избирателей и СМИ будут наблюдать за ходом выборов и исполнением закона на избирательных участках.

В январе из числа депутатов избранных в местные законодательные органы – кенгаши народных депутатов будет сформирована верхняя палата олий мажлиса – сенат. Так что жаркие дни на этом не заканчиваются.




Бомба для господина президента

15.12.2004. Арена

Сергей Ежков

Предстоящие выборы в двухпалатный парламент Узбекистана, априори вызвавшие скептическое отношение международных cтруктур, правозащитных организаций, незарегистрированных в этой стране политических партий и движений, как это ни парадоксально, вполне могут стать серьезным шагом к демократии, пусть и с восточным орнаментом.

Более того, похоже, именно депутаты Олий Мажлиса уже в обозримой перспективе не только возьмут на себя истинные функции законодательной власти, но и коллективного могильщика существующего на протяжении тринадцати с лишним лет авторитарного режима…

Впрочем, специалистам от политологии из дальнего и ближнего зарубежья, увлекательно рассуждающим о процессах, происходящих в Узбекистане, но ни разу не бывавшим в этой солнечной республике, давно и все ясно. Парламент по-прежнему будет выполнять функции некоего бессловесного придатка исполнительной власти, конкретно, Ислама Каримова, прочно удерживающего бразды правления еще с советских времен. А депутаты останутся некими декоративными фигурами, периодически предъявляемыми главой государства для контактов и бесед с их заграничными коллегами.

В лучшем случае, они будут единогласно или не очень утверждать все, что подготовлено в недрах своеобразного республиканского ЦК, официально именуемого исполнительным аппаратом бессменного узбекского лидера. В худшем – еще и окончательно погрязнут в коррупции, "крышуя" и лоббируя бизнес, оформленный на ближайших родственников, равно как и бизнес тех, кто пока еще равноудален от всех без исключения ветвей власти. Словом, это якобы будет не высший законодательный и представительный орган государства, а некая аморфная масса неизвестных широкой общественности людей, крайне далеких от подлинной заинтересованности в переустройстве страны.

Может быть и так, однако, при ближайшем рассмотрении ситуации, и не издалека, более реальным представляется совершенно противоположный сценарий развития событий.

Начну с того, что на сегодняшний день в Узбекистане практически нет ни одной группы населения, условно объединенной по социальному, имущественному, властному, национальному, религиозному или иному признаку, которую бы удовлетворяла нынешняя внутренняя политика Ислама Каримова. Как в сфере политической жизни, так и в сфере так называемых экономических преобразований.

Хуже того, граждане Узбекистана крайне устали от словоблудия власти, регулярно провозглашающей достижение очередных успехов в деле строительства демократического общества и рыночной экономики, а потому давно и устойчиво не воспринимают тиражируемую демагогию. Она не вызывает ничего, кроме проявляемого открытого недовольства, а то и откровенного противодействия режиму. Вспомним ситуацию со взрывами в столице республики, дважды – весной и летом – прозвучавшими в этом году. Невероятно, но весьма значительная часть населения страны практически сочувствовала самоубийцам и сетовала на то, что тем не удалось переломить ход событий, сломав становой хребет власти.

Да, в местных средствах массовой информации, де-юре свободных, но де-факто находящихся под тотальным контролем государства, звучали совершенно иные мнения и оценки происшедшей трагедии. Однако не будем забывать, что классическое авторитарное государство на то и существует, чтобы тиражировать свою, нередко отличную от истинной, точку зрения на те или иные события и тенденции.

Далее. Практически все слои населения республики сегодня испытывают явный дискомфорт от реальной конкретики повседневной жизни. Так и не народившийся в стране класс предпринимателей средней руки стонет от произвола правоприменительных ведомств, загоняющих бизнес в угол и не оставляющих ему шансов на честное, в рамках законодательной базы, выживание.

Дехкане, по большей части, как и в худшие годы советской власти, оторванные от результатов своего труда, замученные бесчисленными указаниями чиновников от сельского хозяйства, фактически созрели для локальных бунтов, которые при определенном стечении обстоятельств, вполне могут захлестнуть всю республику. А сам этот процесс в силу своей стихийности в состоянии дестабилизировать внутреннюю ситуацию настолько, что остановить или прекратить хаос представится делом крайне затруднительным.

Не удовлетворяет нынешняя политика и жителей городов Узбекистана, некогда относивших себя к пролетариату. Большая часть промышленных предприятий республики либо давно стоят, либо работают чисто символически, не менее символически оплачивая и труд наемного персонала. Именно эта категория граждан, более других склонная к чтению газет и просмотру телепрограмм, была искренне поражена заявлением Ислама Каримова во время празднования очередной годовщины Конституции, в котором он сказал, что заработная плата за последнее время выросла в Узбекистане аж на 200 процентов…

Все громче ропщут и не обласканные властью представители интеллигенции. Они, например, никак не возьмут в толк, почему претенциозное здание Сената, возводимое в центре Ташкента, строится под руководством президента страны, а не, допустим, главного архитектора, как это и принято в иных государствах. Почему Узбекистан всегда и во всем идет по своему особому пути, хотя история человечества давно накопила и апробировала десятки иных, куда более приемлемых и оптимальных?…

Недовольны сложившейся ситуацией и чиновники всех ветвей власти, включая тех, что служат в правоприменительных, силовых ведомствах Узбекистана. Как и все население страны, поставленные в унизительное положение нищих (в Ташкенте, к примеру, нельзя прокормить семью даже на 100 тысяч сумов), они вынуждены брать взятки, хотя отнюдь не все желают это делать и готовы так жить. Они вынуждены преследовать инакомыслящих, нередко необоснованно возбуждая уголовные дела по заказу высших эшелонов власти и отправляя соотечественников за решетку…

К чему это все автор? Да к тому, что в Узбекистане, вопреки тиражируемому подчас за его пределами мнению, честных и порядочных людей, людей, которые искренне хотели бы жить и работать по-другому, значительно больше, нежели тех, что существующая власть вполне устраивает. Именно поэтому автор склонен считать, что даже разрешенные властью политические партии, легально существующие в стране, направившие своих представителей в двухпалатный парламент, весьма скоро будут иметь реальную силу.

Предполагая изначальный скептицизм просвещенного и знающего положение читателя, попробую более подробно обосновать свои прогнозы.

Пять политических партий, хоть и напоминающие сегодня близнецов-братьев, все-таки не так идентичны, как это порою пытаются представить. Другое дело, что ни одному из нынешних партийных лидеров и тем гражданам, что стоят за ними, готовым в случае необходимости тут же прийти на смену, стратегически и тактически невыгодно прежде времени заявить о своем несогласии с действиями правительства и президента, это правительство возглавляющего. Именно поэтому они традиционно поют песни о родине, используя дежурную патриотическую фразеологию.

Думают они, и в этом автор неоднократно убеждался, беседуя со многими партийными активистами, совершенно иначе, нежели говорят на митингах и публичных встречах с избирателями. Думают они радикальнее, и куда более радикально готовы работать в двухпалатном парламенте.

Теперь, если принять за основу тот непреложный факт, что в силу целого ряда причин, включая и благосклонное отношение властей, костяк Законодательной палаты будут составлять представители Либерально-демократической и Народно-демократической партий, можно с высокой степенью достоверности предположить, что именно эти партии возьмут на себя нелегкую ношу подлинных реформ в государстве.

Почему именно они, а не иные? В Узбекистане мало кто не знает, что либеральные демократы собрали под свои знамена значительную часть чиновников исполнительных структур, тех самых, что имеют реальную власть и реальные рычаги для осуществления тех или иных изменений. Солидная прослойка в этой партии людей, давно и успешно работающих в бизнесе, имеющих региональный и республиканский авторитет, существенные финансовые ресурсы, что тоже немаловажно.

Народные демократы более тяготеют к социалистам, и в случае получения приблизительно равного с либералами количества депутатских мест, уравновесят в парламенте интересы различных социальных групп населения.

А это уже сила, объединяемая общими задачами и долговременными целями. Сила, с которой, по моему мнению, нынешней власти придется считаться уже через пару-тройку лет.

Естественно, возникает вопрос, неужели такой прагматичный и умный политик, каковым без сомнения является Ислам Каримов, не видит явной опасности, угрожающей выстроенной им же модели государства? Неужели он не понимает, что станет одной из первых фигур, подвергнувшихся, в лучшем случае, критике, в худшем, обструкции?

Скорее всего, понимает и идет на либерализацию осмысленно, просчитывая все возможные варианты и последствия. И опять-таки почему?

Попробую ответить на этот вопрос, исходя из многолетних наблюдений за деятельностью узбекского лидера. Нет, я никогда не был к нему близок, тем более, не входил в окружение, но публичная деятельность любого политика, последовательность или непоследовательность в принятии им определенных решений, очевидные пристрастия или неприятие им каких-то вещей, все равно становятся достоянием гласности, а значит, подвержены анализу.

Конечно, Ислам Каримов относится к той категории глав государств, что в силу своих личных качеств, никогда не позволят себе утратить контроль за происходящими в их стране процессами. Это так, и это бесспорно.

Однако бесспорно и другое. Президент Узбекистана, хоть и наделен природой отменным физическим здоровьем, прекрасно понимает, что его время в большой политике на исходе. Не потому что слаб или немощен, не потому что не умен или недальновиден, а по той простой причине, что в силу возраста уже не в состоянии оперативно отслеживать и не менее адекватно реагировать на все изменения, происходящие на государственном и межгосударственном уровне.

Однако он вполне в состоянии, удерживая бразды правления в целом, наметить для себя достойного преемника или не менее достойную политическую модель государственного устройства. Да, на данном этапе развития Узбекистана ему не нужна ортодоксальная и, будем говорить откровенно, неконструктивная и непрофессиональная оппозиция. Тем более, та, что весьма неадекватно проявила себя в первые годы независимости. Он никогда не приемлет ни политической партии "Эрк", ни ее аналога "Бирлик". Слишком свежи еще события конца восьмидесятых – начала девяностых годов прошлого столетия. Но даже, если бы они слегка стерлись в его цепкой и по сей день памяти, он не позволит себе допустить их повторную легализацию.

Поэтому сегодня на политическую сцену и выдвинуты те, кто, не исключено, по мнению Ислама Каримова, сможет мягко, предельно корректно, не охаивая публично существующий режим, тем не менее, действительно начать реформирование страны. Бесспорно, внутренне и они не относятся к его действиям одобрительно, но хотя бы не сотрут в порошок, не вычеркнут из истории, не впишут в мрачный перечень худших на свете диктаторов.

Устроят ли предстоящие выборы в двухпалатный парламент государства с традиционной западной формой демократии? Скорее всего, нет, что очевидно уже сегодня. Запад почему-то больше испытывает симпатии именно к тем политическим силам, точнее, к тем политическим лидерам, что давно заявляют об имеющейся у них якобы всенародной поддержке, но на практике, не имеющей таковой по определению.

Хуже, ряд так называемых политических вожаков, неплохо живущих на зарубежные гранты на протяжении всех лет независимости, сегодня также далеки от истинной политической мудрости, что и тринадцать лет назад. У большинства из них и по сей день нет четкой экономической или иной программы. Есть демагогия, которая, если подходить принципиально, мало отличается от той, что используется существующей властью. Да, приоритеты и там, и там различные, но сущность от этого не меняется.

Смогут ли эти политики, попривыкшие к весьма комфортному статусу изгнанников, прийти к власти в ближайшие годы? Думаю, что нет, несмотря на откровенную финансовую поддержку, осуществляемую преимущественно через различные фонды, за которыми так и торчат уши некоторых западных спецслужб.

Невозможен и нереален в Узбекистане грузинский, украинский или белорусский вариант так называемой уличной демократии. Не та у нас страна, не та власть, не тот народ и не те условия.

Отрадно, что это хорошо понимают в России, отказавшись от поддержки "штатных" оппозиционеров, но, сотрудничая с теми, кто, даже находясь во власти, мыслит трезво, прагматично и с дальним, весьма перспективным во всех отношениях прицелом.

Так почему же автор публикует данный материал именно под тем заголовком, что читатель и видел? Наверное, потому, что четыре года назад Ислам Каримов, выступив с инициативой о создании в Узбекистане двухпалатного парламента, действительно вполне осознанно "заложил бомбу" под собственный, казалось бы, несокрушимый трон.

И вновь, почему? Понимаю, что повторяюсь, но, тем не менее, скажу еще раз: не исключено, чтобы оставить себе время, слегка отодвинувшись от решения насущных проблем, успеть отследить, еще лучше, отладить принципиально иную модель высшей законодательной власти, реформа которой рано или поздно благотворно повлияет на развитие страны в целом.

Кто сказал, что подобное невозможно?…




Кастрюльные бунты перед выборами в парламент Узбекистана не повлияют на их результат

16.12.2004. Деловая неделя, Казахстан

Андрей Саидов (Ташкент)

Стихийные акции протеста, первая волна которых прокатилась по Ферганской долине и другим регионам Узбекистана в начале ноября в связи с введением новых административных ограничений рыночной торговли, возобновились по всей стране перед выборами в двухпалатный парламент. На сей раз массовое недовольство граждан вызвало ухудшение бытовых условий.

3 декабря с наступлением темноты около тысячи жителей маленького городка Бахт в Сырдарьинской области перекрыли автомобильную магистраль из Ташкента в Джизак. По свидетельствам очевидцев, попавших тем вечером в автомобильную пробку, трасса оказалась перегороженной баррикадой из подожженных манифестантами старых автомобильных покрышек. Зарево от огня, издали заметное в ночной степи, привлекло также массу народа из близлежащих селений. Взбудораженная толпа жаловалась на невыносимые бытовые условия, в частности, на многодневное отсутствие в уже наступившие холода газа, электроэнергии и нормального водоснабжения. Когда к месту событий попробовали подъехать милицейские патрули, манифестанты забросали их заранее приготовленными камнями и обратили в бегство. Спустя два часа в домах Бахта вдруг загорелся свет, что было встречено дружным восторженным криком собравшихся.

6 декабря десятки стихийных манифестантов окружили здание районных властей в городе Шахрихан Андижанской области в Ферганской долине. И здесь собравшиеся, в основном женщины, выражали протест по поводу отсутствия в городских домах газа, электроэнергии и питьевой воды, а также жаловались на нищету и высокий уровень безработицы. Власти не рискнули применить против манифестантов силовые меры и к вечеру уговорили их разойтись, пообещав в максимально короткий срок улучшить бытовые условия.

10 декабря в Ташкенте оказалось перекрытым автомобильное и пешеходное движение по улицам, прилегающим к рынку Чорсу. Работа крупнейшего в городе рынка была прекращена на сутки. Как выяснилось позже, милицейское оцепление почти в самом центре столицы Узбекистана было связано со стихийным выступлением населения так называемого Старого города, протестовавшего против сноса части строений в связи с прокладкой новой автомагистрали. Демонтаж зданий вокруг рынка Чорсу затронул и частный сектор близлежащей махали, жители которой, по их словам, не согласны с этим решением городской администрации и не уверены в том, что их насущные интересы будут соблюдены властями.

Наблюдатели отмечают, что стихийные акции протеста, участившиеся в Узбекистане после событий 1-3 ноября в Ферганской долине, несмотря на решительные настроения манифестантов, к счастью, не приводят к серьезным вспышкам насилия. Гнев бунтующих толп выплескивается на сотрудников правоохранительных органов, если те предпринимают попытки встать у них на пути. Представителям же исполнительной власти разного уровня пока удается утихомиривать локальные конфликты, вступая в переговоры с манифестантами. Отмечается также и полное неучастие в происходящих событиях политических сил страны. Почти загнанные властями в подполье, не имеющие большого числа членов, оппозиционные партии зачастую оказываются не во главе стихийных акций протеста, разве что вовремя уведомляя о них общественность и констатируя политическое бессилие своих оппонентов - пяти официальных партий Узбекистана, ведущих сейчас предвыборные дебаты в очевидном отрыве от реальных нужд и настроений потенциального электората. Так, например, народно-демократическая партия Узбекистана, до сих пор имевшая большинство в однопалатном парламенте, а теперь, в своих предвыборных лозунгах выставляющая себя в качестве левой оппозиции, защищающей интересы малоимущего большинства населения, даже не рискует делать каких-либо политических заявлений по поводу происходящих народных волнений. Поэтому не удивительно, что у большинства населения страны накануне выборов преобладают крайне негативные позиции. Граждане никак не связывают защиту своих прав и интересов с грядущими выборами и деятельностью политических партий, полагаясь лишь на угрюмую силу своего личного протеста в уличных "диалогах" с исполнительными властями. В частных беседах иностранных корреспондентов с жителями Узбекистана чаще всего высказываются намерения не принимать никакого участия в выборах в двухпалатный парламент, назначенных на 26 декабря 2004 года. Многие не желают голосовать даже за кандидата "против всех".

- Если ко мне домой придут с избирательного участка с урной для голосования, как это делали на прошлых выборах, мы с женой скажем, что мы пенсионеры, ничего не знаем, знать не хотим и голосовать не будем, - озвучил типичную точку зрения водитель частного такси в Ташкенте, не пожелавший назвать своего имени.

Характерно, что и СМИ Узбекистана в основном воздерживаются от опросов предвыборных настроений на улицах. По результатам опроса, обнародованного на этой неделе Комитетом по защите свободы слова, из 20 опрошенных жителей Ташкента разных национальностей, возрастов и профессий только 5 человек смогли назвать дату предстоящих выборов, большинство заявили, что не собираются голосовать ни за кого, а относительно числа политических партий, чьи представители борются сейчас за депутатские кресла, были высказаны парадоксальные предположения с фантастически большим разбросом - от 2 партий до 90. У тех же граждан, которым так или иначе придется принимать участие в выборах, как говорится, по долгу службы, по наблюдениям экспертов, преобладающей популярностью начинает пользоваться либерально-демократическая партия Узбекистана, но, как они признаются сами, новоиспеченная политическая сила, чье создание было санкционировано исполнительной властью всего год назад, также не внушает избирателям особых надежд, просто, в отличие от остальных четырех партий, принимавших участие в деятельности парламента Узбекистана прошлого созыва, она пока не имела возможности дискредитировать практикой своих нынешних политических лозунгов.




Узбекские партии поборолись за близость к Исламу Каримову

27.12.2004. Коммерсант

Елена Глумскова, Борис Волхонский

Вчера в Узбекистане прошли выборы в нижнюю палату парламента. Оппозиционные силы от участия в выборах были отстранены, и главная борьба развернулась между пятью официально действующими партиями, каждая из которых заявила о лояльности по отношению к президенту Исламу Каримову.

Нынешние узбекские выборы – первые, проходящие по новому избирательному закону. В 2002 году в стране прошел референдум по внесению изменений в конституцию. По его итогам срок президентских полномочий Ислама Каримова был продлен с пяти до семи лет (выборы состоятся в 2007 году), а парламент из однопалатного стал двухпалатным. Вчера 120 депутатов нижней палаты избирались всенародным голосованием; в январе из 100 депутатов верхней палаты 84 будут избраны местными органами власти, а 16 – назначены президентом Каримовым. Одновременно сам президент станет пожизненным сенатором и получит пожизненный иммунитет от судебного преследования.

На 120 мест в нижней палате претендовали около 500 кандидатов. Оппозиционные партии были отстранены от участия в выборах (см. Ъ от 24 декабря). Борьба за голоса развернулась между пятью партиями, каждая из которых заявила о лояльности президенту Каримову. В бюллетени для голосования внесены фамилии представителей социал-патриотической партии "Адолат" ("Справедливость"), демократической партии "Миллий тикланиш" ("Национальное возрождение"), Народно-демократической партии, Либерально-демократической партии и народно-демократической партии "Фидокорлар" ("Самоотверженные"). Около 100 кандидатов шли на выборы как самовыдвиженцы. Основная борьба развернулась между Либерально-демократической и Народно-демократической партиями, к которым открыто благоволит президент Каримов.

Выборы прошли спокойно и организованно. Очереди у избирательных участков выстроились задолго до 8 часов утра. Местные жители называют в числе причин такой организованности "желание проголосовать за будущее страны", а также то, что многие мусульмане пришли на участки сразу после утренней молитвы. Уже к полудню проголосовали более 6,6 млн человек (46,5% зарегистрированных избирателей), а на 16.00 число проголосовавших составило 71,8%. По закону минимальная явка избирателей должна составлять не менее 33% избирателей.

За выборами следили 227 иностранных наблюдателей – от исполкома СНГ, ОБСЕ, Шанхайской организации сотрудничества, Европарламента и ряда других международных организаций. При этом, в отличие от выборов на Украине, в Узбекистан ОБСЕ прислала немногим более 20 своих наблюдателей. Как отмечают представители оппозиции, столь малое внимание к выборам свидетельствует о том, что Запад фактически предал демократию в Узбекистане, который после начала американской операции в Афганистане в 2001 году стал одним из ключевых союзников США в регионе. По словам лидера незарегистрированной (и, следовательно, отстраненной от участия в выборах) партии "Эрк" ("Свобода") Атоназара Арифова, в конце концов это может привести к росту антиамериканских настроений среди узбеков, которые уже рассматривают американское военное присутствие в стране как знак поддержки репрессивного режима.

Сам президент Каримов, проголосовавший вчера на одном из избирательных участков в Ташкенте, заявил, что создание двухпалатного парламента – новый шаг на пути к демократическому развитию общества. Говоря о ходе предвыборной борьбы, президент отметил: "Спокойствие, которое наблюдается,– внешнее. У нас идет упорная, очень жесткая борьба за депутатские мандаты, которая, может быть, не проявляется на поверхности". Господин Каримов выразил надежду, что в новом парламенте будут представлены все политические силы – "пусть парламент представляет все социальные слои нашего общества",– и высказался за эволюционный путь преобразований, осудив "оранжевую революцию" на Украине и "революцию роз" в Грузии.

С мнением президента Узбекистана о репрезентативности нового парламента не согласился глава миссии Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Любомир Копай. По его мнению, программы участвующих в выборах партий "не покрывают весь спектр политических интересов и тем самым не обеспечивают плюрализм выбора избирателям". Одновременно господин Копай пожаловался, что ЦИК Узбекистана не допускает наблюдателей к мероприятиям в ЦИКе и препятствует получению "прямого доступа ко всем абсолютно избирательным документам".

Коллеге из ОБСЕ возразил глава миссии наблюдателей от СНГ Владимир Рушайло. Господин Рушайло отметил высокую степень сотрудничества узбекских властей с миссией СНГ, а в качестве положительных моментов нового избирательного законодательства назвал "исключение права местных советов выдвигать кандидатов в депутаты, введение квоты (30%) для женщин при выдвижении политическими партиями кандидатов в депутаты, а также урегулирование вопроса финансирования деятельности партий при проведении избирательной кампании".

Вспомнил про ОБСЕ и Ислам Каримов. По словам президента, он с пониманием относится к критике, "но не надо думать, что решение ОБСЕ сыграет у нас какую-то определяющую роль – это только мнение одной очень уважаемой в Европе организации, которая не может быть доминантой".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ