Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №114(01.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Акаев пугает переворотом

20.12.2004. Русский Курьер

Алексей Андреев

В минувший уикенд, выступая на заседании Совета обороны, президент Киргизии Аскар Акаев сделал сенсационное заявление. По его словам, во время намеченных на будущий год парламентских или президентских выборов, в Бишкеке, возможно, будет предпринята попытка государственного переворота. Акаев полагает, что по мере приближения выборов политическая и социальная напряженность будет усиливаться, а "радикальные силы могут обратиться к насильственным действиям в своей борьбе".

На заявление президента сразу же откликнулся один из лидеров оппозиции глава коалиции "За демократию и гражданское общество" Эдиль Байсалов. Байсалов заявил, что выступление Акаева по сути является угрозой сторонникам политической оппозиции и свидетельствует о том, что при подготовке к выборам власти намерены ограничить политические свободы. Слова Байсалова произвели особый резонанс на Западе, так как этот политик одновременно является сопредседателем Европейской сети по наблюдению за выборами (ЕНЕМО), именно в этом качестве участвовал (и вероятно продолжит это дело) в работе международных наблюдателей на украинских выборах. Кстати, на предстоящее переголосование второго тура в Киев также отправится большая группа киргизских оппозиционеров.

В своей последней речи Акаев не уточнил, кого именно он подразумевает под "радикальными силами". Однако очевидно, что его серьезно пугает возможность политических потрясений в родной стране. Если еще пару лет назад Акаеву удавалось списать антиправительственную активность в столице на "происки исламистов", то теперь подобная позиция становится все более уязвимой. Подобно тому как Леонид Кучма стремился заручиться поддержкой США, отправляя украинских военных в Ирак, так и Акаев, казалось бы гарантировал себе политическое будущее, допустив в 2001 г. в Киргизию американский и французский воинские контингенты (в связи с афганской кампанией).

Однако факты - против Акаева. Под давлением Запада он вынужден был отказаться от идеи изменения конституции в пользу своего переизбрания на третий срок; впрочем, если учитывать, что первый раз главой Киргизии Акаев стал еще в советский период, то три раза-то он точно избирался). Своей оценкой результатов 15-летнего правления Аскара Акаева с "РК" поделился один из претендентов на пост президента на выборах-2005 доктор медицинских наук Кубанычбек Апас, поддерживаемый по крайней мере двумя оппозиционными группировками - Народно-патриотической партией Киргизии (НППК) и "Эль-Джурт" ("Народ"). По его словам, "рост протестных настроений в обществе вполне объясним. Минимальная зарплата эквивалентна на сегодня 3 долларам, внешний долг - 2,5 млрд. Промышленность буквально "загибается". Это касается в первую очередь довольно известных в советское время предприятий. Столичный машиносторительный завод, ранее носивший имя Ленина и занимавшийся среди прочего производством вооружений, работает лишь на 10 %, бывший завод "Физприборы" - на 5 %, оборудование со многих фабрик и заводов давно уже продано в Китай. По темпам экономического развития Киргизию сегодня опережает даже Таджикистан, переживший в 1990-е годы разрушительную гражданскую войну. О многом говорит хотя бы тот факт, что при пятимиллионном населении республики 1 млн 200 тысяч киргизов вынуждены были отправиться гастарбайтерами в Россию. Они, что, будут голосовать за Акаева или за поддерживающие его партии ?.."

Проблема киргизской оппозиции - прежде всего в раздробленности на несколько десятков партий. Реальное объединение демократических сил пока только декларируется. На прошлой неделе, например, о формировании новой "единого" оппозиционного движения под громким названием "Ата-Джурт" ("Отечество") заявила экс-министр иностранных дел Роза Отунбаева. Правда, инициатива Отунбаевой сразу же вызвала неприятие оргнизаций типа НППК, отвергающих сотрудничество с выходцами из властных кругов. Один из местных оппозициоенеров в беседе с обозреватетем "РК" даже заметил, что в свое время Акаев выгнал ее "просто за капризность", и подобные деятели и деятельницы только мешают формированию гражданской оппозиции нынешнему режиму.

Как бы то ни было, парламентские выборы в Киргизии приближаются, и естественно, что власть в преддверии их стремится максимально использовать "исламистский фактор", а также дезорганизовать оппозицию закреплением в ее рядах "своих" людей. При этом в Бишкеке _учитывают опасность взрыва протестных настроений. Отсюда - и заявления президента Акакева с трибуны Совета обороны, и его же постоянные обращения с призывами о помощи к союзникам по ОДКБ (Организации договора по коллективной безопасности) во главе с Россией. Больше всего президент боится, что "западные друзья" сдадут его на милость оппозиции, несмотря на все акаевские реверансы по поддержки международной антитеррористической кампании. Об этом, кстати, не раз приходилось слышать и от коллег из центральноазатских СМИ, всерьез встревоженных перспективой политической дестабилизации в Киргизии.




"За" и "против"

21.12.2004. Немецкая волна

В.Волков

Более чем за два месяца до парламентских выборов в Киргизии политическое противостояние между властью и оппозицией резко обострилось. В свете «бархатных» и «оранжевых» революций обе стороны заговорили о готовящемся силовом решении вопроса о смене или, соответственно, удержании власти.

Премьер-министр Николай Танаев на днях заявил : "Мы не должны допустить того, чтобы различные религиозные экстремистские силы, западные организации вмешивались в наши внутренние дела во время предвыборной кампании и процессе хода выборов с целью дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране.. Мы ни в коем случае не должны допустить грузинский вариант развития событий в Кыргызстане". А несколько ранее президент республики Аскар Акаев, в ходе заседания Совета обороны высказал мнение, что в 2005 году уровень обострения общественно-политической обстановки в стране резко возрастет, что радикализм может перейти к силовым методам борьбы, в связи с чем госструктуры должны приложить все усилия для обеспечения общественной безопасности. СМИ сообщают, что Акаев поставил перед Советом обороны задачу по принятию необходимых мер с целью защиты суверенитета и территориальной целостности, безопасности общества.

В понедельник на заявления властей резкий ответ дала и оппозиция. Как сообщает наш корреспондент в Бишкеке Виталий Катаргин, члены блока Народное Движение Киргизстана выступили с заявлением, что под лозунгом борьбы с экстремизмом власти просто готовят массовые репрессии.

Один из лидеров оппозиционного блока депутат Исмаил Исаков сказал, что президент вообще не имел права проводить заседание Совета Обороны. Исаков при этом сослался на 6 ст. Закона "О военном положении". В ней говорится, что Совет обороны президент созывает с введением в стране военного положения, но никак не в мирное время.

Другой депутат, член Народного Движения Киргизстана Азимбек Бекназаров в интервью «НВ» отметил, что прогнозы Акаева беспочвенны и есть ни что иное как масштабная провокация и подготовка мировой общественности к массовым репрессиям, которые пройдут под лозунгом борьбы с терроризмом.

Азимбек Бекназаров также сказал, что последние заявления Президента Акаева, скорее всего, вызваны ситуацией на Украине. В эти дни многие киргизские аналитики и оппозиционные деятели вслух заговорили о возможной революции и в Киргизии.

Член политсовета Народного движения Киргизстана Азимбек Бекназаров в интервью «НВ» подчеркивает, что намерено украинский вариант организовывать никто не собирается, но исключать этого тоже нельзя. Если же Президента пугают народные волнения, Бекназаров предлагает пойти по «российскому пути», и, как Борис Ельцин, поздравить народ с новым годом и назвать имя преемника. По утверждению оппозиционного депутата, в случае отказа Акаева от участия в выборах никаких фальсификаций при их проведении не будет.

Об опасениях действующей власти в отношении возможных массовых акций населения говорит правительственный законопроект об ограничениях на проведение пикетов и митингов.

Документ уже направлен в парламент. Он, в частности, предусматривает запрет на проведение пикетов близ резиденций президента, премьер-министра, зданий парламента и судов. Кроме того, заявление на разрешение нужно будет подавать за 9 дней до проведения мероприятия.

Ряд общественных организаций Киргизии уже выступили с заявлением, что этот правительственный законопроект противоречит Конституции и ставит своей целью полное уничтожение свободы мирных собраний в республике.

Анализ действий Аскара Акаева и его окружения в программе «Фокус» дает российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов:

АД: Складывается ощущение, что чуть больше чем за два месяца до выборов президент Аскар Акаев заметно нервничает. Он чуть ли не каждый день выступает на различных форумах, используя эти возможности, чтобы предупредить народ: в Киргизии зреет революция. Оранжевая, каштановая, розовая – какая угодно. Можно представить себе, что его беспокоит. Я напомню: в конце ноября в Бишкек нанес визит представитель действующего председателя ОСЕ по Центральной Азии бывший президент Финляндии Махти Ахтисаари. Он сообщил А.Акаеву, что февральские выборы в Киргизии станут тестом на демократичность нынешней власти. С учетом того, что это было сказано после того, как состоялись революции в Грузии и на Украине, Акаеву этот месседж, видимо, не доставил большой радости. Ведь если обеспечить справедливые выборы, то, есть вероятность победы оппозиционных партий. С другой стороны, включение административного ресурса для обеспечения нужного результата может оказаться «пирровой победой» и приведет к тому, что люди могут выйти на улицы.

Акаев этого опасается?

АД: Этого боится Акаев. Теперь он понимает, что люди, хорошо подготовленные, могут не испугаться высказать протест. И теперь ему надо представить возможность такого протеста, как обеспеченного западными спецслужбами, финансовыми вливаниями, подрывными действиями западных организаций. Поэтому для него сегодня самое главное – дискредитировать организующуюся новую оппозицию в Киргизии, которая представлена людьми весьма серьезными, представляющими определенные круги элиты и даже бывшей номенклатуры. Я говорю о трех оппозиционных блоках: один из них возглавляет бывший премьер-министр Бакиев, второй – бывший министр иностранных дел, посол в США и Англии, представитель генсека ООН по грузино-абхазскому конфликту Роза Атынбаева, еще один бывший министр иностранных дел, Иманалиев, входит в третий блок, и представить этих людей в качестве персон, которые осуществляют свою деятельность за счет западных вливаний, и агентами спецслужб, ведущих подрывные действия, сегодня господину Акаеву было бы весьма затруднительно. Поэтому проводится очень интенсивная «пиар-акция», которая должна подготовить общественное мнение, а, главное, Запад, к тому, что эти оппозиционные структуры не являются самостоятельными оппозиционными движениями, не выражают настроения людей, а инспирируются стороной, враждебной демократической Киргизии.

- Аркадий, если вернуться к «оранжевой революции», после объявления о победе Януковича поздравления последнему сразу прислали президенты Казахстана, Киргизии и Узбекистана. А вот, скажем, Туркменбаши в этом списке нет. Почему?

АД: Любое поздравление, да любой «чих» президента Туркмении находит место на страницах газет и по телевидению. И тогда люди спросят: а что же за выборы были на Украине? Ведь туркменская пресса ничего об этом не пишет!

На вопрос о том, какое влияние на Центральную Азию оказывают события на Украине и, к примеру, в Грузии, отвечает глава Немецкого фонда содействия демократии в Центральной Азии Михаэль Лаубш.

МЛ: Конечно, события «оранжевой» революции в Украине чрезвычайно важны и для Центральной Азии. В первую очередь, можно было увидеть, что общество, сформировавшееся во времена СССР и в начале 90-х годов разделившееся на суверенные государства, оказалось в состоянии в течение быстрого времени воспринять демократические идеи и принципы. Так что теоретически пример Украины весьма важен для стран Центральной Азии. Если же посмотреть практически, то геополитическое положение Украины радикально отличается от Центральной Азии. Украина напрямую граничит с Евросоюзом, котакты с Западом существенно интенсивнее, чем в Центральной Азии. Соответственно, и интерес как Евросоюза, так и США и Канады к Украине выше. Кроме того, жители западной Украины имеют гораздо больший доступ к западным СМИ, чем люди в Азии. Это качественные отличия в целом. В свою очередь, в самом регионе ситуация различается от страны к стране. К примеру, Казахстан – его контакты с Западом достаточно интенсивны, уже в силу экономических и финансовых причин, уровень образования сравнительно высок – во многом благодаря большому проценту русского населения, проживающего в республике. Тут можно проводить сравнение с Украиной, особенно если обратить внимание, что оппозиция смогла объединиться. Я думаю, в преддверии президентских выборов 2006 года, и в свете событий в Украине, можно ожидать нечто подобное и в Казахстане. С другой стороны, если мы посмотрим на Туркменистан, там совершенно иная картина. Диктаторский режим, который даже в самой минимальной степени не готов допустить проникновения западных принципов построения общества, а само общество находится в самом угнетенном состоянии, население не имеет никакого доступа к свободной информации – тут сейчас очень сложно представить себе революцию по «оранжевому» сценарию. Хотя, если допустить, что подобное произойдет в Казахстане в 2006 году, это может очень сильно повлиять на соседние страны.

- Однако, господин Лаубш, и в России и в Азии распространено мнение, что термин «оранжевая» или «бархатная» революция – это обозначение некоей определенной политтехнологи, которой пользуется Запад для установления в той или иной стране СНГ благоприятного режима. Есть ли у Вас сведения, что, скажем, американские политтехнологи реально рассматривают Центральную Азию как объект применения опробованной ранее методики?

МЛ: Я думаю, мощная поддержка Западом оппозиции на Украине – это факт. В определенной степени это наблюдается и в ряде стран Центральной Азии. В первую очередь речь идет о финансовой поддержке НПО, которые без этой помощи не имели бы никакой возможности проявлять активность в сфере политики. То же можно сказать и об оппозиционных партиях. Но в целом здесь многое зависит от того, какую стратегию Запад выберет на ближайшие два года. И тут нужно брать в расчет ситуацию в России, которая после событий последних лет, скажем в Грузии и в Украине, уступила, с собственной точки зрения, часть зоны своего влияния Западу. И теперь может рассматривать Центральную Азию как последний политический плацдарм. Не говоря уже о важных для России энергетических ресурсах региона. Поэтому Западу надо брать в расчет, что слишком активная поддержка оппозиции в регионе может привести к конфронтации российской власти с правительствами западных стран. Так что вопрос в балансе, который выберет Запад между активной поддержкой демократии в Центральной Азии и между попыткой сохранить диалог с Россией и не вынуждать ее к принятию более агрессивной доктрины. Но надо принимать во внимание, что в регионе со стороны властей уже заметна тенденция представить оппозицию и НПО как «длинную руку Запада». На Украине эта тактика не прошла, поскольку доступ к информации был значительно шире, а вот в Центральной Азии она может увенчаться успехом. Поэтому западным политикам приходится действовать осторожнее.

И в заключение сегодняшнего выпуска – несколько слов о Киргизии. Как сообщил на условиях анонимности нашему корреспонденту Оразу Сарыеву член Совета безопасности Киргизии, по указанию Аскара Акаева предпринимаются действия по усилению силовых структур. В частности, в их ведение передается ряд отделов, относящихся на сегодняшний день к иным министерствам. Правительство подготовило предложение о дополнительном финансировании силовых органов. Президент страны на основании докладов, подготовленных СНБ и МВД, дал конкретные указания о проведении в отношении ряда руководителей оппозиционных партий оперативных разработок по изобличению их связи с теми или иными преступными группировками. (Источник сообщает, что силовые структуры действительно располагают сведениями о связи некоторых политиков с организованной преступностью).




Интервью К.Бакиева: "Оппозиция никаких переворотов не готовит"

22.12.2004. ВВС

Народное движение Кыргызстана (НДК) было образовано 22 сентября в результате слияния девяти политических партий (Партия коммунистов, Коммунистическая и Республиканская партии, "Асаба", "Демократическое движение Кыргызстана", "Кайран эл", "Новый Кыргызстан", "Эркин Кыргызстан", "Эркиндик"). В настоящее время в рядах НДК числится около 100 тысяч членов. 5 ноября 2004 г. прошел учредительный съезд НДК, на котором были избраны его центральные органы. Председателем НДК является депутат Законодательного собрания Жогорку Кенеша (Парламента) Курманбек Бакиев, бывший премьер-министр страны. 28 сентября он официально объявил о своем решении баллотироваться на пост президента.

Чем можно объяснить тот феномен, что Курманбек Бакиев, который своей политической карьерой во многом обязан нынешней власти, вдруг оказался в оппозиции к ней?

Курманбек Бакиев: Действительно, многим не нравится то, что Бакиев, который в свое время занимал довольно высокие посты в исполнительной власти, сделал такой выбор. Если быть до конца откровенным, создавать и быть лидером такого объединения в мои планы не входило. Лидеры девяти партий убедили, что новый политический блок должен возглавить именно я, и я решил согласиться.

Знаете, я сейчас не жалею, что сделал такой выбор. Меня радует то, что все больше людей симпатизирует нашему движению. В этом я убедилcя во время поездки по югу страны, где создавали областные структуры НДК, там нас встречали весьма тепло и выражали свою поддержку. Такое же теплое отношение мы увидели и в северных регионах, где, несмотря на яростное сопротивление властей, также удалось провести встречи и сформировать первичные ячейки НДК.

Хочу сразу развеять сомнение тех, кто считает, что Бакиев находится в конфликте с нынешним руководством. Я всегда поддерживал стратегический курс президента Акаева на демократизацию общества и переход к рыночным отношениям. Но, к великому сожалению, в последнее время в политике президента наблюдается очевидный откат от этого курса. Это проявляется в первую очередь в высоком уровне коррупции в самом верхнем эшелоне власти, за что мы подвергаемся жесткой, но справедливой критике со стороны международных организаций. Мы продолжаем твердить о том, что успешно побеждаем бедность и почти что достигли экономической стабилизации, тогда как десятки тысяч людей особенно в отдаленных регионах по-прежнему перебиваются с хлеба на воду. Откат виден и в кадровой политике руководства, когда люди на высокие посты назначаются не по профессиональным качествам, а с учетом интересов узкого круга и по принципу личной преданности. Мы хотим исправить положение в стране, и в этом стремлении ничего зазорного я не вижу.

За короткое время в небольшой стране друг за другом появилось сразу несколько движений и объединений оппозиционного толка, у которых цели и задачи одни и те же. Это - обеспечить прозрачность и справедливость предстоящих парламентских выборов, продолжение демократических реформ. Что вам мешает выступить единым фронтом?

Бакиев: Как правило, в преддверии судьбоносных событий оживляется политическая жизнь, и образование всевозможных коалиций и блоков со своими целями и амбициями – закономерное явление. В то же время, я уверен, что недалек тот день, когда жесткая сегодняшняя реальность заставит нас сесть за один стол и выработать единую тактику, в частности, относительно подходов к парламентским выборам. Во всяком случае, наше движение заинтересовано в тесном сотрудничестве с другими движениями и партиями. Мы не закрыты для диалога.

Например, НДК выдвинуло пока лишь 42 кандидата на парламентские выборы, а округов-то 75. Мы хотим, чтобы от других округов тоже выдвигались наиболее сильные претенденты, и необязательно от нашего движения. Мы даже готовы уступить места представителям других коалиций и блоков, если они окажутся сильнее наших выдвиженцев. Главная цель НДК – добиться избрания в парламент самых достойных людей, и не важно какое движение они представляют. Надеюсь, лидеры других блоков придерживаются такой же позиции.

Поговаривают, что костяк НДК составляют выходцы с юга, у которых только одна задача - во что бы ни стало "отбить" президентский пост у северян. Имеют ли под собой почву эти утверждения?

Бакиев: Я категорически отвергаю подобные измышления. Могу твердо заявить, правление НДК состоит из известных людей, как юга, так и севера. В ходе нашей поездки по стране никто из избирателей не высказывал подобное подозрение. Думаю, эта "утка" запущена специально, чтобы выставить наше движение несколько в ином свете, чтобы внести раздор в наши ряды. Не надо быть ясновидцем, чтобы догадаться, откуда такое исходит. Из этого ничего не выйдет, поскольку у НДК нет региональной болезни.

Президент Акаев обещал как гарант Конституции обеспечить справедливые и демократические выборы, но в то же время обвинил оппозицию в использовании зарубежных грязных политтехнологий. Вы согласны с таким мнением? Есть ли у НДК своя финансовая база для участия в столь дорогом мероприятии?

Бакиев: Во-первых, утверждения о том, что оппозиция опирается на внешнюю помощь и какие-то "грязные" технологии никакой критики не выдерживают. "Грязные политтехнологии" подразумевают подтасовку голосов, подкуп или методы устрашения избирателей под лозунгом борьбы с экстремизмом. В этом смысле оппозиция по определению не может использовать подобные методы. Создается впечатление, что заявление главы государства продиктовано желанием загодя переложить ответственность за возможные протесты на оппозицию. Так, на всякий случай.

Как председатель НДК я ответственно заявляю: ни одного сома, ни одного цента мы ни от кого не получили и впредь не ждем. НДК надеется только на свои силы и поддержку своих избирателей. Я, например, регулярно встречаюсь с послами США, России и других государств. Наши разговоры ведутся только вокруг вопроса, как провести выборы в Кыргызстане в рамках законов и в духе демократии, без нарушений прав человека. Ни в одной беседе я не почувствовал, чтобы кто-то хочет нам навязать свою волю или правила игры. Тем более, упаси Боже, не было предложений ни от кого о финансовой поддержке. Конечно, без финансовой базы и поддержки на выборах делать нечего. В этом смысле сочувствующих нам бизнесменов и представителей среднего и малого бизнеса достаточно, и они выражают свою готовность оказать нам посильную поддержку.

Интерес зарубежных стран к Кыргызстану понятен. Наша страна была примером для других государств региона. Международное сообщество хотело бы, чтобы и дальше она развивалась прогрессивным и демократическим путем. Других мыслей я не вижу.

Судьба нашего государства во многом будет зависеть от результатов парламентских выборов, от его состава. Если в нем будут представлены все спектры общества, то никакой дестабилизации в стране не будет. Если же парламент будет сформирован с учетом интересов лишь нынешней власти, то протесты неизбежны, как это происходит в эти дни на Украине.

Сейчас много разговоров о том, что для достижения своей цели на выборах власти попытаются использовать так называемые административные ресурсы. Как вы думаете, насколько такое возможно, учитывая горький опыт Украины, когда этот прием дал обратный результат?

Бакиев: Я не уверен, что наши власти извлекли должный урок из печального опыта Украины, к сожалению, об этом свидетельствуют ряд очевидных фактов. В студенческих общежитиях в авральном порядке начали прописывать всех подряд, в том числе и иногородних. К чему бы все это? Люди на местах жалуются на попытки подкупа или запугивания. Или, возьмем, необоснованную смену глав районных администраций. Такое ощущение, что акимы везде и всюду проверяются на предмет преданности своему руководству.

Не будем лукавить и назовем вещи своими именами: власти сделают все, чтобы провести в парламент своих людей и попытаются не допустить в парламент ярких личностей от оппозиции. К большому сожалению, тяжелые материальные условия людей, особенно тех, кто живет в отдаленных селах, создают благодатную почву для многочисленных манипуляций. Не надо ходить далеко, чтобы убедиться, как большинство сельчан живут лишь сегодняшним днем, как целые семьи не могут одеть и обуть детей в школу, по-человечески накормить. Как одним спортивным костюмом пользуются несколько детей в семье, чтобы поочередно ходить на уроки физкультуры. И тут приходит хороший дяденька, словно манна небесная, и говорит: вот вам 500 сомов и вы проголосуете за того-то. Оказывается давление на тех, кто имеет свой бизнес или должность в административных учреждениях. И таких примеров много, которые трудно назвать "чистыми технологиями", одним словом, они называются "финансовыми и административными ресурсами" власти.

Во время наших последних встреч избиратели поделились своими сомнениями о том, что их голоса и на этот раз будут украдены, как это не раз происходило на предыдущих выборах. Вот, говорят, мы проголосовали за Масалиева, но результаты оказались совершенно другими.

Чтобы выборы прошли с наименьшими нарушениями, я бы предложил изготовить бюллетени за рубежом, а не в местной типографии. Если они будут изготовлены, допустим, в одной из Европейских стран и строго пронумерованы, то можно избежать множества нарушений.

Как правило, бюллетени у нас печатаются в издательстве "Учкун" под наблюдением спецслужб, которые непосредственно подчиняются президенту страны. И нет никакой гарантии, что отпечатают столько бюллетеней, сколько кому-то потребуется. Конечно, избирательный процесс – это внутренний вопрос, но ради того, чтобы выборы были по-настоящему справедливыми, на этот раз можно было бы часть этого процесса доверить иностранным партнерам.

Существует также возможность манипуляции голосами тех, кто находится за пределами Кыргызстана. Относительно наших трудовых мигрантов – потенциальных избирателей – их количество колеблется от 300 до 800 тысяч. Возьмем даже 300 тысяч мигрантов, которые в силу обстоятельств вряд ли могут участвовать в голосовании, сюда приплюсуем манипуляции с бюллетенями, представляете, при таком раскладе можно избрать кого угодно.

Президент Акаев не раз заявлял, что больше на президентский пост баллотироваться не будет, что пришла пора уступить дорогу молодому поколению. В то же время, общество находится в напряженном ожидании, когда и кого он все-таки назовет своим преемником. Сегодня большинство губернаторов и министров выражают желание участвовать в парламентских выборах. Что бы это означало? Как вы оцениваете эту ситуацию?

Бакиев: Министрами и губернаторами, решившими идти в депутаты, движет, скорее всего, чувство самосохранения. Давно не секрет, что из-за отсутствия стабильной кадровой политики очень многие чувствуют себя неуверенно. За 13 лет сменилось десять правительств. Вот классический пример того, как в Кыргызстане проводится кадровая политика: уволили министра и все министерство – начиная от секретарей и кончая водителями – подлежит смене. Сколько губернаторов, министров, не говоря об акимах, стали жертвами этой непонятной политики. Их понять можно, они ищут в парламенте надежную крышу на пять лет, чтобы иметь стабильную карьеру и реализовать себя как политика. Тем более после заявления президента больше не участвовать на выборах такое стремление растет.

Что касается преемника президента… Возможно, Акаев решил, что время еще не подошло. Вызывает сожаление то, что некоторыми группами инициируется вопрос о продлении его полномочий. Я не думаю, что это нравится президенту, допускаю, что этому способствуют те, кто вообще никаких перемен не хочет. Я считаю, что такие люди преследуют лишь корыстные цели, шкурный интерес, им наплевать на демократию и будущее Кыргызстана, они заботятся только о себе, и нисколько о своем президенте.

Категорически не разделяю и точку зрения о том, что нынешнему президенту нет альтернативы, что только он гарант стабильности в Кыргызстане. Могу сказать определенно, что сегодня немало людей, которые способны достойно заменить Аскара Акаева. Есть такие люди и в составе правительства, и в парламенте, а также среди губернаторов и руководителей местной власти. За 14 лет своего правления Акаев воспитал десятки достойных людей.

Нельзя исключать и такую вероятность, когда власти могут пустить в ход "запасные" варианты для продления своего срока, скажем, путем передачи власти другому члену президентской семьи. Как это будет выглядеть? Предположим, на президентские выборы вышли 10-15 претендентов, после первого сито из них остаются 5 или 6 кандидатов. В финал выходят два наиболее сильных претендента, и тут происходит так, что ни тот, ни другой не набирает необходимых для победы голосов. Такая патовая ситуация создает некое подобие кризиса в стране. Это можно сделать. Тогда решающее слово берет нынешний глава государства и говорит парламенту: вот смотрите, бедолаги не прошли, дайте мне еще пару лет пока ситуация стабилизируется. Парламент его поддерживает, а по истечении двух лет можно будет подготовить или жену или дочь. Скорее всего, дочь подходит к этой роли, судя по тому, как ее сегодня раскручивают.

Но такая передача, точнее, сохранение власти чревато тяжелыми последствиями. В каком плане? Кыргызстан окончательно потеряет лицо демократического государства перед международным сообществом и окажется в полной изоляции. И вряд ли наше общество согласится с подобным сценарием. Надеюсь, Аскар Акаевич это прекрасно осознает и такого развития событий не допустит.

Некоторые наблюдатели полагают, что нынешние лидеры оппозиции в силу того, что они являются выходцами из власти, не выдержат давления или могут не устоять перед выгодными предложениями и в один Божий день снова окажутся по другую сторону баррикады…

Бакиев: За других, конечно, отвечать я не буду. Но скажу однозначно: наше движение со своего пути уже не свернет. Я не из тех, кто способен подставить своих единомышленников и сподвижников. Тем более я дал своим избирателям твердое слово баллотироваться на пост президента. Я буду держать слово чести, слово джигита.

Что касается методов давления, то я и мои соратники по движению это ощущаем каждый день. Что там скрывать, об этом открыто заявляют из трибун парламента ряд депутатов, кстати, среди них есть и вполне лояльные к власти политики. Думаю, по мере приближения выборов давление на оппозиционных лидеров будет только усиливаться. Не дай Бог, конечно, но уже ведутся разговоры о том, что к выборам готовятся и представители криминального мира. Среди претендентов есть и те, кто имеет проблемы с законом.

Встречались ли вы с президентом Акаевым в последнее время, если да, то о чем вы говорили?

Бакиев: Мы с Аскаром Акаевичем встречались в конце июля, когда мне исполнилось 55 лет. Он меня поздравил с днем рождения, и я его поблагодарил. А в ноябре, когда у Аскара Акаевича было 60-летие, я его поздравил с юбилеем по телефону. О политике не говорили.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ