Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №47(01.03.2002)
<< Список номеров
ТЕМА ДНЯ
ФОРУМ
ПУБЛИКАЦИИ
УКРАИНА
БЕЛОРУССИЯ
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
КАЗАХСТАН И СРЕДНЯЯ АЗИЯ
ЗАКАВКАЗЬЕ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Материалы конференции.
Часть 1.

К.Ф.ЗАТУЛИН, директор Института стран СНГ

Уважаемые участники и гости конференции!

Разрешите от имени оргкомитета поприветствовать вас в этом историческом зале Ливадийского дворца.

Мы очень рады видеть здесь, в данном случае я говорю от имени оргкомитета, всех присутствующих, хотел бы сказать отдельно для средств массовой информации, что наша конференция называется “Новое в российско-украинских отношениях. Пример Крыма”, и мы намерены обсудить как общие проблемы российско-украинских отношений, так и особо подчеркнуть ту роль, которую в связях между Россией и Украиной играет Автономная республика Крым.

Мы рады приветствовать в президиуме нашей конференции Председателя Верховного Совета Верховной Рады Автономной республики Крым Леонида Ивановича Грача, Высокопреосвященнейшего Митрополита Кирилла, Митрополита Смоленского и Калининградского, руководителя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, Высокопреосвященнейшего Лазаря, Митрополита Симферопольского и Крымского, Командующего Черноморским Флотом Российской Федерации адмирала Владимира Петровича Комоедова. Я и Владимир Павлович Казарин, вице-премьер Правительства Автономной Республики Крым, по поручению оргкомитета конференции будем вести сегодняшнее пленарное заседание.

Слово предоставляется Леониду Ивановичу Грачу, Председателю Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Л.И.ГРАЧ. Уважаемый Константин Федорович, уважаемые участники конференции, дорогие друзья, глубокоуважаемый Митрополит Кирилл!

Сегодня значимый день в нашей общей истории, и мы знаем, что в последние годы Ливадийский дворец в полном смысле слова стал центром проведения самого широкого круга международных мероприятий, направленных прежде всего на поддержание стабильности в регионе и в мире, на поиски взаимоприемлемых подходов к решению самых сложных проблем современности. Всего месяц назад в этом зале состоялся второй съезд русистов Украины, в котором приняло участие более 300 делегатов и гостей со всех регионов Украины, России, Белоруссии, Польши. В сентябре 2001 года в Ливадии были подведены итоги Международного телефорума “Вместе”, который собрал 27 стран-участниц. В последние годы в этом зале, за этим столом, на ялтинских саммитах регулярно встречаются главы многих государств мира. Крым, Ялта, Ливадия - таким образом возвращают себе былую славу, связанную с февральской конференцией 1945 года, лидерами трех великих держав: Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем.

Я вспомнил о Конференции 1945 года отнюдь не по причине исторического этикета. Напротив, полагаю, что события, которые происходили в этом зале 57 лет назад, являются очень важным комментарием к тому, что мы будем сегодня обсуждать, а завтра решать. Я имею в виду тот простой, но очень выразительный исторический факт, что здесь, в Ялте не только было принято решение об образовании ООН, но и по настоянию Сталина в число учредителей этой международной организации были включены, помимо СССР, Белоруссия и Украина. Характерно, что об этом стараются забыть все те, кто в последние 10 лет проливал море крокодиловых слез по поводу так называемой имперской политики России в отношении Украины.

За последние годы отношения Украины и России поднялись на качественно новый уровень. Об этом свидетельствуют многие визиты Леонида Кучмы в Россию и Владимира Путина в Украину. Это подтверждает также провозглашение 2002 года - годом Украины в России и 2003 года – годом России в Украине. Кстати, Верховная Рада Автономной республики Крым откликнулась на эти межгосударственные инициативы и провозгласила текущий 2002 г. годом российских регионов в Крыму.

Я убежден, что повивальной бабкой этого нового этапа во взаимоотношениях двух стран в значительной степени стал именно Крым. Как пишут наши крымские политологи, из яблока раздора, каковым наш полуостров был в начале и середине 90-х годов, он превратился на пороге XXI века в мост дружбы между двумя великими славянскими государствами. Любимое детище Киева и Москвы - Крым заставляет эти две столицы снова и снова договариваться по самому широкому кругу вопросов, чтобы не допустить роста напряженности в регионе. Дислоцирование Черноморского Флота Российской Федерации, соседство трех великих мировых религий - Православия, Ислама, Иудаизма, полиэтничность крымского сообщества, фактор возвращения на родину депортированных народов и в первую очередь крымских татар, фактор международной политики - все это делает крымский узел чрезвычайно тугим и весомым. Ответственность, которой требует очень тонкая и сложная работа по развязыванию этого узла, сближает наших политических лидеров, сближает наши государства. Именно поэтому в Крыму любят повторять популярную сегодня формулу: “В Украине сегодня кончились времена Ивана Мазепы, в Украине снова наступило время Богдана Хмельницкого. Весь вопрос в том, когда же этот Богдан Хмельницкий явится народу?”.

Вместе с тем, украинско-российские отношения далеки от идеала. Сохраняется целый ряд долговременных факторов, которые провоцируют сохранение конфронтации, пусть даже и в завуалированной форме. Первой в этом ряду, на мой взгляд, безусловно, стоит проблема статуса русского языка. Как ни печально, но до сих пор прозвучавшие на высоком уровне заверения о защите русского языка в Украине так и не претворены в практические дела. Я надеюсь, что этот вопрос будет решен новым украинским парламентом в течение первого года своей работы.

Второй фактор связан с судьбами Православия в Украине. К сожалению, не прекращаются попытки расколоть Православную Церковь Украины, оторвать ее от Москвы. Особенно кощунственно такая политика воспринимается здесь, в Крыму, который, как известно, является колыбелью русского Православия. Я искренне надеюсь, что нынешний визит Его Высокопреосвященства Митрополита Кирилла, а также намеченный на начало мая визит в Крым Святейшего Патриарха Алексия II поставит новые преграды на пути раскольников.

Особо хочу подчеркнуть, что нам всем нужно осознать глубину, масштабы самого главного нашего девиза, лозунга, который должен нас всех объединить. Речь идет о том, чтобы мы все по-новому осмыслили значение Православия, по-новому глубоко и масштабно поняли, что такое Святая Русь, - об этом уже говорил уважаемый Митрополит Кирилл на вчерашней встрече в Севастополе. Но я как политик, государственный деятель хотел бы не только обратить на это внимание, но и призвать всех следовать именно таким подходам.

В Крыму уже давно осознали, что благополучие Крыма, стабильное развитие его экономики, сохранение межэтнического равновесия невозможны без нормальных добрососедских отношений между Украиной и Россией. Нас научила этому сама жизнь. Это не теоретическая формула, это практический вывод, купленный дорогой ценой, ценой в десять лет огромнейших потерь. Поэтому те радикальные политики, которые пытаются превратить Крым в разменную карту украинского, русского или крымско-татарского национализма никогда не получат поддержки у крымчан. Крым и по своей истории, и по географии, по геополитическому положению является регионом, исповедующим идеи интеграции, объединения, идеи мира, добра и согласия. Мы разрываем дугу нестабильности, которую современные политологи прочерчивают от Средней Азии до Балкан. Наш регион не стал зоной горячих конфликтов - пока, поэтому для поддержания спокойствия в регионе нужно приложить еще много усилий. Это политика.

В наш регион все активнее продолжают приезжать на отдых люди из России, Белоруссии, Украины, Молдавии и других стран СНГ и мира. Это уже экономика, которая стала результатом правильной крымской геополитики. В проведении идей интеграции, сотрудничества и добрососедства, на мой взгляд, и состоит главный итог развития Автономной республики Крым за последние десять лет. Именно это и есть крымский пример, который мы хотели бы положить в основу нового этапа развития отношений между Россией и Украиной. В Крыму осознали, что без отношений с Украиной и Россией для нас нет пути в благополучное будущее. Политики Украины и России должны осознать, что интеграция в европейские структуры невозможна для наших стран по отдельности. Украина и Россия или войдут в интегрированную Европу вместе, или не придут в Европу никогда.

К сожалению, часть политической элиты Украины и России упорно не желает считаться с этой новой политической реальностью. Эта элита продолжает провоцировать конфронтацию между нашими государствами. После 11 сентября 2001 года для проницательных политиков стало ясно, что интеграция Украины и России уже не является фактором исключительно двусторонних отношений наших стран. Интеграция Украины и России с течением времени становится все более острой потребностью европейского и мирового сообщества. Дело в том, что единство двух стран является главным условием сохранения стабильности в таком важнейшем регионе мира, как Черноморско-Каспийский регион. В своей недавней книге “Великая шахматная доска” Збигнев Бжезински образно назвал этот регион евроазиатскими Балканами. В данном случае этот последовательный противник интеграции между Украиной и Россией совершенно прав. Но он не хочет понять, что только интегрированная Украина и Россия смогут предотвратить превращение Черноморско-Каспийского региона в полыхающие огнем Балканы.

Мы видим, интеграция Украины и России является велением не только внутренних интересов наших двух государств, но и интересов всего мирового сообщества. Поэтому ваша конференция является в высшей степени актуальной и полезной. Меня беспокоит только одно обстоятельство. Общение политических элит Украины и России становится все более активным, но по-прежнему носит случайный характер. Мне кажется, что от разовых встреч по отдельным поводам давно следовало бы перейти к систематической работе по выработке новых идей и концепций. Поэтому я рискну выступить с инициативой об учреждении ежегодных встреч политологов Украины и России в Крыму, участники которых могли бы образовать Ливадийский клуб.

Я убежден, что идеи, которые могли бы вырабатываться на этих встречах интеллектуалов, очень быстро нашли бы поддержку у новой генерации политиков наших стран. Что касается Крыма, то он мог бы не только участвовать в работе Ливадийского клуба и создавать условия для его работы, подпитывая дискуссии своим реальным позитивным опытом, но и обеспечить гостям тот комфорт и гостеприимство, которые надолго оставят след в сердце каждого из наших гостей.

Я еще раз искренне вас приветствую на святой крымской земле и желаю успехов конференции.

Благодарю за внимание.

Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ.

Я хотел бы сердечно приветствовать всех участников конференции, передать благословение Святейшего Патриарха Алексия и пожелать успеха этому доброму начинанию.

Мне кажется, что проведение научных конференций, “круглых столов” – интеллектуальная атака всего комплекса достаточно сложных проблем, стоящих на повестке дня российско-украинских отношений, является правильным методом осмысления этих проблем. Это правильный и верный инструментарий. Очень часто политические проблемы решаются в тиши политических кабинетов, и на принятие решений оказывают влияние различного рода факторы, которые становятся бессильными в том случае, если проблемы международных отношений, политические проблемы становятся предметом тщательного научного исследования. Мне кажется, что политика, построенная на добросовестном, объективном анализе, это та политика, которая застрахована от влияний случайных факторов, нередко обусловленных субъективными убеждениями, темпераментом или просто состоянием нервной системы человека.

Происходящее сегодня в сфере украинско-российских отношений, действительно требует тщательного научного и гласного рассмотрения. Поэтому проведение в Ливадии, на гостеприимной крымской земле конференции представляется делом своевременным и правильным.

Вчера состоялось событие, которое будет вписано в историю Русской Православной Церкви, в историю России и Украины, в историю Крыма. В Севастополь вернулся адмирал Ушаков. Он вернулся частью своего прославленного тела. Вернулся своим духом как великий флотоводец, как великий гражданин нашего Отечества, как святой человек. Черноморский Флот, который прошел через полосу трудностей, потрясений, сегодня обрел покровителя, который осуществляет свою заботу о флоте не пред лицом сильных и могущественных правителей мира сего, а предстоя перед лицом Божиим.

И мы верим, что молитвенное предстательство святого адмирала поможет Черноморскому Флоту сохранить свою боеспособность, развить свой потенциал и стать реальным фактором безопасности всего евразийского пространства, которое я называю Святою Русью, которая некогда называлась Российской империей, потом Советским Союзом, сегодня – СНГ, которое очерчено теми границами, в которые укладывается веками сложенная, сформированная культурная, духовная и историческая традиция. На базе этой традиции, в рамках этой традиции и существует народ. Охрана этого пространства, забота о нем сегодня лежит не только на России, а на всех бывших республиках Советского Союза, какие бы границы нас не разделяли, это пространство навсегда останется общим домом. Если сегодня европейцы говорят о том, что Европа для них общий дом, имея в виду Западную Европу, я не вижу причины, почему мы не можем говорить об этом духовном, культурном, историческом пространстве как о нашем общем доме, даже если мы живем в этом доме с разными паспортами.

С точки зрения христианского богословия, всякое разделение является понятием отрицательным. И вот почему. Разделение, распад всегда сопровождается человеческим страданием, будь то распад личности, потеря целостности человеческой личности, будь то распад семьи, творческого коллектива, тем более распад государства. В основах социальной концепции ясно сказано, что распад, разделение многонациональных государств, которое может, конечно, иметь под собой определенные исторические причины, всегда сопровождается человеческим горем. Страданием и горем сопровождалось разделение и распад Советского Союза. Для Церкви этот фактор не может быть безразличным. С уважением относясь к национальному выбору, который сделали республики бывшего Советского Союза, с уважением относясь к суверенитету независимых государств, Церковь не может не провозглашать идей взаимодействия, сотрудничества, братства, взаимной помощи и поддержки, потому что если разделение есть в богословском смысле понятие со знаком минус, то всякое объединение, всякий союз, всякая близость являются в религиозном смысле понятием со знаком плюс. Конечно, мы не говорим о тех союзах, объединениях, которые также могут приводить к человеческим страданиям, мы не говорим о том, что порабощает человека, сковывает его свободу, ограничивает его возможности. Мы говорим о единстве и разделении в религиозных категориях, подразумевая под этим то, что разделение недвусмысленно воспринимается христианским сознанием как грех. Поэтому Церковь и призвана содействовать всякому доброму объединению людей. Церковь борется за интегральность, за целостность человеческой личности, противостоя многим соблазнам современного мира, которые эту личность разрушают. Церковь борется за единство семьи, за святость брака, осуждает разводы, хотя мы знаем, что многие люди считают, что именно через развод они обретают свободу и благополучие. В этом же смысле мы боремся и будем продолжать поддерживать все усилия, направленные на объединение людей, живших и живущих в рамках одного духовного, исторического и культурного пространства. Борьба Церкви с грехом, борьба за целостность человеческой личности, целостность семьи, брака, общества, государства не является делом простым, потому что у каждой из этих ценностей есть свои враги. Отстаивая эти ценности, Церковь нередко идет как бы против течения. Ее называют старомодной, консервативной, не способной вписаться в современность. Но этой своей неспособностью вписаться в греховную современность Церковь отстаивает право быть голосом совести народа и говорить правду даже тогда, когда она является не очень приятной.

Поэтому и в международных отношениях Церковь призвана говорить правду, даже если это кому-то это и не нравится. Правдой является то, что всякое объединение, интеграция, сближение и сотрудничество являются положительной ценностью, которой надо всячески содействовать.

Если говорить об украинско-российских отношениях, то у Церкви здесь, конечно, особое видение, особое понимание. Ведь Церковь и у России, и у Украины одна. Патриарх один. Это было очень трудно понять некоторым политикам, особенно в России. Когда нам иногда предлагают сделать те или иные заявления, которые, может быть, были бы правомерными с точки зрения узкороссийских политических интересов. Мы никогда не делаем таких заявлений, ясно понимая, что Украина - это органическая, неразрывная часть русской Церкви. В этом диалоге России и Украины Церковь не может быть на какой-то одной стороне. Я думаю, что кое-какие силы на Украине очень бы хотели, чтобы было так, чтобы появился дополнительный аргумент в пользу украинского автокефализма. Как хорошо показать пальцем на Патриарха и сказать, ну, посмотрите, вот ведь что он говорит, вот на чьей он стороне! Никогда Святейший Патриарх, никогда Русская Православная Церковь, никогда Священный Синод не сказали ни одного слова, которое могли бы использовать сторонники автокефализма, противники единства Русской Православной Церкви. Не сказали этого не исходя из политической конъюнктуры или политической целесообразности, мы не сказали потому, что это у нас единая Церковь и одна паства. Интересы одних так же близки, как и интересы других.

В этой связи я хотел бы остановиться на теме церковного раскола. Поскольку я нахожусь в аудитории, где собрались политики, ученые, то смотреть на эту тему я буду с интересующей вас позиции. Почему сегодня мы однозначно выступаем против автокефалии на Украине, одновременно заявляя, что мы, в принципе, не против самостоятельности Церкви на Украине. Почему?

По одной простой причине. Среди лидеров-автокефалистов нет ни одного друга России - одни враги. Это случайно или не случайно? Я спрашиваю, почему лидерами автокефализма являются открытые, принципиальные, последовательные противники России и всякого сближения России с Украиной? Если бы это движение возглавили люди, любящие Россию, выступающие за интеграцию, за взаимодействие, вы бы сказали: знаете, это понятно, независимое государство – люди считают, что им было бы лучше быть самостоятельными. Но ведь это наши друзья, это наши братья. Сегодня мы ясно знаем, что те, кто возглавляет автокефализм, не друзья, не братья, а враги не только Русской Церкви - Русская Церковь может быть на десятом месте, - враги всякого сближения России и Украины. Можем ли мы поддерживать такую автокефалию, можем ли мы допустить, чтобы во главе братской православной Церкви встали люди, ненавидящие Россию. Это же геополитический вопрос. Это вопрос – куда пойдет Украина и куда пойдет Россия. Ведь эти же люди будут воспитывать в русофобском духе, в ненависти к своему соседу миллионы людей. Это же будущий облик страны! Не видеть этого может только слепой. Сегодня наступило время, когда об этом нужно говорить прямо и ясно. Речь идет о будущем России и Украины! Это не частный случай. Это не только церковный случай, это не только вопрос канонов. И тема независимости автокефалии тут ни причем. Сегодня автокефализм и раскол являются средством расшатывания отношений России и Украины, отделения, прекращения всякого сотрудничества. Разворот Украины от России – вот что нужно автокефалистам. И это их главная и единственная цель. Все остальное вторично.

Неоднократно Святейший Патриарх и Синод говорили о том, что Русская Церковь не является противницей движения к автокефалии. В конце концов история православия во многом определялась движением национальных церквей к автокефалии, независимости. Была Восточная Православная Церковь, а потом, по мере создания на территории Восточной Римской империи Византии национальных государств, стали появляться национальные церкви. Кстати, так появилась и Русская Церковь. В самом этом движении логика исторического развития. Мы это понимаем. Поэтому принципиально никогда не заявляли о том, что мы по сути против этого движения. Но мы против реально существующего движения автокефалистов на Украине, потому что это движение возглавляют, вдохновляют и поддерживают люди, не желающие добрых отношений России и Украины.

Преодоление раскола на Украине – дело достаточно легкое. Пожалуйста, не верьте никому, кто говорит, что огромные народные массы стоят за этим движением. Раскол возник как политическая интрига, как средство политической борьбы, направленной на разрыв отношений России с Украиной. Раскол будет существовать до тех пор, пока будут оставаться влиятельными соответствующие политические силы на Украине, которые не желают улучшения российско-украинских отношений.

По состоянию Русской Православной Церкви на Украине, Украинской Православной Церкви Московского Патриархата можно судить о настроениях людей. Вы знаете, лучшей лакмусовой бумажки не придумаешь. По ответу на вопрос о том, как ты относишься к Православной Церкви, можно ясно прочитать все, что написано в душе этого человека и что касается отношений России и Украины, как бы он это тщательно не скрывал на переговорах дипломатических, политических, экономических и т.д. Потому что по-настоящему в этом вопросе сегодня заложено наше будущее. Оттого как он будет решен, зависит интеграция. Не будет интеграции - не будет взаимовыгодного сотрудничества. Потому что в контексте ненависти невозможно созидать экономику и взаимовыгодный политический диалог.

Взаимовыгодный политический диалог и взаимовыгодное экономическое сотрудничество могут созидаться в благоприятных условиях. Дипломаты это хорошо знают. Именно поэтому дипломатические представительства занимаются не только политическими переговорами, но и культурными связями, народной дипломатией. Все это создает атмосферу благожелательности, а политический диалог становится эффективным в атмосфере доброжелательности.

И здесь я бы хотел сказать несколько слов об опыте Крыма. Я думаю, что эти цифры хорошо вам известны. Количество российских инвестиций на душу населения самое высокое в Крыму и в десятки раз больше, чем в среднем по Украине. Сегодня на Украине есть наиболее продвинутые силы, которые клеймят позором крымское руководство, а я думаю, что надо снять шапку и низко им поклониться. Потому что в Крыму создается модель межгосударственных отношений при сохранении суверенитета, независимости, при взаимном уважении. Крым не сотрясают расколы, борьба из-за знания языка. Нет ничего такого, что возбуждает людей и порождает негативный психологический контекст. При этом, Крым, являясь автономной частью Украины, входит в состав суверенной Украины. Никто не подвергает сомнениям границы Крыма, его наличный статус. В Крыму никто не видит опасности от России, а Россия не чувствует никакой опасности от Крыма. Другими словами, здесь, конечно, под влиянием исторических, культурных, психологических, а может быть даже климатических факторов, но действительно возникла модель, которую нужно тщательно изучить и посмотреть насколько она работоспособна в рамках украинско-российских отношений. Я думаю, что одной из целей вашей встречи является изучение крымского опыта, и я это очень поддерживаю.

Полагаю, что такого рода взаимодействие и сотрудничество, может приниматься во внимание не только по отношению к России и Украине. Это модель сотрудничества соседей, которые стремятся жить в дружбе, мире, поддерживать все, что их объединяет. Я думаю, что перспектива любого политического диалога положительна и оптимистична лишь в том случае, если диалог начинается с выявления того, что нас объединяет. Если начинать диалог с выяснения того, что нас разделяет, то он обычно заходит в тупик. Разговор нужно всегда начинать с позитивной ноты. Поэтому в рамках российско-украинских отношений, в рамках рассмотрения крымской модели, в первую очередь, нужно говорить о том, что соединяет, каков потенциал, который может работать на сотрудничество и взаимодействие. Я думаю, что славная история Крыма и его сегодняшний день в полной мере обнаруживают действительно огромный потенциал сотрудничества России и Украины.

Я верю в то, что будут прекрасными взаимоотношения наших стран. Иначе быть не может! Радикализм, построенный на ненависти, отчуждении, борьбе нежизнеспособен. Отрицательная энергия, которая выбрасывается в момент конфликтов - не долговечна. Долговечно то, что созидается в соответствии с чаяниями и надеждами людей. Сегодня абсолютное большинство людей, живущих и в России, и в Украине, надеются и мечтают о том времени, когда два суверенных государства – соседа, принадлежащих к единому духовному, культурному и историческому пространству, разовьют систему двусторонних отношений таким образом, чтобы каждая из этих стран получала блага, содействовала своему развитию, используя потенциал братского народа, как и свой собственный. Это взаимное сотрудничество, взаимное обогащение двух братских народов, я думаю, является залогом процветания и России, и Украины и, конечно, процветанием Крыма – жемчужины нашего евразийского пространства.

Спасибо за внимание.

К.Ф.ЗАТУЛИН. Спасибо Вам, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши замечательные слова. Как и все, что Вы говорите, это было глубоко и, безусловно, мы, присутствующие, и те, кто услышит эти слова благодаря телевидению, присутствующих здесь журналистов, оценят Ваши благородные усилия по развитию российско-украинских отношений.

Хочу только сказать, что все участники конференции собрались здесь именно потому, что желаем блага Украине и России. Мы понимаем, что без взаимодействия ни Россия, ни Украина не выживут, не состоятся.

Остальные материалы конференции редакция опубликует в следующем номере бюллетеня.

P.S. По окончании Ливадийской конференции во многих СМИ Украины появились комментарии прошедшему событию. Однако следует отметить, что противники развития российско-украинских отношений не брезгуют элементарными подлогами и подтасовками. На сайте www.proua.com утверждается, что участниками конференции стали “многие ведущие российские специалисты провокационных методов политической борьбы”. На самом деле, стоит заметить, что подлинными провокаторами являются те, кто боится авторитета Л.Грача и пытается не допустить его участия в выборах, обвиняя его в связях с “людьми, отрабатывающими грязные политические приемы".


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ