Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №115(15.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

28 декабря 2004. Правительство Белоруссии объявило о продлении срока обращения именных приватизационных чеков «Имущество» еще на год - до 31.01.2005 г. Причина кроется в том, что 2,5 миллиона белорусов еще не использовали чеки в обмен на акции, а многие инвестиционные фонды оказались не состоятельными и были ликвидированы.

29 декабря.  Национальный банк Беларуси утвердил план мероприятий по выполнению основных направлений денежно-кредитной политики республики на 2005 год. Документом, в частности, предусмотрено обеспечение прогнозной динамики официального обменного курса белорусского рубля к российскому путем установления месячных параметров и осуществления операций на валютном рынке.Национальный банк Беларуси разрешил крупнейшим государственным предприятиям открывать вторые текущие (расчетные) счета в национальной валюте в одном из белорусских банков.

29 декабря. Белоруссия и Россия подписали топливно-энергетический баланс Союзного государства на 2005 г. Россия гарантирует поставки природного газа в республику в 2005 г. в объеме 19,1 млрд. кубометров. Дополнительно может быть импортировано еще 1,4 млрд. куб. м газа «при наличии технической возможности».  Топливно-энергетический баланс также предусматривает поставки российской нефти в Белоруссию в объеме 19,5 млн. т.

29 декабря. Госконцерн «Беларуськалий» объявил об увеличении экспортных поставок калийных минеральных удобрений. Планируется, что прибыль от экспорта калийных удобрений в 2005 г. составит около 740 миллионов долларов США в силу роста цен на эту продукцию на мировом рынке.

29 декабря. Министр иностранных дел РБСергей Мартынов информировал главу государства о том, что угрозу негативных экономических последствий расширения Европейского союза для Белоруссии удалось предотвратить, за 10 месяцев 2004 г. республика вышла на внешнеторговое положительное сальдо с Евросоюзом (почти в 1,5 млрд. долл.) Александр Лукашенко дал МИДу РБ указание в 2005 году работать в равной степени по всем векторам внешней политики Белоруссии.

31 декабря. Состоялся телефонный разговор между Владимиром Путиным и его белорусским коллегой Александром Лукашенко.

31 декабря. Президент РБ Александр Лукашенко заявил, что в 2005 году Кремль должен кардинально пересмотреть свою позицию по вопросам белорусско-российской интеграции, поскольку в России набрали силу те политические силы, которые не хотят нормальных отношений между двумя странами. Комментируя подписанное накануне соглашение о поставках российского газа в Белоруссию, президент РБ Александр Лукашенко отметил, что удорожание природного газа существенно не повлияет на торгово-экономические отношения между Белоруссией и Россией: товарооборот будет расти.

1 января 2005. Национальный банк Беларуси разрешил резидентам с этой даты открывать счета своих представительств в банках государств-участников ЕврАзЭС в уведомительном порядке.

4 января. Комитет государственного контроля Белоруссии возбудил два уголовных дела против директора ОАО «Минский подшипниковый завод» Валерия Пензы. Пенза, которому инкриминируется причинение ущерба на сумму 4,2 млрд. белорусских руб., помещен в следственный изолятор МВД.

6 января. В интервью БЕЛТА первый заместитель министра иностранных дел РБ Василий Пугачев заявил, что одним из приоритетов деятельности внешнеполитического ведомства Белоруссии в 2005 г. останется работа по созданию единого экономического пространства «четверки» и равных условий для субъектов хозяйствования Белоруссии и России. Важным аспектом экономического взаимодействия, по словам Пугачева, будет привлечение российских инвестиционных ресурсов в базовые белорусские промышленные предприятия.

10 января. Леонид Глуховский указом президента Александра Лукашенко освобожден от должности заместителя министра внутренних дел - начальника главного управления предварительного расследования МВД Белоруссии.

11 января. Президент РБ Александр Лукашенко заявил, что возникли трудности с российским руководством по газу: Россия нарушила договоренности в рамках Союза по вопросам формирования цен на поставляемый в республику природный газ. Вместе с тем, белорусский лидер отметил, что цена на российский газ осталась на уровне 2004 года. Однако новый порядок взимания косвенных налогов объективно увеличивает эту цену на 18%. В этих условиях глава белорусского государства призвал правительство защитить «свое население, свою экономику, своих потребителей». Принято решение для населения увеличивать цену на газ на 2% ежемесячно (до октября), для предприятий с 1 февраля с.г. цена за 1 тыс. куб.м газа увеличится до 72,3 доллара США.

11 января. В Белоруссии объявлено о продлении действия системы льготного налогообложения для промышленных предприятий. При такой системе высвобождаемые средства направляются хозяйствующими субъектами на финансирование мероприятий для увеличения объемов реализации производимых товаров.

11 января. Гуманитарная помощь Белоруссии жителям пострадавших от цунами стран Юго-Восточной Азии отправлена из Москвы самолетом ИЛ-76 МЧС России. Жителям зоны бедствия переданы 5 тыс. одеял, 20 многоместных палаток, 20 тонн пшеничной муки, 125 комплектов для очистки воды, разработанных специалистами Белорусского государственного университета.

11 января. Правительство Белоруссии утвердило порядок, ограничивающий импорт товаров из других стран. В список квотируемых внесены такие товары, как шоколад, маргарин, кондитерская выпечка, плодовоовощные консервы, дрожжи, крупа, мука, мотоциклы, пылесосы, хозяйственное и туалетное мыло, хлопчатобумажные ткани.

12 января. Министерство иностранных дел Белоруссии заявило о том, что считает необходимым возвратить ОБСЕ к решению тех задач, ради которых данная организация создавалась - служить форумом для равноправного политического диалога и сотрудничества в целях безопасности. ОБСЕ должна, по мнению МИД РБ, вернуться к превентивной дипломатии, практике урегулирования кризисных ситуаций, разблокирования так называемых «замороженных конфликтов». Белорусская сторона подчеркнула целесообразность проведения полной «инвентаризации» миссий ОБСЕ.

12 января. Средства массовой информации Белоруссии распространили данные о том, что с февраля 2005 г. начнет работу новый государственный международный телевизионный канал «Беларусь-ТВ». По официальной версии основная зрительская аудитория канала - этнические белорусы, а также те, кто имеет родственные либо деловые связи с Белоруссией.

12 января. Президент РБ Александр Лукашенко дал указание руководству Национального банка Беларуси активизировать работу по привлечению инвестиционных ресурсов. Лукашенко заявил также, что государству и правительству внешние кредитные займы не нужны, поскольку «не стоит залезать в долги».

12 января. В интервью Радио Свобода глава ОБСЕ Д.Рупель заявил, что в Европе есть несколько стран, где демократия нуждается в особой поддержке, одна из них - Белоруссия. ЕС , по его мнению, следует пересмотреть политику соседства в отношении Белоруссии

12 января. Руководство Евросоюза выразило обеспокоенность в связи с вынесением районным судом Минска приговора одному из лидеров белорусской оппозиции Михаилу Мариничу. 

13 января. Белорусское телевидение сообщило о том, что поставки российской нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы в первом квартале составят 4,5 миллиона тонн.

13 января. Президент РБ Александр Лукашенко потребовал ужесточить ответственность нанимателей за невыплату зарплаты или нарушение законодательства о минимальной заработной плате независимо от формы собственности. Об этом он заявил сегодня на совещании по проекту закона о внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс.




Опыт России и белорусский выбор

Александр Фадеев

Задолго до подведения официальных итогов экономического развития Белоруссии в 2004 г. правительство республики поспешило проинформировать общественность о высоком росте хозяйственных показателей в ушедшем году. Было объявлено о том, что выполнены все 16 президентских «прогнозных показателей», которые рассматриваются как директивные в экономической сфере. Большинство российских и белорусских экспертов сходятся во мнении, что положительное положение в экономике Белоруссии достигнуто не в силу осуществления каких-либо президентских, правительственных программ или мудрого хозяйственного руководства, а по причине благоприятной для республики конъюнктуры на мировых рынках. Небывалый рост цен на ряд товаров, часть из которых является основной статьей экспорта Белоруссии, обеспечил приток в республику значительных валютных средств.

Речь, прежде всего, идет о нефтепродуктах, получаемых республикой в результате глубокой переработки российской нефти на ее предприятиях, а также о калийных минеральных удобрениях, цена на которые в 2004 году неуклонно повышалась на фоне увеличения спроса. Вообще Белоруссия, занимающая по промышленным запасам калийных солей одно из первых мест в Европе, все больше скатывалась в прошлом году на путь увеличения в структуре экспорта минерального сырья – калийных удобрений и каменной соли. Острая потребность республики в твердой валюте побуждала правительство наращивать объемы экспортных поставок минеральных солей, доля которых в перспективе может достигнуть четверти от всего совокупного экспорта.

Особо удачно для республики складывались обстоятельства на российском рынке, где по причине экономического подъема в России и аккумулирования огромных валютных ресурсов от продажи нефти устойчиво рос спрос на импортные товары, в том числе и произведенные на территории Белоруссии. Эти факторы, а также ограничения, введенные правительством для субъектов хозяйствования по использованию импортных комплектующих, полуфабрикатов и сырья, привели к тому, что в конце 2004 г. экспортные потоки из республики впервые превысили объем импорта. Тем не менее, влияние фактора повышения спроса на российском рынке на экономический рост правительством РБ если и не отрицается, то определяется как второстепенный, а все рассуждения экономистов по поводу прямой зависимости хозяйственного комплекса Белоруссии от цен и спроса на мировом рынке называются «некорректными». По оценке руководителя правительства Сергея Сидорского рост экспорта белорусских товаров достигнут исключительно за счет их высокой ликвидности. Головокружение от реальных и мнимых успехов национальной экономики побудило правительство объявить о выполнении президентского задания – достижения роста ВВП на 10%. В этой связи подчеркивается, что 2005 станет годом стабильного роста республиканской экономики.

Однако, чтобы ни утверждало правительство республики, объективно определяющим направлением для социально-экономического развития Белоруссии остается восточное. Тем не менее, прошедший 2004 г. еще раз подтвердил правильность теории о трех основных стадиях межгосударственной интеграции, когда на высшей стадии объединение переходит в государственно-политическую плоскость. Поскольку Россия и Белоруссия фактически находятся сегодня в самом начале первой фазы интеграции (складывание общего таможенного пространства, зоны свободной торговли и общего рынка), то они в полной мере испытывают все негативные последствия, характерные для начальной стадии объединения.

У двух государств был шанс, используя длительный исторический опыт взаимной экономической, финансовой, политической и социально-культурной жизни, избежать сложностей и конфликтов, сопровождающих первую стадию интеграции. Но по вине белорусской стороны процесс перехода на единую валюту был решительно заморожен, что стало заметно сдерживать позитивную динамику взаимоотношений. Без единой валюты нельзя заложить фундамент для общих экономических и финансовых интересов, следовательно, приоритетом государственной политики и России и Белоруссии будут по-прежнему выступать сугубо национальные интересы, порождающие противоречия и конфликты в рамках такой межправительственной организации как Союзное государство.

Более того, Минск в 2004 году демонстрировал не только нежелание вводить на своей территории единую с Россией валюту, но и всячески тормозил построение системы координации валютных курсов двух формально союзных государств. Подобная система в рамках ЕС была с успехом опробована и служила, как известно, переходным мостиком между первой и второй стадиями общеевропейской интеграции на протяжении почти трех десятилетий до перехода к единой валюте - евро.

Следует подчеркнуть тот очевидный вывод, что позитивные результаты межгосударственной интеграции начинаются ощущаться экономиками и населением объединяющихся стран только на второй и третьей стадии интеграции, в период перехода от валютного к государственно-политическому союзу. Поэтому сохранение тенденции дальнейшего замораживания интеграционных процессов между Россией и Белоруссией чревато для них генерированием преимущественно негативных факторов: межгосударственных споров, конфликтов, таможенных и товарно-экономических войн и других, более серьезных осложнений во взаимоотношениях.

Главных причин, по которым сдерживается российско-белорусская интеграция остается несколько. И здесь дело вовсе не в неких политических силах в России, которые, по мнению Александра Лукашенко, набрали силу и не хотят нормальных отношений между двумя странами. Скорее преградой реального сближения с Россией выступает государственно-политический курс президента Белоруссии и его окружения. Политика в Белоруссии в последние годы определяется монопольно высшим слоем административно-управленческого аппарата во главе с Александром Лукашенко, в руках которого сосредоточены власть и республиканская собственность.

Бюрократизация политической жизни республики путем соединения административной и финансово-экономической власти, осуществленного группой высших чиновников, привела к становлению и укреплению суперпрезидентского режима при полном отсутствии парламентского и общественного контроля. При этом подавляются самоуправленческие начала на региональном уровне, что вызывает апатию у подавляющей части населения Белоруссии, отстраненного от политической жизни. Исключительность положения бюрократии на верху властной пирамиды диктует и алгоритм ее поведения, основной целью которого становится удержание любой ценой собственного корпоративного всевластия. С этой точки зрения любое сближение с Россией таит в себе угрозу такому бюрократическому всевластию, и поэтому рассматривается Минском как абсолютно неприемлемое.

Любая межгосударственная интеграция подразумевает определенные заимствования у стран-партнеров методов и форм политического и экономического развития. Что касается российского опыта государственно-политического развития, то из него правящая элита Белоруссии заимствует только те стороны, которые ведут к утверждению на практике «авторитарной демократии». Причем, трудно согласиться с тезисом главы белорусского государства Александра Лукашенко о том, что российское государственно-политическое руководство не имеет другого выхода, как только повторять путь и калькировать методы президента Белоруссии. Все, как раз, обстоит совсем иначе.

Кремль, например, первым установил такой порядок, при котором право трактовки законов государства, включая Конституцию, перешло почти исключительно президенту. России же принадлежит сомнительная пальма первенства в ограничении прав и полномочий парламента, перераспределении их в пользу исполнительной власти и в превращении Федерального Собрания в фактический придаток президентской администрации и правительства.

Да и октябрьский 2004 г. референдум о продлении срока президентства Александра Лукашенко, за который он подвергся резкой критике со стороны ряда международных организаций, отдельных стран и зарубежных СМИ, не является белорусским изобретением. Президентская команда Лукашенко просто воспользовалась опытом манипулирования волеизъявлением россиян в ходе апрельского референдума 1993 г. о доверии президенту Борису Ельцину, а также технологией организации референдума того же года по проекту новой Конституции России. Тогда ельцинскому окружению в условиях экономического кризиса, обвального падения материального благосостояния населения и социального хаоса удалось с успехом реализовать механизм легитимизации авторитарного режима через плебисцит. Парадоксально, но российские либералы, самые яростные критики режима Лукашенко, восторженно восприняли тогда оба референдума. Западное международное сообщество, заметим, тоже тепло приветствовало эту политическую технологию, рассматривая плебисциты в России как шаг к подлинной демократии. Лукашенко осенью прошлого года как прилежный ученик лишь повторил у себя в Белоруссии это российское действо по фактической узурпации власти через народное волеизъявление.

Правящий класс Белоруссии во многом заимствовал российский опыт и в отношении ужесточения контроля над средствами массовой информации и оппозиционными политическими партиями и политиками. Однако, переняв методы легитимации единоличной власти и административного насилия, свернув по примеру восточной соседки процесс партисипаторной демократии, глава белорусского государства воздержался от явного введения административно-бюрократического капитализма «а ля рюс». Побудительным мотивом при этом выступили не некие социальные утопии или, тем более, либеральные экономические воззрения Александра Лукашенко, а прагматический взгляд на вещи, который выражался стойким нежеланием делить власть и собственность ни с новыми представителями бизнес-сообщества Белоруссии, ни с частью высшей бюрократии.

Таким образом, белорусский выбор по большому счету и определил особенности, формы и темпы интеграции с Россией. Минск тянулся за правящим классом России, заимствуя отдельные методы его руководства в политической сфере, в которой глубинных демократических реформ, по сути, не произошло. А вот в области экономики, финансов и торговли, где Россия добилась целого ряда радикальных, либеральных преобразований, следуя, прежде всего, американским образцам, напротив, потенциальных узлов «стягивания» российской системы хозяйствования с окостенелой белорусской моделью экономики просто не оказалось.

Что в этих обстоятельствах следует ожидать в контексте российско-белорусской интеграции в наступившем году?

В целом характер интеграционных процессов останется прежним, вялотекущим, дальнейшего сближения двух государств ожидать не следует по причинам, которые были раскрыты выше. При этом попытки введения всевозможных санкций со стороны США, ЕС и некоторых других международных структур не станут в 2005 году достаточным импульсом для интенсификации усилий со стороны Минска по объединению с Россией. Кремль, подозреваемый в имперских амбициях, в глазах белорусского правящего класса выглядит как реальная угроза его политическому верховенству, поэтому он постарается и дальше держать дистанцию от него, одновременно предпринимая шаги по нахождению взаимопонимания с Западным альянсом, в том числе и разыгрывая украинскую карту.

Достигнутые весьма скромные результаты интеграции подвергнутся новым испытаниям. В силу того, что в результате последних решений президента и правительства России, изменивших в одностороннем порядке схему взимания косвенных налогов во взаимной торговле в рамках «четверки», глава белорусского государства пострадал в финансовом плане (18% от стоимости российского газа теперь должны поступать в госбюджет РБ, а не как ранее, в его личный президентский фонд), то следует ожидать самых решительных действий с его стороны по изменению такого положения. Скандалами, политической истерией, обвинениями в адрес «Газпрома» и неких злонамеренных политических сил в России, которыми изобиловала первая половина января, дело, что очевидно, не ограничится. Лукашенко, как показывает практика, способен на неадекватные поступки в случаях, когда ущемлены его личные интересы.

Вместе с тем, Лукашенко поднаторел в скандалах с Россией, не раз доказывал свое умение добиваться от Кремля нужных ему уступок. Тем более ему нельзя отступать в преддверии президентских выборов в Белоруссии, и по политическим, и по финансовым соображениям. Кроме того, затеянное им политическое противостояние с Россией фактически беспроигрышно – для населения республики он вновь предстает единственным защитником народных интересов от посягательств алчных российских «олигархов», выходит из тени на фоне бурных международных событий, да и для Запада это определенный сигнал со стороны «многовекторного» президента РБ.

В сущности, новый порядок уплаты налогов по принципу «страны назначения» ведет не к окончательной ликвидации, а к восстановлению таможенного контроля на границе с Белоруссией и ужесточения налогового фиска на белорусской территории. Помимо прочего, российские власти в 2005 году полны желания покончить с многочисленными белорусскими структурами, торгующими товарами и работающими в России по «черно-серым» и «серым» схемам. Новая система налогообложения и усиление взаимного контроля, на российском рынке объективно приведут к удорожанию товаров, традиционных для товарообмена между Россией и Белоруссией. Поэтому объем российско-белорусского товарооборота в 2005 г., учитывая падение спроса на российском рынке, скорее всего, будет значительно ниже показателей 2004 года. Конкуренция между белорусскими и российскими производителями усилится, об этом свидетельствует и направленность принятого 13 января с.г. правительством РБ комплекса мер по поддержке белорусских экспортеров и повышению конкурентоспособности экономики.

Ожидания интенсификации экономического сближения России и Белоруссии от реализации соглашений в рамках Единого экономического пространства, как представляется, не сбудутся в силу известных украинских событий и новой расстановки политических сил в Украине. В целом будущее «четверки» остается под вопросом, рассматривать этот проект в качестве основного интеграционного ни Россия, ни Белоруссия в обозримой перспективе уже не могут.




Режим консолидируется, оппозиция стремится к тому же

Белорусский рынок, 27.12.04 - 3 января 2005 г.

Павлюк Быковский

Снятие конституционных ограничений на занятие одним и тем же лицом поста президента Беларуси принципиально изменило политическую ситуацию в стране. С этого момента номенклатура уже не имеет необходимости искать себе нового патрона, Запад окончательно уверился в том, что А. Лукашенко "последний европейский диктатор", оппозиция заявила о намерении консолидироваться.

Прошедший 17 октября конституционный референдум затмил все политические события уходящего 2004 года в Беларуси. Из памяти поистерлись белорусско-российская "газовая война", приостановка строительства Союзного государства и фактический отказ от введения российского рубля в Беларуси в качестве платежного средства. Собственно, парламентские выборы, которые начались чуть раньше референдумной кампании и претендовавшие на звание главного политического события года, также остались в тени.

Итак, правящий режим решил принципиальный вопрос, как он будет существовать дальше. Можно было следовать правилам игры и растить преемника (одновременно расшатывая лояльность номенклатуры); можно было сохранить игроков, но предложить совсем другую игру (конституционно перераспределить полномочия в пользу парламента или премьер-министра и в ущерб президенту); можно было снять ограничения на количество президентских сроков для А. Лукашенко. Были и другие варианты, но для лица, принимавшего решение, смысл их все равно сводился к выбору между своим нахождением у власти или уходом.

Многие эксперты считали, что правящий режим не отважится менять Конституцию для этих целей, так как не только Запад, но и Москва откровенно показывали, что выступают против. Однако режим решился, и пока без видимых для себя последствий, ведь западные визовые санкции для чиновников ничто по сравнению с самоизоляцией официального Минска, а у России ограничены возможности (безболезненно для себя) применить экономические рычаги против белорусского партнера.

Что же произошло с правящим режимом после референдума? Большинство экспертов считают, что произошла или, по крайней мере, происходит его консолидация.

В интервью "БР" политолог Андрей Федоров напомнил недавнее заявление главы государства, сетовавшего, что некие вражеские силы пытаются внести раскол в руководящие органы, в номенклатуру. Политолог делает вывод, что "попытка консолидироваться делается". Явное ее проявление эксперт увидел в назначении главой Администрации президента Виктора Шеймана, который, по словам политолога, "славится своей жесткой приверженностью к выполнению указаний сверху". Вместе с тем А. Федоров считает, что процесс консолидации правящей элиты не завершен. "На мой взгляд, сейчас есть только попытка консолидации в связи с неприятием международным сообществом итогов выборов и референдума, а также в связи с событиями в Украине", — констатировал он.

Политический обозреватель Александр Федута заявил в интервью "БР", что также видит в последних кадровых решениях правящего режима попытку консолидации: "Владимир Коноплев избран спикером парламента, хотя мог быть избран в оба предыдущих созыва. То, что этого не происходило раньше, свидетельствует, что раньше в этом не было крайней необходимости. Во-вторых, назначение Шеймана. Это единственный человек, связанный с Лукашенко до конца. Это человек, чья политическая и человеческая судьба полностью зависит от Лукашенко".

А. Федута считает, что процесс консолидации еще далек от завершения, так как это "процесс компромиссов и уступок". Эксперт не исключает, что одной из первых жертв этого процесса мог стать бывший депутат Палаты представителей, бывший генеральный директор СП "БелРосУкрнефть" Николай Скутов. Но, по мнению А. Федуты, процесс консолидации может дойти и до перестановок в высшем руководстве: "Нам осталось немного подождать отставки Сидорского и Тозика и появления в каком-нибудь качестве Титенкова".

Если в оценках происходящего с правящим режимом эксперты в общем-то сходятся, то в отношении ситуации в среде оппонентов правящего режима мнения высказываются разные. Политолог Виктор Чернов в интервью "БР" отметил, что, по его мнению, оппозиция тоже консолидируется. А. Федоров затруднился ответить на вопрос, сославшись на то, что не следит за происходящими в этой области процессами. А. Федута попросил уточнить, что именно мы называем оппозицией — политические партии или гражданское общество.

В. Чернов отметил, что среди оппонентов правящего режима после объявления итогов референдума и парламентских выборов в 2004 г. нет такого упаднического настроения, которое наблюдалось после президентских выборов 2001 г. и провала единого кандидата демократических сил Владимира Гончарика. "Здесь наложились два очень важных фактора — плачевные итоги кампании по данным Центризбиркома и пример Украины, когда гражданское общество сумело добиться официального признания государством фальсификаций и назначения новых выборов", — говорит В. Чернов.

Политолог отмечает, что в оппозиционных кругах верят не данным Центризбиркома о 80-процентной поддержке населением предложения А. Лукашенко по изменению Конституции Беларуси, а отчетам независимых социологов, в соответствии с которыми инициативу главы государства поддержали лишь 48%.

"То, что предложение А. Лукашенко было поддержано меньшинством, не стало достоянием общественности, фактором публичной политики, — констатирует В. Чернов. — Большинство людей не осознают, что они на самом деле победили. Это, конечно, печально, но оппозиция, зная о том, как на самом деле голосовали люди, не потеряла энтузиазма".

Что касается украинского примера, то, по мнению политолога, в белорусских оппозиционных кругах поняли, что ничего подобного "оранжевой революции" нельзя сделать без консолидации. "В итоге мы получили Совещание демократических сил. Я считаю, что это очень положительный фактор. Воссоздано нечто подобное Координационной раде демократических сил. Я надеюсь, что за этими декларациями последуют какие-то реальные шаги", — сказал В. Чернов. При этом политолог признал, что в настоящее время в Беларуси нет такой консолидированной оппозиции, как в Украине.

"Давайте разберемся, что такое оппозиция, — предлагает в свою очередь А. Федута. — Если оппозиция — это политические партии, то, возможно, происходит консолидация. Если оппозиция — это гражданское общество, то консолидация не происходит, потому что до сих пор идеологические лидеры (политические партии) не обращались к обществу с предложением о сотрудничестве, а предлагали какие-то готовые рецепты решения. Большинство за ними не шло — в этом был проигрыш".

Политический обозреватель напомнил о состоянии белорусского общества в 1996-1997 гг. и о почти исчезнувших массовых акциях протеста на белорусских улицах. "Нужно задать себе вопрос: что идеологическая часть оппозиции делает не так и что именно нужно делать, чтобы возродить прежнюю гражданскую активность?" — считает А. Федута.

Большинство экспертов, с которыми общался корр. "БР", осторожно отнеслись к возможности переноса опыта украинской революции на белорусскую почву. Эксперты отмечали разный уровень развития гражданского общества, положение дел со СМИ, особенно электронными. А. Федута процитировал графа Л. Толстого: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". После этого политический обозреватель сказал: "К сожалению, мы несчастны по-своему. Значит, рецепт восстановления семейного счастья будет другой, хотя и с учетом всего происходящего в мире. Но другой".

Какие же факторы следует учесть? Может быть, видимое поражение политики России в Украине отразится на отношениях А. Лукашенко и В. Путина? А. Федоров осторожно заметил: "Я думаю, что на их личных отношениях это никак не отразится, но, конечно, все будет зависеть от того, как дальше будет вести себя Украина".

Политолог рассмотрел два варианта: "Если так, как сейчас предполагается, победа достанется В. Ющенко и Украина, как считают некоторые российские политологи, начнет дрейф на Запад, — то это будет одна ситуация (я с таким прогнозом в этом плане не согласен, я не думаю, что В. Ющенко начнет решительные действия по продвижению страны в ту сторону, у него это просто не получится), но в какой-то степени это будет более ярко выражено, чем при прежней власти. Поэтому если вдруг такое произойдет, то у России останется единственный союзник на западном направлении — это Беларусь. Тогда, может быть, в какой-то степени будут забыты личные противоречия, которые сейчас, безусловно, существуют между В. Путиным и А. Лукашенко, и Россия будет стараться изо всех сил удержать Беларусь в сфере своего влияния. Но я не думаю, что Украина будет совершать такие радикальные шаги, и в этом плане я не жду каких-то серьезных изменений в белорусско-российских отношениях".

Эксперты, обсуждая возможное развитие ситуации в Беларуси в 2005 г., были вынуждены рассматривать вероятность назначения на этот год досрочных президентских выборов — слухи об этом ходят.

В. Чернов сказал в интервью "БР", что лично он не предсказывает каких-то серьезных политических событий в будущем году: "Обе стороны — и власть, и оппозиция — будут готовиться к президентским выборам. Я мало верю, чтобы в 2005 г. прошли досрочные президентские выборы. Ситуация такова, что пока нет обвального падения рейтинга главы государства, все находится под контролем, поэтому нет особого смысла проводить досрочные выборы. Хотя с точки зрения стратегии это можно было бы сделать, но мне кажется, что для него дороже синица в руках. Любые выборы — это некая дестабилизация ситуации. Я думаю, что А. Лукашенко будет ждать срока".

В свою очередь А. Федута обратил внимание, что для назначения досрочных выборов, если, конечно, действовать по Конституции, нужно, чтобы А. Лукашенко ушел в отставку. "А это возможно лишь тогда, когда премьер-министром будет Шейман", — заявил А. Федута.




Изоляция

Наше мнение, 3 января 2005

Андрей Суздальцев

Год столетия первой русской революции начался с очередного сто первого с отчетливым запахом газа предупреждения белорусского президента Москве: «Я считаю, что Россия кардинально в будущем году должна пересмотреть свою позицию в Союзе Беларуси и России…Но руководство России должно понять, что так бесконечно продолжаться не может. Тут им надо корректировать политику и более внимательно относиться к белорусам. Мы найдем деньги. Но при этом российское руководство должно подумать, кого они хотят иметь здесь в лице Беларуси и белорусов» 1. Из этого можно сделать вывод -  за четырехмесячный переговорный марафон Минску так и не удалось воспользоваться фактором Украины... 

Едва ли под бой курантов на Спасской башне Кремля 30декабря  соглашение  о поставке российского природного газа в Белоруссию было, наконец, подписано. По этому случаю никакого ликования в стенах «Белтрансгаза» замечено не было, как, впрочем, и  комнатах для переговоров в московском небоскребе РАО «Газпром». Лица гостей – партнеров из Минска выражали разочарование, если не сказать больше. Но с другой стороны, ни у кого  и не было иллюзий насчет полномочий белорусской делегации – окончательное решение о подписании контракта с  российским (а фактически мировым – «Газпром» владеет 25% мировых разведанных запасов природного газа) монополистом принимал  В. Лукашенко. Ему же пришлось объясняться с  собственным народом: «Что касается ваших опасений относительно экономики, даже при удорожании природного газа это существенно не повлияет на наши торгово–экономические отношения. Товарооборот будет расти. Потому что есть положительные факторы и они мощнее, чем вот это подорожание на 18 процентов природного газа. Ну, в конце концов, мы же люди мужественные, переживем». (31.12.04). В общем, «подарка народу» за счет российского налогоплательщика  не получилось.

С учетом изменения условий оплаты НДС, стоимость одной тысячи  кубов природного газа, вопреки ожиданиям Минска, не упала на 18% , но сохранилась на уровне прошлого года - 46,68 USD. Фактически, РАО «Газпром» увеличил стоимость поставки на те же 18%, хотя именно «газовая граница» между РБ и РФ реально существует, как и имеются сверенные счетчики, которым ничего не стоило посчитать объем  поставки. Ни в одной сфере торгово-экономических связей между двумя странами нет таких идеальных условий для абсолютно безболезненного перехода на принцип взимания НДС по стране назначения поставки товара.

В начале декабря был момент, когда  белорусская сторона намекнула, что в случае сохранения цены газа на уровне 2004 года, что фактически означает его удорожание, «Белтрансгаз» вполне может пересмотреть  транспортные транзитные тарифы. Но и здесь ничего сделать не удалось. Транзит в 2005 году будет оплачиваться «Газпромом» по прежней ставке -  при транспортировке по сетям Белтрансгаза 0,75 USD за 1000 куб. м, по газопроводу «Ямал-Европа» – 0,46 USD.

Интересное решение было найдено при определении  объема поставки. В наступившем году российский газовый монополист поставит  в Белоруссию  19,1 млрд. куб. м. Но при наличии технической возможности газотранспортной системы в республику будет поставлено дополнительно до 1,4 млрд. куб. м газа. Что за «техническая возможность» - сказать сложно, но нет сомнений, что появился просто отличный повод для  будущей «газовой» перепалки.

Разочарование Минска понятно, но если преднамеренно сосредоточить внимание только на экономической подоплеке поставок российского газа в РБ, то никакой катастрофы действительно не произошло. У Минска еще есть время для серьезных структурных реформ в своем энергоемком хозяйстве. Дело в том, что с  такими темпами роста цены  для Беларуси российский газ выйдет на уровень мировых цен только к 2011 году. В принципе, перед белорусами поставили четкий ориентир. Дело за Минском.

В итоге, долгожданный  «газовый» контракт не явился для Белоруссии признанием ее особой роли  верного союзника в условиях резкого ухудшения позиций РФ в Киеве. По крайней мере, Москва вела себя так, словно она вообще не нуждается в союзниках и озабочена исключительно своими экономическими интересами. Может быть, так оно и есть? Ведь на наших глазах прямо под грохот «оранжевых» бочек-барабанов на Майдане  Незалежности оказались  опрокинуты все надежды белорусских «газовых генералов», о наполеоновских планах которых весьма подробно   распространялись белорусские государственные СМИ осенью и в начале зимы 2004 года. 

Подписание контракта о поставке газа – насколько значим этот факт для  Белоруссии? Что это - событие первостепенной важности или  пара строчек в экономических хрониках? В данном случае, газовые соглашения с Российской Федерацией не стоит ни переоценивать и недооценивать. Не углубляясь в столь плодотворную тему, как выявление  газовой составляющей в белорусской экономике (самая газифицированная  страна Восточной Европы) или роли Белоруссии в обеспечении газового транзита в страны Центральной Европы, стоило бы иметь в виду, что состояние газовых контрактов между Россией и Белоруссией являются идеальным  индикатором уровня отношений между Москвой и Минском.

Пока  РБ будет покупать у России  газ  по цене не только ниже мировой почти в три раза  ежегодное соглашение между такими газовыми партнерами, как  «Газпром» и «Белтрансгаз» всегда будет важнейшим фактором политической жизни между двумя государствами. Отсюда и разочарование белорусского президента: «За что спорят? Спорят за 3–4 доллара на тысячу кубов газа». Если целиком опираться на риторику А. Лукашенко, который не раз распространялся о «голодных» и «оборванных» россиянах, которых «грабят олигархи» и которые страдают от «слабости и продажности» российских властей, то с позиции «стабильной» и «процветающей» Белоруссии, экономика которой сделала «фантастический рывок»(Белорусское телевидение), то тогда  для Москвы эти «3-4 доллара» являются вопросом жизни и смерти. В этих условиях молодой европейский экономический «тигр», каким себя и трактует Минск, должен был как настоящий и преданный союзник вполне потянуть и мировые цены за российское углеводородное сырье. Денег навалом, как утверждает Белорусское телевидение,«выросли золотовалютный запасы…» (31.12.04)

Но все-таки, почему же на первой же кочке – причем на кочке «газовой», споткнулась весьма, если можно так сказать, «элегантная» и поэтому широко распространившаяся в среде белорусских экспертом и аналитиков, причем независимо от их политических взглядов, версия о придании Москвой в современных «оранжевых» условиях особой сакральности  белорусскому политическому режиму? Во всяком случае, именно так считает  известный белорусский политолог А. Федута, который и выдвинул эту теорию еще  весной 2004 года.

Нельзя сказать, что данная теория не имеет оснований, как раз наоборот, но в ней, судя по всему,  не нашло отражение политическая обстановка сегодняшних дней. С одной стороны, как-то незаметно и исподволь в Москве начали «зачищать» лукашенковское лобби, которое настойчиво  шептало на каждом углу и в каждой строке заказных публикаций заветное и такое знакомое: «Лучше синица в руке..», «старый друг лучше…», «сукин сын, но…». С другой стороны, Москва  прекрасно понимает, что в открытом лобовом столкновении с Западом, что и произошло в Киеве, ей устоять сложно. Тогда надо поступить асимметрично – ликвидировать сам повод для столкновения. Но это сложная работа и к ней надо серьезно готовиться.

Вот почему не  ощущается, что  руководство «братских» стран бросилось укреплять СГ. Как раз наоборот, Минск сыплет ультиматумами, Москва пьет и гуляет до Рождества… Она в упор не видит «союзника».

В своей статье «Задание на зиму» (06.12.04) мы отмечали, что «А. Лукашенко обязательно попытается  воспользоваться  «оранжевой» победой  и «поприжать» «братскую Россию». Во всяком случае, он явно настроен на личную встречу с В. Путиным с  более плодотворным и длительным диалогом, чем тот, что имел место между двумя президентами в дни празднования 60-летия освобождения Украины. Белорусский президент жаждет сатисфакции…».  В том то и суть. Белорусскому президенту не  дали воспользоваться  украинским фактором, хотя он пытался. Во всяком случае, как сообщали московские источники, во время встречи М. Фрадкова с А. Лукашенко, последний очень долго (2,5 часа) и настойчиво пугал  российского премьера, а в его лице и Кремль, «непредсказуемым» В. Ющенко. Но М. Фрадков «технический премьер», а вот  к В. Путину А. Лукашенко доступа не имеет. Никакого. За исключением поздравительных телеграмм в духе «желаем счастья в личной жизни». Какая у белорусского президента «личная жизнь», он сам нам рассказал под Новый год: «Это принцип: когда весь народ веселится и отдыхает, руководство страны и Глава государства должны быть на работе, «на чеку»… То есть, когда народ отдыхает, веселится и на всю катушку гуляет, соответствующие структуры должны работать. Президент — прежде всего». Народ, по идее, после таких слов, должен проникнуться благодарностью к своему руководству.

Но с другой стороны, ведь иначе и быть не могло, так как с  1995 года белорусскому президенту не оставалось «… иного выхода, кроме как только работать во имя людей, которые рискнули и меня избрали тогда». Тоже самое А. Лукашенко прогнозирует и в отношении В. Ющенко, с которым он оказывается давно «сотрудничал» - «… он у меня оставил очень хорошие впечатления: здравомыслящий и понимающий человек. Он же работал в структурах Национального банка, притом серьезно работал, возглавлял Правительство. Я знаю его по этому периоду. И поскольку он работал уже в этих структурах, он знает экономику Украины. И сама экономика его заставит, по крайней мере, не потерять традиционные рынки России, Беларуси… Поэтому не надо кричать о том, что прозападный Ющенко пришел к власти. На выборах все бывают — кроме белорусских выборов (и это правильно, белорусские выборы – нечто особенное, в мире не имеющие аналогов – А.С.)  — то прозападные, то провосточные, еще какие–то, а как только столкнется с конкретным делом, то он тогда становится пробелорусским, проукраинским, пророссийским. Поэтому там избрали проукраинского Президента. … Поэтому я думаю, что Украина будет идти в правильном направлении… Он (В.Ющенко – А.С.) умный человек, он будет проводить политику в интересах украинского народа. Тогда он получит еще большую поддержку». 

Интересное заявление, если только не вспомнить, что  почти два последних месяца белорусские государственные СМИ как раз не очень жаловали как сторонников В. Ющенко, так и его самого. Примеров хватает: «Виктор Ющенко, ощущающий за собой мощную длань  США и Евросоюза, чем и объясняются его уверенность и настойчивость, - это халиф на час», «…оранжевая революция» навязавшая украинскому народу игру без правил и массовую истерию, подвела страну к острейшему политическому кризису…», «На самом деле с помощью «оранжевых технологий» тиражируется тотальная несвобода, так как народ впадает в историческое детство и лишается способности к государственному строительству, по собственной инициативе превращая свою страну в полуколонию» (Н. Шелдышева), «Не совсем, правда, понятно, о каком диалоге вел речь Ющенко. Складывается впечатление, что он согласен только на собственный монолог» (И. Кольченко), «Стремление части населения Украины броситься в объятия «цивилизованного Запада» в надежде на его манну небесную в виде  инвестиций и ультрасовременных технологий не более чем утопия» (Е. Ростиков) и т.д. и т.п.

У Александра Лукашенко феноменальный нюх на кризис, а кризис между Москвой и Киевом не за горами. Кто-то ведь должен оплатить если не саму «оранжевую революцию» (в нее вложили деньги конкурирующие финансовые кланы Украины), а хотя бы ее последствия.  Ведь в случае раскола Украины,  ее западную часть  пришлось бы брать на содержание ЕС. В Молдове этот вариант Европа уже проходила. С другой стороны Россия уже проходила югославский вариант, когда  под давлением Вашингтона «Газпром» бесплатно поставлял газ Хорватии и Боснии в самый разгар их войны с Сербией.  Но это было во времена Ельцина, хотя и сейчас попытки хоть как-то заставить Грузию платить за российские энергоресурсы вызывают в Тбилиси полную истерику против «империи» на фоне сочувствия  США «мужеству грузинского народа, противостоящего российской экспансии»( "United Press International", США, 03.02.04) Так что ехать в Москву надо, только вот как?

В. Ющенко  дает примирительные интервью, не против встречи и В. Путин, отмечая попутно, что если в руководстве Украины не будет «антироссийских и сионистских элементов», т.е. уже выставляются условия. Но если Б.Березовский в Киеве вряд ли появится, то госпожа Тимошенко явно идет на пост премьера, хотя и ей нелегко – в Донбассе она  оказалась со смененной прической, в майке местного клуба и с русской речью. И когда успела выучить? Так в чем же дело? Может быть Украина уже стала федерацией?

Все дело в том, что баланс качнулся в другую сторону. Так всегда бывает после выборов или, тем более, революций. На Востоке газ, нефть, инвестиции, рынки, десяток миллионов рабочих мест для украинцев. Москва конкретно бросила на чашу весов украинских выборов  двойное гражданство, три месяца без регистрации, газовый консорциум, газопровод «Богородчаны – Ужгород». Это реальные и сегодняшние  не один десяток миллиардов долларов. Но все это давалось под Януковича.

Запад дал под Ющенко только обещания – возможно в ЕС, возможно в НАТО, возможно безвизовый режим в Европу. Сейчас стоит задача сделать так, чтобы все, что Москва уже подготовила для Януковича, в итоге получил  Ющенко. Ратовать за победителя украинских выборов готовы ехать в Москву канцлер ФРГ и президент Польши. Не исключено, что к уговорам Кремля подключится и Белый Дом. Другого ведь выхода нет, так как при всем желании Вашингтон не потащит газ и нефть через Атлантику. Он даже Турцию не уговорил взять на энергосодержание Тбилиси. Так что впереди большой и интересный политический торг, где найдется место и посредникам.

А. Лукашенко, не смотря на собственные слова, что «мне не следует туда вмешиваться. Я очень аккуратно, вы видели, этот период проходил, не вмешиваясь ни в какие дела, хотя просьбы были и меня подталкивали к этому», естественно ищет любую возможность втянуться в начинающийся  на юге политический процесс. Мы уже писали об этом месяц назад: «Естественно, в ситуации, когда обострение отношений между Россией и Украиной  в  2005 года практически неизбежно, А. Лукашенко обязательно попытается  вернуться к роли  «разводящего» между В. Ющенко и В. Путиным.» (Задание на зиму…). Тем более, что, по мнению белорусского президента, «Европа начинает трезветь. Они понимают, что не нужна в центре Европы страна с дестабилизированной экономикой и политикой. Это нас радует». Не знаем, что особенно радует А. Лукашенко в «трезвой» Европе, возможно, новые расширения списка невъездных белорусских чиновников, но он готов опереться не только на Брюссель или Киев, но даже на черта, лишь бы было с чем ехать в белокаменную. Вот только не зовут и в ближайшие 6-8 месяцев точно не позовут. А там видно будет. Спасибо, что хоть газ  поставят… при «технической возможности». 




Западный и российский векторы внешней политики Беларуси заметно подравнялись

БДГ, 11 января 2005 г.

Андрей Федоров

Ушедший год, как, впрочем, и практически все предыдущие, едва ли можно занести в актив белорусской внешней политики. Более того, современный уровень взаимодействия Беларуси с Западом угрожающе приближается к тому нижнему пределу, который наблюдался после проведения в ноябре 1996 года первого конституционного референдума. Далеко не все складывается наилучшим образом также на российском направлении. Конечно, можно считать, что у критиков былого явного перекоса в сторону России теперь выбита почва из-под ног, так как западный и российский векторы внешней политики Беларуси заметно подравнялись. Проблема, однако, в том, что при этом они значительно уменьшились в размерах, и нет уверенности, что именно такой низкоуровневый вариант многовекторности и был целью белорусского руководства.

Между тем, окончание предшествующего года не предвещало такого грустного развития событий. Напомним, что тогда Александр Лукашенко дал поручение министру иностранных дел «начать диалог» с целью улучшения отношений Беларуси с США и Европейским союзом. Правда, независимые обозреватели скептически отнеслись к этому указанию. Они слишком хорошо помнили аналогичные заявления, время от времени звучавшие из того же источника, равно как и следовавшие за ними результаты.

Тем не менее, не слишком избалованные добрыми словами европейцы были готовы воспринять их как знак перемен. Минск уже собралась посетить знаменитая «тройка» - представители трех ведущих европейских парламентских организаций - ассамблей Совета Европы и ОБСЕ, а также Европейского парламента. Она приостановила свою деятельность в 2000 году, после того, как ее усилия по приведению в Беларуси парламентских выборов потерпели полный провал, но теперь была готова к их возобновлению. Однако, судя по всему, белорусские власти вовсе не жаждали видеть у себя европейских парламентариев, и визит был отменен, Как заявил член «тройки», глава Делегации Европарламента по связям с Беларусью, Украиной и Молдовой Ян Виерсма, «у нас сложилось впечатление, что нас там не очень ждут».

Этот сам по себе сравнительно незначительный эпизод стал фактически моделью всех дальнейших взаимодействий официального Минска с западным миром. Чрезвычайно оптимистическая риторика белорусского лидера неизменно сопровождалась конкретными действиями прямо противоположного характера. Так, например, выступая в середине апреля с ежегодным посланием к Национальному собранию, Александр Лукашенко впервые позитивно отозвался о предстоявшем расширении Европейского союза. Более того, он заявил, что «с объединенной Европой мы должны иметь не просто хорошие, а очень хорошие отношения». А спустя всего пару недель, несомненно, не без указаний с самого высокого уровня, в Минске было запрещено проведение подготовленных посольствами стран-членов ЕС скромных торжеств по поводу принятия в Евросоюз десяти новых членов.

Однако главной причиной нынешнего обострения отношений с западными странами снова стал конституционный референдум. Практически всем ведущим международным организациям не понравились условия проведения всенародного плебисцита и сопутствовавших ему парламентских выборов, а также последующие действия белорусских властей в отношении мирных демонстрантов. В итоге страны Евросоюза приняли решение резко ограничить контакты с белорусскими властями, а также расширили «черный список» высокопоставленных белорусских чиновников, которым запрещено появляться на их территории. Европейская комиссия не включила Беларусь, в отличие от Украины и Молдовы, в программу действий «Новое соседство» для политического и экономического сближения.

Кстати, исходный упомянутый «список» был составлен по инициативе Парламентской ассамблеи Совета Европы, принявшей в прошлом году по Беларуси две известные резолюции весьма критического содержания: о необходимости расследования причастности ряда официальных лиц к исчезновениям известных в стране политических деятелей и о положении прессы. Она также не признала итоги выборов в Палату представителей, что фактически закрыло Национальному собранию путь к восстановлению статуса «специально приглашенного» в Совете Европы, к чему весьма настойчиво стремилось белорусское руководство.

Учитывая отдельные специфические особенности ОБСЕ, испортить формальные отношения с этой организацией представляется исключительно сложной задачей. Однако на недавней встрече министров иностранных дел стран-участниц белорусский представитель выступил с такой резкой критикой в ее адрес, что возникли сомнения в дальнейшем членстве там Белоруссии. Соответственно, хотя Офис ОБСЕ в Минске практически все время своего пребывания старался причинять белорусскому руководству как можно меньше неприятностей, продление его мандата оказалось под вопросом.

Потерпели крах и все попытки Парламентской ассамблеи ОБСЕ добиться от белорусской стороны хоть каких-нибудь сдвигов. Как было очевидно с самого начала, заключенный на сессии в Эдинбурге так называемый «пакт Цапф-Орды» остался простой бумажкой. Теперь белорусским парламентариям будет весьма нелегко найти в ПА ОБСЕ общий язык даже с теми, кто всегда пытался смягчить ситуацию.

Даже «последний оплот» Беларуси на международной арене, Организация Объединенных наций, и тот в уходящем году уже не выглядел столь незыблемым. Комиссия ООН по правам человека второй год подряд приняла резолюцию по Беларуси, причем на сей раз список нарушений этих прав оказался более широким. К тому же, в итоговом документе появился пункт о назначении «специального докладчика для установления прямых контактов с правительством и народом Беларуси в целях изучения положения с правами человека». Кстати, назначенный этим докладчиком Адриан Северин до сих пор тщетно пытается получить разрешение на въезд в страну. И хотя резолюция «О положении с правами человека в Беларуси» не набрала достаточного количества голосов для рассмотрения ее на Генеральной ассамблее, о чем с восторгом сообщали государственные СМИ, можно считать, что тревожный звонок начинает звучать и в Нью-Йорке.

Как ни странно, в наименьшей степени общее ухудшение отношений коснулось НАТО, которая в прежние времена была постоянным объектом нападок белорусских властей. Вероятно, это связано с тем обстоятельством, что Североатлантический альянс не предъявлял им претензий в связи с недостатком демократии и нарушениями прав человека, поскольку это не является предметом его непосредственной деятельности. Впрочем, несмотря на произошедшие в последнее время определенные сдвиги, взаимодействие с НАТО остается на столь невысоком уровне, что даже полное прекращение контактов вряд ли будет замечено.

Очевидное ухудшение отношений с ведущими международными организациями в уходящем году не могло, естественно, не сказаться на двусторонних связях. Правда, в случае стран-участниц Европейского союза данное повышение напряженности проявлялось практически только в форме публичного осуждения отдельными их представителями происходящих в Беларуси событий. Конкретных индивидуальных действий почти ни одно европейское государство не предпринимало. Пожалуй, единственным исключением явилось решение министерства внутренних дел Польши отказаться от запланированного сотрудничества с белорусскими коллегами. Подписанное соглашение между польской Высшей школой полиции и Академией МВД Беларуси было денонсировано польской стороной по причине участия белорусской милиции в избиении мирных демонстрантов. Надо полагать, у других стран ЕС подобных договоренностей не было, иначе  реакция была бы аналогичной. Во всяком случае, если ранее какие-то планы двустороннего взаимодействия на среднем уровне и имелись, то теперь, вероятно, о них можно забыть.

Нельзя сказать, что особенно агрессивно вела себя и белорусская сторона. В основном все ограничилось грозными заявлениями пресс-службы министерства иностранных дел Беларуси о некоем адекватном ответе на введение упомянутого визового запрета. На деле же это вылилось в единственный, зато совершенно неприличный эпизод, когда без всякого предупреждения в Минск не впустили регионального руководителя фонда Фридриха Эберта Хельмута Курта, приехавшего для участия в организованной фондом конференции. Более того, даже после инцидента никаких разъяснений по этому поводу дано не было. Возможно, конечно, что цель такой акции заключалась в поддержании напряжения: поскольку белорусский «черный список» не стал достоянием гласности, то любой гость с Запада может стать следующей жертвой.

Как обычно, значительно более острой является ситуация в отношениях с Соединенными Штатами. Принятие известного «Акта о демократии в Беларуси» не могло способствовать возникновению к ним теплых чувств со стороны официального Минска. Понятно, что за небольшое время, прошедшее с того момента, никаких серьезных действий в соответствии с этим документом еще не могло быть предпринято. Однако белорусскому руководству, несмотря на все его попытки продемонстрировать свое безразличие, все же не удалось скрыть нервозность.

В целом, говоря об отношениях с евроатлантическим сообществом, можно без особого риска предсказать их дальнейшее охлаждение. Причем практически не вызывает сомнений, что тон в усилении давления на официальный Минск будут задавать США. Хотя Евросоюз и сделал поначалу несколько жестких заявлений, дальнейший ход событий показал, что каких-либо более или менее радикальных мер он принимать не собирается. Отдельные же его страны-участницы едва ли рискнут вводить свои собственные санкции, к тому же большинство их явно не считает это целесообразным.

В принципе примерно таким же образом можно охарактеризовать и развитие в текущем году белорусско-российских отношений: заметное похолодание, не перешедшее, однако, некую критическую черту, за которой может наступить фаза активных действий. Разумеется, причины в данном случае являются совершенно иными, никак не связанными с проблемами недостатка демократии и нарушений прав человека. Здесь в основе лежит невыполнение белорусской стороной прежних договоренностей в экономическом плане, прежде всего, в газовой сфере.

Конечно, эти противоречия временами оказывались весьма острыми. Достаточно вспомнить, например, громкий «газовый скандал» в начале прошлого года. Но, как показало дальнейшее развитие событий, при сохранении существенных разногласий по ряду важных вопросов, Россия продолжала оказывать Беларуси весьма значительную экономическую поддержку, в первую очередь, в виде сверхнизких цен на газ. Это в огромной степени способствовало сохранению в стране экономической и, как следствие, политической стабильности.

Поэтому попытки отдельных белорусских политологов представить имеющиеся расхождения как кризисное состояние, грозящее в самое ближайшее время перерасти в открытый конфликт, на наш взгляд, не имеют под собой реальных оснований. Особенно в свете последних украинских событий. Можно, конечно, предположить, что Владимир Путин предпочел бы иметь дело с более предсказуемым и обязательным партнером, который к тому же обладал бы лучшей репутацией в евроатлантическом сообществе. Однако явное поражение в Киеве, без сомнения, заставит российское руководство вспомнить пословицу о синице в руках. И до тех пор, пока Кремль не найдет приемлемого для себя заместителя нынешнему белорусскому лидеру и, самое главное, не гарантирует его победу (сделать и то и другое, кстати, будет крайне непросто), никаких резких движений с Востока ожидать не следует.

Скорее всего, будет продолжаться тактика постепенного ограничения возможностей «союзника» с целью мягкого принуждения его к удовлетворению российских требований. Думается, правда, что для белорусских властей такие перспективы тоже не выглядят слишком привлекательными.

Единственным светлым пятном на этом грустном фоне могло бы стать достижение полного взаимопонимания с арабским миром, о чем сообщил сам Александр Лукашенко. Но и это заявление выглядит в большей степени пропагандистским шагом, так как статистические показатели экономического сотрудничества с ближневосточными государствами их большой заинтересованности в Беларуси пока не подтверждают.

Таким образом, внешнеполитические итоги 2004 года можно смело назвать удручающими. Беларусь неотвратимо скатывается к международной изоляции. Это тем более обидно, что возможности для исправления ситуации оставались и остаются открытыми. Но при одном непременном условии: движение не должно быть односторонним, причем шаги белорусской стороны навстречу сделанным предложениям должны быть реальными. Вот в этом-то плане проблемы не только сохранились, но и еще больше усугубились, то есть налицо негативная тенденция. К сожалению, данное обстоятельство внушает серьезные сомнения в том, что в дальнейшем Беларусь ожидают более радужные перспективы.




Образ газового врага

Время новостей, 12 января 2005 г.

Перед самым Новым годом "Газпром" и "Белтрансгаз" заключили контракт на поставку газа в Белоруссию и транзит экспортного объема по ее территории в 2005 году на условиях российского монополиста. Цена газа и транзита остались на прежнем уровне - 46,68 долл. за тысячу кубометров и 0,75 долл. за транспортировку на каждые 100 км. Это предотвратило возникновение ситуации прошлого года, когда "Газпром" в течение шести месяцев не поставлял газ в республику, а в середине февраля полностью прекратил и экспортный транзит через Белоруссию. Тем не менее, без скандала не обошлось. Вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко обвинил Россию в том, что она не выполняет обязательство по снижению цен на энергоносители для союзного государства, и пообещал принять очередные симметричные меры в адрес "Газпрома".

"Россия нарушила все наши соглашения, особенно по равным ценам внутри Союза Белоруссии и России. У нас ведь должны быть внутренние российские цены, и у нас же подписаны соответствующие договоры с Российской Федерацией", - заявил г-н Лукашенко, предусмотрительно умолчав о том, что свои обязательства по созданию российско-белорусского СП на базе "Белтрансгаза" Минск также не выполнил. Между тем именно в ответ на это "Газпром" год назад решил увеличить цену газа для Белоруссии с "российской регулируемой" до коммерческой.

"Почему мы не повышаем тарифы на прокачку газа? Почему мы не повышаем тарифы на транзит на 20%? Вы говорите, что "Газпром" нам кулаком потряс. Пусть трясут, а мы будем ему здесь долги насчитывать", - продолжил белорусский президент. Напомним, что белорусская сторона на переговорах настаивала на снижении цены газа на 18% в связи с переходом на уплату НДС по стране назначения. С 1 января этот косвенный налог платится в казну страны - импортера углеводородов в рамках Единого экономического пространства России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

По традиции досталось и белорусскому правительству. "У нас правительство по-прежнему является каким-то отделом "Газпрома", - отметил Лукашенко, хотя всем прекрасно известно, что ни одно знаковое решение не принимается без его личной санкции. Правительству была тут же поручена практически нерешаемая задача - не увеличивать тарифы на жилищно-коммунальные услуги больше чем на 5 долл. в год.

Эксперты считают, что заявления Лукашенко носят политический характер. Столь резко высказывался он и в прошлом году, после кратковременного отключения поставок и транзита газа через Белоруссию. И это принесло свои плоды. По данным Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), после газового кризиса симпатии населения к Лукашенко возросли, а к России - уменьшились.

"Увеличение цены на газ на размер НДС скорее всего будет переложено на плечи белорусских налогоплательщиков. Цель заявлений президента - подготовить публику к этому факту. Слова Лукашенко адресованы и российскому руководству: если власти Белоруссии не получат поддержку, то здесь будет и дальше раскручиваться образ России, которая за копейку душит брата-белоруса, и негативные установки в обществе в отношении России усилятся", - сказал "Времени новостей" директор НИСЭПИ Олег Манаев.




Работа за границей: под защитой закона

Вечерний Минск, 29 декабря 2004 г.

Александр Москаленко

Миграционная политика Беларуси направлена на соблюдение государственных интересов, углубление интеграционных процессов в международный рынок труда, совершенствование регулирования экспорта и импорта рабочей силы.

В республике полностью сформировано миграционное законодательство, которое включает в себя Законы “Об иммиграции”, “О внешней трудовой миграции”, “О беженцах”, “О правовом положении иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь”, “О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь”.

Этими документами обеспечиваются права трудящихся-мигрантов, защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы, система мер поддержки государственных и коммерческих структур, стремящихся самостоятельно выйти на мировой рынок труда.

Нашим законодательством, регулирующим внешнюю трудовую миграцию, предусмотрена защита прав трудящихся-мигрантов, как въезжающих на территорию республики, так и выезжающих за границу для занятия трудовой деятельностью.

В соответствии со статьей 4 Закона “О внешней трудовой миграции” осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Беларуси за границей и привлечением иностранной рабочей силы в республику, производится на основании специальных разрешений (лицензий).

При выдаче юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям лицензий на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством наших граждан за границей, лицензирующий орган тщательно изучает договора, заключенные юридическими лицами Беларуси и иностранными работодателями (посредническими фирмами) на предмет их соответствия требованиям миграционного законодательства, и в первую очередь в области защиты прав трудящихся-мигрантов в стране трудоустройства.

Так, в соответствии со статьей 11 Закона “О внешней трудовой миграции” предусмотрено, что при заключении трудовых договоров на трудоустройство граждан Беларуси за границей и привлечение в республику иностранной рабочей силы должен соблюдаться принцип равенства прав трудящегося-мигранта с гражданами государства трудоустройства. Не допускается наем мигрантов на условиях, унижающих человеческое достоинство, наносящих вред здоровью.

За гражданами Беларуси, выехавшими за границу для оплачиваемой трудовой деятельности по трудовому договору, сохраняются права и обязанности, предусмотренные нашим законодательством. Законодательно закреплен порядок выезда белорусских граждан для выполнения оплачиваемой работы у иностранного нанимателя. Согласно статье 5 этого же закона граждане Беларуси выезжают на работу за границу по визе государства трудоустройства, выданной его дипломатическим представительством или консульским учреждением, и обязаны иметь трудовой договор с иностранным нанимателем. Рабочая виза, выданная трудящемуся-мигранту, должна давать право не только законного нахождения в иностранном государстве, но и право осуществлять трудовую деятельность у иностранного нанимателя.

В соответствии со статьей 12 Закона на трудящегося-мигранта распространяются льготы и компенсации, установленные законодательством республики для высвобождаемых по указанным основаниям работников — граждан Беларуси, если иное не предусмотрено трудовым договором. В случае нарушения нанимателем условий трудового договора с трудящимся-мигрантом, являющимся гражданином Беларуси, выехавшим для оплачиваемой трудовой деятельности за границу, он вправе обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение республики, которые обязаны принять меры по защите его прав, в том числе на получение причитающихся льгот и компенсаций, расторжение трудового договора и возвращение на родину за счет нанимателя.

Сегодня развивается двустороннее сотрудничество с иными государствами, осуществляются меры по выходу на рынки труда других стран. Заключены межправительственные соглашения о временной трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих государств, с Российской Федерацией, Молдовой, Украиной, Польшей, Литвой, Казахстаном и Арменией. Соглашения обеспечивают соблюдение прав и законных интересов трудящихся-мигрантов, равенство оплаты их труда с гражданами государства трудоустройства, выплату льгот и компенсаций при досрочном расторжении трудового договора (контракта), а также в случае получения увечья, профессионального заболевания или иного повреждения здоровья, связанного с выполнением трудовых обязанностей. Соглашения регулируют порядок и условия государственного страхования, оказания медицинской помощи, покрытия расходов на проезд, а также меры по регулированию ввоза и вывоза личного имущества, инструментов и оборудования, выплаты налогов и перевода денежных средств.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ