Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №124(01.06.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
СТРАНИЦА ПРАВОСЛАВИЯ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Депутатские запросы по проблемам соотечественников

А.Докучаева

25 мая с.г. депутат Государственной Думы, член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом К.Ф.Затулин направил несколько депутатских запросов в связи с обращениями к нему российских соотечественников, которые опубликованы ниже.

Запрос в Администрацию Президента России и Генеральную прокуратуру связан с отказами в предоставлении гражданства тем, кто подал ходатайства до принятия нового закона о гражданстве в консульствах РФ за границей. На основании действовавшего в то время закона бывшие граждане бывшего СССР имели право на упрощенный порядок приобретения гражданства, при котором гражданство предоставлялось без требования проживать в России. В соответствии с новым законом для таких лиц сохраняется старый, льготный порядок приобретения гражданства. Но,  тем не менее, им отказывают в предоставлении гражданства до их переезда в Россию, что является грубым нарушением действующего закона. Депутат просит пресечь нарушение закона.

Направлен запрос в Министерство информационных технологий и связи по поводу резкого увеличения тарифов с нашими ближайшими соседями по постсоветскому пространству. В Министерство образования и науки России депутат обратился за разъяснением вопроса о квотах на поступление в российские вузы для соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствие с законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» на запрос депутата должен быть дан письменный ответ не позднее, чем через 30 дней со дня его получения адресатом. Надеемся, что в течение июня разъяснения будут получены, о чем проинформируем читателей нашего бюллетеня.




Депутатский запрос «О предоставлении гражданства Российской Федерации  бывшим гражданам СССР, проживающим за рубежом, подавшим ходатайства до 1  июля 2002 года

Руководителю Админитсрации Президента Российской Федерации Д.А.Медведеву

Копия: Генеральному Прокурору Российской Федерации В.В.Устинову

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемый Владимир Васильевич!

Обратиться к Вам заставляют факты, свидетельствующие о нарушении законодательства о гражданстве по отношению к нашим соотечественникам, проживающих в бывших союзных республиках, которые обратились на имя Президента России с ходатайствами о получении гражданства в посольства РФ в странах их проживания. Их документы были приняты до вступления в силу нового Федерального закона «О гражданстве РФ». После многолетнего ожидания они получают ответ о том, что рассмотрение вопроса о предоставлении им гражданства отложен до их переезда на постоянное жительство в Россию.

Решения по ходатайствам приняты уже после вступления в силу нового Федерального закона о гражданстве, который отменил ранее действующий закон, но оставил действующими его отдельные статьи и части, которые давали более льготный режим приобретения российского гражданства для заявителей, обратившихся до 1.07.2002г., (пункты "а" - "в" статьи 18, часть3 статьи 19, статью 20) и также статью 41, в которой указаны сроки рассмотрения обращений по вопросам гражданства (максимальный срок рассморения ходатайств – 9 месяцев).

Из приложенных документов следует, что сроки рассмотрения хотатайств о гражданстве превышены многократно: в одном случае  (супруги Гусельниковы в Молдове) документы приняты 13.11.2001г, а рассмотрены комиссией 29.06.2003, в другом (Басихина Е.С. в Баку))– документы приняты 1.10.2001, а рассмотрены 24.02.2004, в третьем (супруги Беньяминовы в Баку) – документы приняты 1.10.2001, а рассмотрены 28.09.2004.

  При этом обратившиеся получают стандарный ответ со ссылкой на на пункт 58 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного Указом Президента № 1325  от 14 ноября 2002 г., с изменениями, утвержденными Указом Президента № 1545 от 31 декабря 2003 г. Данный пункт гласит:

«58. Если по ходатайству о приобретении гражданства Российской Федерации, принятому к рассмотрению до 1 июля 2002 г., было принято решение Комиссии о необходимости выполнения заявителем требований части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", то это ходатайство рассматривается после представления заявителем в органы внутренних дел разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации. К указанным документам прилагаются заявление в произвольной форме о рассмотрении ранее поданного ходатайства заявителя в связи с выполнением им требований части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", а также уведомление о ранее принятом решении Комиссии.» 

Решения Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан по отношению к соискателям российского гражданства, проживающим за рубежом, ходатайства которых были приняты до 1.07.2002, нарушают российское законодательство о гражданстве.

Во-первых, многократно превышаются сроки рассмотрения ходатайств, установленные законом. Статьей 41 Закона РФ «О гражданстве РФ» установлено, что срок рассмотрения ходатайств по вопросам гражданства не должен превышать 9 месяцев.

Во-вторых, так как в соответствие со статьей 44 всупившего в силу 1.07 2002 года Федерального закона «О гражданстве РФ» часть 2 статьи 19 утратила силу, ссылаться на нее в решениях, принятых после 1.07.2002 неправомерно.

В-третьих, в нарушение части 2 статьи 43 действующего Федерального закона «О гражданстве РФ», которя гласит: «В случае, если Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" был установлен более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном указанным Законом Российской Федерации»,  порядок приобретения гражданства данными лицами значительно усложняется по сравнению с порядком, предусмотренным ранее действующим законом.  По данным решениям от ходатаев требуется переезд на территорию России, получение разрешение на временное проживание или вида на жительство, что перечеркивает тот льготный порядок, который был предусмотрен прежним законодательством, противоречит ч.2 статьи 43 действующего Федерального закона «О гражданстве РФ» и пункту 56 и первой части пункта 57 Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 N 1545):

«56. Рассмотрение заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до 1 июля 2002 г. на основании пунктов "а", "б" и "в" статьи 18, части третьей статьи 19 и статьи 20 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", и принятие по ним решений, осуществляются в порядке, установленном названным Законом.

57. Заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации, указанные в пункте 56 настоящего Положения, рассматриваются при наличии всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, представленных заявителями в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992г.»

У ходатаев были приняты в консульских учреждениях документы, собранные в полном соответствии с действующими на момент подачи законом и положением  о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Факт принятия ходатайств о гражданстве в консульских учреждениях за границей, где проживают данные лица, свидетельствует о том, что в отношении их было снято требование о постоянном проживании на территории Российской Федерации непосредственно перед обращением с ходатайством, что предусматривает часть 3 статьи 19, которая не утратила силу после вступления в силу нового закона о гражданстве, что зафиксировано в статье 44 ФЗ «О гражданстве РФ».

Документы, которые поступили в приемную депутата Государственной Думы, с примерами конкретных случаев ходатайств о гражданстве РФ, рассмотрение которых отложено по основаниям, нарушающим закон, приложены к настоящему запросу. 

Грубые нарушения прав человека в вопросах гражданства, гарантированных российским законодательством, наносят существенный ущерб Российской Федерации, подрывают ее авторитет не только в глазах наших соотечественников, потерпевших от российских чиновников, но и перед международным сообществом.

Прошу принять меры по отношению к работникам аппарата названного Управления, допустивших затягивание сроков рассмотрения ходатайств и произвольное истолкование закона о гражданстве. Прошу пересмотреть решения, принятые по ходатайствам лиц, копии которых приложены к данному запросу и принять правомерное решение по данным ходатайствам. Прошу также провести проверку на наличие подобных нарушений в отношении других лиц, ходатайства которых были приняты в консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом до вступления в силу нового закона о гражданстве. Если подобные нарушения будут выявлены, то прошу принять меры по пересмотру неправомерных решений об откладывании рассмотрения ходатайств о гражданстве до переезда этих лиц на территорию Российской Федерации.

Прошу Вас в соответствии с пунктом 3 статьи 14  закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», проинформировать меня о результатах рассмотрения запроса.

К.Ф.Затулин, Депутат Государственной Думы РФ,

член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом 




Депутатский запрос «О почтовых тарифах в государства постсоветского пространства» 

Министру информационных технологий и связи  Российской Федерации Л.Д.Рейману

Уважаемый Леонид Дододжонович!

Ко мне поступают обращения от наших соотечественников, проживающих в бывших союзных республиках, с вопросами, касающимися изменеия тарифов почтовой связи со странами их проживания.

Трудно переоценить важность почтовой и телефонной связи в поддержании общего пространства в информационной, культурной, образовательной, экономической сферах между государствами постсоветского пространства. Более 20 миллионов российских  соотечественников проживают в новых государствах, миллионы россиян связаны с ними родственными и дружественными связями. Единственной возможнстью контактов с близкими людьми для многих остается почтовая и телефонная связь. Важнейшим направлением поддержки российских сотечественников в ближнем зарубежье является предоставление им возможности заочного обучения в российских учебных заведениях. При этом общение между учебными заведениями и учащимися, студентами поддерживается также посредством почтовой связи. 

Однако происходит постоянное удорожание услуг связи. При этом по непонятным для россиян причинам стоимость почтовых отправлений в Казахстан, например, приравнена к стоимости – в так называемое «дальнее зарубежье».  Между тем в Казахстне проживает одна из самых многочисленных российских диаспор. Увеличение почтовых тарифов значительно затрудняет поддержание связи россиян с казахстанцами,  удорожает стоимость заочных форм обучения для наших соотечественников, о чем свидетельствует приложенное к запросу письмо директора Заочного техникума МИФИ В.С.Федорченко.

Прошу Вас в соответствии с пунктом 3 статьи 14  закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», проинформировать меня о принципах, положенных в основу тарифной политики Вашего министерства в области массовых коммуникаций на постсоветском пространстве, и,  в частности,  разъяснить причины и основания приравнивания к «дальнему зарубежью»  тарифов для отправки корреспонденции в Казахстан, являющийся нашим ближайшим соседом и дружественным государством.

К.Ф.Затулин, Депутат Государственной Думы РФ,

член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом 




Депутатский запрос «О квотах на поступление в высшие учебные заведения и аспирантуру  на бюджетной основе для российских соотечественников, проживающих в странах СНГ, Латвии, Литве и Эстонии»

Министру Образования и науки  Российской Федерации

А.А.ФУРСЕНКО

Уважаемый Андрей Александрович!

Ко мне поступают обращения от наших соотечественников, проживающих в бывших союзных республиках, с вопросами, касающимися возможностей поступления в российские вузы и получения послевузовского образования (аспирантуры) в российских научных центрах. Соотечественники знают о квотах, которые выделялись в прошлые годы для обучения в России на бюджетной основе. В то же время даже в среде активистов общественных объединений нашей диаспоры нет ясной картины, сколько квотируемых мест выделяется для различных государств, какая часть этих мест предоставляется российским соотечественникам,  каким образом можно войти в число тех, кто направляется на учебу в Россию, каковы правила или процедура отбора претендентов на обучение в российских вузах.

Оказание поддержки в получении образования является важнейшим направлением помощи нашим соотечественникам. Очень важно, чтобы эта работа проходила в режиме полной гласности и прозрачности. Поскольку приближается пора вступительных экзаменов в высшие учебные заведения, вопрос о квотах в российские учебные заведения для соотечественников имеет высокую  актуальность.

Прошу Вас в соответствии с пунктом 3 статьи 14  закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», проинформировать меня о том:

1. Какое количество мест выделялось в прошлые годы для поступления в российские вузы для абитуриентов по странам СНГ и Прибалтики, какова была доля в этих квотах для российских соотечественников?

2. Какое количество мест выделяется в 2005 году для поступления в российские вузы для абитуриентов из стран СНГ и Прибалтики, как они разделены по странам и какова доля в этих квотах для российских соотечественников?

3. Каковы правила распределения квотируемых мест внутри каждой из стран, кто проводит работу по отбору абитуриентов на квотируемые места и каковы правила отбора?

4. Существует ли возможность для российских соотечественников из-за рубежа  поступить в аспирантуру при российских учебных заведениях для получения послевузовского образования  на бюджетной  основе? Если  - да, то каковы правила для тех, кто захочет такой возможностью воспользоваться?

К.Ф.Затулин, Депутат Государственной Думы РФ,

член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом  



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ