Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №124(01.06.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
СТРАНИЦА ПРАВОСЛАВИЯ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Демография Миграция Гражданство

 




Россия останется без русских?

Кто будет жить на территории нашей страны в середине XXI века?

04.05.2005., Комсомольская правда

Евгений АНИСИМОВ

Расчеты ученых-демографов позволяют заглянуть в будущее вплоть до середины XXI века - дальше прогнозы становятся чересчур туманными и неправдоподобными с нашей сегодняшней точки зрения. Но и тех предсказаний, что уже есть, достаточно, чтобы сильно испугаться и немедленно начать искать выход.

Страшилка из будущего

Россия, 2050 год. На Дальнем Востоке прошел референдум о присоединении региона к Китайской Народной Республике. 85 процентов населения (а это в основном китайцы и потомки китайских нелегальных мигрантов) высказалось "за". Ранее аналогичный референдум провели жители Камчатки и Сахалина - они проголосовали за присоединение к Японии. В ближайшее время их примеру последуют Чукотка и Магаданская область, которые будут проситься в состав США на правах заморских территорий.

Комментарий

Думаете, это бред? Выдумки русских националистов? К сожалению, не совсем.

Для того чтобы удержать нашу территорию, нужен мощный приток жителей в отдаленные регионы страны. Пока же мы, наоборот, уходим из районов Крайнего Севера, с Дальнего Востока, из Сибири - там нет работы, а жизнь с каждым годом становится все труднее и труднее. И чем дальше, тем пустыннее будут становиться окраины России. А уж охотники до них найдутся. Сравните среднюю плотность населения, скажем, в Японии и в Китае с количеством человек на российский квадратный километр .

Страшилка из будущего

Россия, 2050 год. По результатам переписи населения, в России проживают 104,3 миллиона человек, из них русских - 48,5 миллиона, то есть меньше половины (46,5%). Почти три четверти граждан России (74,21%) - пенсионеры. Львиная доля русского населения - женщины пожилого возраста, проживающие в малых городах и деревнях Центральной России.

Комментарий

Население России в 104,3 миллиона человек к 2050 году - это еще самый оптимистичный прогноз, сделанный ООН. Есть отечественные специалисты-демографы, которые утверждают, что в 2050 году в России будут жить лишь 80 миллионов человек. Но это, наверное, перехлест в другую сторону, а истина, как водится, лежит где-то посередине - миллионов 90 - 95 жителей в России будет.

Причина - "русский крест": так демографы назвали график, получающийся при наложении графика падения рождаемости на график одновременного роста смертности населения .

Причем смертность даже в последние, относительно благополучные в экономическом смысле годы не сокращается, а растет. В 1965 году общий коэффициент смертности населения России составлял 7,6 человека на 1000 человек населения, в 1988 г. он вырос до 10,7, в 1999 году - 14,7, в 2001 году на 1 тысячу населения приходилось 15,6 смертельного исхода, а в 2002 году - уже 16,3.

Страшилка из будущего

Россия, 2050 год. В крупных городах звучит речь какая угодно, только не русская, а сами города поделены на национальные кварталы: татарский, башкирский, чеченскийѕ Периодически случаются стычки между национальными общинами, причиной которых являются территориальные споры из-за наиболее престижных районов городов. Так, в Москве татарская и чеченская общины оспаривают право на территорию от Нового Арбата до Москвы-реки...

Комментарий

Русских в крупных городах почти не останется. Ведь на Северном Кавказе, например, с рождаемостью все в порядке, как и в других национальных республиках. А с работой плохо. Люди уезжают, причем в большие города. Так происходит в Европе, так же будет и у нас. А вот что касается собственно русских - так это просто беда.

По переписи 1989 года в СССР жили 145,2 миллиона русских, из них 119,9 миллиона - на территории России. По переписи 2002 года в России живут 116 миллионов русских, из них около пяти миллионов переехали из республик бывшего Советского Союза. А в последние годы русское население сокращается еще быстрее - приблизительно на полтора миллиона человек в год. Считайте: до 2050 года осталось 45 лет, убыль - полтора миллиона человек в год. Умножаем, получается, что русских будет меньше на 67,5 миллиона человек. 116 миллионов минус 67,5 миллиона равно 48,5 миллиона.

Надеюсь, что столь катастрофического сокращения численности русских все же не произойдет. Во-первых, закончится спад, связанный с последствиями войны. Во-вторых, с улучшением экономического положения должна бы вырасти рождаемость - самые последние данные позволяют на это надеяться. Но чудес и вообще-то не бывает, а уж в демографии - особенно.

Страшилка из будущего

Россия, 2050 год. Объявлен конкурс "Мечта русской женщины", в ходе которого будут распределены два миллиона крупных денежных призов. В конкурсе могут принять участие все русские мужчины в возрасте от 16 до 60 лет. Строго обязательна справка от нарколога о пожизненном кодировании от алкоголизма.

Комментарий

Хотелось бы предостеречь от попыток политизировать демографические проблемы: дескать, во всем виноваты реформы. Вот, скажем, в Белоруссии почти никаких реформ не было, люди как жили, так и живут. А средняя продолжительность жизни мужчин сократилась с 67,3 года в 1986 году до 63 лет в 2001-м (в России этот же показатель равен 64,9 года в 1986 году и 59 годам в 2001-м). Зато уж какие катаклизмы, войны и реформы обрушились на постсоветские Армению и Грузию! Однако средняя длительность жизни мужчин в Армении как была 71 год в 1986 году, такой и осталась в 2001-м. В Грузии мужчины в среднем жили 67,9 года в 1986 году, а в 2001-м - лишь чуть меньше: 67,1 года.

Загадка? Да ничуть не бывало, ответ давно и хорошо известен: во всем виновата пьянка. И дело даже не в количестве выпиваемого спиртного - тут нам фору даст и Германия со своим пивом, и Франция с ее винами. Но мы пьем водку, пьем ее до потери сознания, пьем всюду - и на рабочем месте, и за рулем, и дома. А если нет водки - пьем все, что горит: самогон, технический спирт, стеклоочиститель, одеколон, клейѕ Мы ухитряемся даже поэтизировать эти суррогаты. Помните коктейль "Слеза комсомолки" из повести В. Ерофеева "Москва - Петушки"? А мы в студенчестве залихватски распевали:

Если взять сто грамм аэрозоли,

что от тараканов и клопов,

и добавить жидкость от мозолей,

капнуть капли три "Шанель" духов,

влить туда резинового клея

и разбавить лаком для ногтей -

с этого и грузчики балдеют,

я же только вижу в темноте.

И в результате мрем как мухи. Почти так же пьют на Украине и в Белоруссии, поэтому средняя продолжительность жизни в наших братских славянских республиках за последние 15 лет сократилась почти одинаково, на 4 - 5 лет.

Совсем по-другому (хоть и не меньше) пьют в Армении и Грузии - отсюда и живучесть их граждан, несмотря на войны и прочие беды.

Итак, мужики в России пьют и потому рано умирают. Женщины у нас пьют поменьше и правильнее, благодаря чему живут в среднем на 13 лет больше (в мире этот разрыв составляет 4,5 года). Но женщины ничуть не меньше мужчин виноваты в том, что нас становится все меньше.

Страшилка из будущего

Россия, 2050 год. Националистическая организация "Россия для русских" объявила об учреждении ордена "Материнская слава" и звания "Мать-героиня". Орден будет вручаться русским женщинам, родившим второго ребенка, а звание "Мать-героиня" - русским же женщинам, родившим трех детей. При этом националисты готовы взять на себя всю ответственность за выращивание и воспитание детей.

Комментарий

Взгляните на график рождаемости. Спад между 1910 и 1920 годами - это первая мировая война, революция и гражданская война. Не до детишек вроде бы. Потом некоторый рост - и опять спад, начинающийся во второй половине 20-х годов и длящийся, по сути, до сих пор. Почему?

Ответ также очевиден, как мужская пьянка: Стране Советов срочно нужны были рабочие руки. Позволить женщинам сидеть дома с детьми - это было бы слишком роскошно. Поэтому в России в 1920 году впервые в мире были легализованы аборты. Да еще религию, боровшуюся против абортов, фактически загнали в подполье. В итоге во второй половине ХХ века даже в самых либеральных странах (США и Швеция) было 4 - 5 абортов на тысячу женщин, а в России - 25 - 27!

Зато женщины пошли на работу - сели на трактор, на самолет, встали за ткацкий станок...

Или много работать, или много рожать - совмещать и то, и другое не получается.

Обычно женщины отговариваются тем, что детские пособия маленькие, что медицина у нас плохая, жить негде и так далее. Это все правда, но не вся правда: в Финляндии женщина, родившая двоих детей, может больше никогда не работать - государство ей даст все. Но не рожают.

У нас иногда предлагают платить тысячи долларов за каждого новорожденного. Как будто мало бегает по улицам сирот при живых, но спившихся родителях - несколько миллионов, между прочим! Добавится к ним еще миллион - другой детей, рожденных исключительно ради денег, а нормальные семьи все равно ограничатся одним ребенком, от силы двумя. Не в деньгах проблема - иначе Европа давно бы страдала от перенаселения. Женщины во всем мире выбирают карьеру и работу. 

Страшилка из будущего

Россия, 2050 год. Глава Пенсионного фонда сообщил, что в очередной раз повышен порог пенсионного возраста: отныне и мужчины, и женщины будут выходить на пенсию при достижении 80 лет. Причина, по его словам, в улучшении условий жизни населения, из-за чего люди стали жить дольше и соответственно дольше получать пенсию. А количество трудоспособного населения, из доходов которого и формируется Пенсионный фонд, катастрофически сокращается: сейчас в стране три четверти населения - пенсионеры, десять процентов - дети, а кормит их всех всего пятнадцать процентов населения. Непосильное налоговое бремя вынуждает трудоспособное население или бежать из страны, или укрывать свои доходы, и в том, и в другом случае обрекая пенсионеров на голодную смерть.

Комментарий

Скажете: бред? Уверяю вас, что нет - всего лишь перенесение на отдаленное будущее сегодняшних тенденций. Очень надеюсь, что решение демографической проблемы будет найдено. Причем в России ее решить гораздо легче, чем, например, в Японии. Там средняя продолжительность жизни уже сейчас 80 лет (в России - 66,1 года), а отношение к иммигрантам, к чужакам традиционно крайне прохладное. Но без притока рабочих рук со стороны не сможет обойтись ни одна развитая страна. Тут выбор прост: или повышай пенсионный возраст до такого предела, чтобы до пенсии доживали единицы, или - принимай иммигрантов.




Россию могут обезлюдить

В.Михайлов

Затронутая   «Комсомольской правдой»   проблема демографии в России, является так же темой для выступлений и заявлений Президента России, заседаний многочисленных конференций, «Круглых столов» организуемых различными организациями, вплоть до Государственной Думы, «А воз и ныне там!»

Очередной  «круглый стол» «Современное миграционное законодательство Российской Федерации и практика его применения - реальная угроза будущему Российской Федерации» организовала и провела, в начале этого года,  Международная правозащитная ассамблея совместно с Межрелигиозной и межнациональной федерацией за мир во всем мире и Российским Красным Крестом.

По мнению организаторов, тенденция развития демографической ситуации в Российской Федерации приобрела угрожающий характер. По официальным данным численность населения Российской Федерации постоянно уменьшается. В 2004 году она сократилась на 552,7 тысяч человек, а по прогнозным данным по среднему варианту в 2020 году снизится до 130 млн. человек и в 2050 - до 101 млн., а по пессимистическому варианту до 121 млн. и 77 млн. соответственно.

Если не приостановить существующую тенденцию, то в недалеком будущем многие и так не густо заселенные регионы Российской Федерации могут совершенно обезлюдеть. В результате сокращения человеческого ресурса будет невозможно сохранять ни политический, ни экономический контроль над всей нынешней территорией Российской Федерации, т.е. встанет вопрос о возможности существования Российской Федерации в ее современных границах.

Изменение демографической ситуации повышением рождаемости, которая сегодня является одной из самых низких в мире: 1,3 ребенка на женщину, и увеличением продолжительности жизни населения, на десяток лет меньшей, чем во всех цивилизованных странах мира, хотя и необходимо, но не может решить проблему. Наиболее действенным путем изменения сложившейся тенденции является привлечение в страну иммигрантов. Несложный анализ показывает, что для компенсации естественной убыли населения ежегодно Российская Федерация должна принимать и обустраивать на своей территории не менее одного миллиона иммигрантов, одновременно создав условия для сокращения численности ежегодной эмиграции. Однако действующее сегодня миграционное законодательство и практика его применения не только не способствуют притоку в Российскую Федерацию иммигрантов, но даже препятствует этому, фактически окружив страну новым «железным занавесом». По этой и другим причинам не только граждане из стран дальнего зарубежья, но и из стран СНГ и Балтии, желающие прибыть в Российскую Федерацию и обустроиться на постоянное жительство, фактически не имеют такой возможности. Более того, миллионам граждан бывшего СССР, проживающим в Российской Федерации, но не оформившим своевременно российское гражданство, предъявляются жесткие требования по прохождению процедуры приобретения гражданства, игнорируя мировой опыт их легализации по упрощенной процедуре.

В ряде регионов страны отношение к мигрантам, причем не только по конфессиональному признаку, со стороны властных структур, местного населения и СМИ таково, что вынуждает их покидать Российскую Федерацию. Если ранее они надеялись на поддержку, понимание и обустройство в Российской Федерации, то сегодняшняя миграционная политика лишает их такой надежды.

Не исключено, что в недалеком будущем на миграционные процессы начнут влиять изменяющиеся природные условия, в том числе вызванные глобальным потеплением климата.

Таким образом, действующая государственная миграционная политика и соответствующее законодательство не учитывают множества долговременных факторов и не предусматривают изменение направления демографического вектора на диаметрально противоположное, что неизбежно приведет к необратимому уменьшению численности населения Российской Федерации с неконтролируемыми последствиями.

За Круглым столом известные специалисты, которые многие годы занимаются изучением указанных проблем и мер по их разрешению, обсудили государственную миграционную политику, миграционное законодательство, практику его применения и выработали предложения по их изменению с учетом множества долговременных факторов, влияющих на решение демографических проблем Российской Федерации.

(Публикуется по материалам «круглого стола» «Современное миграционное законодательство Российской Федерации и практика его применения - реальная угроза будущему Российской Федерации»)

Ниже мы помещаем выступление одного из инициаторов проведения «Круглого стола», президента Международной правозащитной ассамблеи Михаила Георгиевича Арутюнова.




О практике применения миграционного законодательства

М.Г. Арутюнов

Вопрос о практике применения миграционного законодательства ставится только потому, что она во многих случаях даже вопреки действующему законодательству с одной стороны ставит мигрантов в безвыходное положение, а с другой – демонстрирует отношение властных структур разного уровня к миграционной проблеме. 

Уважаемые дамы и господа, коллеги

От Международной правозащитной ассамблеи приветствую всех, собравшихся  за Круглым столом по объявленной в приглашениях теме: «Современное миграционное законодательство Российской Федерации и практика его применения – реальная угроза будущему Российской Федерации». Вас не должно смущать, что в полученной вами программе тема Круглого стола обозначена несколько по иному, что вызвано некоторыми тактическими соображениями и пожеланиями некоторых участников заседания.

Необходимость обсуждения объявленной проблемы сформулирована в полученных вами приглашениях.

Я остановлюсь только на некоторых моментах, имеющих, по моему мнению, принципиальное значение.

В последнее время преимущественно в научных кругах и частично в СМИ все чаще обсуждается ситуация с уменьшающейся  численностью населения Российской Федерации, которая, к тому же, может привести через несколько десятков лет к резкому изменению половозрастного состава населения.

Эта проблема будет рассмотрена  рядом следующих докладчиков.

Предваряя их, хочу обратить внимание   на то, что прогнозируемое уменьшение численности населения только за счет естественного прироста не может быть скомпенсировано  и неизбежно возникает вопрос  о путях и возможности сохранения политического и экономического контроля Российской Федерацией  ее нынешней территории.

Вероятно, что эта проблема обсуждается не только общественностью, но и во властных структурах, о чем нас, к сожалению,  совершенно не информируют.

Я же считаю, что нынешнее поколение граждан Российской Федерации, обеспокоенных своим будущим, будущим своих детей и внуков, должно  знать – осознают ли властные структуры реальное изменение ситуации в не столь отдаленном будущем.  Если они это осознают, то нам надо объявить - какие вырабатываются или хотя бы планируются меры по изменению складывающейся ситуации. Однако создается впечатление, что властные структуры, захлебнувшись решением текущих проблем, не задумываются о не столь отдаленном будущем, надеются на «авось», перекладывая их решение следующим поколениям.

На чем основывается такое мнение? Исключительно на оценке действующего, в первую очередь миграционного, законодательства,  практике его применения и складывающейся ситуации в стране.

Почему делается упор на миграционное законодательство? Да только потому, что ни возможное повышение рождаемости, ни увеличение продолжительности жизни не в состоянии решить демографическую проблему.

Почему ставится вопрос о практике применения миграционного законодательства? Только потому, что она во многих случаях даже вопреки действующему законодательству с одной стороны ставит мигрантов в безвыходное положение, а с другой – демонстрирует отношение властных структур разного уровня к миграционной проблеме. 

По мнению многих специалистов наиболее действенным путем изменения сложившейся тенденции является привлечение в страну иммигрантов, благодаря которым еще в середине 90-х в значительной мере покрывалась убыль населения. Потом их поток пошел на убыль. В 1998 году иммигранты компенсировали убыль населения на 40%, в 2000-м - на 20%, в 2002-м - на10%, в 2004 году, скорее всего, эта цифра составит менее 5%. Результат – в 2004 году население страны сократилось по сравнению с предыдущим годом более чем на 500 тысяч человек. 

Каковы причины резкого сокращения числа прибывающих в Российскую Федерацию мигрантов?

Их, естественно, множество, но важнейшими из них, вероятно, являются следующие:  

1. Действующее миграционное законодательство фактически соорудило вокруг Российской Федерации очередной «железный занавес», всячески усложняя и даже препятствуя иммиграции иностранцев в российское государство, в том числе из постсоветского пространства.

2. Социально-экономические условия, в которых оказываются многие иммигранты, уже длительно проживающие на российской территории. Они настолько неудовлетворительны, что негативно влияют на намерения других людей, которые хотели бы покинуть страну своего постоянного жительства и переехать в Российскую Федерацию.

3. Карательная миграционная политика, проводимая правоохранительными органами, как в центре, так и на местах. Она вместо легализации пребывания иммигрантов на российской территории и вывода их из теневой экономики квалифицирует их как нелегальных мигрантов со всеми вытекающими из действующего законодательства последствиями.

4. Рост в населении страны и среди некоторых сотрудников правоохранительных органов и других властных структур шовинистических, вплоть до нацистских, настроений, причем не только по конфессиональному признаку.

Как следствие из сказанного миграционный потенциал стран постсоветского пространства практически исчерпан. Более того – начался отток из Российской Федерации уже проживающих в ней мигрантов. Примеры – Казахстан, Волгоградская область.

Возникает естественный вопрос: Можно ли изменить сложившуюся тенденцию и резко, вплоть  до одного миллиона, увеличить ежегодный приток иммигрантов в Российскую Федерацию? 

На этот вопрос ответить положительно весьма трудно, тем более – найти приемлемое решение. Однако положение таково, что необходимо начинать предпринимать что-то кардинальное уже сейчас, а не откладывать решение проблемы на неопределенное время, когда решить ее будет уже невозможно.

Каким представляется возможное решение этой проблемы?

Необходимо коренным образом изменить отношение не только к сегодняшним и к будущим мигрантам, но и в целом государственную миграционную политику, ориентируя ее не только на ближайшие, но и  на многие предстоящие годы, признав миграционную проблему одной из приоритетных государственных задач.

Каким видится такое  изменение?

Миграционную политику и основанное на ней миграционное законодательство в общих чертах я представляю трехэтапной.

На первом этапе, охватывающем ближайшие 2 – 3 года необходимо легализовать проживающих на российской территории мигрантов, которых по разным причинам органы государственной власти отнесли к категории незаконных мигрантов. По различным экспертным оценкам их насчитывается от одного до пяти миллионов человек.

В течение следующих 3 – 7 лет (второй этап)  следует  принять меры, включая законодательные, по стимулированию возвращения в Российскую Федерацию людей, по разным причинам ее покинувшим.  Таких людей, бывших граждан Советского Союза, которых мы называем русскоязычными, достаточно много, например чеченцев, выехавших, а вернее бежавших за пределы Российской Федерации, не сумевших освоиться за пределами Российской Федерации немцев, евреев, интеллектуальной  и творческой элиты и многих других. Оценить их численность практически невозможно, но надо полагать, что она составляет не один миллион человек.

Наконец, третий этап. Он охватывает следующие одно - два десятилетия. На этом этапе следует, создав определенные преференции, принять меры по стимулированию въезда на постоянное жительство и обустройству в Российской Федерации людей из государств, сегодня называемых дальним зарубежьем, а именно из государств Западной Европы, Американского континента, включая Соединенные Штаты Америки, Азиатских государств, включая Индию и Китай, Африканского континента.

Естественно четкого разграничения миграционных процессов по этапам не может быть. Они будут накладываться один на другой, пересекаться один с другим, но они неизбежны, если имеется намерение сохранить Российскую Федерацию в ее нынешних границах.

Конечно же, эти предложения могут показаться фантастическими и не реальными, особенно в части второго и тем более третьего этапа. Безусловно  - они спорные, но уже сегодня поднимать и искать решение демографической проблемы, в частности и в основном благодаря расширению масштабов иммиграции нужно незамедлительно.

Конечно же, в первую очередь необходимо решить первый из перечисленных этапов, который не потребует сколько-нибудь заметных финансовых вложений, а наоборот выведет сотни тысяч и даже миллионы людей из теневой экономики, ускорив тем самым рост экономического потенциала страны.

Что же касается второго и, особенно, третьего этапа, то иммиграционный процесс, если российские органы государственной власти не примут упреждающих мер, будет развиваться стихийно. Причем не только из-за продолжающегося роста населения сопредельных государств, но и из-за предсказываемого изменения климата и связанного с ним сокращения пригодных для жилья земель.

Каковы ожидаемые при этом трудности,  какие проблемы необходимо осмыслить и решить и на государственном уровне, и населению страны, и самим мигрантам, причем не только сегодня, но и в будущем? 

Проблем множество: экономические, социальные, национальные, конфессиональные, прав человека, толерантности, межгосударственные и многие другие.

Решать их следует в общегосударственном масштабе с одновременным разъяснением населению страны насущной необходимости расширения масштабов иммиграции.  При этом активную разъяснительную работу могли бы осуществлять СМИ.

Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем заседании мы обсудили и/или хотя  бы частично обозначили их для более детального рассмотрения.

Заключая свое выступление, вероятно с весьма спорными оценками и предложениями, хочу еще раз подчеркнуть, что игнорирование сегодняшних и, особенно, будущих миграционных проблем неизбежно приведет к необратимому уменьшению численности населения Российской Федерации с соответствующими последствиями.

И самое последнее. Именно благодаря изложенному возможному развитию миграционных процессов может оправдаться высказанное Жанной Антоновной Зайончковской предположение о том, что Россия в XXI веке может стать Америкой.

Спасибо за внимание.




Проблемы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства из числа бывших граждан СССР, желающих остаться на постоянное проживание в Российской Федерации

Мы продолжаем публиковать материалы Конференции «Проблемы вынужденной миграции в России» (Смотрите «Бюллетень» №9-10, 2005год). И в сегодняшнем номере размещаем предложения НПО по проблеме соотечественников, теперь уже по новому законодательству «ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН», обобщённые юристом правозащитной организации «Мемориал» и Форума переселенческих организаций Евгением Александровичем Бобровым.

Евгений Бобров

После распада СССР на территории Российской Федерации находятся тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства из числа бывших граждан СССР.

В связи с несогласованностью, противоречивостью и необоснованной жесткостью российского законодательства о правовом положении иностранных граждан и о гражданстве значительная часть этих лиц оказались фактически бесправными.

Проживая в России по нескольку лет, будучи обеспеченными работой, имея семьи и развитые социальные связи, все эти годы они считали себя частью российского общества.

Важно отметить, что значительную часть проживающих в России бывших граждан СССР составляют уроженцы России. Посвятив лучшие годы жизни освоению и становлению окраин Империи, и затем возвратившись в Россию, многие из них также оказались выброшенными за пределы правового поля и находятся фактически без определенного правового положения.

Очень жесткие требования к условиям выдачи вида на жительство (предварительное проживание с разрешением на временное проживание, которое также сложно получить), квотирование, наличие самостоятельного жилья, источника значительного дохода, огромные сложности в оформлении регистрации (даже временной) в совокупности с большой коррупционностью законодательства до предела усложнили процедуру легализации значительного количества бывших граждан СССР.

Будучи полностью лишенными большинства социальных прав и возможности трудоустройства, многие бывшие граждане СССР вынуждены реализовывать свои права нелегально, боясь быть привлеченными к ответственности и выдворения за пределы России. В особенно тяжелом положении оказались нетрудоспособные лица указанной выше категории и иждивенцы, находящиеся на их содержании.

Проблемы законодательства

Главная проблема возникла из-за несоответствия двух вышеназванных законов в вопросе документального подтверждения постоянногопроживания бывших граждан СССР на территории Российской Федерации при изменении законодательства (1 ноября 2002 г.).

Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» не возлагал на этих лиц обязанность получать вид на жительство в подтверждение своего постоянного проживания в СССР. Они считались законно проживающими в России и без вида на жительство, до 1995 — 97 гг. их без проблем регистрировали по месту жительства.

Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установил обязательность наличия вида на жительство у всех иностранных граждан в подтверждение законности их проживания в России, и с 01.11.2002 г. превратил в нелегалов всех бывших граждан СССР, не имеющих разрешительных документов на проживание.

Проблема может быть частично решена принятием законопроекта о внесении изменений в Федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О гражданстве Российской Федерации», разработанного Уполномоченным по правам человека в РФ в декабре 2004 г., смысл которого в том, что постоянное проживание иностранного гражданина в России может быть подтверждено одним из следующих документов:

видом на жительство;

регистрацией по месту жительства;

удостоверением переселенца либо свидетельством на переселение в Россию в соответствии с межгосударственными соглашениями Российской Федерации (при наличии документального подтверждения переселения);

документами об убытии с прежнего места жительства и проживанием по новому месту жительства;

а при отсутствии этих документов - решением суда об установлении факта проживания.

Таким образом, при наличии одного из перечисленных документов (либо группы документов) иностранный гражданин или лицо без гражданства из числа бывших граждан СССР сразу может обратиться за приобретением гражданства или получить вид на жительство (в случае его отсутствия).

Серьезным препятствием в легализации бывших граждан СССР, проживающих в России фактически, является квотирование выдачи разрешений на временное проживание.

Квота определяет количество разрешений, которое может быть выдано в субъекте Федерации и устанавливается каждым субъектом самостоятельно. Без учета квоты разрешения на временное проживание выдаются:

уроженцам РСФСР или России;

признанным нетрудоспособными и имеющим дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

имеющим хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации (с этой целью заключается много фиктивных браков);

осуществившим инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;

поступившим на военную службу, на срок военной службы. Проблема заключается в том, что даже в тех субъектах, где проживает значительное число иностранных граждан, размер квоты чрезвычайно маленький, что делает невозможной легализацию уже проживающих в стране иностранных граждан и лиц без гражданства. Например, в Москве на 2004 г. она составила всего 5.000 разрешений и была исчерпана уже к весне.

Непонятно, что делать иностранным гражданам, не вошедшим в квоту? Причем, даже имеющим жилье, работу и содержащим семьи.

Предлагается, чтобы с учетом количества иностранных граждан, уже находящихся на территории каждого субъекта Федерации, Правительство РФ установило для каждого субъекта Федерации минимальный размер квоты, ниже которого ее определять не допускается.

Для подачи документов на выдачу разрешения на временное проживание (а для лиц, зарегистрированных по месту жительства, - на получение вида на жительство) требуется представить документ о наличии дохода от не запрещенной законом деятельности, обеспечивающего прожиточный минимум.

Заработная плата весьма значительной части населения России (тем более, иностранных граждан и лиц без гражданства, особенно в регионах страны) не обеспечивает прожиточный минимум всем членам семьи, а в ряде случаев даже и самому заявителю (при отсутствии иждивенцев).

Так, при прожиточном минимуме для трудоспособного населения в целом по России в 2.588 руб. (2-й квартал 2004 г., постановление Правительства РФ от 03.09.2004 г. № 456) размер минимальной заработной платы составляет всего 720 руб.

Кроме того, с большими проблемами сталкиваются одинокие малообеспеченные иностранные граждане, приобретшие право на пенсию (получившие инвалидность, потерявшие кормильца, лица предпенсионного возраста и др.), но которым пенсия не назначается по причине отсутствия вида на жительство.

Получается замкнутый круг: нельзя назначить пенсию по причине отсутствия вида на жительство, а вид на жительство не выдается из-за отказа в назначении пенсии.

Проблему не решает и установленное в постановлении Правительства РФ от 01.11.2002 г. № 789 право иностранного гражданина, имеющего право на пенсию, в качестве документа о наличии дохода представить пенсионное удостоверение. Вышеназванные лица не имеют такого удостоверения, поскольку в назначении пенсии им отказано.

Предлагается исключить из Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» требование о представлении документального подтверждения дохода размером не меньше, чем прожиточный минимум в расчете на заявителя и членов семьи. Следует оставить только требование представить документ о наличии дохода от не запрещенной законом деятельности.

С 1 января 2005 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. (ред. от 20.07.2004 г.) и право на пенсию в России получили иностранные граждане и лица без гражданства, не только постоянно, но и временно проживающие в Российской Федерации (статья 7).

Между тем, в законы о пенсионном обеспечении, регулирующие основания возникновения права граждан на пенсии и порядок их назначения, (ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. и ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 г.), соответствующее изменение не внесено.

Для защиты социальных прав иностранных граждан и лиц без гражданства требуется внести аналогичное изменение в два вышеназванных закона.

С неразрешимыми проблемами сталкиваются временно пребывающие в России лица без гражданства при утрате документа, удостоверяющего их личность (в основном, паспорта гражданина СССР образца 1974 г.), либо при смене фамилии.

Действующим законодательством не предусмотрена форма документа, хотя бы временно удостоверяющего их личность.

Предлагается разработать документ под названием «Удостоверение личности лица без гражданства», порядок выдачи и форму которого утвердить постановлением Правительства РФ, а существо данного документа закрепить в ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», дополнив ее последним абзацем примерно следующего содержания: «удостоверение личности лица без гражданства - документ, удостоверяющий личность временнопребывающего в Российской Федерации лица без гражданства, выданный взамен утраченного удостоверяющего личность документа».

Проблемы правоприменительной практики

Повсеместные колоссальные сложности в продлении срока разрешенного пребывания иностранных граждан (срока регистрации в миграционной карте) уже стали притчей во языцех.

По истечении срока регистрации в миграционной карте органы внутренних дел немотивированно отказывают в продлении срока регистрации и зачем-то направляют иностранных граждан пересекать границу Российской Федерации для получения новой миграционной карты. Соглашаются ставить регистрацию только в новой миграционной карте.

Такая практика встречается сплошь и рядом. Ее незаконность и абсурдность ни у кого сомнений не вызывает, но меры не принимаются.

В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в России может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в страну.

Поскольку лицам, прибывшим в Россию по безвизовому режиму, никаких разрешений на въезд не требовалось и не требуется, то работники паспортных служб не вправе произвольно отказывать в продлении срока их временного пребывания в России.

Отказать в продлении разрешенного пребывания (регистрации в миграционной карте) можно лишь при наличии обоснованных подозрений в причастности заявителя к преступной деятельности, наличии совершенных им административных правонарушений либо наличии общественно опасного заболевания.

Предлагается продолжить продление срока временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства из числа бывших граждан СССР, получивших миграционные карты и не имеющих оснований отказа в продлении срока временного пребывания (причастность к терроризму, угрозы основам конституционного строя или безопасности граждан и др. основания по аналогии с отказами в выдаче разрешения на временное проживание и вида на жительство). Это можно сделать приказом МВД России.

Одновременно привлекать к ответственности должностных лиц органов внутренних дел, необоснованно отказывающих в продлении срока временного пребывания и в принятии документов на выдачу разрешения на временное проживание и вида на жительство.

Сотрудники органов внутренних дел часто грозят выдворением гражданам Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии и Туркменистана, прибывшим в Россию по безвизовому въезду и находящимся в России без виз. Мотивируется это тем, что поскольку с 05.12.2000 г. У России установлен визовый режим въезда с этими государствами, то их граждане могут находиться в России только при наличии визы.

Такая позиция несостоятельна за очевидной незаконностью.

Дело в том, что виз только на проживание (вне зависимости от пересечения государственной границы) не было и нет. Поскольку эти лица пересекли государственную границу в период безвизового въезда, то никаких «виз на проживание» они получать не должны.

Ни международное, ни российское законодательство не возлагают на лиц, прибывших в Россию по безвизовому въезду, обязанность немедленно выехать из страны и въехать по визе, в подтверждение законности своего проживания. И после 01.11.2002 г. они также являются законно находящимися в России и при отсутствии виз, но при наличии разрешительного документа на проживание (миграционной карты с отметкой о регистрации, разрешения на временное проживание, вида на жительство). Поэтому их выдворение по причине отсутствия визы незаконно.

МВД России должно довести до сведения своих подразделений о законности нахождения в России без виз иностранных граждан, прибывших в Россию по безвизовому въезду, при наличии разрешительного документа на проживание (пребывание).

Следующей проблемой в легализации являются отказы в выдаче разрешений на временное проживание либо в принятии документов на их выдачу по причинам, не предусмотренным законодательством (например, из-за отсутствия супруга — гражданина России, отсутствия жилья в собственности, несоблюдении при вселении нормы социальной площади жилья и др.).

Впоследствии подавляющему большинству этих лиц немотивированно отказывается в продлении срока действия миграционных карт.

Следствием самоуправства органов внутренних дел в применении законодательства является переход законопослушного человека в категорию нелегалов, что с одной стороны, обязывает его уехать из России, а с другой, создает почву для коррупции, когда законность восстанавливается за взятки.

Предлагается подзаконным актом МВД России обеспечить исполнение закона.

Более того, целесообразно установить норму об автоматическом продлении срока разрешенного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства при принятии к рассмотрению материалов на выдачу ему разрешения на временное проживание - на весь срок рассмотрения.

Несовершенство законодательства в вопросе подтверждения постоянного проживания в России приводит к большим сложностям в осуществлении иностранными гражданами и лицами без гражданства из числа бывших граждан СССР социальных прав (назначение пенсии, получение полиса обязательного медицинского страхования и оказание медицинской помощи, поступление в вуз и др.).

Постоянное проживание в России иностранных граждан, а также реализацию их социальных прав существующая правоприменительная практика связывает исключительно с наличием вида на жительство.

Между тем, постоянное проживание человека может быть подтверждено не только видом на жительство, но и другими документами, в том числе решением суда об установлении факта проживания.

Конституционный Суд РФ определением от 04.03.2004 г. № 146-О по жалобе Адамян Ж.С. подтвердил, что пенсионное обеспечение иностранных граждан и лиц без гражданства не зависит от их регистрационного учета и наличия вида на жительство, поскольку факт постоянного проживания в России может быть установлен в том числе и судом.

Это определение пенсионными органами игнорируется из-за разъяснений ПВУ МВД России, постоянно ссылающимся на подтверждение постоянного проживания только единственным документом - видом на жительство. Но МВД России не занимается пенсионными, медицинскими и иными вопросами, в связи с чем не может давать указания социальным органам.

Проблема может быть решена исполнением вышеназванного определения Конституционного Суда РФ и учетом всеми органами власти и учреждениями судебного решения об установлении постоянного проживания в России иностранного гражданина и лица без гражданства из числа бывших граждан СССР в качестве документа, подтверждающего его постоянное проживание в России (хотя бы в течение определенного срока до получения вида на жительство).

Для этого предлагается внести изменения в основные регулирующие Законы и подзаконные акты (в сфере пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования, образования и др.), установив следующие подтверждения постоянного проживания:

вид на жительство;

регистрация по месту жительства;

судебное решение об установлении факта постоянного проживания на территории России.

 При наложении взыскания в виде выдворения за совершение не менее чем двух административных правонарушений (как правило, проживание без разрешительного документа и регистрации), органы внутренних дел не проводят процедуру привлечения лица к административной ответственности, регламентированную КоАП РФ.

В частности, не выясняют, получал ли иностранный гражданин миграционную карту, обращался ли за регистрацией, а в случае отказа в выдаче миграционной карты и в регистрации законен ли отказ? Даже в единичных случаях незаконности отказа не принимаются меры к сотрудникам соответствующих ОВД либо других органов и учреждений.

МВД России и Генпрокуратура РФ должны установить эффективный контроль за законностью действий органов внутренних дел по отказам в выдаче иностранным гражданам разрешительных документов, оформлении регистрации и др.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ