Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №124(01.06.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
СТРАНИЦА ПРАВОСЛАВИЯ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


О состоянии и возможных перспективах российско-молдавских отношений

Геннадий Коненко

В 90-х гг. прошлого века после провозглашения Молдавией своей независимости  российско-молдавское сотрудничество переживало период стагнации, причиной чему были, с одной стороны, антироссийская политика пришедших к власти в Молдове националистических сил и, с другой, экономическая и политическая неразбериха в России во времена правления Б.Ельцина и его «рыночной» команды. Толчком для интенсификации двусторонних связей в различных областях стали политические моменты, точнее,  первый официальный визит в Республику Молдова президента России В.В.Путина в середине 2000 г. и победа в 2001 г. на парламентских выборах в РМ Партии коммунистов во главе с ее лидером В.Н.Ворониным, ставшим президентом страны.

Пришедшие к власти коммунисты заявили о стремлении установить и развивать с Россией т.н. стратегическое партнерство. Во время предвыборной кампании ПКРМ обещала избирателям и всему народу, что  в случае прихода ее к управлению государством она намерена решить четыре  основные задачи во внутренней и внешней политике: придать русскому языку официальный статус, урегулировать приднестровскую проблему в интересах всей Молдавии, взять курс на приоритетное развитие отношений со странами СНГ и, прежде всего, с Россией, рассмотреть вопрос о присоединении Молдовы к Союзу Россия – Беларусь.

Москва, которой эти провозглашенные намерения не могли не импонировать, в ответ предпринимает ряд конкретных политических и экономических мер, направленных на укрепление установившегося в республике режима. В частности, Молдавии были предоставлены определенные льготы как в топливно-энергетической сфере, так и в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве в целом. Была произведена реструктуризация государственного долга Молдавии, который страна начнет выплачивать России только в этом 2005 году. Сегодня это более 142 млн. долл. США.

В период обострения внутриполитической ситуации в стране в начале 2002 г., возникшей  в результате провокационных акций христианских демократов, Россия поддержала позицию молдавской делегации при обсуждении положения в Молдове в Совете Европы. С ноября 2003 г. действует подписанный между РФ и РМ Протокол о поэтапной отмене изъятий из режима свободной торговли, который усиленно лоббировала молдавская сторона во всех российских инстанциях. Речь идет о таких товарах, как сахар, табак и табачные изделия, спирт. Практически ежегодно молдавским экспортерам предоставлялась дополнительная квота на ввоз в Россию сахара (от 36 тыс. до 100 тыс. тонн). С 1 января с.г. молдавский сахар поставляется в Россию  в режиме свободной торговли, что, естественно, ущемляет интересы российских производителей сахара.

Молдавия вообще получила с 2002 г. более широкие возможности для увеличения поставок на российский рынок своей сельскохозяйственной продукции и продукции виноделия. По словам директора департамента "Молдова-вин" РМ В.Миронеску, 87% экспортируемого Молдовой вина поступает в Россию. В 2004 г. Молдова, например, отгрузила в Россию только шампанских и игристых вин на 43% больше по сравнению с 2003 г. В стоимостном выражении экспорт молдавской винно-коньячной продукции достигает суммы почти в 300 млн. долл. США. Союз экспортеров вина РМ прогнозирует на 2005 год рост экспорта вин в Россию еще на 12%.

В Россию из Молдавии идет также около 50% сбора овощей и фруктов. Недавно Минсельхоз РМ сообщил, что экспорт свежих фруктов в Россию и Белоруссию в 2004 г. возрос на 41%. За первые четыре месяца 2005 г. РМ реализовала на российском рынке 4,8 тыс. тонн овощей и картофеля, более 40 тыс. тонн фруктов и более 40 тыс. тонн плодоовощных консервов, что принесло  Молдове 151,5 млн. долл. США.

Доля России в объеме всего экспорта Молдовы составляет 35-40%. Хотелось бы здесь отметить, что в результате несбалансированности российско-молдавского товарооборота, Молдова  вот уже несколько лет в торговле с Россией имеет постоянно увеличивающееся положительное сальдо. В 2004 г. оно составило 280 млн. долл. США, что в 2,7 раза больше, чем это было в 2000 г. 

Видимо, настало время ставить вопрос перед молдавскими  партнерами о ненормальности такого положения вещей.

Как известно, в Молдавии практически нет собственных энергоресурсов. Все потребности в энергоносителях страна покрывает за счет импорта. С каждым годом  эти потребности растут. Более 70% поставляемых в Молдову энергоресурсов приходится на Россию.

В апреле 2002 г. РАО «ЕЭС России» по договоренности с Украиной приняло решение о поставках электроэнергии  в Молдавию по льготной цене, что позволяет правительству РМ получать существенные дополнительные доходы - Молдова экономит на каждом кВт/час 11,3%. Объем поставленной в 2003 г в Молдову электроэнергии, по данным РАО ЕЭС, составил 870 млн. кВт/ч, а в 2004 г. из России в Молдову поступило уже более 900 млн. кВт/ч электроэнергии.  Причем, по прежней льготной цене - 2,35 центов США за 1 кВт/ч., что значительно ниже цены, по которой стране отпускали электроэнергию соседняя Румыния или внутренний иностранный поставщик – испанская компания «Унион Феноса». Внутренний тариф на электроэнергию в госэнергопредприятиях Молдовы равняется в настоящее время примерно 5,4 цента США, а в частном секторе, т.е. у «Унион Феноса» - около 6 центов. Разница, как мы видим, весьма существенная.

Несмотря на весьма большую задолженность РМ за газ, Москва, принимая во внимание тяжелое состояние молдавской экономики, продолжала, тем не менее, экспортировать в Молдову природный газ и другие энергоносители. В 2003 г. Кишинев получил 2,3 млрд. кубов газа, а долг РМ, включая Приднестровье, вырос с почти 1 млрд. долл. США  (на 1 января 2002 г.) до 1,2 млрд. долл. (на 1 марта 2004г.). Обязательства самой Молдовы по т.н. «историческим» долгам на этот период достигали почти 300 млн. долл. США, задолженность Приднестровья – более 921 млн. долларов. К началу 2005 г. после договоренности с «Газпромом» о реструктуризации исторических долгов Кишиневу осталось выплатить только 120 млн. долл. США.

В декабре 2004 г. российский концерн "Газпром" и его дочерняя фирма "Газэкспорт" заключили с молдавской стороной договор о поставке в 2005 г. в Молдову, в том числе в приднестровский регион, около 3,2 млрд. кубометров природного газа, что на 50 млн. больше, чем в 2004 г. "Газпром" будет поставлять газ по цене 80 долл. США за 1000 кубических метров, "Газэкспорт" - по 68 долл. За транзит природного газа по территории Молдовы российский концерн уплатит Кишиневу более 50 млн. долларов.

Российская сторона неоднократно предлагала Молдове различные варианты погашения ее долгов перед Россией. 

В счет долга «Газпром» приобрел 50% плюс одну акцию АО «Молдова-газ», ставшее его дочерним предприятием, в собственность которого перешла государственная система газопроводов Молдавии. В марте 2003 г. «Газпром» подписал с правительством РМ протокол, который предусматривал возможность передачи российской газовой компании в счет долга ряда предприятий ТЭК Молдовы – кишиневских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, электроподстанции «Вулканешты», ЛЭП- 400 кВт, а также оставшихся у государства 35% акций «Молдова-газ».

Но вскоре премьер-министр РМ В.Тарлев заявил, что правительство не может пойти на это, ибо Всемирный банк и Международный валютный фонд рекомендовали проводить последующую приватизацию (продажу) молдавской госсобственности за деньги, а не в счет долгов.  Но тогда и газ, по логике вещей, Молдова должна получать через этих «благодетелей», но, видимо,  цена его может быть другой - не 80 долл. США за 1000 кубов, а 120 или даже140 долл. И молдавская сторона, естественно, продолжает обращаться не к этим банкам, а к России с просьбой об увеличении объемов поставок газа в страну, увеличении объемов газа для транзита через территорию РМ, в том числе газа из Средней Азии настаивает на снижении цены на российский газ, на участии «Газпрома» в качестве инвестора в строительстве в РМ новых газопроводов в стране и т.д.

А как будет Молдавия расплачиваться, остается неясным.  Серьезным подспорьем для РМ будет, конечно, переход к взиманию НДС на поставляемые из России товары по их месту назначения, что даст Кишиневу возможность сократить расходы по импорту российского природного и сжиженного газа, нефтепродуктов на  18%. Переговоры по этому вопросу уже ведутся. И опять в проигрыше будет Россия.

Есть еще одна статья нашего сотрудничества – это миграция молдавской рабочей силы в Россию, правда, не всегда легитимная. По подсчетам некоторых экономистов, на территории России в настоящее время работают около 1 млн. трудовых мигрантов Молдовы и Приднестровья, которые переводят в Молдавию более 1 млрд. долл. США ежегодно.

Россия занимает первое место по объему капиталовложений в Республике Молдова среди всех других иностранных инвесторов, в том числе и в Приднестровье. Общая сумма российских инвестиций в Молдавии (без Приднестровья) превысила 200 млн. долл. США  и составила примерно 30% всех иностранных капиталовложений.  По масштабам страны это не столь уж и мало, если учесть, что весь ВВП РМ в 2004 г. равнялся примерно 2,5 млрд. долл. США. Сейчас в РМ и ПМР насчитывается около 350 предприятий, в которых присутствует российский капитал, из них более 200 являются российско-молдавскими или российско-приднестровскими совместными предприятиями. Наши инвестиции традиционно направлялись в энергетический сектор экономики Молдавии, однако в последнее время значительные средства вкладывались и в такие отрасли, как машиностроение, производство стройматериалов, сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность и др.

Положение начинает заметно меняться с конца 2003 г., когда Молдова начинает разворачиваться в сторону Запада. В этом не было бы ничего плохого, если бы этот дрейф не сопровождался антироссийскими выпадами и игнорированием российских интересов.

Как было сказано выше, Кишинев отказался от договоренностей передать в российскую собственность некоторые предприятия энергетического комплекса в счет погашения долгов, хотя это было прописано в Протоколе седьмого заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству от 27 июня 2003 г.

Молдавская сторона стала всячески затягивать приватизацию российскими инвесторами других объектов, объявила о возможности непризнания приобретения  представителями российского бизнеса ряда предприятий в Приднестровье.

Пример, связанный с продажей Северных и Северо-западных энергосетей российской компании РАО «ЕЭС России», лишний раз подтверждает эту линию. Тендер по приватизации этих госпредприятий не состоялся. Власти в этом случае могли провести отдельные переговоры с российским холдингом на предмет прямой продажи ему упомянутых объектов, как это допускается молдавским законодательством, но сделано этого не было. А может, так и было задумано.

Еще один пример. По настоятельной и многократной просьбе Кишинева была начата совместная проработка довольно масштабного инвестиционного проекта по завершению строительства нефтеналивного терминала в н. п. Джурджулешты на молдавском участке реки Дунай и сооружению морского коммерческого грузопассажирского порта. Российские инвесторы готовы были приступить к строительству. Оставалось решить вопрос о передаче земельных участков и имущества порта в их собственность или в аренду на длительные сроки, что было бы компенсацией за финансирование проекта строительства и выплату Европейскому банку реконструкции и развития молдавского долга в размере 15 млн. долл. США. Но молдавская сторона изменила свою точку зрения (в который раз), и, ссылаясь на внутреннее законодательство, заявила о невозможности передачи земельных участков и сооружений порта российским предпринимателям. Позднее это обстоятельство, однако, не помешало Кишиневу заключить сделку с другими иностранными инвесторами. В феврале с.г. президент РМ В.Воронин промульгировал Закон о международном свободном порте Джурджулешты, а также Закон об утверждении Инвестиционного соглашения, подписанного правительством Молдовы с азербайджанским холдингом «Aзпетрол».

Сегодня в Москве есть серьезные основания сомневаться в искренности намерений  Молдовы развивать взаимовыгодное сотрудничество с Россией.

Политические трения между Россией и Молдовой связаны, прежде всего, с приднестровским урегулированием и пребыванием российских войск в Приднестровье.  Эти разногласия рельефно проявились после отказа президента В.Воронин подписать предложенный Москвой новый план приднестровского урегулирования, изложенный в Меморандуме «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства». Проект документа был согласован между молдавской стороной и приднестровским руководством при посредничестве России, которая сделала и делает все, чтобы приднестровская проблема была решена раз и навсегда. И надо сказать, что в ноябре 2003 г. Кишинев и Тирасполь были очень близки к тому, чтобы нормализовать свои отношения, воссоединить Молдавию и создать, таким образом, прочную основу для успешного экономического и социального развития объединенного молдавского государства. Конечно, это суверенное право Кишинева подписывать или не подписывать тот или иной международный документ, но зачем тогда было его парафировать и тем более приглашать на подписание президента России.

В 2004 г. переговорный процесс по урегулированию фактически прекратился. Редкие встречи не привели, да и не могли привести к каким-либо положительным результатам, несмотря на все усилия посредников – России, Украины и ОБСЕ. Главная причина, по мнению многих экспертов по молдавско-приднестровской проблематике, заключалась в том, что представители Кишинева на каждой такой встрече выступали с предложениями, которые порой кардинально отличались от его прежних позиций.

Молдавское руководство отказалось от согласованного принципа федеративного устройства будущего объединенного государства, поддержанного всеми странами и международными организациями, которые в той или иной форме оказывали содействие в решении проблемы урегулирования.

В самой Молдове с июля 2002 г. вплоть до конца сентября 2004 г. федерализация рассматривалась как наиболее рациональный путь решения приднестровской проблемы и воссоединения страны.

Молдавские власти «забраковали» как неэффективный действующий пятисторонний механизм переговоров по урегулированию (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ), с чем Россия не может согласиться, поскольку этот формат далеко себя не исчерпал. И это мнение не только одной России.

Молдавская сторона «забраковала» также проводимую миротворческими контингентами Молдовы, Приднестровья и России операцию по поддержанию мира и стабильности в регионе. Кишинев настаивает на замене российских миротворцев международными голубыми касками из стран ЕС или НАТО. Москва считает миротворческую операцию успешной, что неоднократно отмечали сами молдаване. В течение 13 лет в зоне безопасности сохраняется мир и стабильность. За 13 лет здесь не погиб ни один миротворец, не в пример подобным операциям в других горячих точках планеты (Косово, Босния и др.). В ожидании новых миротворцев Молдова приостановила свое участие в Объединенной контрольной комиссии, которая осуществляет политическое руководство этой операцией с момента окончания вооруженного конфликта между Молдовой и Приднестровьем в июле 1992 г.

Молдова сегодня стремится исключить из переговорного процесса Приднестровье,  что Россия тоже не может поддержать. Мировая практика показывает, что без участия в переговорах всех сторон конфликта решить его окончательно мирным путем будет практически невозможно.

А чего стоят заявления молдавских официальных лиц об якобы оккупации Россией части молдавской территории. Конечно, такие оценки никак не способствуют смягчению напряженности в отношениях между нашими странами.

Так сложилось исторически, что после распада Советского Союза в Молдавии продолжала дислоцироваться 14-я армия. Сегодня в Приднестровье остается около 1500 российских военных, которые охраняют склады с оружием и боеприпасами, к тому же часть из них выполняет функции миротворцев.

Российско-молдавское сотрудничество в гуманитарной сфере осуществляется на основе двухгодичных программ. Здесь, к общему удовольствию, дела обстоят в целом благополучно. В последние годы можно констатировать активизацию культурных связей между нашими странами. С 2002 г. проводятся Дни культуры Республики Молдова в Российской Федерации и Дни культуры Российской Федерации в Республике Молдова.  В Москве, Екатеринбурге, Твери и других городах России проходили гастроли всемирно известных звезд классического вокала М.Биешу и М.Мунтяну, хореографических коллективов  "Кодрянка"  и  "Флуераш".

В сентябре 2003 г. была подписана Программа сотрудничества между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Молдова в области культуры на 2004-2005 гг. Российской стороной подготовлена программа гуманитарного сотрудничества с Молдовой на 2006-2007 гг.

Значительным шагом в развитии связей в области образованиястало подписание в марте 2003 г. межправительственного соглашения о взаимном признании документов об образовании.

Республике Молдова регулярно предоставляются места в российских вузах.

Взаимодействие наших стран в областинауки, несмотря на наличие подписанной в 2001 г. пятилетней Программы научно-технического сотрудничества между РФ и РМ, пока не получило должного развития.

Тема «забывчивости» молдавских коммунистов относительно их обещаний сделать русский язык вторым официальным языком Молдовы, обеспечить русским гражданам Молдовы и представителям других национальных меньшинств равные права с представителями т.н. титульного населения не новая.

Следует отметить, что Кишинев присоединился к Рамочной Конвенции СЕ о защите национальных меньшинств, Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств, а в самой Молдове был принят целый ряд документов, реализация которых могла бы привести к  установлению равноправия титульного населения и проживающих в Молдове представителей других этносов. Однако практическое исполнение молдавского законодательства по вопросам, касающимся  национальных меньшинств, не обеспечивает им равных прав с представителями титульного населения.

Продолжают действовать законы о языках ("О статусе государственного языка МССР», "О возврате молдавскому языку латинской графики", "О функционировании языков на территории МССР"), принятые под нажимом националистов еще в 1989 г., которые послужили первопричиной всплеска межнациональных противоречий, приведших, в конце концов, к отделению Приднестровья, к вооруженному конфликту между Кишиневом и Тирасполем в 1992 г. В силу этого произошел раскол как в молдавском полиэтническом обществе, так и среди самого молдавского населения в результате деления  его националистами на румын и молдаван.

Обращает на себя внимание тот факт, что нынешние власти Молдовы сознательно извращают природу возникшего в 1992 г. конфликта. Борясь за восстановление своих прав, попранных националистическими «языковыми» законами, приднестровцы в 1989-1990 гг. не  помышляли об отделении от остальной Молдовы, и только когда им было в этом отказано, а Москва в лице М.Горбачева стала призывать их фактически к смирению и сотрудничеству с Народным фронтом, они приступили к созданию автономного государства, в рамках которого  и надеялись защитить свою идентичность и право на языковое и культурное разнообразие.

Сегодня официальный Кишинев говорит только о сепаратизме, отказывает Приднестровью в праве на самостоятельное экономическое, социальное и культурное развитие, и, забыв о необходимости искать компромиссы на нелегком пути нормализации отношений, проводит политику удушения региона любыми средствами.

Говорить о том, что в Молдове надлежащим образом выполняется Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, также пока не приходится, и тем более, о реализации положения, предусматривающего пропорциональное представительство национальных меньшинств в структурах исполнительной и судебной власти всех уровней, в армии, органах охраны общественного порядка и т.д.

В конце 2003 г. парламентом страны была одобрена Концепция государственной национальной политики РМ. В ней было зафиксировано: «Терпимость и уважение к языкам, культурам, религиям и верованиям других этнических сообществ, проживающих на территории Молдовы,… является неотъемлемым условием политического суверенитета и гражданского мира в стране. Государство обязуется всемерно заботиться о сохранении, развитии и свободном выражении этнической, культурной, религиозной и языковой идентичности всех этнических сообществ, проживающих в Молдове».

 Правительство должно было разработать комплексную программу мер по реализации этой Концепции, но пока ее нет, и неизвестно, будет ли теперь вообще.

Националисты сразу же встретили Концепцию «в штыки» и до настоящего времени не приемлют этот документ, утверждая, что Концепция ущемляет права коренного населения. Следует в связи с этим заметить, что есть научные исследования, доказывающие, что на территории нынешней Молдавии славянские племена проживали совместно с молдавскими и валашскими и участвовали в создании и становлении молдавской государственности – средневекового Молдавского княжества. На территории Молдавии обнаружено 30 славянских поселений VI –VII вв. и свыше 80 – VIII – IX вв. Поэтому можно говорить о том, что в сегодняшней Молдове проживают два коренных народа – потомки молдаван и славянских этносов, в т.ч. и русинов.

Ныне о Концепции национальной политики РМ молдавские власти стараются не вспоминать.

В своем выступлении перед депутатами вновь избранного парламента президент В.Воронин, перечисляя первоочередные задачи нового правительства по  реализации Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности, Плана действий Республика Молдова - Европейский союз, Национальной программы «Молдавское село», Национальной программы по изучению государственного языка и др., об упомянутой выше Концепции вообще не сказал ни слова. А ведь совсем недавно эта концепция представлялась властями как программа решения проблемы межнациональных противоречий и установления межэтнического согласия в стране.

Встает вопрос, а что сегодня этой проблемы в Молдове уже не существует, и нет в стране сил, стремящихся постоянно сеять рознь и вражду между населяющими республику народами.

Теперь, когда союзниками Компартии Молдовы стали националисты из Христианско-демократической народной партии и Социал-либеральной партии, есть большие сомнения в том, что Концепция национальной политики РМ вообще будет выполняться. 

Если говорить о дальнейшем развитии российско-молдавского сотрудничества, то, безусловно, перспективы у него есть, и весьма реальные.

Во-первых, у отношений между Россией и Молдавией глубокие корни. Наши народы связывают многовековая история и взаимное уважение.

Во-вторых, от недавнего прошлого – совместного проживания в Советском Союзе у Молдавии и России остались традиционные экономические связи, развитие которых отвечает интересам обеих стран.

Россия заинтересована в поставках доброкачественной продукции с/хозяйства, винодельческой и пищевой промышленности Молдовы.

Развивающийся российский бизнес, как представляется, будет искать новые сферы своего применения на пространстве бывшего СССР, да и Молдова в притоке иностранных инвестиций крайне заинтересована.

Для Молдовы, даже, если она станет членом Евросоюза (а это, как заявляют многте высокопоставленные представители ЕС, произойдет весьма не скоро), российский рынок еще десятилетия останется основным рынком сбыта упомянутой выше продукции.

Кроме того, надо откровенно признать, что в ближайшей перспективе альтернативы поставкам российских энергоносителей, прежде всего, природного газа у Молдовы пока нет.

Реальным, перспективным и взаимовыгодным представляется сотрудничество между Молдовой, Приднестровьем и Россией в области электроэнергетики. Модернизация Молдавской ГРЭС может обеспечить потребности в электроэнергии всей страны и позволит значительную ее часть экспортировать в страны Восточной и Юго-Восточной Европы.

По-прежнему есть необходимость развивать сотрудничество в газовой и нефтяной областях.

Выборы в Молдове прошли. Пропагандистские страсти отшумели. Новое правительство приступило к исполнению своих обязанностей. Между сопредседателями Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Молдовой возобновились контакты по вопросу проведения очередного ее заседания, которое не удалось провести в 2004 г.

А чего ждет Россия от Молдовы, достаточно четко сказано в телеграмме президента России В.Путина, направленной президенту В.Воронину по случаю его избрания на пост главы молдавского государства. В послании, в частности, говорится: «Надеюсь, что российско-молдавские отношения будут развиваться в русле подлинного конструктивного и заинтересованного сотрудничества, что позволит придать им характер реального взаимовыгодного партнерства».  

Помешать дальнейшему развитию отношений между Россией и Молдовой может только продолжение антироссийской политики молдавских властей.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ