Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №124(01.06.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
СТРАНИЦА ПРАВОСЛАВИЯ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Тест на лидерство

26.05.2005. День

Сергей Солодкий

Решит ли «план Ющенко» приднестровский конфликт?

Украина получила возможность проверить обоснованность своих претензий на региональное лидерство. Недавно Киев презентовал собственное виденье урегулирования приднестровской проблемы. Удачным ли окажется «план Ющенко» (как уже успели назвать «миротворческий документ»)? Его неуспех может стать первым существенным провалом на внешнеполитическом направлении Украины. Его же реализация прибавит вес авторитету государства на международной арене.

«А как Виктор Ющенко собирается решать приднестровскую проблему?», — приходилось неоднократно слышать вопрос от представителей штаб-квартиры НАТО сразу после оранжевой революции, когда Президент не мог определиться даже с кадровыми вопросами, не говоря уже о приднестровском. От Украины уже давно ждали реальных шагов в направлении приднестровского урегулирования. Нынешний интерес ЕС и НАТО к приднестровским событиям нельзя сравнить с таковым несколько лет назад — теперь он имеет абсолютно прагматичное объяснение. Ни в Евросоюзе, ни в Североатлантическом Альянсе не хотели бы граничить со страной, где существует неконтролируемый сепаратистский режим. Как известно, соседняя с Молдовой Румыния вошла в НАТО в прошлом году, а к ЕС присоединится 1 января 2007 года. Может существовать у этого интереса и другой подтекст: Молдова задекларировала своей целью членство в Евросоюзе. Таким образом, у брюссельских чиновников появился еще один важный резон, чтобы следить за внутренними процессами в этой стране.

Украина не заставила долго ждать... Несколько месяцев назад Президент раскритиковал ответственные органы власти за то, что Украина, «которая несет миллиардные убытки из-за этого конфликта», до сих пор не имеет своего плана в отношении Приднестровья. Очевидно, критика Виктора Ющенко была воспринята как руководство к действию: складывалось впечатление, что мирная инициатива Киева разрабатывалась стахановскими темпами. И уже 22 апреля на саммите ГУАМ в Кишиневе Президент обнародовал украинское видение развязывания приднестровского узла. Он предложил семь шагов урегулирования под общим названием «К урегулированию — через демократию». Первая реакция: ничего особенного, никакой конкретики... Конкретика стала известна на днях. В конце прошлой недели Министерство иностранных дел Украины обнародовало план урегулирования приднестровской проблемы. Именно этот документ стороны (Украина, Россия, Молдова, Приднестровье, ОБСЕ с участием представителей Евросоюза и США) обсуждали во время недавней встречи в Виннице. Украинские дипломаты утверждают, что винницкие переговоры стали переломным моментом в переговорном процессе.

Украинский план урегулирования состоит из трех фаз. На исполнение каждой из них отводится по полгода. На первом этапе парламент Молдовы не позднее июля нынешнего года должен принять закон об основных положениях статуса Приднестровского региона. Согласно этому документу, Приднестровье может иметь собственную конституцию, символику (флаг, гимн, герб). Статус Приднестровья определяется как «особая административно-территориальная единица Молдовы в форме республики». То есть фактически речь идет об одобрении базового, общего закона. По замыслу Украины, он должен легитимизировать проведение в Приднестровье парламентских выборов (не позднее октября-ноября этого года).

Выборы как раз являются центровой идеей украинского плана урегулирования. Во-первых, Приднестровье сможет делегировать уже легитимных представителей для ведения дальнейших переговоров. Во-вторых, приднестровский парламент может обновиться за счет прихода «новых лиц», с которыми, по неофициальным замыслом украинской стороны, будет легче достичь компромисса. А он будет крайне необходим, поскольку второй этап урегулирования предполагает распределение компетенции и полномочий между центральными органами власти Молдовы и Приднестровья. Для этого сначала приднестровский парламент принимает соответствующий нормативно-правовой акт. Потом приднестровские депутаты делегируют в специальную парламентскую комиссию Молдовы представителей, которые вместе будут разрабатывать проект нового закона — об особом правовом статусе Приднестровского региона. Наконец, третий этап предусматривает, что Тирасполь и Кишинев вместе с будущими странами- гарантами (Россией, Украиной, ОБСЕ при содействии США и Евросоюза) разрабатывают договор о соблюдении закона об особом правовом статусе Приднестровья.

Каковы основные трудности? Прежде всего, еще слишком рано утверждать, что этот документ будет одобрен всеми сторонами — это должно произойти в ближайшие недели. Сейчас молдаване и приднестровцы вроде бы не против украинского плана, однако не определилась пока что Россия, имеющая непосредственное влияние на поведение тираспольской администрации. Москве действительно будет непросто смириться с реализацией именно украинской формулы примирения. Два года назад потерпел неудачу российский «меморандум Козака» (воплощение российского плана урегулирования было возложено на бывшего первого заместителя главы администрации президента России Дмитрия Козака). Россия тогда довольно успешно вела переговорный процесс (игнорируя при этом других посредников — ОБСЕ и Украину). Но в последний момент президент Молдовы отказался поставить подпись под документом... Главный аргумент — экспертные оценки со стороны международных организаций, которые признали российские предложения, противоречащими интересам Кишинева. В дипломатических кругах поговаривают, что россияне в последний момент дописали в документ несогласованное положение — о присутствии в регионе российских миротворцев (притом, что сама Молдова должна демилитаризоваться). Москва таким образом «в лобовую» зафиксировала зависимость мира в Молдове от гарантий только одной страны — России.

Уже сегодня можно заметить проявления своеобразной зависти со стороны Москвы в отношении украинских предложений. Некоторые российские эксперты даже утверждают, что украинские дипломаты чуть ли не списали «план Козака». На самом деле эти документы абсолютно разные. Российский план носит более конкретный, чем украинский, характер. И даже в общих моментах можно найти существенные отличия (слишком уж бросается в глаза написание «плана Козака» «под Россию»). Например, согласно российскому замыслу Приднестровье могло выйти из состава Молдовы через проведение референдума «при наличии оснований». При этом сами основания не прописывались в документе (фактически таким основанием могло стать что угодно). В украинском документе аналогичное положение конкретизировано: Приднестровье имеет право выхода из состава Молдовы только в том случае, если Молдова примет решение о присоединении к другому государству. Этим тезисом, кстати, априори «нейтрализуются» опасения приднестровцев, будто Кишинев вынашивает замыслы о присоединении к Румынии.

За что наиболее критикуют «план Ющенко»? В первую очередь, за его «общесть» — в нем не прописан конкретный статус Приднестровья. Это, как стало известно «Дню», не понравилось Евросоюзу. Украинские дипломаты в неформальных беседах отмечают, что этот статус как раз и должны определить сами молдаване и приднестровцы в рамках специальной парламентской комиссии. Где гарантии, что депутатам удастся договориться? Никаких. Однако, похоже на то, что Украина делает ставку на приход в приднестровский парламент более «сговорчивых» депутатов. Признаки этого якобы уже есть — недавно почти два десятка нынешних парламентариев Верховной совета ПМР внесли на рассмотрение поправки к конституции, которые расширяют парламентские и сужают президентские полномочия (в условиях жесткого приднестровского режима — это настоящий подвиг). Однако избирательный момент украинского плана вызывает опасения у приднестровцев — дескать, Украина намерена экспортировать оранжевую революцию. Украинские дипломаты полностью опровергают такое предположение, напоминая, что революция в Украине произошла из-за фальсификаций на выборах. В Приднестровье и избирательная кампания, и само голосование будет проходить под наблюдением ОБСЕ, что должно создать равные условия для всех кандидатов.

Россию в урегулировании беспокоит присутствие Соединенных Штатов и Евросоюза. Во время встречи посредников в Виннице, которая состоялась 16—17 мая, россияне прямым текстом ставили вопрос: каким именно Украина видит привлечение Брюсселя и Вашингтона? По информации «Дня», на первом этапе этим сторонам будет отводиться роль наблюдателей. Если же Приднестровье и Молдова поддержат расширение круга посредников, то Киев также даст свое «добро». (Хотя до сих пор ни Киев, ни Москва не получили соответствующих писем от США и ЕС). Можно предположить, что присутствие западных дипломатов несколько сузит поле для разнообразных манипуляций с российской стороны — во всяком случае, это не будет делаться в открытой форме. Однако не стоит забывать, что Россия неоднократно демонстрировала несогласованную с партнерами «самостоятельность» в своих действиях. Приднестровье вряд ли станет исключением.

Очевидно, Украине придется услышать еще немало критики по поводу плана урегулирования. У украинских дипломатов по этому поводу ответ уже готов: лучше хоть что-то делать, чтобы дать новый ход мирному урегулированию.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ