Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №133(01.11.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Стратегическое партнерство с Россией неактуально

Белорусский рынок, 17 - 24 октября 2005 

Павлюк Быковский

Палата представителей приняла во втором чтении программный законопроект “Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь”. За данное решение проголосовали 104 из 110 депутатов. Проект станет законом, если получит одобрение Совета республики и будет подписан президентом.

Представляя 5 октября законопроект, заместитель председателя Комиссии по международным делам и связям с СНГ Анатолий Красуцкий отметил, что такой документ “принимается впервые в жизни нашей страны и в истории белорусского парламентаризма”. Беларусь первая из стран СНГ принимает законопроект об утверждении основных направлений политики. По мнению депутата, “это является закономерным, так как белорусская модель развития доказала свою состоятельность на просторах Содружества”.

До сих пор основные направления внутренней и внешней политики государства обозначались не законом, а озвучивались в обращении президента парламенту. Кроме того, президент 14 ноября 1996 г. своим указом утвердил Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., одобренные Всебелорусским народным собранием 19-20 октября 1996 г.

Кстати, эти самые основные направления стали официальным обоснованием для невключения одной из депутатских поправок в данный законопроект как принципиально искажающей белорусскую модель развития. Из чего, вероятно, следует, что и президентский указ, и утвержденные им Основные направления социально-экономического развития нашей страны продолжают действовать, хотя вроде бы регламентируют деятельность страны в минувшей пятилетке. С другой стороны, получается, что Палата представителей не хочет входить в противоречие с решениями Всебелорусского народного собрания, в свое время созванного президентом в противовес легитимному законодательному органу — Верховному Совету XIII созыва.

В таком случае, может быть, было достаточно одобренных Всебелорусским народным собранием Основных направлений социально-экономического развития? Пусть это и не предусмотренный Конституцией орган, пусть эти основные направления уже просроченные и не охватывают весь комплекс вопросов внутренней и внешней политики. Ведь как-то жили и без такого закона. Между тем Конституционный суд в посланиях о состоянии конституционной законности из года в год отмечал, что “до сих пор не приняты законы и иные нормативные акты, прямо оговоренные в Конституции или вытекающие из ее положений (программные законы об Основных направлениях внутренней и внешней политики...)”.

Кто провинился? До изменения в 1996 г. Основного Закона обязанность определять основные направления внутренней и внешней политики была прямо возложена на Верховный Совет, но тот из-за политических разногласий между депутатами не смог выйти на принятие соответствующего закона. Действующая ныне Конституция определяет, что именно правительство разрабатывает Основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации (ст. 107), президент гарантирует их реализацию (ст. 79), а к компетенции Палаты представителей отнесено рассмотрение проектов законов, “в том числе об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь” (ст. 97).

В общем, в 1996 г. обязанность определения внешней и внутренней политики переложили с плеч законодательной ветви власти на исполнительную, а у той все не доходили руки. В ноябре 2003 г. у правительства руки наконец дошли и до этого закона, документ был разработан и внесен в нижнюю палату Национального собрания. Для его изучения и доработки депутаты создали специальную комиссию.

20 декабря минувшего года Палата представителей приняла в первом чтении правительственный вариант данного законопроекта, но он имел и альтернативную версию, разработанную членами ныне несуществующей депутатской группы “Содействие экономическому развитию”. В ней содержались более конкретные нормы: активизация приватизационных процессов, защита частной собственности. По мнению правительства, проект депутатской группы был излишне детализирован, тем самым ограничивались возможности руководства Беларуси для политического маневра при проведении внутренней и внешней политики. В итоге альтернативная версия не нашла поддержки в Овальном зале. Вместе с тем часть предложений парламентариев была учтена при подготовке законопроекта ко второму чтению.

“Мы считаем своей безусловной победой, — призналась в интервью ”БР" депутат Ольга Абрамова, докладывавшая в минувшем году альтернативный законопроект от имени группы “Содействие экономическому развитию”, — то, что тезис о развитии предпринимательства, малого и среднего бизнеса перешел в правительственном законопроекте из раздела регионального развития в раздел целей и задач внутренней политики государства".

По словам О. Абрамовой, благодаря депутатам в правительственном законопроекте появился раздел об основных направлениях в сфере бюджетно-финансовой, налоговой и денежно-кредитной и валютной политики, появились такие сферы, как образование, туризм, космическая деятельность, новые нормы, касающиеся инвестиционно-структурной политики, здравоохранения, искусства, жилищных отношений.

Депутат рассказала, как члены группы “Содействие экономическому развитию” пытались договариваться с субъектом законодательной инициативы — Советом министров, отзывали свой проект в надежде, что правительство согласится учесть 14 предложений группы, вновь его вносили, так как Совмин отверг их все, затем работали в комиссии по подготовке законопроекта ко второму чтению и по отдельным позициям смогли доказать свою правоту.

5 октября на пленарное заседание Палаты представителей, кроме варианта, согласованного профильной комиссией, было вынесено пять поправок депутатов Ольги Абрамовой и Анны Буровой, “которые не поддержаны субъектом права законодательной инициативы, Администрацией президента Республики Беларусь и Комиссией по международным делам и связям с СНГ”.

Среди поправок была одна весьма принципиальная, которую О. Абрамова назвала самой важной в экономической сфере. За нее проголосовали лишь трое депутатов. Фактически к двум авторам поправки присоединился лишь один парламентарий. Речь шла о том, чтобы пункт “Основными направлениями институциональных преобразований являются” дополнить новым абзацем: “Постепенное сокращение сферы непосредственного государственного регулирования экономики с его последующим замещением саморегулирующимися рыночными механизмами управления”.

Вот тут-то и возникло обвинение в принципиальном искажении белорусской модели развития, одобренной Всебелорусским народным собранием в 1996 г.

Парламентарии согласились старины не рушить, новизны не вводить в этом принципиальном вопросе.

Они заняли невероятно осторожную позицию и в отношении стратегического партнерства с Россией. Кажется само собой разумеющимся, что если уж Беларусь строит с Россией Союзное государство, вроде бы намеревается вводить единую валюту и т. д., то уж не забудет указать в таком законе стратегическое партнерство с Россией. ЕС, Германия, Китай, США и многие другие страны часто говорят о стратегическом партнерстве с Россией, а вот ближайший союзник почему-то стесняется. О. Абрамова и А. Бурова предлагали среди задач внешней политики указать “развитие стратегического партнерства с Российской Федерацией в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г.”.

Комиссия по международным делам и связям с СНГ не поддержала предложение со ссылкой на президента: “...поскольку главой государства в качестве базового внешнеполитического и внешнеэкономического принципа определена многовекторность внешней политики Беларуси. В связи с этим представляется необоснованным искусственное зауживание всей внешней политики страны до отдельных внешнеполитических приоритетов (развитие стратегического партнерства Республики Беларусь и Российской Федерации, укрепление взаимовыгодного сотрудничества со странами СНГ, реализация Договора о коллективной безопасности и др.)”. Иными словами, само по себе партнерство не отрицается, но комиссия не считает необходимым закреплять его законом.

“Интеграция Беларуси и России развивается по мере вызревания необходимых политических и экономических предпосылок, — пишет комиссия. — Вряд ли целесообразно использование термина ”Союзное государство" в Законе РБ в условиях, когда институциональное устройство белорусско-российского интеграционного объединения юридически не закреплено в Конституционном акте".

Вопрос об отношениях с Россией заставил парламентариев задуматься, и кое-кто из них неожиданно оказался в оппозиции к правительству, Администрации президента и своей Комиссии по международным делам и связям с СНГ. 14 депутатов проголосовали за “российскую” поправку про Союзное государство, 87 — против.

Комментируя это в интервью “БР”, независимый политолог-международник Андрей Федоров сказал: “Думаю, что это в определенной степени является отражением состояния нынешних белорусско-российских отношений. Насколько известно, сейчас со стороны России идет довольно активное продавливание Конституционного акта в российской версии, с которой не вполне согласна белорусская сторона. Для того чтобы показать россиянам, что мы тоже не лыком шиты и нам есть что возразить, мы вот так их слегка ущипнули. Хотя все прекрасно понимают, что если возникнет необходимость, то ни на какой закон внимания обращаться не будет, и А. Лукашенко будет поступать так, как сочтет нужным”.

О. Абрамова, один из авторов поправки, не столь категорична: “Это отражает точку зрения комиссии, которая не реагирует на быстро меняющиеся условия. Решение привязано к конъюнктурной ситуации полуторагодичной давности. Дескать, вот не надо нам этого тезиса, когда у нас сложные, проблемные отношения на межгосударственном уровне по ряду конкретных вопросов. Комиссия встала на эту позицию, и при обсуждении в комиссии некоторые из участников даже высказывали предположение, что сегодня одни приоритеты у нас, завтра — другие”.

Посмотрим, какие у Беларуси приоритеты сегодня. В соответствии с законопроектом, Беларусь в своей внутренней политике исходит из того, что человек является высшей ценностью общества и государства и имеет право на гарантированные условия для свободного и достойного развития личности. Тут же декларируется поддержка трудовой и предпринимательской деятельности граждан и преодоление неоправданной дифференциации групп населения по доходам.

В своей внешней политике Беларусь исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

“Данный законопроект утверждается во исполнение соответствующих положений Конституции нашей страны. Мы считаем, что он принят навсегда и не должен меняться”, — сказал журналистам министр иностранных дел Сергей Мартынов. По мнению министра, этот документ “обеспечивает рамки и параметры”, а наполнение их практическими нормами может проходить через другие законодательные акты.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ