Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №133(01.11.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Кыргызстан: политические туры very important person - игра в одни ворота

21.10.2005. Слово Кыргызстана

Г. Жалкубаев,  главный эксперт Международного института
стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики.

Туризм - один из видов активного отдыха (путешествие, поход) в свободное от работы время.

Одним из обязательных признаков туризма является посещение. Туристы посещают континенты и страны, города, знаменитые местности и не менее знаменитые руины древних цивилизаций.

Для посещаемой страны туризм - желательное социальное, экономическое и даже политическое явление. Каждый турист вносит свой скромный вклад в доходную часть государственного бюджета. В целом это солидный доход. А туристическая мода и туристический бум являются надежными сигналами для серьезных инвестиций в экономику страны.

Каковы же цели и мотивы посещения?

В основном познавательные. Но есть и туристы, влекомые не только простым любопытством, но и честолюбивыми (знай наших!) и даже любовными помыслами.

Но если говорить не о туристических а профессиональных целях политических субъектов посещения, побывавших в Кыргызстане, то среди таковых следует остановить внимание на высших государственных чиновниках, прежде всего из КНР, РФ и США. Все они, посещая нашу страну, преследуют прежде всего цель по реализации национальных интересов своих государств. И, как правило, своего добиваются благодаря тому, что наши государственные мужи, понимая объективный характер столь пристального внимания к нашей стране, обусловленный известными преимуществами ее географического расположения, всегда идут им навстречу, внося тем самым весомый вклад в борьбу с международным терроризмом, исламским экстремизмом, торговлей наркотиками и живым товаром.

Возьмем для примера недавний вояж госсекретаря США уважаемой госпожи К. Райс. Цель посещения очевидна: сохранить американскую военную базу в нашей стране, ибо она играет важную роль в обеспечении национальных интересов США в Центральноевразийском регионе.

А результат?

"В процессе обсуждения широкого круга вопросов, касающихся сотрудничества в экономической и политической сферах, а также военно-технического взаимодействия, мы пришли к общему мнению". Президент Кыргызской Республики также заверил госпожу К. Райс в том, что "Силы Антитеррористической коалиции будут размещаться в "Манасе" до тех пор, пока ситуация в Афганистане не будет полностью стабилизирована, то есть пока там действуют миротворческие силы под эгидой ООН".

Получив все что, хотела, госсекретарь США вошла в самолет и растаяла в синем небе Кыргызстана легкой дымкой. А нам что оставила?

"Правительство США высоко ценит старания руководства Кыргызстана по созданию основы для конституционной и экономической реформы в стране и борьбы с коррупцией. ...США готовы помочь Кыргызстану в развитии экономики, уделяя особое внимание малому и среднему бизнесу, сельскому хозяйству".

Для такой мощной державы - весьма скромный набор возможностей. Почему, скажем, особое внимание сельскому хозяйству, а не развитию гидроэнергетики? Вопрос не риторический, ибо заставляет думать.

К. Райс отметила важность укрепления экономики Кыргызстана для развития Центральноазиатского региона в целом, включая Афганистан, назвала отличным сотрудничество с Кыргызстаном в борьбе с терроризмом, высоко оценила его поддержку присутствия Антитеррористических коалиционных сил в аэропорту "Манас", что способствует стабилизации обстановки в Афганистане.

Не обошлось и без доброго совета Президенту Кыргызской Республики: "Необходимо в ходе проведения Кыргызстаном своих политических и экономических реформ сохранять хорошие отношения с соседями. ...Нет необходимости выбирать, с кем налаживать лучшие отношения - с Россией или Америкой, поскольку у США хорошие отношения с Россией. Кыргызстан и Соединенные Штаты - сильные партнеры и это партнерство будет только углубляться".

- И это все? - спросит продвинутый в политическом плане читатель "СК", которому в 1990 году было, 25-30 лет и который устал, от 15-летнего ожидания хороших перемен и заверений VIP-визитеров "в готовности помочь Кыргызской Республике в развитии экономики", а его дети уже свыклись с идеей получения российского гражданства и эмиграцией.

Примерно по такому же сценарию прошли и визиты российских и китайских высших государственных чинов. Все они уезжали с чувством успешно выполненного долга, оставляя взамен щедрые обещания, подкрепленные в последующем "крохами" различного рода материальной помощи и малозначительными в основном проектами. Если говорить о весомых, то хватит пальцев одной руки, чтобы их пересчитать.

А что говорят и думают по этому поводу представители политического класса Кыргызстана?

К примеру, бывший депутат парламента, отвечая на вопрос радиожурналиста, сравнил американскую военную базу в Кыргызстане с курочкой, несущей золотые яйца, что, естественно, приносит нам хороший доход. И сам собою делается вывод: резать ее, извините, ликвидировать базу, нельзя.

А представитель неправительственных организаций заботится о том, чтобы Кыргызстан попал в число государств, которые получают помощь по линии американской программы "Счет вызовов тысячелетия". В противном случае потеряем 300 млн. долларов. Чтобы этого не случилось, мы должны, полагает госпожа К. Райс, обеспечить "хорошее управление, привлечение инвестиций в образование, медицину, также очень важна борьба с коррупцией - это одно из главных условий для вступления в программу".

Столь низкий уровень притязаний независимых политиков напоминает мне потребности известного литературного героя. Ему "нравилась" сумма 5 тыс. рублей в год. Какая же сумма может "понравиться" нашему государству в качестве вознаграждения за переданный первому антитеррористическому интернационалу во временное владение и пользование части территории аэропорта "Манас"? И можно ли вообще говорить о плате за аренду, когда речь идет о борьбе с международным терроризмом?

По словам госпожи К. Райс, Соединенные Штаты и Кыргызстан - сильные партнеры. Выражение - верх комплиментарности. К сожалению, наше государство таковым не является. Мешает комплекс "бедного родственника", привыкшего довольствоваться малым, который "стесняется" заявить о своих первостепенных потребностях и интересах.

Согласно справке госдепартамента США, общая помощь американского правительства, оказанная Кыргызской Республике с 1992 года, составила 792,2 млн. долларов США ("СК", 14 октября 2005 года). В основном эта помощь носила и продолжает носить гуманитарный характер. И значение ее нельзя умалять. Как говорится, в хозяйстве каждая веревочка пригодится. Для сравнения скажу, что в бюджет Киргизской ССР из союзного бюджета поступало 500 млн. руб.

Если учитывать экономические возможности США, не говоря уже о совместном экономическом потенциале стран Антитеррористической коалиции, то в отношениях с Кыргызстаном правительства этих государств должны осознать необходимость перехода от оказания гуманитарной и технической помощи к осуществлению серьезных инвестиционных проектов. Визиты государственных very important person в Кыргызстан не должны носить характера "политической игры в одни ворота". И госпожа К. Райс в свой следующий политтур по странам Центральноевразийского региона, очевидно, включит в свою команду ответственного представителя корпорации General Electric, который может начать переговоры с правительством Кыргызской Республики о строительстве ГЭС в любом из более чем двадцати подходящих створов реки Нарын. В случае заключения такого соглашения взлет-посадка самолетов Антитеррористической коалиции станет, несомненно, бесплатной!

Достигнутая Президентом Кыргызской Республики договоренность с президентом Российской Федерации о привлечении достаточного объема инвестиций для строительства Камбаратинских ГЭС говорит о том, что дальнейшее освоение гидроэнергетических ресурсов Кыргызстана не может не представлять интереса для США, России и Китая. Стабилизация политической ситуации в Афганистане требует усиления не столько военной, сколько гуманитарной составляющей действий Сил Антитеррористической коалиции в Афганистане. Организация поставки электроэнергии в Афганистан из Кыргызстана и Таджикистана станет для афганского народа реальным доказательством стремления государств-участников коалиции к восстановлению экономики страны, ликвидации бедности населения. Эти и другие практические шаги в конечном итоге приведут к прекращению производства опиума-сырца, позволят выбить почву из-под ног адептов терроризма и идеологов всемирного джихада неверным.

В число сильных партнеров наше государство войдет лишь тогда, когда мы начнем ставить удовлетворение интересов наших сильных партнеров в зависимость от удовлетворения экономических интересов Кыргызстана. В данном случае - необходимость увязать стремление США сохранить военную базу в Кыргызстане с интересом Кыргызстана в осуществлении проектов развития гидроэнергетического строительства на реке Нарын. К сожалению, результаты визита госсекретаря США - свидетельство упущенной возможности использовать его в наших интересах. Это еще один политический "гол в наши ворота".

И все же есть основания для оптимизма. В одном из своих интервью Президент Кыргызстана заявил: "Вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания военных контингентов стран Антитеррористической коалиции на территории Кыргызстана будет рассматриваться с учетом дальнейшего развития ситуации в Афганистане, национальных интересов республики, а также наших международных обязательств".

Словом, все еще впереди.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ